ОСНОВНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) 5 КЛАСС количество часов :17 ч. В программу входят такие разделы: Пояснительная записка. Содержание учебного предмета. Календарно- тематическое планирование.
окружающий мир.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3
Принята на педагогическом совете
протокол № 2 от 30.08.2016г.
«Утверждаю»
директор школы:
_____________Т.В. Кошкарова
приказ № 125 от _31.08.2016г.
ОСНОВНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ДЕТЕЙИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)
5 КЛАСС
количество часов: 17 ч.
Составитель: Тараненко Екатерина Алексеевна 2016 г
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (человек, природа, общество)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптивная рабочая программа по окружающему природному миру для детей с глубокой (умеренной) умственной отсталостью
разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
Основой для разработки послужила Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно
отсталых обучающихся. Составитель Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
Учебник для реализации данной рабочей программы.
Рабочая программа по окружающему природному миру для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида составлена с использованием учебника Живой мир. 1 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/Н.Б.Матвеева,
М.С. Котина, Т.О. Куртова.3е изд. М.: Просвещение, 2013.95 с.:ил. Данный учебник включен в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Общая характеристика учебного предмета.
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный
программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения –формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного
отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о
цикличности в природе –сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать
общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о
среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи
между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся
условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями,
ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др.
Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у детей с
ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его
строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок
знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы).
Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол,
консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИОП: узнавание гриба, различение
частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы
переработки грибов. Материальнотехническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения
и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео,
фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по
уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными
объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие
формированию у детей доступных представлений о природе; аудиои видеоматериалы, огород, теплица и др.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Растительный мир.
Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива,
каштан).Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви).Представление об
овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец).Представление о ягодах (смородина,
клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).Представление о грибах (белый гриб, мухомор,
шампиньон, вёшенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).Представление о травянистых растениях (цветах) (астра,
гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион).Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, базилик,
кориандр, мята (мелисса, перечная)). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними,
значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо,
ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза).
Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений
в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка,
засол и др.).
Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот,
собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в
природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в
природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о
птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о
рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыбаёж, скат).
Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела,
таракан).Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о
значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе.
Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит,
золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Временные представления.
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна,
лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня.
Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь,
часы).
6.1. Календарнотематическое планирование по окружающему миру
2016/2017 уч. год, 0,5 час в неделю
1 четверть 4часа.
Название темы, разделов.
Количество
часов
Дата
проведения
Словарные слова
Представление о растениях, деревьях.
Представление о фруктах, овощах.
Представление о домашних животных.
Представление о почве и воде.
1ч
1ч
1ч
1ч
7/09
21/09
5/10
19/10
(дерево, куст,
трава)
(персик, абрикос)
(корова, лошадь)
Название темы, разделов.
Количество
часов
Дата
проведения
Словарные слова
2 четверть 4 часа
Представление о ягодах и грибах.
1ч
9/11
(смородина)
№
п/п
1
2
3
4
№
п/п
1 2
3
4
Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного
пояса
Представление об огне и воздухе.
Представление о времени года зима.
1ч
1ч
1ч
23/11
7/12
21/12
(белый медведь)
Название темы, разделов.
Количество
часов
Дата
проведения
Словарные слова
3 четверть – 5 часов
Представление о пряных травянистых растениях.
Представление о домашних птицах.
Представление о земле и небе.
Представление о реке.
Представление о времени года – весна.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
18/01
1/02
15/02
1/03
15/03
(петрушка, укроп)
(утка, гусь)
(река Волга)
Название темы, разделов.
Количество
часов
Дата
проведения
Словарные слова
4 четверть – 4 часа
Представление о зерновых культурах.
Представление о перелетных и водоплавающих птицах.
1ч
1ч
5/04
19/04
(пшеница)
(ласточка)
№
п/п
1
2
3
4
5
№
п/п
1
2 3
4
Представление о лесе и луге.
Представление о времени года – лето.
1ч
1ч
3/05
17/05
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Рабочая программа по окружающему миру 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.