Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому.
10-й класс
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку на базовом уровне для учащихся 10-11 классов составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 10-11 кл. (В.В. Бабайцева - М.: Дрофа , 2008).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку(базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков. В авторских программах возможно по-разному определять последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок. При этом важно отразить их взаимосвязь.
Материал программы отобран и структурирован таким образом, что при необходимости содержание отдельных блоков или разделов может быть развернуто в самостоятельные курсы (в рамках элективных или факультативных).
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся X класса основной школы».
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся Х класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
уметь
аудирование и чтение
говорение и письмо
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Раздел III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Программа по русскому языку. 10-11 классы общеобразовательных учреждений филологического профиля. Авторы: В. В. Бабайцева - М.: Дрофа, 2008 год
Базовый учебник: Бабайцева В.В.. Русский язык: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений филологического профиля/ В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2009.
№ п/п |
Тема урока |
Часы учебного времени |
Тип урока |
Форма урока |
Сроки проведения |
|||||||
1 |
Повторение орфографии. Правописание согласных в корне слова. |
1 часа |
УОС |
практикум |
||||||||
2 |
Контрольный диктант с грамматическими заданиями и его анализ |
1 часа |
УК |
диктант |
||||||||
Русский язык – один из богатейших языков мира.(2ч) |
||||||||||||
3 |
Состав современного русского языка. |
1 час |
УИНМ |
лекция |
||||||||
4 |
Урок-дискуссия на тему: «С какого времени литературный язык можно считать современным?» |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
Текст ( 11 ч) |
||||||||||||
5 |
Понятие о тексте. |
1час |
УОС |
практикум |
||||||||
6 |
Способы выражения темы. Заглавие. |
1 час |
УИНМ |
лекция |
||||||||
7 |
Способы выражения темы. Начало и конец текста. |
1 час |
УИНМ |
Лекция |
||||||||
8 |
Способы выражения темы. Начало и конец. Р.Р. Изложение. |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
9 |
Повторение орфографии. Правописание приставок. |
1час |
УОС |
практикум |
||||||||
10 |
Способы выражения темы. Ключевые слова. |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
11 |
Синтаксис текста. Предложение в составе текста. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
12 |
Количество и характер предложений в тексте. Р.Р. Мини-эссе. |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
13 |
Способы связи предложений в тексте. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
14 |
Средства связи частей текста. |
1 час |
КУ |
|||||||||
15 |
Р.Р. Сжатое изложение (задание 83). |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
Типы речи (6 ч) |
||||||||||||
16 |
Типы речи. Повествование. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
17 |
Типы речи. Повествование. Р.Р. Сочинение-повествование. |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
18 |
Типы речи. Описание. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
19 |
Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
20 |
Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант. |
1час |
УОС |
практикум |
||||||||
21 |
Типы речи. Рассуждение. Р.Р. Сочинение-рассуждение. |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
II ПОЛУГОДИЕ. |
||||||||||||
22 |
Особенности текстов – рассуждений в художественной речи. |
1 час |
УИНМ |
лекция |
||||||||
Устная и письменная форма речи. (1 часа) |
||||||||||||
23 |
Устная и письменная формы речи. |
1 часа |
УОС |
Практикум,семинар |
||||||||
Русский литературный язык и его нормы. (13 часов) |
||||||||||||
24 |
Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. |
1 час |
УИНМ |
лекция |
||||||||
25 |
Орфоэпические нормы. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
26 |
Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
27 |
Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. |
1 час |
УПЗ |
практикум |
||||||||
28 |
Лексические нормы. |
1 часа |
УИНЗ |
лекция |
||||||||
29-30 |
Р.Р.Изложение с творческим заданием.( по Ф.М. Достоевскому) |
2 часа |
УК |
практикум |
||||||||
31 |
Морфологические нормы |
1 часа |
УИНМ |
Лекция, практикум |
||||||||
32-33 |
Повторение орфографии. Правописание Н – НН в суффиксах прилагательных и причастий. |
2 час |
УОС |
практикум |
||||||||
34 |
Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
35 |
Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка. |
1 час |
УИНЗ |
лекция |
||||||||
36 |
Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
Стили русского литературного языка. ( 9 ч) |
||||||||||||
37 |
Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль. |
1 час |
КУ |
Лекция, практикум |
||||||||
38 |
Научный стиль. |
1 часа |
УОС |
практикум |
||||||||
39 |
Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
40 |
Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
41 |
Деловой стиль. Жанры деловой речи. Р.Р. Резюме. |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
42 |
Публицистический стиль. |
1 час |
УИНМ |
лекция |
||||||||
43 |
Художественный стиль. |
1 часа |
УИНМ |
лекция |
||||||||
44-45 |
Р.Р. Изложение по памяти с творческим заданием (Л.Н. Толстой «Война и мир»: ночь а Отрадном или встреча Болконского с дубом) |
2 часа |
УК |
практикум |
||||||||
Синонимика русского языка (4 ч) |
||||||||||||
46 |
Синонимика русского языка. Лексические синонимы. |
1 час |
УОС |
практикум |
||||||||
47 |
Повторение орфографии. Слитное, дефисное или раздельное написание слов. |
2 часа |
УОС и ПЗ |
практикум |
||||||||
48 |
Морфемные синонимы. Морфологические синонимы. Синтаксические синонимы |
1 час |
УИНМ |
лекция |
||||||||
49 |
Повторение орфографии. Слитное, дефисное или раздельное написание слов. |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
Культура речи. (1 ч) |
||||||||||||
50 |
Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи |
3час |
УОС |
практикум |
||||||||
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. ( 7ч) |
||||||||||||
51 |
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. |
1 час |
УИНМ |
лекция |
||||||||
52 |
А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка. |
1час |
УПЗ |
семинар |
||||||||
53 |
Контрольный диктант с грамматическими заданиями ( или тест) |
1 час |
УК |
практикум |
||||||||
54 |
Анализ контрольного диктанта (теста) |
1час |
УК |
практикум |
||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.