Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком, С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским.
В рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от
21.12.1994 года;
– «Об охране окружающей природной среды» № 7 от 10.01.2002 года;
– «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 года;
– «О гражданской обороне» № 140 от 04.06.2014 года;
– «О безопасности дорожного движения» № 196 от 08.05.2014 года.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются:
В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2015. Миронов С. К. Основы безопасности жизнеде¬ятельности.
Методические рекомендации по исполь¬зованию учебников в учебном процессе, организован¬ном в соответствии с новым образовательным стан¬дартом. — М.: Дрофа, 2015.
В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы - М.: Дрофа, 2016.Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного
общего образования и на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н.
Латчуком, С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским.
В рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 от
21.12.1994 года;
– «Об охране окружающей природной среды» № 7 от 10.01.2002 года;
– «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 года;
– «О гражданской обороне» № 140 от 04.06.2014 года;
– «О безопасности дорожного движения» № 196 от 08.05.2014 года.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются:
В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для
обучающихся 1011 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс»:
учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Дрофа, 2015. Миронов С. К. Основы безопасности жизнеде
ятельности.Методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым
образовательным стандартом. — М.: Дрофа, 2015.
В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы М.:
Дрофа, 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Базовый уровень: учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К.
Миронов, С.Н. Вангородский; под ред. В.Н.Латчука. М.: Дрофа, 2016.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию
России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении
военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа
жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Общая характеристика курса
В программе для 11 класса представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии:
раздел 1 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;
раздел 2 «Основы военной службы»;
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона
проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную
службу;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и
пребывания в запасе;
основные виды военнопрофессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и
контракту, альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
владеть навыками в области гражданской обороны;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.
Тематическое планирование по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», 11 класс
№
п/п
Тема урока
Кол во
часов
Примечание
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч)
Основы здорового образа жизни (4 ч)
1 Правила личной гигиены и здоровье.
2 Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
3 Семья в современном обществе. Законодательство о семье.
4 Основные заболевания, передаваемые половым путем, СПИД. Их признаки и профилактика.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (10 ч)
5 Первая помощь при кровотечениях.
6 Первая помощь при ранениях.
7 Первая помощь при травмах.
8 Первая помощь при переломах.
9 Первая помощь при черепномозговой травме и повреждении позвоночника.
10 Первая помощь при травмах груди, живота и области таза.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
111 Первая помощь при травматическом шоке.
12 Экстренная реанимационная помощь.
13 Экстренная реанимационная помощь.
14 Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Основы обороны государства и воинская обязанность
Воинская обязанность (6 ч)
15 Основные понятия о воинской обязанности.
16 Организация воинского учета и его предназначение.
17 Обязательная и подготовка граждан к военной службе.
18 Добровольная подготовка граждан к военной службе.
19 Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на
воинский учет.
20 Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Особенности военной службы (7 ч)
21 Правовые основы военной службы.
22 Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФзакон воинской жизни.
23 Военная присяга — клятва воина на верность Родине.
24 Прохождение военной службы по призыву.
25 Прохождение военной службы по контракту.
26 Альтернативная гражданская служба.
27 Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих.
Военнослужащий защитник своего Отечества.
Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (3 ч)
28 Военнослужащий патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.
29 Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальнопсихологическим и
профессиональным качествам гражданина.
30 Как стать офицером Российской армии.
31 Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве.
32 Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта.
Международное гуманитарное право.
Защита жертв вооруженных конфликтов (2 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
133 Призыв на военную службу как стрессовая ситуация.
34 О моральноэтических качествах военнослужащих.
1
1
Психологические основы подготовки к военной службе (2 ч)
.