Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р.А. Наумова городского округа город Буй Костромской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла Протокол № ___ от «____»___________201_ г. Руководитель ШМО:________ ______________/__________ |
Согласовано заместитель директора по УВР ____________/_____________
«_____» «__________ » 201_ г.
|
Утверждено: Директор школы: _________/___________ Приказ № _____ от «____»________ 201_ г.
|
Рабочая программа по предмету «География»
10 - 11 классы (ФГОС СОО)
(базовый уровень)
Учитель: Татаринцева Ирина
Валерьевна, методист
ИМЦ отдела образования администрации г. Буй
Костромской области
г. Буй
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 21.07.2014г. с изменениями 3 июля 2016 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413;
Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014г. "Об утверждении федерального перечня учебников";
Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ №2;
Примерная программа среднего общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 класс» (М.: Просвещение, 2011г);
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
В рабочей программе учтены требования программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий для среднего общего образования».
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства в разных уголках земного шара.
Основной целью изучения данного курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Задачи курса:
сформировать систему знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровне; научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, а также отдельных регионов и стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся; воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережное отношения к окружающей среде; научить школьников самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Курс «Экономическая и социальная география мира» занимает важное место в системе географического образования, формирует широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира, обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе так и на региональном уровне. Изучение курса на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Содержание курса включает четыре крупных раздела: «Общая характеристика мира», «Региональная характеристика мира», «Россия в современном мире» и «Глобальные проблемы человечества», которые призваны сформировать у учащихся целостное представление о современном мире и о месте России в этом мире. Раздел Общая характеристика мира» представлен 5 темами: «Современная политическая карта мира», «География мировых природных ресурсов», «География населения мира», «Научно-техническая революция и мировое хозяйство», «География отраслей мирового хозяйства». Раздел «Региональная характеристика мира» представлен 5 темами: «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия. Австралия», «Африка», «Северная Америка», «Латинская
Америка». Программа курса конкретизирует содержание разделов, дает допустимое распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, определяет перечень практических работ.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Место географии в учебном плане
В учебном плане среднего общего образования и / или в индивидуальном учебном плане география занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» в соответствии с ФГОС среднего общего образования. На изучение курса географии на базовом уровне в 10 классе отводится 35 часов (34 часа + 1 час резерв). Резервное время, при этом, составляет 1 час и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
В 11 классе всего 34 учебных недели, поэтому на изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).
Система оценки предметных результатов освоения учебной программы по географии с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Проведение обязательных контрольных работ программой по географии не предусмотрено. В процессе изучения курса «Экономическая и социальная география мира» используются следующие формы итогового и промежуточного контроля:
контрольная работа (в форме теста); индивидуальный и фронтальный опросы;
практические работы с картами атласа, диаграммами, таблицами, схемами; практические работы в контурных картах; творческие работы учащихся (доклады, мультимедийные презентации).
Класс |
Контрольные работы |
Практические работы |
|
тренировочных |
итоговых |
||
10 класс |
4 |
10 |
9 |
11 класс |
4 |
7 |
6 |
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) сформированность ответственного отношения к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) сформированность нравственных чувств и нравственного поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7) сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 8) сформированность основ экологической культуры, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
11) осознанный выбор будущей профессии и реализация собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) владение речевыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
9) сформированность компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) сформированность экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
13) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Уменьшено количество часов на введение в курс «Экономическая и социальная география мира». Тема «Введение» рассматривается на первом уроке при изучении темы: «Политическая карта мира». Это связано с добавлением в 10 классе 4 часов на изучение программной темы «Глобальные проблемы человечества», когда как в примерной программе изучение данной темы предусмотрено в 11 классе. В 11 классе данные 4 часа добавлены на изучение программных тем «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия», «Африка».
Содержание учебного курса
Часть 1. Общая характеристика мира (34 часа)
Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.
Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги.
Типология стран по уровню экономического развития.
Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административнотерриториальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны.
Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.
Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света.
Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет».
Практические работы: 1.Типы стран современного мира.
2. Характеристика ПГП страны по типовому плану (по выбору уч-ся)
Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую среду.
Природно-ресурсный потенциал мира. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.
Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.
Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.
География важнейших видов неминеральных ресурсов.
Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв. Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.
Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.
Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.
Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.
Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.
Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.
Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Практические работы: 1.Выявление основных районов размещения важнейших природных ресурсов с выводом о влиянии ресурсов на экономическое развитие страны.
2.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности.
Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.
Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.
Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.
Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”.
Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции. Реэмиграция.
Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.
Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.
Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.
Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.
Население и окружающая среда. География и культура.
Практические работы: 1.Объяснение процессов воспроизводства населения в отдельных регионах мира по «формулам».
2.Сравнение половозрастных пирамид стран с различными типами воспроизводства населения.
3.Определение ареалов распространения основных языковых семей и религий.
4.Определение регионов с высокой плотность населения и объяснение причин их Возникновения. Нанесение на контурную карту главных районов трудовой иммиграции. 5.Определение уровня урбанизации стран мира. Нанесение на контурную карту стран с высоким уровнем и высокими темпами урбанизации.
НТР: понятие, черты и составные части. Наука, техника и технология, производство, управление в эпоху НТР.
Мировое хозяйство: понятие, география мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Международная и экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства.
Факторы размещения производственных сил: старые и новые. Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями на различных территориях.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте международных экономических группировок.
География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. Топливноэнергетический комплекс мира. Металлургический комплекс мира. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Химико-лесной комплекс мира. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.
Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи.
Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.
География международного туризма.
Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств.
Практические работы: 1.ЭГХ различных отраслей промышленности по типовому плану.
2.Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии по плану.
3.Определение факторов размещения и стран-лидеров в производстве продукции различных отраслей промышленности.
4.Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур.
5.Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира. Характеристика одного из видов транспорта по типовому плану.
Раздел 6. Глобальные проблемы человечества (4 часа).
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая, проблемы использования Мирового океана, проблема войны и мира – главные из глобальных проблем.
Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Часть 2. Региональная характеристика мира (34 часа)
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная Европа, Западная Европа, Восточная Европа, Южная Европа. Интеграционные процессы в Европе.
Практические работы: 1.Сравнительная характеристика типов сельского хозяйства Зарубежной Европы.
2. Характеристика экономико-географического положения стран Северной Европы.
3.Экономико-географическая характеристика стран Западной Европы по типовому плану.
4.Сравнительная экономико-географическая характеристика двух стран Зарубежной Европы.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав.
Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации.
Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии.
Практические работы: 1.Характеристика предпосылок для развития сельского хозяйства Зарубежной Азии. 2. Экономико-географическая характеристика стран Центральной, Восточной, Южной Азии; определение благоприятных и неблагоприятных черт ЭГП.
Общая характеристика региона. Географическое положение, политико-географическое положение. Природно-ресурсный потенциал. Население: численность, плотность, особенности расселения. Основные черты размещения населения. География городов, уровень урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.
Внутренние различия: экономические районы Австралии.
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения.
Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель.
Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.
Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Практические работы: 1.Определение степени обеспеченности стран Африки минеральными ресурсами.
2.Сравнительная характеристика субрегионов Африки.
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения.
Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы.
Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Практические работы: 1. Характеристика экономико-географического положения США.
2.Сравнительная экономико-географическая характеристика районов США. 3. Экономико-географическая характеристика Канады по типовому плану.
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта.
Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Ла-Платы, Андские
(Андийские) страны. Центральная Америка, Вест-Индия и Мексика.
Россия на политической карте мира. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). Географические аспекты важнейших социальноэкономических проблем России
|
Раздел |
|
Тема урока |
Цели урока |
|
Практические и контрольные работы |
Домашнее задание |
1. |
Общая характер истика мира (30 ч.).
Совреме нная политич еская карта мира (4ч.). |
1. |
Введение. Политическая карта мира. |
Познакомить уч-ся со структурой курса, с источниками информации и с особенностью учебника. Сформировать представление о разнообразии современного мира, дать знания о классификации стран, показать место России в мире. |
Политическая карта мира; атласы. |
П/р №1 «Обозначение на к/к типологической классификации стран мира». |
Параграф 1; составить кроссворд «Страны мира». |
2. |
|
2. |
Формы государственного правления. |
Дать знания о формах государственного правления и административнотерриториального устройства. Расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры. |
Политическая карта мира; атласы. |
П/р №2 «Определение гос. строя стран мира на основе классификационной таблицы с примерами стран». |
Параграф 3; зад. 3, с.22. |
3. |
|
3. |
Международные отношения. Политическая география и геополитика. |
Показать влияние международных отношений на политическую карту мира. Сформировать представление о политической географии и геополитике. Научить уч-ся давать оценку политикогеографического положения страны. |
Политическая карта мира. |
Характеристика ПГП страны по типовому плану (тренировочная). |
Параграфы 2 (прочитать), 4 (выучить определения понятий); 1 и 3 (повтор). |
4. |
|
4. |
Итоговый урок по теме «Политическая карта мира». |
Проверить уровень знаний и умений по изученной теме. Закрепить знание терминов и понятий темы. Обобщить |
Тесты; атласы. |
Итоговый тест по теме «Политическая карта мира». П/р №3 |
|
|
|
|
|
знания по теме «Политическая карта мира». |
|
«Характеристика ПГП страны по плану». |
|
5. |
Географ ия мировых природн ых ресурсов (5 ч.). |
1. |
Взаимодействие природы и общества. |
Сформировать понятия «географическая среда, природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическую культуру уч-ся. |
Политическая карта мира. |
Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. |
Параграф 1, т.2 |
6. |
|
2. |
Мировые природные ресурсы. |
Дать понятие «ресурсообеспеченность». Выявить основные районы размещения природных ресурсов и их влияние на экономическое развитие стран мира. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации. |
Атласы. |
П/р №4 «Выявление основных районов размещения важнейших природных ресурсов с выводом о влиянии ресурсов на экономическое развитие страны». |
Параграф 2, т.2 (выучит определения понятий), выучить записи в тетради. |
7. |
|
3. |
Минеральные ресурсы. |
Сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми. Формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченность стран и регионов мира. Развивать умение и навыки работы с картами и текстом. |
Карта «Полезные ископаемые мира». Атласы. |
П/р №5 «Определение ресурсообеспеченности стран топливными ресурсами и рудами». |
Параграф 2, т.2 (с.28-31; с.38- 39). На к/к нанести основные месторождения угля, нефти, газа, железной и медной руды, бокситов. Обозначить страны. |
8. |
|
4. |
Земельные, водные, биологические, рекреационные ресурсы. |
Формировать умение давать оценку природным ресурсам мира. Формировать представление о размещении природных ресурсов на планете. Формировать умение работать с различными источниками информации. |
Политическая карта мира. |
|
Параграф 2, т.2 (с.31-41). Подготовка к проверочной работе по теме «Природные ресурсы мира». |
9. |
|
5. |
Загрязнение и охрана окружающей среды. |
Ознакомить уч-ся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы. Рассмотреть три главных |
Тесты. Политическая карта мира. |
Итоговое тестирование по теме «Природные ресурсы мира». |
Параграф 3, 4, т.2. |
|
|
|
|
пути решения проблем охраны окружающей среды. Проверить уровень знаний по теме «Природные ресурсы мира». |
|
|
|
10 |
Географ ия населен ия мира (6 ч.). |
1. |
Численность и воспроизводство населения мира. |
Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения. Выявить закономерности динамики численности населения мира. |
Политическая карта мира. Карта «Плотность населения мира». |
Решение задач на определение естественного прироста населения в разных странах мира. |
Параграф 1, т.3 (57-61). |
11 |
|
2. |
Демографическая политика. |
Сформировать представление о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни. |
Политическая карта мира. |
Анализ и сравнение «формул» воспроизводства населения отдельных регионов мира по рис.13. |
Параграф 1, т.3 (с.61-66). |
12 |
|
3. |
Половой и возрастной состав населения мира.
|
Выявить географические особенности половозрастного состава населения мира. |
Политическая карта мира. |
Анализ возрастнополовых пирамид стран 1 и 2 типа воспроизводства населения (рис.12). |
Параграф 2, т.3 (с.66-67). Индивидуальн ые задания: подготовить сообщения или презентации на темы «Христианство », «Мусульманст во», «Буддизм». |
13 |
|
4. |
Национальный и религиозный состав населения мира.
|
Выявить географические особенности национального и религиозного состава населения мира. |
Карта народов мира. Видеофильм «Израиль. Иерусалим». Слайды. |
Определение ареалов распространения основных языковых семей и религий. |
Параграф 2, т.3 (с.68-71). На к/к отметить страны распространен ия мировых религий (по вариантам). |
14 |
|
5. |
Размещение и миграции населения мира. |
Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете. Ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире. |
Политическая карта мира. Карта «Плотность населения мира». |
П/р №6 «Определение по карте регионов с высокой плотностью населения и объяснение причин их возникновения (зад.9, |
Параграф 3, т.3. |
|
|
|
|
|
|
с.86). Нанесение на к/к главных районов трудовой иммиграции (зад.10, с.86). |
|
15 |
|
6. |
Городское и сельское население. |
Познакомить уч-ся с основными видами расселения. Сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе. |
Политическая карта мира. |
Определение уровня урбанизации стран мира. Обозначение на к/к стран с высоким уровнем и высокими темпами урбанизации. |
Параграф 4, Т.3. Подготовка к итоговому уроку. |
16 |
НТР и мировое хозяйств о (4 ч.). |
1. |
Научно-техническая революция. |
Определить уровень знаний уч-ся по теме «Население мира». Сформировать понятие «научно-техническая революция». Познакомить с чертами и частями НТР. Формировать умение составлять конспект по тексту и лекциям учителя. |
Политическая карта мира. |
Итоговое тестирование по теме «Население мира». |
Параграф 1, т.4. |
17 |
|
2. |
Мировое хозяйство. |
Сформировать понятия «мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция», ТНК. Ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран. Дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства. |
Политическая карта мира. Атласы. |
П/р №7 «Обозначение на к/к международных экономических группировок». |
Параграф 2, т.4 |
18 |
|
3. |
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. |
Сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства. Дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Сформировать понятия «региональная политика, депрессивный район, район нового освоения, высокоразвитый район». |
Политическая карта мира. |
|
Параграф 3, т.4. |
19 |
|
4. |
Факторы размещения производительных сил. |
Сформировать представление о старых и новых факторах размещения. Установить взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными |
Политическая карта мира. |
|
Параграф 4, т.4. |
|
|
|
|
условиями на конкретных территориях.
|
|
|
|
20 |
Географ ия отраслей мировог о хозяйств а (11 ч.). |
1. |
Топливно-энергетический комплекс мира. |
Сформировать представление о топливном балансе мира. Рассмотреть рост производства различных видов топлива. Дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира. |
Политическая карта мира. Карта «Полезные ископаемые мира». Атласы. |
П/р №8 «Экономикогеографическая характеристика отраслей топливной промышленности по типовому плану».
|
Параграф 1, т.5 (с.123-130). |
21 |
|
2. |
Электроэнергетика мира. |
Сформировать представление об электроэнергетике мира: странах с высоким и низким количеством электроэнергии на душу населения, о странах с различной структурой энергетического баланса. |
Политическая карта мира. |
Выделение регионов мира с преобладанием определенных видов электростанций. |
Параграф 1, т.5 (с.130-131). |
22 |
|
3. |
Черная металлургия. |
Сформировать представление о современном развитии черной металлургии мира. Ознакомиться с основными металлургическими базами мира. Формировать умение давать сравнительную характеристику металлургическим базам мира, используя типовой план. |
Карта «Черная и цветная металлургия мира». Атласы. |
Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии по плану. |
Параграф 1, т.5(с.131-134). |
23 |
|
4. |
Цветная металлургия. |
Сформировать представление о размещении предприятий цветной металлургии. Определить факторы размещения предприятий цветной металлургии, выявить изменения в размещении предприятий в последние десятилетия. Продолжить формировать умение давать характеристику отрасли, используя типовой план. |
Карта «Черная и цветная металлургия мира». Атласы. |
П/р № 8. «ЭГХ металлургической промышленности с учетом ориентации предприятий».
|
Параграф 1, т.5 (с.134). На к/к отметить главные страны- производители цветных металлов. Инд. Зад.: подготовить сообщения о машиностроите льных компаниях мира. |
24 |
|
5. |
Машиностроение мира. |
Сформировать представление о развитии машиностроения в мире и главных его центрах. |
Карта «Машиностроение и |
Определение странлидеров в различных отраслях |
Параграф 1, т.5 (с.134-135). |
|
|
|
|
|
металлообработка мира». |
машиностроения. |
|
25 |
|
6. |
Химическая, лесная и легкая промышленность мира. |
Сформировать представление о мировой химической, лесной и легкой промышленности. Определить географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства. |
Политическая карта мира. |
Определение факторов размещения данных отраслей промышленности. Определение странлидеров в производстве продукции данных отраслей. |
Параграф 1, т.5 (с.138-140). |
26 |
|
7. |
Сельское хозяйство мира. Растениеводство. |
Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира. Ознакомить уч-ся с понятием «Зеленая революция», главными растениеводческими районами мира. |
Карты «Технические и зерновые культуры мира». |
Определение районов выращивания сельскохозяйственных культур. |
Параграф 2, т.5 (с.140-148). |
27 |
|
8. |
Сельское хозяйство мира. Животноводство. |
Сформировать представление уч-ся об отраслях животноводства мира. Ознакомить с географией мирового животноводства. |
Карта «Животноводство мира». |
Определение районов распространения главных отраслей животноводства (зад.13, с.172). |
Параграф 2, т.5 (с.148-150). |
28 |
|
9. |
География транспорта мира. |
Сформировать представление о структуре транспорта мира. Определить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР. Определить различия в мировой транспортной системе. |
Политическая карта мира. |
Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира. Характеристика одного из видов транспорта по типовому плану. |
Параграф 3, т.5. Инд. Зад.: подготовить сообщение по теме «Международн ый туризм ». |
29 |
|
10. |
Всемирные экономические отношения. |
Сформировать понятия «ВЭО, СЭЗ, торговый баланс, Международный валютный фонт, Группа Всемирного банка». Показать масштабы туристского бума в мире. Охарактеризовать распределение туристов по крупным регионам мира. |
Политическая карта мира. |
|
Параграф 4, т.5. |
30 |
|
11. |
Итоговый урок по теме «Мировое хозяйство». |
Проверить уровень знаний и умений учся по изученной теме. |
Текст контрольной работы. Атласы. |
К/р по теме «Мировое хозяйство». |
|
31 |
Глобаль ные проблем |
1. |
Глобальные проблемы человечества: экологическая, энергетическая и сырьевая, |
Сформировать понятия «Глобальные проблемы, геоглобалистика, глобализация, критический |
Видеофильмы «Влияние человека на |
|
Параграф 1, т.11 (с.351-354; 357-359; 360- |
|
ы человече ства (4 ч.) |
|
проблема использования Мирового океана. |
экологический район». Выявить основные аспекты экологической, демографической проблем, проблемы войны и мира; уяснить их специфику. Наметить пути решения данных проблем. |
климат – парниковый эффект» №33, «Экологическое равновесие, которое не должно нарушаться деятельностью человека» №54. |
|
362). |
32 |
|
2. |
Глобальные проблемы человечества: демографическая, продовольственная, здоровья людей, проблема войны и мира. |
Выявить основные аспекты продовольственной, энергетической и сырьевой проблем, проблем здоровья людей и использования Мир. Океана. Уяснить их специфику. Наметить пути решения данных проблем. |
Видеофильмы «Экологически чистые продукты. Генетически модифицированн ые растения и мясо. Опасно ли это для человечества?» №42; «Борьба с терроризмом» №40; «Курение». |
|
Параграф 1, т.11 (с.354357;359-360). |
33 |
|
3. |
Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. |
Углубить представление о глобальных проблемах человечества. Определить взаимосвязь между глобальными проблемами человечества. Показать возможность оптимистического развития человечества при соблюдении определенных условий. |
Видеофильмы Программа «Материк» №35; «АПК Костромского рна. Проект развития до 2010 г.» №44; № 62. |
Определение по карте стран, для которых подъем уровня Мир. Океана может иметь катастрофические последствия (зад. №9). |
Параграфы 1, т.11 (362-364); 2, т.11. |
34 |
|
4. |
Стратегия устойчивого развития. |
Сформировать понятия «устойчивое развитие, Международный Географический Союз». Выявить три главных компонента устойчивого развития. |
Политическая карта мира |
Подготовиться к К/Р |
Параграф 3, т.11 |
35 |
Обобща ющий урок по курсу (1 час) |
1. |
Итоговый урок по теме: «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира». |
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира». Проверить уровень знаний и умений по данному курсу. |
Текст контрольной работы. |
Контрольная работа по теме «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» |
|
Учебно-тематическое планирование по курсу «Экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира»
|
Раздел |
|
Тема урока |
Цели урока |
|
Практические и контрольные работы |
Домашнее задание |
1. |
Региональ ная характери стика мира (34 часа).
Зарубежна я Европа (7 ч.) |
1. |
Зарубежная Европа: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население. |
Сформировать представление об особенностях ЭГП стран Европы, определить его значение для хозяйства региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал Европы на основе работы с различными источниками информации. Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы. |
Политическая карта Европы. Карты «Плотность населения мира», «Народы мира». |
Выделение благоприятных и неблагоприятных черт ЭГП Европы. Определение стран с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения. Классификация городов- миллионеров по их ЭГП (зад.6, с.217) |
Параграф 1, т.6 (с.179183). Зад.1, 2, с.216. |
2. |
|
2. |
Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы. |
Сформировать представление о хозяйстве стран Зарубежной Европы, ознакомиться с особенностями отраслевого состава промышленности. Определить факторы размещения предприятий разных отраслей промышленности. Сформировать представление о сельском хозяйстве Зарубежной Европы. Ознакомить с географией животноводства Европы и главными растениеводческими районами. Продолжить формировать умение давать характеристику отрасли, используя типовой план. |
Политическая карта Европы. Карты «Зерновые и тех. культуры», «Животноводств о». |
П/р №1 «Характеристика предпосылок для развития промышленности Заруб. Европы» (исп. план на с.222). Характеристика типов с/х: североевропейского, среднеевропейского, южноевропейского, восточноевропейского по типовому плану. |
Параграф 1, т.6 (с.183197); зад.7, с.217. |
3. |
|
3. |
Страны Северной Европы. |
Определить уровень социальноэкономического развития стран |
Политическая карта Европы. |
Составление характеристики ЭГП |
Записи в тетради. |
|
|
|
|
Северной Европы. Определить специализацию и этнографические особенности разных стран Северной Европы. Определить хозяйственный облик стран данного региона. Учить составлять ЭГХ стран Северной Европы на основе работы с различными источниками информации. |
Фильм «Исландия» № 52. |
одной из стран Северной Европы. |
Номенклатур а. Подготовить доклады по теме: «Экономикогеографическ ая характеристи ка стран Северной Европы» (по вариантам). |
4. |
|
4. |
Страны Западной Европы. |
Определить уровень социальноэкономического развития стран Западной Европы. Определить специализацию и этнографические особенности стран. Выявит сильные и слабые стороны Западной Европы на современном этапе. Определить хозяйственный облик стран данного региона. Изучить состав, ГП, природно-ресурсный потенциал, население, отрасли специализации Западной Европы на основе работы с различными источниками информации. |
Политическая карта Европы. Фильм «Англия» № 52. |
П/р №2 «Составление экономикогеографической характеристики стран Западной Европы по типовому плану (по вариантам). |
Параграфы 2, 3. Записи в тетради. Номенклатур а. Принести контурные карты. |
5. |
|
5. |
Страны Восточной Европы. |
Сформировать представление о Восточной Европе. Выявить проблемы экономического и политического развития стран Восточной Европы на основе самостоятельной работы с картами атласа и дополнительными источниками информации. |
Атлас. Маршрутные листы. Дополнительные источники информации. |
Урок-путешествие в Восточном экспрессе. |
ЭГХ Восточной Европы. Номенклатур а. |
6. |
|
6. |
Страны Южной Европы. |
Определить уровень социальноэкономического развития стран Южной Европы. Определить специализацию и этнографические особенности разных стран Южной Европы. Определить хозяйственный облик стран данного региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал, население, отрасли специализации Южной Европы |
Политическая карта Европы. Атласы. |
П/р №3 «Сравнительная экономико-географическая характеристика Швеции и Италии (1 в.), Нидерландов и Испании (2 в.)». |
Записи в тетради. ЭГХ Восточной Европы. Номенклатур а. Инд. зад.: доклад на тему: «Курорты |
|
|
|
|
на основе работы с различными источниками информации. |
|
|
Испании, Италии, Греции». |
7. |
|
7. |
Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа». |
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Зарубежная Европа». Проверить уровень знаний и умений по данной теме. |
Текст контрольной работы. Контурные карты. |
Контрольная работа по теме «Зарубежная Европа». |
|
8. |
Зарубежна я Азия. Австралия (8 ч.) |
1. |
Зарубежная Азия: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население. |
Сформировать представление об особенностях ЭГП стран Зарубежной Азии, определить его значение для хозяйства региона. Изучить состав, ГП, природно-ресурсный потенциал Азии на основе работы с различными источниками информации. Сформировать представление об особенностях населения. |
Политическая карта Азии. Карта народов мира. |
|
Параграф 1, т.7 (с.223231). Обозначить на к/к субрегионы Заруб. Азии; республики, монархии. Обозначить федеративны е государства (зад.1, с.266). |
9 |
|
2. |
Хозяйство стран Зарубежной Азии. |
Сформировать представление об особенностях развития хозяйства регионов Азии. Показать своеобразие хозяйства субрегионов Азии. |
Политическая карта Азии. |
П/р № 4 «Характеристика предпосылок для развития сельского хозяйства Заруб. Азии (испол. план 1, с. 273).
|
Параграф 1, т.7 (с.231- 234). Инд. зад.: подготовить доклад по темам «Религии Японии», «Культура Японии». |
10 |
|
3. |
Страны Центральной и Восточной Азии. Китай и Япония. |
Сформировать представление о странах Центральной и Восточной Азии на примере Китая. Сформировать целостное представление о Китае и Японии. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП стран. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и этнографические особенности Китая . |
Политическая карта Азии. Карта «Китай, Япония, Корея». Фильм «Китай и Россия» № 40. |
1 вариант: Определение благоприятных и неблагоприятных черт ЭГП Китая. Определение по картам отраслей специализации страны. 2 вариант: Характеристика ЭГП Японии и определение |
Параграф 2, 3 т. 7; зад.8, с.267. Номенклатур а. Инд. зад.: подготовить доклады по темам «История и |
|
|
|
|
Познакомиться с китайской м японской моделями экономики. |
|
благоприятных и неблагоприятных черт ЭГП (зад.13, с. 268). Определение по картам отраслей специализации страны. |
культура Индии», «Религии Индии». |
11 |
|
4. |
Страны Южной Азии. Индия. |
Сформировать представление о населении, экономики Южной Азии на примере Индии. Сформировать целостное представление о природе, населении, хозяйстве и культуре Индии. Познакомиться с индийской моделью экономики. |
Политическая карта Азии. Экономическая карта Индии… Фильм «Зарисовки об Индии». |
Определение благоприятных и неблагоприятных черт ЭГП Индии. Определение по картам отраслей специализации страны. Характеристика населения Индии. |
Параграф 4, т. 7; зад.18, с.268. Номенклатур а. |
12 |
|
5. |
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран ЮгоВосточной Азии. Сформировать целостное представление об Индонезии: ЭГП, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. |
Политическая карта Азии. Экономическая карта ЮгоВосточной Азии. Фильмы «Острова Индонезии» № 42, «Лаос. Камбоджа» № 43, «Сингапур» №33, 30, «Вьетнам» № 17. |
|
Записи в тетради. Номенклатур а. |
13 |
|
6. |
Юго-Западная Азия. Турция. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран ЮгоЗападной Азии. Сформировать целостное представление о Турции: ЭГП, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. Сформировать представление о Турции как важном туристском регионе. |
Политическая карта Азии. Фильм «Турция» № 42, «Центральная Турция» № 52. |
|
Записи в тетради. Номенклатур а. Инд. зад.: доклад на тему «Острова Океании». |
14 |
|
7. |
Австралия. Страны Океании. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве Австралии. Изучая страну, показать ее привлекательность и неповторимость, ее красоту и величие. Выявить причины экономического и политического лидерства страны на |
Физ. и эконом. карты Австралии. Фильм «Природа Австралии» № 40. |
Характеристика ЭГП Австралии и определение благоприятных и неблагоприятных черт ЭГП. Оценка природных условий для развития |
Параграф 5, т. 7. Номенклатур а. Подготовить ся к |
|
|
|
|
мировом уровне. Оценить экономический потенциал стран Океании. |
|
сельского хозяйства. Определение внешнеэкономических связей Австралии. |
итоговому уроку. |
15 |
|
8. |
Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия. Австралия и Океания». |
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Зарубежная Азия». Проверить уровень знаний и умений по данной теме. |
Тесты. Контурные карты. |
Контрольная работа по теме «Зарубежная Азия. Австралия». |
|
16 |
Африка (5 ч.) |
1. |
Общая характеристика Африки. |
Сформировать представление об особенностях ЭГП стран Африки, определить его значение для хозяйства региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал, население Африки на основе работы с различными источниками информации. Выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ. Сформировать представление о некоторых особенностях развития субрегионов Африки. Рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка. |
Физ. и экономическая карты Африки. |
Определение степени обеспеченности стран Африки минеральными ресурсами (зад.2, с.290) |
Параграф 1, т. 8; (зад.6, дополнитель ное, с.290). |
17 |
|
2. |
Субрегионы Африки. Северная Африка. |
Сформировать представление о делении Африки на субрегионы. Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран Северной Африки. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП региона. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и этнографические особенности Северной Африки. Оценить экономический потенциал стран данного региона. |
Физ. и эконом. карты Африки. Фильм «Каменистое нагорье в Тунисе» №52. |
|
Параграф 2, т. 8 (с.281282); зад.9 (2), с.291. |
18 |
|
3. |
Тропическая Африка. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран Тропической Африки. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП региона. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и этнографические особенности стран |
Физ. и эконом. карты Африки. Фильм «Эфиопия», № 50. |
|
Параграф 2, т. 8 (с.282284); зад.9 (3), с.291. |
|
|
|
|
Тропической Африки. Оценить экономический потенциал стран данного региона. |
|
|
|
19 |
|
4. |
Южно-Африканская Республика. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве ЮАР. Познакомиться с южно-африканской моделью экономики. Выявить причины экономического и политического лидерства страны на африканском континенте. |
Политическая карта мира. Эконом. карта Африки. |
|
Параграф 2, т. 8 (с.284286). |
20 |
|
5. |
Внутрирегиональные различия в странах Африки. |
Провести сравнительный анализ внутрирегиональных различий в странах Африки, определив черты сходства и различия. Продолжить формирование навыков работы с картой. |
Атласы. |
П/р №5 «Сравнительная характеристика субрегионов Африки». |
|
21 |
Северная Америка (5 часов) |
1. |
Соединенные Штаты Америки: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население. |
Сформировать представление о ЭГП и природных ресурсах США. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП. Показать влияние ЭГП на историческое и экономическое развитие страны. Сформировать представление об общих особенностях населения США, этапах формирования американской нации. |
Физ. карта США. |
Характеристика ЭГП США (зад.1, с.323) |
Параграф 1, т. 9; (с.295300). |
22 |
|
2. |
Общая характеристика хозяйства США. |
Сформировать представление об особенностях развития хозяйства США. Показать своеобразие хозяйства данного государства. |
Эконом. карта США. |
Определение главных районов черной металлургии (зад.6, с.324). Определение промышленных поясов США (зад.8, с.324). |
Параграф 1, т. 9; (с.300- 310); зад.5, с.324. |
23 |
|
3. |
Макрорайоны США. |
Сформировать представление о различиях районов США. Провести сравнительный анализ внутрирайонных различий, определив черты сходства и различия. Продолжить формирование навыков работы с картой. |
Физ. и эконом. карты США. |
П/р №6 «Сравнительная экономико-географическая характеристика районов США» (поур. план с.197). |
Параграф 2, т. 9; (с.311316). |
24 |
|
4. |
Канада. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве Канады. Познакомиться с канадской моделью экономики. |
Эконом. карта |
ЭГХ Канады по плану (с.329). |
Параграф 3, т. 9; (с.316318). Подготовить ся к тестовой |
|
|
|
|
|
|
|
работе. |
25 |
|
5. |
Итоговый урок по теме: «Северная Америка». |
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Северная Америка». Проверить уровень знаний и умений по данной теме. |
Текст контрольной работы. |
Контрольная работа по теме «Северная Америка». |
|
26 |
Латинская Америка (4 часов) |
1. |
Латинская Америка: ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство. |
Сформировать представление об особенностях ЭГП Латинской Америки, определить его значение для хозяйства региона. Изучить состав, ГП, природноресурсный потенциал, население и хозяйстве Латинской Америки на основе работы с различными источниками информации. Выявить особенности отраслевого состава промышленности. Определить факторы размещения предприятий разных отраслей промышленности. Рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость региона. |
Политическая карта мира. |
|
Параграф 1, т.10 (с.331- 340), зад.8, 9 с.347. Инд. Зад.: подготовить доклады по темам: «Парагвай», «Уругвай», «Аргентина». |
27 |
|
2. |
Страны бассейна Ла-Платы. Бразилия. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран бассейна ЛаПлаты. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП региона. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и этнографические особенности. Оценить экономический потенциал стран данного региона. Сформировать целостное представление о Бразилии: ЭГП, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. Выявить причины социально-экономического лидерства страны среди развивающихся стран мира. |
Политическая карта Южной Америки. |
|
Параграф 2, т.10. Инд. Зад.: подготовить доклады по странам Центральной Америки и Вест-Индии (по выбору учащихся). |
28 |
|
3. |
Страны Центральной Америки и Вест-Индии. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве стран Центральной Америки и Вест-Индии. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП региона. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и |
Политическая карта мира и Южной Америки. Фильмы «Панама», №42; «Куба» №50; «Мексика – храм |
|
Записи в тетради. Задание 12 (2), с.348. Инд. Зад.: подготовить доклады по |
|
|
|
|
этнографические особенности. Оценить экономический потенциал стран данного региона. Сформировать целостное представление о Мексике и Аргентине: ЭГП, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. |
бога дождя» №52. |
|
Андским странам (по выбору учащихся) |
29 |
|
4. |
Андские страны. |
Сформировать представление о природе, населении, хозяйстве Андских стран. Определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП региона. Проанализировать демографические показатели. Определить специализацию и этнографические особенности. Оценить экономический потенциал стран данного региона. |
Политическая карта Южной Америки. |
|
Записи в тетради. Подготовить ся к итоговому тесту по теме «Латинская Америка». |
30 |
Россия в современн ом мире (4 часа) |
1. |
Россия на политической карте мира. |
Сформировать представление о месте России в современном мире. |
Политическая карта мира |
|
Записи в тетради |
31 |
|
2. |
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда |
Сформировать представление о месте и значении России в хозяйстве мира и международном географическом разделении труда |
Политическая карта мира |
|
Записи в тетради |
32 |
|
3. |
Внешние экономические связи России |
Выявить основные внешние экономические связи России определить их значение |
Политическая карта мира |
|
Записи в тетради |
33 |
|
4. |
Россия в международных отраслевых и региональных организациях |
Сформировать представление международных отраслевых и региональных организациях в которых принимает участие Россия и их значение для страны. Определить значение СНГ и его роли. Выявить географические аспекты важнейших социальноэкономических проблем России |
Политическая карта мира |
|
Записи в тетради |
34 |
Обобщаю щий урок по курсу (1 час) |
1. |
Итоговый урок по теме: «Экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира». |
Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира». Проверить уровень знаний и умений по данному курсу. |
Текст контрольной работы. |
Контрольная работа по теме «Экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» |
|
Христианство.
Мусульманство.
Буддизм.
Автомобильные компании мира.
Международный туризм.
Влияние человека на климат.
ЭГХ стран Северной Европы: Швеция, Норвегия, Исландия.
ЭГХ стран Восточной Европы (по выбору учащихся).
ЭГХ стран Латинской Америки: Парагвай, Уругвай, Аргентина.
ЭГХ стран Центральной Америки и Вест-Индии (по выбору учащихся).
ЭГХ Андских стран (по выбору учащихся).
Курорты Испании, Италии, Греции.
Религии Японии.
Япония - страна «наоборот».
Культура Японии.
Икебана – древнее японское искусство.
История и культура Индии.
Религии Индии.
Острова Океании.
Мексика – храм бога дождя.
В кабинете географии имеется компьютер, проектор и экран для использования на уроках и во внеурочной деятельности учителем и учащимися. К компьютеру подключен принтер для печати дидактических материалов.
Используемый УМК:
1.Примерная программа среднего общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 класс» (М.: Просвещение, 2011г.);
2.Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011 г.:
3. Экономическая и социальная география мира: Атлас для 10 класса - М.: Картография, 2008 г. 4. Контурные карты, 10 класс.
Методические пособия:
1. Жижина Е.А, Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. - М: Вако, 2006г. 2. Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6 – 10 кл.: справочное пособие. – М.: «Дрофа», 2003 г.
3. Журнал «География в школе».
4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Методическое пособие:
книга для учителя – М.: Просвещение, 2004 г.
5. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003.
6. Нестандартные уроки географии. 9 – 10 классы / сост. Перепечева Н.Н. – Волгоград: «Учитель – АСТ», 2004 г.
7. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония / Романова А.Ф. - Волгоград: «Учитель», 2001 г.
8. Современный урок географии. Часть 1:: Методические разработки уроков / сост. Баринова И.И. – М.: «Школьная пресса», 2002 г.
9. Толмачова Е.Н. География. 10 класс: поурочные планы, часть 1, часть 2 – Волгоград: «Учитель – АСТ», 2002 г.
Демонстрационные материалы:
Карты:
Австралия (социально-экономическая карта)
Африка (политическая карта)
Северная Америка (политическая карта)
Южная Америка (политическая карта)
Евразия (политическая карта)
Животноводство мира
Зарубежная Европа (политическая карта) Зарубежная Азия (политическая карта)
Машиностроение и металлообработка мира
Народы мира
Политическая карта мира
Полезные ископаемые мира
Плотность населения мира
Технические и зерновые культуры мира
Черная и цветная металлургия мира
Учебные фильмы:
«Израиль. Иерусалим»
«Исландия»
«Англия»
«Китай и Россия»
«Зарисовки об Индии»
«Острова Индонезии»
Лаос. Камбоджа»
«Сингапур»
«Вьетнам»
«Турция»
«Центральная Турция»
«Природа Австралии»
«Каменистое нагорье в Тунисе»
«Эфиопия»
«Панама»
«Куба»
«Мексика – храм бога дождя»
«Влияние человека на климат – парниковый эффект»
«Борьба с терроризмом»
«Экологическое равновесие, которое не должно нарушаться деятельностью человека»
«Экологически чистые продукты. Генетически модифицированные растения и мясо.
Опасно ли это для человечества?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.