Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год
Оценка 5

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Оценка 5
Документация
docx
окружающий мир
4 кл
06.02.2019
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка: Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Начальная школа XXI века» научного руководителя Н. Ф. Виноградовой, 2008 г.., авторской программы по окружающему миру Н. Ф. Виноградовой, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения окружающего мира в начальной школе. Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее реализацию рабочей программы в практике обучения, отражают следующие документы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785). - Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373); - Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 ―О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373‖ (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540); - Приказ Минобрнауки России № 38 от 16.01.2016г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"; -Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 19.06.2015 №04-05/782 «О методических рекомендациях по проектированию рабочих программ учебных предметов, курсов на уровне начального общего образования» - Годовой календарный учебный график Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2018-2019 учебный год; -Учебный план Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2018-2019 учебный год; - Положение о рабочей программе учителя Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5». Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир» Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации.
РП окр 4 кл.docx
Пояснительная записка:             Рабочая   программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   концепции УМК «Начальная  школа XXI века»  научного руководителя Н. Ф.  Виноградовой, 2008 г.., авторской   программы   по   окружающему   миру   Н.   Ф.   Виноградовой,     ориентирована   на планируемые   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального общего   образования   и   отражает   содержание   обучения   окружающего   мира   в   начальной школе.  Нормативно­правовое и инструктивно­методическое обеспечение, регламентирующее реализацию рабочей программы в практике обучения, отражают следующие документы:  ­   Федеральный   закон   Российской   Федерации   от   29   декабря   2012   г.   N   273­ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»;  ­   Санитарно­эпидемиологические   правила   и   нормативы   СанПиН   2.4.2.№2821­10), «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;  ­   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   06   октября   2009   года   №373   «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).  ­ Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);  ­  Приказ   Минобрнауки  РФ  от  26  ноября  2010  года  №   1241  "О  внесении  изменений  в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707; ­   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   22   сентября   2011   г.   N   2357   О― внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образования,   утверждѐнный   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373  (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);  ­ Приказ Минобрнауки России № 38 от 16.01.2016г. "О внесении изменений в федеральный перечень   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при   реализации   имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"; ­Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 19.06.2015 №04­05/782 «О   методических   рекомендациях   по   проектированию   рабочих   программ   учебных предметов, курсов на уровне начального общего образования» ­  Годовой календарный учебный график Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2018­2019 учебный год;  ­Учебный   план   Муниципального   общеобразовательного   бюджетного   учреждения   «Средняя общеобразовательная школа № 5» на 2018­2019 учебный год;       ­ Положение о рабочей программе учителя Муниципального общеобразовательного бюджетного  учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».  ‖ Общая характеристика учебного предмета  «Окружающий мир» Программа  построена  на  основе   интеграции   знаний   о  природе,  человеке  и   обществе   с 2 учетом   психологических   особенностей   младших   школьников.   Содержание   уроков способствует   успешному   формированию   знаний   об   окружающей   жизни,   развитию мышления,   речи,   творчества   учащихся;     обучает   их   умению   использовать   знания   в нестандартной ситуации.   Формы организации занятий: ­нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);    ­экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;   ­практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;  ­программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать   стройную   картину   определенного   исторического   периода   развития   нашего   го­ сударства. Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить   в   обобщенном   виде   культурный   опыт   человечества,   систему   его отношений с природой  и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила   взаимодействия   со   средой   обитания;   нравственный   портрет   и   духовное богатство человека  современного  общества;  исторический  аспект «складывания» общерусской   культуры,   развитие   национальных   традиций,   взаимосвязь   и взаимодействие культур народов России.  В   последние   годы   в   среде   практических   работников   появилось   осознание важности   изучения   окружающего   мира   не   только   для   дальнейшего   успешного обучения,   но   для   интеллектуального   и   особенно   для   духовно­нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения,   где   цели   изучения   этого   предмета   объединяют   его   вклад   в   процесс воспитания   школьника.   Особое   значение   этой   предметной   области   состоит   в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».  Другая   группа  целей  передает   социальную   позицию   школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:  формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания особой   роли   многонациональной   России   в   объединении   народов,   в   современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному   краю,   своей   семье,   гуманного   отношения,   толерантности   к   людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;  понимание   роли   человека   в   обществе,   принятие   норм   нравственного поведения   в   природе,   обществе,   правильного   взаимодействия   со   взрослыми   и сверстниками;  3  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,   освоение   правил   индивидуальной   безопасной   жизни   с   учетом   изменений среды обитания. На   основе   установленных   целей   изучения   предмета   были   определены   его функции:   образовательная   функция   заключается   в   создании   условий   для формирования   у   школьников   разнообразных   сведений   о   природе,   обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий;    развивающая   функция   обеспечивает   формирование   научных   взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции;   воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических  норм жизни в природной  и социальной среде. В программе представлены следующие ведущие содержательные линии: 1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность  человека, здоровье и образ его жизни, знание себя   как   необходимое   условие   эмоционального   благополучия   и   успешной социализации. 2. Человек   и   другие   люди:  может   ли   человек   жить   один,   как   нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. 3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. 4. Человек   и   общество:  чем   богата   и   знаменита   родная   страна,   почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.  5. История   родной   страны:  как   рождалось   и   развивалось   наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках   предмета   адекватно   отражается   и   в   средствах   обучения.   Важнейшая особенность   содержания   предмета   рассматриваемого   учебного   курса   — определенность, жизненность, реальность  всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность   уроков   познания   земного   мира:   обеспечение   развития   многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других   предметов.   Причем   эта   особенность   процесса   изучения   мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:  1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);  4 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Логика построения процесса изучения окружающего мира на уроках в классе (обучение   идет   с   использованием   учебника   и   рабочих   тетрадей)   направлена   на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения,   которые   становятся   основой   для   появления   у   обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.  Программа   предусматривает   проведение   уроков   обобщения.   Их   цель: оживить   знания   школьника,   систематизировать   их,   создать   стройную   картину определенного   исторического   периода   развития   нашего   государства.   Особенно важны   уроки   обобщения   в   четвертом   классе,   именно   здесь   систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».       Образовательная   задача –   формирование   разнообразных   представлений   о   природе,   человеке   и   обществе,   элементарной   ориентировке   в   доступных естественнонаучных,   обществоведческих,   развитие целостного восприятия окружающего мира.    исторических   понятий,       Ознакомление   с   природой   Башкортостана,   населенными   пунктами     региона, водными ресурсами,  животным и растительным миром республики,  формирование экологической культуры. Развивающая   задача –   обеспечение   осознания   отдельных   (доступных   для   понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие   школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять   существенные   и   несущественные   признаки   объекта,   сравнивать,   обобщать, классифицировать,   понимать   главную   мысль   научного   текста,   осознавать,   что   любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования. Воспитывающая   задача –   решение   задач   социализации   ребёнка,   принятие   им гуманистических   норм   существования   в   среде   обитания,   воспитание   эмоционально­ положительного  взгляда   на  мир,   формирование  нравственных   и  этических  чувств.  При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся   познавательных   процессов,   речи,   эмоциональной   сферы,   творческих способностей, деятельности.                Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. формирования     учебной   Место учебного предмета в учебном плане. В   Федеральном   базисном   образовательном   плане   на   изучение   окружающего   мира отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. (35 недель).       Значение  курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учится осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на 5 многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями   для   формирования   младших   школьников   фундамента   экологической   и культурологической   грамотности   и   соответствующих   компетентностей   –   умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного   природо­и   культуросообразного   поведения   в   окружающей   природной   и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы   значительную   роль   в   духовно­нравственном   развитии   и   воспитании   личности, формирует вектор культурно­ ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.         Существенная особенность состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для   широкой   реализации   межпредметных   связей   всех   дисциплин   начальной   школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках   чтения,   русского   языка   и   математики,   музыки   и   изобразительного   искусства, технологии   и   физической   культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рационально­ научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Данный   курс   носит   интегрированный   характер.   Суть   интеграции   заключается   в знакомстве   с   различными   явлениями   окружающего   мира,   объединенными   общими, присущими   им   закономерностями.   Интегративный   характер   курса   обеспечивает   синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, русского   языка,   литературного   чтения,   основ   безопасности   жизнедеятельности),   и позволяет реализовать их в интеллектуально­практической деятельности ученика. Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художествен­ ной выразительности для расширения духовно­культурного пространства ребенка, для на­ полнения окружающего мира высокими образами искусства. Русский   язык  служит   основой   для   развития   устной   речи:   для   использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа   заданий   и   обсуждения   результатов   деятельности   (описание,   повествование   на заданную   тему;   построение   логически   связанных   высказываний   в   рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изу­ чаемого предмета или явления. Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды. Программа обеспечена следующим учебно­методическим комплектом: Окружающий   мир:  4   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных учреждений: в   2   ч.   Ч.   1,2/ Н.Ф. Виноградова. ­ 3 изд., испр. ­ М.: Вентана­Граф, 2014 ­ (Начальная школа XXI века). Окружающий мир: 4 класс: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. ­ М.: Вентана­Граф, 2014. ­ (Начальная школа XXI века). Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование: ­ персональный компьютер учителя  6 ­экран ­проектор Планируемые результаты освоения предмета по классу.                    Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» направлена на достижение     школьниками   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов.  Личностные   результаты  представлены   двумя   группами   целей.   Одна   группа относится   к   личности   субъекта   обучения,   его   новым   социальным   ролям,   которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению,   достаточно   высокий   уровень   учебной   мотивации,   самоконтроля   и   самооценки;  личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:   формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии   общемировой   культуры;   понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;  понимание   роли   человека   в   обществе,   принятие   норм   нравственного поведения   в   природе,   обществе,   правильного   взаимодействия   со   взрослыми   и сверстниками;   формирование основ экологической культуры,  понимание ценности любой жизни,   освоение   правил   индивидуальной   безопасной   жизни   с   учетом   изменений   среды обитания. Предметные   результаты  обучения   нацелены   на   решение,   прежде   всего, осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе образовательных задач:  сторонах и объектах;  и обществе;   деятельности;    овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); использование   полученных   знаний   в   продуктивной   и   преобразующей расширение   кругозора   и   культурного   опыта   школьника,   формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Достижения   в   области  метапредметных  результатов   позволяют   рассматривать учебную   деятельность   как   ведущую   деятельность   младшего   школьника   и   обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание 7    которого   определяет   круг   общеучебных   и   универсальных   умений,   успешно формирующихся   средствами   данного   предмета.   Среди   метапредметных   результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия: Под  интеллектуальными действиями  понимается способность применять для решения учебных и практических  задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.); Под  регулятивными   действиями  понимается   владение   способами организации,   планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; Под  коммуникативными  действиями  понимается   способность   в   связной логически   целесообразной   форме   речи   передать   результаты   изучения   объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения,   анализа   и   обработки   информации   (обобщение,   классификация,   сериация, чтение   и   др.),   методы   представления   полученной   информации   (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 4 классе  К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:  — характеризовать признаки живого организма, характерные для человека; — моделировать  в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; —   устанавливать  последовательность   возрастных   этапов   развития   человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; — оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;   —   анализировать  модели,   изображающие   Землю   (глобус,   план,   карту);   в соответствии   с   учебной   задачей   находить   на   географической   и   исторической   карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;  —  описывать  характерные  особенности  природных  зон  России,  особенности  почв своей местности; — составлять рассказ­описание о странах­соседях России;  —  различать  год,   век,   арабские   и   римские   цифры,  пользоваться  терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»; — соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе; — называть  имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; —   различать  (называть)   символы   царской   власти,   символы   современной   России. Называть имя Президента современной России; — описывать  основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного); 8 —  называть  имена   выдающихся   деятелей,   писателей,   композиторов   разных исторических эпох. К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:  —  применять  в житейской практике правила здорового образа жизни,  соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; —  различать  эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение; —  раскрывать  причины   отдельных   событий   в   жизни   страны   (войны,   изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА . КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ     Для   контроля   и   оценки   знаний   и   умений   по   окружающему   миру   используется   индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а так же самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.    Фронтальный опрос проводится как беседа – полилог, в котором участвуют обучающиеся всего   класса.   Учитель   подготавливает   серию   вопросов   по   конкретной   теме   курса,   на которые обучающиеся дают конкретные обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких   бесед   –   проверка   осознанности   усвоения   учебной   программы,   это   определяет необходимость   подбора   таких   вопросов,   которые   проверяют   не   только   знания фактического   материала,   но   и   умение   сопоставлять   факты,   выбрать   альтернативу, сравнивать, проанализировать, найти причину явления.      Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить индивидуального формы опроса: рассказ – описание и рассказ – рассуждение.        При оценке рассказа – описания учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее   существенных   признаков   объекта,   логичность   изложения,   передача   своего отношения   к   описываемому   предмету.   Положительной   оценке   заслуживает   желание ученика   отступить   от   текста   учебника,   не   повторять   дословно,   а   высказывать   мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование   дополнительной   литературы   и   иллюстрированного   материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем       Рассказ   –   рассуждение   проверяет   умение   обучающегося   самостоятельно   обобщить полученные   знания,   правильно   установить   причинно   следственные,   пространственные   и временные   связи,   использовать   приобретенные   знания   в   нестандартной   ситуации   с применением схем, таблиц, диаграмм. Это вид опроса очень важен для проверки уровня развития   школьника,   сформированности   логического   мышления,   воображения,   связной речи – рассуждения. 9 Содержание учебного предмета, курса Программа     учебного   предмета   «Окружающий   мир»   на   уровне   начального   общего образования предполагает изучении следующих разделов:  4 класс (70 часов) Человек  и природа (1ч). Введение. Человек — живое существо (организм) (15 ч) Человек   —   живой   организм.   Признаки   живого   организма.   Органы   и   системы   органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно­двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно­двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная   система.   Ее   органы   (общие   сведения).   Значение   пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.). Кровеносная   система.   Ее   органы.   Кровь,   ее   функции.   Сердце   —   главный   орган кровеносной   системы   (общие   сведения).   Предупреждение   заболеваний   сердца   и кровеносных сосудов. Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как   человек   воспринимает   окружающий   мир.   Органы   чувств,   их   значение   в   жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Универсальные учебные действия: характеризовать  человека   как   живое   существо,   организм:  раскрывать  особенности деятельности различных органов;  объяснять роль нервной системы в организме; Твоё здоровье (12 ч) Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.). Универсальные учебные действия: раскрывать принципы здорового образа жизни; рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;  конструировать  в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; Практические   работы:   Составление   режима   дня   школьника   для   будней   и   выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи. Человек — часть природы (2 ч). Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до   старости.   Детство.   Отрочество.   Взрослость.   Старость.   Условия   роста   и   развития 10 ребенка:   значение   чистого   воздуха,   питания,   общения   с   другими   людьми   и   игровой деятельности ребенка.  Универсальные учебные действия: характеризовать  человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного; устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;  характеризовать условия роста и развития ребенка;  Человек среди людей (5 ч) Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. Универсальные учебные действия: различать  положительные   и   отрицательные   качества   человека,  приводить   житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.  Родная страна от края до края (12 ч)   Природные   зоны   России:   Арктика,   тундра,   тайга,   смешанные   леса,   степь,   пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).  Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Рельеф России. Восточно­Европейская равнина, Западно­Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Как   развивались   и   строились   города.  Особенности   расположения   древних   городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий. Россия   и   ее   соседи.   Япония,   Китай,   Финляндия,   Дания   (особенности   географического положения, природы, труда и культуры народов). Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума совре Универсальные учебные действия: описывать  картины природных  зон,  узнавать  на рисунках (фото, схемах)  особенности разных природных зон; моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;  находить на карте равнины и горы России (своего края);  выделять  городов, (достопримечательностям);  составлять рассказ­описание о странах­соседях России;   Человек — творец культурных ценностей (13 ч)  Что  такое   культура.   Школы,   книги,   библиотеки   как   часть  культуры   в   разные   времена (исторические   эпохи).   О   чем   рассказывают   летописи.   Первые   школы   на   Руси.   Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела. Искусство   России   в   разные   времена   (исторические   эпохи).   Памятники   архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.  Искусство   России   ХVIII   века.   Памятники   архитектуры.   Творения   В.И.   Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров. Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской   поэзии»   (страницы   жизни   и   творчества).   Творчество   поэтов,   писателей, особенности   кремлевских    узнавать  по   рисункам 11 композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).  Искусство   России   ХХ   века.   Творчество   архитекторов,   художников,   поэтов,   писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.).   Произведения   художников   России   (А.А.   Пластов,   К.Ф.   Юон,   Ф.А.   Малявин,   К. Малевич   и   др.).   Поэты   ХХ   века   (М.И.   Цветаева,   С.А.   Есенин,   В.В.   Маяковский,   Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак   и   др.).   Композиторы   и   их   произведения   (С.С.   Прокофьев,   Д.Д.   Шостакович). Современный театр. Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;  составлять  рассказы­повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;  называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена); называть  имена   выдающихся   деятелей,   писателей,   композиторов   разных   исторических эпох;  Человек – защитник своего Отечества (5 ч).   Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями.   Монгольское   иго   и   борьба   русских   людей   за   независимость   родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох. Универсальные учебные действия: составлять рассказ­повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.  Экскурсии. В краеведческий музей.  Практические   работы.  Работа   с   исторической   картой   (в   соответствии   с   заданиями   в учебнике и рабочей тетради). Гражданин и государство (5 ч) Россия – наша Родина.Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства. Универсальные учебные действия: характеризовать права и обязанности гражданина России; обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Тематическое планирование с указанием количества часов,  отводимых на освоение каждой темы: 12 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел (темы) Количество часов Человек и  природа. Человек — живое существо (организм) Ты и твое здоровье Человек — часть природы Человек среди людей  Родная страна от края до края  Человек – творец культурных ценностей Человек – защитник своего Отечества Гражданин и государство Итого 1 15 12 2 5 12 13 5 5 70 13

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4а класса на 2018-2019 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019