Рабочая программа
Квалификация: «1304012 Оператор ЭВМ»
По предмету: «Программное обеспечение вычислительных машин».
Специальность: «1304000 Вычислительная техника и программное обеспечение»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Программное обеспечение вычислительных машин» разработана на основе государственного общеобязательного стандарта образования и рабочего плана, предназначена для студентов профессиональных учебных заведений по специальности «1304000 Вычислительная техника и программное обеспечение», квалификация: «1304012 Оператор ЭВМ».
Изучение информатики и информационных технологий направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении др. школьных дисциплин.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебной деятельности.
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Овладение учащимися знаниями и умениями эффективного использования аппаратных, программных средств и методов информатики для решения простых экономических и управленческих задач.
Данный курс решает актуальные в настоящее время и социально значимые для колледжа задачи: - подготовка учащихся к жизни в информационном обществе, социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.Рабочая программа
Квалификация: «1304012 Оператор ЭВМ»
По предмету: «Программное обеспечение вычислительных машин».
Специальность: «1304000 Вычислительная техника и программное обеспечение»
Қазакстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі
«Ленинград ауыл шаруашылық колледжі» КММ
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Ленинградский сельскохозяйственный колледж»
БЕКІТЕМІН КЕЛІСІЛДІ
Колледж директоры ӨОЖ директордың орынбасары
Директор колледжа: ______Тастемиров Р.А Зам. директора по УПР ______Копеев А.Х.
«____» ________________ 2015 ж. г.
Жұмыстың бағдарламасы
Біліктілік: « 1304012
ЭЕМ операторы»
«Есептеуіш машиналардың бағдарламалық камсыздандыру»пәні бойынша
Мамандық: « 1304000
Есептеуш техника және бағдарламалық
»
қамтамасыздандыру
Рабочая программа
Квалификация:
«1304012 Оператор ЭВМ»
По предмету: «Программное обеспечение вычислительных машин».
Специальность: «1304000 Вычислительная техника и программное
обеспечение
»
Колледждің әдістемелік кеңесімен және ҚР Мемлекеттік стандартымен
бекітілген бағдарламаға сәйкес құрастырылған/составлен в соответствии
с программой, утвержденной МС колледжа 05080000
и Государственными стандартами РК
Құрастырған/составил мастер п/о Копеева А.Р.
Арнайы пәндер циклдік әдістемелік комиссиясының отырысында
қарастырылды және мақұлданды/ Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК спецдисциплин
__________________________________________________
Күні, хаттама/дата, протокол № ______
Председатель ЦМК_________Мусипов А.Ж.Ленинград селосы 2015
Ленинградское 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Программное обеспечение вычислительных машин»
разработана на основе государственного общеобязательного стандарта образования и
рабочего плана, предназначена для студентов профессиональных учебных заведений по
специальности «1304000 Вычислительная техника и программное обеспечение»,
квалификация: «1304012 Оператор ЭВМ».
Изучение информатики и информационных технологий направлено на
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
достижение следующих целей:
формирование современной научной картины мира, роль информационных
процессов в обществе, биологических и технических системах.
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении
др. школьных дисциплин.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебной деятельности.
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых
норм информационной деятельности.
Приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной, учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности.
Овладение учащимися знаниями и умениями эффективного использования
аппаратных, программных средств и методов информатики для решения
простых экономических и управленческих задач.
Данный курс решает актуальные в настоящее время и социально значимые для
колледжа задачи: подготовка учащихся к жизни в информационном обществе,
социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.1. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины является формирование у студентов основ информационной
культур будущих специалистов, адекватной современному уровню и перспективам
развития информационных процессов и систем, а также формирование у студентов знаний
и умений, необходимых для свободной ориентировки в информационной среде и
дальнейшего профессионального самообразования в области компьютерной подготовки.
В результате изучения дисциплины студенты должны
Знать:
фундаментальные понятия информатики.
специфику и виды профессионально значимой информации, источники получения
такой информации.
Уметь:
пользоваться полученными теоретическими знаниями в работе
составлять документ разнообразного характера и работать с ними.
обрабатывать данные в табличной форме.
создавать и вести базы данных
распознавать и удалять вирусы из компьютера
правильно выбирать методы и средства работы с информацией
использовать средства современных, информационных и
коммуникационных технологий.
Иметь навыки:
обобщение и анализа информации
использовать информационных технологий.
Иметь представление:
об основных понятиях и определениях предмета и его задачах.
о месте и роли информатизации в профессиональной деятельности.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны
Знать:
фундаментальные понятия информатики
специфику и виды профессионально значимой информации,
источники получения такой информации.
методы и средства поиска, сбора, обработки и защиты информации.
Уметь:
пользоваться полученными теоретическими знаниями.
составлять документы разнообразного характера и работать в
работе.
обрабатывать данные в табличной форме.
создавать и вести баз данных.
распознавать и удалять вирус из компьютера.
правильно вбирать методы и средства работы с информацией.
использовать средства современных информационных и
коммуникационных технологий.
Иметь навыки:
обобщение и анализа информации.
использование информационных технологий в профессиональной
деятельности.
Иметь представление:
об основных понятиях и определениях предмета и его задачах.
о месте и роли информатизации в профессиональной деятельности.Результаты обучения дисциплины
Результаты обучения
запланированные в стандарте и
учебной программой
Обучающиеся должны обладать
следующими компетенциями
Базовыми:
БК 1. Соблюдать технику
безопасности и правила пожарной
безопасности;
БК 2. Уметь проявлять
способности к непрерывному
самообразованию и модернизации
профессиональной квалификации;
БК з. Использовать современные
информационные технологии
разработки программ.
Профессиональными:
ПК 2. Знать и использовать
аппаратное и программное
обеспечение ЭВМ;
ПК 5. Использовать и настраивать
локальные вычислительные сети и
Internet;
Результаты обучения, запланированные в стандарте
В результате изучения дисциплины обучающиеся
знают:
правилу техники безопасности и пожарной
безопасности;
назначение и функции, характеристики современных
ОС;
классификацию программ ПО;
понятие, виды, методы защиты от компьютерного
вируса;1
необходимость, методы сжатия информации,
структуру1 архивного файла;
работать с поисковой системой;
программы для работы по созданию видео и монтажа;
работать в обозревателях Интернет;
Умеют:
ввод и редактирование текста, форматирование абзаца
и страницы;
обработку числовой информации, создание таблицы и
формулы;
создание мультимедийной презентации;
объекты, формы, запросы СУБД;
виды компьютерной графики;
Приобрели навыки:
по диагностированию устройств, компетентны:
Знают:
проводить трансляцию и отладку программы,
управлять данными при работе за ПК;
работу с ОС, ПО, ППП;
Умеют:
настраивать ОС через панельПК 6. Оформлять результаты
выполненных работ.
Специальные компетенции:
СК 1. Выполнять работы на ЭВМ
с использованием прикладного
программного обеспечения;
СК 3. Использовать служебные
программы для улучшения
работоспособности системы.
управления;
составлять тесты и оформлять результаты
выполненных работ;
построить автоматизированные системы
обработки информации;
Приобрели навыки:
по диагностированию устройств;
настраивания локальной и глобальной сети,
Компетентны:
в использовании сетевых ОС;
в оформлении результатов выполненных работ.
Знают:
создавать и работать с локальной сетью;
устанавливать и настраивать прикладные
программы, драйвера, утилиты,
Умеют:
составить программу для работ с локальными базами
данных;
работать с'оргтехникой,
Приобрели навыки:
создания сайта;
в выполнении отладки программ;
в использовании улучшения работоспособности ППП;
служебных программ, компетентны:
в организации работы с различными
источниками информации; в настройке ОС и ППП.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
ВВЕДЕНИЕ.
MS
3 . Операционная система
Общая характеристика предмета: цели и задачи его изучения,
место и роль предмета в подготовке специалиста. Связь с другими
дисциплинами. Современное состояние программного обеспечения
вычислительной техники. История развития вычислительных средств.
Классификация ЭВМ по физическому представлению обработки
информации, поколения ЭВМ, сферам применения и методам
исполнения вычислительных машин.
Р АЗДЕЛ 2
DOS
Операционная система
Общие сведения. Основные модули. Загрузка MSDOS. Файловая система. Файлы и
каталоги. Понятие файлов и каталогов, имена файлов, атрибуты файлов, маршруты
файлов, шаблоны имен файлов. Основные команды MS DOS. Понятие внутренних и
внешних команд. Команды над файлами и каталогами (создание, копирование, удаление,
переименование).
РАЗДЕЛ
Настройки: рабочий стол, панель задач, панель инструментов. Настройка ОС Windows XP,
панель управления. Дата и время. Запуск и завершение работы программ. Создание папок и
ярлыков. Изменение оформления и настройки основных элементов. Получение справочной
информации Изменение настроек, свойств рабочего стола и т.д. Установка оборудования.
Мультимедиа. Звук. Установка и удаление программ. Настройка контекстного меню.
Установка пароля.
Р АЗДЕЛ
Тема 4.1. Компьютерные вирусы. Защита информации и антивирусные программы.
Понятие вируса. Распространение вирусов. Классификация вирусов. Антивирусные
программы (для Dos и Windows). Разновидности антивирусных программ. Понятие сканера
и мониторинга.
Тема 4.2. Архивация файлов. Алгоритмы и методы сжатия.
Программы архиваторы.
Создание архивных файлов и извлечение файлов с помощью различных программ
архиваторов (для Dos и Windows).
РАЗДЕЛ 5. Технология обработки текстовой информации.
4 Обслуживание ПЭВМ.Тема 5.1. Средства работы с текстовыми документами. Основные понятия, настройки
и характеристики.
Тестовый редактор Word. Создание. Освоение приемов работы по редактированию текста:
выделение фрагмента, копирование, перемещение, удаление фрагмента текста.
Форматирование текстового документа: установка типа шрифта, стиля начертания, работа
с линейкой, форматирование абзаца и др. создание таблиц, применение формул в таблицах.
Графические возможности текстового редактора.
РАЗДЕЛ 6. Технология обработки числовой информации.
Тема 6.1. Табличный процессор Excel. Интерфейс электронной таблицы, обработка
числовой информации.
Ввод, редактирование и форматирование данных в электронной таблице: работа по
созданию, редактированию и форматированию текста и чисел в электронной таблице.
Сохранение и печать документа. Адресация.
Работа с формулами в электронной таблице. работа по созданию, редактированию и
форматированию формул в электронной таблице. Сохранение и печать документа.
Создание графиков, гистограмм и диаграмм в электронной таблице. работа по
созданию, редактированию и форматированию графиков, диаграмм и гистограмм в
электронной таблице. Сохранение и печать документа.
Создание связи листов и связи файлов и электронной таблице. Работа по созданию связи
листов в книге базы данных. Связи между файлами в электронной таблице Excel.
Работа в электронной таблице как с базой данных.
резентации.
РАЗДЕЛ 7. П
Тема 7.1. Представление о Power Point. Элементы окна, открытие и сохранение
презентации.
Создание, редактирование и форматирование слайдов. Создание презентации на основе
шаблона оформления. Работа с рисунками и графическими примитивами на слайдах.
Редактирование и сортировка слайдов. Демонстрация презентации.
Использование различных анимаций текста и рисунков. Выбор дизайна презентации.
Использование анимации. Анимация объектов слайда. Демонстрация презентации.
Создание управляющих кнопок. Использование звука и видеоклипов. Работа со звуком.
Использование управляющих кнопок. Переходы между слайдами.
Демонстрация
презентации.
Управление по смене слайдов. Настройка. Анимация
РАЗДЕЛ 8. Технология обработки базы данных.
Тема 8.1. Представление о базы данных. Система управления базами данных (СУБД).
Ввод, редактирование и форматирование данных в базе данных Access. Работа по
созданию, редактированию, форматированию полей и записей в базе данных.
Использование фильтра. Создание запросов, форм, отчетов. Работа по созданию
запросов, отчетов и форм, полей и записей в базе данных. Сортировка.
Работа в БД в режиме мастера. Робота по нахождению суммы, минимума, максимума,
среднего значения заданных полей. Разбиение и связывание таблиц в базе данных Access.
РАЗДЕЛ 9. Технология обработки графической информации.
Тема 9.1. Виды компьютерной графики: растровая и векторная.
Виды компьютерной графики: растровая и векторная.
Основные понятия компьютерной графики: цветовые разрешения изображения и его
размер.Классы программ: цветовые разрешения изображения и векторной графикой. Интерфейс
программы. Инструментальные палитры. Рекомендуемые редакторы Adobe Photoshop,
Corel Grapfics Soviet.
Раздел 10. Мультимедийные технологии.
Тема10.1 Создание и редактирование видео на Windows Movie Maker.
Основные понятия, интерфейс программы. Вырезка звуковых дорожек, создание
спецэффектов, звуковых эффектов. Обработка звука в видео.
Тема 10.2. Монтаж видео в программе
Adobe
Виды мультимедийных технологий. Основные понятия, интерфейс программы. Создание
видео и монтажа с использованием различных форматов, использование спецэффектов
монтажа, запись нескольких звуковых дорожек.
Раздел 11. Компьютерные сети и телекоммуникации.
Классификация компьютерных сетей. Аппаратнопрограммное обеспечение работы
компьютерных сетей. Виды сетей. Основные компоненты.
Поисковые системы. Установка и настройка сетевых ОС. Архитектура ОС. Структуры и
способы адресации. Электронная почта.
Premiere
.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Рабочая программа по предмету
«Программное обеспечение вычислительных машин».
Наименование раздела
Колво часов
2 курс
Введение. Техника безопасности.
РАЗДЕЛ 2
. Операционная система
Ms
Dos
Совершенствование навыков по использованию команд
MSDOS для каталогов и файлов.
Операции с дискетами, каталогами и файлами в
программе Norton Commander
Операции с дискетами, каталогами и файлами в
программе Norton Commander
Работа с программой FAR
РАЗДЕЛ 3. Операционная система
Клавиатура персонального компьютера
Настройка панели задач
Создание папок и ярлыков
Операции с папками и ярлыками
Приемы работы с объектами. Работа с файловой
структурой в программе Проводник
Раздел 4
. Обслуживание ПЭВМ
136 ч.
3 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
12 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Операции с антивирусными и архивными программами
РАЗДЕЛ 5. Технология обработки текстовой информации.
Создание нумерованных и
маркированных списков.
Обрамление цвет шрифта, линий, заливка, тип линий, тень,
объем, надпись.
Копирование рисунков, объектов из Paint в Word.
Создание и заполнение таблицы
Создание и заполнение таблицы
Использование графических
объектов. Оформление объявлений
Панель инструментов «Рисование».
Рисование фигур различной формы. «Автофигуры»
«Действие».
Творческая работа «Текстовый процессор MS WORD»
3 курс
6 ч.
6 ч.
6 ч.
12 ч.
12 ч.
6 ч.
12 ч.
12 ч.
182 час.
Excel
РАЗДЕЛ 6. Технология обработки числовой информации MS
Ознакомление с меню, элементами таблиц, методикой
выполнения основных операций
Построение таблицы, использование формул для расчетов
Оформление журналаордера 1 и ведомости 1 средствами
программы MS Excel
Работа с инструментами в графическом редакторе.
Сохранение документа.
Использование абсолютных и относительных ссылок в
расчете показателей таблицы
Расчет заработной платы и налогов
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
РАЗДЕЛ 7. П
резентации Power Point
Использование инструментов программы Power Point для
создания презентации
Оформление презентаций работа с шаблонами,
шрифтами, текстов, цветами и стилями линий, цветовыми
схемами.
Творческая работа «Как устроен Интернет»
Творческая работа «Как устроен Visual Basic»
Творческая работа «Информатика»
Творческая работа «Алгоритм»
РАЗДЕЛ 8. Технология обработки базы данных.
Ввод, редактирование и форматирование данных в базе
данных Access.
Использование фильтра. Создание запросов, сортировок,
отчетов.
Работа в БД в режиме мастера.
Работа в БД в режиме мастера.
Работа в БД в режиме мастера.
Работа в БД в режиме мастера.
Итоговое занятие по теме AccessРАЗДЕЛ 9. Технология обработки графической информации.
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Графический редактор Adobe Photoshop
3 DS Max трехмерная графика, основные понятия.
Основные приемы работы с Auto Cad
Творческая работа «Моя группа»
Раздел 10. Мультимедийные технологии.
Создание и редактирование видео на Windows Movie
Maker.
Обработка звука в видео Windows Movie Maker.
Монтаж видео в программе Adobe Premier
Использование спецэффектов монтажа
Раздел 11. Компьютерные сети и телекоммуникации.
Установка и настройка сетевых ОС
Электронная почта. Создание почтовых ящиков.
Поисковые системы. Поиск в сети интернет.
Итоговое занятие.
Всего
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
6 ч.
2 ч.
318 ч.
Экзамен может проходить в виде защиты реферата, проекта или в виде устного
Экзамен
ответа по билетам.
Экзаменационные вопросы
1. История развития вычислительной техники.
2. Магистрально-модульный принцип построения на компьютере.
3. Основные характеристики (разрядность, адресное пространство и
др.) процессора.
4. Организация и основные характеристики памяти.
5. Монитор, разрешающая способность монитора.
6. Компьютерные вирусы и борьба с ними.
7. Файловый монитор NC, назначение, Функциональные клавиши.8. Операционная система Windows. Основные отличия Windows от DOS.
Загрузка, вызов программы.
Рабочий стол Windows , зачем нужны значки и ярлыки?
9. Как приготовиться к инсталляции и проинсталлировать Windows?
10.
11. Что делает приложение My Computer?
12. Как пользоваться корзинкой "для мусора" Recycle Bin?
13. Что делать с кнопкой Start?
14. Как получить помощь и оценить системные ресурсы?
15. Как подружиться с мышкой, как облегчить работу с мышкой?
16. Как создать новые ярлыки и папки?
17. Как запустить приложения, установленные в Windows?
18. Как запустить внешние приложения?
19. Как работать с окнами приложений, зачем нужен Переключатель
задач Taskbar?
символов?
убрать ненужные?
20. Что делают Переключатель языков и приложение Notepad?
21. Как прогуляться по Windows с ее Проводником Explorer?
22. Как работать с документами и файлами?
23. Как завершить работу с Windows?
24. Как работать с калькулятором?
25. Что такое буфер обмена Clipboard?
26. Как работать с текстовым редактором WordPad?
27. Что делает графический редактор Paint?
28. Как работать с приложениями MS-DOS?
29. Как просмотреть наборы символов Windows?
30. Можно ли работать с Norton Commander?
31. Как копировать гибкие диски?
32. Как отформатировать гибкий диск?
33. Как выполнить дефрагментацию дисков?
34.
35.
36. Что дает Windows для приложений MS-DOS?
37. Как работают 16-битовые приложения, в чем преимущества 32-
Зачем нужно сканирование дисков?
Зачем нужна контрольная панель?
битовых приложений?
38. Каковы улучшения в файловой системе Windows ?
39. Каковы улучшения в подсистеме печати Windows ?
40. Насколько устойчива Windows к сбоям?
41. Как Windows поддерживает видеосистему ПК?
42. Каковы возможности контрольной панели?
43. Как управлять дисплеем и видеокартой?
44. Как обеспечивается установка и выбор принтеров?
45. Как узнать и установить дату и время?
46. Как настроить клавиатуру ПК, как разобраться с наборами
47. Что делают Мастера Windows, Как установить новые программы иТекстовый редактор Word. Назначение, основные функции.
48.
49. Создание документа, форматирование документа с помощью
различных шрифтов, форматирование абзацев, списков.
50. Компьютерные шрифты. Назначение, виды и отличия
используемых шрифтов.
51. Использование графических изображений в Word.
52. Форматирование страниц в документе (колонтитулы, нумерация).
53.
54. Шрифтовое оформление текста.
55. Подготовка документа к печати (предварительный просмотр,
Работа с таблицами в Word.
быстрая печать документа, использование бумаги, установка полей).
56. Создание главного документа (структурная схема, сборка
различных файлов в один документ).
Средства обучения
Плакаты
1. Устройство и структура персонального компьютера.
2. Устройства ввода и вывода графической информации .
3. Этапы решения задач с помощью ЭВМ.4. Устройства ввода-вывода на магнитные носители.
Технические средства обучения
1. Локальная вычислительная сеть на базе ПЭВМ.
2. Принтер.
3.
Сканер.
4. Модем.
1. Богумирский Б.С. «Руководство пользователя ПЭВМ», часть1 и 2,С.Пб.
Список используемой литературы
«Печатный двор»,1995г.
2. Фигурнов В. «IBM PC для пользователя», 6 издание, С.Пб., АО «Коруна», 1995г.
3. Савельев А.Я. «Персональный компьютер для всех», 1,2,3,4 части, Москва,
«Высшая школа», 199293г.
4. « Методические указания по использованию ВТ в учебном процессе», 1 и 2 части,
РГПИ им. А.И.Герцена, 199192г.
5. «Программирование музыки», РГПИ им. А.И.Герцена, 1991г.
6. Журнал «Вычислительная техника и ее применение», 5 выпуск, Москва, «Знание»,
1991г.
7. Моисеева М.В. «Компьютеры в системах передачи информации», программно
методический комплекс 5, Москва, 1993г.
8. К.Стинсон «Эффективная работа в Windows 95», С.Пб., «Питер», 1996г.
9. Винтер Р. «Microsoft Office для Windows 97», С.Пб., «BHV», 1997г.
10.
Борланд Р. «Эффективная работа с Word 7.0.», С.Пб., «Питер», 1996г.