Рабочая программа по технологии 5-8 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология
5 кл—8 кл
23.04.2018
Рабочая программа по технологии 5-8 класс
Рабочая программа по технологии для 5-8 классов реализующих ФГОС ООО на 2017-2018 учебный год. Рабочая программа составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года N1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" и примерной основной общеобразовательной программой основного общего образования
Раб прогр по технологии 5-8 на 2017-2018 г.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»                                                                      Рабочая программа по технологии для   5 – 8   классов,  реализующих ФГОС ООО на 2017­2018 учебный год.                                                                                                                             Учитель: Н.Ю. Старовойтова 2017г. 1. Рабочая программа составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г, № 1897  «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  2. Примерной основной общеобразовательной программой основного общего образования.                                                                                                                                                                                                                                                                               1.         Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. 5 класс Личностные: проявление познавательных интересов в данной области предметной технологической     деятельности; ­потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; ­готовность и способность      к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и   обязанностей ученика. Метапредметные:  целеполагание;  планировать  пути достижения целей; выполнять    задания в соответствии с целью;   уметь выполнять учебные действия в соответствии с планом; проверять учебное задание и вносить корректировку; аргументировать свою точку зрения; слышать и слушать собеседника; задавать вопросы,  необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества. Предметные:  давать определения понятиям;  осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;   выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, ограничений; выделять существенную информацию; структурировать         информацию и составлять план; владение алгоритмами   и   методами   решения   организационных   и   технико­технологических   задач;   анализировать,   сравнивать,   классифицировать,   обобщать информацию.             6 класс Личностные:  выражение   желания   учится   и   трудится   на   производстве.   Готовность   к   рациональному   ведению   дома   хозяйства.   Самооценка   своих способностей  для труда в различных сферах социализации. Ответственное отношение к выбору питания, здоровый образ жизни.   Метапредметные:  Соблюдение безопасных приемов познавательно­трудовой деятельности. Проявление нестандартных подходов к выполнению учебных задач.   Выбор  различных   источников   информации   для  решения   коммуникативных   задач,   включая   словари,   интернет   и   др.   Виртуальное   и   натуральное моделирование художественных и технических  объектов. Предметные:  Организация рабочего места с учетом требований эргономики,   составление технологических карт кулинарных блюд с учетом требований здорового   образа   жизни.   Оценка   своих   способностей   к   труду     в   конкретной   области.   Выполнение   технологических   операций   с   соблюдением   норм. Планирование последовательности операций, составление технологической карты. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.  Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения. Овладение средствами и формами графического отображения объектов и процессов, овладение методами чтения технической информации. Владение алгоритмами и методами  решения   учебных   задач.  Выполнение   технологических   операций   с  соблюдением         установленных   норм,   стандартов,   ограничений.  Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами.               7 класс Личностные: Планирование образовательной и профессиональной карьеры. Овладение умениями совместной деятельности, согласование и координация  деятельности с другими ее участниками. Овладевать навыками ведения здорового образа жизни. Формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.  Выражение желания учится и трудится на производстве, готовность к рациональному ведению домашнего  хозяйства. Самооценка своих способностей  для труда в различных сферах социализации. Метапредметные:  Умение   проводить   сравнительный   анализ,   систематизировать   полученные   выводы.   Выбор   различных   источников   информации   для решения коммуникативных задач, включая словари, интернет и др. Виртуальное и натуральное моделирование художественных и технических  объектов. Устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем   и   сверстниками,   определять   цели   и   функции   участников,   способы   взаимодействия,   планировать   общие   способы   работы.   Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области. Предметные:  Моделирование  художественного  оформления  объекта.  Определение   адекватных   способов  решения  учебной  задачи на  основе  заданных алгоритмов. Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения.   Овладение   методами   чтения   технической   информации.  Самостоятельный   подбор   инструментов   и   оборудования   с   учетом   требований технологии   и   материально­энергетических   ресурсов.   Оценка   технологических   свойств   сырья,   материалов   и   областей   их   применения.   Находить самостоятельно   способы   решения   ситуативного   задания.   Комбинирование   известных   алгоритмов   деятельности   в   ситуациях,   не   предполагающих стандартного применения одного из них.                8 класс Личностные: Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области. Формирование коммуникативной  компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками. Проявление умения  к самооценке. Проявление технологического и эконом мышления. Планирование  образовательной и профессиональной карьеры. Метапредметные: Выбор различных источников информации для решения коммуникативных задач, включая словари, интернет и др. Соблюдение  безопасных приемов познавательно­трудовой деятельности. Установление последовательности действий по выполнению задания.  Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.  Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия,  планировать общие способы работы.  Предметные:  Организация рабочего места с учетом требований эргономики.   Оценка своих способностей к труду   в конкретной области. Выполнение технологических операций с соблюдением норм. Планирование последовательности операций, составление технологической карты. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины. Применение общенаучных знаний в процессе технической деятельности. 2.         Содержание учебного курса. 5 класс        Бытовые электроприборы  (1 час) Технология домашнего хозяйства      (4 час) Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи  (СВЧ), посудомоечной машины. Лабораторно­практическая и практическая работы: Изучение потребности в бытовых приборах на кухне. Изучение безопасных приемов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации  микроволновой печи.        Интерьер кухни, столовой  (3 час) Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно­гигиенические, эстетические.  Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно­гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону  приготовления пищи и зону приема пищи. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование  современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Лабораторно­практическая и практическая работы: ­ Разработка плана размещения оборудования на кухне, столовой. ­ Защита творческого проекта по теме: «Планирование кухни­столовой»        Санитария и гигиена на кухне (1 час) Кулинария. (8 часов) Санитарно­гигиенические требования к лицам,  приготавливающим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие  средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью,  кухонным инвентарем. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком. Лабораторно­практическая и практическая работы: Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.  Физиология питания  (1 часа) Понятие о процессе пищеварения, об усвоении  пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Роль слюны, кишечного сока, желчи в  пищеварении. Витамины, их состав и химическая природа. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ. Классификация витаминов. Витаминоподобные  вещества. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах. Лабораторно­практическая и практическая работы: Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды. Бутерброды, горячие напитки.   (1 час) Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления  бутербродов. Способы нарезки продуктов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заварки чая и трав. Сорта кофе. Технология приготовления кофе.        Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий  (1часа) Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов и приготовление блюд. Посуда для приготовления  блюд. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких, жидких каш. Требования к  качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Приготовление их к варке, время варки.  Блюда из яиц.  (1 час) Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы определения готовности. Оформление  готовых блюд. Сервировка стола к завтраку.  Блюда из овощей и фруктов.  (1 часа) Общие правила безопасности условий труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.    Товароведение овощей и фруктов.    Первичная обработка.    Приготовление блюд из свежих овощей и фруктов.    Приготовление блюд из вареных овощей. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.  (2 час) Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов.  Приготовление завтрака, оформление блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих  напитков. Столовые приборы и правила пользования ими за столом. Культура поведения в семье. Распределение обязанностей в семье. Практическая работа: ­ Защита творческого проекта по теме: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»     Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения.  (2 часа) Создание изделий из текстильных материалов   (12 часов) Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Общее понятие о пряже и процессе прядения. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Лабораторно­практическая и практическая работы:                  1. Определение направления долевой нити в ткани. 1. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. 2. Сравнительный анализ прочности окраски ткани. 3. Изучение свойств тканей из хлопка и льна. Конструирование швейных изделий   (2 часа) Краткие сведения из истории одежды. Фартуки в национальных костюмах. Виды рабочей одежды. Ткани, применяемые для изготовления рабочей одежды.  Общие правила построения и оформления чертежей изделия. Типы линий. Фигура человека и ее измерение. Основные точки и линии измерения. Правила  снятия мерок. Построение чертежа в масштабе 1:4т в рабочей тетради.  Особенности моделирования рабочей одежды. Понятие о композиции в одежде. Выбор модели и моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Лабораторно­практическая и практическая работы: 1. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. 2. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.  Швейная машина (4 часа)  Понятие о кинематических схемах механизмов и машин. Условные обозначения отдельных деталей. Приемы безопасной работы на универсальной швейной  машине. Виды машин. Назначение основных узлов швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки  универсальной швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нитей. Упражнения на швейной машинке без ниток. Запуск машины и регулировка  скорости. Лабораторно­практическая и практическая работы: 1. 2. 3. 4. 5. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками. Заправка верхней и нижней нитей. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками. Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка. Упражнение в выполнении закрепок.  Технология изготовления швейных изделий    (4часа) Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани с учетом припуска на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани.   Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка, раскрой ткани. Способы переноса контурных линий на ткани. Подготовка деталей кроя к  обработке, обработка деталей.  Сборка изделия. Основные операции при ручных работах. Основные операции при машинной обработке изделия.  Оборудование для влажно­тепловой обработки ткани.  Обработка срезов швом в подгибку. Влажно­тепловая обработка, контроль качества готового изделия.  Лабораторно­практическая и практическая работы: 1. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. 2. Изготовления образцов ручных и машинных работ. 3. Проведение влажно­тепловых работ. 4. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану. 5. Защита творческого проекта по теме: «Фартук» Художественные ремесла     (12 часов)  Декоративно­прикладное искусство   (2часа)  Понятие «декоративно­прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно­прикладного искусства России. Знакомство с творчеством  народных умельцев своего  края, области, села.  Приемы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник  декоративно­прикладного искусства и народных промыслов. Лабораторно­практическая и практическая работы: 1. Экскурсия в краеведческий музей. 2. Зарисовки и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.  Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно­прикладного искусства   (2часа) Понятие композиции. Правила, приема и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и  ассиметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Лабораторно­практическая и практическая работы: 1. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. 2. Создание графической композиции, орнамента на листе бумаги в клетку.  Рукоделие. Лоскутное шитье.   (8 часа) Знакомство с различными видами декоративно­прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута.  Возможности лоскутной пластики. Материалы для лоскутной пластики. Лабораторно­практическая и практическая работы: 1. 2. 3. Изготовление шаблонов из картона (треугольники, квадраты). Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья. Технологии творческой и опытной деятельности  (4 часа)        Исследовательская и созидательная деятельность. (2 часа) Понятия о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе.  Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта. Защита проекта.   Промежуточная аттестация. (2часа) ­ Защита проекта.  6 класс Технология домашнего хозяйства.     (4 часа)  Интерьер жилого дома  (2час) Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон  приготовления  и приема пищи, отдыха и общения членов семьи, приема гостей, зоны сна, санитарно­гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.  Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Лабораторно­практическая и практическая работы: Разработка плана жилого дома. Изготовление эскиза оформления окон.  Комнатные растения в интерьере  (2 часа) Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере.  Приемы их размещения в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.  Требования растений к окружающим условиям. Разновидности комнатных растений. Виды растений по внешним данным. Технология выращивания  комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещений. Практическая работа: ­ Защита творческого проекта по теме: «Растения в интерьере жилого дома»  Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря  (1 час) Кулинария   (6 часов)        Товароведение рыбы и нерыбных продуктов моря. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Маркировка консервов. Признаки  доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы.  Приготовление блюд из вареной и жареной рыбы и  нерыбных продуктов моря.  Блюда из мяса   (1 час) Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции.  Санитарные требования при обработке мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.        Блюда из птицы  (1час) Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качественности птицы. Условия и сроки хранения  продукции. Виды тепловой обработки. Технология приготовления блюд из птицы. Подача к столу.   Заправочные супы   (1 час)            Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.  Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка  готового блюда. Оформление готового блюда и подача на стол.   Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду  (2  часа)             Составление меню на обед.              Набор столовых приборов и посуды для обеда. Правила подачи блюд.              Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами. Лабораторно­практическая и практическая работы: Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд. Защита творческого проекта по теме: «Приготовление воскресного семейного обеда»         Создание изделий из текстильных материалов   (14 часов)        Свойства текстильных материалов   (2 часа)                 Классификация текстильных химических волокон.  Способы их получения.  Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве  химических волокон. Лабораторно­практическая и практическая работы: Знакомство с образцами текстильных материалов из химических волокон.        Конструирование швейных изделий   (2часа) Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для  изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Лабораторно­практическая и практическая работы: Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в  натуральную величину.  Моделирование швейных изделий   (2 часа) Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застежкой на пуговицах. Моделирование  отрезной плечевой одежды. Приемы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спины, подкройной обтачки  горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюмам. Лабораторно­практическая и практическая работы: Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.  Швейная машина.  (2 часа)                 Назначение, устройства и принципы действия регулировки универсальной швейной машины (длина, сметка,                  прижим лапки,  натяжение верхней и нижней нитей). Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную                  машину. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейной машине. Обметывание  петель и пришивание пуговиц с помощью швейной машины. Подготовка выкройки к раскрою. Лабораторно­практическая и практическая работы: Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговиц.  Технология изготовления швейных изделий (6 часов) Технология изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на  ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения деталей с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы с утюгом. Способы переноса линий кройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелких деталей с крупной – приметывание. Временное ниточное закрепление стачанных и  вывернутых краев – выметывание. Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной – притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывертыванием –  обтачивание. Обработка припусков шва перед вывертыванием. Классификация машинных швов: соединительные. Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом – мягкого пояса, бретелей. Подготовка и примерка плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом, плечевых  швов, нижних срезов рукавов. Обработка боковых швов. Обработка нижнего среза  изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия.  Профессия технолог­конструктор. Лабораторно­практическая и практическая работы: Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей  проектного изделия. Подготовка изделия к приметке. Проведение примерки проектного изделия. Обработка швов. Окончательная обработка изделия. ­ Защита творческого проекта по теме: «Ночная сорочка» Художественные ремесла   (14 часа)  Вязание на спицах                 Краткие сведения из истории создания изделий в технике вязания на спицах. Материалы для вязания:  нитки. Инструменты, приспособления.  Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Профессия вязальщица  текстильно­галантерейных изделий. Лабораторно­практическая и практическая работы: Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями. Изготовление аксессуаров спицами. Технология творческой и опытнической деятельности   (4 часа)  Исследовательская и созидательная деятельность  (2 часа) Цели и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.  Промежуточная аттестация (2часа) ­ Защита проекта. 7 класс  Технологии домашнего хозяйства    (4 часов)        Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере   (1час)   Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные,   галогенные,   светодиодные.   Особенности   конструкции   ламп,   область   применения,   потребляемая   электроэнергия,   достоинства   и недостатки. Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие, настенные, настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры. Комплексная система управления «умный дом». Типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное. Предметы искусства и коллекции в интерьере. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер. Лабораторно­практическая и практическая работы:   В ы полнение электронной презентации «Освещение жилого дома».        Гигиена жилища   (1 час) Значение в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка. Виды уборки: ежедневная (сухая), еженедельная (влажная), генеральная. Их  особенности и правила проведения. Современные натуральные и синтетические средства, применяемые при уходе за посудой, уборке помещения. Лабораторно­практическая и практическая работы:   Генеральная уборка кабинета технологии. Бытовые электроприборы   (2 час)  Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в  помещении. Современный пылесос, его функции. Робот­пылесос. Понятие о микроклимате. Приборы для создания микроклимата (климатические приборы):  кондиционер, ионизатор­очиститель воздуха, озонатор. Функции климатических приборов. Лабораторно­практическая и практическая работы:   Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. ­ Защита творческого проекта по теме «Уютный дом» Кулинария   (6 часов)   Изделия из жидкого теста. Виды теста и выпечки    (2 час)       Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами. Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Элек­ трические приборы для приготовления выпечки. Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология  приготовления  пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер. ­ работа по технологическим картам.        Блюда из молока и кисломолочных продуктов  (1 час) Значение   молока   и   кисломолочных   продуктов   в   питании   человека.   Натуральное   (цельное)   молоко.   Молочные   продукты.   Молочные   консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология  приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления  творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочной продукции  Сладости, десерты, напитки   (1 час) Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Профессия кондитер сахаристых изделий.         Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет  (2 часа)   Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК. Практическая работа:   Разработка меню. Сервировка сладкого стола. Разработка приглашения на праздник. ­ Защита творческого проекта по теме: «Праздничный сладкий стол» Создание изделий из текстильных материалов   (10 часов)        Свойства текстильных материалов   (2 часа)                 Классификация текстильных волокон животного происхождения.  Способы их получения.  Виды и свойства шерстяных и шелковых  тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей  из различных волокон. Лабораторно­практическая и практическая работы: Определение сырьевого состава тканей.        Конструирование швейных изделий   (1час) Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок.. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой  юбки. Лабораторно­практическая и практическая работы: Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.  Моделирование швейных изделий   (1 час) Приемы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складкой. Подготовка выкройки к раскрою.  Лабораторно­практическая и практическая работы: Моделирование юбки. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.  Швейная машина.  (2 часа)                 Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине для потайного подшивания и  окантовывания среза. Лабораторно­практическая и практическая работы: Уход за швейной машиной: чистка, смазка. Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине.  Технология изготовления швейных изделий (4 часа) Технология изготовления поясного швейного изделия. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила  раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой­корсажем.  Правила безопасной работы с утюгом. Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайным стежком – подшивание. Основные машинные операции: стачивание косых беек, окантовывание среза бейки. Классификация машинных швов: краевой окантовочный с открытым  срезом и закрытым срезом. Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия  прямым притачным поясом. Выметывание петли и пришивание пуговицы на пояс. Обработка разреза в шве. Обработка нижнего среза  изделия.  Окончательная чистка и влажно­тепловая обработка изделия. Лабораторно­практическая и практическая работы: Раскрой проектного изделия.  Изготовление образцов ручных и машинных работ.  Обработка среднего шва юбки с застежкой­молнией.  Подготовка и проведение приметки.  Обработка юбки после примерки: вытачек и боковых срезов, верхнего среза прямым притачным поясом, нижнего среза. Выполнение прорезной петли и  пришивание пуговиц. Чистка изделия и окончательная влажно­тепловая обработка. ­ Защита творческого проекта по теме: «Юбка»  Художественные ремёсла   (16  часов)        Ручная роспись ткани (2 часа) Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике.  Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия  художник росписи по ткани. Лабораторно­практическая и практическая работы: Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.         Вышивание    ( 14 часов) Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных,  крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы   и   оборудование   для   вышивки   атласными   лентами.   Швы,   используемые   в   вышивке   лентами.   Стирка   и   оформление   готовой   работы. Профессия вышивальщица. Лабораторно­практическая и практическая работы:   Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки в технике крест. Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо. Выполнение образца вышивки атласными лентами. Технологии творческой и опытнической деятельности   (4 часа)  Исследовательская и созидательная деятельности  (2ч)   Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников.  Промежуточная аттестация   (2ч) ­ Защита проекта. 8 класс        Экология жилища  (2 часа) Технология домашнего хозяйства   (3часа) Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах.  Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. Лабораторно­практическая и практическая работы: Ознакомление с фильтрацией воды. Водоснабжение и канализация в доме   (1час)  Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборщики. Расчет счетчика расхода воды. Способы определения расхода стоимости воды. Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией.  Лабораторно­практическая и практическая работы: Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц. Электротехника   (3часа) Бытовые электроприборы   (1час)  Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и  рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации.  Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования электрическими приборами. Лабораторно­практическая и практическая работы: Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключенных к одной розетке и в квартирной (домовой) сети.  Ознакомление с устройством и принципом действия  электрического фена. Изучение способов защиты электронных приборов от скачков напряжения. Электромонтажные и сборочные технологии       (1час)  Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии.  Понятие об электрической цепи и о ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Правила безопасной работы с  электроустановками, при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Лабораторно­практическая и практическая работы: Чтение простой электрической схемы.   Электротехнические устройства с элементами автоматики   (1час) Работа счетчика электроэнергии. Способы определения расхода и стоимости электроэнергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых  приборов в сеть с учетом мощности.  Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с элементами автоматики. Лабораторно­практическая и практическая работы: Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц. Ознакомление с принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.   Семейная экономика   (4часа)        Бюджет семьи   (4часа) Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и максимальные потребности. Потребительская  корзина одного человека и членов семьи.  Технология построения семейного бюджета. Дохода и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.  Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупок. Способы защиты прав  потребителей.  Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров. Практические работы: Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Анализ потребностей членов семьи. Планирование недельных, месячных, годовых расходов  семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучение отдельных положений законодательства по правам  потребителей. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и услуг, примерная оценка доходности предприятия. Современное производство и профессиональное самоопределение    (6часов)  Сфера производства и разделение труда   (2 часа)       Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения производственного  предприятия.  Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на  уровень оплаты труда.  Понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника.  Лабораторно­практическая и практическая работы: Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ структуры предприятия и профессионального разделения труда. Профессиональное образование и профессиональная карьера   (4часа)  Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы индустриального производства и сервиса в регионе.  Региональный рынок труда и его  конъюнктура. Специальность, производительность и оплата труда.  Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности.  Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности к выбранному виду профессиональной деятельности. Мотивы и ценностные ориентации  самоопределения.  Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Профессиограмма и психограмма профессии. Выбор  по справочнику профессионального учебного заведения, характеристика условий поступления в него и обучения там.  Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии. Лабораторно­практическая и практическая работы: Ознакомление по Единому тарифно­квалификационному справочнику с массовыми профессиями. Анализ предложений работодателей на региональном  рынке труда. Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и  качеств личности.  Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Составление плана физической подготовки к предполагаемой  профессии. Экскурсия в ЦЗН. Технологии творческой и опытной деятельности   (2часа)        Промежуточная аттестация (2 часа) Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации. ­ Защита  проекта.      3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Тематический план  5 класс. Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Раздел «Электротехника» (1 ч) Тема  «Бытовые электроприборы» (1 ч ) Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне:  бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др. Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (3 ч) Тема «Интерьер кухни, столовой» (2 ч ) Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно­гигиенические, эстетические). Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении  кухни. Проектирование кухни на ПК Раздел «Кулинария» (8 ч) Тема Санитарно­гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов «Санитария и гигиена на кухне» (1 ч ) Тема «Физиология питания» (1 ч ) Тема «Бутерброды и горячие напитки» (1 ч ) Тема «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» (1 ч) Тема «Блюда из овощей и фруктов» (1 ч ) Основное содержание  материала темы продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и  последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для  ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной  работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и  кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров,  углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и  воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие  их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды  бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки.  Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства,  полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая.  Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы  для приготовления кофе. Получение какао­порошка. Технология приготовления какао, подача напитка Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для  приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология  приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей,  глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов.  Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и  условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды  на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы  определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических  лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и  пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной  обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее  распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование  салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология  приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание,  бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных  способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей.  Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и  витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной  обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд  из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача  варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы­глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки  стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток.  Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами Тема «Блюда из яиц» (1 ч ) Тема «Приготовление завтрака. Сервировка стола  к завтраку» (2 ч ) Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (14 ч) Тема «Свойства текстильных материалов из  волокон растительного происхождения» (2 ч ) Тема «Конструирование швейных изделий»  (2 ч ) Тема «Швейная машина» (4 ч ) Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного  происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное,  саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных  материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных  материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы,  лент Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления  выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие  мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила  безопасной работы ножницами Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины.  Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе:  намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.  Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной  строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Тема «Технология изготовления швейных  изделий» (6 ч ) Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора  длины стежка, клавиши шитья назад Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности  раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления  для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия.  Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила  выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца­колёсика,  прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от  осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление  подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной  обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края —  застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование  для влажно­тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО:  приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной  шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с  открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления  швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка  кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке) Раздел «Художественные ремёсла» (12 ч) Тема «Декоративно­прикладное искусство» (2 ч ) Тема «Основы композиции и законы  восприятия цвета при создании  предметов декоративно­прикладного  искусства» (2 ч ) Понятие декоративно­прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно­прикладного  искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по  ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы  украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к  праздникам Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и  пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие  орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и  дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических  редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых  сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы декоративно­прикладного искусства и народных промыслов Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с  направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.  Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное  шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного  верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье.  Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 ч) Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель  и задачи проектной деятельности  в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта:  поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на  изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной  записки  и доклада для защиты творческого проекта Реализация проекта. Оценка проекта. Тема «Лоскутное шитьё» (8 ч ) Тема «Исследовательская и созидательная  деятельность» (2 ч ) Промежуточная аттестация. Защита проекта.  (2 ч) 6 класс  Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч) Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Тема «Интерьер жилого дома» (2  ч ) Тема «Комнатные растения в интерьере» (2 ч ) Тема «Блюда из рыбы и нерыбных  продуктов моря» (1 ч ) Тема «Блюда из мяса» (1 ч) Основное содержание  материала темы Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование  пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи,  приёма гостей; зоны сна, санитарно­гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о  композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование  современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен,  пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для  окон Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Профессия садовник Раздел «Кулинария» (6 ч) Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов,  витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки  доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы.  Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая  обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых  блюд. Требования к качеству готовых блюд Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса.  Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной  продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования  при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.  Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология  приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам Тема «Блюда из птицы» (1 ч)  Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения  качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу Тема «Заправочные супы» (1 ч ) Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении  заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки,  овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу Тема «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду» (2 ч ) Тема «Свойства  текстильных материалов» (2 ч ) Тема «Конструирование  швейных изделий» (2 ч ) Тема «Моделирование  швейных изделий» (2 ч ) Тема Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд.  Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (14 ч) Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и  синтетических тканей. Виды  нетканых материалов из химических волокон Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого  изделия с цельнокроеным рукавом Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой  одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления  выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки  горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы «Швейная машина» (2 ч ) Тема «Технология изготовления швейных изделий» (6 ч ) машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и  стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание  петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя.  Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иглами и  булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология  соединения детали с клеевой прокладкой.  Правила безопасной работы утюгом. Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых  копировальных стежков. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с  крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.  Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение  деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед  вывёртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (и обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей.  Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология  обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов  подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки  подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия.  Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия Раздел «Художественные ремёсла» (14 ч) Тема «Вязание спицами» (14 ч ) Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с  условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда.  Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с  помощью ПК Тема Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель  Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 ч) Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов «Исследовательская и созидательная  деятельность» (2 ч ) Промежуточная аттестация. Защита проекта. (2 ч) 7 класс  Основное содержание  материала темы и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта  шестиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический,  заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания  проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого  проекта Реализация проекта. Оценка проекта. Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч) Тема «Освещение жилого помещения.  Предметы искусства и коллекции  в интерьере» (1 ч ) Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп. Виды светильников.  Системы управления светом. Типы освещения. Оформление интерьера произведениями искусства.  Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере.  Профессия дизайнер Тема «Гигиена жилища» (1 ч ) Виды уборки, их особенности. Правила проведения ежедневной, влажной и генеральной уборки Раздел «Электротехника» (2 ч) Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Тема «Бытовые электроприборы» (2 ч ) Основное содержание  материала темы Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный  многофункциональный пылесос. Приборы для создания микроклимата: кондиционер, ионизатор­очиститель  воздуха, озонатор Раздел «Кулинария» (6 ч) Тема «Блюда из молока и кисломолочных  продуктов» (1 ч ) Тема «Изделия из жидкого теста» (1 ч ) Тема «Виды теста и выпечки» (1 ч ) Тема «Сладости, десерты, напитки» (1 ч ) Тема «Сервировка сладкого стола.  Праздничный этикет» (2 ч ) Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные  продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и  молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные  супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология  приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления  теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу.  Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для  приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки.  Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и  технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них.  Профессия кондитер Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов.  Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к  столу Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача  кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами.  Сладкий стол­фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (10 ч) Тема Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства  шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида ткани по сырьевому составу. Сравнительная Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов «Свойства текстильных  (2 ч ) Тема «Конструирование швейных изделий»  (1 ч ) Основное содержание  материала темы характеристика свойств тканей из различных волокон Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления  поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки Тема «Моделирование швейных изделий» (1  ч ) Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки  со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия  из пакета готовых  выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета Тема «Швейная машина» (2 ч ) Тема «Технология изготовления швейных  изделий» (4 ч ) Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии  качества кроя. Правила безопасной работы  ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса  клеевой прокладкой­корсажем. Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края  потайными стежками — подшивание. Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация  машинных швов: краевой окантовочный шов с закрытым срезом и с открытым срезом. Технология обработки  среднего шва юбки с застёжкой­молнией и разрезом. Притачивание застёжки­молнии вручную и на швейной  машине. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок. Подготовка и проведение  примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки. Последовательность обработки поясного  изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия  прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза  изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно­тепловая обработка изделия Раздел «Художественные ремёсла» (16 ч) Тема «Ручная роспись тканей» (2 ч ) Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика.  Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в  холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник  росписи по ткани Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Тема «Вышивание» (14 ч ) Тема «Исследовательская и созидательная  деятельность» (2  ч ) Промежуточная аттестация.  (2ч) Защита проекта.  Тема: «Подарок своими руками» 8 класс  Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения  прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом  крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом.  Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для   вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и  оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и  оформление готовой работы. Профессия вышивальщица Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (4 ч) Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель  и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный  (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.  Подготовка презентации, пояснительной записки  и доклада для защиты творческого проекта Реализация проекта. Оценка проекта. Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (3 ч) Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы Тема «Экология жилища» (2 ч ) Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила  их эксплуатации. Понятие об экологии жилища.  Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища Тема «Водоснабжение и канализация в доме» (1 ч ) Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.  Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счётчика расхода воды. Способы определения расхода и  стоимости расхода воды.  Экологические проблемы, связанные с утилизацией сточных вод Тема «Бытовые электроприборы» (1 ч ) Тема «Электромонтажные и сборочные  технологии» (1 ч ) Тема «Электротехнические устройства с  элементами автоматики» Раздел «Электротехника» (3 ч) Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Электрическая и индукционная плиты на  кухне. Принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии  электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования  бытовыми электроприборами.  Назначение, устройство, правила эксплуатации отопительных электроприборов. Устройство и принцип  действия электрического фена. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации  бытовых холодильников и стиральных машин­автоматов, электрических вытяжных устройств. Электронные  приборы: телевизоры, DVD, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение срока службы и  поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и  приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных  работ; приёмы монтажа. Установочные изделия. Приёмы монтажа и соединений установочных приводов и  установочных изделий. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением  электромонтажных и наладочных работ Схема квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики в  бытовых электротехнических устройствах. Устройство и принцип работы бытового электрического утюга с  элементами автоматики. Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов Основное содержание  материала темы (1 ч ) Тема «Бюджет семьи» (4 ч ) Раздел «Семейная экономика» (4 ч) Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Технология  построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок.  Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения  бизнеса. Оценка возможностей  предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (6 ч) Тема «Сферы производства и разделение труда» (2 ч ) Тема «Профессиональное образование и  профессиональная карьера» (4 ч ) Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Основные  структурные подразделения производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования.  Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и  компетентности работника Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его  конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности. Диагностика и самодиагностика  профессиональной пригодности. Источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях  профессионального образования. Здоровье и выбор профессии Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч) Промежуточная аттестация.  (2ч) Защита проекта.  Тема: «Моя будущая профессия» Реализация проекта. Оценка проекта. 4. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса. Учебники: Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Технология. 5­7 класс (девочки). М.: «Вента­Граф», 2014, 2015 Техническое оснащение кабинета Машины швейные – 10шт. Утюг ­3 шт. Гладильная доска – 1шт. Микроволновая печь  ­ 1 шт. Электрическая плитка – 1 шт. Кухонный инвентарь Вышивальная машина – 1 шт.

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс

Рабочая программа по технологии 5-8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018