Рабочая программа по внеурочной деятельности
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
6 кл
15.11.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности
Юные музееведы.doc
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Хмелёвская средняя общеобразовательная школа» Согласовано Зам. Директора по УВР _________С.И. Маклакова От ___________________2018 г. Утверждаю.  Директор    МКОУ «Хмелевская   СОШ»____________Л.В.Сумина Приказ № ____ от _________2018г.    Д П Рабочая программа   внеурочной деятельности «Юные музееведы» 6 класс     Разработана на основе примерных  программ внеурочной деятельности под редакцией В.А. Горского, 2­е издание,  Москва «Просвещение», 2011 г.  Срок реализации программы – 1 год   Учитель Звягина Анастасия Александровна с. Хмелевка 2018 г. Пояснительная записка Для   развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.  Чтобы ребенок мог  проникнуться такими  чувствами, недостаточно  только прочесть,   посмотреть   или   услышать   нужную   информацию,   тут   требуется прикоснуться к эпохе. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный   социальный   институт,   как   музей.   Музей   –   это   своеобразная   модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое   место   в   современных   общеобразовательных   учреждениях   России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы   развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   поколения   на   основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Актуальность   данной   программы   заключается   в   том,   что   осваивая теоретические   знания   и   практические   умения   в   области   истории   и   культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого   собирательства   предметов   и   артефактов   к   описанию   конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает   изучение   методики   исследовательской,   фондовой,   культурно­ образовательной и экспозиционной работы. При   реализации   содержания   данной   программы   расширяются   знания, полученные   детьми   при   изучении   школьных   курсов   истории,   изобразительного искусства,   обществознания,   литературы,   географии,   биологии,   экологии,   химии, физики и др. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность –   самостоятельный   творческий   поиск,   совместную   деятельность   обучающихся   и родителей.   Создавая   свой   творческий   исследовательский   проект   (выставку, маршрут   экскурсии,   научно­исследовательскую   работу),   школьник   тем   самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. В   основе   данной   программы   лежит   программа   Д.В.Смирнова   «Юные музееведы», адаптированная для учащихся нашей школы. Цель данной программы – знакомство учащихся с основами музейной работы, повышение   уровня   воспитанности   и   эмоционально­ценностного   отношения   к истории родного края.  Образовательные задачи: ходе занятий в музее;  Получение дополнительных знаний по предметам школьной программы в  Изучение памятников истории и культуры Муромского края  Формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Воспитательные задачи:  Повышение уровня духовно­нравственной культуры учащихся на основе уважения к историческому и культурному наследию родного края;  Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;  Знакомство с основами музейного дела. Развивающие задачи: учащихся;  Активизация   познавательной   и   исследовательской   деятельности  Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;  Формирование   системы   ценностей   и   убеждений,   способствующих успешной социализации ребенка в современном обществе.  историю музейного дела,  По окончании обучения по программе дети должны знать:   основные музеи родного города,   жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,   основы музееведческой деятельности,   основные термины, применяемые в музейном деле.  Дети должны уметь:  планировать деятельность музея,  работать с фондами музея,  планировать и осуществлять поисково­исследовательскую деятельность,  выступать  с защитой  проектной работы. Критерии результативности освоения программы «Юные музееведы»:  устойчивый интерес школьников к истории и культуре своего края, желание изучать эту историю;  появление навыков работы в музее;  повышение уровня воспитанности учащихся.  Формы контроля  Анализ  творческих работ учащихся.  Наблюдение   за     активностью     школьников   в     процессе   занятия     и   при выполнении  добровольных домашних заданий Защита проектов  Режим занятий  Общее количество часов в год –  68  часов   Количество часов в неделю – 2 часа.  Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45  минут. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Юные музееведы Учебно­тематический план Темы Количество часов Всего Теория Практика       занятие. образовательном Регламентация Вводное     Основные понятия   и   термины   музееведе­ ния. Музей в учреждении. деятельности музея. Роль   музея   в   жизни   города. Основные   социальные   функции музеев. История   музейного   дела   за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIIIв.) История музейного дела в России. Коллекционирование   (конец  XVII – первая половина XIX в.)  Классификация музеев. Музеи  Мурома.  Школьный  краеведческий музей.  Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. Музейная   экспозиция. музейных экспозиций. Поисково­исследовательская деятельность школьного музея. Выставочная деятельность  школьного музея.  Экскурсионная музея. Поисковая деятельность  учащихся. Организация работы в экспедициях. ИТОГО краеведческой   деятельность   Виды   4 4 5 5 5 5 8 4 6 4 4 8 6 1 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 3 6 2 4 2 2 6 4 68 27 41 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения Содержание курса Цели и задачи занятий по программе курса. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Опыт успешной деятельности музеев образовательных учреждений округа Муром. Практическая   работа:   ознакомление   с   информацией   в   сети   Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями). 2. Музей в образовательном учреждении. Регламентация деятельности музея. Современное понимание термина «музееведение». Нормативные документы, регулирующие деятельность школьного музея. Программа развития музея. Практическая   работа:   знакомство   с   Положением   о   школьном   музее, планом   работы   музея   на   год,   планом   поисково­экспедиционной   деятельности. Знакомство со структурой   3. Роль музея в жизни города. Основные социальные функции музеев. Роль   музеев   в   жизни   города   Мурома,   функции   музеев.   Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного музея и его деятельность. Практическая   работа:   обзорные   экскурсии   в   мемориальный   Дом­музей академика  живописи И.С. Куликова и в музей «История народного образования города   Мурома»   (школа   №   16);   по   итогам   экскурсий   определить   социальные функции музеев. 4.   История   музейного   дела   за   рубежом.   Коллекционирование   (от Античности до конца ХVIII в.) Начало   коллекционирования   древностей.   Коллекционирование   в   античную эпоху, древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы в их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно­научные кабинеты ХVI­ ХVII  вв. Художественное коллекционирование в ХVII  в. Зарождение науки музеографии. Западноевропейские музеи в ХVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.  Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск   сайтов   и   знакомство   через   них   с   известными   зарубежными   музеями; подготовка   совместно   с   родителями   реферата   (проектная   работа   — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей). 5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец ХVII — первая половина ХIХ в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца ХVII — первой четверти ХVIII   в.   Кунсткамера   в   Санкт­Петербурге.   Императорский   музей   Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.  Коллекционирование в России в конце ХVIII ­ первой половине ХIХ в. Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны;   поиск   сайтов   и   знакомство   через   них   с   известными   отечественными музейными собраниями; самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта. 6. Классификация  музеев. Музеи Мурома.   Школьный  краеведческий музей. Музейная сеть и классификация музеев. Музеи города Мурома. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили  школьных музеев. Особенности  деятельности  школьного краеведческого музея. Отчёт о деятельности школьного музея. Практическая  работа:   участие   в   планировании   деятельности   школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы. Экскурсии в школьные музеи микрорайона. 7. Фонды музея. Работа с фондами в школьном музее. Определение   понятий   «фонды   музея»,   «изучение   музейных   фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы   школьного   краеведческого   музея.   Научная   организация   фондов   музеев. Состав   и   структура   музейных   фондов.   Пополнение   фондов   школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы в  проведения   экскурсий.  Учёт  фондов   школьного  музея.  Принципы   организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея;   составление  учётной   карточки  экспоната   школьного  музея.   Знакомство   с «Книгой учета экспонатов музея» и с книгой «Актов поступления экспонатов в музей» 8. Музейная экспозиция. Виды музейных экспозиций.  Понятия   «музейная  экспозиция»,  «экспонат»,   «экспозиционный  материал», «тематическая   структура»,   «экспозиционные   комплексы»   и   др.   Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Экспозиции   (постоянные   и   временные,   тематические)   в   школьном краеведческом   музее.   Обновление   экспозиций   школьного   краеведческого   музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Практическая   работа:   знакомство   с   особенностями   экспозиции   в школьном   музее.   Составление   плана   тематических   экспозиций   на   учебный   год. Участие в подготовке тематической  экспозиции школьного музея. 9. Поисково­ исследовательская  деятельность  школьного музея Поисково­исследовательская   деятельность:   основные направления. Поисково­исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Презентация.    цели,   задачи, Практическая   работа:  участие   в   поисково­исследовательской деятельности   школьного   краеведческого   музея   в   соответствии   с   тематикой   и планом его деятельности. 10. Выставочная деятельность школьного музея.  Термины   «Выставка»   и   «выставочная   деятельность»   Задачи   и   функции выставки школьного музея. Классификация выставок. Организация   выставок   в   школьном   музее   (стационарные,   переносные   или выездные). Практическая   работа:   участие   в   подготовке   тематической   выставки   в школьном музее. 11. Экскурсионная деятельность школьного музея Экскурсия: цели, задачи, виды. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.  Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Особенности культурно­образовательной деятельности школьного музея. Практическая   работа:   подготовка   и   самостоятельное   проведение экскурсии в школьном музее. 12. Поисковая деятельность учащихся Поисково­собирательская   деятельность   в   работе   школьного   музея.   Задачи поисковой   работы,   связь   с   тематикой   школьного   музея.   Формы   поисково— собирательской   работы   учащихся   (краеведческие   походы;   экспедиции;   работа   в библиотеке, Муромском историко­художественном  музее; встречи с участниками исторических   событий   и   запись   воспоминаний;   документирование   артефактов, поиск и сбор экспонатов). Этапы   подготовки   исследовательской   работы.   Требования   к   оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Оформление работ   в   виде   докладов,   рефератов,   статей.   Цитирование   и   ссылки.   Культура научного исследования. Практическая   работа:   овладение   основными   формами   поисково­ исследовательской   работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических   событий   и   запись   воспоминаний;   анкетирование   респондентов; документирование   артефактов,   поиск   и   сбор   экспонатов).   Выполнение индивидуального поискового задания. 13. Организация краеведческой работы в экспедициях Понятие   «краеведческая   экспедиция».   Индивидуальное   краеведческое задание   и   программа   его   выполнения   в   экспедиции.   Формы   выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные и коллективные. Права и   обязанности   краеведа­­исследователя   при   выполнении   поисково— исследовательских работ.  Требования   по   обеспечению   личной   гигиены   и   техники   безопасности   в экспедиции. Практическая  работа:  помощь  в подготовке и участие в краеведческой экспедиции. Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания   в   экспедиции;   заполнение)   дневника индивидуального   краеведческого   исследования   непосредственно   в   экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.   оформление   (ведение, Литература 1. Багаутдинова   Ф.Г.   Туристско­краеведческая   деятельность   учащихся начальных классов/ Ф.Г.Багаутдинова. – М., 1992. 2. Голованов   В.П.   Педагогика   дополнительного   образования   детей/ В.П.Голованов. – Йошкар­Ола, 2006. 3. Горский В.А. Живое образование/ В.А.Горский. – Ногинск, 2007. 4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение/ Б.В.Емельянов. – М., 2000. 5. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя/ Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.,2006. 6. Как   организовать   работу   школьного   краеведческого   музея:   методические рекомендации/ сост. Н.А.Воронцова. – Пермь, 1974. 7. Краеведение: пособие для учителя/ Под ред. А.В.Даринского. –                   М., 1987. 8. Остапец   А.А.   Педагогика   и   психология   туристско­краеведческой деятельности учащихся/ А.А.Остапец. – М., 2001. 9. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. – М., 2001. 10.  Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных/ А.Е.Сейненский. – М.,1988. 11. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела/ Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева. – СПб., 2002. 12. Столяров   Б.А.   Педагогика   художественного   музея:   от   истоков   до современности/ Б.А.Столяров. – СПб., 1999. 13. Юренева Т.Ю. Музееведение/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003. 14. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре/ Т.Ю.Юренева. – М., 2003. 15. Юхневич   М.Ю.   Я   поведу   тебя   в   музей:   учебное   пособие   по   музейной педагогике/ М.Ю.хневич. – М., 2001.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2018