Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
физическая культура
5 кл—7 кл
23.05.2018
Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)
Рабочая программа составлена на основе программ по спортивному ориентированию.Она рассчитана на три года обучения.В ней представлены различные формы обучения:урок-знакомство,урок-путешествие,теоретические занятия и практические занятия.В содержание программы входит:пояснительная записка,цели,задачи,планируемые результаты и тематическое планирование на 102 часа.Программа может пригодиться для работы в спортивных школьных секциях.
obscher.programma-SO-42-nedeli.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Детско­ юношеская спортивная школа «Заволжье».      Пр              инято н    а з аседании  педагогического  с овета МБУ ДО ДЮСШ «Заволжье»  п ротокол № ____________       «_____» _________________ 2016 г.                 МБУ   ДО Утверждено  приказом   директора   ДЮСШ «Заволжье»            №____ от  «______________ 2016  г.    Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта  по виду спорта   «Спортивное ориентирование»                  Сроки реализации программы  ­  2 года.                        Разработчик программы:  Салифанов Валерий Николаевич  методист МБУ ДО ДЮСШ «Заволжье» г. Ульяновск 2016 год.  Содержание        Пояснительная записка  Учебный план  Программа 1 года обучения.  Учебно­тематический план 1­го года обучения.  Содержание программы 1­го года обучения.  Предполагаемые педагогические результаты 1­го года обучения  Программа 2 года обучения.  Учебно­тематический план 2­го года обучения.  Содержание программы 2­го года обучения.  Предполагаемые педагогические результаты 2­го года обучения  Методическое обеспечение и условия реализации программы  Система контроля и зачётные требования.  Приложения  Приложение 1.  Примерный учебно­тематический план на месяц.  Приложение 2.  Методические указания по проведению  тестов для оценки   уровня освоения программы.  Приложение 3. Инструкции  по обеспечению безопасности детей при   проведении занятий и соревнований по спортивному ориентированию,   занятий на лыжах  Перечень информационного обеспечения    2  3  6  6  7    11    14  15  18  22  26  31  31  32  37  43 Пояснительная записка    Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи   карты   и   компаса,   должны   пройти   дистанцию   по   незнакомой   местности   с заданным числом контрольных пунктов (КП), с выбором наиболее рациональных путей движения между ними.    Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой близко   соприкасаются   спортсмены   на   дистанции,   способствуют   популярности   вида спорта. Занятия ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению   здоровья,   помогают   познавать   и   понимать   природу.   Наряду   с оздоровительным и спортивным значением, ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим туристу, охотнику, геологу,   будущему   войну.   При   занятиях   ориентированием   вырабатываются   такие необходимые   человеку   качества,   решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок. В процессе занятий   спортивным   ориентированием   совершенствуются   и   закрепляются   знания, полученные   на   уроках   географии,   физики,   геометрии,   физической   культуры.   Тесный контакт с окружающей средой является элементом экологического воспитания.     Соревнования   по   спортивному   ориентированию   могут   проводиться   днем   и   ночью,   в любое время года, бегом, на лыжах и на велосипедах.    Задачи, которые решаются на дистанции, требуют от спортсмена высокой физической подготовки,   точного   и   быстрого   мышления,   способности   преодолевать   естественные препятствия   и   стойко   переносить   любые   погодные   условия.  В   этих   условиях самостоятельность принятия решений играет первостепенную роль. И, конечно, большое значение приобретает быстрота, с которой эти решения принимаются. В зависимости от способа   выполнения   задач   различаются   и   виды   соревнований   по   спортивному ориентированию:     как   самостоятельность,   3 x Ориентирование в заданном направлении, «ЗН» — прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению.   x  Ориентирование по выбору, «ВО» — прохождение КП из числа имеющихся в районе соревнований.   Выбор   КП   и   порядок   их   прохождения   произвольный,   по   усмотрению участника.   x  Ориентирование   на   маркированной   трассе   (МТ)   —   прохождение   дистанции, маркированной   на   местности   от   старта   до   финиша,   с   нанесением   на   карту местоположения КП, установленных на дистанции.     Соревнования   могут   включать   различное   количество   дисциплин   (видов   программ) спортивного ориентирования. Дисциплины спортивного ориентирования, в соответствии с   Всероссийским   реестром   видов   спорта   (ВРВС)   различаются   длиной   дистанции, масштабом   и   условными   знаками   спортивных   карт­схем,   способом   передвижения, определением результата, характером зачета и взаимодействием спортсменов.     Соревнования  по спортивному  ориентированию  также  различаются:  x  По способу старта спортсменов: индивидуальные, эстафетные, групповые. x По характеру зачета результатов:  личные, лично­командные, командные.  x  По   способу   определения   результата   соревнований:   однократные   (результат   одного единственного состязания – окончательный результат), многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней, определяют окончательный результат), квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для выхода в финал).      На   сегодня   существует   несколько   вариантов   примерных   программ   «Спортивное ориентирование»   (например,   программа   Константинова   Ю.С.   и   Воронова   Ю.С.),   есть авторские   программы,   разработана   предпрофессиональная   программа   по   виду   спора «спортивное   ориентирование»   для   ДЮСШ   «Заволжье».   Но   в   большинстве   своем   эти программы ориентированы на спортивные достижения. Подход к подбору и зачислению учащихся в группы для реализации перечисленных программ ориентирован в основном на одаренность и опирается на данные входящей диагностики (индивидуальный отбор).  Но   существует   немало   детей,   желающих   заниматься   не   столько   ради   высоких спортивных результатов, а для самоутверждения, для организации своей внешкольной (досуговой)   деятельности,   для   укрепления   собственного   здоровья   и   т.п.   Поэтому тестовый   отбор   при   зачислении   отсеивает   часть   детей,   ориентированных   на   данную деятельность.  Предлагаемая программа разработана с учётом вышесказанного и ориентирована на детей, юношей и девушек в возрасте от 8 до 18 лет, имеющих различные способности, возможности и желания. Срок реализации программы 2 года.  Программа   опирается   на   нормативные   документы,   регламентирующие   работу учреждений дополнительного образования детей и на собственный (автора) опыт работы в системе   дополнительного   образования,   который   позволяет   вносить   изменения   и коррективы   в   существующие   на   сегодня   программы   по   виду   спорта   «Спортивное ориентирование»  Цели программы:    4 1.  Понять спортивное ориентирование как вид спорта   и привить любовь к нему как к образу жизни.  x  Формировать потребность в поддержании здорового образа жизни.   Задачи программы:   Образовательные:  1. сформировать   у   занимающихся   базовый     уровень   теоретической,   технической   и тактической подготовки  в избранном виде спорта;  2. формировать  навыки  жизнеобеспечения  в  автономных  условиях  проживания     (основы туризма, основы безопасности, охрана природы).  3. формировать   основы   знаний   по   краеведению,   психологии,   правилам   соревнований;   4. помочь в усвоении школьных программ по дисциплинам: ОБЖ, физическая культура, география;  Развивающие  1. содействовать гармоничному развитию и укреплению здоровья;  2. способствовать   установлению   здорового   образа   жизни,   посредством   постепенного   и поэтапного вовлечения их к данному образу жизни;  3. способствовать   повышению   уровня   общей   и   специальной   физической   подготовки занимающихся; Воспитательные  1. привлекать   к   систематическим   занятиям     максимально   возможное   число   детей   и подростков;  2. прививать интерес к регулярным занятиям средствами учебно­тренировочных занятий, массовых физкультурных и других мероприятий, прогулок, экскурсий,           походов, соревнований, самостоятельных занятий;  3. способствовать воспитанию волевых и морально­этических качеств;  4. способствовать формированию навыков по охране окружающей среды;  5. прививать   навыки   соблюдения   требований   личной   и   общественной   гигиены,   гигиены тренировки;  6. формировать положительные навыки спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу.    Материал программы состоит из разделов (предметных областей):   x  x  общая   и   специальная   физическая теоретическая   подготовка; подготовка;  x  техника и тактика ориентирования бегом;  x  техника и  x тактика   ориентирования   на   лыжах; топографическая   подготовка;  x  основы   туристской   подготовки   и краеведение; x медико­санитарная подготовка.   x  лыжная   подготовка; Реализация программы осуществляется  в  учебных группах.  Учебные (учебно­тренировочные) занятия   в группах проводятся согласно плана распределения   учебных   часов   по   разделам   программы   (Учебного   плана)   (табл.1)   и составленного на его основе  планов распределения учебных часов (учебно­тематического плана) на каждый учебный год (табл.2, табл. 3).    5 Учебно­тренировочный   процесс   рассчитан   программой   на   42   учебные   недели   с общим объёмом нагрузки 252 часа. Объём недельной учебно­тренировочной нагрузки ­ 6 часов. Продолжительность одного тренировочного занятия не  превышает 2 часов.  В каникулярное время количество тренировок в день можно увеличивать, но объём нагрузки не должен превышать максимальное количество часов в неделю.  В летнее каникулярное время учебно­тренировочный процесс не прекращается и может   дополняться   другими   формами   его   (процесса)   организации.   Организуются     и проводятся     походы,   полевые   профильные   лагеря,   учебно­тренировочные   сборы, выездные   соревнования.   Данные   формы   учебно­тренировочной   работы   проводятся согласно разработанным и утверждённым Планам выполнения этих работ и ставят перед собой задачи:  1. организации круглогодичного учебно­тренировочного процесса;    2. закрепления   и   совершенствования   знаний,   умений,   навыков,   приобретенных   в течение учебного года;  3. оздоровления занимающихся силами естественных факторов природы;  4. участия в выездных соревнованиях по избранному виду спорта.  Выбор  средств,  приемов  обучения  зависит  от  основных    Перевод   обучающихся   в   группы   второго   года   обучения   осуществляется   при условии   выполнения   ими   необходимых   требований   по   освоению    программы   1   года обучения   (см.   раздел   «Система   контроля   и   зачётные   требования»).    Учащиеся,   не выполнившие эти требования, не отчисляются, и продолжают заниматься по программе повторного обучения.    задач  учебно­ тренировочного процесса, используемых методов и форм обучения, от индивидуальной подготовленности обучающегося.    x учебные, учебно­тренировочные и тренировочные занятия с группой (подгруппой); x участие в спортивно­массовых мероприятиях;  x  восстановительные мероприятия;  x тестирование и контроль.  Основными формами учебно­тренировочного процесса являются:       Таблица 1.                        Учебный план  (план распределения учебных часов по разделам программы)    6 Программа 1 года обучения.  Таблица 2.        Учебно­тематический план 1­го года обучения.  Разделы программы Наименование темы  I. Теоретическая  подготовка   Введение  История возникновения и  развития спортивного  ориентирования  Требования к технике  безопасности на занятиях и  при проведении  соревнований.  Снаряжение ориентировщика  Основы топографии  Правила соревнований по  спортивному ориентированию IX  6  2  1  1  1  1    X  3          1  1      Месяцы  I  2            1  II  1          1    III  IV  1  5          1        1    1    V  2            1  XI  XII  2              4    1  1  1      7    Всего  VI­VII  4  30          1    2  2  3  2  6  3 Основы спортивной  подготовки и тренировочного процесса   Врачебный контроль.  Самоконтроль.  Медикосанитарная  подготовка.   Основы туристской  подготовки. Охрана природы. Краеведение.  II. Практическая  подготовка  Общая и специальная  физическая подготовка  Техника ориентирования бегом  Техника ориентирования на лыжах  Лыжная подготовка  Топографическая подготовка  Контрольные упражнения и  нормативы. Участие в  соревнованиях.  Основные приёмы оказания  доврачебной помощи  Туристские навыки. Охрана  природы. Краеведение.  Техника безопасности  Снаряжение ориентировщика  Всего за месяц  тактика тактика         и и           1  1  1    1  1                        1      2    2  1  1  18  6  21  9  6      1  1    1  2  1  24  8      2      1  1    24  22  13  8          1        24  20  10  22  8  23  10  23  10  19  6  22  9      7            6  8            6  7          2  6  4    1      8      2    1    8      2  2    1  2  1  24      24      24      24  1  1  24      24  32  9  14      1  2  1  3  2    36  5  2  5  222  90  54  18  26  8  6  3  6  8  3  252  Всего за год  252      Содержание программы 1­го года обучения.  I. Теоретическая подготовка.  Введение – 2 часа.    Место ориентирования в воспитании, оздоровлении и интеллектуальном развитии детей. Порядок и содержание работы учебной группы. Планирование работы учебной группы на учебный год.  История возникновения и развития спортивного ориентирования – 2 часа.   История возникновения ориентирования. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России и в других странах. Характеристика современного состояния спортивного ориентирования.  Требования к технике безопасности на занятиях и при проведении соревнований –  3 часа.    8 Основы безопасности. Поведение на улице во время движения к месту занятий и во время   занятий.   Техника   безопасности   при   проведении   занятий   на   местности   и соревнований.   Контрольное   время   на   тренировках   и   соревнованиях.   Огранивающие ориентиры. Действия участников в аварийной ситуации.   Снаряжение ориентировщика – 2 часа.    Снаряжение спортсмена­ориентировщика, компас, планшет, карточки участника, лыжный инвентарь. Одежда и обувь ориентировщика.    Подготовка   инвентаря   к   тренировкам   и   соревнованиям.   Особенности   одежды ориентировщика при различных погодных условиях.   Основы топографии – 6 часов.    Способы изображения земной поверхности. Топографические карты. Спортивные  Правила соревнований. Виды соревнований по спортивному ориентированию.  карты.  Масштабы карт. Условные знаки топографических и спортивных карт.  Правила соревнований по спортивному ориентированию – 3 часа.    Права и обязанности участников. Подготовка к соревнованиям. Возрастные группы.  Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса – 5 часов.    Всесторонняя физическая подготовка ­ основа для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании. Задачи ОФП.     Понятие о технике ориентирования, ее значение для достижения высоких результатов. Техника бега в ориентировании. Способы передвижения на лыжах.  Врачебный контроль, самоконтроль, медико­санитарная подготовка – 2 часа.    Субъективные данные самоконтроля (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность,  настроение).  Травматизм. Причины травматизма. Профилактика травматизма.  Основы туристской подготовки, охрана природы, краеведение – 5 часов.  Значение медико­санитарной подготовки, врачебного контроля и самоконтроля.    Туризм – один из видов активного отдыха. Туризм ­ средство общей физической подготовки спортсмена­ориентировщика.   Виды туризма: горно­пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и т.д. Бивуак:  требования к месту бивуака, виды костра, уборка территории.  Важность охраны природы, памятников истории и культуры.  Значение   и   место   краеведения   в   общей   системе   обучения.   История   города   и области.  Замечательные земляки.   II. Практическая подготовка.  Общая и специальная физическая подготовка – 90 часов.   Строевой и походный шаг. Ходьба на месте, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая носки.    Переход с шага на бег и наоборот. Изменение скорости движения. Бег (вперёд, спиной вперёд, правым и левым боком, на носках, на пятках, с изменением направления движения и скорости, с различными движениями рук и положения тела). Специальные беговые и прыжковые упражнения.  Упражнения  для развития скоростно­силовых  качеств, силы и гибкости:   9 x  одновременные   и   попеременные   синхронные   и   асинхронные   движения   в   плечевых,  x  упражнения   с   предметами,   упражнения   с локтевых,   лучезапястных   суставах;   отягощениями,   упражнения   с   гантелями   и   штангой,   упражнения   с   резиновыми амортизаторами, упражнения со скакалкой; x упражнения для ног, упражнения для мышц брюшного пресса; x гимнастические и акробатические упражнения,  упражнения в висах и упорах,  упражнения в лазании и перелазании;   x упражнения, связанные с прыжками, подскоками, многос оками и ругими к д  x  подвижные   и   спортивные   игры;   прыжковыми упражнениями;  Упражнения для развития равновесия и координации движения    x упражнения на полу, на уменьшенной опоре, на гимнастической стенке, на бревне; x упражнения в равновесии с   различными   усложнениями   (с   уменьшением   опоры,   увеличение   высоты   опоры, изменением и.п. и д.р.);    x упражнения с одним и более мячами в передачах, в ловле, в бросках в прыжке и с поворотом и т.п.;  x прыжки в глубину  (на песчаных карьерах, на проверенных безопасных водоемах и т.д.);  x  игры   со   специальными   заданиями,   связанными   с   единоборствами,   с   преодолением препятствий, с приложением силы («борьба за мяч», «удержи мяч», «бой петухов» и т.д.); x  прыжки   с   вращением   короткой   скакалки   вперед   и   назад   на   одной   и   обеих   ногах, прыжки   с   поворотом,   прыжки   с   двойным   вращением   короткой   скакалки,   бег   с перепрыгиванием   через   скакалку,   то   же   с   ускорением;  x  прыжковые   упражнения   с вращением длинной скакалки (двое вращают, 1­4 человека прыгают).  Упражнения, развивающие общую выносливость: x бег и ходьба с низкой интенсивностью с преодолением естественных и искусственных   препятствий;   x  бег по песку, кочкам,  x  легкоатлетические мелководью,   по   снегу;     упражнения  (бег, прыжки, метания, эстафеты), эстафеты с элементами бега, прыжков и преодоления препятствий;     x передвижение на лыжах классическими и коньковыми ходам , спуски и подъемы; x  прогулки,   походы,   кросс­походы,   походы   выходного   дня   и   многодневные   походы, преодоление туристской полосы препятствий;   Упражнения для развития специальных качеств спортсмена ­  ориентировщика: x  для развития выносливости (общей, скоростной, силовой,  скоростно­силовой):     непрерывный и прерывный бег с равномерной и переменной интенсивностью по равнинной и пересечённой местности (открытой, закрытой,  заболоченной); шаговая имитация в пологие подъёмы; подъём ступающим шагом;  передвижение на лыжах изученными ходами;   x  упражнения в максимальном темпе; бег с высокого старта на короткие дистанции (10, 30,  60 м.); старт на разные сигналы из разных исходных положений; бег на месте в быстром  темпе; эстафеты (встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу); игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (регби 3:3, баскетбол 2:2 и т.д.); бег  под гору (20, 40, 60, 100 м.); бег с преодолением различных естественных и  искусственных препятствий.  для развития быстроты и скорости:  специальные беговые и прыжковые  и   10 Техника и тактика ориентирования бегом – 54 часа.    Держание карты, держание компаса, сопоставление карты с местностью, определение точки стояния.     Измерение   расстояний   на   местности,   выдерживание   расстояния   на   местности. Ориентирование   вдоль   линейных   ориентиров,   ориентирование   при   смене   направления вдоль линейных ориентиров,   чтение объектов с линейных ориентиров, определение и контроль направления по объектам местности, по углу пересечения линейных объектов и углу схода с них.   Техника передвижения (бег)  в различных условиях местности (по лесу, по открытой и закрытой местности, по пересеченной местности, с горы, под гору, по заболоченному участку местности и т.д.).    Основы   техники   и   тактики   в   видах   (дисциплинах)   ориентирования.   Опорные, тормозные, ограничивающие ориентиры, линейные ориентиры. Тактика при выборе пути (длина, проходимость, надежность, наличие опорных или тормозных ориентиров).  Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном Выбор   путей   движения   в   зависимости   от   класса   лыжней,   длины,   надёжности Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном Сопоставление карты с местностью при движении на лыжах. Выдерживание  коридоре, после финиша.  Техника и тактика ориентирования на лыжах –18 часов.    расстояний при передвижении на лыжах. Основы техники ориентирования в заданном  направлении на лыжах, на маркированной трассе. Отметка на КП.     опорных или тормозных ориентиров.     коридоре, после финиша.  Лыжная подготовка – 26 часов.    и на снегу. Скользящий шаг. Одновременный бесшажный ход в облегченных условиях.  Попеременный двухшажный ход. Спуски в различных стойках. Повороты на месте и при  спусках. Торможения. Подъемы (елочкой, лесенкой, полуёлочкой, ступающим  шагом).  Подготовительные и подводящие упражнения для изучения конькового хода, коньковый  ход без отталкивания палками в облегченных условиях.  Топографическая подготовка – 8 часов.  Изучение подготовительных упражнений «Школы лыжника» в бесснежный период Рисование условных знаков (топографических и спортивных карт).   Выработка   образа   знака   (зрительное   знакомство   с   объектами   местности,   их словесное описание и условное обозначение на топографических картах, на спортивных картах).   Измерение расстояний до недоступных предметов.  Контрольные упражнения и нормативы, участие в соревнованиях – 6 часов.    Выполнение контрольных нормативов   по ОФП и СФП. Зачет по практическим умениям и навыкам техники спортивного ориентирования, лыжной подготовке.   Участие в соревнованиях  согласно календарному плану.  Основные приёмы оказания доврачебной помощи – 3 часа.    11 Оказание   первой   доврачебной   помощи   пострадавшему   при   следующих   травмах   и заболеваниях: ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц и сухожилий, артериальное, венозное и капиллярное кровотечения, вывихи, переломы, ожоги, солнечный и тепловой удары, озноб, обморожения.  Туристские навыки, охрана природы, краеведение – 6 часов.    Уборка территории. Разжигание костра.      Техника безопасности – 8 часов.  Мероприятия и оборудование маршрута выходного дня.  Участие в краеведческих викторинах.  Укладка   рюкзака.   Установка   палатки.   Устройство   бивуака.   Снятие   бивуака.  Выработка навыков и умений движения к месту занятий, предотвращения  аварийных (криминогенных) ситуаций во время нахождения на местности при проведении занятий.   Использование  часов  для  выполнения  условий  контрольного  времени  (незамедлительному выходу к месту сбора). Привитие навыков определения места  нахождения по ограничивающим или особо выраженным ориентирам при потере  ориентировки и умения выходить из леса.  Снаряжение ориентировщика – 3 часа.  Подборка, подготовка снаряжения и инвентаря.  Предполагаемые педагогические результаты первого года обучения  Введение.   Должны знать  1) время и место проведения занятий объединения;  2) значение ориентирования в системе воспитания, оздоровления, закаливания и развития детей.  Должны уметь  1)  коллективно  дополнительного образования в учебном году.  История возникновения и развития спортивного ориентирования.  Должны  знать  1) о развитии ориентирования как вида спорта.  планировании  деятельности  объединения участвовать  в    Должны уметь  1) давать характеристику современного состояния ориентирования.  Требования к технике безопасности на занятиях и при проведении соревнований.  Должны знать  1) правила   поведения   при   передвижении   к   месту   занятий   и   на   учебно­тренировочном занятии;  2) правила дорожного движения для пешеходов;  3) меры личной безопасности при возникновении криминогенной или аварийной ситуации.    12 4) действия  в аварийной ситуации;  5) основы безопасности при участии в соревнованиях.   Должны уметь  1) находить выход из криминогенных и аварийных ситуаций;  2) правильно переходить проезжую часть (в местах перехода, на зелёный свет и т.д.).  Снаряжение ориентировщика.  Должны знать  1) правила эксплуатации снаряжения (компас, лыжное снаряжение, планшет);  2) особенности одежды и обуви при различных погодных условиях в различные периоды года.   Должны уметь  1) правильно эксплуатировать личное, групповое и вспомогательное снаряжение;  2) правильно подбирать одежду и обувь при разных погодных условиях; 3)  правильно хранить снаряжение и инвентарь.  Топографическая подготовка.  Должны знать  1) способы изображения земной поверхности;  2) понятия: “топографическая карта”, «спортивная карта», «план местности», “масштаб”; 3) условные знаки топографических карт и знаки спортивных карт.  Должны уметь  1) читать и расшифровывать основные топографические знаки, знаки спортивных карт;  2) читать  масштаб карт;  3) рисовать   условные   (топографические,   спортивные)   знаки;   4)  измерять   расстояние   до недоступных объектов.  Правила соревнований по спортивному ориентированию.  Должны знать  1) виды соревнований;  2) права и обязанности участников соревнований;  3) действия перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша.  Должны уметь  1)  действовать   правильно   на   старте,   на   дистанции,   на   КП,   на   финише,   в   финишном коридоре.  Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса.  Должны знать  задачи общей физической подготовки;  значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса;  1) 2) 3) взаимосвязь тактики и техники в обучении и тренировке  ориентировщиков.    13 Врачебный контроль. Самоконтроль. Основные приёмы оказания доврачебной  помощи.  Должны знать  1) значение медико­санитарной подготовки; 2)  значение врачебного контроля и самоконтроля; 3)  основы первой доврачебной помощи.   Должны уметь  1) обрабатывать раны (порезы, царапины);  2) производить простые перевязки, накладывать жгут, ватно­марлевую повязку;  Основы туристской подготовки. Охрана природы. Краеведение.  Должны знать  1) виды туризма: горно­пешеходный, водный, лыжный, велосипедный.  2) важность охраны природы, памятников истории и культуры.  3) значение   краеведческой   подготовки   в   общей   системе   обучения;  4)  историю   города   и области.  Должны уметь  1) укладывать рюкзак;  2) устанавливать основные типы палаток;  3) разжигать костры;  4) убирать место привалов и биваков.  5) участвовать в маркировке и оборудовании маршрута похода выходного дня.  я и специальная физическая подготовка.  Обща  Должны уметь  1) выполнять общеразвивающие упражнения для основных групп мышц;  2) выполнять упражнения элементов акробатики;  3) выполнять упражнения “Школы лыжника”; 4) играть в подвижные игры; 5) удерживаться на плаву.  6) выполнять   упражнения   для   развития   физических   качеств   (быстрота,   сила,   гибкость, координация, ловкость, выносливость),  используя предметы, отягощения, партнёра и вес собственного тела;  7) выполнять   беговые   упражнения   в   заданном   ритме   и   заданной   интенсивности   (длительный  равномерный  бег,  тренировочных  нагрузок  бег  с переменной интенсивностью и т.д.);  8) передвигаться на лыжах с заданной интенсивностью тренировочной нагрузки.  Техника и тактика ориентирования.    14 Должны знать  1) специфические особенности бега ориентировщика; 2) способы передвижения на лыжах.  3) понятия   о   технике   ориентирования,   о   технике   бега,   о   технике передвижения на лыжах;  4) значение техники для достижения результатов в спорте; 5)  устройство и принцип работы компаса.   6) понятие о тактике;  Должны уметь  1) правильно пользоваться компасом;  2) держать карту, ориентировать её на местности;  3) выдерживать расстояние на местности;  4) определять расстояния на местности;  5) определять местонахождение (точку стояния);  6) ориентироваться вдоль линейных ориентиров и контролировать направление по объектам местности и углу пересечения линейных объектов;  7) правильно выполнять действия по отметке на КП;  8) передвигаться   скользящим   шагом,   одновременным   бесшажным   и   попеременным двухшажным ходами;  9) спускаться, подниматься, поворачивать и тормозить на лыжах.  10) применять технику бега с учётом характера местности;  11) правильно распределять силы на дистанции;  12) выполнять действия по выбору путей движения (по линейным ориентирам);  13) использовать опорные, тормозные, ограничивающие, линейные ориентиры;  14) из нескольких вариантов выбирать лучший;  15) последовательно осуществлять реализацию выбранного пути движения;  Контрольные нормативы. Участие в соревнованиях.  Должны знать  1) нормативные требования.  2) методы (способы) проведения контрольных и зачётных нормативов;  Должны уметь  1) выполнять   нормативы   по   общей   и   специальной   физической   подготовке,   по 2) тактикотехнической подготовке;  закончить соревновательную  дистанцию 1 уровня  («ЗН», «ВО», «МТ»).    Программа 2­го года обучения.  Таблица 3.         Учебно­тематический план 2­го года обучения      15 Разделы программы Наименование темы  Месяцы    Всего  IX  X  XI  XII  I  II  III  IV  V  VI­VII    16 I. Теоретическая подготовка   6  5  2  2  1  1  3  3  2  1  26                  1        1  1                1                    1                1  1  1        1                                1  1  1      1  1      2  1  3  1  2  4  8  2  3          1  1  2  1  Введение  История возникновения и  развития спортивного  ориентирования  Требования   к   технике безопасности   на   занятиях   и при проведении соревнований. Снаряжение ориентировщика  Основы топографии  Правила соревнований по  спортивному ориентированию  Основы спортивной  подготовки и тренировочного  процесса   Врачебный контроль.  Самоконтроль.  Медикосанитарная подготовка. Основы туристской  подготовки. Охрана природы.  Краеведение.  II. Практическая подготовка  18 Общая и специальная  8  физическая подготовка  Техника ориентирования бегом  Техника ориентирования на лыжах  Лыжная подготовка  Топографическая подготовка  Контрольные упражнения и  нормативы. Участие в  соревнованиях.  Основные приёмы оказания  доврачебной помощи  Туристские навыки. Охрана  природы. Краеведение.  Техника безопасности  Снаряжение ориентировщика  Всего за месяц  тактика тактика 2  1  24   2  1      и и     1  4                1  2  1    1  19 8  7      2    1  1      24 Всего за год    1    22 12 8          1  1      24 22 10 23 8  23 9  21 10 21 8  22 7  35  14  226  94    4  6            6  8      1      8  4    2      2  6  2    1      1  1  24     24     24     24 252  8      2    1  1  1    24 10  16      2  2    1      24       2    2  1    36  55  24  20  8  8  4  6  5  2  252      17 Содержание программы 2 года обучения.    I.  Теоретическая подготовка.  Введение – 2 часа.  Ориентирование ­ средство физического воспитания, оздоровления и закаливания.  Эмоциональность, связь с природой.   Планирование работы учебной группы на учебный год.   История возникновения и развития спортивного ориентирования – 1 час.  Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом. Развитие Правила дорожного движения.   ориентирования в области и городе.   Требования к технике безопасности на занятиях и при проведении соревнований –  3 часа.     Контрольное время на тренировках и соревнованиях. Ограничивающие ориентиры. Меры личной   безопасности   в   криминогенной   ситуации.   Действия   участников   в   аварийной ситуации.   Снаряжение ориентировщика –  1 час.    Вспомогательное   снаряжение.   Правила   эксплуатации   и   хранения   снаряжения   и инвентаря.    Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям.   Основы топографии – 2 часа.    Условные знаки спортивных карт (черно­белых и цветных). Изображение высоты местности с помощью горизонталей.   Правила соревнований по спортивному ориентированию – 4 часа.  Агитационное значение соревнований. Виды и способы проведения соревнований, характер   соревнований.   Судейская   коллегия   соревнований,   судейские   бригады, судьяконтролёр КП, обязанности судьи­контролёра КП. Оборудование старта и финиша.  Положение о соревнованиях. Условия проведения соревнований.   Действия участника на соревнованиях. Действия участника при опоздании на старт.  Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса – 8 часов.  Взаимосвязь   видов   подготовки   (физической,   технической,   тактической,   волевой, теоретической, психологической). Разминка, заминка, их значение и содержание.    Характер   и   методика   развития   специальных   физических   качеств,   необходимых спортсмену­ориентировщику (выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы).    Понятие   технических   приёмов:   грубый   азимут,   точный   азимут,   линейное ориентирование, точечное ориентирование.   Значение тактики для достижения наилучших результатов. Варианты планирования путей  прохождения    дистанции.  Раскладка  сил  на  дистанции. Особенности   тактики  в видах ориентирования.   Врачебный контроль, самоконтроль, медико­санитарная подготовка – 2 часа.    Гигиена   физических   упражнений,   её   значение   и   основные   задачи.   Режим   дня, Гигиена тела, одежды и обуви.    18 Медицинская аптечка и её состав. Спортивные травмы и их предупреждение.     Основы туристской подготовки, охрана природы, краеведение – 3 часа.  Туристское   снаряжение:   групповое   и   личное.   Узлы,   их   предназначение   и применение.  Физико­географическая   характеристика   Ульяновской   области.   Её   особенности: климат, растительность, реки, озёра, животный мир.   Памятные   исторические   места   Ульяновской   области.   Музеи   и   экскурсионные объекты города и области.   II. Практическая подготовка.  Общая и специальная физическая подготовка – 94 часа.  Упражнения для общей физической подготовки:   Ходьба на носках, на пятках, на  внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, в полуприседе, в приседе, высоко поднимая колени. Бег вперёд, назад, «галопом» влево и вправо, на носках, на пятках, с изменением направления движения и т.д.    Бег и ходьба с низкой интенсивностью с преодолением искусственных и естественных препятствий, бег по песку, кочкам, мелководью, снегу.   Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (сгибания, разгибания, круговые движения, маховые   движения,   отведения   и   приведения,   статические   упражнения)   на   месте   и   в движении, с предметами и без предметов.    Упражнения   для  мышц   ног  (приседания,  прыжки,   выпады,   подскоки,  поднимания   на носках, маховые движения), выполняемые на месте и в движении, с предметами и без них, на скамейке, у гимнастической стенки и т.д.   Упражнения для мышц шеи и туловища (наклоны, круговые движения, акробатические и гимнастические упражнения, упражнения в положении лёжа и т.д.).   Упражнения с партнёром. Упражнения со скакалками. Упражнения с отягощениями.    Упражнения   с   резиновыми   амортизаторами.   Легкоатлетические   упражнения. Упражнения с мячами (передачи, ловля, броски, подбрасывания и т.д.).    Упражнения и игровые задания, связанные с единоборством, с приложением силы, с преодолением препятствий.    Подвижные игры на внимание, сообразительность, координацию, РДК и т.д.  Спортивные   игры.   Прогулки,   походы,   кросс­походы.   Эстафеты   с   элементами   бега, прыжков, преодолений препятствий. Преодоление туристской полосы препятствий.    Упражнения для развития специальных качеств спортсмена ­ ориентировщика:  Упражнения для развития выносливости:    бег в равномерном темпе по равнинной и пересечённой местности (открытой, закрытой, заболоченной),   бег   в   гору,   бег   с   переменной   интенсивностью   в   различных   условиях местности, специальные беговые упражнения, «фартлек» ­ игра скоростей, передвижение на   лыжах   изученными   способами   с   различной   интенсивностью;  Упражнения   для развития быстроты:  Передвижение на лыжах изученными ходами, спуски, подъёмы.    19 бег на скорость с высокого и низкого старта на короткие дистанции, бег на месте в быстром   темпе   с   высоким   подниманием   бедра   и   с   захлёстыванием   голени,     бег   с внезапной  сменой  направления; игры и  игровые  упражнения, выполняемые  в быстром темпе; бег на лыжах на короткие дистанции (отрезки),  эстафеты на лыжах, спуски с  изменением направления;  Упражнения для развития силы:  сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивания, приседания на двух и одной ногах, приседания с отягощениями, упражнения с амортизаторами, на лыжном тренажёре, подъёмы в пологие и крутые склоны на лыжах, передвижение попеременным бесшажным ходом и т.д., шаговая имитация в подъёмы.  Упражнения   для   развития   скоростно­силовых   качеств:  прыжки,   «многоскоки»   на одной и на двух ногах, выпрыгивания вверх из приседа,  упражнения с амортизаторами на скорость и т.д.  Упражнения для развития гибкости (подвижности в суставах): упражнения с партнёром (пассивные и активные), упражнения с предметами.  Упражнения для развития ловкости и координации движений:    ходьба  по  уменьшенной  опоре  (скамейке,  бревну и  т.д.),  упражнения  на  равновесие, прыжки через препятствия (поваленное дерево,  планку, верёвку и т.д.), спрыгивания вниз с возвышения, слалом между деревьями,  игры и игровые упражнения на лыжах на склоне. Техника и тактика ориентирования бегом – 55 часов.    Развитие   глазомера   (чувства   расстояния).   Приёмы   пользования   компасом (держание компаса, определение сторон горизонта, определение азимута). Движение по компасу (по азимуту). Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты. Взятие   КП,   расположенных   в   пределах   видимости   от   линейных   ориентиров. Ориентирование   на   коротких   этапах   с   тормозными   ориентирами,   кратчайшие   пути, срезки.    Тактические   действия   в   стартовом   городке.   Тактика   при   выборе   пути   движения. Опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие ориентиры. Линейные ориентиры. Выбор варианта движения между КП в зависимости от вида ориентирования. Подход и уход с КП. Раскладка сил на дистанциях видов ориентирования.   Техника и тактика ориентирования на лыжах –24 часа.    Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе;  отметка на КП  на маркированной трассе; чтение карты, сличение карты с местностью  при передвижении на лыжах с различной скоростью; предвидение ситуации; запоминание  элементов карты и сетки лыжней; работа с планшетом (поворот планшета при изменении  направления движения);    Подход и уход с КП. Тактика применения способов передвижения на лыжах в  зависимости от условий местности (состояния и класса лыжни,  скольжения, рельефа  местности, физического состояния спортсмена). Раскладка сил на дистанциях видов  ориентирования.   Лыжная подготовка – 20 часов.  Тактические действия в стартовом городке. Тактика при выборе пути движения.    20 Упражнения   «Школы   лыжника».   Попеременные   и   одновременные   классические ходы. Полуконьковый ход. Одновременный двухшажный коньковый ход. Стойка отдыха при спуске. Повороты переступанием и на параллельных лыжах при спуске. Торможение боковым соскальзыванием. Подъёмы скольжением.  Топографическая подготовка – 8 часов.  Выработка   образов   знаков,   обозначающих   неровности   рельефа   (зрительное знакомство с объектами местности: яма, понижение, бугор, седловина, выступ и т.д., их словесные описания, условные обозначение на спортивных и топографических картах). Определение крутизны склона и его высоты.  Контрольные упражнения и нормативы, участие в соревнованиях – 8 часов.    Выполнение контрольных нормативов   по ОФП и СФП. Зачет по практическим умениям и навыкам техники спортивного ориентирования, лыжной подготовке.   Способы остановки кровотечений.  Перевязки.  Наложение первичной шины.    Участие в соревнованиях согласно календарному плану.  Основные приёмы оказания доврачебной помощи – 4 часа.    Приёмы искусственного дыхания. Способы транспортировки пострадавшего.  Туристские навыки, охрана природы, краеведение – 6 часов.    туристского снаряжения. Вязание узлов одного диаметра, крепление к опоре.     Использование снаряжения, не причиняющего вреда окружающей природе.    Посещение экскурсионных объектов города (области). Участие в краеведческих  викторинах.  Техника безопасности – 5 часов.  Преодоление   естественных   препятствий   с   использованием   специального Противопожарные меры при устройстве бивуака.  Охрана памятников природы. Выработка умений и навыков предотвращения аварийных ситуаций. Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ориентированию. Поиск условно заблудившегося участника по карте.  Снаряжение ориентировщика – 2 часа.  Подборка, подготовка снаряжения и инвентаря.    Предполагаемые  педагогические  результаты  второго  года  обучения.    Введение.   Должны знать  1) время и место проведения учебно­тренировочных занятий;  2) результаты прошедшего сезона и задачи на новый учебный год;  3) о прикладном значении ориентирования.  Должны уметь  1) совместно участвовать в планировании деятельности объединения; 2) совместно участвовать в творческих делах.    21 История спортивного ориентирования.  Должны знать  1)  о развитии ориентирования как вида спорта в стране, в мире, в регионе (области, городе);  Должны уметь  1) давать характеристику современного состояния ориентирования.  Требования к технике безопасности на занятиях и при проведении соревнований.  Должны знать  1) основы   безопасности  при  проведении   занятий   в  учебном  классе,   спортивном  зале,  на местности, при проведении и участии в соревнованиях;  2) правила дорожного движения пешехода;  3) правила личной безопасности в криминогенной ситуации;  4) действия участников соревнований в аварийной  ситуации;  Должны уметь  1) находить выход из аварийных и криминогенных ситуаций; 2) искать условно заблудившихся участников в лесу.  Снаряжение ориентировщика.   Должны знать  1) устройство компаса, устройство планшета;  2) правила эксплуатации снаряжения;  3) правила хранения снаряжения (хранение лыж, сушка обуви и т.д.).  Должны уметь  1) правильно  эксплуатировать  вспомогательное снаряжение.  Топографическая подготовка.  и  хранить  личное,  групповое,   Должны знать  1) способы изображения земной поверхности;  2) понятия   “спортивная   карта   “,   “горизонталь”,   “крутизна   склона”;   3) условные знаки спортивных карт.  Должны уметь  1) читать и расшифровывать топографические знаки и карты, знаки спортивных карт; 2) определять крутизну и высоту склона.  Правила соревнований по спортивному ориентированию.  Должны знать  1) условия   проведения   соревнований   по   спортивному   ориентированию   в   заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе;  2) состав судейской коллегии, судейские бригады;  3) оборудование старта и финиша;  22 4) виды протоколов;  5) права и обязанности участников соревнований; 6) обязанности судьи­контролера.   Должны уметь  1) соблюдать права и обязанности участников соревнований;  2) действовать   на   старте,   при   опоздании   на   старт,   на   дистанции,   на   КП,   в   финишном коридоре, после финиша;  3) производить подсчет личных результатов по ориентированию.  Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса.  Должны знать  1) взаимосвязь видов подготовки;   2) технику (особенности) выполнения разминки, заминки, их значение и содержание; 3)  методику развития специальных качеств, необходимых для ориентировщика ­  выносливость, быстроту, ловкость, гибкость и силу.  Врачебный контроль, самоконтроль, медико­санитарная подготовка.  Должны знать  1) строение организма человека;  2) влияние физических нагрузок на развитие организма;  3) гигиена физических упражнений, гигиене тела, одежды, обуви;  4) характерные спортивные травмы и их предупреждение;  5) способы   и   приёмы   первой   помощи   при   кровотечениях   (артериальном,   венозном, капиллярном);  6) состав медицинской аптечки;  7) приёмы искусственного дыхания;  8) методику и правила наложения простых повязок и жгута; 9) наложение первичной шины.   10) правила транспортировки пострадавшего и требования к носилкам.  Должны уметь  1) соблюдать меры личной гигиены;  2) составлять и соблюдать режим дня;  3) пользоваться групповой медицинской аптечкой;  4) распознавать признаки некоторых заболеваний и травм;  5) производить перевязки, накладывать жгут, ватно­марлевую повязку;  6) обрабатывать различные типы ран;  1) изготовлять носилки из подручных средств;  2) транспортировать пострадавшего по пересечённой местности.  Основы туристской подготовки, охрана природы, краеведение.  Должны знать  1) основное групповое и личное снаряжение;  2) требования к выбору места к организации бивака группы;  3) противопожарные меры в туристском путешествии;    23 4) знать  о  применении  и  назначении  узлов  (прямой,  булинь,   проводники, схватывающий, стремя, встречный, удавка);  5) взаимосвязь охраны природы с тренировочным процессом;  6) физико­географическую характеристику Ульяновской области;  7) музеи и экскурсионные объекты, памятные и исторические места города и области.  Должны уметь  1) осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;  2) применять (вязать) узлы при необходимости и в зависимости от условий (связывание двух верёвок, крепление к опоре, страховка участника и т. д.).  3) преодолевать   естественные   препятствия   с   использованием   специального   туристского снаряжения;  4) устанавливать основные типы палаток;  5) разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий; 1)  применять противопожарные меры при устройстве бивуака; 2) убирать место привалов и бивуаков.  Общая и специальная физическая подготовка.  Должны уметь  1) выполнять общие развивающие упражнения для различных групп мышц;  2) выполнять   упражнения   с   партнером,   со   скакалками,   с   отягощениями,   с   резиновыми амортизаторами, с мячом;  3) играть в подвижные и спортивные игры;  4) преодолевать препятствия на местности;  5) преодолевать простейшие туристские полосы препятствий;  1) выполнять   беговые   упражнения   в   различных   зонах   интенсивности   тренировочных нагрузок;  2) выполнять упражнения на развитие быстроты (специальные беговые упражнения, бег из различных стартовых положений и т.д.);  3) выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и разгибание рук в упоре, приседания на двух и одной ноге, с отягощениями, упражнения с предметами, подъемы в пологие и крутые склоны на лыжах, шаговая имитация и специализированная ходьба в подъемы, упражнение “тележка” и т. д.);  4) выполнять   упражнения   скоростно­силового   характера   (многоскоки,   выпрыгивания   из приседа, упражнения с амортизаторами на скорость и т.д.).  5) выполнять упражнения на развитие силовой выносливости;  6) выполнять упражнения на развитие ловкости и координацию движений (прыжки в длину, на носках, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног, кувырки, перекаты, упражнения на равновесие и т.д.);  7) выполнять бег по различной по характеру местности (открытой, закрытой, пересечённой (горной), заболоченной и т.д.) в различных зонах энергообеспечения (интенсивности);  8) передвигаться   на   лыжах   изученными   способами   в   различных   условиях   местности   и снежного покрова, в различных зонах энергообеспечения (интенсивности); 9) плавать.  Техника и тактика ориентирования.    24 Должны знать  1) понятия  технических  приемов:  грубый  азимут,  точный азимут,  линейное ориентирование, точечное ориентирование;  2) понятия:  опорные,  тормозные,  ограничивающие,  рассеивающие,     линейные ориентиры;  3) способы передвижения на лыжах (ходы, торможения, спуски, повороты, подъемы);  4) планирование путей прохождения дистанции;  5) раскладка сил на дистанции;  6) особенности тактики в видах ориентирования.  Должны уметь  1) правильно пользоваться компасом, двигаться по азимуту, определять и контролировать направление с помощью компаса и карты;  2) восстанавливать ориентировку (местонахождение) после ее потери;  3) ориентироваться на коротких этапах с тормозными ориентирами;  4) выполнять отметку на КП, в зависимости от вида ориентирования и способа отметки;  5) правильно пользоваться планшетом в ориентировании на лыжах;  6) передвигаться одновременными бесшажным и одношажным классическими ходами;  7) передвигаться попеременными 2­х и 4­х шажными ходами;  8) спускаться,   тормозить,   поворачивать   и   подниматься   изученными   способами;   9) передвигаться одновременным 2­х шажным коньковым ходом и коньковым ходом без отталкивания палками.  1) выполнять   действия   по   выбору   пути   движения,   из   нескольких   вариантов   выбирать лучший (эффективный);  2) последовательно осуществлять реализацию выбранного пути движения;  3) правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры;  4) правильно распределять силы на дистанции;  5) выполнять действия по подходу и уходу с КП;  6) правильно   применять   способы   передвижения   на   лыжах   в   зависимости   от   условий (состояния   лыжни,   класса   лыжни,   условий   скольжения,   рельефа,   физического состояния).  11. Контрольные нормативы, участие в соревнованиях. Должны знать  3) нормативные требования;  4) методы (способы) проведения контрольных и зачётных нормативов;  Должны уметь  3) выполнять   нормативы   по   общей   и   специальной   физической   подготовке,   по тактикотехнической подготовке;  закончить соревновательную  дистанцию 2 уровня  («ЗН», «ВО», «МТ»).  4)     25 Методическое обеспечение и условия реализации программы.  Программа предусматривает два годичных цикла обучения. Материал программы  планируется для каждого годичного цикла (года обучения) отдельно и состоит из  разделов теоретической и практической подготовки.   Теоретические знания формируются как на отдельных теоретических занятиях, так и  в форме бесед до начала практического занятия, во время практического занятия или в его конце.   Можно     задачи   по   формированию   знаний   решать   в   процессе   овладения практическими умениями и навыками.    Практические   занятия   проводятся,   как   правило,   на   учебно­тренировочных полигонах,   на   спортивной   площадке,   в   спортивном   зале.   Большая   часть   занятий проводится на местности (в лесу с картами, лыжная подготовка, беговая подготовка). Особенно это касается групп 2 года обучения.   Техника и тактика спортивного ориентирования тесно связана с топографической подготовкой, с особенностями внимания и мышления, свойствами памяти, что обуславливает необходимость проведения ряда практических занятий по  развитию перечисленных качеств не только на местности, но и в условиях специально оборудованного класса и в форме самостоятельного выполнении специальной домашней работы.    Успешное   освоение   программного   материала   базируется   на   обязательном соблюдении режима дня, выполнении утренней гимнастики, восстановительных процедур. Все обучающиеся обязательно проходят медицинское обследование в поликлинике или во врачебно­физкультурном   диспансере,   и   в   дальнейшем   обследуются   через   каждые   6 месяцев занятий.   Необходимо   строгое   соблюдение   принципов   постепенности   и   непрерывности   в учебно­тренировочном процессе.   Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется   с   учетом     сенситивных   периодов   развития   физических   качеств   у   юных спортсменов (табл. 4). Вместе с тем, уделяется внимание и развитию тех качеств, которые в определённом возрастном периоде совершенствуются медленнее.    Обучение   двигательным   действиям   является   наиболее   кропотливым   разделом работы.   Умелое   сочетание   методов   обучения   значительно   повышает   эффективность процесса обучения.  В   технической   подготовке   используются   подходы   целостного   (в   целом   в облегчённых   условиях,   с   последующим   расчленением,   овладением   его   фазами   и элементами) и расчленённого (раздельное обучение фазам и элементам и их сочетание в одно движение) методических подхода.   Обучение   любому   движению   начинается   с   создания   представления   о   нем, постепенно расширяя и дополняя представление о данном двигательном действии.   В начале обучения следует осторожно применять соревновательный момент, что может привести к проявлению ошибок, а их исправить труднее, чем предупредить.  Таблица 4.                         Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств.    26 Морфофункциональные  показатели, физические  качества.  Рост  Мышечная масса  Быстрота  Скоростно­силовые качества  Сила  Выносливость  (аэробн.    возможн.)  Анаэробные возможности    Гибкость  Координационные способности  Равновесие                                       Возраст, лет  7                +    +  8            +    +    +  9      +      +  +  +  +    10  11  12  13  14  15  16  17      +  +    +  +  +  +  +      +  +  +    +    +  +  +  +    +  +        +  +  +  +    +  +          +  +  +    +  +          +  +  +        +  +                  +  +                    +  +        Планирование осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на 2 года); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).  Учебно­тренировочный   процесс   планируется   без   деления   на   общепринятые периоды.   Весь учебный год является большим подготовительным периодом. Учебный материал   подбирается   в   зависимости   от   времени   года.   Ориентирование   изучается круглогодично.   Зимой   в   сочетании   с   лыжной   подготовкой.   В   периоды   с неблагоприятными климатическими условиями (поздняя осень, ранняя весна) проводятся занятия общефизической направленности, включая подвижные  и спортивные игры.  Много внимания уделяется занятиям в классе по усвоению теоретической части программного материала.    Эффективность учебно­тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий. Необходимо учитывать режим и интенсивность тренировочных нагрузок: зоны энергообеспечения,       интенсивность   и   время   выполнения   нагрузки,     напряженность выполнения нагрузки (табл. 5), продолжительность и характер интервалов отдыха.    Таблица 5.  Классификация интенсивности тренировочных нагрузок.    Зона энергообразования  I. Аэробная   (общая   выносливость)  II. Пороговая зона  III. Аэробно­ анаэробная  (темповая выносливость)  Интенсивность ЧСС  м.Моль/л. Длительность нагрузки  низкая  средняя  высокая  уд./мин.  до 130  2  131­175  3­4  работы  несколько часов  1 – 2 часа  176­189  до 10  до 10 мин.    27 Мах  до 10 сек  субмаксимальная  190­200  10­11  12 и более  максимальная  от 15 сек. до 3 мин.  IV.  Анаэробногликолитическая   (скоростная выносливость)  V. Анаэробно­алактатная  (скоростно­силовые качества)      Нагрузки,   применяющиеся   в   спорте,   как   известно,   различаются   по     характеру (тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические), по величине, по направленности, по координационной сложности, по психической напряженности.    По величине воздействия на организм спортсмена, нагрузки  могут быть развивающими, поддерживающими (стабилизирующими) и восстановительными.     Развивающие нагрузки ­ большие и значительные нагрузки с высоким воздействиям на основные   функциональные   системы   организма   и   вызывающие   значительный   уровень утомления (100 и 80%). После таких нагрузок требуется восстановительный период для наиболее задействованных функциональных систем соответственно 48­96 и 24­48 ч.    Поддерживающие (стабилизирующие) нагрузки ­ средние нагрузки, воздействующие на организм спортсмена на уровне 50­60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.  Восстановительные нагрузки ­ малые нагрузки на организм спортсмена на уровне 25­30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.    Выбор   той   или   иной   нагрузки   должен   быть   обоснован,   прежде   всего,   с   позиций эффективности.   К   числу   наиболее   существенных   признаков   эффективности тренировочных нагрузок можно отнести:  – специализированность, т.е. меру сходства с соревновательным упражнением;  – напряженность (интенсивность), которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;  – величину   (объём)   как   количественную   меру   воздействия   упражнения   на   организм спортсмена.      Продолжительность   интервалов   отдыха   является   фактором,   который   наряду   с интенсивностью   работы   определяет   ее   преимущественную   направленность.   Различают интервалы отдыха между повторениями упражнения (упражнений) в рамках отдельного занятия и интервалы между занятиями (первые значительно короче и более вариативны, чем вторые).     соответствующих условиях следующие типы интервалов отдыха:   Ординарный интервал ­ восстановление работоспособности до уровня,  которое было до выполнения нагрузки;      Напряженный   интервал  ­ очередная нагрузка выполняется в состоянии не полного восстановления   работоспособности,   что   сопряжено   с   дополнительной   мобилизацией функциональных резервов организма (для воспитания выносливости).    При   повторениях   и   чередовании   упражнений   в   ходе   занятия   оправданы   в   28 «Минимакс»­   интервал   («кратковременно   оптимизирующий»,   «стимуляционный»)   ­ наименьший   интервал   отдыха   между   упражнениями,   по   истечении   которого   может выявляться   повышение   показателей   оперативной   работоспособности   при   выполнении последующего упражнения. Интервал такого типа удается вводить по ходу занятия реже, чем   ординарный   и   напряженный   интервалы,   так   как   эффект   ближайшего стимулирующего   последствия   упражнений,   с   которым   он   связан,   имеет   преходящий характер:   перестает   возникать   по   мере   кумуляции   утомления   в   процессе   повторного воспроизведения упражнений на протяжении занятия. Применяется при воспроизведении скоростных и скоростно­силовых упражнений с установкой на превышение скоростных и силовых параметров движений.     Рассматривая указанные типы интервалов отдыха, не следует забывать, что один и тот же по продолжительности интервал при неоднократном введении его по ходу занятия может   сопровождаться   отнюдь   не   одним   и   тем   же   эффектом   и   в   зависимости   от суммарного воздействия упражнений и других факторов, обусловливающих изменения оперативного состояния занимающихся, превращаться в интервал иного типа.     По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями   более   существенно   влияют   на   процессы   восстановления,   долговременной адаптации   организма   к   тренировочным     нагрузкам.      Исходя из особенностей фаз следовых   процессов,   на   которые   наслаивается   эффект   очередного   занятия,   и кумулятивного   эффекта,   возникающего   при   чередовании   занятий   с   интервалами неодинаковой   продолжительности,   различают   три   типа   интервалов,   пригодных   в соответствующих   ситуациях:   ординарный,   жесткий   и   суперкомпенсаторный.     При ординарном интервале  между занятиями, уровень работоспособности занимающихся к началу   очередного   занятия   успевает   возвратиться   к   тому,   какой   был   в   начале предыдущего (за исключением, разумеется, тех изменений, которые остаются, в качестве следа прошедшего занятия и после восстановления состояния относительного покоя).    Жесткий интервал между занятиями короче, чем ординарный. При нем  происходит более значительная суммация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные  сдвиги в системах  организма нарастают с более полной мобилизацией   его   резервных   возможностей,   в   результате   (в   определенных   условиях) может возникать мощный стимул к последующему развертыванию суперкомпенсаторных процессов.     Это   один   из   основных   путей   увеличения   действенности   системы тренировочных   занятий,   позволяющий   добиваться   выдающихся   результатов.   Но   он оправдан   лишь   при   строго   определенных   условиях,   важнейшее   среди   которых   ­ квалифицированное регулирование нагрузок и восстановительных процессов. В случае несбалансированного   введения   жестких   интервалов   возрастает   вероятность переутомления, перенапряжения, перетренировки.    состояния  "сверхвосстановления",     которое  позволяет  в  очередном  занятии  справляться  с  более значительной, чем в предыдущем, нагрузкой и выполнять двигательные задания более качественно.   после   выполнения   достаточно   высоких   нагрузок, суперкомпенсаторный интервал может длиться до двух и более суток, а потому, если Суперкомпенсаторный  наступления    Однако, интервал  длиться  до    29 соблюдать интервалы, лишь такого типа, общее число занятий в недельном режиме будет слишком малым.   В случае слишком большого перерыва между занятиями (интервалы более протяжённые, чем   суперкомпенсаторные"),   эффект   прошедшего   занятия,   а   затем   и   кумулятивный эффект   совокупности   занятий   начинают   исчезать   или   замедляются   темпы   развития тренированности и физической подготовленности в целом.  Соблюдение техники безопасности на тренировочных занятиях и соревнованиях.    В  целях сохранения  здоровья лиц, проходящих  спортивную   подготовку, организация занятий и проведение спортивных соревнований осуществляется на основе обязательного соблюдения   необходимых   мер   безопасности.   Инструкции   по   технике   безопасности приведены в приложении 3 .    Система контроля и зачётные требования.  Виды контроля.    Одним из важных вопросов в управлении учебно­тренировочным процессом является система контроля. Правильно поставленный учет работы дает возможность своевременно определять достижения и недостатки учебно­тренировочной работы, знать о состоянии здоровья   и   уровне   тренированности   занимающихся,   помогает   направить   учебно­ тренировочный процесс по наиболее эффективному пути.     Педагогический контроль.  Рекомендуются следующие виды контроля:  Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно­тренировочных занятий.   Достижение   определенных   результатов   в   отношении   техники,   общей   и специальной   физической   подготовленности   одновременно   является   и   средством   и результатом подготовки. Оно несет в себе и определенный психологический эффект, т.к. обнаруживает степень соответствия обучающегося определенным требованиям данного уровня   спортивной   квалификации   и,   соответственно,   его   подготовленность   к демонстрации определенного результата.    В зависимости от задач осуществляется оперативный, текущий, годичный и итоговый виды контроля.    Оперативный ­ экспресс­оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.   Текущий ­ определяет  изменения в процессе одного или нескольких занятий (состояния повышенной или пониженной работоспособности).    Годичный ­ оценивает уровень освоения теоретического раздела программы, состояние технической и тактической подготовки занимающихся, состояние физического развития в годичном цикле подготовки.    Итоговый ­ определяет уровень реализации образовательной программы.  Перечисленные  виды педагогического контроля осуществляются, как правило,  в ходе   выполнения   контрольных   и   зачётных   упражнений   и   в   процессе   соревнований.   В   30 целом,   использование   контрольных   упражнений   является   одной   из   составляющих подготовки.  Содержание   и   форма   проведения   оперативного   и   текущего   видов   контроля определяется     педагогом   (тренером),   ведущим   образовательную   деятельность.   По результатам   контроля   направляется   учебно­тренировочный   процесс   по   наиболее эффективному пути.     Содержание   годичного   и   итогового   видов   контроля   определяется образовательной   программой.   Форма   проведения   этих   видов   контроля   определяется образовательным учреждением.  Самоконтроль.    Самоконтроль  ­ регулярные наблюдения за состоянием  своего  здоровья, физическим развитием   и   физической   подготовкой   и   их   изменениями   под   влиянием   регулярных занятий упражнениями и спортом. Задачи самоконтроля:  1. Расширить знания о физическом развитии.  3.Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.  4.Определить   уровень   физического   развития,   тренированности   и   здоровья,   чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.   Показания самоконтроля заносятся в дневник самоконтроля.  Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебнотренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления   после   нагрузки   и   т.д.).   В   другой   отмечается   величина   нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д.      Самоконтроль   позволяет   своевременно   выявить   неблагоприятные   воздействия физических   упражнений   на   организм.   Основные   методики   самоконтроля: инструментальные, визуальные.    Контрольные и зачётные упражнения.    В таблицах 6 и 7 представлены требования к уровню реализации (освоения) разделов программы   и     перечень   контрольных   упражнений,   рекомендуемых   для   выполнения обучающимися   на   годичных   циклах   реализации   образовательной   программы. Контрольные упражнения, характеризующие уровень развития физических качеств (ОФП, СФП), представлены  тестами, которые разработаны для учащихся в возрасте  8 – 9 лет. Оценка уровня в них определяется как «высокая», «выше средней», «средняя», «ниже средней»,   и   низкая».   Для   учащиеся   других   возрастных   групп   необходимо   вносить корректировку в характеристики этих тестов.    Определение   уровня   знаний   по   теоретической   подготовке   может   осуществляться   в форме   опороса   (устного,   письменного)   обучающихся.   Оценка   может   производиться   в баллах или «зачтено».    Определение   достигнутого   уровня   технико­тактического   мастерства   производится визуально (педагогом), путем сравнения с эталонными представлениями и с помощью тестовых упражнений. Оценка может производиться в баллах.    31 По   результатам   выполнения   перечисленных   упражнений   и   зачётных   требований, обучающихся   переводят   на   следующий   год   обучения   или   оставляют   на   повторное обучение.     Контрольные упражнения и зачётные требования принимаются, как правило, в конце каждого учебного года тренером­преподавателем, ведущим образовательный процесс в учебной группе. Контрольные упражнения и зачётные требования второго года обучения являются также и итогом реализации образовательной программы.   Таблица 6. Требования к уровню освоения (реализации) образовательной программы.    Раздел программы  Форма (способ) Требования к уровню освоения (оценка)  1 год   переводные требования  зачёт  2 год итоговые требования  зачёт  70 % упражнений 70 % упражнений на оценку  «высокая», «выше средней», «средняя»,  «ниже средней»  на оценку «высокая»,  «выше средней»,  «средняя»  зачёт  зачёт  На оценку  «высокая»,  «выше средней»,  «средняя», «ниже средней»  На оценку  «высокая»,  «выше средней»,  «средняя»  Показать результат в соревнованиях   1 уровня трудности  Показать результат в соревнованиях   2 уровня трудности  определения уровня  Опрос (устный,  письменный)  Выполнение  контрольных  упражнений  (тестирование)  Визуальная   оценка выполнения техникотактических элементов   Выполнение тестовых  упражнений   Анализ участия в  соревнованиях   32  Теоретическая  подготовка  ОФП и СФП  Техническотактическа я подготовка Таблица 14. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня реализации Контрольные испытания  Год обуче ния  образовательной программы  Оценка показателей  специальной  работоспособности  у мальчиков  Высокая выше средней средняя  ниже  средней    низ­ кая  высо­ кая  ОФП и СФП  Скоростные качества  5,8­5,9  5,6­5,7  4,7­4,8  4,5­4,6  6,0­6,1  5,8­5,9  4,9­5,2  4,7­5,0  6,2­6,3  6,0­6,1  5,3­5,5  5,1­5,3  >6,3  >6,1  >5,5  >5,3  Скоростно­силовые качества  150­140  160­150  700­670  745­715  26­25  28­27  139­130  149­140  669­640  714­685  129­120  139­130  639­610  684­655  24  23­22  26  25­24  Силовые качества  <110  <130  <610  <655  <22  <24  14­12  17­15  14­12  17­15  11­9  14­12  11­9  14­12  <6  <9  <6  <9  Скоростно­силовая выносливость  8­6  11­9  8­6  11­9  <6,0  <5,8  <5,0  <4,8  >140  >150  >650  >695  >19  21  >9  >11  >14  >17  <5,8  <5,6  <4,7  <4,5  >150  >160  >700  >745  >26  >28  >14  >17  >14  >17  Бег 30 м. (сек)  Бег 30 м. с ходу (сек)  Прыжок в длину с места  (см)  Пятикратный прыжок в  длину с места (см.)  Прыжок в высоту с места  (см)  Сгибание и разгибание рук  в упоре лежа (раз)  Подъем туловища, лежа на спине (раз)  1  2  1  2  1  2  1  2  1  2  1  2  1  2  1  Оценка   показателей   специальной работоспособности у девочек  ниже  выше средняя  средней  6,0­6,1  5,8­5,9  5,0­5,2  4,8­5,0  140­130  150­140  650­620  695­665  19­18  21­20  9­8  11­10  14­12  17­15  6,2­6,3  6,0­6,1  5,3­5,6  5,1­5,4  129­120  139­130  619­590  664­635  17  19  7­6  9­8  11­9  14­12  средней    6,4­6,5  6,2­6,3  5,7­5,9  5,5­5,7  119­110  129­120  589­560  634­605  16­15  18­17  5­4  7­6  8­6  11­9  низ­ кая  >6,5  >6,3  >5,9  >5,7  <110  <120  <560  <605  <15  <17  <4  <6  <6  <9  <7  >24  24­20  19­15  14­10  <10  >18  18­15  14­11  10­7 2  >30  30­25  24­20  19­15  <15  >22  22­19  18­15  14­11  <11  29  Общая выносливость  >1000  1000­900  899­800  799­700  <700  >900  900­800  799­700  699­600  <600  >3600  3600­3200  3199­2800  2799­2400  <2400  >3200  3200­2800  2799­2400  2399­2000  <2000  Координация  Комплексное упражнение  на силу   (раз)    5­ти минутный бег с  учётом пройденного  расстояния (м.)  20­ти мин. бег с учётом  пройденного расстояния  (м.)  Челночный бег 3 х 10 м.  (сек)  Наклоны вперёд в  седе  (см.)  Скорость отметки на КП  (динамика роста в сек.)   ­    Движение по азимуту 200  м. (допустимое отклонение в % от длины хода)     Упражнение «компаса» ­ количество   правильных ответов.  Тест   на   оперативное мышление (правил.  ответов)  1  2  1  2  1  2  1  2  2  2  1  2  <8,6  <8,3  >8  >10  8,6­8,9  8,3­8,5  9,0­9,5  8,6­9,0  >9,9  >9,3  Гибкость (подвижность в суставах)  9,6­9,9  9,1­9,3  6­4  8­6  8­6  10­8  Технико­тактическая подготовка  4­2  6­4  <2  <4  <9,1  <8,8  >14  >16  9,1­9,4  8,8­9,1  9,5­10,0  9,2­9,6  10,1­10,4  9,7­10,0  >10,4  >10,0  14­11  16­13  11­7  13­9  7­4  9­5  >4,0  >4,0  до 2 %  4,0­3,0  4,0­3,0  до 4 %  2,9­2,0  2,9­2,0  до 6 %  1,9­1,0  1,9­1,0  до 8 %  <1,0  <1,0  8 %  >3,0  >3,0  до 2 %  3,0­2,4  3,0­2,4  до 4 %  2,3­1,6  2,3­1,6  до 6 %  1,5­1,0  1,5­1,0  до 8 %  <4  <5  <1,0  <1,0  8 %  >45  45­43  42­40  39­37  <37  >45  45­43  42­40  39­37  <37  >6  >7  6­5  7­6  4­3  5­4  2­1  3­2  <1  <2  >6  >7  6­5  7­6  4­3  5­4  2­1  3­2  <1  <2 Тестирование  координации «глаз­рука»    1  2  Учитывается динамика роста коэф. К  Учитывается динамика роста коэф. К  Учитывается динамика роста коэф. К  Учитывается динамика роста коэф. К      30

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)

Рабочая программа по спортивному ориентированию.(5-6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2018