Рабочая программа по внеурочной деятельности

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности
Иконка файла материала Юные музееведы.doc
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Хмелёвская средняя общеобразовательная школа» Согласовано Зам. Директора по УВР _________С.И. Маклакова От ___________________2018 г. Утверждаю.  Директор    МКОУ «Хмелевская   СОШ»____________Л.В.Сумина Приказ № ____ от _________2018г.    Д П Рабочая программа   внеурочной деятельности «Юные музееведы» 6 класс     Разработана на основе примерных  программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского, 2­е издание,  Москва «Просвещение», 2011 г.  Срок реализации программы – 1 год   Учитель Звягина Анастасия Александровнас. Хмелевка 2018 г. Пояснительная записка Для   развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.  Чтобы ребенок мог  проникнуться такими  чувствами, недостаточно  только прочесть,   посмотреть   или   услышать   нужную   информацию,   тут   требуется прикоснуться к эпохе. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный   социальный   институт,   как   музей.   Музей   –   это   своеобразная   модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое   место   в   современных   общеобразовательных   учреждениях   России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы   развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   поколения   на   основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Актуальность   данной   программы   заключается   в   том,   что   осваивая теоретические   знания   и   практические   умения   в   области   истории   и   культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого   собирательства   предметов   и   артефактов   к   описанию   конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает   изучение   методики   исследовательской,   фондовой,   культурно­ образовательной и экспозиционной работы. При   реализации   содержания   данной   программы   расширяются   знания, полученные   детьми   при   изучении   школьных   курсов   истории,   изобразительного искусства,   обществознания,   литературы,   географии,   биологии,   экологии,   химии, физики и др. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность –   самостоятельный   творческий   поиск,   совместную   деятельность   обучающихся   и родителей.   Создавая   свой   творческий   исследовательский   проект   (выставку, маршрут   экскурсии,   научно­исследовательскую   работу),   школьник   тем   самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. В   основе   данной   программы   лежит   программа   Д.В.Смирнова   «Юные музееведы», адаптированная для учащихся нашей школы. Цель данной программы – знакомство учащихся с основами музейной работы, повышение   уровня   воспитанности   и   эмоционально­ценностного   отношения   к истории родного края.  Образовательные задачи: ходе занятий в музее;  Получение дополнительных знаний по предметам школьной программы в Изучение памятников истории и культуры Муромского края  Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Воспитательные задачи:  Повышение уровня духовно­нравственной культуры учащихся на основе уважения к историческому и культурному наследию родного края;  Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;  Знакомство с основами музейного дела. Развивающие задачи: учащихся;  Активизация   познавательной   и   исследовательской   деятельности  Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;  Формирование   системы   ценностей   и   убеждений,   способствующих успешной социализации ребенка в современном обществе.  историю музейного дела,  По окончании обучения по программе дети должны знать:   основные музеи родного города,   жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,   основы музееведческой деятельности,   основные термины, применяемые в музейном деле.  Дети должны уметь:  планировать деятельность музея,  работать с фондами музея,  планировать и осуществлять поисково­исследовательскую деятельность,  выступать  с защитой  проектной работы. Критерии результативности освоения программы «Юные музееведы»:  устойчивый интерес школьников к истории и культуре своего края, желание изучать эту историю;  появление навыков работы в музее;  повышение уровня воспитанности учащихся.  Формы контроля  Анализ  творческих работ учащихся.  Наблюдение   за     активностью     школьников   в     процессе   занятия     и   при выполнении  добровольных домашних заданий Защита проектов  Режим занятий  Общее количество часов в год –  68  часов   Количество часов в неделю – 2 часа.  Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45  минут.№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Юные музееведы Учебно­тематический план Темы Количество часов Всего Теория Практика       занятие. образовательном Регламентация Вводное     Основные понятия   и   термины   музееведе­ ния. Музей в учреждении. деятельности музея. Роль   музея   в   жизни   города. Основные   социальные   функции музеев. История   музейного   дела   за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) История музейного дела в России. Коллекционирование   (конец  XVII – первая половина XIX в.)  Классификация музеев. Музеи  Мурома.  Школьный  краеведческий музей.  Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. Музейная   экспозиция. музейных экспозиций. Поисково­исследовательская деятельность школьного музея. Выставочная деятельность  школьного музея.  Экскурсионная музея. Поисковая деятельность  учащихся. Организация работы в экспедициях. ИТОГО краеведческой   деятельность   Виды   4 4 5 5 5 5 8 4 6 4 4 8 6 1 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 3 6 2 4 2 2 6 4 68 27 41 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения Содержание курсаЦели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений округа Муром. Практическая   работа:   ознакомление   с   информацией   в   сети   Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). 2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея. Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея. Практическая   работа:   знакомство   с   Положением   о   школьном   музее, планом   работы   музея   на   год,   планом   поисково­экспедиционной   деятельности. Знакомство со структурой   3. Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев. Роль   музеев   в   жизни   города   Мурома,   функции   музеев.   Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность. Практическая   работа:   обзорные   экскурсии   в   мемориальный   Дом­музей академика  живописи И.С. Куликова и в музей «История народного образования города   Мурома»   (школа   №   16);   по   итогам   экскурсий   определить   социальные функции музеев. 4.   История   музейного   дела   за   рубежом.   Коллекционирование   (от Античности до конца ХVIII в.) Начало   коллекционирования   древностей.   Коллекционирование   в   античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно­научные кабинеты ХVI­ ХVII  вв. Художественное коллекционирование в ХVII  в. Зарождение науки музеографии. Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.  Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск   сайтов   и   знакомство   через   них   с   известными   зарубежными   музеями; подготовка   совместно   с   родителями   реферата   (проектная   работа   — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей). 5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII — первая половина ХIХ в.)Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII   в.   Кунсткамера   в   Санкт­Петербурге.   Императорский   музей   Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.  Коллекционирование в России в конце ХVIII ­ первой половине ХIХ в. Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны;   поиск   сайтов   и   знакомство   через   них   с   известными   отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта. 6. Классификация  музеев. Музеи Мурома.   Школьный  краеведческий музей. Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Мурома. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили  школьных музеев. Особенности  деятельности  школьного краеведческого музея. Отчёт о деятельности школьного музея. Практическая  работа:   участие   в   планировании   деятельности   школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона. 7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. Определение   понятий   «фонды   музея»,   «изучение   музейных   фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы   школьного   краеведческого   музея.   Научная   организация   фондов   музеев. Состав   и   структура   музейных   фондов.   Пополнение   фондов   школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в  проведения   экскурсий.  Учёт  фондов   школьного  музея.  Принципы   организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея;   составление  учётной   карточки  экспоната   школьного  музея.   Знакомство   с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей» 8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.  Понятия   «музейная  экспозиция»,  «экспонат»,   «экспозиционный  материал», «тематическая   структура»,   «экспозиционные   комплексы»   и   др.   Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Экспозиции   (постоянные   и   временные,   тематические)   в   школьном краеведческом   музее.   Обновление   экспозиций   школьного   краеведческого   музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Практическая   работа:   знакомство   с   особенностями   экспозиции   в школьном   музее.   Составление   плана   тематических   экспозиций   на   учебный   год. Участие в подготовке тематической  экспозиции школьного музея. 9. Поисково­ исследовательская  деятельность  школьного музеяПоисково­исследовательская   деятельность:   основные направления. Поисково­исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.    цели,   задачи, Практическая   работа:  участие   в   поисково­исследовательской деятельности   школьного   краеведческого   музея   в   соответствии   с   тематикой   и планом его деятельности. 10. Выставочная деятельность школьного музея.  Термины   «Выставка»   и   «выставочная   деятельность»   Задачи   и   функции выставки школьного музея. Классификация выставок. Организация   выставок   в   школьном   музее   (стационарные,   переносные   или выездные). Практическая   работа:   участие   в   подготовке   тематической   выставки   в школьном музее. 11. Экскурсионная деятельность школьного музея Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.  Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно­образовательной деятельности школьного музея. Практическая   работа:   подготовка   и   самостоятельное   проведение экскурсии в школьном музее. 12. Поисковая деятельность учащихся Поисково­собирательская   деятельность   в   работе   школьного   музея.   Задачи поисковой   работы,   связь   с   тематикой   школьного   музея.   Формы   поисково— собирательской   работы   учащихся   (краеведческие   походы;   экспедиции;   работа   в библиотеке, Муромском историко­художественном  музее; встречи с участниками исторических   событий   и   запись   воспоминаний;   документирование   артефактов, поиск и сбор экспонатов). Этапы   подготовки   исследовательской   работы.   Требования   к   оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ   в   виде   докладов,   рефератов,   статей.   Цитирование   и   ссылки.   Культура научного исследования. Практическая   работа:   овладение   основными   формами   поисково­ исследовательской   работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических   событий   и   запись   воспоминаний;   анкетирование   респондентов; документирование   артефактов,   поиск   и   сбор   экспонатов).   Выполнение индивидуального поискового задания. 13. Организация краеведческой работы в экспедициях Понятие   «краеведческая   экспедиция».   Индивидуальное   краеведческое задание   и   программа   его   выполнения   в   экспедиции.   Формы   выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Праваи   обязанности   краеведа­­исследователя   при   выполнении   поисково— исследовательских работ.  Требования   по   обеспечению   личной   гигиены   и   техники   безопасности   в экспедиции. Практическая  работа:  помощь  в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания   в   экспедиции;   заполнение)   дневника индивидуального   краеведческого   исследования   непосредственно   в   экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.   оформление   (ведение, Литература 1. Багаутдинова   Ф.Г.   Туристско­краеведческая   деятельность   учащихся начальных классов/ Ф.Г.Багаутдинова. – М., 1992. 2. Голованов   В.П.   Педагогика   дополнительного   образования   детей/ В.П.Голованов. – Йошкар­Ола, 2006. 3. Горский В.А. Живое образование/ В.А.Горский. – Ногинск, 2007. 4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов. – М., 2000. 5. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя/ Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.,2006. 6. Как   организовать   работу   школьного   краеведческого   музея:   методические рекомендации/ сост. Н.А.Воронцова. – Пермь, 1974. 7. Краеведение: пособие для учителя/ Под ред. А.В.Даринского. –                   М., 1987. 8. Остапец   А.А.   Педагогика   и   психология   туристско­краеведческой деятельности учащихся/ А.А.Остапец. – М., 2001. 9. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. – М., 2001. 10.  Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/ А.Е.Сейненский. – М.,1988. 11. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева. – СПб., 2002. 12. Столяров   Б.А.   Педагогика   художественного   музея:   от   истоков   до современности/ Б.А.Столяров. – СПб., 1999. 13. Юренева Т.Ю. Музееведение/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003. 14. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003. 15. Юхневич   М.Ю.   Я   поведу   тебя   в   музей:   учебное   пособие   по   музейной педагогике/ М.Ю.хневич. – М., 2001.