Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
1 кл
25.05.2017
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (дополнительная) коммуникация".Представлена программа для первого года обучения для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В программу входит материалы: Титульный лист, Пояснительная записка, Планируемые (личностные и предметные) результаты , Содержание курса, Тематическое планирование (раздел(тема уроков), часы, даты, словарь, оборудование), "Пополняемый словарь", Список использованной литературы.
5рабочая2речь 2016.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр специального образования №3» 1 РАССМОТРЕНА на заседании МО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ФИО протокол №___ от «___»______2016г. по УВР ________Г.В.Сиряченко «___»_________2016 ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол №___ от «__»___20__г. УТВЕРЖДАЮ Директор _______Т.В.Самарина приказ №____ от «___»______2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Предмет  Речь и альтернативная коммуникация (дополнительная) коммуникация. Учебный год                2016 ­ 2017 Классы  1 «С» и 1 «С»д  класс­комплект Количество часов в год  94 Количество часов в неделю   3 Учитель: Дьяченко Н.В. г. Великие     Луки 2 2016год I. Пояснительная записка Рабочая   программа   по   учебному   предмету     «Речь   и   альтернативная   коммуникация (дополнительная) коммуникация»     для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития составлена на основе следующих нормативно ­ правовых документов:  I. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­271); II. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ III. ФГОС   ОВЗ   О   у/о.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) варианты 2 Приказ 1599/ 19.12.2014 IV. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О внесении  изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  V. Срок реализации  программы:  1 учебный год. Коммуникация   и   общение   –   неотъемлемые   составляющие   социальной   жизни   человека. Специфические   нарушения   развития   ребенка   значительно   препятствуют   и   ограничивают   его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети   с   трудом   произносят   отдельные   звуки   и   слоги.   У   детей,   имеющих   нарушение   интеллекта   в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются   трудности   выбора   и   использования   форм   общения,   включая   коммуникативную   речь   и целенаправленность   речевой   деятельности.   У   детей   с   выраженными   нарушениями   интеллекта отмечается   грубое   недоразвитие   речи   и   ее   функций:   коммуникативной,   познавательной, регулирующей.   У   многих   детей   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями   развития   устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.  В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую   работу   по   формированию   у   них   потребности   в   общении,   на   развитие   сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.     Материально­техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:  графические   средства   для   альтернативной   коммуникации:  таблицы   букв,  карточки   с изображениями   объектов,   людей,   действий   (фотографии,   пиктограммы,   символы),   с напечатанными   словами,   наборы   букв,   коммуникативные   таблицы   и   тетради   для   общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи; компьютерные устройства, синтезирующие речь (планшетный компьютер) компьютерные   программы   для   общения   (например,   «Общение»   и   др.),   обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; аудио и видеоматериалы.  Программа рассчитана  на 94 занятия (по 30минут), 3 раза  в неделю для обучающихся  7­10 лет. На  занятиях  предусматривается  фронтальная   форма организации учебной деятельности. 3 Программно­методический материал включает следующие разделы: «Коммуникация с  использованием невербальных средств», «Импрессивная речь», «Экспрессия с использованием  средств невербальной коммуникации», «Чтение и письмо». Цель  программы  –  формирование   коммуникативных   и   речевых   навыковс   использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи:   Формировать навыков установления, поддержания и завершения контакта.   Формировать умения понимать обращенную речь.  Формировать умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные  высказывания.   Учить общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации, например, жест,  пиктограмма, взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная  картинка, черно­белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства  (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).  Учить овладению глобальным чтением,   Формировать умение   осмысленного чтения и письма, начальные навыки чтения и письма.  Формировать   коммуникативные   навыки,   в   том   числе   с   использованием   технологий   по альтернативной коммуникации.  II. Планируемые результаты Личностные результаты освоения рабочей программы включают:  Расширение представлений об объектах и явлениях природы;  Умение   работать в группе в процессе общения и совместной познавательной деятельности;   Развитие памяти, внимания в результате работы с книгой;  Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных графических и  творческих заданий;  Развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий. Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:  Понимать обращённую речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограмм;  Воспринимать на слух художественный текст (потешка, сказка, стихотворение, рассказ) в  исполнении учителя, прослушивая аудиозаписи;  Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне слова, короткого предложения);   Понимать слова, обозначающие  объекты и явления природы;    Использовать   средства   альтернативной   коммуникации     в   процессе   общения:   пользование карточками с графическими изображениями объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор);  Ориентироваться  в схеме тела, в пространстве; 4  Овладевать начальными сведениями об  особенностях объектов и явлений природы; (нахождение характерных     признаки   в   предметах   и   явлениях,   сравнение,   группировка     по   определённым признакам, обобщение). III.Содержание курса Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет   эмоционального   состояния   собеседника.  Реагирование   на   собственное   имя.   Приветствие собеседника   звуком   (словом,   предложением).Привлечение   к   себе   внимания  звуком   (словом, предложением).Выражение своих желаний  звуком (словом, предложением).Обращение с просьбой о помощи,   выражая   её   звуком   (словом,   предложением).Выражение   согласия   (несогласия)   звуком (словом,   предложением).Выражение   благодарности   звуком   (словом,   предложением).Ответы   на вопросы   словом   (предложением).Задавание   вопросов   предложением.   Поддержание   диалога   на заданную   тему:   поддержание   зрительного   контакта   с   собеседником,   соблюдение   дистанции (очередности) в разговоре.  Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой   согласия   (несогласия),   удовольствия   (неудовольствия);   приветствие   (прощание)   с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием  жеста.  Привлечение   внимания   звучащим   предметом;   выражение   удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие   согласие   (несогласие)   с   использованием  звучащего  предмета.   Выражение   своих желаний,   благодарности,   обращение   за   помощью,   приветствие   (прощание),   ответы   на   вопросы   с предъявлением  предметного   символа.   удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная   картинка,   черно­белая   картинка,   пиктограмма).   Выражение   согласия   (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.   Выражение   согласия   (несогласия), Развитие речи  средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Понимание   простых   по   звуковому   составу   слов  (мама,   папа,   дядя   и   др.).Реагирование   на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые   приборы,   школьные   принадлежности,   продукты,   транспорт,   птицы   и   др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые 5 приборы,   школьные   принадлежности,   продукты,   транспорт,   птицы   и   др.).Понимание   слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно  и   др.).   Понимание   слов,   указывающих   на   предмет,   его   признак   (я,   он,   мой,   твой   и  др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).  Экспрессивная речь. Называние   (употребление)   отдельных   звуков,   звукоподражаний,     звуковых   комплексов. Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление)  слов,  обозначающих   предмет  (посуда,  мебель,  игрушки,  одежда,  обувь,  животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,   рисовать,   играть,   гулять   и   др.).   Называние   (употребление)   слов,   обозначающих   признак предмета   (цвет,   величина,   форма   и   др.).   Называние   (употребление)   слов,   обозначающих   признак действия,   состояние   (громко,   тихо,   быстро,   медленно,   хорошо,   плохо,   весело,   грустно   и   др.). Называние   (употребление)   слов,   указывающих   на   предмет,   его   признак   (я,   он,   мой,   твой   и   др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного   устройства).   Использование   графического   изображения   (электронного   устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,   бытовые   приборы,   школьные   принадлежности,   продукты,   транспорт,   птицы   и   др.). Использование   графического   изображения   (электронного   устройства)     для   обозначения   действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного  устройства)   для обозначения  признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)   для обозначения   обобщающих   понятий   (посуда,   мебель,   игрушки,   одежда,   обувь,   животные,   овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Чтение и письмо Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание   (различение)   образов   графем   (букв).   Графические   действия   с   использованием Предпосылки к осмысленному чтению и письму. элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).  Начальные навыки чтения и письма. Узнавание   звука   в   слоге   (слове).   Соотнесение   звука   с   буквой.   Узнавание   графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). № п/п Раздел,  тема урока Часы  IV. Тематическое планирование. Дата  Словарь  Оборудование  П Ф П Ф 1 четверть 6 I. Формируемые  представления 1­ 10 Русская  народная  сказка «Репка» 10 10 5 6 11­ 20 Русская  народная  сказка  «Колобок» 21­ 25 Белорусская  народная  сказка «Пых» 26­ 30 Сказка  Владимира  Сутеева  «Цыпленок и  утенок» 2.09 5.09 7.09 9.09 12.09 14.09 16.09 19.09 21.09 23.09 26.09 28.09 30.09 3.10 5.10 7.10 10.10 12.10 14.10 17.10 19.10 21.10 24.10 26.10 9.11 11.11 14.11 16.11 18.11 21.11 Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка,  Кошка, Мышка Колобок, Дед,  Бабка, Заяц,  Волк, Медведь,  Лиса Дед, Бабка,  Аленка, Еж,  огород, овощи,  репка Дидактический  Персонажи сказки  Настольный театр Аудиозапись,  1. материал, картинки,  мультфильм, слова с названиями персонажей 2. картинки и слова (глобальное  чтение) ,  3. 4. мультфильма 1. материал, картинки,  мультфильм, слова с названиями персонажей 2. картинки и слова (глобальное  чтение) , 3. 4. мультфильма Настольный театр Аудиозапись,  Персонажи сказки  Дидактический  Дидактический  Персонажи сказки  1. материал, картинки,  мультфильм, слова с  названиями персонажей 2. картинки и слова (глобальное  чтение) , 3. 4. мультфильма Настольный театр Аудиозапись,  2 четверть Цыпленок, утенок, червяк Дидактический  I. материал, картинки,  мультфильм, слова с  названиями персонажей II. Персонажи сказки  картинки и слова (глобальное  чтение) , III. Настольный театр 6 6 4 6 6 31­ 36 Сказка  Владимира  Сутеева  «Кораблик» 37­ 42 Сказка  Владимира  Сутеева  «Три котенка» 43­ 46 47­ 52 53­ 58 Сказка  Владимира  Сутеева  «Кораблик» «Цыпленок и  утенок» «Три котенка» Предложения  из 2­х слов с  глаголами  «пьет»,  «рисует». Предложения  из 2­х слов с  глаголами  «ест», «спит». 23.11 25.11 28.11 30.11 2.12 5.12 7.12 9.12 12.12 14.12 16.12 19.12 21.12 23.12 26.12 28.12 13.01 16.01 18.01 20.01 23.01 25.01 27.01 30.01 1.02. 3.02 6.02 8.02 Цыпленок, лягушонок, мышонок, муравей, жучок Белый котенок,  серый котенок,  черный котенок, мука, банка,  труба, вода,  рыбка, лягушка 3 четверть «пьет», «рисует» «ест»,  «спит» 7 IV. Аудиозапись,  мультфильма Дидактический  Персонажи сказки  Настольный театр Аудиозапись,  1. материал, картинки,  мультфильм, слова с  названиями персонажей 2. картинки и слова (глобальное  чтение) , 3. 4. мультфильма 1. материал, картинки,  мультфильм, слова с  названиями персонажей 2. картинки и слова (глобальное  чтение) , 3. 4. мультфильма Настольный театр Аудиозапись,  Персонажи сказки  Дидактический  Дидактический  1. материал, картинки,  мультфильм, слова с  названиями персонажей 2. Персонажи к сказкам Фотографии детей,  Демонстрационные и  1. 2. индивидуальные фотографии,  пиктограммы;  3. 4. стакан, сок 1. Ковролиновые доски. Листы А­4, карандаши,  Действия на  фотографиях, одинаковых  картинок, 2. Соотнесение  пиктограммы с действием,  Демонстрационные и  3. индивидуальные фотографии,  пиктограммы;  4. 5. Ковролиновые доски,  Кровать, краски, 59­ 64 Предложения  из 3­х слов с  глаголом «ест». 6 8 9 7 65­ 72 Предложения  из 3­х слов с  глаголом  «пьет» 73­ 81 Предложение  из 3­х слов с  глаголом  «рисует». 82­ 88 Сказка  Владимира  Сутеева «Под  грибом» 10.02 13.02 15.02 17.02 27.02 1.03 3.03 6.03 10.03 13.03 15.03 17.03 20.03 22.03 24.03 3.04 5.04 7.04 10.04 12.04 14.04 17.04 19.04 21.04 24.04 26.04 28.04 3.05 5.05 10.05 12.05 «пьет», «ест»,  «спит», «рисует». 8 карандаши 1. 2. Действия на  фотографиях,  одинаковых картинок, Соотнесение  пиктограммы с действием,  Демонстрационные и  3. «Мама ест», «Папа спит»,  «Оля рисует», «Максим пьет» мальчик, девочка,  мама, папа  «Оля рисует  цветок»  «Максим пьет сок» «Мама ест яблоко», Гриб, муравей,  бабочка, воробей,  заяц, лиса, лягушка индивидуальные фотографии,  пиктограммы;  4. 5. Ковролиновые доски,  Кровать, краски,  карандаши, листы А­4,  карандаши, стакан, сок 1. 2. Действия на  фотографиях,  одинаковых картинок, Соотнесение  пиктограммы с действием,  Демонстрационные и  3. индивидуальные фотографии,  пиктограммы;  4. 5. Ковролиновые доски,  Кровать, краски,  карандаши, листы А­4,  карандаши, стакан, сок 1. 2. Действия на  фотографиях,  одинаковых картинок, Соотнесение  пиктограммы с действием,  Демонстрационные и  3. индивидуальные фотографии,  пиктограммы;  4. 5. Ковролиновые доски,  Кровать, краски, листы  А­4, карандаши, стакан, сок,  доски, посуда, краски,  Дидактический  1. материал, картинки,  мультфильм, слова с  названиями персонажей 2. картинки и слова (глобальное  чтение) , 3. Персонажи сказки  Настольный театр 6 89­ 94 Сказка  Владимира  Сутеева «Кот  рыбалов» Кот, удочка, ведро, лиса, волк,  медведь, рыбка,  рыбалка 15.05 17.05 19.05 22.05 24.05 26.05 9 Аудиозапись,  Дидактический  4. мультфильма 1. материал, картинки,  мультфильм, слова с  названиями персонажей 2. картинки и слова (глобальное  чтение) , 3. 4. мультфильма Настольный театр Аудиозапись,  Персонажи сказки  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др. : Упражнения с  пиктограммами. – М.: Дрофа, 2007­2008. V. Список литературы Альтернативная Коммуникация. Методический сборник  Штягинова Е.А., Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври­ чайлд» (Великобритания), 2010 г.  Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г. Методика  учебно­воспитательной   работы   в   центре   коррекцион­но­развивающего   обучения   и реабилитации: Учеб.­метод.пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009.  Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей   с   двигательными   и   интелектуальными   нарушениями,   а   также     с   РАС/Стивен   фон   Течнер, Харальд Мартинсен. ­ М.: Теревинф,2014. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учеб­ но­методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. Лынская   М.   И.   «Формирование   речевой   деятельности   у   неговорящих   детей   с   использованием инновационных технологий» Пятница   Т.В.,   Башинская   Т.В.   Система   коррекционного   воздействия   при   моторной   алалии.   Ч.1.­ М.:ТЦ Сфера,2010. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки.— М.: Теревинф,    2003  Программы   для   специальных   учреждений   образования   для   детей   с   аутистическими нарушеними.Национальный институт образования 2010г. 10   Л. Баряева Соколова Н. Д. недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика). П.,   Программа   воспитания   и   обучения   дошкольников   с   интеллектуальной Гаврилушкина Зарин О.   П.,   Б.,   А.       Программы   обучения   глубоко   умственно   отсталых   детей   .   СоставительНИИдефектологии   АПН СССР. Москва – 1983г.  Примерная   адаптированная   программа   коррекционно­развивающей   работы   в Нищева   Н.В. логопедической   группе   детского   сада   для   детей   с   тяжелыми   нарушениями   речи   (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно­развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Программы   специальных     вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4издание. ­ М.: Просвещение, 2006. ­ 192 с.   образовательных   учреждений   VIII (коррекционных) Программы   специальных   Подготовительный, 5—9 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4издание. ­ М.: Просвещение, 2000.    образовательных   учреждений   VIII (коррекционных)   вида: Коррекционно­педагогическая работа в домах –интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием.Национальный институт образования.Минск.2008г. Номовир     И.Г.       Программы   для   центров   коррекционно­развивающего   обучения   и   реабилитации. Коммуникация (5­9) классы. Минск 2007 Шипицына  Л.  М.«Необучаемый» ребенок в семье  и  обществе. Социализация  детей с нарушением интеллекта. — 2­е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова СВ., Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно­методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017