III. Содержание курса внеурочной деятельности.docx
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир,
Природа Донского края,
Человек и природа,
Жизнь на Дону,
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае,
ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя
семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель
обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города,
в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться
с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает
первичные представления о названии своего местопроживания, его
расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт
свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и
должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа
Донского края»включает представления учащихся о природных явлениях,
природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской
области. Содержание блока предусматривает характеристики разных
представителей растительного и животного мира родного края с обязательным
знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае
(содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются:
изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных
изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение
рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики
природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет
одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие
содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных
для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы
истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и
прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка,
одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является
установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже
история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу
из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь
с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая
экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о
недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале
познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего
Отечества и родного края.
Неотрывной частью обучения является
воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям
своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами,
традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых
условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3класс
Я и окружающий мир
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная
единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте.
Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города):
достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской
области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки
сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык,
Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище,
озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в
родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие,
животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее
представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта
казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в
казачьей семье.
Экскурсии
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов
родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью
ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного
края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков»
(изготовление поделок), и др.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок "Доноведение", 3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок "Доноведение", 3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок "Доноведение", 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.