Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Оценка 4.7
Документация
docx
обществознание
3 кл
05.08.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
ДОНОВЕДЕНИЕ готова.docx
Пояснительная записка      Нормативно­ правовое обеспечение:  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, ст.3,ст.47,ст.48);  Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;  Приказ Минобрнауки РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;  Приказ Министерства образования и науки Ростовской Федерации № 576 от 8.06.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,   рекомендованный   к   использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего   образования»,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации;  Примерный учебный план Ростовской области на 2017­ 2018 учебный год.   Устав  МБОУ Зимовниковской  СОШ  №  6 имени Героя России  Дьяченко Андрея Александровича, Приказ  Управление  образования Зимовниковского района от 16. 05. 2017г. №155  Образовательная программа начального общего образования МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича   на   2017­2018   учебный   год,   Приказ   МБОУ   Зимовниковской   СОШ   №6   имени   Героя   России   Дьяченко   Андрея Александровича от 30.08.2017г. №154 «Об утверждении образовательных программ»;  Учебный план МБОУ Зимовниковской СОШ № 6имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича   на 2017­2018 учебный год, Приказ от 30.08.2017 №153   Примерная программа НОО М.: «Просвещение» 2015г.  Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» для общеобразовательных учреждений. Е.Ю.Сухаревской, Ростов­на­Дону, : «Издательство Баро – Пресс» 2015 г. 1 Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой  Родине — донском крае и адекватного понимания места человека в нем. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного  края:  1. Образовательные:  — пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и  социальных объектах и явлениях донского края;  — формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историкокультурном наследии и их традициях;  об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития донского края.  2. Развивающие:    — развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей; формирование и  развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и куль­ туры во  времени, пространстве; для оценочного ­ отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко­культурного потенциала Донского  края.                                                                                3. Воспитательные  :                                                                                                                                                                                                                — воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия  своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; — воспитание уважения к  национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного  отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.  Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Доноведение» Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей  интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и  индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности,  целостности окружающего мира.                                                                                                                                                                            При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено). Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу  «Доноведение» положено диалектическое единство системы природа — человек ­  общество». Особенностью данного содержания является  то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты к проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях  с другими.  2 3. История Донского края ­ часть истории Отечества.  Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так  сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов  создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все  компоненты взаимодействуют друг с другом.  Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед  ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи с  этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.  Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно­нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный  принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.  Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к  истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости  их охраны.  При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается  интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение по данному курсу целесообразно рассматривать  как ряд этапов. В 1 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При  этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа  обучения в 2, 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.   Место предмета в учебном плане Данная рабочая программа по жизнетворчеству  рассчитана на 68 часов. В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием уроков МБОУ Зимовниковской СОШ №6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича программа будет выполнена за 64 часа Содержание  курса внеурочной деятельности «Доноведение» Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:  • Я и окружающий мир;  • Природа Донского края;  • Человек и природа;  • Жизнь на Дону;                                                                                                                                                                                                                           • Яркие страницы истории земли Донской.  Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребенок сам может определить свое место в мире и свою сущность (я, моя  3 семья). Так, содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и  большого города, в природе, правилам личной гигиены. Ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой  Родины» и ее географическим расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположении на  карте Ростовской области, символах своего края; осознает свои семейные и общественные обязанности.  Я и окружающий мир (10 ч) Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.  3 класс  (68ч) Моя семья. Родословная. Природа Донского края (24ч) Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.  Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское  водохранилище, озеро Маныч­Гудило. Природная экосистема водоёма.  Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области.  Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).  Человек и природа (8ч) Профессия – метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3­4 профессиях). Жизнь на Дону (26ч) Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. 4 Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. Экскурсии1 «Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»; «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»; в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков. Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».  Исследовательская деятельность по проблемам:  ­ «Город (станица)… Ростовской области»,  ­ «Мир природного сообщества родного края», ­ ­ «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др. Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок),  и др. Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль». Исследовательская деятельность по проблемам:  «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,  «Мир природной зоны родного края» и др. Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».   Тематическое планирование курса «Доноведение» 3 класс № п/п 1  5 Тема Кол­во часов Задачи Виды  деятельности Дата План Факт Я и окружающий мир  1­2 Край, в котором я живу 2 Дать представления  о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и  правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной),  находить  территорию Ростовской области  на  карте  страны Работа с картой Ростовской  области Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. 3­4 О городах и станицах родного края 2 6 Познакомить с наиболее  крупными городами Ростовской области, с их  архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций. Экскурсии  по  городам Ростовской области.  Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» С днём рождения, родной город (село) 4 Дать  представление о своем  населенном  пункте  как о  малой Родине; познакомить с историей  возникновения, происхождением  названия,  достопримечательностями, знаменательными  датами, известными  людьми. Экскурсия.   Составление коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей) 5­8 Природа Донского края 9­14 У природы нет плохой погоды 6 Продолжать  формирование  умений анализировать, сравнивать и выделять  существенные  отличительные  признаки  сезонных  изменений,  продолжать систематические  наблюдения  за  погодой. Познакомить  с  особенностями  времен  года  в Ростовской области. Познакомить  с  природными  условиями, процессами  и явлениями  характерными  для края (гололед, засуха,  ливневые дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией ­ метеоролог.  Экскурсия       «Сезонные изменения в природе»  Конкурс рисунков 7 Живая  вода. 2 Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. Работа  с картой Ростовской области .  Исследовательские  работы. 15­16 17­18 Разнообразие  водоемов  родного  края. Главная река нашего края 2 Познакомить  с  водоемами  родного  края. Изучение  живой  природы  водоема, находящегося  вблизи  населенного  пункта; его  экологических  проблем.  Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды. 19­20 Растения и животные водоёмов. 2 Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.  Исследовательские работы учащихся Жизнь на Дону 21­22 Тайны Донской земли 2 Дать  представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.  Экскурсия  в архитектурный исторический памятник «Танаис» 8 23­24 Танаис – древний город 2 Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом. 25­26 Дикое поле 2 Дать  представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо­татар). Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.  Рисование картин прошлого Дона. 27­28 Донской  край – казачий  край  2 Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями  и хозяйством казаков. Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История казачьей семьи». Первые казачьи городки 2  29­30 9 Казачья семья 2 Познакомить с особенностями  казачьей семьи и  воспитанием  детей.  31­32 33­34 Жилище казака 2 Актуализировать знания об  особенностях  быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных   ремеслах Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок) 35­36 История вещей. Одежда. 2 История вещей. Посуда. 2 Славен Дон! 2 37­38 39­40 10 Воспитывать гордость и чувство ответственности перед  настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих  соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. Праздничное мероприятие 41­42 Природная поверхность нашего края Природа Донского края Познакомить  с  особенностями  поверхности  Ростовской области:  холмистой  равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы   реки  Дон. Экскурсия. Практическая  работа «Рисунок, карта  поверхности  родного  края» 43­44 Из  недр  Донской  земли 2 Познакомить с полезными  ископаемыми Ростовской области:  известняк, песок, глина; их  месторождения; воспитывать понимание  необходимости  бережного  использования  подземных  богатств  края.  Работа  с картой Ростовской области  и  практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых 45­46 Почвы  родного  края 2 Почвы  Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить  значение  почвы  для  Ростовской области.  Практическая  работа «Почвы родного края» 11 47­48 Цвети, мой  край  родной! Природная экосистема степи. 2 Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.  Экскурсия.  Исследовательские  работы уч­ся «Мир природного сообщества родного края»  Конкурс рисунков Викторины, кроссворды 49­50 Природная экосистема луга 2 Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с  данным сообществом. 51­52 Природная экосистема  леса 2 Познакомить с  одним из природных сообществ  Ростовской области:  лесом. Показать взаимосвязи  растений и животных в данном  сообществе.  Влияние  человека на сообщество. Человек и природа 53­54 Донская  земля – житница  России 2 Познакомить с природным сообществом  поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие  на  примерах растений  родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.  12 Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле» 55­56 Сельское хозяйство на Дону: земледелие. 2 Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями.  Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском  хозяйстве. 57­58 Казачьи посиделки 2 Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей. Праздничное мероприятие. 59­60 Сельское хозяйство на Дону: животноводство 2 Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в  животноводстве. Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»                               Обычаи.  Весенние  обряды и  праздники на  Дону 61­62 Сретение. Сороки. 63­64 Встреча птиц  65­66   Славься наш край 2 2 Дать общее представление о весенних обрядах на  Дону Дать общее представление о международном дне  птиц. Дать общее представление о весенних обрядах на  Дону Праздничные  мероприятия. Изготовление  скворечника Праздничные  мероприятия.   13 14

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018