Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
география
5 кл
21.04.2017
Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс
Программа по природоведению, составлена по Федеральному государственному образовательному стандарту. Программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, краткое содержание предмета, планируемые результаты изучения, практические работы, нормы и критерии оценивания. Рабочая программа по природоведению для 5 класса включает в себя две предметные области: географию (начальный курс) и биологию (начальный курс).
Природоведение 5 класс ФГОС.docx
ГБОУ ««Набережночелнинская школа № 88»                                                           «Принято»                                                            Педагогическим советом                                                            протокол от _____2016 г.№__                                                            Введено приказом от___2016г. №___                                                            Директор ГБОУ «НШ№ 88»                                                            ___________   Чухалдина Ф.А.                                                            Подпись              Ф.И.О. Рабочая программа по предмету природоведение  для  5 класса (2 часа  в неделю, 68 часов в год) Составитель: Ибатуллина Любовь Семеновна  (1 квалификационная категория) «Согласовано» Заместитель директора________ Латоха О.В.  от_________2016г.  Подпись     Ф.И.О. «Рассмотрено» На заседании МО, протокол от____2016 г. №____ Руководитель МО  Ханнанова И.В. от_________2016 г.  Подпись     Ф.И.О. г. Набережные Челны 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по природоведению для 5 класса  включает в себя две  предметные области: географию (начальный курс) и биологию (начальный курс). Название  раздела    Что изучает  география  Содержание ученого предметагеография Краткое содержание Мир, в котором мы живем. Науки о природе. География – наука о Земле.  Методы географических исследований. Обобщение и практическая отработка  знаний по разделу «Что изучает география». Как люди  открывали Землю Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие  географические открытия. Открытия русских путешественников. Обобщение и  практическая отработка знаний и умений  по разделу«Как люди открывали  Землю».  Земля во  Вселенной Виды  изображений  поверхности  Земли  Природа Земли  Как древние люди представляли себе Вселенную. Изучение  Вселенной от  Коперника до наших дней. Соседи Солнца. Планеты – гиганты и маленький  Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Уникальная  планета – Земля. Современные исследования  космоса. Обобщение и  практическая отработка знаний и умений  по разделу «Земля во Вселенной» Стороны горизонта. Ориентирование. План местности и географическая карта.  Обобщение и практическая отработка знаний и умений  по разделу «Виды  изображений поверхности Земли» Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. Землетрясение и вулканы. Путешествия по материкам. Вода на Земле. Воздушная одежда Земли. Живая  оболочка Земли. Почва – особое природное тело. Человек и природа.  Обобщение и практическая отработка знаний и умений  по разделу «Природа  2 Земли». Название раздела    Что  изучает  география Планируемые результаты изучения географии Предметные результаты Метапредметные результаты  ученик научится  Называть черты  географии, показывать ее роль в освоении  планеты человеком,   объяснять значение  понятий тело и  вещество. Объяснять  для чего изучают  географию.   Формирование  представлений о  географии, ее роли в  освоении планеты  человеком. ученик получит  возможность  научиться  Понимать  уникальность планеты  Земля, выделять  отличия в изучении  Земли с помощью  географии по  сравнению с другими  наукам;  находить на  иллюстрациях и  описывать способы  современных  географических  исследований и  применяемые для  этого приборы.  Формирование  представлений о  географии, ее роли в  освоении планеты  человеком, о  географических  знаниях как  компоненте научной  картины мира. 3 Уметь самостоятельно  выделять познавательную цель, главную мысль в тексте  параграфа (смысловое чтение). Уметь определять понятия,  строить умозаключения и  делать выводы, добывать  недостающую информацию с  помощью карт  атласа,   применять методы  информационного поиска. Уметь объяснять особенности  планеты Земля, уметь  выявлять различия двух частей географии. Объяснять роль  географии в изучении Земли.  Уметь организовывать и  планировать учебное  сотрудничество с учителем и  одноклассниками. Как люди  открывали  Землю Научиться  прослеживать по  картам и обозначать на контурной карте  маршруты  путешествий.  Научиться составлять  презентацию  о  великих русских  путешественниках.  Научиться находить  информацию и  обсуждать значение  первого российского  кругосветного  плавания.  Земля во  Вселенной Объяснять  представления  древних людей о  Вселенной. Научиться читать и  понимать текст.  Научиться определять  главные слова текста и составлять опорный  Выяснять вклад  первооткрывателей в  освоение Земли,  систематизировать  полученные знания с  помощью заполнения  таблицы. Объяснить  вклад  путешественников в  открытие материков и  новых земель,  объяснять роль  русских  землепроходцев в  изучении Сибири.  Подвиг  первооткрывателей  Северного полюса.  Уметь объяснять роль  великих  географических  открытий для  человечества.  Научиться составлять  презентацию  по  опережающему  заданию о  великих  русских  путешественниках. Объяснять главное  отличие Земли от  других планет.  Находить особенности небесных тел по  иллюстрациям  учебника,  электронного  приложения  4 Уметь добывать недостающую  информацию из карт атласа и  электронного приложения,  установить рабочие отношения и эффективно сотрудничать,  формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе  групповой работы, осознанно  выбирать наиболее  эффективные способы  решения учебных задач. Применять методы  информационного поиска  (правильно называть и  показывать географические  объекты, осознанно выбирать  наиболее эффективные  способы решения учебных  задач. упомянутые в тексте  учебника.) Применять методы  информационного поиска. Добывать недостающую  информацию с помощью  вопросов. Формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и  групповой работы,  организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и одноклассниками. конспект рассказа и  презентации учителя.   Научиться выделять  признаки планет.  Научиться  моделировать  движение Земли с  помощью прибора  теллурия. Изучить  важнейшие события в  освоении космоса. Виды  изображен ий  поверхнос ти Земли  Научиться   определять стороны   горизонта. Научиться   в ориентироваться   по пространстве   местным   признакам   и компасу.   Научиться читать план местности с   помощью   условных знаков.  «Астероиды. Кометы.  Метеоры.  Метеориты.» Уметь  сравнивать систему  мира Коперника и  современную модель  Вселенной. Научиться находить на звездном небе  созвездия, установить  во сколько раз  диаметр каждой из  планет – гигантов  больше диаметра  Земли. Составлять  презентации о  космонавтах.  Научиться извлекать  информацию из карт,  атласа, выделять  признаки понятий.  Выделять условия,  необходимые для  возникновения жизни  на Земле. Находить основные и  промежуточные  стороны горизонта.  Формулировать  алгоритм работы с  компасом. Научиться читать   географическую   карту с помощью  условных знаков. Научиться строить  план пришкольного  участка  методом  5 Применять методы  информационного  поиска, в  том числе с помощью  информационных средств,  самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную цель, искать и  выделять необходимую  информацию. Самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную цель, искать и  выделять необходимую  информацию. Организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и одноклассниками,  проектировать маршрут  преодоления затруднений в  обучении через включение в  новые виды деятельности,  добывать недостающую  информацию с помощью  вопросов (познавательная  инициативность), применять  методы информационного  поиска, в том числе с помощью Природа Земли    Обозначать объекты  на контурной карте.  Научиться различать  материки по контурам. Научиться  подписывать реки на  контурной карте.  Научиться называть  признаки изучаемых  понятий. Научиться  определять типы почв  по натуральным  образцам.  компьютерных средств.  Формировать навыки учебного  сотрудничества в ходе  индивидуальной и групповой  работы. Самостоятельно  выделять и формулировать  познавательную  цель,  использовать и выделять  необходимую информацию.  Организовывать и планировать  учебное сотрудничество с  учителем и одноклассниками,  самостоятельно выделять и  формулировать  познавательную цель, искать и  выделять необходимую  информацию. устанавливать рабочие  отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации,  проектировать маршрут  преодоления затруднений в  обучении через включения в  новые виды деятельности и  формы сотрудничества.  Полно и точно выражать свои  мысли в соответствии с  задачами и условиями  коммуникации. полярной съемки  местности. Составлять план местности,  определять  азимуты и расстояния на  местности. Научиться  устанавливать связь  между строением  Земли  и горными  породами. Научиться  различать материки по их особенностям.  Научиться  сопоставлять границы  биосферы с границами других оболочек.  Научиться  высказывать мнение о  воздействии человека  на биосферу в своей  местности. Выделять  различия в гипотезах  возникновения Земли.  Устанавливать с  помощью  географических карт  районы землетрясений  и вулканов. Уметь  характеризовать  природу 6 материков  Земли. 6 Календарно­тематическое планирование ФК ГОС УМК (География начальный курс.И.И. Баринова, Н.И. Сонин,2012) № Изучаемый раздел, тема урока Количес Календарные сроки Основные виды учебной деятельности тво часов Планируем ые сроки Фактическ ие сроки Что изучает география 1 Мир, в котором мы живем. 2 3 Науки о природе. География – наука о Земле. 4 Методы географических  исследований. Обобщение и повторение темы «Что  изучает география». 5 6 7 8 9 Как люди открывали Землю Географические открытия древности  и Средневековья. Практическая работа №1  «Географические открытия  древности и Средневековья» Важнейшие географические  открытия. Открытие русских путешественников Открытие русских  путешественников. Практическая  работа №2 «Важнейшие  географические открытия»,  10 Обобщение по разделу «Как люди   открывали Землю».  Земля во вселенной 7 01.09 06.09 08.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 5  1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 9 Беседа с использованием различных источников  информации: учебника, атласа; знакомство с  учебником, атласом, контурной картой. Демонстрация физического и химического  опытов, работа с текстом учебника, составление  схемы «Естественные науки» Работа в тетради (выделение признаков двух  частей географии) Работа с текстом учебника, чтение, анализ карт  атласа «Методы географических исследований» Обобщение и практическая отработка знаний и  умений по разделу  « Что изучает география»  (выполнение тестовых  заданий) Работа с текстом учебника, контурной картой  (Маршруты путешествий Пифея, Бортоломео  Диаша, Васко да Гаммы) Работа с текстом учебника и тетрадью  (заполнение таблицы  «Великие географические  открытия»), анализ презентации. Самостоятельное составление  презентации  «Хождение за три моря». Работа  с контурной картой (маршруты  путешественников первооткрывателей). Обобщение и практическая отработка знаний и  умений по разделу «Как люди открывали  Землю». (анализ презентаций «Десять великих  путешественников», выполнение тестовых  заданий) 11 Как древние люди представляли себе Вселенную. 12 Изучение Вселенной: от Коперника  до наших дней 13 Соседи Солнца. 14 Планеты – гиганты и маленький  Плутон. 15 Астероиды. Кометы. Метеоры.  Метеориты. 16 Мир звезд. 17 Уникальная планета ­Земля 18 Современные исследования космоса. 19 Обобщение знаний по теме: «Земля  во Вселенной» Виды изображений поверхности 20 Стороны горизонта Земли 21 Ориентирование. Практическая работа №3  «Ориентирование по компасу». 22 План местности и географическая  карта. Практическая работа №4  «Составление простейшего плана  местности» 23 Обобщение знаний по разделу  «Виды изображений поверхности Земли». Природа Земли 24 Как возникла Земля   1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 12 1 8 06.10 11.09 13.09 18.09 20.09 25.09 27.09 08.11 10.11 15.11 16.11 17.11 22.11 24.11 Работа в тетради, работа с текстом учебника  (продуктивное чтение). Работа с текстом учебника. Работа с текстом учебника. Работа в тетради (заполнение схемы «Планеты  земной группы и планеты ­ гиганты»). Работа с иллюстрациями учебника (составление  вопросов) Анализ текста и иллюстраций учебника. Работа с  текстом учебника и прибором для  демонстрации. Работа в парах (вопрос ­ ответ), составление  презентации «Современные исследования  космоса.» Обобщение и практическая отработка знаний и  умений по разделу «Земля во Вселенной».   Работа с текстом учебника. Групповая работа по алгоритму определять свое местоположение,  работа с тетрадью (определение сторон  горизонта). Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве) Работа с географической картой (отработка  условных знаков плана) , работа  в парах  (ориентирование по плану и  карте). Обобщение и практическая отработка знаний и  умений по разделу «Виды изображений  поверхности Земли». (самостоятельное  построение плана пришкольного участка) Работа с текстом учебника (выделение опорных  слов в тексте),  самостоятельная работа при  консультативной помощи  учителя составление вопросов к презентации «Как возникла Земля» Анализ текста и иллюстраций учебника (по  алгоритму определять горные породы и  минералы), самостоятельное  определение  ключевых понятий урока. Работа с текстом учебника (выделение  признаков вулканов), индивидуальная работа с  контурной картой при консультативной помощи  учителя. Составление образного рассказа о природе  материков, самостоятельное проектирование  способов подготовки презентации. Индивидуальная работа с контурными картами  при консультативной помощи учителя, работа в  парах (составление  схемы «Воды Земли»). Работа с текстом учебника (определение  ключевых понятий урока). Анализ текста учебника (определение ключевых  понятий урока), работа в тетради. Работа с образцами почв (анализ образцов почв,  сравнения профиля подзолистой почвы и  чернозема.) Обобщение и практическая отработка знаний и  умений по курсу география. Начальный курс. Анализ текста учебника, работа с тетрадью  (заполнение таблицы «Влияние человека на  природу») Индивидуальные виды работы. 25 26 Внутреннее строение Земли Землетрясение и вулканы 27 Путешествие по материкам. 28 29 Вода на Земле. Воздушная одежда Земли 30 Живая оболочка Земли 31 Итоговая контрольная работа  «Обобщение курса географии» 32 33 Работа над ошибками. Обобщение  знаний по разделу «Природа Земли»  Почва – особое природное тело. 34 Человек и природа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 20.12 22.01 10.01 12.01 География. Начальный курс. 5 класс Практические работы 1. Географические открытия древности и средневековья. 2. Важнейшие географические открытия. 3. Ориентирование по компасу. 4. Составление простейшего плана местности. 9 НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ   Устный ответ                                                 Оценка "5" ставится, если ученик:  1.    Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного  материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и  закономерностей, теорий, взаимосвязей;  2.    Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;  выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными  примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ,  обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее  приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять  полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно,  обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической  последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,  законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать  материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на  дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать  наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,  первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,  сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений  и опытов;  3.    Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в  решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта,  который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки  работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4.    Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических  задач.                                                 Оценка "4" ставится, если ученик:  1.    Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и  правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты  при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные,  10 небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и  обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной  логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или  при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;  подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на  дополнительные вопросы учителя.  2.    Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать  внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в  видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и  сопровождающей письменной, использовать научные термины;  3.    В основном правильно даны определения понятий и использованы научные  термины;  4.    Ответ самостоятельный;  5.    Наличие неточностей в изложении географического материала;  6.    Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения  последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных  терминов или в выводах и обобщениях; 7.    Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов  учителя восполняются сделанные пропуски; 8.    Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий  изучаемых географических явлений; 9.    Понимание основных географических взаимосвязей; 10.    Знание карты и умение ей пользоваться; 11.    При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.                                                          Оценка "3" ставится, если ученик:  1.    Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении  материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;  2.    Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда  последовательно;  3.    Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;  выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.  4.    Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,  определения понятий дал недостаточно четкие;  5.    Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;  6.    Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения  11 задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и  законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения  теорий;  7.    Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или  воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные  положения, имеющие важное значение в этом тексте;  8.    Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при  воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает  неполно на вопросы учителя, допуская одну­две грубые ошибки.  9.    Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических  навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом,  масштабом и т.д.);  10.    Скудны географические представления, преобладают формалистические  знания; 11.    Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12.    Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические  связи.                                                      Оценка "2" ставится, если ученик:  1.    Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;  2.    Не делает выводов и обобщений.  3.    Не знает и не понимает значительную или основную часть программного  материала в пределах поставленных вопросов;  4.    Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к  решению конкретных вопросов и задач по образцу;  5.    При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не  может исправить даже при помощи учителя.  6.    Имеются грубые ошибки  в использовании карты.                                          Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ          Оценка "5" ставится, если ученик:    ­  выполнил работу без ошибок и недочетов;    ­  допустил не более одного недочета.           Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил  в ней:  12 ­  не более одной негрубой ошибки и одного недочета;    ­  или не более двух недочетов.           Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины  работы или      допустил:    ­  не более двух грубых ошибок;    ­  или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;    ­  или не более двух­трех негрубых ошибок;    ­  или одной негрубой ошибки и трех недочетов;    ­  или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.            Оценка "2" ставится, если ученик:    ­  допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может  быть выставлена оценка "3";    ­  или если правильно выполнил менее половины работы.             Критерии выставления оценок за проверочные тесты                                             Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.         Время выполнения работы: 10­15 мин.         Оценка «5» ­ 10 правильных ответов, «4» ­ 7­9, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5  правильных ответов.                                                                                                                                                                                     Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.         Время выполнения работы: 30­40 мин.         Оценка «5» ­ 18­20 правильных ответов, «4» ­ 14­17, «3» ­ 10­13, «2» ­ менее  10 правильных ответов.       Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии                                                                           Отметка "5"  Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с  соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью  самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ  источники знаний, показали необходимые для проведения практических и  13 самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.  Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.                                                                          Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме  и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности  выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка  пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и  т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы  атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение  умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.                                                                          Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или  хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу  учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать  возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического  материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами  атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.                                                                          Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к  выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать  правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено  плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.  Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся  неэффективны из­за плохой подготовки учащегося. Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний         Отметка «5» ­ правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное  выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности;  аккуратное оформление результатов работы.         Отметка «4» ­ правильный и полный отбор источников знаний, допускаются  14 неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении  результатов.         Отметка «3» ­ правильное использование основных источников знаний;  допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление  результатов.         Отметка «2» ­ неумение отбирать и использовать основные источники знаний;  допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении  результатов. Содержание программы по курсу биология Название раздела Краткое содержание Живой организм:  строение и изучение Многообразие   живых   организмов.   Основные   свойства   живых организмов:   клеточное   строение,   сходный   химический   состав,   обмен веществ   и   энергии,   питание,   дыхание,   выделение,   рост   и   развитие, раздражимость,   движение,   размножение.   Биология —   наука   о   живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований   (лабораторное   оборудование,   увеличительные   приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.   Клетка —   элементарная   единица   живого.   Безъядерные   и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.   Содержание   химических   элементов   в   клетке.   Вода,   другие неорганические   вещества,   их   роль   в   жизнедеятельности   клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль   в   клетке.   Вещества   и   явления   в   окружающем   мире.   Великие 15 естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы  Знакомство с оборудованием для научных исследований.  Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.  Устройство ручной лупы, светового микроскопа.  Строение клеток живых организмов (на готовых  микропрепаратах).  Строение клеток кожицы чешуи лука.  Определение состава семян пшеницы.  Определение физических свойств белков, жиров, углеводов Многообразие живых организмов Развитие   жизни   на   Земле:   жизнь   в   Древнем   океане;   леса каменноугольного   периода;   расцвет   древних   пресмыкающихся;   птицы   и звери   прошлого.   Разнообразие   живых   организмов.   Классификация организмов.   Вид.   Царства   живой   природы:   Бактерии,   Грибы,   Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика,   строение,   особенности   жизнедеятельности,   места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Среда обитания  живых организмов Наземно­воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность  организмов  к  среде  обитания. Растения и  животные разных   материков   (знакомство   с   отдельными   представителями   живой природы   каждого   материка).   Природные   зоны   Земли:   тундра,   тайга, смешанные   и   широколиственные   леса,   травянистые   равнины —   степи   и 16 саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Лабораторные и практические работы  Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и  животных с использованием различных источников информации  (фотографий, атласов­определителей, чучел, гербариев и др.).   Исследование особенностей строения растений и животных,  связанных со средой обитания.  Знакомство с экологическими проблемами Человек на Земле Научные представления о происхождении  человека. Древние предки человека:   дриопитеки   и   австралопитеки.   Человек   умелый.   Человек   кроманьонец, прямоходящий.   Человек   разумный   (неандерталец, современный   человек).   Изменения   в   природе,   вызванные   деятельностью человека.   Кислотные   дожди,   озоновая   дыра,   парниковый   эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.   Опустынивание   и   его   причины,   борьба   с   опустыниванием. Важнейшие   экологические   проблемы:   сохранение   биологического разнообразия,   борьба   с   уничтожением   лесов   и   опустыниванием,   защита планеты   от   всех   видов   загрязнений.   Здоровье   человека   и   безопасность жизни.   Взаимосвязь   здоровья   и   образа   жизни.  Вредные   привычки   и   их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных   ситуациях   природного   происхождения.   Простейшие   способы оказания первой помощи. Демонстрация 17 Ядовитые растения и опасные животные своей местности. Лабораторные и практические работы  Измерение своего роста и массы тела.  Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной  помощи. Итоговая контрольная работа (1 ч)   Название раздела Живой  организм: строение  и  изучение Планируемые результаты изучения биологии Предметные результаты ученик научится ученик получит возможность научиться Метапредметные  результаты        основные живой Знать, Знать признаки природы.  называть биологические   науки. Знать методы изучения биологии, уметь работать   с   ручной лупой, световым микроскопом. Соблюдать   правила поведения   при   работе с   приборами   и инструментами в кабинете   биологии. Знать основные органоиды   клетки; узнавать   на   таблицах       Понимать основные   признаки живой  природы, объяснять  значение биологических  знаний в повседневной  жизни. Уметь  характеризовать методы  биологических  исследований.   Оценивать роль  биологической науки в  жизни человека. Уметь   объяснять значение  биологических знаний в  повседневной жизни.  18   Уметь   ставить   учебную   задачу под   руководством   учителя; систематизировать   и   обобщать разумные   виды   информации; составлять   план   выполнения учебной   задачи.   Проводить простейшие наблюдения, измерения,   опыты;  соблюдать правила   поведения   и   работы   с приборами   и   инструментами   в кабинете   биологии.  Работая   по плану, сверять свои действия с целью   и,   при   необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать   факты   и   явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. логическое Строить включающее рассуждение, установление причинно­ следственных связей. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно   выработанные критерии оценки.         и основные   органоиды клетки.   Знать основные органические минеральные вещества,   входящие   в состав   клетки.   Знать великих естествоиспытателей. Знать основные биологические термины и понятия.   Знать устройство  светового микроскопа.  Узнавать на  микропрепаратах  основные органоиды  клетки. Объяснять роль  органических и  минеральных веществ в  клетке. Знать великих  естествоиспытателей и  их роль в изучении  природы.  Понимать  основные биологические  термины и понятия. Многооб разие  живых  организм ов Знать какие древние  растения, животные  обитали на Земле. Уметь характеризовать  каменноугольный,  юрский периоды.  Объяснять  происхождение  каменного угля.  Знать существенные  признаки строения и  жизнедеятельности  бактерий,  представителей царства  грибов, лишайников,  водорослей. Сравнивать  строение одноклеточных и многоклеточных  водорослей, их  размножение. Описывать значение водорослей в  природе и для человека.  Знать  существенные  признаки строения и  жизнедеятельности  изучаемых  биологических объектов; объяснять роль  бактерий, грибов,  лишайников, водорослей  в природе и жизни  человека. Выяснять роль  лишайников как  индикаторов чистоты  воздуха  и «пионеров»  почвообразовательного  процесса.    Уметь  сравнивать папоротники  и мхи. Объяснять  преимущества семенного размножения перед  размножением с  помощью спор.Выявлять  черты более высокой  19   Использовать   дополнительные источники   информации   для выполнения   учебной   задачи; самостоятельно   готовить   устное сообщение   на   2—3 минуты. Уметь   проводить   простейшую классификацию живых организмов   по   отдельным царствам.  Составлять сообщения на   основе   обобщения   материала учебника   и   дополнительной литературы.   Изучать   материал через   включение   в   новые   виды и деятельности     формы сотрудничества.  Работать   с учебником (текстом, иллюстрациями).   Находить дополнительную   информацию   в научно­популярной   литературе, справочниках, мультимедиа приложении   Под   руководством учителя   оформлять   отчет, включающий описание наблюдения,   его   результаты, выводы.  Ставить учебную задачу под   руководством   учителя; систематизировать   и   обобщать разумные   виды   информации; составлять   план   выполнения учебной   задачи.   Наблюдать   и описывать вид природных   объектов,   их   рост, развитие, поведение, фиксировать   результаты   и формулировать выводы. Самостоятельно   обнаруживать   и формулировать учебную   определять   цель проблему, учебной   деятельности,   выбирать тему проекта. внешний           организации у  покрытосеменных чем у  голосеменных (цветок,  плод). Описывать  некоторых  представителей  Простейших (амебу,  инфузорию, малярийного плазмодия). Понимать  главный принцип  деления животных на  позвоночных и  беспозвоночных. Устанавливать черты  приспособленности  представителей разных  классов  к среде  обитания. Сравнивать  представителей царств,  делать выводы на основе сравнения. Объяснять  роль живых организмов в природе и жизни  человека. Понимать причину   отличия мха от других  видов.  Распознавать  листья со  спорами  папоротника в  гербарии представителей папоротников, хвощей и  плаунов. Знать отличие  споры от семени.  Называть и сравнивать  представителей разных  классов  покрытосеменных  растений.  Классифицировать  растения на  дикорастущие и  культурные (пищевые,  технические,  декоративные,  кормовые,  лекарственные).  Отличать Простейших  от бактерий. Уметь  классифицировать  животных на  одноклеточных и  многоклеточных  (беспозвоночных и  позвоночных).Знать  особенности строения  и образа жизни  различных типов  беспозвоночных и  позвоночных. Распознавать  позвоночных  животных. Выявлять  отличительные  20 Среда  обитания  живых  организм ов признаки  представителей царств живой природы.  Приводить примеры  основных  представителей царств природы.  Знать основные среды  обитания живых  организмов Уметь:  сравнивать различные  среды обитания;  характеризовать  условия жизни в  различных средах  обитания. Знать  природные зоны нашей планеты, их  обитателей.  Приводить примеры  обитателей морей и  океанов. Приводить  примеры многообразия растительного и  животного мира в  связи с природными  условиями  (абиотическими  факторами). Выявлять черты  приспособленности  живых организмов к  определённым условиям; Приводить примеры  обитателей морей и  океанов. Уметь  сравнивать условия  обитания в различных  природных зонах. Уметь  объяснять  приспособления живых  организмов, обитающих в разных частях и на  разных глубинах океана.  Понимать  рациональность  приспособлений  обитателей океана к  разным условиям в его  пределах. Знать  основные экологические  проблемы РТ, пути и  способы их решения. 21     выдвигать простейшие Находить   и   использовать причинно­следственные   связи; строить, формулировать гипотезы; выделять   в   тексте   смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы   к   тексту.Формировать навыки учебного сотрудничества в   ходе   индивидуальной   и групповой  работы; недостающую   Добывать информацию   других из источников, а также использовать межпредметные связи   Самостоятельно (географию). учебное организовывать взаимодействие группе   цели, (определять распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).   Выделять   в   тексте   смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы   к   тексту.  Использовать дополнительные источники информации   для   выполнения учебной   задачи;   самостоятельно готовить презентации.    общие             в Человек  на Земле Понимать роль  совместной охоты и  трудовой  деятельности в  социализации предка  человека.Делать вывод об эволюции человека, как биологического и  социального существа. Понимать причины  исчезновения видов. Обсуждать способы  сохранения  биологического  разнообразия; вести  здоровый образ жизни  и проводить борьбу с  вредными привычками своих товарищей. Осваивать приемы  оказания первой  помощи пострадавшим при отравлениях,  кровотечениях,  растяжении связок,  ударах молнии, укусах животных. Прогнозировать  дальнейший ход  эволюции человека.  Анализировать  последствия  хозяйственной  деятельности человека в  природе с древности; перечислять и  характеризовать  важнейшие  экологические  проблемы, которые  необходимо решить  человечеству  (радиоактивные отходы,  озоновая дыра,  кислотные дожди,  парниковый эффект).  Объяснять причины  исчезновения степей,  лесов, болот, обмеления  рек.Определять степень  личного участия в  природоохранной работе. Предлагать меры по  уменьшению  опустынивания планеты.  Обосновывать  необходимость  выполнения  гигиенических  требований и правил  поведения, направленных на сохранение здоровья.   Составлять   простой   и   сложный план   текста;   участвовать   в совместной деятельности; работать с текстом параграфа и его   компонентами.  Выдвигать версии   решения   проблемы, осознавать   конечный   результат, выбирать   из   предложенных   и искать   самостоятельно   средства достижения цели. Преобразовывать   информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить   поиск   информации, анализировать   и   оценивать   ее достоверность.  Вычитывать     текстовой информации.  уровни все       Календарно­тематическое планирование по биологии 22 УМК (Биология начальный курс И.И. Баринова, Н.И. Сонин,2012) 23 № Изучаемый раздел, тема урока Раз дел 1. 1 Живой организм: строение и изучение   Что такое живой  организм 2 Науки о живой  природе 3 Методы изучения  природы.  П\Р№1 «Знакомство  с оборудованием для  научных  исследований.  Проведение  наблюдений, опытов  и измерений с целью  конкретизации  знаний о методах  изучения природы». Инструктаж по ТБ. 4 Увеличительные  приборы. Л/Р №1 «Устройство ручной лупы,  светового  микроскопа» 5 Живые клетки. Л/р №2 "Строение  клеток живых  Колич ество часов 8 ч 1 1 1 1 1 Календарные сроки Основные виды учебной деятельности обучающихся Планируемы е сроки 17.01 Фактические сроки 19. 01 24.01 26.01 31.01 02.02 Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют  существенные признаки живых организмов Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют  существенные признаки живых организмов Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение»,  «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы  исследования в биологии. Научаться  различать оборудование для научных исследований.  Изучают  правила техники безопасности в кабинете биологии. Научаться различать  основные  части микроскопа и их предназначение;  освоят правила работы с ручной лупой и микроскопом. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах  и таблицах организмов (на  готовых  микропрепаратах)" Л.Р.№ 3 «Строение клеток  кожицы чешуи  лука» 6 Химический состав  1 07.02 Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.  клетки.    Л/р №4  «Определение  состава семян  пшеницы". Великие  естествоиспытатели 7 8 Урок обобщения  по теме: Живой  организм. П/р №2 «Определение  физических свойств  белков, жиров,  углеводов" Многообразие  живых организмов Раз дел 2 9 Как развивалась  жизнь на Земле. 10 Разнообразие  живого 1 1 09.02 14.02 Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и  других естественных наук Учатся определять физические свойства органических веществ. 15 ч 1 1 16.02 21.02 Знакомятся с основами научных представлений о том, когда появилась  жизнь на Земле, развивают  представление об основных этапах развития  жизни на планете. Познакомятся с основными единицами биологической классификации в  порядке возрастания и убывания; научаться выделять царства живых  организмов и их признаки. 11 Бактерии 12 Грибы. 13 Лишайники 14 Водоросли 15 Мхи 16 Папоротники 17 Голосеменные 18 Покрытосеменные (цветковые)  растения 19 Значение растений в природе и жизни  человека.   20 Животные.  Простейшие 21 Беспозвоночные 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28.03 02.03 03.03 07.03 09.03 14.03 16.03 30.03 04.04 06.4 11.04 Определяют особенности строения бактерий, понятия «болезнетворные  бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни  человека Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.  Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Приводят примеры представителей отдела Лишайники. Объясняют роль  лишайников  в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в  природе, на таблицах.  Объясняют роль водорослей  в природе и жизни человека. Различают  изученные объекты в природе.  Приводят примеры основных представителей отдела моховидных.  Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Различают изученные  объекты в природе, таблицах. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.  Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их  представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль   папоротников, в природе и жизни человека. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают  представителей голосеменных растений с использованием живых объектов,  таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и  жизни человека Применять знания о движущих силах эволюции, сравнивать внешнее  строение от водорослей до цветковых. Различать органы цветковых (вегетативные и генеративные).  Выделять  и сравнивать особенности разных жизненных форм  покрытосеменных и сред их обитания Доказывать, что в природе не существует абсолютно вредных растений приводить примеры растений, занесенных в Красную книгу формулировать правила поведения в лесу. Приводить примеры  роли  растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Понимать опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути  его заражения Распознают беспозвоночных животных по типам; Определяют наиболее распространенный тип; объясняют роль  представителей беспозвоночных в жизни человека. Научатся выделять представителей позвоночных животных и узнавать их  на рисунках; производить примеры видов­ представителей разных классов. Представляют значение животных и природе и в жизни человека. Демонстрируют знания о существовании различных пород животных. Осваивают навыки содержания домашних животных. Знакомятся с тремя средами обитания Характеризуют условия каждой.Выявляют приспособления организмов к  среде обитания. Соотносят виды конечностей животных со средой их обитания, сравнивать различные среды обитания; характеризуют условия жизни в различных  средах обитания; сравнивают условия обитания в различных природных  зонах; выявляют черты приспособленности живых организмов к  определённым условиям. Познакомятся с растениями и животными разных материков; научатся  видеть различия животного и растительного мира разных материков. 22 Позвоночные 23 Значение животных  в природе и жизни  человека. Среда обитания  живых организмов Раз дел 3 24 Три среды обитания. 1 1 6 ч 1 13.04 18.04 20.04 25 Жизнь на разных  1 21.04 материках. П./Р. №3  «Определение  наиболее  распространенных  растений и  животных.  Исследование  особенностей  строения растений и животных, связанных со средой обитания». 26 Природные Зоны  Земли 27 Жизнь в морях и  океанах. 28 Обобщение по теме «Среда обитания  живых организмов» П/Р №4:  «Знакомство с  экологическими  проблемами  местности и  доступными путями  их решения» Человек на Земле Раз дел 4 29 Как человек  появился на Земле? 30 Итоговая  контрольная работа  «Обобщение курса  биологии»  31 Жизнь под угрозой.  Работа над  ошибками. 1 1 1 7 ч 1 1 1 25.04 27.04 04.05 11.05 15.05 16.05 Познакомятся с понятием природная зона; научатся перечислять их с  севера на юг и наоборот; давать их характеристику; выявлять  закономерности распределения организмов в них. Научатся распознавать природные сообщества морей и океанов; а также  некоторые организмы входящие в данные сообщества; сравнивать условия  существования живых организмов в разных сообществах. Выполняют письменную тестовую работу. Знакомятся с экологическими проблемами РТ, ООПТ РТ. Получают представление об эволюции человека. Выделяют три вида людей Характеризуют  три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного:  неандертальца и кроманьонца)Находят сходство и отличия  человекообразных обезьян и современного человека Применяют полученные знания и умения в жизни. Называют исчезнувшие виды растений и животных.  Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. 1 1 1 18.05 23.05 25.05 32 Не станет ли Земля  пустыней? 33 Как человек  изменил Землю.  34 Здоровье человека и безопасность жизни. П.Р.№5: «Измерение своего роста и  массы тела» П\Р № 6: "Овладение простейшими  способами оказания  первой доврачебной  помощи» Научаться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого  прогнозировать, какие районы могут быть подтверждены этому явлению;  научатся решать элементарные экологические задачи. Научатся видеть изменения в природе, связанные с деятельностью  человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением  новых, неизвестных в природе веществ, предлагать свои пути решения  экологических проблем. Объясняют значение здоровья человека и безопасность жизни. Выявляют  взаимосвязь здоровья и образа жизни. Знакомятся с ядовитыми растениями и животными своей местности. План  контрольных (практических и лабораторных) работ № 1 Практическая работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований.  Тема и вид работы Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах  изучения природы». 2 Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа». 3 Лабораторная работа  №2 «Строение клеток живых организмов (на готовых  микропрепаратах)» 4 Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» Дата проведения 26.01 31.01 02.02 02.02 5 Лабораторная работа № 4 «Определение состава семян пшеницы» 6 Практическая работа №2 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» 7 Практическая работа  №3 «Определение наиболее распространенных растений и животных. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания». 8 Практическая   работа   №4:   «Знакомство   с   экологическими   проблемами   местности   и доступными путями их  решения» 9 Практическая работа.№5 «Измерение своего роста и массы тела» 10 Практическая работа № 6 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной  помощи» 11 Итоговая контрольная работа 07.02 14.02 21.04 05.05 25.05 25.05 15.05 НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Оценивание устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.  3.  Отсутствие   ошибок   и  недочётов   при   воспроизведении   изученного   материала,  при   устных   ответах   устранение   отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1.Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.  Отметка   "3"  1.   Знание   и   усвоение   материала   на   уровне   минимальных   требований   программы,   затруднение   при   самостоятельном   представлений, элементами   сочетающихся (уровень   с     научных   понятий):   воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно   выполнил   все   записи,   таблицы,   рисунки,   графики,   вычисления   и   сделал   выводы; 5) проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два­три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4.   допускает   грубую   ошибку   в   ходе   эксперимента   (в   объяснении,   в   оформлении   работы,   в   соблюдении   правил   техники безопасности   при   работе   с   материалами   и   оборудованием),   которая   исправляется   по   требованию   учителя.   Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.  Контрольно­измерительный материал Итоговая контрольная работа «Обобщение курса географии»   Приложение  На выполнение контрольной работы по географии отводится 40 минут. Работа состоит из 15 заданий. Работа включает 8 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер правильного ответа.  Работа включает 5 заданий с кратким ответом (из них 2 задания, требующие записи ответа в виде понятия, и заданий, требующих  записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв) Работа включает 2 задания на которые следует дать полный  развернутый ответ. При выполнении работы разрешается использовать географический атлас.  Выполнять задания в том порядке, в котором они даны.   За каждый правильный ответ заданий 1 уровня дается 1 балл.  За каждый правильный ответ заданий 2 уровня дается 2 балла.  Критерии оценивания  "3" ­ 50% заданий базового уровня, т. е. 4 задания ­ 4 балла "4" ­ задания первого уровня + 65% заданий 2 уровня, т. е. 8+3 –14 баллов.  "5" ­ задания 1 уровня + задания 2 уровня + 50% заданий 3 уровня, т. е. 8+5+1= 14 заданий ­ 21 балл. Вариант 1  Какое из перечисленных явлений относится к физическим?  1) восход солнца  2) листопад  3) смена окраски меха животных зимой  4) цветение деревьев  2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?  1) астрономия  2) география  3) физика  4) химия  3. Кто из великих ученых древности сумел вычислить размеры земного шара?  1) Геродот  2) Эратосфен  3) Пифей  4) Бартоломео Диаш 4. В чем заслуга экспедиции С. И. Дежнёва?  1) было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой  2) была открыта Антарктида 3) был открыт Северный полюс  4) были открыты Командорские острова  5. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?  1) Юпитер  2) Сатурн  3) Уран  4) Нептун  6. Если встать лицом на юг, то справа окажется 1) север  2) восток  3) запад  4) северо­запад  7. В самом центре Земли находится  1) мантия  2) земная кора  3) литосфера 4) ядро  8. Больше всего пресной воды содержится  1) в ледниках  2) в озерах  3) в реках 4) в болотах  9. Установите соответствие между открытием и именем путешественника. Впишите в таблицу получившееся соответствие.  Открытия Путешественники  А) английский мореплаватель, 1) Ф. Магеллан  Исследователь южных морей 2) Дж. Кук  Б) мореплаватель, совершивший 3) Васко да Гама  Первое кругосветное путешествие  В) Нашел морской путь в Индию.  А Б В  10. Расставьте параллели в порядке убывания их длины.  1) 10 °  2) 60°  3) 40°  4) экватор  11. Запишите к каждому материку буквы, под которыми указаны принадлежащие ему объекты: формы рельефа, крупные озера и реки.  1) ЕвразияА) река Нил  2) АфрикаБ) озеро Байкал  3) АвстралияВ) горы Анды  4) Южная Америка Г) река Муррей  12. Дополните. Самая большая часть гидросферы.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 13. Смерч, ураган, торнадо ­ это атмосферные­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­(дополните) 14. В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится справа от вас?  15. Какое значение имело путешествие Васко да Гама. 1. Земля отличается от других планет Солнечной системы  Вариант 2. 1) наличием спутника  2) наличием жизни  3) вращением вокруг оси 4) наличием атмосферы 2. В чем заслуга экспедиции Ф. Магеллана?  1) было доказано, что Америка ­ новый материк 2) было доказано единство Мирового океана  3) был найден кратчайший путь в Индию  4) была открыта Австралия 3. Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали  1) Солнце  2) Землю  3) сферу неподвижных звёзд  4) Луну  4. Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры? 1) Юпитер  2) Сатурн  3) Уран 4) Нептун  5. Что показано зеленым цветом на географической физической карте?  1) растительность  2) низкие равнины  3) болота  4) места, где живут люди  6. Что называется литосферой?  1) твердое ядро Земли  2) вещество между ядром и земной корой  3) верхняя твердая оболочка Земли  4) все горные породы и минералы  7. В Южной Америке протекает самая полноводная река мира 1) Нил  2) Миссисипи  3) Янцзы  4) Амазонка  8. Гидросферой называется  1) вся вода Мирового океана 2) водяной пар в атмосфере  3) водная оболочка нашей планеты  4) вода в жидком состоянии  9. Выберите три правильных ответа из шести. В освоении севера Европы и Азии приняли участие:  1) С. Дежнёв                 4) И. Москвитин  2) В. Беринг                  5) А. Чириков 3) А. Никитин              6) В. Атласов  10. Расставьте параллели в порядке увеличения их длины.  1) 10 °  2) 60° 3) 40°  4) экватор  11. Выберите соответствие между материком и географическим объектом.  1. Австралия                       А) остров Сахалин  2. Евразия                             Б) озеро Эри  3. Северная Америка         В) река Нил  4. Африка                             Г) горы Кордильеры.  12. Допишите предложение. Великий математик Пифагор предположил, что Земля имеет форму ______________.  13. Выберите соответствие. Когда произошли эти события?  1) Первый полёт человека в космос                      А) 12 апреля 1961г.  2) Первый выход человека в космос.                    Б) 21 июля 1969г. 3) Первая высадка людей на Луну                        В) 18 марта 1965г.  14. В каком направлении вы двигаетесь, если рано утром солнце находится позади вас?  15. Какое значение имело путешествие Фернана Магеллана?   Ответы:  1 вариант: 1.1; 2.3; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.1; 9. А­2; Б­1; В­3; 10.4, 2, 3, 1; 11.1­Б; 2­А; 3­Г; 12. Мировой Океан; 14. Рано утром солнце находится  справа, если мы двигаемся в северном направлении; 15. Нашел морской путь в Индию.  2 вариант: 1.2; 2.2; 3.2; 4.1; 5.2; 6.3; 7.4; 8.3; 9.1,4,6; 10.1,3,2,4; 11.1­Б, 2­А, 3­Г, 4­В; 12. шара; 13. 1­А, 2­В, 3­Б; 14. Если рано утром солнце находится позади, то нужно двигаться в западном направлении; 15. Было доказано единство Мирового океана.  Итоговая контрольная работа по биологии Итоговая  контрольная работа  «Обобщение курса биологии» 5 класс Вариант 1 Часть 1. Выбери один правильный ответ. А1. Биология – это наука о: 1) космосе; 2)строении Земли; 3) живой природе; 4) веществах.  А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы: 1) неподвижны; 2) имеют клеточное строение; 3) состоят из химических элементов; 4) имеют цвет. А3. Все живые организмы способны к: 1) размножению; 2) неограниченному росту; 3) питанию готовыми органическими веществами; 4) быстрым перемещениям. А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление: 1) наблюдение; 2) измерение; 3) рассматривание; 4) эксперимент. А5. Увеличительный прибор: 1) предметный столик; 2) микроскоп; 3) тубус; 4) штатив. А6. Если окуляр даёт 10­кратное увеличение, а объектив – 30­кратное, то микроскоп увеличивает объект в: 1) 150 раз; 2) 200 раз; 3) 250 раз; 4) 300 раз. А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро: 1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты. А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических: 1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты. А9. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к: 1) дыханию; 2) питанию; 3) фотосинтезу; 4) росту и размножению. А10. Животные питаются: 1) с помощью фотосинтеза; 2) готовыми органическими веществами; 3) водой и углекислым газом; 4) неорганическими веществами. А11. Неклеточными формами жизни являются: 1) вирусы; 2) бактерии; 3) грибы; 4) растения. А12. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов: 1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) сапрофиты; 4) паразиты. А13. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию: 1) потребителя; 2) производителя; 3) «разлагателя»; 4) хищника.  А14. Древние предки людей жили на Земле: 1) 100 млн. лет назад; 2) 4­5 млн. лет назад; 3) 2 млн. лет назад; 4) 100 тыс. лет назад. Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести. В1. Каждая клетка животных и растений: А) дышит; Б) питается; В) имеет хлоропласты; Г) растёт и делится; Д) может участвовать в оплодотворении; Е) образует питательные вещества на свету. В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как: А) туберкулёз; Б) холера; В) грипп; Г) СПИД; Д) чума; Е) гепатит. В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится. Растение Отдел А. Сосна                                    1. Голосеменные Б. Рис                                         2. Покрытосеменные В. Томат Г. Лиственница Д. Подсолнечник Е. Пихта  В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают. ЖивотноеМатерик А. Зебра                                1. Африка Б. Кенгуру                            2. Австралия В. Сумчатый волк Г. Страус Д. Коала Е. Лев Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы. С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы? С2. Составь 3 цепи питания широколиственного леса. Итоговая   контрольная работа по биологии 5 класс Вариант 2 Часть 1. Выбери один правильный ответ. А1. Наука о живой природе: 1) география; 2) физика; 3) химия; 4) биология. А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы: 1) имеют массу; 2) способны к обмену веществ; 3) не состоят из химических элементов; 4) имеют форму. А3. Все живые организмы способны к: 1) росту; 2) передвижению на четырёх конечностях; 3) впитыванию воды корнями; 4) улавливанию солнечного света зелёными листьями. А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод: 1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) описания; 4) анкетирования. А5. Самый простой увеличительный прибор: 1) микроскоп; 2) телескоп; 3) весы; 4) лупа. А6. Если окуляр даёт 10­кратное увеличение, а объектив – 15­кратное, то микроскоп увеличивает объект в: 1) 150 раз; 2) 200 раз; 3) 250 раз; 4) 300 раз. А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро: 1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты. А8. Организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических: 1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты. А9. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства: 1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы; 4) Вирусы. А10. Животные способны к: 1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала; 3) активному передвижению; 4) питанию неорганическими веществами. А11. Вирусы имеют: 1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро. А12. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов: 1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) сапрофиты; 4) паразиты. А13. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию: 1) потребителя; 2) производителя; 3) «разлагателя»; 4) хищника.  А14. Раньше на Земле появились: 1) кроманьонец; 2) неандерталец; 3) австралопитек; 4) человек умелый. Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести. В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части: А) ядро; Б) цитоплазму; В) хлоропласты; Г) наружную мембрану; Д) клеточную стенку; Е) вакуоли с клеточным соком. В2. Бактерии используются человеком для получения: А) кефира и йогурта; Б) молока; В) квашеной капусты; Г) солёных грибов; Д) витаминов и некоторых лекарств; Е) ваты и бинтов. В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится. Растение                                     Отдел А. Василёк русский                 1. Голосеменные Б. Ель                                        2. Покрытосеменные В. Груша Г. Лиственница Д. Кедр Е. Кактус В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают. Животное                                           Материк А. Бурый медведь                            1. Евразия Б. Бегемот                                         2. Африка В. Лось Г. Горилла Д. Амурский тигр Е. Нильский крокодил. Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы. С1. Почему в природе нет вредных и полезных организмов? С2. Составь 3 цепи питания тайги.

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по природоведению по ФГОС 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017