суставах; приседания; отведения; приведения и мах ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеклассной работе
«Баскетбол»
для 9 11 классов
2015 2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об
образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановлением
Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233).
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным
баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических
качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это
положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных
игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким
критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам,
биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут
выполнить на данном возрастном этапе.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
Цель программы: создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной
активности через занятия баскетболом.
сформировать и систематизировать профессиональные теоретические знания и
практические умения и навыки.
Задачи программы
Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
Формирование стойкого интереса к занятиям.
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление
здоровья, закаливание организма.
Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для
успешного овладения навыками игры.
Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами
баскетбола.
Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и
сопернику.
После прохождения программного материала учащийся должен знать:
• Состояние и развитие баскетбола в России;
• Правила техники безопасности; гигиену, закаливание, режим
тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание
первой помощи при травмах.
• Правила игры;
• Терминологию баскетбола.
Должен уметь:
• Выполнять передачу, ведение, бросок мяча в корзину;
• Анализировать и оценивать игровую ситуацию;
• Обладать тактикой нападения и защиты;
• Судить соревнования по баскетболу.
Должен иметь навыки:
• Владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, точного броска в
корзину, различных видов ведения мяча;
• Применение индивидуальных действий, как в нападении, так и в
защите;
и без мяча
• Самостоятельно применять все виды перемещения, как с мячом, так
Учащиеся в начале и в конце года сдают контрольные нормативы определяющие
уровень физической, технической и тактической подготовки.
Формы организации занятий
Основными формами учебнотренировочного процесса являются: Групповые учебнотренировочные занятия.
Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
Восстановительные мероприятия.
Участие в матчевых встречах.
Участие в соревнованиях.
Зачеты, тестирования.
Конкурсы, викторины.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП И ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных
суставах; приседания; отведения; приведения и мах ногой в переднем, заднем и
боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из
различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и
т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шей и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы;
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,
поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения, лежа
на спине переход в положение, сидя; смешанные упоры в положении лицом
Упражнения для развития силы.
Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание и виса,
отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату,
Упражнения для развития быстроты.
Повторный бег по дистанции от 30 до 100м со старта и сходу с
максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером.
Упражнения для развития общей выносливости.
Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000м. Кросс на дистанцию для
девочек от 1500 до 3000м, для мальчиков от 2500 до 5000м. Дозированный бег по
пересеченной местности от 3 минут до 1 часа (для разных возрастных групп).СПЕЦИАЛЬНОПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.
По сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с
постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом,
спиной, боком к стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе в различных
положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения
кистями с малыми гантелями и без гантелей. Отталкивание от стены ладонями и
пальцами одновременно и попеременно правой, левой рукой. Передвижение в упоре
на руках по кругу (вправо, влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в
упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа
«подпрыгнуть», одновременно толкаясь
Упражнения для развития специальной выносливости.
Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, техникотактических
упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы
и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от
защиты к нападению и обратно.
Учебно – тренировочные нормативы
нормативы
уровень
мальчики
девочки
1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.
1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.
30 м (сек)
Челночный бег 3 х 10
м
(сек)
Н
С
В
Н
С
В
6,0
5,6
4,9
9,7
8,8
8,4
5,5
5,3
5,4
9,2
8,4
8,1
5,2
5,0
4,4
8,1
7,7
7,2
6,2
5,7
5,0
10,0
9,4
8,8
6,0
5,6
4,9
9,9
9,3
8,7
6,1
5,6
4,8
9,6
9,0
8,4Прыжки в дл. С места
(см)
Подтягивание На
высокой перекладине
Подтягивание
на низкой перекладине
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
143
170
197
1
5
7
155
182
207
2
6
8
185
207
235
5
9
12
133
163
188
143
170
200
4
12
20
5
13
18
160
180
210
6
14
18
№
12
34
56
78
910
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия
Колво часов
Гигиена спортсмена. Правила соревнований. Игра
Ведение мяча Ведение мяча с изменением направления
Передачи мяча. Учебная игра
Прием и передача мяча сверху. И Ведение с
изменением направления Передачи мяча на месте , в
движении Бросок в кольцо на 2 шага Учебная игра
Ведение с изменением направления Бросок в кольцо
после передачи Учебная игра.
Обучение финтам Тактика ( специальные упражнения)
Учебная игра
2
2
2
2
21112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
3132
3334
3536
Совершенствование финтов Тактика( 2*1, 3*2) Ведение
с изменением направления Учебная игра
Ведение с изменением направления. Передачи мяча в
движении. Тактика( специальные пражнения).Учебная
игра.
Учебная игра
Физическая культура и спорт в России. Стойка игрока.
Учебная игра.
Учебная игра.
Ведение с изменением направления. Бросок в кольцо на
2 шага. Совершенствование остановок, передач.
Учебная игра.
Перемещение приставными шагами: лицом вперед,
правым, левым боком вперед, спиной вперед. Учебная
игра
Сведения о строении и функциях организма. Учебная
игра
Учебная игра.
Передача мяча сверху двумя руками из глубины
площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра
Учебная игра.
Учебная игра
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
итого
72 часаЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс»,
2000.352 с.
2. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская
литература», 2002
3. Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в Условиях
Крайнего Севера и Сибири. Материалы межрегиональной научнопрактической
конференции. – Омск: СибГАФК, 1997, ч. – 184
4. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное
пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.Рассмотрено
На заседании МС
Протокол№1
От «_____»________2015г.
Руководитель МС:
Ушакова Е.П. _________
Утверждаю:
Директор МОУ СОШ №2
г.Свирска
Сойникова Л.Г.____________
«_____»_______________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности
«Баскетбол»
для 7 8 классов
Направление:
Спортивно оздоровительное
Составитель:
Бабкин Н.А.
Учитель физической
культуры
2015 2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об
образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановлением
Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233).
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным
баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических
качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это
положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных
игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким
критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам,биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут
выполнить на данном возрастном этапе.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю
Цель программы:
создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной
активности через занятия баскетболом.
сформировать и систематизировать профессиональные теоретические знания и
практические умения и навыки.
Задачи программы
Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
Формирование стойкого интереса к занятиям.
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление
здоровья, закаливание организма.
Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для
успешного овладения навыками игры.
Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами
баскетбола.
Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и
сопернику.
После прохождения программного материала учащийся должен знать:
• Состояние и развитие баскетбола в России;
• Правила техники безопасности; гигиену, закаливание, режим
тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание
первой помощи при травмах.
• Правила игры;
• Терминологию баскетбола.
Должен уметь:
• Выполнять передачу, ведение, бросок мяча в корзину;
• Анализировать и оценивать игровую ситуацию;
• Обладать тактикой нападения и защиты;
• Судить соревнования по баскетболу.
Должен иметь навыки:
• Владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, точного броска в
корзину, различных видов ведения мяча;
• Применение индивидуальных действий, как в нападении, так и в
защите;
• Самостоятельно применять все виды перемещения, как с мячом, таки без мяча
Учащиеся в начале и в конце года сдают контрольные нормативы определяющие
уровень физической, технической и тактической подготовки.
Формы организации занятий
Основными формами учебнотренировочного процесса являются:
Групповые учебнотренировочные занятия.
Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
Восстановительные мероприятия.
Участие в матчевых встречах.
Участие в соревнованиях.
Зачеты, тестирования.
Конкурсы, викторины.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП И ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных
суставах; приседания; отведения; приведения и мах ногой в переднем, заднем и
боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из
различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и
т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шей и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы;
наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,
поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения, лежа
на спине переход в положение, сидя; смешанные упоры в положении лицом
Упражнения для развития силы.
Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание и виса,
отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и
сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату,
Упражнения для развития быстроты.
Повторный бег по дистанции от 30 до 100м со старта и сходу смаксимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером.
Упражнения для развития общей выносливости.
Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000м. Кросс на дистанцию для
девочек от 1500 до 3000м, для мальчиков от 2500 до 5000м. Дозированный бег по
пересеченной местности от 3 минут до 1 часа (для разных возрастных групп).
СПЕЦИАЛЬНОПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести.
По сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с
постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом,
спиной, боком к стартовой линии, сидя, лежа на спине и на животе в различных
положениях к стартовой линии; то же, но перемещение приставным шагом.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения
кистями с малыми гантелями и без гантелей. Отталкивание от стены ладонями и
пальцами одновременно и попеременно правой, левой рукой. Передвижение в упоре
на руках по кругу (вправо, влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в
упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа
«подпрыгнуть», одновременно толкаясь
Упражнения для развития специальной выносливости.
Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, техникотактических
упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы
и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от
защиты к нападению и обратно.
Учебно – тренировочные нормативы
нормативы
уровень
мальчики
девочки
1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.
1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.
30 м (сек)
Н
6,0
5,5
5,2
6,2
6,0
6,1
5,6Челночный бег 3 х 10
м
(сек)
Прыжки в дл. С места
(см)
Подтягивание На
высокой перекладине
Подтягивание
на низкой перекладине
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
Н
С
В
5,6
4,9
9,7
8,8
8,4
143
170
197
1
5
7
5,3
5,4
9,2
8,4
8,1
155
182
207
2
6
8
5,0
4,4
8,1
7,7
7,2
185
207
235
5
9
12
5,7
5,0
10,0
9,4
8,8
133
163
188
4
12
20
5,6
4,9
9,9
9,3
8,7
143
170
200
5
13
18
4,8
9,6
9,0
8,4
160
180
210
6
14
18
№
12
34
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия
Колво часов
Гигиена спортсмена. Правила соревнований. Игра
Ведение мяча Ведение мяча с изменением направления
Передачи мяча. Учебная игра
1
156
78
910
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
3132
3334
3536
Прием и передача мяча сверху. И Ведение с
изменением направления Передачи мяча на месте , в
движении Бросок в кольцо на 2 шага Учебная игра
Ведение с изменением направления Бросок в кольцо
после передачи Учебная игра.
Обучение финтам Тактика ( специальные упражнения)
Учебная игра
Совершенствование финтов Тактика( 2*1, 3*2) Ведение
с изменением направления Учебная игра
Ведение с изменением направления. Передачи мяча в
движении. Тактика( специальные пражнения).Учебная
игра.
Учебная игра
Физическая культура и спорт в России. Стойка игрока.
Учебная игра.
Учебная игра.
Ведение с изменением направления. Бросок в кольцо на
2 шага. Совершенствование остановок, передач.
Учебная игра.
Перемещение приставными шагами: лицом вперед,
правым, левым боком вперед, спиной вперед. Учебная
игра
Сведения о строении и функциях организма. Учебная
игра
Учебная игра.
Передача мяча сверху двумя руками из глубины
площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра
Учебная игра.
Учебная игра
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
итого
36 часовЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс»,
2000.352 с.
2. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская
литература», 20023. Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в Условиях
Крайнего Севера и Сибири. Материалы межрегиональной научнопрактической
конференции. – Омск: СибГАФК, 1997, ч. – 184
4. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное
пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с.