Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Оценка 4.7
Документация
docx
обществознание
3 кл
05.08.2018
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
ДОНОВЕДЕНИЕ готова.docx
Пояснительная записка
Нормативно правовое обеспечение:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, ст.3,ст.47,ст.48);
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №
373»;
Приказ Минобрнауки РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Министерства образования и науки Ростовской Федерации № 576 от 8.06.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованный к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации;
Примерный учебный план Ростовской области на 2017 2018 учебный год.
Устав МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича, Приказ Управление образования
Зимовниковского района от 16. 05. 2017г. №155
Образовательная программа начального общего образования МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея
Александровича на 20172018 учебный год, Приказ МБОУ Зимовниковской СОШ №6 имени Героя России Дьяченко Андрея
Александровича от 30.08.2017г. №154 «Об утверждении образовательных программ»;
Учебный план МБОУ Зимовниковской СОШ № 6имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича на 20172018 учебный год,
Приказ от 30.08.2017 №153
Примерная программа НОО М.: «Просвещение» 2015г.
Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для общеобразовательных учреждений. Е.Ю.Сухаревской, РостовнаДону, :
«Издательство Баро – Пресс» 2015 г.
1 Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой
Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного
края:
1. Образовательные:
— пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и
социальных объектах и явлениях донского края;
— формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историкокультурном наследии и их традициях;
об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития донского края.
2. Развивающие:
— развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей; формирование и
развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и куль туры во
времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историкокультурного потенциала Донского
края.
3. Воспитательные
:
— воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия
своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; — воспитание уважения к
национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного
отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей
интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и
индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности,
целостности окружающего мира. При отборе
содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Ведущим из них
является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу
«Доноведение» положено диалектическое единство системы природа — человек общество». Особенностью данного содержания является
то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты к проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях
с другими.
2 3. История Донского края часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так
сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов
создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все
компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед
ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи с
этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный
принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к
истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости
их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается
интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение по данному курсу целесообразно рассматривать
как ряд этапов. В 1 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При
этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа
обучения в 2, 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа по жизнетворчеству рассчитана на 68 часов. В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием уроков
МБОУ Зимовниковской СОШ №6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича программа будет выполнена за 64 часа
Содержание курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
• Я и окружающий мир;
• Природа Донского края;
• Человек и природа;
• Жизнь на Дону;
• Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребенок сам может определить свое место в мире и свою сущность (я, моя
3 семья). Так, содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и
большого города, в природе, правилам личной гигиены. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой
Родины» и ее географическим расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на
карте Ростовской области, символах своего края; осознает свои семейные и общественные обязанности.
Я и окружающий мир (10 ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на
карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными
людьми.
3 класс (68ч)
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (24ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные
признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское
водохранилище, озеро МанычГудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (8ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее
представление о 34 профессиях).
Жизнь на Дону (26ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
4 Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья.
Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии1
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Город (станица)… Ростовской области»,
«Мир природного сообщества родного края»,
«Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто
работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Тематическое планирование курса «Доноведение»
3 класс
№
п/п
1
5 Тема
Колво
часов
Задачи
Виды деятельности
Дата
План
Факт
Я и окружающий мир
12
Край, в котором я живу
2
Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и
правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной),
находить территорию Ростовской области на карте страны
Работа с картой
Ростовской области
Практическая
работа по контурной карте: выделение
границы Ростовской области.
34
О городах и станицах родного края
2
6 Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их
архитектурой, достопримечательностями и значением.
Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.
Экскурсии по городам Ростовской области.
Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»
С днём рождения, родной город (село)
4
Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия,
достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.
Экскурсия.
Составление
коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)
58
Природа Донского края
914
У природы нет плохой погоды
6
Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений,
продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с
природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)
Познакомить с профессией метеоролог.
Экскурсия «Сезонные изменения в природе»
Конкурс рисунков
7 Живая вода.
2
Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.
Работа с картой Ростовской области .
Исследовательские работы.
1516
1718
Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края
2
Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических
проблем.
Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.
1920
Растения и животные водоёмов.
2
Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.
Исследовательские работы учащихся
Жизнь на Дону
2122
Тайны Донской земли
2
Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.
Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»
8 2324
Танаис – древний город
2
Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.
2526
Дикое поле
2
Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.
Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголотатар).
Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.
Рисование картин прошлого Дона.
2728
Донской край – казачий край
2
Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.
Экскурсия в краеведческий музей
Исследовательская работа «История казачьей семьи».
Первые казачьи городки
2
2930
9 Казачья семья
2
Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.
3132
3334
Жилище казака
2
Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах
Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)
3536
История вещей. Одежда.
2
История вещей. Посуда.
2
Славен Дон!
2
3738
3940
10 Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих
соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.
Праздничное мероприятие
4142
Природная поверхность нашего края
Природа Донского края
Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы
реки Дон.
Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»
4344
Из недр Донской земли
2
Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание
необходимости бережного использования подземных богатств края.
Работа
с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых
4546
Почвы родного края
2
Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.
Практическая работа
«Почвы родного края»
11 4748
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.
2
Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.
Экскурсия.
Исследовательские работы учся «Мир природного сообщества родного края»
Конкурс рисунков
Викторины, кроссворды
4950
Природная экосистема луга
2
Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с
данным сообществом.
5152
Природная экосистема леса
2
Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе.
Влияние человека на сообщество.
Человек и природа
5354
Донская земля – житница России
2
Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений
родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.
12 Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»
5556
Сельское хозяйство на Дону: земледелие.
2
Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском
хозяйстве.
5758
Казачьи посиделки
2
Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.
Праздничное мероприятие.
5960
Сельское хозяйство на Дону: животноводство
2
Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в
животноводстве.
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»
Обычаи.
Весенние
обряды и
праздники на
Дону
6162
Сретение. Сороки.
6364
Встреча птиц
6566
Славься наш край
2
2
Дать общее представление о весенних обрядах на
Дону
Дать общее представление о международном дне
птиц.
Дать общее представление о весенних обрядах на
Дону
Праздничные
мероприятия.
Изготовление
скворечника
Праздничные
мероприятия.
13 14
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.