Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Оценка 4.9
Документация
docx
окружающий мир
4 кл
14.08.2018
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России
Данный материал представляет собой рабочую программу по окружающему миру, составленную для обучающихся четвертого класса по программе Школа России. Программа использовалась и используется в образовательной организации МКОУ "Андринская СОШ" В ходе изучения данного курса дети получают основные представления о окружающей нас природе, человеке и тд.Данный материал представляет собой рабочую программу по окружающему миру, составленную для обучающихся четвертого класса по программе Школа России. Программа использовалась и используется в образовательной организации МКОУ "Андринская СОШ" В ходе изучения данного курса дети получают основные представления о окружающей нас природе, человеке и тд.
рабочая программа по окружающему миру.docx
Муниципальное   казенное общеобразовательное учреждение «Андринская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено: Согласовано: На методическом Совете Зам. директора по УР Утверждаю: Директор Школы Протокол № 1 ___________Грогуленко М.А. ____________  О.М. Федоренко От «28» «августа» 2017 г «28» «августа» 2017г Приказ № 167­од   от«29» «августа» 2017г  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета    «Окружающий мир" для учащихся  4 класса с 1 сентября 2017 года по 1 сентября  2018 года Автор рабочей программы      Емельянова О.Ю.                                                                                       ФИО учителя Квалификационная категория    первая Составлена на основе примерной программы  А.А. Плешаков  «Окружающий мир» 1­4 классы. «Просвещение» 2011 г. Программа для ОУ 1­4 классы, рекомендованной МО РФ                                                         (название авторской (примерной) программы, гриф, издательство и год издания)         Москва, издательство Учебник     Окружающий мир, А.А.   Плешаков М: Просвещение, 2014    , рекомендовано МО РФ   (название учебника, автор, гриф, издательство и год издания) Количество часов в неделю 2ч                                                      Количество часов в году    68ч г.п. Андра 1 Номер страницы 3 3­4 4­6 2017 ­ 2018 учебный год Содержание Название раздела Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Общая характеристика учебного предмета Место курса в учебном плане Ценностные ориентиры содержания курса    Специфика предмета Планируемые результаты изучения учебного предмета  Система диагностики. Проверка  и оценка усвоения программы. Виды и формы организации учебного процесса Учебно – тематический план в 4 классе Основные содержательные линии курса в 4 классе Учебно­методическое обеспечение дисциплины Материально – техническое обеспечение дисциплины 6 6­7 7­8 8­9 9 10 10 10­14 15 15­16 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России,   Планируемых   результатов   начального   общего образования, Примерных программ начального образования («Сборник рабочих программ», Москва, Просвещение, 2011) и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». (УМК «Школа России»), а также на основании:  Федерального   базисного   учебного   плана   и   примерных   учебных   планов     для общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных   планов   для   общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации, реализующих программы общего образования»;  Приказа Минобразования и науки РФ от 30.08.2010года № 889 «О внесении изменений в Федеральный   базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  Федерального   государственного   стандарта   начального   общего   образования   (Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 363);  Приказа   МО   РФ   от   06.10.09г.   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в     действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Минобразования РФ от 22.12.2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;  Приказа   Минобразования   РФ   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы   общего   образования   и   имеющих   государственную   аккредитацию,   на   2012­2013 учебный год»;  Информационного   письма   «О   применении   в   период   введения   федеральных государственных   образовательных   стандартов   общего   образования   приказа   Департамента образования и науки Ханты­Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 №99 «Об утверждении   регионального   базисного   учебного   плана   и   примерных   учебных   планов   для образовательных   учреждений   Ханты­Мансийского   автономного   округа­Югры,   реализующих программы общего образования»» от 17.05.2011 № 3598/11   Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих  целей: 3 — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления   ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ­   формирование   бережного   отношения   к   богатствам   природы   и   общества,   навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде — духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)   формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населённому   пункту,   региону,   в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3)   формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4)   формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Общая характеристика учебного предмета Специфика   курса   «Окружающий   мир»   состоит   в   том,   что   он,   имея   ярко   выраженный интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере   природоведческие,   обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство   с   началами   естественных   и   социально­гуманитарных   наук   в   их   единстве   и взаимосвязях   даёт   ученику   ключ   (метод)   к   осмыслению   личного   опыта,   позволяя   сделать явления   окружающего   мира   понятными,   знакомыми   и   предсказуемыми,   найти   своё   место   в ближайшем   окружении,   прогнозировать   направление   своих   личных   интересов   в   гармонии   с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное  благополучие.  Курс  «Окружающий  мир»  представляет   детям  широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал   будет   изучаться   дифференцированно   на   уроках   различных   предметных   областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В   рамках   же   данного   предмета   благодаря   интеграции   естественно­научных   и   социально­ гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы   позитивных   национальных   ценностей,   идеалов   взаимного   уважения,   патриотизма, опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   и   общекультурное   единство   российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­ вития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без   которой   невозможно   формирование   позитивных   целевых   установок   подрастающего поколения.   Курс   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в   формировании   личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает   нравственно   и   духовно   зрелых,   активных,   компетентных   граждан,   способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. 4 Значение   курса   состоит   также   в   том,   что   в   ходе   его   изучения   школьники   овладевают основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании   личности,   формирует   вектор   культурно­ценностных   ориентации   младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для  широкой реализации межпредметных связей  всех дисциплин  начальной школы.  Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рационально­научному   и   эмоционально­ ценностному постижению окружающего мира. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение  представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему  городу (селу), к своей Родине.  Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы   и   культуры,   видов   человеческой   деятельности,   стран   и   народов.   Особое   внимание уделяется   знакомству   младших   школьников   с   природным   многообразием,   которое рассматривается   и   как   самостоятельная   ценность,   и   как   условие,   без   которого   невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей,   анализируется   положительное   и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми   единства   природы   и   общества,   целостности   самого   общества,   теснейшей взаимозависимости   людей   имеет   включение   в   программу   сведений   из   области   экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение   к   миру   —   это   своего   рода   формула   нового   отношения   к   окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход,   обеспечивающий   «открытие»   детьми   нового   знания   и   активное   освоение   различных способов   познания   окружающего.   При   этом   используются   разнообразные   методы   и   формы 5 обучения   с   применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­об­ разовательную   среду.  Учащиеся  ведут  наблюдения  явлений   природы   и  общественной  жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие   задания.   Проводятся   дидактические   и   ролевые   игры,   учебные   диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной   практической   деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы   работы, обеспечивающие   непосредственное   взаимодействие   ребёнка   с   окружающим   миром.   Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В   соответствии   с   названными   ведущими   идеями   особое   значение   при   реализации программы   имеют   новые   для   практики   начальной   школы   виды   деятельности   учащихся,   к которым относятся:  1)   распознавание   природных   объектов   с   помощью   специально   разработанного   для начальной школы атласа­определителя;  2) моделирование  экологических связей с помощью графических и  динамических схем (моделей);  3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный   курс   «Окружающий   мир»   занимает   особое   место   среди   учебных   предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной   форме   и   после   их   окончания,   во   внеурочной   деятельности.   Учителю   следует   также стремиться   к   тому,   чтобы   родители   учащихся   в   повседневном   общении   со   своими   детьми, поддерживали   их   познавательные   инициативы,   пробуждаемые   на   уроках.   Это   могут   быть   и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в 1­4 классах отводится 270 часов (по 2 часа в  неделю). В 4  классе ­ 68 часов  Рабочая программа сохраняет основное тематическое количество часов, предложенное  автором Плешаковым А.А.(68 часов). Ценностные ориентиры содержания курса    •   Природа   как   одна   из   важнейших   основ   здоровой   и   гармоничной   жизни   человека   и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. 6 • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. •   Человечество   как   многообразие   народов,   культур,   религий.   в   Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •   Семья   как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. •   Здоровый   образ   жизни   в   единстве   составляющих:   здоровье   физическое,   психическое, духовно ­ и социально­нравственное. •   Нравственный   выбор   и   ответственность   человека   в   отношении   к   природе,   историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Специфика программы  имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;  имеет ярко выраженный интегративный характер;  соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;  даёт   обучающемуся   материал   естественных   и   социально­гуманитарных   наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В содержании программы 4 класса в центре внимания находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Россия рассматривается как часть глобального мира, а ее граждане, ­ как часть человечества. В теме «Земля и человечество» учащиеся смотрят на мир глазами астронома, географа,   историка,   эколога.   Тема   «Природа   России»   знакомит   учеников   с   разнообразием природы   России.   В   теме   «Наш   край   –   часть   большой   страны»   изучаются   формы   земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, экономика, охрана природы края, где живут учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной истории» формирует у  детей  представления  об  основных  эпохах  в развитии  человека.  Тема  «Страницы  истории Отечества»   знакомит   четвероклассников   с   историей   родной   страны,   с   наиболее   важными историческими событиями и яркими историческими личнистями.  УМК   обеспечивает   существенное   развитие   у   учащихся   речи   и   познавательных   процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.  Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного   материала,   сохранить   интерес   у   учащихся   к   предмету,   обеспечить   успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.     7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА    К концу 4 класса учащиеся будут  знать:       Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;       способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;       что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории;  особенности исторической карты;       некоторые современные экологические проблемы;       природные зоны России;       особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые,  водоемы, природные сообщества;       исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время,  Новейшее время;       важнейшие события и великих людей отечественной истории;       государственную символику и государственные праздники современной России; что такое  Конституция; основные права ребенка.       Учащиеся будут  уметь:       распознавать природные объекты с помощью атласа­определителя; различать важнейшие  полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного  водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных  своего края;       проводить наблюдения природных тел и явлений;       в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с  точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных  изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия  человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;       приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;       соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;       приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной  истории;       приводить примеры народов России;       самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по  определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде  сообщения, рассказа;       применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание  иллюстрации;       владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты Система диагностики. Проверка и оценка усвоения программы Для   контроля   и   оценки   знаний   и   умений   по   предметам   этой   образовательной   области используются индивидуальная и фронтальная устные  проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. 8 Основная цель контроля ­ проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать  простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса,  наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно­научного и обществоведческого  направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного  обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной  речи учащихся. Целесообразны тестовые задания типа: ­ поиск ошибки; ­ выбор ответа; ­ продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в  дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся. Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,  используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями  природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные  ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,  установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении  фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты  ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но  допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями  природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с  помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного  материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала  по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для  повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней  трудности.  Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная  работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил  достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как  один из вариантов оценивания: "ВЫСОКИЙ" ­ все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" ­ все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" ­ выполнены отдельные задания. Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10­15  минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1­2  задания, аналогичные включенным в тест,  и выполнить их вместе с учащимися. Виды и формы организации учебного процесса 9  Уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы.   Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Учебно­тематический план  в 4 классе Тема раздела Кол­во часов по программе Земля и человечество Природа России Родной край – часть большой страны Страницы всемирной истории Страницы истории Отечества Современная Россия Всего 9 10 15 5 20                        9 68 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ч)      Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные ела: звезды, планеты и спутники  планет. Земля ­ планета Солнечной системы. Луна ­ естественный спутник Земли. Движение  Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо ­  великая «книга» природы.      Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и  географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую  природу.      Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.  Историческая карта.      Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических  проблемах планеты. Охрана окружающей среды ­ задача всего человечества.     Международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная  Красная книга. 10 Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической жарте; знакомство с историческими картами. ПРИРОДА РОССИИ (10 ч)      Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки  нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).      Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона  степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой  из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных  природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными  условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений  и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к  природе в местах отдыха населения.          Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.      Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе  хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;  поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных  экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к  условиям жизни. РОДНОЙ КРАЙ ­ ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (15 ч)      Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае.  Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края  (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с  оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека.    Изменение водоемов в  результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.   Полезные ископаемые  нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана  недр в нашем крае.      Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана  почв в нашем крае.      Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и  животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных  сообществ.      Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта  культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для  сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.      Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота,  свиноводство, птицеводство, ры боводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание  в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными  пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных  ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров  растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа­определителя; знакомство с  культурными растениями края. 11 СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 ч)      Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное  общество. Древний мир; древние сооружения ­ свидетельства прошлого. Средние века; о чем  рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.  Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные  дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.  Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание  человечеством ответственности за сохранение мира на планете. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА (20 ч)      Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,  нравы, верования.Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси.  Княжеская власть. Крещение Руси. Русь ­ страна городов. Киев ­ столица Древней Руси.  Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней  Руси.      Наше Отечество в XIII­XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­ западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья ­  собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование  единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.      Наше Отечество в XVI­XVII вв. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг  Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых.  Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI­XVII вв.      Россия в XVIII в. Петр Первый ­ царь­преобразователь. Новая столица России ­ Петербург.  Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век  русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.      Россия в XIX ­ начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И.  Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­ начале  XX в.      Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне Николай Второй ­ последний  император России. Революции 1917 г. Гражданская война Образование СССР. Жизнь страны в  20­30­е гг. Великая Отечественная война 1941 ­ 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День  Победы ­ всенародный праздник.      Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника  Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».      Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России XX в.      Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц,  в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 ч)      Мы ­ граждане России. Конституция России ­ наш основной закон. Права человека в  современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.      Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.      Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.      Многонациональный состав населения России. 12 Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр  Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,  исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. На выполнение практической части программы отводится 20 ч. Экскурсий – 4. Экскурсии в разделе: 1. 2. 3. 4. Экскурсия. Знакомство с растениями и животными  леса, их распознавание в  природных условиях с помощью атласа ­ определителя. Экскурсия. Знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в  природных условиях с помощью атласа ­ определителя. Жизнь пресного водоема.  Экскурсия. Знакомство с растениями и животными   пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа ­  определителя. Великая война и великая Победа Экскурсия. Знакомство с историческими достопримечательностями родного края Программа содержит 20 практических работ: из них 9 работ – обязательных, остальные 11 работ обучающиеся выполняют дома. Практические работы: 1. Звездное небо – великая книга Природы Пр.р. Знакомство с картой звёздного неба. 2. Мир глазами географа.  Пр.р. Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и  географической карте. 3. Мир глазами историка. Что такое история? Пр.р. Знакомство с  историческими картами. 4. Сокровища Земли под охраной человечества. Пр.р. Знакомство с  историческими картами. Работы, которые оцениваются                 5. 6. 7. 8.  Равнины и горы России. Пр.р. Поиск и показ на физической карте   географических объектов.               +  Моря, озера и реки России. Пр.р. Поиск и показ на физической  карте географических объектов.  Зона Арктических пустынь. Пр.р. Поиск и показ  объектов на  карте  природных зон России. Тундра. Природа тундры.  Пр.р. Поиск и показ  объектов на карте  природных зон России.              +               + 9. Леса России. Пр.р. Рассматривание гербарных экземпляров                  13 растений, выявление признаков их приспособленности к условиям   жизни 10. Лес и человек.  Пр.р. Поиск и показ на карте природных зон  России   географических объектов. Работа с гербариями 11. Зона степей. Природа степей.  Пр.р. Поиск и показ объектов на  карте природных зон России. Работа с гербариями.               +                + 12. Пустыни. Пустыня и человек. Пр.р. Поиск и показ  объектов на карте природных зон России. 13. У Черного моря.  Пр.р. Поиск и показ  объектов на карте  природных  зон России.  Наш край.  Пр.р. Знакомство с картой края. 14. 15. Наши подземные богатства. Пр.р. Рассматривание  образцов  полезных ископаемых своего края, определение их свойств. 16. Жизнь леса. Пр.р. Рассматривание гербарных экземпляров  растений  различных сообществ                             +              + 17. Растениеводство  в нашем крае. Пр.р. Знакомство с культурными  растениями края. 18. Незаметные защитники урожая. Пр.р. Знакомство с культурными               + 19. растениями края.  Во времена Древней Руси. Пр.р.  Найти и показать объекты на  исторических картах. 20. Путешествие по России.  По Волге. По югу России.  Пр.р. Найти и              + показать  объекты на исторических картах 14 № п/п 1 2 3 4 5 7 8 Учебно – методическое обеспечение дисциплины Авторы Название Год  Издательство А.А.Плешаков  Сборник рабочих программ «Школа 2011 издания России» 1­4 классы Москва «Просвещение» Е.М. Тихомирова Тесты по окружающему миру  (в 2 2014 Москва «Экзамен» частях) А.А. Плешаков Окружающий мир. Учебник для ОУ 2014 А.А. Плешаков Рабочие тетради по предмету в 2­х 2014 частях Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова Планируемые результаты начального 2010 общего образования А.А. Плешаков  От земли до неба: Атлас­определитель 2012 для учащихся начальных классов А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Электронное интерактивное  приложение к учебнику  2012 Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» Москва «Просвещение» 15 Список литературы для учителя 1. Я иду на урок в начальную школу.  Книга для учителя. 2002 Москва: «Первое 2. Сборник проектных задач. Работаем по новым стандартам. 2012 сентября» Москва «Просвещение» Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Средства обучения:  гербарии;   коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;  географические и исторические карты;   предметы,   представляющие     быт   традиционной   и   современной   семьи,   её   хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.   мультимедийное оборудование    компьютер   медиапроектор   Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school­ collection.edu.ru/)  набор энциклопедий для младших школьников раздаточный материал    16

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018