Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
окружающий мир
3 кл
06.06.2018
Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века". В рабочую программу по окружающему миру включены следующие разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование. Программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. – М: Вентана-Граф, 2012.Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс.docx
Пояснительная записка Рабочая   программа   по  курсу     «Окружающий   мир»  составлена   на   основе   федерального государственного   образовательного   стандарта,   утвержденного   06.10.2009   г.   №373;   основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ№13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 31.08.2016 г. Приказом № 515­од; учебного плана; примерной программы по предметам первой ступени общего образования М.: «Просвещение» 2010 г.;  авторской программы по   окружающему   миру  Виноградова   Н.Ф.   «Окружающий   мир»:   программа:   1­4   классы   / Н.Ф.Виноградова. – М: Вентана­Граф, 2012.  Рабочая   программа  ориентирована  на   использование  учебника   Виноградовой   Н.Ф., Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В2ч.­ 3­е изд., дораб.    М.:Вентана­Граф,  2013г. и  рабочей  тетради  Виноградова Н., Ф.  Окружающий мир: 3класс: Рабочая тетрадь для учащихся  общеобразовательных учреждений в 2ч. – 3­е изд., дораб.; ­ М.: Вентана­Граф, 2017 г. Выбор  данной   авторской   программы   и   учебно­методического   комплекса   обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа. Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Число часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса. Программой предусмотрено проведение: ­ контрольные работы ­ 2,  ­ практических работ – 4.  Рабочая   программа   имеет  целью  представить   в   обобщенном   виде   культурный   опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего   школьника   понимание   общечеловеческих   ценностей   и   конкретный   социальный   опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения курса окружающего мира на ступени начального общего образования:  расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико­ ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;   получить возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально­ научного познания и эмоционально ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; осваивать   умения   проводить   наблюдения   в   природе,   ставить   опыты,   видеть   и понимать   некоторые   причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире   и   неизбежность   его изменения   под   воздействием   человека,   в   том   числе   на   многообразном   материале   природы   и культуры   родного   края,   что   поможет   овладеть   начальными   навыками   адаптации   в   динамично изменяющемся и развивающемся мире;    создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа   жизни,   освоить   элементарные   нормы   адекватного   природо­   и   культуро­сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. 1 В   соответствии   с   учебным   планом   окружающий   мир   изучается   с   1   по   4   класс.   Общее количество часов 270. Данная программа составлена для реализации курса окружающего мира по предметной   области   «Естествознание   и   обществознание»   и   разработана   в   логике  построения процесса   изучения   предмета   «Окружающего   мира»   на   уроках   в   классе.   Обучение   идет   с использованием   учебника   и   рабочих   тетрадей   и   направлено   на   создание   (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для   появления   у   обучающегося   мотива   познавательной   деятельности   и   успешного   учебного диалога. Ключевая идея курса  заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся   мире,   освоения   доступных   для   понимания   младшим   школьником   терминов   и понятий.  Специфика курса  окружающего мира требует особой организации учебной деятельности школьников   в   форме   учебного   диалога.   Предусмотрена   совместная   с   учителем   учебно­ познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Так, например, работая с учебниками окружающего мира в заданной методическими рекомендациями проблемно­ диалогической   технологии,   учитель   может   использовать   задания   учебника   для   организации фронтальной,   групповой   и   индивидуальной   форм   обучения.  С   учетом   важности   расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ. Естественно   ­   научное   образование   играет   важную   роль,   как   в   практической,   так   и   в духовной   жизни   общества.  Практическая   сторона  образования   связана   с   формированием   у школьников   понятий   о   природе,   обществе,   человеке,   развития   способности   ориентироваться   в изменяющемся   мире,   освоения   доступных   для   понимания   младшими   школьниками   терминов   и понятий.  Практическая   полезность  обусловлена   тем,   что  формируется   целостный   взгляд   на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя,   своего   «Я».   Обучение   курсу   «Окружающий   мир»   дает   возможность   расширить, систематизировать   и   углубить   исходные   представления   о   природных   и   социальных   объектах   и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико­ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.  Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком. Естественно ­ научное образование вносит свой вклад в осознание целостности научной картины мира, своего места в мире на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.  Новизна   данной   программы  определяется   тем,   что   в   основе   построения   курса   лежат следующие принципы: 1.Принцип  интеграции  —   соотношение   между   естественнонаучными   знаниями   и   знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во­первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во­вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного   предмета   к   другому   и   интеллектуальную   бестолковость»   (Г.   Гегель).   Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек­природа­общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди»,   «человек   и   его   самость»,   «человек   и   творческая   деятельность».   Это   обеспечивается представленностью   знаний   из   различных   предметных   областей   —   природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др. 2.Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста 2 знаний,   необходимых   для   его   индивидуального   психического   и   личностного   развития,   а   также последующего   успешного   обучения;   предоставление   каждому   школьнику   возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания   обучения   предполагает   его   отбор   с   учетом   специфики   социальных   ролей   данной возрастной   группы,   социально   значимых   качеств,   обеспечивающих   успешное   взаимодействие   с различными сторонами действительности. 3.Культурологический  принцип   понимается   как   обеспечение   широкого   эрудиционного   фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно   поэтому   большое   внимание   в   программе   уделяется   общекультурным   сведениям   — творчество   выдающихся   российских   граждан,   научных   открытиях,   истории   развития   техники, искусства,  литературы  и  др. Для  реализации  этого  принципа  в программу  введен   специальный раздел «Расширение кругозора школьников». 4.Необходимость принципа экологизации содержания обучения окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии). 5.Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения,   возможность   успешного   изучения   соответствующих   естественно   ­научных   и гуманитарных предметов в основной школе. 6.Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей,   в   краеведческий,   исторический,   художественный   музеи   и   т.   п.   Все   это   обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно ­ научных и обществоведческих понятий. При   организации   процесса   обучения   в   рамках   данной   программы   предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ­ проблемно – диалогическая, ­ технология правильного типа читательской деятельности, ­ технология оценивания достижений, ­ парно ­ групповая работа Внеурочная   деятельность   по   предмету   предусматривается   в   формах:   конкурс,   игра­ путешествие, викторины, КВН. Специальные   формы   контроля   (текущего,   итогового)   освоения обучающимися содержания: устный опрос, самостоятельная работа, проверочные работы, тестовые задания,   творческие   работы,   диагностические   работы,   комплексные   контрольные   работы, контрольные работы. Диагностика личностных и метапредметных результатов проводится в форме наблюдения.   тематического, Промежуточная аттестация проводится в форме теста. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные   результаты  представлены   двумя   группами   целей.   Одна   группа   относится   к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:  готовность и способность к саморазвитию и самообучению;  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; 3  взаимодействие с ее участниками. личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   учебную   деятельность   и Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания   особой   роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой  роли  России в мировой истории,  воспитание  чувства  гордости  за национальные достижения;  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей   семье,   гуманного   отношения,   толерантности   к   людям,   независимо   от   возраста, национальности, вероисповедания;  обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе,  освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. формирование   основ   экологической   культуры,   понимание   ценности   любой   жизни, Метапредметные  результаты  позволяет   рассматривать   учебную   деятельность   как   ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере:  различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач  регулятивные   как   владение   способами   организации,   планирования   различных   видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;  коммуникативные   как   способности   в   связной   логически   целесообразной   форме   речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. Особое   место   среди   метапредметных   универсальных   действий   занимают   способы   получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др. Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:  объектах; осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  опыт, эксперимент, измерение); овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения,  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;  воспринимать мир не только рационально, но и образно. расширение   кругозора   и   культурного   опыта   школьника,   формирование   умения 4 К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся: Планируемые результаты характеризовать условия жизни на Земле; устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; описывать свойства воды (воздуха); различать растения разных видов, описывать их; объяснять последовательность развития жизни растения; характеризовать значение органов растения; объяснять отличия грибов от растений; характеризовать животное как организм; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями  обитания животного; составлять описательный рассказ о животном;   приводить   примеры   (конструировать)  цепи  питания;  характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в  пределах изученного); сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох; называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя;  отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; работать с географической и исторической картами, контурной картой. К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:                        ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).  различать географическую и историческую карты.  анализировать масштаб, условные обозначения на карте; приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха; проводить несложные опыты по размножению растений; проводить классификацию животных по классам;  выделять признак классификации; рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена; ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны  (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои  высказывания с текстом учебника. Содержание учебного предмета  Введение (1ч) Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. 3 класс (68 ч) Земля — наш общий дом (4ч) Солнечная система. Солнце  —  звезда. Земля — планета  Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. 5 Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена  года. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух ­смесь газов. Охрана воздуха Как человек изучает Землю (3 ч). Человек познает мир.  Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего   мира.   Изображение   Земли.   Глобус   —   модель   Земли.   План.   Карта   (гео­1 графическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение   кругозора   школьников.  Представления   людей  древних   цивилизаций   о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Царство природы (11 ч) Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение   кругозора   школьников.  Правила   сбора   грибов.  Предупреждение   отравлений грибами. Распространение  растений на Земле, значение  растений  I  для  жизни.  Растения  и  человек. Разнообразие растений: во­1 доросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения   —   живые   тела   (организмы).   Жизнь   растений,I  Продолжительность   жизни: однолетние,   двулетние,   многолетние.   Питание   растений.   Роль   корня   и   побега   в   питании. Размножение растений.  Распространение  плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. Животный мир Земли (15ч) Животные  ­  часть природы. Роль животных в природе.  Животные   и   человек.   Разнообразие животных:   одноклеточные,   многоклеточные,   беспозвоночные,   позвоночные   (на  примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников.  Животные родного  края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных. Наша Родина: от Руси до России ­ (9 ч.) Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет   славянина   в   Древней,   Московской   Руси,   в   России.   Патриотизм,   смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Как люди жили в старину – (10 ч.) Крестьянское   жилище.  Городской   дом.   Культура   быта:  интерьер   дома,  посуда,  утварь  в разные   исторические   времена.   Одежда.   Костюм   богатых   и   бедных,   горожан   и   крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Расширение   кругозора   школьников.  Происхождение   имен  и   фамилий.   Имена   в   далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) ­ 15 ч. Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. 6 Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси,  в России (кузнечное, ювелирное, гончарное,   оружейное  и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег. Развитие техники в России (на примере авиации, авто­1 строения).     Освоение     космоса. Строительство.       Первые  славянские   поселения,   древние   города   (Великий   Новгород,  Москва, Владимир). Расширение кругозора школьников.  Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из­под земли. Уроки­обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года). Экскурсии.  В природные сообщества (с учетом местных  условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры. Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растения ми и гербарными экземплярами. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тематическое планирование Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на лабораторно­ практические работы контрольные работы «Введение» «Земля наш общий дом» «Как человек изучает Землю» «Царство природы» «Животный мир Земли» «Наша Родина: от Руси до  России» «Как люди жили в старину» «Как трудились люди в разные  времена (исторические эпохи)» Итого: 1 4 3 11 15 9 10 15 68 7 1 3 1 5 1 1 2 4 №  п/п 1. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 6. 6.1 6.2 6.3 Календарно­тематическое планирование   Наименование изучаемой темы Дата  Тема урока, тип урока План  Факт  Тема 1: Введение.  (1 час) 04.09 Где и когда ты живешь? Тема 2: Земля – наш общий дом. (4 часа) 06.09 11.09 18.09 20.09 Солнечная система. Солнечная система. Условия жизни на Земле. Условия жизни на Земле. Тема 3: Как человек изучает Землю (3 часа) 25.09 27.09 02.10 Человек познает мир. Человек познает мир. Человек познает мир. Тема 4: Царство природы (11 часов) Бактерии.  Грибы. Растения. Если бы на Земле не было растений. Растения. Разнообразие мира растений (флоры). Растения. Растения – живые существа (организмы). Растения. Растения – живые существа (организмы). Растения. Растения – живые существа (организмы). Растения. Растения – живые существа (организмы). Растения. Размножение растений. Растения. Растения дикорастущие и культурные. Красная книга России. 04.10 09.10 11.10 16.10 18.10 23.10 25.10 30.10 01.11 13.11 15.11 Тема 5: Животный мир Земли (15 часов) 20.11 22.11 27.11 29.11 04.12 06.12 11.12 13.12 18.12 20.12 25.12 27.12 15.01 17.01 22.01 Тема 6: Наша Родина: от Руси до России (9 часов) 24.01 29.01 31.01 Животные. Роль животных в природе. Животные. Разнообразие мира животных (фауна). Животные. Животные –живые существа (организмы). Животные. Животные –живые существа (организмы). Животные. Животные –живые существа (организмы). Контрольная работа №1  Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Природное сообщество. Почему люди приручали диких животных. О заповедниках. Древнерусское государство. Древнерусское государство. Первые русские князья. Древнерусское государство. Первые русские князья. 8 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Московская Русь. Российская империя. Российская империя. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. 05.02 07.02 12.02 14.02 19.02 21.02 Тема 7: Как люди жили в старину (10 часов) 26.02 28.02 05.03 07.03 12.03 14.03 19.03 21.03 02.04 04.04 09.04 11.04 Тема 8: Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (15 часов) 16.04 18.04 23.04 25.04 30.04 Из истории имён. Какими людьми были славяне. Как выглядели. Какими людьми были славяне.  Какими людьми были славяне. Какие предметы окружали людей в старину. Какие предметы окружали людей в старину. Какие предметы окружали людей в старину. Русская трапеза. Верования языческой Руси. Верования языческой Руси. Принятие христианства на Руси.  Принятие христианства на Руси.  6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 7.9 7.10 7.11 7.10 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 Что создавалось трудом крестьянина? Что создавалось трудом крестьянина? Что создавалось трудом крестьянина? Что создавалось трудом ремесленника. О гончарном ремесле. Что создавалось трудом ремесленника.  О веретене, прялке и  ткацком станке. Что создавалось трудом ремесленника.  Русские оружейники. Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах,  заводах и фабриках в России. Что создавалось трудом рабочего. О первых железных дорогах.  Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX веках. О  пароходе. О пароходе. Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX веках. О  пароходе. Об автомобиле. Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX веках. О  самолете и аэростате. О самолете и аэростате. Время  космических полетов. Контрольная работа №2  Промежуточная аттестация 02.05 07.05 14.05 16.05 8.11 23.05 8.12 8.13 Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 9

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету окружающий мир для учащихся 3 класса по УМК "Начальная школа 21 века".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018