Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
1 кл
25.05.2017
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа по предмету "Человек". Представлена программа для первого года обучения для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В программу входит материалы: Титульный лист, Пояснительная записка, Планируемые (личностные и предметные) результаты , Содержание курса, Тематическое планирование (раздел(тема уроков), часы, даты, словарь, оборудование), "Пополняемый словарь", Список использованной литературы.
7РАБЧЕЛОВЕК 2016-17.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Псковской области  «Центр специального образования №3» 1                                                                                                                                                       РАССМОТРЕНА на заседании МО УТВЕРЖДАЮ Директор СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по УВР ________Г.В.Сиряченко «___»_________2016 __________ФИО протокол №___ от «___»______2016г. ПРИНЯТА на заседании педагогического  совета протокол №___ от «__»___20__г. _______Т.В.Самарина приказ №____  от «___»______2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Предмет:  человек Учебный год: 2016­ 2017 Класс: 1 «С»д и  1 «С» класс­комплект Количество часов в год:   95 Количество часовв неделю:    3                                                                      Учитель:               Дьяченко Н.В. 2 г. Великие Луки 2016 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету  «Человек»     для  обучающихся с умеренной,  тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми  множественными нарушениями развития составлена на основе следующих нормативно ­ правовых  документов:  I. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 20;10 г. Пр.­271); II. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 21.12.2012. №273­ФЗ III. ФГОС   ОВЗ   О   у/о.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) варианты 2 Приказ 1599/ 19.12.2014 IV. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.02.2016 г. № ОБ­14­0477 «О внесении  изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  V. Срок реализации  программы:  1 учебный год. Приобщение   ребенка   к   социальному   миру   начинается   с   развития   представлений   о   себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира,  смысла  человеческих  отношений,  осознания  себя  в  системе  социального  мира.  Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.  Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.  Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает   поэтапность   в   плане   усложнения   самих   навыков.   Например,   формирование гигиенических   навыков   начинают   с   формирования   умения   мыть   руки,   лицо,   чистить   зубы.   На последнем этапе обучения ребенок  учится принимать душ, мыть голову и т.д.  При   формировании   навыков   самообслуживания   важно   объединять   усилия   специалистов   и родителей.     Работа,   проводимая   в   школе,   должна   продолжаться   дома.   В   домашних   условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.  Для   реализации   программы   по   предмету   «Человек»   материально­техническое   обеспечение включает: специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах­колясках; душевые кабины и душевые кушетки; подъемно­передвижное оборудование для обучающихся с нарушениями ОДА; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов   семьи   ребенка;   пиктограммы   и   видеозаписи   действий,   правил   поведения,   пиктограммы   с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того,  используются  видеоматериалы,  презентации,  мультипликационные  фильмы,  иллюстрирующие 3 внутрисемейные  взаимоотношения; семейный  альбом,  рабочие тетради  с изображениями контуров взрослых   и   детей   для   раскрашивания,   вырезания,   наклеивания,   составления   фотоколлажей   и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений   о   ближайшем   социальном   окружении.   По   возможности,   используются   технические средства:   компьютер,   видеопроектор   и   другое   мультимедийное   оборудование.   Стеллажи   для наглядных   пособий,   зеркала   настенные   и   индивидуальные,   столы,   стулья   с   подлокотниками, подножками и др. Программа   представлена   следующими   разделами:   «Представления   о   себе»,   «Гигиена   тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».  Цель программы:  формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.  Задачи:  Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.  Представление о собственном теле.   Отнесение себя к определенному полу.  Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.   Умение   сообщать   общие   сведения   о   себе:   имя,   фамилия,   возраст,   пол,   место   жительства, интересы.  . II. Планируемые результаты Личностные результаты освоения рабочей программы включают:  Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.   Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.  Предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:  Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.  Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).   Умение следить за своим внешним видом.   Представления  о  членах  семьи,  родственных   отношениях  в  семье  и   своей   социальной   роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Рабочая   программа   ориентирована   на   детей   и   подростков   с   тяжелой,   глубокой   умственной отсталостью, ТМНР 7­10 лет. Срок реализации программного материала – 1 год (95 часов) Занятия проводятся   в   соответствии   с   календарно­тематическим   планированием   3   раза   в   неделю. Продолжительность одного занятия не более 30 мин 4 III.Содержание курса. Представления о себе. Узнавание   (различение)   мальчика   и   девочки   по   внешнему   виду.   Идентификация   себя   как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Называние своего имени и фамилии.  Гигиена тела. Различение   вентилей   с   горячей   и   холодной   водой.   Регулирование   напора   струи   воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение  последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.  Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов   и   полоскании   полости   рта:  открывание   тюбика   с   зубной   пастой,   намачивание    щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.  Расчесывание волос.  Обращение с одеждой и обувью. Узнавание   (различение)   предметов   одежды:   пальто   (куртка,   шуба,   плащ),   шапка,   шарф, варежки   (перчатки),   свитер   (джемпер,   кофта),   рубашка   (блузка,   футболка),   майка,   трусы,   юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая).  Расстегивание  (развязывание)  липучки  (молнии,  пуговицы,  ремня,  кнопки,  шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты,   захват   кофты   за   край   левого   рукава,   стягивание   левого   рукава   кофты).   Снятие   обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки,   снятие   куртки,   расстегивание   сапог,   снятие   сапог).   Застегивание   (завязывание)   липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог,   захват   двумя   руками   голенища   левого   сапога,   вставление   ноги   в   сапог).   Соблюдение последовательности   действий   при   одевании   комплекта   одежды   (например:   надевание   колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды. Туалет.               Сообщение   о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, 5 оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.  Прием пищи. Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана),   поднесение   кружки   (стакана)   ко   рту,   наклон   кружки   (стакана),   втягивание   (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании   есть.   Еда   руками.   Еда   ложкой:   захват   ложки,   зачерпывание   ложкой   пищи   из   тарелки, поднесение   ложки   с   пищей   ко   рту,   снятие   с   ложки   пищи   губами,   опускание   ложки   в   тарелку. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.  IV. Тематическое планирование. № п/п Раздел,  тема урока Часы  Дата  Словарь  Оборудование, виды деятельности П Ф П Ф 1­3 Представления  3 о себе Мальчик и  девочка. 4­6 Части тела  3 человека. Руки. 1.09 5.09 6.09 8.09 12.09 13.09 1 четверть  мальчик и  девочка  руки, пальцы 7 Гигиена тела. Различение  вентилей с  горячей и  холодной водой. 8­9 Регулирование  напора струи  воды. 1 2 15.09 горячая, холодная 19.09 20.09 большая струя, маленькая демонстрационные и  индивидуальные фотографии,  картинки,пиктограммы; одежда (юбка, платье),   аксессуары для волос выполнение пальчиковой  гимнастики, мытье рук,  одевание перчаток, бинтование  рук, выполнение отпечатка руки;  обведение своей руки  карандашом, закрашивание в  контуре краски, бумага, перчатки,  эластичные бинты, карандаши игры с водой, водопроводный  кран, синяя и красная карточка,  2 баночки, бумажное полотенце, пиктограмма «мыть руки» игры с водой, водопроводный  кран, синяя и красная карточка,  бумажное полотенце,  пиктограмма «мыть руки» 2 1 1 3 5 4 10­ 11 Смешивание  воды до  комфортной  температуры. 12 Вытирание рук  полотенцем. 13 Сушка рук с  14­ 16 17­ 21 помощью  автоматической  сушилки. Соблюдение  последовательно сти действий при мытье и  вытирании рук Обращение с  одеждой и  обувью. Узнавание  (различение)  предметов  одежды: 22­ 25 Узнавание  (различение)  предметов  обуви:   22.09 26.09 27.09 6 холодная горячая теплая игры с водой, водопроводный  кран, синяя и красная карточка,  3 баночки, бумажное полотенце, пиктограмма «мыть руки» мокрые руки сухие руки бумажное полотенце, тряпочное полотенце,  29.09 сушилка автоматическая сушилка,  водопроводный кран,  соблюдение правил очередности и техники безопасности 3.10 4.10 6.10 10.10 11.10 13.10 17.10 18.10 20.10 24.10 25.10 27.10 мыть руки  вытирать руки отработка действий при мытье  рук с разными полотенцами,  сушилкой. Игра «Чья это вещь?» Игра «Надень сам…» «Найди свою…» Игра «Чьи это ботинки и т.д.?» Игра «Надень сам…» Игра «Найди свой крассовок…» куртка, шапка,  шарф, варежки  (перчатки),  свитер, кофта  рубашка,  футболка, майка,  трусы, платье,  брюки , носки  (колготки). сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. 2 четверть 26­ 27 2 Представления  о себе Мальчик и  девочка. 10.11 14.11  мальчик и  девочка  7 демонстрационные и  индивидуальные фотографии,  картинки, пиктограммы; одежда (юбка, платье),   аксессуары для волос 28­ 29 Части тела  человека. Руки. 2 15.11 17.11 руки, пальцы выполнение пальчиковой  гимнастики, мытье рук,  одевание перчаток, бинтование  рук, выполнение отпечатка руки;  обведение своей руки  карандашом, закрашивание в  контуре краски, бумага, перчатки,  эластичные бинты, карандаши 30­ 31 Части тела  человека. Ноги. Гигиена тела. Соблюдение  последовательно сти действий при мытье и  вытирании рук:  Чистка зубов.  32­ 35 36­ 38 39­ 41 Полоскание  полости рта. 42­ 44 Обращение с  одеждой и  обувью. 2 4 3 3 3 21.11 22.11 24.11 28.11 29.11 1.12 5.12 6.12 8.12 12.12 13.12 15.12 19.12 20.12 22.12 крана,  температура воды, намыливание,  смывание,  вытирание рук зубы щетка паста стакан полоскать куртка, шапка,  шарф, варежки  (перчатки),  открывание крана,  регулирование напора струи и  температуры воды, намачивание рук, намыливание рук,  смывание мыла с рук,  закрывание крана, вытирание  рук игры с водой, водопроводный  кран, зубная щетка, паста,  стакан, бумажное полотенце,  пиктограмма «чистка зубов» игры с водой, водопроводный  кран, полоскать рот,  выплевывать воду, бумажное  полотенце,  Игра «Чья это вещь?» Игра «Надень сам…» «Найди свою…» Узнавание  (различение)  предметов  одежды: 45­ 46 Узнавание  (различение)  предметов  обуви:   2 26.12 27.12 47 Представления  1 12.01 о себе Мальчик и  девочка. свитер, кофта  рубашка,  футболка, майка,  трусы, платье,  брюки , носки  (колготки). сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. 3 четверть  мальчик и  девочка  48 Части тела  1 16.01 руки, пальцы человека. Руки. Ноги. 49­ 52 Части тела  человека.  Голова. 53­ 57 Соблюдение последовательн ости   действий при чистке зубов и   полоскании полости рта:    58­ 59 Расчесывание волос.  4 5 2 голова,  волосы, уши, чистим поласкаем 17.01 19.01 23.01 24.01 26.01 30.01 31.01 2.02 6.02 7.02 9.02 расческа волосы 8 Игра «Чьи это ботинки и т.д.?» Игра «Надень сам…» Игра «Найди свой кроссовок…» демонстрационные и  индивидуальные фотографии,  картинки,пиктограммы; одежда (юбка, платье),   аксессуары для волос выполнение пальчиковой  гимнастики, мытье рук,  одевание перчаток, бинтование  рук, выполнение отпечатка руки;  обведение своей руки  карандашом, закрашивание в  контуре краски, бумага, перчатки,  эластичные бинты, карандаши расческа, зубная щетка, зубная  паста, стаканчик, бумага,  карандаши, игрушки для  сенсорных игр открывание   тюбика   с   зубной пастой,   намачивание    щетки, выдавливание  зубной  пасты  на зубную   щетку,   чистка   зубов, полоскание   рта,   мытье   щетки, закрывание   тюбика   с   зубной пастой.  бумажное полотенце, тряпочное полотенце,  зеркало, расческа, Игра  «Парикмахер» 60­ 68 9 Обращение с  одеждой и  обувью. Верхняя одежда. Обувь. Свитер. Брюки. 6 69­ 74 75­ 77 Представления  о себе Идентификация  себя, имя 78­ 80 Части тела  человека. Руки.  Ноги. Голова. 81­ 83 Сообщение  о  желании сходить в туалет. 3 3 3 13.02 14.02 16.02 27.02 28.02. 2.03 6.03 7.03 9.03 13.03 14.03 16.03 20.03 21.03 23.03 3.04 4.04 6.04 10.04 11.04 13.04 17.04 18.04 20.04 мое, одежда,  куртка, пальто,  сапоги, ботинки,  сандалии, молния, пуговица, кнопка,  липучка мое, одежда, брюки, свитер, кофта,  молния, пуговица 4 четверть меня зовут …  9 узнавание и различение  предметов одежды (их  изображений), обуви (их  изображений); надевание  куртки, сапог, застегивание и  расстегивание пуговиц, молнии,  кнопок, липучек: ориентация в  одежде (перед, зад, лицевая,  изнаночная сторона) предметы одежды, обувь,  картинки, тренажеры узнавание и различение предметов  одежды (их изображений),  ориентация в одежде, складывание  одежды на полку, застегивание и  расстегивание пуговиц, молнии,  кнопок, надевание предметов  одежды, ориентация в одежде  (перед, зад, лицевая, изнаночная  сторона) предметы одежды, картинки,  тренажеры, демонстрационные и  индивидуальные фотографии,  картинки, пиктограммы; одежда (юбка, платье),   аксессуары для волос руки, пальцы,  волосы, уши, нос,  глаза, лоб. показ и называние частей тела,  узнавание и различение частей тела на изображениях, расчесывание  волос, чистка зубов, мытье лица туалет, унитаз туалетная комната 3 2 3 2 2 84­ 86 Сообщение о  желании пить 87­ 88 89­ 91 92­ 93 94­ 95   Гигиена тела. Чистка   зубов. Соблюдение последовательн ости   действий при чистке зубов  Полоскание  полости рта.  Соблюдение  последовательно сти действий при полоскании  полости рта Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды,   верха (низа) одежды.  Различение правого   (левого) ботинка   (сапога, тапка).  24.04 25.04 27.04 2.05 4.05 11.05 15.05 16.05 18.05 22.05 23.05 25.05 пиктограмма  «пить», фраза о  помощи «Я хочу  пить» чистим, полощем 10 стаканчики, кулер, пиктограммы зубы, паста, щетка, стаканчик,  бумажное полотенце полоскать стаканчик, вода, комната  гигиены изнанка выворачивать ворот, пояс брюки, кофта, спортивные  штаны,  правый , левый  обувь 1. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно­развивающего обучения и  VI. Список литературы реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..;  Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2­е изд. ­ Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. ­ 144 с.: ил. 2. Методика учебно­воспитательной работы в центре коррекционно­развивающего обучения и  реабилитации: Учеб.­метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.  С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил. 3. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями  развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с. 11 4. Частные  методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой.  М.: Советский спорт, 2004. – 464 с., ил. 5. Межвузовская научно­практическая конференция молодых ученых  6. Развитие специального образования в современной России (к 90­летию профессора Е.С. Иванова), 2 часть. – НОУ Институт специальной педагогики и психологии, С­Пб, 2008  7. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по  физкультурно­оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в  интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.:  ил. 8. Детский церебральный паралич / В.А.Бронников, А.В. Одинцова, Н.А.Абрамова, А.А.Наумов,  О.К.Малышева. – Пермь: Здравствуй, 2000. ­256 с. (В семье больной ребенок) 9. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата / Под ред. Н. А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.; ил. 10. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно­педагогической  работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития /  И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно­развивающего  обучения и реабилитации: учеб.­метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74 11. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном  развитии/ Э.Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256  с. 12. Эллнеби И. Право детей на развитие / И.Эллнеби. – Мн.Н БелАПДИ – «Открытые двери», 1997. –  131 с. 13. Эллнеби И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития  детей/ И.Эллнеби. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. –108 с.

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017