Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программе по физике среднего (полно¬го) общего образования (базовый уровень), программы Г. Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. / Н. Н.Тулькибаева, А. Э.Пушкарев. - М.: Просвещение, 2010 год).
рабочая программа по физике 11 класс.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7 "
«Согласовано»
Руководитель МО
Рыбакова Т.В.
Ф.И.О.
«02» сентября 2016года
«Утверждено»
Директор МКОУ «СОШ № 7»
Фаттахова Н.И.
Ф.И.О.
«05» сентября 2016 года
Приказ № од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ФИЗИКА
(наименование учебного предмета (курса)
11«А», «Б»
(класс)
20162017 учебный год
(период реализации программы)
Рыбакова Т. В., учитель первой квалификационной категории
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу, категория
Составлена на основе примерной программы
Г. Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 1011 кл. /
Н. Н.Тулькибаева, А. Э.Пушкарев. М.: Просвещение, 2010 год)
1 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике составлена для 11 классов МКОУ «СОШ №7» г.п.
Талинка.
Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента Государственного
стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программе по физике среднего
(полного) общего образования (базовый уровень), программы Г. Я. Мякишева (Сборник
программ для общеобразовательных учреждений: Физика 1011 кл. / Н. Н.Тулькибаева, А.
Э.Пушкарев. М.: Просвещение, 2010 год).
При составлении рабочей программы использованы нормативные документы:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова,
А.М.Кондакова. — М.: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010
№189 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» ( СанПин 2.4.2.262110).
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа. М.: Просвещение,2011.
5. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образования (Электронный документ).
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 2015гг(Электронный
документ).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. М.: Просвещение, 2010г.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа / [cоставитель Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты
второго поколения).
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли / [составитель А.Г.Асмолов].М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
Реализация программы обеспечивается учебнометодическим комплектом:
Базовый учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика11 23е изд. – М.:
Просвещение, 2014.
Методические литература для учителя:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика11 23е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Тулькибаева Н.Н., Пушкарѐв А.Э., Драпкин М.А., Климентьев Д.В. ЕГЭ: Физика: Тестовые
задания: 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2004.
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10–11: 7е изд. – М.: Дрофа, 2011.
4 Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение,
2005
5.Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. – М.:
Просвещение, 2005.
6.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика11: 15е изд. – М.: Просвещение, 2010.
7. Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 11 класс. Методические материалы для
учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005 8.В.Г. Маркина. Физика 11 класс:
поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006
9. Левитан Е.П. Астрономия11: 10е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2 10. Сборник задач по физике. 10–11 кл.: Сост. Г.Н.Степанова: 9е изд. – М.: Просвещение,
2003.
11. Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя.
– М.: Просвещение, 1999.
12.Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 11 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М:
Илекса,
Дополнительная литература:
1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л. Российская школа и новые информационные
технологии: взгляд в следующее тысячилетие.М.:НексПринт,2010.
2. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности
школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке
школьников к деятельности в сфер наук и высоких технологий.
М.:Просвещение,2007.
3. Журналы «Стандарты и мониторинг образования,20112012.
4.Современные образовательные технологии. Под ред. Н.В.Бордовской.М.:Кнорус,2011
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на
основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 68
часов в год по 2 урока в неделю. На реализацию программы отводится 1 учебный год.
Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной
деятельности; умений различать факты и оценки. Сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей,
формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о роли физики в создании
современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого физические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение
для различных видов деятельности, навыков решения проблем, принятия решений, поиска,
анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков
сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических
устройств;
овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об
основных физических законах и о способах их использования в повседневной жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и
явлений природы;
квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных
приборов, широко применяемых в практической жизни;
эмпирически установленный факт,
экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности
науки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
результат
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
проблема,
теоретический вывод,
3 Используемые технологии обучения
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования
в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе
объяснительноиллюстративного способа обучения. В основе – информирование,
просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью
выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала
обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного
интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и
относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в
различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей
обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное
добывание знаний, творческое, интеллектуальнопознавательное усвоение учениками
заданного предметного материала
Личностноориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в
процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей
обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных
способностей.
Системнодеятельностный подход.
Информационнокоммуникационные технологии
Информационные средства обучения:
1. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация
учебных курсов /Под общей редакцией М.Б.Лебедевой. СПб.: БХВПетербург,2010.
2. «Сеть творческих учителей». (Электронный документ).
3. «Федеральный государственный образовательный стандарт». (Электронный документ).
4. Сайт Министерства образования и науки РФ: (Электронный документ).
5. Сайт ФГУ «Государственный научно исследовательский институт
информационных технологий и телекоммуникаций. (Электронный документ).
6. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». (Электронный документ).
7. «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».(Электронный
документ).
8. «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра».
(Электронный документ).
9. «Образовательные ресурсы сети Интернет». (Электронный документ)
Программное обеспечение современных информационнокоммуникационных
технологий
1. 1С. Школа. Физика, 711 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К.
Ханнанова. – CD ROM.
2. 1 CD for Windows. Физика, 711 кл. Библиотека электронных наглядных пособий. CD
ROM.
Презентации, созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по
каждой изучаемой теме
Технические средства обучения:
имеется учебнолабораторное оборудование и приборы по всем разделам
курса физики;
4 ежедневно используются проектор, компьютер, интерактивная доска;
имеется демонстрационный и раздаточный дидактический материал, таблицы
по темам курса.
Применяются различные виды уроков:
Урок – исследование на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского
характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных
лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на
уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля
уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится
с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа проводится с целью комплексного применения знаний.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Режим работы: 2 часа в неделю.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспрессконтроля,
тестов, физических диктантов, само и взаимоконтроля; итоговая аттестация – контрольная и
итоговая тестовая работа.
Формы и средства контроля.
Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет
организация контроля знаний и умений учащихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение
предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. При решении задач обращается внимание, прежде всего, на
понимание сути физических моделей, принципа записи физических закономерностей в виде
формул, в частности на то, что любая буква в формуле может рассматриваться как
неизвестная величина, если известны остальные, входящие в эту формулу величины.
Достижения учащихся отслеживаются через участие их в различного рода конкурсах,
конференциях, олимпиадах, результативность промежуточных и итоговых контрольных
работ.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,
определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность
усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых
ситуациях.
Основным инструментарием для оценивания достижений учащихся по физике являются
устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля
относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные
виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически
из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по физике ориентирована
общеобразовательных школ.
на учащихся 11х классов
5 Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства,
не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для
реализации различных подходов к построению учебного курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета естественного цикла в школе, вносит существенный вклад в систему знаний, об
окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии
общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения
задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное
внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами
научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том,
что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать
объективные знания об окружающем мире.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образование
структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики,
электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и
тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне
стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни. Данная программа
предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для
школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
доказательства, законы, теории;
задач;
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационнокоммуникативная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
формирование умений различать факты,
гипотезы,
причины,
следствия,
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.
Актуальность физики в том, что это экспериментальная наука, изучающая природные
явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение
наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления,
создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике.
Значимость физики в физических законах, которые лежат в основе химических,
биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно
6 считать основой всех естественных наук. Физика как наука о наиболее общих законах
природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в
систему знаний об окружающем мире.
Новизна программы в процессе изучения физики, где особое внимание уделяется не
передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего
мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Значимость физики в том, что она как наука о наиболее общих законах природы, вносит
существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в
экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного
научного мировоззрения.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ. В результате изучения предмета прослеживается логическая
межпредметная связь с химией (строение атома и атомного ядра, химическое действие света),
географией (приборы для измерения атмосферного давления), математика (работа с
формулами, графиками, вычислительные операции).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учебных заведений
Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения физики на базисном
уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 – 11 классах 136
учебных часов из расчета по 2 учебных часа в неделю 35 учебных недель в 10 11 классе. Из
них для 11 класса: контрольные работы – 6 часов; лабораторные работы – 7 часов.
Образовательная область учебного предмета физика «Естествознание».
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В соответствии с программой духовнонравственного развития основной образовательной
программы школы ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на:
•
освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах,
характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного
познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять
полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и
выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как
элементу общечеловеческой культуры;
7 •
применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
интеллектуальных и творческих
Личностными результатами обучения физике являются:
сформированность познавательных интересов,
способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
1.
2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
8 измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,
7. отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
8. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Механические явления
Ученик научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями
и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное
движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука,
закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила,
давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
9 механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда,
период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа
условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и
проводить расчёты.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического
аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Ученик научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при
нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и
твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость
вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения
энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура,
удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе
анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её
решения, и проводить расчёты.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),
тепловых и гидроэлектростанций;
10 • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Электрические и магнитные явления
Ученик научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие
зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение
света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,
закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон
преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта
электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы,
необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и
др.);
11 • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных
фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Квантовые явления
Ученик научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;
понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
1
Раздел (глава) Содержание материала
Электродинам
ика
(продолжение)
Магнитное поле тока. Взаимодействие токов. Магнитное поле.
Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной
индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон
электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле.
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Электромагнитное поле.
12 2
Колебания и
волны
3
Оптика
4
Квантовая
физика
Значение
физики для
объяснения
мира и
развития
производитель
ных сил
общества
Строение
Вселенной
Повторение
Физический
практикум
Электрические колебания. Свободные колебания в
колебательном контуре. Период свободных электрических
колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический
ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность
в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии.
Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача
электрической энергии.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн.
Свойства электромагнитных волн. .Принципы радиосвязи.
Телевидение
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия
света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью
линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее
измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция
света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн.
Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала
электромагнитных волн.
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка.
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые
постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории
Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно –
волной дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Модели регистрации элементарных
частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного
распада. Протон – нейтрона модель строения атомного ядра.
Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная
энергетика.
Элементарные частицы. Элементарные частицы.
Единая физическая картина мира. Элементарные частицы.
Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно – техническая
революция.
Солнце и звезды. Звездное небо. Природа тел Солнечной системы.
Строение Солнечной системы. Строение и эволюция Вселенной.
Магнитное поле тока. Электромагнитная индукция. Световые
волны. Физика атомного ядра.
Лабораторная работа № 1. Тема: Наблюдение действия магнитного
поля на ток
Лабораторная работа № 2. Тема: Изучение явления
электромагнитной индукции
Лабораторная работа № 3. Тема: Определение ускорения
свободного падения при помощи маятника
13 Лабораторная работа № 4. Тема: Измерение показателя
преломления стекла
Лабораторная работа № 5. Тема: Определение оптической силы и
фокусного расстояния собирающей линзы
Лабораторная работа № 6. Тема: Измерение длины световой волны
Лабораторная работа № 7. Тема: Наблюдение сплошного и
линейчатого спектров
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Наименование
разделов итем
№
п/
п
1. Электродинамика (продолжение)
2. Колебания и волны
3. Оптика
4. Квантовая физика
5. Элементарные частицы
6.
Значение
физики для
объяснения мира и развития
производительных сил общества
7.
8.
9.
Строение Вселенной
Повторение
Физический практикум
ИТОГО
Всего
часов
8
10
14
14
1
1
7
5
8
68
В том числе
Лабор
торная
работа
Конт
рольная
работа
2
Экс
кур
сия
Прак
тическая
работа
7
7
2
1
1
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования
направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов;
14 освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в
окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который
усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых
физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства
тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных
данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать
и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно
популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и
нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения физики ученик 10 класса должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза,
физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество,
взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ,
электромагнитное поле;
Смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность,
сила, давление, импульс, работа, мощность , кинетическая энергия, потенциальная энергия,
коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний,
длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота
плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость,
влажность воздуха,
электрический заряд, сила электрического тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока,
напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия
электрического поля, электродвижущая сила.
Смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и
относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон
всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения
энергии в тепловых процессах , закон термодинамики, закон сохранения электрического
заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца, закон Гука,
основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон
Кулона, закон Ома для полной цепи, основные положения изучаемых физических теорий и их
роль в формировании научного мировоззрения
Уметь описывать и объяснять:
физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное
прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию,
теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление,
кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое
действие тока;
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных
спутников Земли, свойства газов, жидкостей и твердых тел;
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы
падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии охлаждение при быстром
15
расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское
движение, электризацию тел при их контакте, зависимость сопротивления полупроводников
от температуры и освещения;
фундаментальные опыты, оказывающие существенное влияние на развитие физики;
приводить примеры практического применения физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
определять характер физического процесса по графику, таблице и формуле;
отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе
экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что: наблюдение и
эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат
основой для выдвижения гипотез и научных теорий, эксперимент позволяет проверить
истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять явления
природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные
явление и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические
модели, один и тот же природный объектили явление можно исследовать на основе
использование разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои
определенные границы применимости;
измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру,
влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность
электрического тока, скорость, ускорение свободного падения, плотность вещества, работу,
мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества,
удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока,
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
применять полученные знания для решения физических задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе
использования транспортных средств, бытовых электроприборов, оценки влияния на организм
человека и другие организмы загрязнения окружающей среды,
рационального
природопользования и охраны окружающей среды, определения собственной позиции по
отношению к экологическим проблем и поведению в природной среде.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Для всех разделов при изучении курса физики средней школы в раздел «Требования к уровню
подготовки выпускников»
знать/понимать
основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного
мировоззрения;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики;
уметь
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент
служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент
позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает
возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория
позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении
природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект
16 или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы
физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на
развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научнопопулярных статьях;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и
предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети
Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде.
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
Система оценки достижения планируемых результатов по физике.
Отметка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Перечень ошибок:
грубые ошибки
1.
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
2.
3.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их
решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки,
показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование
решения.
4.
5.
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6.
7.
8.
негрубые ошибки
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой
вызванные
ответа основных признаков определяемого понятия.
несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки,
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей,
графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
недочеты
17 1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так
же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно
выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает
рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на
оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку
или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью
учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов
программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 23 негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 45 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем
необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и
одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочётов, при наличии 4 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и
рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает
18 требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два
три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в
ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения,
вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил
безопасности труда.
19 Календарнотематическое планирование по физике 11 класс на 20162017 учебный год
№ урока
Дата проведения
План
Факти
чески
Тема урока
Планируемые результаты обучения (ЗУН)
1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
1. Электродинамика (продолжение) (8 ч.)
Взаимодействие токов.
Магнитное поле. Линии
магнитной индукции. Сила
Ампера. Магнитные
свойства.
Модуль вектора магнитной
индукции. Применение
закона Ампера. Магнитные
свойства вещества.
Электроприборы.
Открытие электромагнитной
индукции. Магнитный
поток.
Правило Ленца. Закон
электромагнитной
индукции. Вихревое
электрическое поле.
Самоиндукция.
Индуктивность. ЭДС
индукции в движущихся
проводниках
Знать понятия: магнитное поле, магнитные силы, правило
«буравчика», вектор магнитной индукции.
Знать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической
величины.
Применять данное правило для определения направления линий
магнитного поля и направления тока в проводнике.
Применять правило «левой руки» для определения направления
действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в
проводнике) Понимать смысл силы Лоренца как физической
величины. Применять правило «левой руки» для определения
направления действия силы Лоренца (линий магнитного поля,
направления скорости движущегося электрического заряда)
Понимать смысл явления электромагнитной индукции, закона
электромагнитной индукции, магнитного потока как физической
величины
Понимать закона электромагнитной индукции.
Применять правило Ленца для определения направления
индукционного тока
Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл
физической величины индуктивность. Уметь применять формулу при
решении задач
20 6/6
7/7
8/8
9/1
10/2
11/3
12/4
13/5
14/6
15/7
Энергия магнитного поля.
Электромагнитное поле
Контрольная работа № 1.
Тема: Электромагнитная
индукция
Входная контрольная
работа
Понимать смысл физических величин электромагнитное поле,
магнитное поле.
Уметь применять полученные знания на практике
Уметь применять теоретические знания в решении задач.
2. Колебания и волны (10 ч.)
Свободные и вынужденные
колебания.
Электромагнитные
колебания. Колебательный
контур.
Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные
электромагнитные колебания.
Знать устройство колебательного контура, характеристики
электромагнитных колебаний. Объяснять превращения энергии при
электромагнитных колебаниях.
Переменный электрический
ток. Активное
сопротивление.
Конденсатор.
Катушка индуктивности в
цепи. Резонанс. Генератор на
транзисторе.
Генерирование
электрической энергии.
Трансформаторы.
Производство и
использование
электрической энергии.
Передача электрической
энергии.
Эффективное использование
электроэнергии
Понимать смысл физической величины (переменный ток)
Понимать смысл физической величины (переменный ток)
Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать
устройство и принцип действия трансформатора
Знать способы производства электроэнергии. Называть основных
потребителей электроэнергии.
Знать способы передачи электроэнергии.
Знать эффективные способы использования электроэнергии
21 16/8
17/9
18/10
19/1
20/2
21/3
22/4
23/5
24/6
Электромагнитная волна,
обнаружение
электромагнитных волн.
Плотность потока
излучения.
Изобретение радио
Поповым. Принцип
радиосвязи. Модуляция.
Свойства электромагнитных
волн. Радиолокация.
Развитие средств связи.
Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и
распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять
основные свойства электромагнитных волн.
Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и
принцип действия радиоприемника А.С. Попова.
Описывать физические явления: распространение радиоволн,
радиолокация. Приводить примеры: применение волн в радиовещании,
средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы
приема и получения телевизионного изображения
3. Оптика (14 ч.)
Световые волны.
Световые лучи.
Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл
физического понятия (скорость света).
Закон оптики: закон
отражения, преломления и
полного отражения света.
Понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, отражения
света, преломление света. Выполнять построение изображений в
плоском зеркале. Решать задачи.
Линза. Получение
изображения с помощью
линзы.
Формула тонкой линзы
Дисперсия света.
Интерференция света.
Дифракция света.
Дифракционная решетка.
Знать основные точки линзы. Применять формулу линзы при решении
задач. Выполнять построение изображения в линзе.
Знать основные точки линзы. Применять формулу линзы при решении
задач. Выполнять построение изображения в линзе.
Понимать смысл физических явлений: дисперсия света,
интерференция
Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии, условие
получения устойчивой интерференционной картины.
Понимать смысл физических явлений: дифракция, поляризация
света. . Понимать смысл физических понятий: естественный и
22 25/7
26/8
27/9
28/9
29/10
30/11
31/12
32/13
33/14
Поляризация света.
Решение задач по теме
«Оптика»
Контрольная работа № 2
Тема: Оптика
Основы теории
относительности.
Постулаты теории
относительности. Принцип
относительности
Эйнштейна.
Постоянство скорости
света. Пространство и время
в специальной теории
относительности.
Релятивистская динамика.
Связь массы с энергией
Контрольная работа за I
полугодие
Решение задач по теме
«Основы теории
относительности»
Виды излучений и
источников света. Шкала
электромагнитных волн.
Спектры и спектральные
аппараты. Виды спектров.
Спектральный анализ
Инфракрасное и
ультрафиолетовое
поляризованный свет. Приводить примеры применения
поляризованного света.
Уметь применять полученные знания при решении задач
Уметь применять полученные знания при решении задач
Знать постулаты теории относительности Эйнштейна.
Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать
зависимость массы от скорости. Знать закон взаимосвязи массы и
энергии, понятие «энергии покоя»
Уметь применять полученные знания
Уметь применять полученные знания на практике
Знать особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн.
Знать виды спектров излучения и спектры поглощения
Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение,
ультрафиолетовое излучение. Знать рентгеновские лучи. Приводить
23 34/1
35/2
36/3
37/4
38/5
39/6
40/7
излучение. Рентгеновские
лучи. Виды
электромагнитных
излучений.
примеры применения в технике различных видов электромагнитных
излучений.
4. Квантовая физика (14 ч.)
Тепловое излучение.
Постоянная Планка.
Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для
фотоэффекта.
Фотоны.
Применение фотоэффекта.
Строение атома. Опыт
Резерфорда.
Квантовые постулаты Бора.
Модель атома водорода
Бора. Трудности теории
Бора. Квантовая механика
Лазеры.
Методы регистрации
элементарных частиц.
Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы
фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять
законы фотоэффекта с квантово точки зрения, противоречие между
опытом и теорией.
Знать величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость,
энергия, импульс). Объяснять корпускулярно волновой дуализм.
Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулу при
решении задач.
Знать устройство и принцип действия вакуумных и
полупроводниковых фотоэлементов. Приводить примеры применения
фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества
в природе и технике.
Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное
строение атома, строение атома по Резерфорду.
Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора
для объяснения механизма испускания света атомами.
Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать
свойства лазерного излучения, принцип действия лазера. Приводить
примеры применения лазера в технике, науке.
Знать методы регистрации элементарных частиц
24 41/8
42/9
43/10
44/11
45/12
46/14
47/1
48/1
49/1
Открытие естественной
радиоактивности. Альфа,
бета, гамма излучения
Радиоактивные
превращения. Закон
радиоактивного распада.
Протон нейтронная модель
строения атомного ядра.
Энергия связи нуклонов в
ядре. Деление и синтез ядер.
Ядерная энергетика.
Контрольная работа № 3.
Тема: Квантовая физика
Элементарные частицы.
Значение физики для
объяснения мира и развития
производительных сил
общества
Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность,
альфа, бета, гамма излучение. Область применения альфа, бета,
гамма излучений
Понимать смысл физического закона (закон радиоактивного распада)
Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра,
ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических
элементов.
Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра,
ядерные силы, энергия связи ядра, дефект масс. Решать задачи на
составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента
реакции. Объяснять деление ядра урана. Цепную реакцию
Приводить примеры использования ядерной энергии в технике,
влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть
способы снижения этого влияния Приводить примеры экологических
проблем при работе атомных электростанций и называть способы
решения этих проблем.
Уметь применять полученные знания на практике
Знать различие трех этапов развития физики элементарных частиц.
Иметь представление о всех стабильных элементарных частицах
Объяснять физическую картину мира. Иметь представление о том,
какой решающий вклад вносит современная физика в научно
техническую революцию
Строение Вселенной (7 ч.)
Строение Солнечной
системы
Знать строение Солнечной системы, описывать движение небесных
тел
25 50/2
51/3
52/4
53/5
54/6
55/7
56/1
57/2
58/4
59/4
60/5
61/6
Система Земля Луна
Общие сведения о Солнце
Источники энергии и
внутреннее строение Солнца
Интерактивный фестиваль
презентаций «Физическая
природа звезд»
Интерактивный фестиваль
презентаций «Наша
Галактика»
Пространственные
масштабы наблюдаемой
Вселенной
Знать смысл понятий: планета, земля
Описывать Солнце как источник жизни на Земле
Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца
Применять знание законов физики для объяснения природы
космических объектов
Знать понятия: галактика, наша Галактика
Знать понятие «Вселенная»
Повторение (5 ч)
Магнитное поле тока
Контрольная работа за II
полугодие
Электромагнитная
индукция
Световые волны
Физика атомного ядра.
Владеть понятиями: магнитное поле магнитные сил, правило
«буравчика», вектор магнитной индукции.
Уметь применять полученные знания
Владеть понятиями явление ЭМИ, закона ЭМИ, магнитного потока
как физической величины.
Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность,
альфа, бета, гамма излучение. Область применения альфа, бета,
гамма излучений
Физический практикум 8 ч
Лабораторная работа № 1.
Тема: Наблюдение
действия магнитного поля
на ток
Уметь применять полученные знания на практике.
26 62/7
63/8
64/1
65/2
66/3
67/4
68/5
Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной
индукции
Уметь применять полученные знания на практике.
Выполнять измерение показателя преломления стекла
Определять оптическую силу и фокусное расстояние собирающей
линзы
Измерять длину световой волны
Уметь применять полученные знания на практике
Лабораторная работа № 2.
Тема: Изучение явления
электромагнитной
индукции
Лабораторная работа № 3.
Тема: Определение
ускорения свободного
падения при помощи
маятника
Лабораторная работа № 4.
Тема: Измерение
показателя преломления
стекла
Лабораторная работа № 5.
Тема: Определение
оптической силы и
фокусного расстояния
собирающей линзы
Лабораторная работа № 6.
Тема: Измерение длины
световой волны
Лабораторная работа № 7.
Тема: Наблюдение
сплошного и линейчатого
спектров
Итоговое повторение
Итого: 68 часов
Количество контрольных работ по темам – 3
Количество лабораторных работ 7
27 Входная контрольная работа – 1
Контрольная работа за первое полугодие 1
Итоговая контрольная работа 1
28
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА 11 КЛАСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.