Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Оценка 4.9
Документация
docx
окружающий мир
3 кл
17.08.2018
Рабочая программа разработана на основе Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи¬тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования («Сборник рабочих программ», Москва, Просвещение, 2011) и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».(УМК «Школа России»)Рабочая программа разработана на основе Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи¬тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования («Сборник рабочих программ», Москва, Просвещение, 2011) и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».(УМК «Школа России»)
рабочая программа.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Андринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Согласовано:
На методическом Совете
Зам. директора по УР
Утверждаю:
Директор Школы
Протокол №_____
___________ Грогуленко М.А.
____________ О.М. Федоренко
От «___» «__________» 2016г.
«___» «__________» 2016г.
Приказ № ______ от«___» «_________»2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир"
для учащихся 3 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Автор рабочей программы Емельянова Ольга Юрьевна
Квалификационная категория первая
Составлена на основе примерной программы А.А. Плешаков «Окружающий мир» 14
классы.Москва, издательство «Просвещение» 2011 г. Программа для ОУ 14 классы,
рекомендованной МО РФ
УчебникОкружающий мир, А.А.
Плешаков М: Просвещение, 2014
, рекомендовано МО РФ
Количество часов в неделю 2Количество часов в году 68
г.п. Андра
20162017 учебный год
1 Название раздела
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Общая характеристика учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса
Специфика предмета
Основные содержательные линии курса в 3 классе
Виды и формы организации учебного процесса
Место курса в учебном плане
Учебно – тематический план в 3 классе
Система диагностики. Проверка и оценка усвоения программы.
Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Учебнометодическое обеспечение дисциплины
Материально – техническое обеспечение дисциплины
Содержание
Номер страницы
3
3 4
4 6
6
7
7 11
12 13
14
14 15
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего
образования, Примерных программ начального образования («Сборник рабочих программ»,
Москва, Просвещение, 2011) и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
(УМК «Школа России»), а также на основании:
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования»;
Приказа Минобразования и науки РФ от 30.08.2010года № 889 «О внесении изменений в
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004
года № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ
Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 363);
Приказа МО РФ от 06.10.09г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобразования РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Минобразования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20122013
учебный год»;
Информационного письма «О применении в период введения федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования приказа Департамента
образования и науки ХантыМансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99 «Об
утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений ХантыМансийского автономного округаЮгры, реализующих
программы общего образования»» от 17.05.2011 № 3598/11
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного
опыта общения с людьми и природой;
формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически
и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
3 Основнымизадачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит интеграция (курс
«Экология для младших школьников» и курс «Основы безопасности жизнедеятельности),
которая реализуется на уроках окружающего мира. Основным является курс «Мир вокруг
нас», на изучение остальных курсов отводится 1015 минут от общего времени урока. Если
темы курсов не просто близки, а полностью совпадают, то они изучаются в единстве на
протяжении всего урока.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и
социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму
природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот
материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей:
физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин.
В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально
гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями
младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования
системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма,
опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского
общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз
вития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и
социальногуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу,
без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего
поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве,
воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных
оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо
родной страны и планеты Земля.
4 Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для
формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с
другими предметами начальной школы значительную роль в духовнонравственном развитии и
воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа
для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет
«Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения,
русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рациональнонаучному и эмоционально
ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение
представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса
к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у нихлюбви к своему
городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих
идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие
природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание
уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое
рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно
существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её
реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и
отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания
детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей
взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики,
истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения
не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию
народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый
подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных
способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы
обучения с применением системы средств, составляющих единую информационнооб
5 разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги,
моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса
важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация
посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы,
обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия
могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое
значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности
учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к
которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для
начальной школы атласаопределителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем
(моделей);
3) экологоэтическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру
природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм
и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по
экологической этике.
Неотъемлемой частью предмета «Окружающий мир» является курс «Экология для
младших школьников».
Целью данного курса является формирование ответственного
отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, принятых
в нашем обществе. Ответственное отношение является показателем гражданской активности и
сознательности личности, которое проявляется в реальных делах и поступках человека, не
допускающего возникновения негативных последствий в окружающей среде, приносящих ущерб
ей и здоровью людей.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у
учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и
безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и
оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы
защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само и
взаимопомощь. Главное здесь – научить детей избегать необоснованного риска, замечать
опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать
быстро и грамотно.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и
за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого
процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или
иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также
стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми,
поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и
конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от
взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
6 • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её
форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество
как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к
России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и
жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно
и социальнонравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Специфика программы
имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического
образования в современных условиях;
имеет ярко выраженный интегративный характер;
соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
даёт обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук,
необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основные содержательные линии курса:
Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествие по городам и странам
Как устроен мир: природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности!
Эта удивительная природа: тела, вещества, частицы; разнообразие веществ; воздух и его
охрана; вода; превращение и круговорот воды; берегите воду!; как разрушаются камни?; что
такое почва?; разнообразие растений; солнце, растения и мы с вами; размножение и развитие
растений; охрана растений; разнообразие животных; кто что ест?; невидимая сеть и невидимая
пирамида; размножение и развитие животных; в царстве грибов; великий круговорот жизни;
Мы и наше здоровье: организм человека; органы чувств; надёжная защита организма; опора тела
и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни; здоровый
образ жизни;
7 Наша безопасность: огонь, вода и газ; чтобы путь был счастливым; дорожные знаки; опасные
места; о молниях, змеях, собаках и прочем; экологическая безопасность;
Чему учит экономика: для чего нужна экономика; три кита экономики; полезные ископаемые;
растениеводство; животноводство; какая бывает промышленность?; что такое деньги?;
государственный бюджет; семейный бюджет; экономика и экология;
Путешествие по городам и странам: золотое кольцо России; наши ближайшие соседи; на
севере Европы; что такое Бенилюкс?; в центре Европы; путешествие по Франции и
Великобритании; на юге Европы; по знаменитым местам мира.
Виды и формы организации учебного процесса
Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 14 классах отводится 270 часов (по 2 часа в
неделю). В 3 классе 68 часов.
Рабочая программа сохраняет основное тематическое количество часов, предложенное
автором Плешаковым А.А.(68 часов).
Учебнотематический план в 3 классе
Наименование разделов и тем
Эта удивительная природа
№
1 Как устроен мир?
2
3 Мы и наше здоровье
4 Наша безопасность
5 Чему учит экономика?
6 Путешествия по городам и странам
Всего часов
6
18
10
7
12
15
68
Итого:
Как устроен мир – 6 часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
8 Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома
человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с
помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием
человека.
Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа – 18 часов
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды.
Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники
загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее
использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании
почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение
почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и
жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные
животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир.
Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и
несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана
грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмыпроизводители,
организмыпотребители и организмыразрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды,
очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений,
определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными;
распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.
Мы и наше здоровье – 10 часов
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса,
осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании..
Опорнодвигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и
физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
9 Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в
организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных
продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой
помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ
различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность – 7 часов
предупреждающие,
Основные группы дорожных знаков:
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке
газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде,
автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного
движения.
запрещающие,
предписывающие, информационно указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме –
источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы.
Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды.
Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от
продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика – 12 часов
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства
товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и
здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её
основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность,
пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная
плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит
деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как
пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение.
Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
10 Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых;
знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений;
знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам – 14часов
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности,
охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных
стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных
стран (например, ТаджМахал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого
человека.
Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Повторение 1 часа
Чему учит экономика.
Путешествие по городам и странам.
Система диагностики.
Проверка и оценка усвоения программы
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы,
которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные
практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
применять
комплексные
Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать
простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных
источников,
знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса,
наблюдений, тестов и практических работ.При письменной проверке знаний по предметам
естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные
работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с
недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразны тестовые задания
типа:
поиск ошибки;
выбор ответа;
продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в
дальнейшей
учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями
природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные
ответы
вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
11
индивидуальный
поставленные
продвижения
работе
темп
на
все сам при указании на
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты
ученик легко исправляет
них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но
допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе,
затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями
природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с
помощью
учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка
тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала
по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для
повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней
трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная
работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил
достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как
один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 1015
минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 12
задания, аналогичные включенным в тест,и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 60% 60 77%
менее 17 баллов
"2"
77 90%
90 100%
18 22 балла 23 26 баллов 2730 баллов
"3"
"4"
"5"
Контрольно измерительные материалы
№ урока
Вид работы
По теме
Проверочная работа № 1
Природа в опасности. Охрана природы.
Проверочная работа № 2
Тела, вещества, частицы.
Проверочная работа № 3
Вода и жизнь. Свойства воды.
Проверочная работа № 4
Разнообразие растений.
Проверочная работа № 5
Солнце, растения и мы с вами.
Проверочная работа № 6
Размножение и развитие растений.
Проверочная работа № 7
Кто что ест?
Проверочная работа № 8
Размножение и развитие животных.
Проверочная работа № 9
Надёжная защита организма.
Проверочная работа № 10
Проверочная работа № 11
О дыхании, о движении крови.
Умей предупреждать болезни.
12 Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся должны знать:
что человек – часть природы и общества;
понятия: тела, вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды, что такое круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между
растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека,
отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы,
правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила
противопожарной безопасности; основы экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и
промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с
Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа определителя; различать
представителей наиболее распространённых в данной местности растений и животных,
съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические
работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
выполнять правила личного поведения на природе, обосновывать их необходимость;
выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при
небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и
их столицы.
13 №
п/п
1
Учебно –методическое обеспечение дисциплины
Авторы
Название
Год
Издательство
А.А.Плешаков
Сборник рабочих программ «Школа
2011
России»
издания
Москва
«Просвещение»
14 14 классы
2
3
4
5
7
8
Е.М. Тихомирова
Тесты по окружающему миру (в 2
2013
Москва «Экзамен»
частях)
А.А. Плешаков
Окружающий мир. Учебник для ОУ
2013
А.А. Плешаков
Рабочие тетради по предмету в 2х
2013
частях
Г.С. Ковалёва,
О.Б. Логинова
Планируемые результаты начального
2010
общего образования
А.А. Плешаков
От земли до неба: Атласопределитель
2012
для учащихся начальных классов
А.А. Плешаков
Окружающий мир. 2 класс. Электронное
интерактивное приложение к учебнику
2012
Список литературы
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
Москва
«Просвещение»
1.
Я иду на урок в начальную школу. Книга для учителя.
2002
Москва: «Первое
2. Сборник проектных задач. Работаем по новым стандартам.
2012
сентября»
Москва
«Просвещение»
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование
целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений,
формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально
ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих
принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе
формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей
различных систематических групп; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных
органов и др.;
географические и исторические карты;
предметы, представляющие
быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
мультимедийное оборудование
15 компьютер
медиапроектор
весы
мензурки
посуда
складные лупы
Коллекция ЦОР
Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school
collection.edu.ru/)
набор энциклопедий для младших школьников
измерительные приборы
раздаточный материал
16
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.