Рабочая программа по учебному курсу «Физика» в 11 классе

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по учебному курсу «Физика» в 11 классе разработана в соответствии с УМК: «Физика, 11 класс» Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева ., Чаругина В.М. (М.: Просвещение , 2014 г.) на основе примерной программы по физике для 7-11 класса. ( составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - «Дрофа», 2008 г.) и рассчитана на 2 недельных часа (68 ч.в год)
Иконка файла материала физика 11.docx
Рабочая   программа   по   учебному   курсу   «Физика»   в   11   классе   разработана   в соответствии с УМК: «Физика, 11 класс»  Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева ., Чаругина В.М. (М.:  Просвещение , 2014 г.) на основе примерной  программы  по  физике  для 7­11 класса. ( составители     Э.Д. Днепров,   А.Г. Аркадьев. ­ «Дрофа», 2008 г.) и рассчитана   на 2 недельных часа (68 ч.в год)                I .Требования к  уровню  подготовки  выпускников В результате изучения курса физики в 11 классе выпускник должен : Знать смысл   понятий:  физическое   явление,   физическая   величина,   модель,   гипотеза, принцип,   постулат,   теория,   пространство,   время,   инерциальная   система   отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания,  электромагнитное   поле,  электромагнитная  волна,  атом,  квант,  фотон,  атомное ядро,   дефект   массы,   энергия   связи,   радиоактивность,   ионизирующее   излучение,   планета, звезда, галактика, Вселенная;  смысл физических величин:  перемещение,  скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда   колебаний,   длина   волны,   внутренняя   энергия,   средняя   кинетическая   энергия частиц   вещества,   абсолютная   температура,   количество   теплоты,   удельная   теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный   электрический   заряд,   напряженность   электрического   поля,   разность потенциалов,   электроемкость,   энергия   электрического   поля,   сила   электрического   тока, электрическое   напряжение,   электрическое   сопротивление,   электродвижущая   сила, магнитный поток, индукция магнитного поля,   индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;  смысл   физических   законов,   принципов   и   постулатов  (формулировка, границы   применимости):  законы   динамики   Ньютона,   принципы   суперпозиции   и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы   сохранения   энергии,   импульса   и   электрического   заряда,   основное   уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля­Ленца, закон электромагнитной индукции,   законы   отражения   и   преломления   света,   постулаты   специальной   теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, законрадиоактивного распада;   вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь:  описывать   и   объяснять   результаты   наблюдений   и   экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа   при   его   быстром   сжатии   и   охлаждение   при   быстром   расширении;   повышение давления   газа   при   его   нагревании   в   закрытом   сосуде;   броуновское   движение; электризация   тел  при  их  контакте;   взаимодействие  проводников   с  током;   действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от   температуры   и   освещения;   электромагнитная   индукция;   распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами,  линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;   приводить   примеры   опытов,   иллюстрирующих,   что:  наблюдения   и эксперимент   служат   основой   для   выдвижения  гипотез   и   построения  научных   теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает   возможность   объяснять   явления   природы   и   научные   факты;   физическая   теория позволяет   предсказывать   еще   неизвестные   явления   и   их   особенности;   при   объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление   можно   исследовать   на   основе   использования   разных   моделей;   законы   физики   и физические теории имеют свои определенные границы применимости;  описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;  применять полученные знания для решения физических задач;  определять:  характер   физического   процесса   по   графику,   таблице,   формуле; продукты   ядерных   реакций   на   основе   законов   сохранения   электрического   заряда   и массового числа;  измерять:  скорость,  ускорение   свободного   падения;   массу   тела,   плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха,   удельную   теплоемкость   вещества,   удельную   теплоту   плавления   льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления   вещества,   оптическую   силу     линзы,   длину   световой   волны;   представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;  приводить   примеры   практического   применения   физических   знаний: законов   механики,   термодинамики   и   электродинамики   в   энергетике;   различных   видовэлектромагнитных излучений для развития радио­ и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;  воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию,   содержащуюся   в   сообщениях   СМИ,   научно­популярных   статьях; использовать  новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  обеспечения   безопасности   жизнедеятельности   в   процессе   использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио­ и телекоммуникационной связи;  анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;  рационального природопользования и защиты окружающей среды;  определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде. II.Содержание учебного курса «Физика» в 11 классе Основы электродинамики (13 часов) Глава 1.  Магнитное поле (5 часов)  Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.      Демонстрации:  Взаимодействие токов.  Лабораторные работы:  1. Наблюдение действия магнитного поля на ток. Глава 2. Электромагнитная индукция (8 часов) Открытие   электромагнитной   индукции.   Правило   Ленца.   Магнитный   поток.   Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное  поле.   Демонстрации: Явление электромагнитной индукции.    Лабораторные работы: 1. Изучение явления электромагнитной индукции.      Колебания и волны (17 часов) Глава 3.  Механические   колебания (5 часов) Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Динамика колебательного   движения.   Гармонические   колебания.   Энергия   колебательного   движения. Вынужденные колебания. Резонанс.Демонстрации: Свободные колебания. Вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Резонанс. Лабораторные работы:   1. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. Глава 4.  Электромагнитные колебания (4 часа) Свободные   и   вынужденные   электромагнитные   колебания.   Колебательный   контур. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.  Уравнения,   описывающие   процессы   в   колебательном   контуре.   Период   свободных электрических   колебаний   (формула   Томсона).   Переменный   электрический   ток.   Активное, емкостное, и индуктивное сопротивление в цепи переменного тока. Активное, емкостное, и индуктивное сопротивление в цепи переменного тока. Электрический резонанс. Генератор на транзисторе. Автоколебания.  Демонстрации: Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.  Свободные электромагнитные колебания  Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока  Катушка в цепи переменного тока. Резонанс  Глава 5.  Производство, передача и потребление электрической                  энергии Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство, передача и (2 часа) использование электрической энергии.  Демонстрации:  Генератор переменного тока. Трансформаторы Глава 6.  Механические волны (2 часа) Механические волны. Свойства волн и основные характеристики. Уравнение бегущей волны. Волны в среде.  Звуковые волны. Звук. Глава 7. Электромагнитные волны  (4часа) Экспериментальное   обнаружение   и   свойства   электромагнитных   волн.   Плотность потока     электромагнитного   излучения.   Изобретение   радио   А.   С.   Поповым.   Принципы радиосвязи.   Модуляция   и   детектирование   Простейший   детекторный   радиоприемник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Развитие средств связи. Демонстрации:       Механические   волны.     Распространение   механических   волн. Звуковые волны. Принципы радиосвязи.   Оптика  (19часов) Глава 8. Световые волны  (11 часов)   Развитие   взглядов   на   природу   света.   Скорость   света.   Принцип   Гюйгенса.   Закон отражения света. Закон преломления света.  Явление полного отражения света. Волоконная оптика. Линза. Формула тонкой линзы. Построение  изображений, даваемых линзами. Решение задач   по   геометрической   оптике.   Глаз.   Оптические   приборы.   Дисперсия   света. Интерференция   механических   и   световых   волн.   Некоторые   применения   интерференции. Дифракция механических и световых волн. Дифракционная решетка. Поляризация света. Демонстрации:     Отражение   света.   Линзы.   Дисперсия   света.   Интерференция Дифракция.  Дифракционная решетка. Поляризация светаЛабораторные работы:  1. Измерение показателя преломления стекла.                2. Определение оптической силы и фокусного     расстояния собирающей линзы.                         3. Измерение длины световой волны.  Глава 9.  Элементы теории относительности  (5 часов) Законы   электродинамики   и   принцип   относительности.   Постулаты   теории относительности. Релятивистский   закон сложения скоростей.   Зависимость массы тела от скорости его движения. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. Глава 10.  Излучение и спектры (3 часа) Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.  Шкала  электромагнитных излучений. Демонстрации: Обнаружение инфракрасного излучения в спектре.  Выделение и поглощение инфракрасных лучей  фильтрами. Получение спектра с помощью призмы. Линейчатые спектры  излучения.  Лабораторные работы:  1. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. Квантовая физика  (19 часов) Глава 11.  Световые кванты  (6 часов) Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Гипотеза де   Бройля.   Применение   фотоэффекта.  Квантовые   свойства   света:   световое   давление, химическое действие света.  Демонстрации:  Фотоэффект. Лазер. Давление света. Глава 12.  Атомная физика  (3 часа) Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Модель атома   Соотношение   Испускание   и   поглощение   света   атомами. водорода   по   Бору. неопределенностей Гейзенберга. Вынужденное излучение света. Лазеры. Главы 13,14.Физика Атомного ядра. Элементарные частицы (10часов)  Методы   наблюдения   и   регистрации   радиоактивных   излучений.   Открытие радиоактивности. Альфа­, бета­, гамма­излучения. Радиоактивные превращения.  Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Открытие нейтрона. Состав ядра атома. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.  Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Деление   ядер   урана.   Цепные   ядерные   реакции.   Ядерный   реактор.   Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое   действие   радиоактивных   излучений   Этапы   развития   физики   элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Методы   регистрации   элементарных   частиц.   Радиоактивные   превращения.   Закон радиоактивного   распада.  Протонно­нейтронная   модель     строения   атомного   ядра.  Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Демонстрации: Ионизирующее действие радиоактивного излучения Камера Вильсона.III. Тематическое планирование учебного курса «Физика»  в 11 классе Тема Основы электродинамики Колебания и волны Оптика Квантовая физика Всего № 1 2 3 4      Количество часов Формы организации учебных занятий ы т о б а р е ы н р о т а р о б а Л 2 1 4 ­ 7 ы т о б а р е ы н ь л о р т н о К 1 2 1 2 6 Всего часов 13 17 19 19 68                                                                                    Приложение к рабочей программе                                                                                            по учебному курсу  «Физика.11 класс»                                                                                                 на 2017­2018 учебный год                Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Физика.11 класс» на основе УМК «Физика. 11 класс». Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина (М.Просвещение 2014г.) Количество часов : в неделю-2ч всего-68ч., № уро­ ка Тема урока Основы электродинамики Глава 1.  Магнитное поле 1  Инструктаж по ТБ .Взаимодействие токов. Магнитное поле.  Вектор магнитной индукции 2 Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. 3 Применение закона Ампера. Решение задач Дата проведения план факт ­ ­ 04.09 05.09 11.09 К­ ч 13 5 1 1 14 5 6 7 8 9 10 11 Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила  Лоренца. Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия  магнитного поля на ток». Глава 2.  Электромагнитная индукция Открытие  электромагнитной  индукций. Магнитный поток. Направление  индукционного тока. Правило Ленца. Закон  электромагнитной индукций. Решение задач. Закон электромагнитной индукции. Лабораторная работа №2 «Изучение явления  электромагнитной индукций». ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция.  Индуктивность. Решение задач. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле. 12 13 Контрольная работа №1 «Магнитное поле.  Электромагнитная индукция». Колебания и волны Главы 3,4. Механические и электромагнитные колебания 14 15 Свободные и вынужденные колебания. Условия  возникновения свободных колебании. Математический  маятник.  Динамика колебательного движения. Гармонические  колебания. Решение задач на определение периода колебаний. 16 17 Лабораторная работа№3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».  18 Фаза колебаний. Превращение энергий при гармонических  19 20 колебаниях. Резонанс. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.  Колебательный контур. Аналогия. Период свободных  электрических колебании. Переменный электрический ток. Катушка индуктивности в  цепи переменного тока. Решение задач. Автоколебания. 21 22 Контрольная работа №2 «Механические и  электромагнитные колебания» Глава 5. Производство, передача и использование электрической энергии Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и передача энергии.  Глава 6.  Механические волны 23 24 12.09 18.09 ­ 19.09 25.09 26.09 02.10 03.10 09.10 16.10 ­ ­ 17.10 23.10 24.10 13.11 14.11 20.11 21.11 27.11 28.11 ­ 04.12 05.12 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 17 9 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 225 26 27 28 29 Волновые явления. Распространение  Механических волн. Длина и скорость волны. Уравнение бегущей волны. Звуковые волны. Глава 7.  Электромагнитные волны Что такое электромагнитная волна. Плотность потока электромагнитного излучения. Изобретение  радио А.С. Поповым.  Принципы радиосвязи.  Модуляция и детектирования. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. 30 Контрольная работа №3 «Механические и  электромагнитные волны». Оптика Глава 8. Световые  волны  31 Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.  Закон преломления света. Полное отражение 32 33 Лабораторная  работа №4 «Измерение показателя  преломления стекла». Линза. Построение изображения в линзе. 34 35 Формула тонкой линзы 36 Лабораторная работа №5 «Определение оптичес ­кой  37 38 39 силы и фокусного расстояния собирающей линзы» Дисперсия. Интерференция механических волн.  Интерференция света. Дифракция механических волн. Дифракция света.  Дифракционная решетка. Поперечность  световых волн. Поляризация света.   Электромагнитная теория света. 40 Лабораторная работа№6 «Измерение длины световой  волны» 41 Контрольная работа №4 «Геометрическая и волновая  оптика» Глава 9. Элементы теории относительности Законы электродинамики и принцип относительности.  Постулаты теории относительности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Реляти­ вистская динамика Связь между массой и энергией.                                                    Решение задач. Элементы релятивистской динамики. 42 43 44 45 46 Глава 10.  Излучение и спектры 1 1 4 1 1 1 1 19 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 11.12 12.12 18.12 19.12 25.12 26.12 ­ ­ 15.01 16.01 22.01 23.01 29.01 30.01 05.02 06.02 12.02 13.02 19.02 ­ 20.02 26.02 27.02 05.03 06.03 ­47 Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные  аппараты.  48 Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и  49 линейчатого спектров» Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала  электромагнитных излучении. Квантовая физика Глава 11.  Световые кванты Решение задач. Теория фотоэффекта. 50 Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 51 52 Фотоны. 53 54 Решение задач. Фотоны. Применение фотоэффекта. Давление света. Химическое  действие света. 55 Контрольная работа№5 «Квантовая теория  электромагнитного излучения» 56 57 58 Глава 12.  Атомная физика  Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты  Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры. Решение задач. Модель атома водорода по Бору. Глава 13. Физика атомного ядра 59 Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.  Открытие радиоактивности Альфа ­, бета­ и гамма­излучения. Радиоактивные  превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. 60 61 62 63 64 65 Изотопы. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи  атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Получение изотопов. Биологическое  действие радиоактивных  излучений. 66 Контрольная работа №6 «Физика атомного ядра». Глава 14. Элементарные частицы 67 Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие  позитрона. Античастицы.  68 Единая физическая картина мира. 1 1 1 19 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 12.03 13.03 19.03 ­ ­ 20.03 02.04 03.04 09.04 10.04 16.04 ­ 17.04 23.04 24.04 ­ 30.04 01.05 07.05 08.05 14.05 15.05 21.05 22.05 23.05 24.05