Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
3 кл
13.03.2017
Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе авторской региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»:2-е изд., перераб. и допол.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея»,2008.- 32 с. Авторский коллектив: . Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
5 озож +.docx
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Настоящая программа разработана на основе:  Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят  Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);  Приказа Министерства образования   Российской Федерации   от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 03.06.2008 г., 31.08.2009 г., 19.10.2009 г., 11.11.2011 г., 24,31.01.2012 г.;  Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Начального общего образования;  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями от 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.;  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в  образовательном процессе  в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию  на 2013­2014 учебный год»;  СанПиН,   2.4.2..2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организация   обучения   в   образовательных учреждениях»   (Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской   Федерации   от   29.12.2010   г.   №   02­600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993). Программа   адресована     учащимся   начальных   классов   МБОУ   «СОШ   им.П.Н.   Бережнова   села   Нижняя   Покровка   Перелюбского муниципального района Саратовской области» и рассчитана на детей 7­10 лет. Особенность по отношению к ФГОС  НОО.       Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ здорового образа жизни, которые определены стандартом второго поколения для начальной школы. Основная   идея   программы   состоит   в   формировании   целостного   взгляда   на   воспитание   личности   в   состоянии   физического, Концепция (основная идея  программы). психического и социального благополучия. 2 В настоящее время всё настойчивее ведётся поиск и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая, наряду с   обеспечением   необходимых   условий   для   полноценного   естественного   развития   ребёнка,   способствовала   бы   формированию   у   него потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Здоровье является естественным состоянием и неотъемлемым правом человека. Быть здоровым – природное   стремление   каждого,   а   формирование,   сохранение   и   укрепление   здоровья   детей   было   и   остается   актуальной   проблемой   и предметом первоочередной важности.  Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации   к   ведению   здорового   образа   жизни   дополняет   образовательные   задачи   и   становится   не   менее   приоритетной   чем,   например, обучение русскому языку и математике. Школа – идеальное место для формирования здорового образа жизни и реализации оздоровительных программ, так как большую часть времени дети проводят в школе. По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих запросов по потребностям.  Актуальность (значимость). Необходимость реализации  образовательного курса «Основы здорового образа жизни»  продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение  физического и психического здоровья нации.  Кризисные явления в экономике, порождают кризисные явления  в социальной среде.       Специалисты отмечают, что в настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления различных  наркотических  веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.              Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.        Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение   к   миру,   к   себе,   к   сообществу.   Особенно   опасно,   если   становление   личности   у   подрастающего   поколения   происходит   при деформации   структуры   семьи,   высокого   риска   безработицы,   неэффективности   функционирования   государственных   структур   общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.        Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940   г.   Было   признано,   что   здоровье   –   это   не   просто   отсутствие   болезней,   а   состояние   физического,   психического   и   социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.    3 Предмет «ОЗОЖ» входит в образовательную область «Естествознание». Цели изучения ОЗОЖ. Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни» Формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.     Программа   предусматривает   получение   учениками   знаний   и   навыков,   необходимых   для   создания   семейных   отношений   и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Задачи курса:  ­ формирование у школьников знаний о взаимосвязи компонентов природы;    ­ формирование у учащихся системы интеллектуальных   практических   умений   по   изучению,   оценке    и   улучшению   состояния   своего   физического   и   психического   здоровья;  ­ способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с  различными источниками знаний, наблюдать и описывать природные и социальные объекты и явления,  сравнивать их, вести наблюдения в природе и за жизнедеятельностью человека; ­ создать   условия   для   формирования   у   учащихся     компетентностей:     здоровьесберегающей,      познавательной   деятельности,   ценностно­ смысловой ориентации в мире, гражданской. ­ создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и    волевой сферы;  ­ развивать   у учащихся   все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических    эмоций, положительного отношения   к   учѐбе,   умения   ставить   цели   через   учебный   материал   каждого    урока,   использование   на   уроках   ТСО,   художественных произведений, стихов, загадок, определение    значимости любого урока для каждого ученика;  ­ развитие волевой сферы   – убеждения в возможности решения психологических, правовых,    семейных, медицинских проблем, стремления к распространению знаний о здоровом образе жизни и    личному участию в практических делах по сохранению жизни своей и окружающих.  ­ воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на  сохранение своего здоровья, ответственного отношения к окружающей среде как фактору здоровья,  бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение работать в коллективе на уроках, в процессе выполнения творческих и работ, планирования и реализации  ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия) Сроки реализации программы – 2016­2019  годы. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. 4 Принцип   непрерывного   общего   развития   каждого   ребенка   в   условиях   обучения,   идущего   впереди   развития. Он   предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно­нравственное,         физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого   ребенка.   Следовательно,   необходимо   создать   такие   условия,   которые   предоставят   «шанс»   каждому   ребенку   проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы. –Принцип целостности картины  мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить         осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира   (русский   язык,   литературное   чтение,   окружающий   мир,   математика,   технология,   информатика,   музыка),   по   формированию универсальных УУД. –Принцип   практической   направленности.   Он   предусматривает формирование   универсальных   учебных   действий средствами   всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности  повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно­популярных и         художественных книг, журналов и газет, других источников информации);         умений работать в   сотрудничестве   (в   малой   и   большой   учебной   группе)   в   разном   качестве   (ведущего,   ведомого,   организатора   учебной   деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию). –Принцип   учета   индивидуальных   возможностей   и   способностей   школьников.   Это,   прежде   всего,   поддержка   всех   учащихся   с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных          программ, адекватных развитию ребенка, позволяет учитывать мотивацию и интерес школьников к изучению тех или других  предметов, способность к их усвоению. Реальный уровень образования каждого школьника складывается из базового уровня и уровня образования, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений. –Принцип   прочности   и   наглядности реализуется   через   рассмотрения   частного   (конкретное   наблюдение)   к   пониманию   общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу         решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий.   Это   требование   предполагает,   прежде   всего,   продуманную   систему   повторения   (неоднократное   возвращение   к   пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД. –Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек   к   чистоте,   аккуратности,   соблюдению   режима   дня.   Предполагается   также   создание   условий   для   активного   участия   детей   в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу. 5 Планируемые результаты изучения учебного предмета К концу 2 класса обучающие должны иметь представление:   О значимости и осмысленности человеческой жизни;   О взаимосвязи жизни природы и человека;  О различных эмоциях присущих человеку и элементарных способах, как справиться с негативными эмоциями;   О формах межличностного общения и реализации их в практических ситуациях;   О навыках правильного поведения дома и в общественных местах;   Об основных человеческих ценностях и бережном отношении к красоте;  О тесной связи правильного поведения и здоровья;   Об эстетическом отношении к своему жилищу;  Об обязанностях в семье;   О строении организма человека и ответственности за состояние своего организма;   О здоровом образе жизни;   О болезнях и причинах их возникновения;   О зависимости правильного питания и здоровья человека.  К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:   Знать правила поведения на улице и в школе;   Знать правила поведения в критических ситуациях;   Понимать значимость общественно­полезной деятельности;   Осознавать пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека;   Научиться управлять своими эмоциями;   Применять изученные навыки общения с другими людьми (детьми и взрослыми).  К концу обучения в 4 классе учащиеся должны: называть:   способы и средства общения;   правила личной гигиены;   полезные и вредные привычки;   правила уборки жилых и общественных помещений; знать:   правила безопасного поведения на улице;  6  правила поведения в экстренных ситуациях.  В результате изучения курса ОЗОЖ обучающиеся на начальной ступени общего образования:  Выпускник научится:  •   характеризовать   здоровый   образ   жизни   и   его   основные   составляющие   как   индивидуальную   систему   поведения   человека   в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;  • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;  •   классифицировать   знания   об   основных   факторах,   разрушающих   здоровье;   характеризовать   факторы,   потенциально   опасные   для здоровья (вредные привычки, и др.), и их возможные последствия;  Выпускник получит возможность научиться:  • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. Система оценки достижений учащихся. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные   проверки,   различные   письменные   работы   которые   не   требуют   развернутого   ответа   с   большой   затратой   времени,   а   также самостоятельные практические работы. Фронтальный опрос проводится как беседа ­ полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­рассуждение. Рассказ­описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные   признаки   и   свойства.   При   оценке   этого   вида   рассказа   учитываются   полнота   раскрытия   вопроса,   выделение   наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения  к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает   желание   ученика   отступить   от  текста   учебника,   не  повторить   его   дословно,   а  высказать   мысль   своими   словами,   привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем. 7 Рассказ­рассуждение проверяет  умение учащегося самостоятельно  обобщить  полученные  знания, правильно установить  причинно­ следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­рассуждения.     Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4­балльной системой отметка «1» не выставляется).     Овладение  учащимися  опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой  «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5». Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету Уровень Материал не усвоен Отметка «2» (неудовлетворительно) Минимальный уровень «3» (удовлетворительно) «4» (хорошо) Комментарий Учащийся   не   владеет   информацией   об   изученных   объектах   и   явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами,   инструментариями,   учебными   материалами,   предусмотренными программой данного уровня обучения Минимальные   знания   об   объектах   и   явлениях   окружающего   мира,   слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами Умение   оперировать   терминологией,   обязательной   для   усвоения,   объяснять простейшие   взаимосвязи   объектов,   явлений   окружающего   мира,   неуверенное владение инструментарием и учебными материалами Программный уровень (решение   нестандартной задачи,   которая   требует применения новых знаний в непривычных условиях) Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений   и   объектов   окружающего   мира,   умение   объяснять   причинно­ следственные   связи   объектов,   явлений   с   незначительной   помощью,   владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью «5» (отлично) Свободное   владение   обязательной   терминологией,   умение   объяснять   суть, взаимосвязи   изучаемых   явлений,   объектов   окружающего   мира,   свободное владение   изучаемыми   учебными   материалами   и   инструментами,   умение 8 уровень Высокий (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного   класса   знаний, умений и навыков) «5» (отлично) применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач. Владение знаниями, умениями и навыками. терминами,  учебными  материалами,  инструментами,  выходящими  за границы обязательного к изучению материала ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа учебного предмета разработана на основе авторской региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»:2­е изд., перераб. и допол.­ Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» ­ «Добродея»,2008.­ 32 с. Авторский коллектив: . Барыльник Ю.Б.,   Дмитриева   Н.В.,   Елисеев   Ю.Ю.,   Клещина   Ю.В.,   Михайлина   М.Ю.,   Остроумов   И.Г.,   Орлов   М.И.,  Павлова   М.А.,  Петрова   С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.  Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного   процесса и в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ им.П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области». Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания  детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков: Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной.  Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло,  жизнь и смерть. 9 Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и  саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и  тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства,  профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым. Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки  правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости. Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи.  Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного  воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и  женственности. Содержание медико­гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния  психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного  питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным  привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.  Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания  детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными,  рационального питания и других способов самосовершенствования. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.  Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование.  Предполагается широкое использование технических средств (аудио­ и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.)  проведение индивидуальных и групповых консультаций. В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном  учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения. Содержание  программы предусматривает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии, гигиены, сексологии в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Формы занятий: лекции, беседы дискуссии практические занятия, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания.  Предполагается широкое использование технических средств, наглядных пособий. Программа составлена с учётом возрастных особенностей   и проявлений сензитивности к усвоению определённых знаний на каждом уровне развития. В программе соблюдается последовательное  усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребёнка. Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа  жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к  10 здоровью.  Рабочая учебная программа  курса «Основы здорового образа жизни»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения в современной начальной школе. Организация учебно­воспитательного процесса основана  на технологии личностно­ориентированного и деятельностного  подходов, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебных  занятий     Урок – игра   Урок – путешествие    Урок – защита проекта (ЗП)     Урок ­ экскурсия Формы организации учебного процесса:   индивидуальные,   групповые,   фронтальные.   В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы    контроля.   В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи  изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. Организация учебных занятий предполагает, что любое   занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные  возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком  «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно  стать настоящим уроком «здравотворчества». Направления реализации программы. 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.  В  здании МБОУ «СОШ им.П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области» созданы  необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся.  В школе работает столовая.  2. Использование  возможностей УМК «Начальная школа 21 века» в образовательном процессе. Программа формирования культуры здорового и  безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет  реализовываться с помощью предметов УМК «Начальная школа 21 века».  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ОЗОЖ»   В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: Данная программа  основывается на концепции образовательной области «Естествознание» и соответствует  учебному плану МБОУ «СОШ им.П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области». Согласно учебному плану МБОУ «СОШ им.П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области» всего во 2 ­ 4 классах выделяется 102 часа ( по 34 часа в год, 1 час в неделю).   ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОЗОЖ» Учебный предмет «О З О Ж » призван сформировать у школьников устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему  здоровью.  ЛИЧНОСТНЫЕ,  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОЗОЖ» 11 Личностные результаты:  – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и  познанию, ценностно­смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально­личностные позиции, социальные  компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности; Метапредметные результаты:  – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и  коммуникативные),  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности). Предметные результаты:  – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной  научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой  предметной области. Планируемые результаты  формирования   культуры   здорового и безопасного   образа   жизни к концу второго класса  Ожидается, что в результате освоения  программы   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  : о ценности своего здоровья  и  здоровья других людей для самореализации каждой личности и о том вреде, который можно нанести  здоровью различными действиями; о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей; о важности спорта  и  физкультуры для сохранения  и  укрепления здоровья; о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье; о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы  и  т.п.; об отрицательной оценке неподвижного  образа   жизни, нарушения гигиены; о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека; правила гигиены  и   здорового  режима дня.        Ожидается, что в результате освоения  программы   формирования   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни  школьники  приобретут индивидуальные навыки: сохранения своего здоровья  и  здоровья других людей для самореализации каждой личности; спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья; соблюдения правил гигиены и  здорового  режима дня; подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).     Основные требования к учащимся по курсу: Овладение правилами поведения в обществе.   Развитие эмоциональной  устойчивости и  чувства ответственности за своё поведение. Элементарные знания о правах и обязанностях человека и ребёнка. Формирование семейных  ценностей. Знание простейших приёмов и действий в  опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе и способов оказания или поиска  12 помощи.  Овладение простейшими знаниями о гигиене и профилактике заболеваний. Знания основ здорового образа жизни. Усвоение основных правил безопасного поведения дома, в школе, на улице и дороге за городом. Развития навыков ухода за телом. Формирования негативного  отношения к вредным привычкам.  СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ОЗОЖ» 2 – 4 классы. Элементы содержания Характеристика деятельности учащихся УУД Формы контроля Раздел учебного курса, кол – во часов                                                                                                                             2 класс  ­ 34 часа 13 Раздел 1.  «Этнический  блок» (5ч)  Природа и человек. Красота мира.  Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы.  Красота, созданная руками  человека. Красота души. Красота  человеческих отношений. Как  сберечь красоту. Бережное  отношение к окружающему миру.  Вандализм. Созидание и  разрушение. Я – часть природы.  Взаимосвязь всего живого. Говорить о природе и взаимосвязи  человека с природой. Что люди  выполняют своими руками и как  они это делают. Человек и его  взаимоотношения с другими  людьми, правила правильного  общения. Понятия вандализма, и  разрушения и как это как это  можно предотвратить. Показ на  различных примерах ,что человек  имеет главное место в природе.  Проявление эмоции в различных  ситуациях. Владение человеком  себя, в стрессовых ситуациях.  Движение пантомимики, и игры на  развитие пантомимики. О взаимосвязи организма с  природой. Ценить красоту  созданную руками человека.  Красота человеческих отношений.  Знать о том, что вандализм это  черта разрушения. Знать  о том, что  человек является частью природы.  Уметь сдерживаться в любой  ситуации, и не реагировать на  плохое поведение окружающих.  Уметь говорить о своём состоянии с помощью языка  чувств. Уметь в  любой ситуации владеть своим  телом и движениями. Знать  движения связанные с  пантомимикой. Раздел 2.  «Психологиче ский Блок» (10 ч) Влияние эмоций на поведение  человека. Словесный язык чувств.  Как я могу владеть своим телом.  Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками  саморегуляции. Развитие навыков  общения. Давай поговорим: как  слушать собеседника и вести себя  во время разговора. Напиши мне  письмо: знакомство с письменным  общением. Играем вместе –  обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба  мальчиков и девочек. Что  такое саморегуляция,  способности её навыка. Навыки  общения между людьми в мире.  Как правильно слушать  собеседника, как вести себя во  время разговора. Когда появилось  первое письмо, его история,  понятие письмо. Могут ли  мальчики и девочки быть  одинаковыми, и могут они дружить и играть вместе. Правила этикета,  как правильно вести себя в  обществе.  Уметь регулировать свои эмоции в  различных ситуациях. Уметь  правильно и грамотно общаться в  любой ситуации, слушать  собеседника и понимать его. Уметь  применять их в обществе. Знать  простые правила об общении. Уметь писать письма, грамотно  сформулировать текст письма, а  также написать адрес получателя  письма. Уметь общаться между  собой, в различных видах  деятельности. Знать о различиях  мальчиков и девочек, о том, что  Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. 14 Раздел 3.  «Правовой  блок» (6ч) Культура поведения. Этика.  Этикет. Уважение к старшим.  Забота о младших. Правила  поведения и красота. Правила  поведения и здоровье. Здоровый  образ жизни. Санитарно –  гигиенические нормы.  Аккуратность и опрятность.  Вредные привычки. Правила  поведения в общественных местах. Узнать нужно ли, вообще уважать  старших, и как это делать. Нужно  ли беречь здоровье? Как его  беречь? Простые правила для  здоровья. Понятие аккуратность,  опрятность. Как воспитывать эти  качества в себе. Выясним нужно ли  вести себя хорошо в месте где  много людей, и как вести себя  правильно. Раздел 4.  «Семьеведчес кий блок» (4  ч) Дом, где ты  живёшь. Чистота –  залог здоровья. Гигиена тела и  жилища. «Мужские» и «Женские»  обязанности. Как защитить свой дом, дать  понять что дом ­  моя крепость.  Простые правила гигиены. Как  правильно ухаживать за чистотой  своего тела.  Что подразделяют на  мужские и женские обязанности.  Учатся:  сервировать стол;  соблюдать гостевой этикет; оказать посильную помощь родителям;  помочь больным и беспомощным можно делать и нельзя. Знать  правила этики, этикета. Уметь помочь пожилым людям в  различных жизненных ситуациях. Знать простые правила поведения, и  сохранения здоровья. Знать о санитарно – гигиенических  правилах, уметь ими пользоваться. Знать о вреде вредных привычек, и  последствия их употребления. Знать простые правила поведения  в  общественных местах. Уметь сохранить своё жилище.  Знать о гигиене теле, правила  гигиены организма. Знать о гигиене  жилья, правила правильной уборки  дома. Знать о женских и мужских  обязанностях, правила которые  помогут эти обязанности исполнять. Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. 15 Раздел 5.  «Медико –  гигиенически й блок» (9ч) Из чего мы сделаны? В здоровом  теле – здоровый дух. Как легче  болеть и быстро выздоравливать?  Режим дня. Закаливание. Спорт –  залог здоровья! Первая помощь  при несчастных случаях. Питание  и здоровье. Здоровая пища. Из чего мы состоим, наши органы и их гигиена. Правила как не  заболеть и о том что такое режим  дня, закаливание. Спортивные  упражнения, которые помогут  сохранить здоровье. Тестирование  по пройденному материалу.  Выявление ошибок, что такое  травмы, и почему они возникают.  Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Чего состоит наш организм.  применять правила гигиены на  практике. выполним без помощи  взрослого простейшие физические  упражнения. все пройденные темы,  и правила изученные в них. О том,  что мы часть природы, роль органов  чувств в познании окружающего  мира. правила здорового питания.  Что такое здоровая пища, как  составлять свой рацион питания.  Находить ошибки, допущенные в  тексте.  о правилах первой помощи  при травмах.                                                                                                                                                3 класс – 34 часа Этический  блок.( 4 ч) Психологичес кий блок (12  ч) Человек на планете Земля. В  дружбе с природой. Спор и ссора.  Умение вести дискуссию. Забота и  ответственность. Проявление  заботы в окружающем мире.  Проявление заботы в моем городе,  в моей школе. Показ на различных примерах ,что  человек имеет главное место в  природе. Проявление эмоции в  различных ситуациях. Владение  человеком себя, в стрессовых  ситуациях. Научится : «правильно» общаться с  природой, друг с другом; различать  спор и ссору; различать понятия:  забота и ответственность в  окружающем мире; Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Этот странный взрослый мир. Как  я помню то, что помню: что мы  помним друг о друге и близких.  Язык жестов и движений: позы,  жесты, дистанция и манера  одеваться. Застенчивость,  агрессивность, пассивность и  гиперактивность. Кто «Я» такой. Воспитание чувства  ответственности,  дисциплинированности,  активности, солидарности. Навыки  эффективной адаптации в  обществе, позволяющей  предупредить вредные привычки:  курение, употребление алкоголя и  Научится: противостоять трудностям  взрослого мира; воспитывать в себе  самокритичность; находить понимание с близкими людьми; тренировать свою  память; воспитывать в себе  внимательного человека; пользоваться  языком жестов и движений;  сдерживать свой  характер в различных Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. 16 наркотиков. Потребность  поддерживать своё здоровье.   Правовой  блок (7 ч)  Правила в жизни человека.   Проявление милосердия,  терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Правила  поведения в школе и на улице.  Опасные ситуации. Стихийные  бедствия. Правила поведения в  чрезвычайных ситуациях. Воспитание чувства  ответственности,  дисциплинированности,  активности, солидарности. Навыки  эффективной адаптации в  обществе, позволяющей  предупредить правонарушения. Семьеведче ский блок  (4 ч)  Что такое труд. Трудом славен  человек! Труд в моей семье. Что я  больше всего люблю делать.  обеспечивает необходимыми  знаниями о правах и обязанностях  человека в семье, формирует  навыки правого поведения,  правильное понимание свободы и  Учатся:  сервировать стол;  соблюдать гостевой этикет; оказать посильную помощь родителям;  помочь больным и беспомощным ситуациях; отыскивать в себе  способности; сглаживать проблемы в  общении; урегулировать конфликтные  ситуации; различать понятия  застенчивость и агрессия, пассивность  и гиперактивность Научится: соблюдать правила  поведения; быть милосердным и  терпеливым; противостоять  жестокости; выполнять правила  поведения в школе и на улице;  противостоять опасным ситуациям в  жизни; сохранять спокойствие при  стихийных бедствиях и правильно себя вести; вежливо общаться с  окружающими; соблюдать правила  поведения в транспорте и на улице,  в театре, кино, школе; уметь  разговаривать по телефону; уметь  помочь себе справиться с ленью;  уметь организовать свой досуг; вы­ брать друзей; Научится: понимать смысл слов  семья и дом; правильно  распоряжаться своим свободным  временем; планировать свое будущее  занятие; выполнять обязанности в  семье; уметь организовать свой  досуг; выбрать друзей; Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. 17 Медико­ гигиенически й блок (7 ч). необходимости. Секреты сохранения здоровья.  Здоровье и благополучие.  Полезные и вредные  привычки.  Вред применения наркотиков,  алкоголя, никотина, токсических  веществ. Осознанно  о правильном  и здоровом питании. Питание  –  необходимое условие  жизнедеятельности. Режим  питания. Полезные продукты.  Витамины. Пищевые отравления.  Волевое поведение. Правила   оказания первой медицинской  помощи, правила безопасного  поведения Узнают: Как наш организм влияет  на познание окружающего мира.  Правильное питание, режим дня,  составление рациона питания.  Составляем таблицу здоровой  пищи. Вредные привычки , и их  пагубном влиянии на здоровье;  о  влиянии позитивных и негативных  эмоций на здоровье, в том числе  получаемых от общения с  компьютером, просмотра  телепередач, участия в азартных  играх; элементарные навыки  эмоциональной разгрузки  (релаксации);  навыки позитивного  коммуникативного общения;  об  основных компонентах культуры  здоровья и здорового образа жизни;  Научится: правильно сохранять свое  здоровье; противостоять вредным  привычкам; соблюдать режим дня,  правильно и рационально питаться.  уметь  правильно строить режим дня и выполнять его;  распознавать и   анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать  последствия и находить выход из  них; применить общепринятые  правила коммуникации;  взаимодействовать  экологически с  окружающей средой, понимать, при  каких условиях среда обитания  (жилище, класс, улица, дорога, лес,  степь) безопасна для жизни.                                                                                                                                   4 класс – 34 часа Этический  блок  (4 ч.) Человек на планете Земля. В  дружбе с природой. Спор и ссора.  Умение вести дискуссию. Забота и  ответственность. Проявление  заботы в окружающем мире.  Проявление заботы в моем городе,  в моей школе. Знание предмета  зависти.  Капризные дети. Как к  ним относятся окружающие люди.  Как избежать негативных  эмоций.  Знать: о правильном (здоровом)  питании, его режиме, структуре,  полезных продуктах;  о  рациональной организации режима  дня, учёбы и отдыха, двигательной  активности, научить ребёнка  составлять, анализировать и  контролировать свой режим дня;  о  негативных факторах риска  здоровью детей (сниженная  О взаимосвязи организма с  природой. Ценить красоту  созданную руками человека.  Красота человеческих отношений.  Знать о том, что вандализм это  черта разрушения. Знать  о том, что  человек является частью природы.  Уметь сдерживаться в любой  ситуации, и не реагировать на  плохое поведение окружающих.  Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. 18 Понятия «зависть» и «жадность». Психологичес кий блок ( 12 ч.) Этот  странный взрослый мир. Как  я помню то, что помню: что мы  помним друг о друге и близких.  Язык жестов и движений: позы,  жесты, дистанция и манера  одеваться. Кто «Я» такой.  Застенчивость, агрессивность,  пассивность и гиперактивность двигательная активность,  инфекционные заболевания,  переутомления и т. п.), о  существовании и причинах  возникновения зависимостей от  табака, алкоголя, наркотиков и  других психоактивных веществ. Воспитание чувства  ответственности,  дисциплинированности,  активности, солидарности. Навыки  эффективной адаптации в  обществе, позволяющей  предупредить вредные привычки:  курение, употребление алкоголя и  наркотиков. Потребность  поддерживать своё здоровье.   Правовой  блок ( 6 ч.) Правила в жизни человека.   Проявление милосердия,  терпимости. Ответственность за  жестокое поведение. Правила  поведения в школе и на улице.  Опасные ситуации. Стихийные  бедствия. Правила поведения в  чрезвычайных ситуациях. Осознанно выбирать поступки,  поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;  выполнять  правила личной гигиены и развить  готовность на основе её  использования самостоятельно  поддерживать своё здоровье;   Уметь говорить о своём состоянии с помощью языка  чувств. Уметь в  любой ситуации владеть своим  телом и движениями. Знать:    Биологические основы  жизнедеятельности организма  человека и составляющие здорового  образа жизни. Способы сохранения  и укрепления здоровья.  Принципы  правильного построения режима  труда и отдыха в течение дня.  Правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания,  одежды, сна. Факторы,  разрушающие здоровье и  мероприятия по их устранению.  Основные приемы и методы  психической релаксации. Научится: соблюдать правила  поведения; быть милосердным и  терпеливым; противостоять  жестокости; выполнять правила  поведения в школе и на улице;  противостоять опасным ситуациям в  жизни; сохранять спокойствие при  стихийных бедствиях и правильно себя вести; вежливо общаться с  окружающими; соблюдать правила  Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. 19 Семьеведческ ий  блок  ( 6 ч. ) Медико – гигиенически й  ( 6 ч) Учатся:  сервировать стол;  соблюдать гостевой этикет; оказать посильную помощь родителям;  помочь больным и беспомощным.      Что такое труд. Трудом славен  человек! Труд в моей семье. Что я  больше всего люблю делать.  обеспечивает необходимыми  знаниями о правах и обязанностях  человека в семье, формирует  навыки правого поведения,  правильное понимание свободы и  необходимости. Нет вредным привычкам. Курение  – это плохо. Злой волшебник –  алкоголь.  Наркотик  ­ болезнь и  гибель человека. Как отучить себя  от вредных привычек. Мальчишки  и девчонки. Я принимаю  и  отвечаю за свое решение. В  здоровом теле – здоровый дух!  Последствия влияния вредных  привычек на здоровье человека,  семьи и нации.  Здоровые  установки и навыки  ответственного поведения,  Просмотр обучающих презентаций  и видеофрагментов «Королевство  чистоты и гигиены». Беседа о  правильном питании Практическая  работа «Мой завтрак».  Просмотр  обучающего мультфильма «Птичка Тари». Наблюдения за  домашними  животными «Как животные следят  за своим здоровьем» Творческая  работа «Милые, трогательные,  беззащитные», «Карнавал  фруктов», «Витаминное дерево»  поведения в транспорте и на улице,  в театре, кино, школе; уметь  разговаривать по телефону; уметь  помочь себе справиться с ленью;  уметь организовать свой досуг; вы­ брать друзей; Общаться без напряжения и страха;  думать о своих поступках; избегать  при общении лжи; стараться пони­ мать своих родителей; уметь  сдерживать себя в необходимой  ситуации; стремиться избавиться от  вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои  поступки, за которые получили  наказание; одеваться по ситуации;  быть ответственным за своё  поведение; помочь себе при сильной боли;   Научится:  сохранять свое здоровье;  противостоять вредным привычкам;  соблюдать режим дня, правильно и  рационально питаться. Учащиеся  должны знать: факторы, влияющие на здоровье человека; причины  некоторых заболеваний; причины  возникновения травм и правила  оказания первой помощи; виды  закаливания (пребывание на свежем  воздухе, обливание, обтирание,  солнечные ванны) и правила  Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. Текущий,  индивидуаль ный,  фронтальны й, тестовый. 20 «Витамины счастья» снижающие вероятность  приобщения к вредным  привычкам. Опасность курения.  Права некурящих людей.  Зависимость опасна для здоровья.  Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Профилактика наркомании. закаливания организма; влияние  закаливания на физическое  состояние и укрепление здоровья  человека; о пользе физических  упражнений для гармоничного  развития человека; основные формы физических занятий и виды  физических упражнений. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  Авторский коллектив:   Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,   Елисеев Ю.Ю.,   Клещина Ю.В.,   Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н. Перечень учебно – методического обеспечения  Литература,   используемая  при  подготовке  программы:  1.  Образовательная  система «Школа  XXI  века».   Сборник   программ   к   комплекту   учебников   «Начальная   школа  XXI  века».       /     Руководитель   проекта   –   член   – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2012г. – 158с.    Список литературы: Информационно­методическое обеспечение.    Учебно­методический комплект «Начальная школа 21 века» Литература для учителя: Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. 2012  Т.Н. Захарова, Т.Н.Суровкина, С.Г. Оводо, А.В.Сысаева и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.2007. Ю.Ф.Сухарев.   Природоведение.   Учебно­методическое   пособие   к   учебникам   природоведения   во   вторых   и   третьих   классах общеобразовательных школ. (Разработки рабочих уроков). Брехман И.И. Введение в валеологию ­ науку о здоровье.­ М., 2012 Девис А. Чувствуй себя хорошо. ­ М., 2012 В.Н.Романюта (учим детей общаться). Твой дом. Твоя семья. Ты и твои друзья. О.В.Павлова. Как себя вести в школе и дома. 21 Оборудование:  Ученические столы 2­х местные с комплектом стульев;  Стол учительский с тумбой;  Шкафы для хранения учебников,  дидактических материалов, пособий и пр;  Классная магнитная доска;   Экспозиционный экран;   Компьютер;  Принтер; Индивидуальный канцелярский набор.  22

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"

Рабочая программа по предмету "Основы здорового образа жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017