Рабочая программа по труду
Оценка 4.7

Рабочая программа по труду

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология
5 кл—9 кл
24.12.2018
Рабочая программа по труду
Рабочая программа по обслуживающему труду для 5 -9 классов обучающихся по адаптированным образовательным программам. Обслуживающий труд охватывает многие виды деятельности: работу на участке, уход за растениями, уборку помещения, уход за одеждой, работу в столовой. Формирует бытовые навыки и способствует социальной адаптации обучающихся.
программа МОП -9 кл - 9 ч.docx
Рассмотрено на заседании МО протокол №   руководитель МО  _____________________ «___» ________ 2016г. «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР _____ И.В. Кузнецова «___» ________ 2016г.  «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБОУ СО  «Школа­интернат  АОП №2 г. Энгельса»  ____ С.В. Киркин «___» ________ 2016г. Приказ № ______ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету  профильный труд «Подготовка младшего обслуживающего персонала» для обучающихся 5 ­9 классов  ГБОУ СО «Школа­интернат АОП №2 г. Энгельса»   Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____________ от  «___»___________20__ г. Энгельс 2016 Пояснительная записка Рабочая     программа  государственного   бюджетного   общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа­интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 2 г. Энгельса» по изобразительному искусству для 2­7 классов  разработана   в   соответствии   с   требованиями  Федерального   закона   Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В   основу   программы   заложен   Базисный   учебный   план     специальных (коррекционных)   образовательных   учреждений  VIII  вида   (I  вариант),   утвержденный приказом   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   10   апреля   2002г. №29/2065­п   «Об   утверждении   учебных   планов   специальных   (коррекционных) образовательных   учреждений   для   обучающихся,   воспитанников   с   отклонениями   в развитии», особенности школы, образовательные потребности и запросы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей)».  Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   учебно­методического пособий:  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / ред. В. В. Воронковой – М: Владос, 2011 Учебный   предмет   «Профильный   труд.   Подготовка   младшего   обслуживающего персонала»   направлен   на   развитие   социально   ценных   качеств   личности   (потребности   в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); Содержание учебного предмета Учебный   предмет   профильный   труд   «Подготовка   младшего   обслуживающего персонала»   является   важным   средством   развития   духовных,   нравственных,   физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на   формирование   личности,   выступает   способом   удовлетворения   потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса. Изучение этого учебного   предмета   в   V­IX­х   классах   способствует   получению   обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов,   склонностей,   физических   возможностей   и   состояния   здоровья.     Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и   производственных   помещений,   пищеблоков,   мойщиков   посуды,   дворников,   рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. В основе содержания курса   лежат системообразующие идеи: постепенность и последовательность изучения разделов и тем предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся;   определение   необходимого набора практических работ, выполняемых обучающимися.  Программа   по   профильному   труду   «Подготовка   младшего   обслуживающего персонала» включает следующие обязательные содержательные линии:  • Материалы,   используемые   в   трудовой   деятельности.  Перечень   основных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.). • Инструменты   и   оборудование.  Простейшие   инструменты   ручного   труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда. • Технологии   изготовления   предмета   труда.   Предметы   профильного   труда; основные  профессиональные  операции  и  действия;  технологические  карты. Выполнение отдельных   трудовых   операций   и   изготовление   стандартных   изделий   под   руководством педагога.   Применение   элементарных   фактических   знаний   и   (или)   ограниченного   круга специальных знаний. • Этика и эстетика труда. Правила использования инструментов и материалов, запреты   и   ограничения.   Инструкции   по   технике   безопасности   (правила   поведения   при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения. Целью программы  обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала является   всестороннее   развитие   личности   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)   старшего   возраста   в   процессе   формирования   их трудовой  культуры. Школьный   курс   по   подготовке   младшего   обслуживающего   персонала направлен на решение основных задач: развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);  обучение   обязательному   общественно   полезному,   производительному   труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;   расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно­ преобразующей деятельности человека;   расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;   расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;  ознакомление   с   ролью   человека­труженика   и   его   местом   на   современном производстве;  ознакомление   с   массовыми   рабочими   профессиями,   формирование   устойчивых интересов   к   определенным   видам   труда,   побуждение   к   сознательному   выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;   формирование   представлений   о   производстве,   структуре   производственного процесса,   деятельности   производственного   предприятия,   содержании   и   условиях труда по профессиям, с которыми связаны обучение  младшего обслуживающего персонала;  ознакомление   с   условиями   и   содержанием   обучения   по   подготовке   младшего обслуживающего персонала и испытание своих сил в процессе практических работ в условиях   школьных   учебно­производственных   мастерских   в   соответствии   с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;     формирование   трудовых   навыков   и   умений,   технических,   технологических, конструкторских   и   первоначальных   экономических   знаний,   необходимых   для участия в общественно полезном, производительном труде; формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; совершенствование   практических   умений   и   навыков   использования   различных материалов в предметно­преобразующей деятельности;  развитие   регулятивной   функции   деятельности   (включающей   целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов)  деятельности в соответствии с поставленной целью);    формирование   информационной   грамотности,   умения   работать   с   различными источниками информации;              формирование   коммуникативной   культуры,   развитие   активности, целенаправленности, инициативности.   Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках трудового обучения заключается в следующем:    коррекция   и   развитие   умственной   деятельности   (анализ,   синтез,   сравнение, коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);  ― классификация, обобщение);  коррекция   и   развитие   сенсомоторных   процессов   в   процессе   формирование практических умений;  Программа по профильному труду «Подготовка младшего обслуживающего персонала» включает следующие разделы:  Уборка пришкольной территории.  Работа с бумагой.  Работа с тканью.  Уборка в помещении.  Уход за комнатными растениями. Работа на участке.  Устройство жилого помещения.  Работа на кухне и в столовой.  Работа в больнице, поликлинике. Уборка пришкольной территории. Знакомство с устройством, назначением и правилами пользования хозинвентарем, уборкой     спортплощадки   и   других   участков   пришкольной   территории,   знакомство   с видами покрытий грунтовых дорожек, основными приемами уборки их от льда и снега. Работа с бумагой.                                                                                               Навыки   работы   с   картоном   и   бумагой.     умение   пользоваться   измерительными инструментами,   выполнять   простейшие   построения,   изготавливать   сначала аппликацию   жилой   комнаты,   затем   её   макет   из   картона,   а   также   открытую прямоугольную коробку. Работа с тканью. Формируются   умения   работы   с   тканью.   Учащиеся   знакомятся   с   видами   тканей, названием   сторон   и   срезов   ткани,   осваивают   ручные   и   машинные   способы   соединения деталей   и   обработки   срезов,навыки   ремонта   белья.  Устройство   и   принцип   действия стиральной машины, правила пользования ею. Стирка и утюжка белья. Уборка в помещении. Последовательность выполнения работ при уборке помещения. Использование  моющих и чистящих средств при выполнении работ по уборке помещения. Особенности чистки стен. Чистка ковров и мягкой мебели при помощи пылесоса, ТБ при работе с электроприборами.. Уход за комнатными растениями. Работа на участке. Названия   комнатных   растений,   требования   к   поливу,   правила   ухода   и   обрезки растений. Подготовка клумб к посадке растений, рыхление почвы мотыгой и граблями. Уборка мусора в саду, в цветнике.  Строение дерева, основные породы, правила ухода за деревьями осенью. Устройство жилого помещения. Элементы   строительной   конструкции,   оборудование   дома.   Инструменты   и материалы для выполнения аппликации. Работа на кухне и в столовой. Обработка   оборудования   и   уборка   на   кухне.   Работа   в   пищеблоке.   Подготовка столового   зала   предприятия   общественного   питания   к   приёму   посетителей.   Первичная обработка овощей. Обработка корнеплодов в условиях пищеблока. уборка территорий и помещений   на   предприятии   общественного   питания.   Обработка   кухонной   и   столовой посуды, инвентаря, тары на предприятии общепита. Работа в больнице, поликлинике. Общие требования к уходу за больными. Личная гигиена медицинского персонала. Изготовление   перевязочного   материала.   Ежедневная   уборка   помещений,   открытых   для доступа   посетителей   в   лечебно   –   профилактическом   учреждении.   Работа   младшего медперсонала в поликлинике. Уход за больными. Внешний вид медицинского работника. Формы   организации   образовательного   процесса:  дифференцированные, коллективные, групповые. Технология   обучения:  вводный   урок,   урок   изучения   нового   материала, комбинированный   урок,   повторительно   –   обобщающий   урок,   урок   закрепления   знаний, умений, навыков, практические занятия. Ценностно­смысловые Общекультурные Учебно­познавательные Информационные Коммуникативные Социально­трудовые  Ключевые компетенции        Предмет   «Подготовка   младшего   обслуживающего   персонала»   направлен   на развитие   у   учащихся   духовных,   нравственных,   физических   способностей   человека. Формирует трудовые умения необходимые в разных жизненных сферах. умения адекватно применять   доступные   технологии   и   освоенные     трудовые   навыки   для   полноценной коммуникации,   социального   и   трудового   взаимодействия.   Развивает   и   совершенствует навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, способствует воспитанию чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. На уроках трудового обучения учитывается  дифференциация учащихся  I группа. Учащиеся хорошо владеют общетрудовыми умениями, ориентируются  в деталях, планируют работу, умеют себя контролировать. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Работоспособность хорошая. II   группа.  Учащиеся   недостаточно   хорошо   владеют   общетрудовыми   умениями, слабо   ориентируются     в   деталях,   делают   ошибки   при   планировании   работы.  Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. Работоспособность средняя. III   группа.  Учащиеся   плохо   владеют   общетрудовыми   умениями,   плохо ориентируются  в деталях, делают грубые ошибки при планировании работы. Темп работы низкий. Учебно­тематическое планирование Класс № п/п  Тематический блок / Разделы Часы 5 класс (6 часов  в  неделю) 1 2 3   Кабинет   обслуживающего   труда: Введение.  Вводный   инструктаж. оборудование, правила безопасной работы и поведения.  Распределение   учащихся   по   рабочим   местам.   Обязанности дежурных.  Знакомство с основными видами практических работ в 5 классе.  Уборка пришкольной территории. Правила безопасной работы при уборке школьной территории. Хозинвентарь: устройство, назначение.  Подготовка к хранению, порядок хранения. Безопасное пользование хозинвентарем Спецодежда: виды, назначение, устройство, бережное отношение. Подметание дорожек с твердым покрытием  Подметание дорожек и площадки  Сбор и переноска мусора.  Уборка  мусора с газонов. Уборка листвы с газонов.  Уборка спортплощадки. Очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения. Работа с бумагой.  Правила безопасной работы с бумагой, ножницами, клеем. Бумага, виды (писчая, цветная), назначение. Аппликация «Жилая комната»: детали аппликации (окно, шкаф, диван и др.) 4 12 12 4 5 Измерительная   линейка:   устройство,   правила   пользования. Разметка деталей по длине. Работа   с   измерительной   линейкой.   Проверка   выполненной разметки. Клей: назначение, свойства. Ножницы   канцелярские:   устройство,   требования   к   заточке   и наладке, безопасное пользование. Вырезание и наклеивание деталей. Рисование элементов мебели цветными карандашами. Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки). Разметка деталей по длине. Проверка выполненной разметки. Вырезание и наклеивание деталей. Работа с тканью.  Правила техники безопасности при работе   с тканью. Ткань: применение, виды, названия видов ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Долевые и поперечные срезы ткани. Уход за всеми видами ткани. Салфетка: анализ образца. Практическая работа. Построение прямых углов. Выполнение чертежа салфетки. Вырезание выкройки. Проверка выкройки измерением, сложением сторон. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Закрепление выкройки Выкраивание салфетки. Требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом. Подготовка кроя к пошиву.  Выполнение швов. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками. Электроутюг:   назначение,   устройство,   пользование.   Правила безопасности при обращении. Утюжка салфетки. Работа с картоном и бумагой .Вводное занятие. Правила  безопасного поведения на уроках труда, в кабинете труда. Правила безопасности при работе с картоном и бумагой Картон: применение и свойства. Макет комнаты из картона и бумаги: анализ образца. Нож для рицевания картона: безопасное пользование. Нож для рицевания картона: приемы работы. Проектирование макета комнаты из тонкого картона. Изготовление макета комнаты из тонкого картона. Вычерчивание шаблонов заданной ширины. Изготовление шаблонов заданной ширины. Разметка деталей из бумаги по линейке.  Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам. Раскрашивание пола акварелью. Раскрашивание пола акварелью. Сушка. Обои: назначение, виды.  Обои. Оклеивание стен макета обоями. 16 20 6 7 8 14 11 15 Изготовление мебели из цветной бумаги.  Приклеивание мебели. Самостоятельная работа за 1 триместр.  Ежедневная уборка полов в школе. Правила безопасности при  выполнении ежедневной уборки пола Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом) Средства для мытья полов с различным покрытием Средства, противопоказанные при мытье полов с различным  покрытием Рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход. Уборочный инвентарь: назначение, пользование, бережное  обращение. Подготовка к хранению, порядок хранения. Правила безопасности при подготовке к уборке полов. Подготовка к сухой и влажной уборке дощатого крашеного пола Подготовка к сухой и влажной уборке пола, покрытого  линолеумом Подготовка к сухой и влажной уборке плиточного пола Подготовка швабры к работе. Протирка пола шваброй. Прополаскивание тряпки в тазу. Обработка уборочного инвентаря после работы Укладывание уборочного инвентаря в специальное место для  хранения Работа с тканью. Правила безопасности при работе с тканью Швейная машина: назначение, устройство, пользование. Правила  безопасности при выполнении швов Экскурсия в школьную швейную мастерскую. Машинный шов: виды (вподгибку, стачной, обтачной), способы  выполнения, применение. Работа на швейной машине Обметочные строчки косых и петельных стежков Пошив мешочка для хранения работы из готового кроя. Отделочные стежки. Обработка мешочка отделочными стежками Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Техника безопасности при работе утюгом. Утюжка мешочка. Уборка пришкольной территории от снега и льда. Вводный  инструктаж. Правила безопасного поведения на уроках труда. Вводный инструктаж. Правила безопасного поведения в кабинете  труда. Правила техники безопасности при уборке территории Асфальтовое и бетонное покрытия: основные свойства. Инструменты для уборки: движок, скребок, лом. Назначение. Инструменты для уборки. Рабочие позы, применение, безопасное  обращение. Приемы уборки, не нарушающие дорожное покрытие. Расчистка дорожек от снега. Работа движком. Расчистка дорожек от снега. Работа скребком, ломом Ориентировка по образцу убранного участка территории Коллективное обсуждение последовательности действий 9 10 11 Зависимость твердости льда от температуры воздуха. Скалывание и уборка льда Правила безопасной работы на проезжей части дороги. Уборка снега и льда в специально отведенные места Работа с картоном и бумагой. Правила безопасности при  работе с картоном и бумагой Угольник чертежный: назначение, применение. Угольник чертежный: пользование. Работа с чертежным угольником. Открытая прямоугольная коробка из картона. Анализ образца. Открытая прямоугольная коробка из картона. Составление плана  работы. Разметка развертки коробки по рисунку с помощью линейки.  Разметка развертки коробки по рисунку с помощью  угольника. Вырезание развертки. Вырезание клапанов. Рицевание линий сгиба Складывание коробки.  Соединение боковых стен с помощью клапанов клеем. Приклеивание клапанов. Способы получения  геометрического орнамента. Способ получения  геометрического орнамента в один прием. Разметка сложенной в несколько раз полосы по шаблону.  Вырезание узора ножницами. Приклеивание орнамента Проверка работы Работа с тканью. Правила безопасности при работе с тканью. Виды пуговиц  Способы пришивания пуговиц Нитки для пришивания. Образование узелка на конце нитки. Определение места крепления пуговицы. Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями Образование «ножки». Пришивание пуговиц разных видов. Закрепление нитки узелком и несколькими стежками Изготовление вешалки на белье. Изготовление вешалки на верхней одежде. Правила безопасного поведения на уроках труда, в кабинете труда. Самостоятельная работа.  Комнатные растения. Комнатные растения: названия Требования к размещению комнатных растений.  Светолюбивые и теневыносливые растения. Полив цветов. Требования к температуре. Полив цветов. Требования  к качеству воды. Периодичность и приемы полива цветов. Подготовка воды для полива и опрыскивания Приспособления для опрыскивания. Устройство. Приспособления для опрыскивания. Применение. 20 14 19 12 13 Опрыскивание.  Полив растений. Чистка поддонов Промывка поддонов Уход за цветочными горшками. Обтирание цветочных горшков. Правила обрезки растений. Инструменты для обрезки растений. Обрезка растений. Сбор сухих листьев Работа  с тканью. Обработка краевым швом вподгибку с  закрытым срезом  однодетального изделия из ткани. Правила безопасной работы с  иглой и ножницами Носовой и головной платок квадратной формы.  Названия тканей, используемых для изготовления платков.  Понятие выкройки.   Краевой вподгибку с закрытым срезом машинный шов: способ  выполнения, применение. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образцах. Заметывание первого и второго подгиба платка Швейная машина с ручным приводом: названия и назначение  деталей механизмов Организация рабочего места.  Правила безопасной работы на швейной машине Подготовка машины к шитью Обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом Закрепление строчки вручную Способы обработки углов на платке.  Обработка углов на платке косыми стежками вручную Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, рыбка.  Способ выполнения петельного стежка. ТБ при работе с иглой.  Упражнение. Выполнение петельных стежков на образце. Сметывание и соединение основных деталей готового кроя  петельными стежками Работа на участке. Обзорная экскурсия по участку. Правила безопасности при работе на участке Подготовка почвы для посадок на пришкольном участке Разница в обработке песчаных и глинистых почв Сельхозинвентарь: виды, назначение.  Сельхозинвентарь: правила обращения, техника безопасности Сгребание мусора с клумб  Сгребание растительных остатков, листьев с клумб. Сгребание мусора с  дорожек Сбор мусора в кучи или валки. Перекладывание собранного мусора в ведра, на носилки; Вынос мусора. Вскапывание почвы цветника: глубина, приемы.  19 25 Выравнивание вскопанной почвы граблями. Работа граблями. Техника безопасности. Поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних  зимующих посадок Работа с использованием мотыги. Техника безопасности. Рыхление междурядий мотыгами на посадках многолетних  растений Удаление сорняков на посадках многолетников. Удаление сорных растений в палисаднике. Благоустройство пришкольного участка у здания школы (удаление  сорных растений). Благоустройство пришкольного участка. Удаление сорных  растений во всех отделах. Благоустройство пришкольного участка. Полив растений цветника. Самостоятельная работа. Практическое повторение. Уборка пришкольной территории. Работа на участке. Комнатные растения. 14 Всего  Из них на самостоятельные работы 1 6 класс (6 часов  в  неделю) Работа на пришкольном участке. Закрепляют   и   развивают   умения   и   навыки   уборки   пришкольной территории.   Во   время   практических   занятий   ухаживают   за дорожками и площадками около школы, удаляют опавшие листья, сорняки   с   грядок   и   клумб,   выравнивают   и   посыпают   песком дорожки   и   площадки,   работают   в   цветнике:   копают   и   рыхлят землю, прокладывают борозды граблями. Правила безопасности при работе на участке Аллеи,   дорожки   и   площадки   около   школы:   расположение, назначение, правила ухода .Виды сорных растений Инвентарь   для   выполнения   уборочных   работ:   виды,   назначение. Рабочие позы и приемы при выполнении уборочных работ Правила безопасности при уборке территории Сгребание опавших листьев граблями  Выдергивание и удаление сорных растений Подметание дорожек и площадок Посыпание песком дорожек и площадок Переноска собранного мусора Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование в отведенное место Вскапывание   почвы   цветника:   значение,   глубина,   приемы, требования к качеству. Осмотр   участка   для   вскапывания.   Вскапывание   с   соблюдением заданной глубины Выравнивание вскопанной почвы граблями Взаимопроверка выполненной работы Уборка в помещении. Изучают   правила   ухода   за   паркетным   полом,   учатся   выполнять ежедневную уборку жилого и служебного помещения, ухаживать за мебелью с различным покрытием. 2 3 204 ч 6 ч 36 58 Правила безопасности при выполнении ежедневной уборки жилого помещения Тряпка   для   уборки.   Назначение   в   зависимости   от   вида   работы. Используемая ткань Тряпка для уборки. Маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. Последовательность уборки жилого помещения.  Определение качества уборки. Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора..Крепление тряпки на  швабру.Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. Служебное помещение: виды, назначение, оборудование.  Порядок хранения и расположение вещей в каждом помещении. Правила уборки в служебном помещении Бытовой пылесос: устройство, применение, пользование Уборка   школьных   помещений.   Протирка   подоконников, отопительных радиаторов.Подметание и протирание пола шваброй. Очистка мусорных корзин. Удаление пыли с помощью пылесоса Чистка   уборочного   инвентаря   после   применения   и   уборка   в отведенные места.  Мебель: виды, назначение Виды   покрытия   мебели   (краска,   лак).   Виды   покрытия   мебели (ткань, кожзаменитель).  Виды покрытия мебели (пластик, эмаль). Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели Уборка   мягкой   мебели.  Обновление   поверхности   полированной мебели с помощью полирующего средства  Применение пылесоса при обработке мягкой мебели Работа с тканью. Развиваются   навыки   и   умения   работы   с   тканью   в   процессе изготовления   фартука,   мягкой   игрушки.   Учащиеся   осваивают простейшие   навыки   ремонта   постельного   белья.   Практическое повторение. Правила безопасности при работе с тканью Фартук квадратной формы с завязками: ознакомление с образцом Фартук:   ткани   для   изготовления,   детали,   швы.   Изготовление завязок Присоединение завязок. Подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Виды  отделки  фартука:  вышивка,  аппликация.  Отделка  фартука вышивкой или аппликацией. Мягкая игрушка. Анализ образца.Ткани, применяемые для  изготовления мягких игрушек, их название Смётывание деталей игрушки. Способы соединения основных  деталей игрушки: обтачной шов, петельные стежки. Способ  выполнения петельного стежка.  Правила безопасности при ремонте белья Виды ремонта постельного белья: наложение заплат, обрезание  ветхих краев.Формы и размеры заплаты. Пришивание заплаты к  образцу Подготовка изделия к ремонту (обрезание ветхих краев). Раскрой 66 3 4 5 заплаты с учетом швов.  Утюжка отремонтированного изделия. Постельное белье. Ткани для постельного белья.Виды ремонта  постельного белья Размеры   и   формы   заплат.   Требования   к   отремонтированным изделиям Подготовка изделия к ремонтуПодбор ткани для заплаты. Определение   места   наложения   заплаты   и   ее   размера.   Раскрой заплаты с учетом швов Ремонт постельного белья путем среза изношенной части Устройство жилого помещения. Элементы строительной конструкции, оборудование дома. Инструменты и материалы для выполнения аппликации. Элементы   строительной   конструкции:   стена,   пол,   потолок, оконный проем, ниша для радиатора Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама,  Оборудование   дома:   отопительный   радиатор,   дверь   (одинарная, двойная) Оборудование   дома:   штепсельная   розетка,   вентиляционная решетка Аппликация   «Жилая   комната».   Инструменты   и   материалы   для выполнения аппликации. Выбор цветной бумаги. Разметка по шаблонам, вырезание деталей на бумаге. Наклеивание  деталей. Нахождение строительных элементов в здании школы. Работа в столовой. Знакомятся с особенностями работы в школьной столовой: правилами сервировки стола, подачи пищи, уборки посуды, столов и пола, изучают санитарные требования и правила этикета при выполнении данного вида работ. Правила безопасности при работе в столовой. Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов Требования   к   работнику   столовой:   одежда,   поведение.   Правила подготовки стола к подаче пищи Эстетическое оформление стола. Сервировка стола Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды Разноска пищи по столам. Подача пищи Сбор грязной посуды в тележки Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов Разгрузка посуды в моечном отделении Уборка и протирка столов. Уборка пола 18 26 Всего  Из них на самостоятельные работы 1 Работа на пришкольном участке. Строение дерева, основные породы, правила ухода за деревьями осенью. Приствольный круг. Правила вскапывания приствольного круга. Формирование умений правильно пользоваться секатором, 204 ч 6 ч 24 7 класс (7 часов  в  неделю) 2 3 87 33 соблюдать   технику   безопасности   при   выполнении   практических работ.Экскурсия на пришкольный участок. Спецодежда. Перчатки, грабли, носилки. Сбор опавших листьев, укладка в кучи.  Уборка в помещении. Особенности устройства лестницы, использование  моющих и  чистящих средств при выполнении практических работ по уборке  помещения. Особенности чистки стен, окрашенных масляной  краской. Уметь выполнять чистку ковров и мягкой мебели при  помощи пылесоса, соблюдать ТБ при работе с ним.Формирование  умений  размораживать и мыть бытовой холодильник.Виды  моющих средств для уборки лестницы. Правила безопасности при  уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила  бережного отношения. Последовательность уборки. Подметание  лестницы. Уборка мусора. Протирка перил. Мытье лестницы  моющими средствами. Инструменты.Уборка помещения при  помощи пылесоса. Правила работы пылесоса. Чистка ковров.  Правила включения и работы пылесоса. Содержание пылесоса в  чистоте. Уборка по зонам. Уборка коридора. Уборка кухни.Чистка и мытье стен, окрашенных масляной краской. Удаление пыли с  панели, окрашенной водоэмульсионной краской.Чистка коврового  изделия и мягкой мебели пылесосом. Средства для обработки  полированной мебели. Санитарно­гигиенические требования к  уборке помещения. Мытье панелей, дверей. Мытье цветочных  поддонов и горшков. Мытье пола и лестницы. Правила мытья пола  лестницы. Устройство электрополотера Работа с пятнами на полу.  Подготовка к работе при покрытия пола мастикой. Значение  документации в учреждении.Документация её виды и  хранение.Салфетка для пыли, мусорное ведро.Правила  электробезопасности в школе. Бытовой холодильник: устройство.  Холодильник его устройство.Зарисовка холодильника.  Бытовой  холодильник: размораживание, мытье, протирка. Уборка класса.  Самостоятельная работа. Работа с тканью. Устройство   и   принцип   действия   стиральной   машины,   правила пользования   ею.   Формирование   умений   выполнять   сортировку белья   перед   стиркой,   выполнять   отбеливание   и   подсинивание белья. Выполнять утюжку высушенного белья. Бытовая   стиральная   машина:   устройство,   принцип   действия. Значение стиральной машины. Последовательность   стирки.   Моющие   средства:   виды,   правила пользования   и   хранения.   Правила   хранения   моющих средств.Сортировка белья. Последовательность сортировки. Отбеливающие   и   подсинивающие   средства.   Сортировка   грязного белья. Стирка, прополаскивание и сушка белья. Отбеливание и подсинивание белья. Утюжка   белья.   Обобщение   по   теме   «Машинная   стирка   белья» Уход за стиральными машинами. 4 94   Мытье   кухонной   посуды: Обслуживание стиральных машин в домашних условиях. Работа на кухне и в столовой. Обработка оборудования и уборка на кухне. Подготовка столового зала предприятия общественного питания к приёму посетителей. Первичная обработка овощей. Обработка корнеплодов в условиях пищеблока.уборка   территорий   и   помещений   на   предприятии общественного питания. Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря,   тары   на   предприятии   общепита.   Практическое повторение. Кухонная посуда: виды, назначение, правила ухода. Комбинированный.   санитарные требования.   Мытье   кухонной   посуды:   моющие   средства   и приспособления. Ткань   и   инструменты.   Правила   ухода   за   алюминиевой, эмалированной и никелированной посудой. Особенности обработки деревянного кухонного инвентаря. Чистка   кухонной  посуды.  Моющее  средство, посуда, перчатки, спецодежда.  Чистка кухонного стола и разделочной доски. Чистка моечной ванны, уборка кухни. Половая тряпка, чистящее средство, ведро, швабра Уборка кухни Столовая посуда: виды, назначение. Керамическая и стеклянная посуда, их свойства. Столовые приборы: назначение, правила чистки и мытья. Обязанности мойщицы посуды. Спецодежда работника кухни, личная гигиена. Уход за одеждой. Посудомоечная   машина:   ознакомление   с   работой,   правила безопасности. Пищеблок:   основные   цеха.   Оборудование   овощного   цеха.   Виды корнеплодов. Нож   для   чистки   корнеплодов,   правила   безопасной   работы. Картофелечистка: назначение, пользование, техника безопасности. Переборка корнеплодов. Инструменты для овощей Переборка корнеплодов в хранилище Мытье овощей и зелени. Чистка картофеля вручную. Приготовление отварного картофеля Приготовление салата из отварных овощей Общение по теме «Обработка корнеплодов в условиях пищеблока» Самостоятельная  работа. Экскурсия на пищеблок Всего Из них на самостоятельные работы 1 Уборка в  помещении. Уборка   помещений   на   производственном   предприятии   (швейной 238ч 6 ч 79 часов 8 класс (8час в неделю)   причина   необходимости   повышенной   чистоты.   Спецодежда   (резиновые   сапоги   и   перчатки, фабрике). Уборка санитарных узлов. Значение уборки для производительной работы цеха.  Распорядок дня работы на фабрике. Время, отводимое на уборку. Работа уборщицы: обязанности, основные требования. Правила   безопасности   при   уборке   производственных   и   других помещений   на   швейной   фабрике   (столовой,   раздевалки, медпункта). Ориентировка и планирование на основе наблюдений за уборкой, проводимой работниками фабрики. Подметание   проходов   в   пошивочном   цехе   в   установленные   на предприятии сроки.Сбор и транспортировка отходов.  Складирование отходов.Уборка лестниц и помещений фабрики. Санузел: Устройство.   непромокаемый фартук). Средства для обеззараживания санузла. Санитарно­техническое   оборудование:   виды   (раковина,   слив), материал   изготовления   (эмалированный   чугун,   керамика), свойства. Санитарно­техническое оборудование: виды (ванна, гигиенический душ), материал изготовления, свойства. Санитарно­техническое   оборудование:   виды   (унитаз,   писсуар), материал изготовления, свойства. Унитаз: устройство (клозетная чаша, смывной бачок, состоящий из корпуса, поплавкового и спускного клапанов). Засор унитаза: причины и следствия. Приспособления   для   обработки   саноборудования:   виды   (щетка, вантуз), на­значение, пользование.  Работа вантузом. Средства для чистки керамики и эмали. Правила   безопасности   при   употреблении   раствора   хлорной извести. Общие правила при уборке санузлов. Соблюдение личной гигиены. Ориентировка   по   устной   инструкции   учителя.   Работа   под контролем качества и затраченного времени. Применение чистящих паст и раствора хлорной извести. Ликвидация засоров в ванне и умывальнике с помощью вантуза. Самостоятельная работа. Работа с тканью. Стирка   белья.   Влажно   –   тепловая   обработка   изделия   из   ткани. Подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани  Организация работы в прачечной  Стиральные   машины   —   виды   (полуавтоматы   и   автоматы), устройство. Сортировка белья для стирки.Выбор режимов стирки.Назначение кипячения белья. Правила безопасности при механической стирке и использовании синтетических моющих средств. Закладывание   в   барабан   машины   белья   в   соответствии   с программой   стирки.Отмеривание   и   засыпание   стирального 2 77 часов 3 116  часов порошка. Установка  программы  стирки. Стирка.Промывка машины после  стирки.Влажно­тепловая обработка изделия из ткани – 24 час Назначение влажно­тепловой обработки тканевых изделий.   Электрический   утюг:   виды,   различие   по   устройству   и   весу, неисправности и меры по их предотвращению. Правила безопасности. Брак при утюжке. Свойства накрахмаленного изделия из ткани.  Средства, применяемые для подкрахмаливания.  Мягкое и жесткое подкрахмаливание. Правила безопасности работы со средствами для  подкрахмаливания. Ткани, способные наэлектризовываться. Антиэлектростатики,  применяемые при стирке: виды, свойства, пользование, техника  безопасности.Определение количества крахмала для отработки  того или иного объема белья Приготовление подкрахмаливающего  клейстера.Подкрахмаливание, отжим, сушка и утюжка изделия. Самостоятельная работа. Работа в больнице, поликлинике. Общие   требования   к   уходу   за   больными.   Личная   гигиена медицинского персонала. Изготовление перевязочного материала. Ежедневная   уборка   помещений,   открытых   для   доступа посетителей в лечебно – профилактическом учреждении. Работа младшего   медперсонала   в   поликлинике.   Внешний   вид медицинского работника. Значение личной гигиены для медицинского персонала.  Самооценка состояния здоровья. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания: виды, признаки, профилактика. Уход   за   руками   и   спецодеждой.   Ориентировка   по   показу   и объяснению учителя.  Мытье рук со щеткой. Смазывание рук кремами, спирто­глицериновыми смесями. Оценка состояния спецодежды. Подгтовка спецодежды к стирке. Подкрахмаливание, сушка, утюжка и мелкий ремонт спецодежды. Ориентировка   по   показу   и   объяснению   учителя.   Обработка спецодежды. Перевязочный материал: виды  (салфетка,   тампон,   турунда,   ватный   шарик),   назначение, требования к изготовлению.  Разница между тампоном и турундой: назначение, изготовление.  Гигиенические   требования   к   лицам, перевязочный материал. Изготовление, складывание салфеток и тампонов. Уборка помещения в лечебном учреждении: значение, требования. Средства для влажной уборки пола. Элементарные   этические   правила   при   взаимоотношениях   с больными.   изготавливающим Правила освобождения холодильника от продуктов. Ориентировка   исходя   из   требований,   предъявляемых   к   уборке. Составление плана работы.. Распределение помещений для уборки. Проведение уборки. Сравнение времени и качества уборки. Размораживание, мытье и сушка холодильников. Уборка помещения в лечебном учреждении Общее   представление   о   деонтологии   (долг   медицинского работника   перед   больным,   уважение   к   больному,   сострадание   к больному, ответственность за состояние больного).  Возможный контакт санитарки с больным и ее поведение в этом случае. Разбор конкретных примеров из практики санитарок. Поликлиника:   структура   (регистратура,   отделения,   профильные кабинеты, лаборатории, процедурные). Внутренний распорядок работы, назначение подразделений. Обязанности санитарки терапевтического отделения. Подклеивание амбулаторных карт в регистратуре. Помощь в разноске амбулаторных карт. Чистка, мытье, и сушка лабораторной посуды. Уборка холлов и коридоров в поликлинике. Требования к внешнему виду работника медицинского учреждения. Спецодежда:   гигиеническое   значение,   правила   выдачи   и   сроки носки, виды ремонта. Практическое повторение  Самостоятельная работа. 9 (9 часов  в  неделю) 272 ч 6 ч 283 Всего  Из них на самостоятельные работы 1 Работа в больнице, поликлинике. Работа младшего медперсонала в поликлинике.Гигиена лечебно – профилактического учреждения. Работа в больничной столовой в разноске   пищи.   Работа   санитарки   в   приёмном   отделении   в больнице Понятие об инфекционных заболеваниях. Общий уход за больными.   Уход   за   больными   в   неврологическом   отделении больницы. Уход за больными в отделении заболевании внутренних органов. Уход за больными в хирургическом отделении больницы. Работа младшего персонала в поликлинике. Кабинет   физиотерапии:   назначение,   обязанности   санитарки   по уборке. Ознакомление   с   работой   стоматологического,   хирургического, глазного и других кабинетов.  Ознакомление   с   особенностями   работы   санитарки   в   различных кабинетах поликлиники. Правила безопасности при уборке кабинета физиотерапии. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека. Санитарный режим в лечебном учреждении. Загрязнение   воздуха   в   больничном   помещении   и   меры противодействия этому. Борьба с пылью.  Общие обязанности санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая, генеральная, сезонная). Гигиенические   и   эстетические   требования,   предъявляемые   к столовой  в больнице. Требования к обработке посуды. Режим мытья посуды и столовых приборов. Моющие средства: виды, правила, составления растворов. Безопасное использование моющих и дезинфицирующих  средств. Спецодежда, применяемая при мойке. Участие в разноске пищи в столовой. Повышение требований к качеству уборки больничных помещений. Виды и назначение уборочного инвентаря, моющих средств. Рабочая одежда, хранение и уход. Правила безопасности при обращении с моющими средствами   и при выполнении уборки. Приёмное отделение в больнице, назначение помещения. Требования к санитарной обработке больных. Правила и способы транспортировки больных. Приём и хранение вещей больного. Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к больничному белью. Правила   и   порядок   смены   постельного   и   нательного   белья   у больного. Положение больного при различных заболеваниях. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Источники и пути передачи инфекции. Признаки наиболее распространённых инфекционных заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция   и   дезинсекция:   виды,   значение,   проведение, препараты, правила безопасности.  Личная гигиена больного: основные требования, значение. Туалет больного (обработка рук и ног, половых органов, заднего прохода и естественных складок тела). Приготовление постели. Сроки и способы смены постельного белья. Порядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими растворами. Создание лечебно­охранительного режима при уборке палаты. Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки. Особенности   работы   санитарки   в   неврологическом   отделении больницы. Ознакомление   с   состоянием   больных   при   наиболее распространённых нервных болезнях. Осложнения при нервных болезнях. Особенности   ухода   за   больными   с   нарушением   кровообращения головного мозга с парезами и параличами. Уход за больными с частичной или полной потерей речи.  Правила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно. Понятие о болезнях внутренних органов. Особенности   работы   санитарки   терапевтического   отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно­ сосудистой системы. Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Особенности   работы   санитарки   гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. Участие   санитарки   в   подготовке   больного   к   рентгеноскопии желудка и кишечника. Особенности   работы   санитарки   в   хирургическом   отделении больницы. Понятие об асептике и антисептике. Понятие   о   предоперационном   периоде. послеоперационном периоде. Участие санитарки в подготовке  к операции. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для больного после операции. Содержание   и   уход   за   больными   с   ушибами,   растяжением, вывихом, переломом. Особенности ухода за больным в гипсовой повязке. Первая помощь при тепловом солнечном ударе. Первая помощь при ужалинии перепончатокрылыми. Практическое повторение. Самостоятельные работы. Уборка в помещении. Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей. Уборка помещения в лечебном учреждении: значение, требования.   Средства   для   влажной   уборки   пола.Правила безопасности   при     выполнении   ежедневной   уборки   пола. Практическое повторение.   Понятие   о 2 Всего Из них на контрольные (самостоятельные) работы 14 297 ч. 6ч клас с 5 Планируемые результаты освоения учебного предмета Знания Умения     последовательность уборки пришкольной   территории   в   разное время года;  правила санитарии по уходу за полом с   различным   покрытием;   правила санитарии по содержанию помещения; правила личной гигиены; устройство и назначение   хозинвентаря,   швейной машинки, утюга; правила   обращения   с   моющими, дезинфицирующими средствами; виды бумаги   и   их   применение;     правила ухода за комнатными растениями; правила   безопасной   работы   иглой   и ножницами;  правила   безопасной   работы   утюгом; стежков; виды последовательность пришивания пуговиц;  способы   мелкого   ремонта   одежды; правила работы на швейной машине с ручным приводом. ручных       удалять пыль, подметать мусор, мыть  вручную или с помощью приспособлений  полы, стены, мебель; освобождать урны от мусора и обрабатывать  их дезодорирующим раствором; собирать  мусор и выносить его в установленное место;  мыть санитарно – техническое оборудование ( раковины, ванны и т.д.);  убирать  пришкольную  территорию в разное время  года; выполнять ежедневную уборку  помещений с различными видами половых  покрытий; ухаживать за комнатными  растениями; выполнять простейший ремонт белья и  одежды;  пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические  построения, выполнять аппликацию по  шаблону и образцу; пользоваться утюгом;  выполнять простейшие операции на швейной  машине (под контролем учителя); соблюдать  правила санитарии и гигиены в убираемом  помещении. 6   правила   ухода   за   территорией в разное время года; правила   ежедневной   уборки   жилых   и   пришкольной убирать пришкольную  территорию в разное  время года, вскапывать и рыхлить почву в  цветнике; выполнять ежедневную уборку служебных  помещений;  правила ухода за   паркетным   полом,   за   мебелью   с различным   покрытием;   содержание   и правила работы в школьной столовой; устройство и назначение хозинвентаря, швейной   машинки,   утюга;   правила обращения моющими, с дезинфицирующими средствами; правила   безопасной   работы   с инструментами и оборудованием; способы ремонта постельного белья;  правила работы на швейной машине с ручным приводом.       7 8 9     машины, знания   для   обслуживания   бытовых электроприборов и их использования; строение   дерева,   основные   породы, правила ухода за деревьями осенью. Особенности   устройства   лестницы, использование     моющих   и   чистящих средств при выполнении практических работ   по   уборке   помещения; устройство   и   принцип   действия стиральной правила пользования   ею.   Обработка   оборудования на кухне. последовательность уборки  помещений больницы, поликлиники;  применение   моющих средств; как обращаться  в поликлинику,  стационар, а также специальности  врачей; Правила безопасности при выполнении различных  работ; Права и обязанности работников  обслуживающего труда. знать и соблюдать правила личной  гигиены; знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении; знать устройство и назначение  обслуживаемого оборудования и  используемых приспособлений; знать и соблюдать правила обращения  с моющими, дезинфицирующими и  дезодорирующими средствами; жилых и служебных  помещений; подавать  пищу и убирать посуду со столов в школьной  столовой; соблюдать требования к работнику столовой;  ухаживать за садовыми растениями;  выполнять простейший ремонт белья;    пользоваться линейкой, угольником,  выполнять простейшие геометрические  построения, выполнять аппликацию по  шаблону и образцу. пользоваться утюгом;  выполнять простейшие операции на швейной  машине (под контролем учителя).  проводить генеральную уборку в помещении, правильно   планировать   свою   работу   и качественно   её   выполнять.   Обслуживать прилежащую к дому территорию и ухаживать за   приусадебным   участком;   выполнять сортировку белья перед  стиркой,  выполнять отбеливание   и   подсинивание   белья. Выполнять   утюжку   высушенного   белья. Уметь   выполнять   чистку   ковров   и   мягкой мебели при помощи пылесоса, соблюдать ТБ при   работе   с   ним;   уметь     размораживать   и мыть бытовой холодильник. Ориентироваться  в задании; использовать  инструкции; применять  трудовые  навыки  и приемы  при  выполнении практических работ; Выполнять  несложные  операции по уборке  помещений; Применять  различные  инструменты при   работе, ухаживать  за ними  и  хранить; Соблюдать  санитарно­гигиенические нормы,  правила  безопасной работы.                   мыть посуду, сервировать стол, чистить  овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно­гигиенические  правила и правила безопасной работы на  пищеблоке; соблюдать этические правила при  взаимоотношениях с окружающими людьми  (больными, маленькими детьми и другими). удалять пыль, подметать мусор, мыть  вручную или с помощью приспособлений  стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые  покрытия; мыть и дезинфицировать ванны, раковины и  другое санитарно­техническое оборудование. Информационно­методическое обеспечение 1. Базисный учебный план (письмо Минобразования РФ от 18.09.2002 №29/2331­6) 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / ред. В. В. Воронковой – М: Владос, 2011 Литература для учителя и обучающихся .Г.Галле, Л. Л. Кочетова « Тетрадь по обслуживающему труду», 6,7,8 классы, 2009г. 1 2 В.В. Гладкая Социально­бытовая подготовка воспитанников специальных  (коррекционных) общеобразовательных учреждений УШ вида. М. НЦ ЭНАС 2003г.  3 Девяткова Т.А. – Социально – бытовая ориентировка в специальных  (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, М., ВЛАДОС, 2004. 4 Зырянова В.А.,Хаминова И.А.«Подготовка МОП»Самара.2011г. 5 Картушина Г.Б. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида/ Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая. – 3­е изд.  –  М.: Просвещение, 2007. – 160с. 6 Технология. Ручной труд. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида/ Кузнецова Л.А., Симукова Я.С.  – СПб.: филиал изд­ва «Просвещение», 2012. – 143с. («Работа с бумагой и картоном»,  «Работа с тканью», «Ручные швейные работы», «Ремонт одежды») Адреса электронных ресурсов http://www.uroki.net/  http://www.k­yroky.ru/   http://www.uchportal.ru/

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду

Рабочая программа по труду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018