Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Хмелёвская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Зам. Директора по УВР
_________С.И. Маклакова
От ___________________2018 г.
Утверждаю.
Директор МКОУ «Хмелевская
СОШ»____________Л.В.Сумина
Приказ № ____ от _________2018г.
Д
П
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юные музееведы» 6 класс
Разработана на основе примерных
программ внеурочной деятельности
под редакцией В.А. Горского, 2е издание,
Москва «Просвещение», 2011 г.
Срок реализации программы – 1 год
Учитель Звягина Анастасия Александровнас. Хмелевка 2018 г.
Пояснительная записка
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения
исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и
исторической памяти.
Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только
прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется
прикоснуться к эпохе.
Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой
уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель
системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России
отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать
вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе
собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая
теоретические знания и практические умения в области истории и культуры
родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное
отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить
для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и
культурные ценности.
Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от
простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных
экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к
овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа
предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно
образовательной и экспозиционной работы.
При реализации содержания данной программы расширяются знания,
полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного
искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии,
физики и др.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность
– самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и
родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку,
маршрут экскурсии, научноисследовательскую работу), школьник тем самым
раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно
полезных и личностно значимых формах деятельности.
В основе данной программы лежит программа Д.В.Смирнова «Юные
музееведы», адаптированная для учащихся нашей школы.
Цель данной программы – знакомство учащихся с основами музейной работы,
повышение уровня воспитанности и эмоциональноценностного отношения к
истории родного края.
Образовательные задачи:
ходе занятий в музее;
Получение дополнительных знаний по предметам школьной программы в Изучение памятников истории и культуры Муромского края
Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
Повышение уровня духовнонравственной культуры учащихся на основе
уважения к историческому и культурному наследию родного края;
Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
Знакомство с основами музейного дела.
Развивающие задачи:
учащихся;
Активизация познавательной и исследовательской деятельности
Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;
Формирование системы ценностей и убеждений, способствующих
успешной социализации ребенка в современном обществе.
историю музейного дела,
По окончании обучения по программе дети должны знать:
основные музеи родного города,
жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,
основы музееведческой деятельности,
основные термины, применяемые в музейном деле.
Дети должны уметь:
планировать деятельность музея,
работать с фондами музея,
планировать и осуществлять поисковоисследовательскую деятельность,
выступать с защитой проектной работы.
Критерии результативности освоения программы «Юные музееведы»:
устойчивый интерес школьников к истории и культуре своего края,
желание изучать эту историю;
появление навыков работы в музее;
повышение уровня воспитанности учащихся.
Формы контроля
Анализ творческих работ учащихся.
Наблюдение за активностью школьников в процессе занятия и при
выполнении добровольных домашних заданий
Защита проектов
Режим занятий
Общее количество часов в год – 68 часов
Количество часов в неделю – 2 часа.
Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут.№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Юные музееведы
Учебнотематический план
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
занятие.
образовательном
Регламентация
Вводное
Основные
понятия и термины музееведе
ния.
Музей
в
учреждении.
деятельности музея.
Роль музея в жизни города.
Основные социальные функции
музеев.
История музейного дела за
рубежом. Коллекционирование (от
Античности до конца XVIIIв.)
История музейного дела в России.
Коллекционирование (конец XVII
– первая половина XIX в.)
Классификация музеев. Музеи
Мурома. Школьный
краеведческий музей.
Фонды музея. Работа с фондами в
школьном музее.
Музейная экспозиция.
музейных экспозиций.
Поисковоисследовательская
деятельность школьного музея.
Выставочная деятельность
школьного музея.
Экскурсионная
музея.
Поисковая деятельность
учащихся.
Организация
работы в экспедициях.
ИТОГО
краеведческой
деятельность
Виды
4
4
5
5
5
5
8
4
6
4
4
8
6
1
2
2
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
3
2
2
3
6
2
4
2
2
6
4
68
27
41
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения
Содержание курсаЦели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в
музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.).
Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений округа Муром.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет,
поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных
терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).
2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности
музея.
Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы,
регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея.
Практическая работа: знакомство с Положением о школьном музее,
планом работы музея на год, планом поисковоэкспедиционной деятельности.
Знакомство со структурой
3. Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев.
Роль музеев в жизни города Мурома, функции музеев. Школьный
краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и
его деятельность.
Практическая работа: обзорные экскурсии в мемориальный Доммузей
академика живописи И.С. Куликова и в музей «История народного образования
города Мурома» (школа № 16); по итогам экскурсий определить социальные
функции музеев.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от
Античности до конца ХVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную
эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные
собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их
сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи
Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественнонаучные кабинеты
ХVI ХVII вв. Художественное коллекционирование в ХVII в. Зарождение науки
музеографии.
Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного
музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии,
Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира;
поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными музеями;
подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа —
презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору
детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII —
первая половина ХIХ в.)Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти
ХVIII в. Кунсткамера в СанктПетербурге. Императорский музей Эрмитаж.
Кабинеты учебных и научных учреждений.
Коллекционирование в России в конце ХVIII первой половине ХIХ в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей
страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными
музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из
известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Классификация музеев. Музеи Мурома. Школьный краеведческий
музей.
Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Мурома. Школьный
краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения
и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного
краеведческого музея. Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного
музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные
музеи микрорайона.
7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее.
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов»,
«музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа
работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев.
Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного
краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы
в проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации
фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого
музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Знакомство с
«Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в
музей»
8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал»,
«тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные
материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном
краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея.
Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: знакомство с особенностями экспозиции в
школьном музее. Составление плана тематических экспозиций на учебный год.
Участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея.
9. Поисково исследовательская деятельность школьного музеяПоисковоисследовательская деятельность:
основные
направления. Поисковоисследовательская деятельность школьного краеведческого
музея. Презентация.
цели,
задачи,
Практическая работа:
участие в поисковоисследовательской
деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и
планом его деятельности.
10. Выставочная деятельность школьного музея.
Термины «Выставка» и «выставочная деятельность» Задачи и функции
выставки школьного музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или
выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в
школьном музее.
11. Экскурсионная деятельность школьного музея
Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический
и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов
участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности
культурнообразовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: подготовка и самостоятельное проведение
экскурсии в школьном музее.
12. Поисковая деятельность учащихся
Поисковособирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи
поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково—
собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в
библиотеке, Муромском историкохудожественном музее; встречи с участниками
исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов,
поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки исследовательской работы. Требования к оформлению
результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление
работ в виде докладов, рефератов, статей. Цитирование и ссылки. Культура
научного исследования.
Практическая работа: овладение основными формами поисково
исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками
исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов;
документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Выполнение
индивидуального поискового задания.
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое
задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения
краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Праваи обязанности краеведаисследователя при выполнении поисково—
исследовательских работ.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в
экспедиции.
Практическая работа: помощь в подготовке и участие в краеведческой
экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого
задания в экспедиции;
заполнение) дневника
индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции;
самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
оформление (ведение,
Литература
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристскокраеведческая деятельность учащихся
начальных классов/ Ф.Г.Багаутдинова. – М., 1992.
2. Голованов В.П.
Педагогика дополнительного образования детей/
В.П.Голованов. – ЙошкарОла, 2006.
3. Горский В.А. Живое образование/ В.А.Горский. – Ногинск, 2007.
4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов. – М., 2000.
5. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для
учителя/ Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.,2006.
6. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические
рекомендации/ сост. Н.А.Воронцова. – Пермь, 1974.
7. Краеведение: пособие для учителя/ Под ред. А.В.Даринского. – М.,
1987.
8. Остапец А.А.
Педагогика и психология туристскокраеведческой
деятельности учащихся/ А.А.Остапец. – М., 2001.
9. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. – М., 2001.
10. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/ А.Е.Сейненский. – М.,1988.
11. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова,
Н.А.Алексеева. – СПб., 2002.
12. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до
современности/ Б.А.Столяров. – СПб., 1999.
13. Юренева Т.Ю. Музееведение/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003.
14. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003.
15. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной
педагогике/ М.Ю.хневич. – М., 2001.