Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оценка 4.9
Документация
doc
дефектология
1 кл
25.05.2017
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа по предмету "Математические представления". Представлена программа для первого года обучения для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В программу входит материалы: Титульный лист, Пояснительная записка, Планируемые (личностные и предметные) результаты , Содержание курса, Тематическое планирование (раздел(тема уроков), часы, даты, словарь, оборудование), "Пополняемый словарь", Список использованной литературы.
4рабматем2016-17.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр специального образования №3» 1 РАССМОТРЕНА на заседании МО __________ФИО протокол №___ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Г.В.Сиряченко от «___»______2016г. «___»_________2016 ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол №___ от «__»___20__г. УТВЕРЖДАЮ Директор _______Т.В.Самарина приказ №____ от «___»______2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Предмет  Математические представления. Учебный год                2016 ­ 2017 Классы  1 «С» и 1 «С»д  класс­комплект Количество часов в год  64 Количество часов в неделю   2 Учитель: Дьяченко Н.В. г. Великие     Луки 2016год 2 I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету  «Математические представления»     для  обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основе  следующих нормативно ­ правовых документов:  I. II. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ III. ФГОС   ОВЗ   О   у/о.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   образования обучающихся   с   умственной   отсталостью     (интеллектуальными   нарушениями)   варианты   2 Приказ 1599/ 19.12.2014 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­271); IV. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О внесении  изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  V. Срок реализации  программы:  1 учебный год. В   повседневной   жизни,   участвуя   в   разных   видах   деятельности,   ребенок   с   тяжелыми   и множественными   нарушениями   развития   нередко   попадает   в   ситуации,   требующие   от   него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.  У большинства детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с нарушениями интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями   без   специально   организованного   обучения.   Важно,   чтобы   ребенок   не   просто усвоил определенные математические представления, но и умел применять их в жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по   математике,   необходимы   ему   для   ориентировки   в   окружающей   действительности,   т.е.   во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.   Умение   устанавливать   взаимно­однозначные   соответствия   могут   использоваться   при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого­то общего дела, при посадке   семян   в   горшочки   и   т.д.   Умение   пересчитывать   предметы   необходимо   при   выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.    В   рамках   коррекционно­развивающих   занятий   также   возможно   проведение   занятий   по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.  Материально­техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала  (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий  (типа «Нумикон», Монтессори­материал   и   др.);   пазлы   (из   2­х,   3­х,   4­х   частей   (до   10);   мозаики;   пиктограммы   с изображениями   занятий,   режимных   моментов   и   др.   событий;   карточки   с   изображением   цифр, денежных   знаков   и   монет;   макеты   циферблата   часов;   калькулятор;   весы;   рабочие   тетради   с 3 различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений. Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине»,  Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.   Цель   программы  –  формирование   элементарных   математических   представлений   и   умения применять их в повседневной жизни.  Задачи:  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления 2. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.  3. Овладение   способностью   пользоваться   математическими   знаниями   при   решении соответствующих возрасту житейских задач. II. Планируемые результаты Личностные результаты освоения рабочей программы включают:   Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.  Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.   Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.   Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных графических и  творческих заданий;  Развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий. Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:  Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.   Умение   определять   длину,   вес,   объем,   температуру,   время,   пользуясь   мерками   и измерительными приборами.   Умение устанавливать взаимно­однозначные соответствия.   Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.   Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать   последовательность   событий,   определять   время   по   часам,   соотносить   время   с началом и концом деятельности. Рабочая программа ориентирована на детей и подростков с тяжелой, глубокой умственной отсталостью,  ТМНР  7­10 лет.  Срок  реализации   программного материала  –  1 год  (64  часов) Занятия проводятся в соответствии с календарно­тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия не более 30 мин III. Содержание курса Количественные представления. 4 Нахождение   одинаковых   предметов.   Разъединение   множеств.   Объединение   предметов   в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).  Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом.   Обозначение   числа   цифрой.   Написание   цифры.   Счет   в   прямой   (обратной) последовательности.  Представления о величине. Различение   однородных   (разнородных   по   одному   признаку)   предметов   по   величине. Сравнение   двух   предметов   по   величине   способом   приложения   (приставления),   «на   глаз», наложения.   Определение   среднего   по   величине   предмета   из   трех   предложенных   предметов. Составление   упорядоченного   ряда   по   убыванию   (по   возрастанию).   Различение   однородных (разнородных   )   предметов   по   длине.   Сравнение   предметов   по   длине.   Различение   однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине Представление о форме. Узнавание   (различение)   геометрических   тел:  «шар»,   «куб»,   «призма»,   «брусок». Соотнесение   формы   предмета   с   геометрическими   телами.     фигурой.   Узнавание   (различение) геометрических   фигур:   треугольник,   квадрат,   круг,   прямоугольник,   точка,   линия   (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2­х (3­х, 4­х) частей.  IV. Тематическое планирование. № п/п 1­8 Раздел,  тема урока Представления о  величине Большой, маленький. 9­12 Представления о  форме Шар. 13­17 Куб. Часы  Дата  Словарь  Оборудование, способы деятельности П Ф П Ф 1 четверть 8 4 5 1.09 6.09 8.09 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 4.10 6.10 11.10   большой,  маленький,  разные     различение однородных предметов   по   величине; сравнение   2­х   предметов   по величине способом приложения (приставления),«на глаз». однородные предметы, контрастные   по   величине: шарики,   мячи, пирамидки матрешки и др.   кубики,   шар, круглый,  некруглый,  одинаковые   кубики, шарики,   бруски знакомство с геометрическим телом   «шар»   и   его свойствами   (рассматривание, выделение свойств).  13.10 18.10 куб, круглый,  некруглый,  Шарики, кубики знакомство с геометрическим 18­22 Представления о  величине Средний 5 23­27 Представления о  5 форме  Призма 4 28­31 Количественные представления. Нахождение  одинаковых  предметов 32­34 Представления о  величине Составление упорядоченного ряда по убыванию 35­37 Составление упорядоченного ряда по возрастанию 38­43 Представления о  форме брусок 44­46 Количественные представления. Разъединение 3 3 3 6 3 20.10 25.10 27.10 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 1.12 6.12 8.12 13.12 15.12 20.12 22.12 27.12 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 2.02 7.02 9.02 14.02 16.02 28.02 2.03 7.03 9.03 5 одинаковые телом «куб» и его свойствами  (рассматривание, выделение  свойств). 2 четверть средний однородные предметы,  контрастные по величине:  шарики, кубики, мячи,  пирамидки матрешки и др. призма «крыша» «треугольная  призма». такой же одинаковый     Учитель показывает геометрическое   тело   и называет   его.   После   этого сам   называет ребенок   геометрическое тело, находит   заданное   учителем геометрическое   тело   по названию. бабочки,   машинки,   шишки, желуди,   конфеты,   ложки. использовать Можно   однородные предметы, различные   по   одному признаку. Например, кружки с   рисунком   и   без   рисунка; большие   и   маленькие одноцветные мячики; кубики 2­х цветов и т.п.   3 четверть ряд убывание ряд слева  направо самый большой однородные   предметы(от   3 до 5предметов) , контрастные по величине: шарики, кубики, мячи, пирамидки матрешки и др.  ряд возрастание ряд слева  направо самый маленький брусок прямоугольник параллелепипед разъединять отодвигать   однородные   предметы(от   3 до 5предметов) , контрастные по величине: шарики, кубики, мячи, пирамидки матрешки и др.  Учитель показывает геометрическое   тело   и называет   его.   После   этого сам   называет ребенок   геометрическое тело, находит   заданное   учителем геометрическое   тело   по названию. предметы, разнородные однородных   предметах,   на однородных предметах, множества  47­49 Объединение предметов в единое множество   50 51 Представления о  величине Различать предметы длине Сравнивать предметы длине по по     52­55 Представления о  форме Соотносить геометрическое тело геометрической фигурой    с 56­59 Количественные представления. Различение множеств 4 1 1 4 4 14.03 16.03 21.03 23.03 4.04 6.04 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 27.04 2.05 4.05 объединить собирать в кучку 6 различных   по   одному   и нескольким признакам.    однородные   предметы,   на однородных предметах, различных   по   одному   и нескольким   признакам,   на разнородных предметах. 4 четверть длина,  приложение наложение карандаши,   линейки,   ленты одинаковых   цветов,   разных размеров, сравнить приложение наложение куб – квадрат шар – круг треугольная  призма –  треугольник параллелепипед  – прямоугольник «один» «много»   жесты,   обозначающие   длину (провести   рукой   вдоль предмета   слева   направо), контрастные   по   цвету предметы, одноцветные предметы. прием   взаимного   наложения или   приложения.   куб,   шар, призма,   квадрат, круг, прямоугольник, треугольник   брусок,   однородные предметы, 10  карандашей. «Один  карандаш». «Много  карандашей» разнородных  предметах 10 разных игрушек непрерывные множествами:  воды, песка, пластиковые  прозрачные емкости. Ребенок  учится сначала вместе с  учителем, затем  самостоятельно определять  количество (много, мало,  пусто). 60­64 5 11.05 16.05 18.05 23.05 25.05 «мало» «много» «пусто» V. Список литературы 7 2 множества, резко  контрастные по количеству  (например, «мало» ­ 2­3  предмета, «много» ­ 10 и  более предметов),  непрерывные множествами:  воды, песка, пластиковые  прозрачные емкости. Ребенок  учится сначала вместе с  учителем, затем  самостоятельно определять  количество (много, мало,  пусто). Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно­методические  Программы специальных (коррекционных) образ, учрежд. VIII вида: 0—4 классы.— СПб.:  1. материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. —  (Коррекционная педагогика). 2. филиал изд­ва «Просвещение», 2007.­220 с. 3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно­методическое пособие. – СПб.: Изд­во РГПУ им. А.  И. Герцена, 2000. – 96 с. 4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и  обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ»,  2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). 5. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. для педагога­дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.  – 88 с., 8 с. ил. – (Коррекционная педагогика). 6. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников  (с проблемами в развитии): Учебно­методическое пособие. – СПб.: Изд­во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд­во «СОЮЗ», 2002. – 479 с. (Серия «Коррекционная педагогика»). 7. недостаточностью: Монография. – СПб.: Изд­во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 287 с. 8. развития: диагностика и коррекция: Монография. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013. – 320 с. 9. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического  развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. –  СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с. 10. Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4­е издание. ­ М.: Просвещение, 2006.  ­ 192 с. 11. 2007. 12. СПб.: КАРО, 2007. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. – СПб.: КАРО,  Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. –  Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной  Баряева Л.Б. Математическое образование дошкольников с задержкой психического  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 8 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и  13. обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007. 14. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с  нарушением интеллекта. ­ М.: Просвещение, 2005. – 272 с. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно­развивающее обучение и воспитание.  15. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. – М.: Академия, 2007. Программа для центров коррекционно­развивающего обучения и реабилитации.  16. Практическая математика: 5 ­ 9 классы / Под ред. Лисовской Т.В. – Минск, 2008. Программа для детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Практическая  17. математика: 5 – 9 годы обучения / Под ред. Лисовской Т.В. – Минск, 2007. Программа для детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Практическая  18. математика: 2­4 годы обучения / Под ред. Лисовской Т.В. – Минск, 2007. Учебные программы для центров коррекционно­развивающего обучения и реабилитации. ­  19. Минск, 2014.

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017