РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл—4 кл
02.09.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программывнеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–74классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Заказчиком которой выступает Минфин России. Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реали- зующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. Программа рассчитана на 1 час с вариативностью на 0,5 часа составлена на 34/35 часов. Рассчитана на учащихся 2-4 классов. Цель и задачи программы: Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются раз- витие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для ре- шения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет. Задачи программы: Формируемые компетенции • осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере; • определять актуальные и потенциальные источники доходов; • анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения; • выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков; • оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту; • оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств; • сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом; • оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке; • оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙФинансовая грамотность 2- 4 класс Довбня С.А..docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1» Кулундинского района Алтайского края РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2­4 классов» Учитель Довбня С.А. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2­4 классов» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   внеурочной   образовательной   деятельности   разработана   на основе   примерной   программывнеурочной   деятельности   в   соответствии   с требованиями к результатам освоения основного общего образования.     Авторы программы   Финансовая   грамотность:   Е.   А.   Вигдорчик,   И.   В.   Липсиц,   Ю.   Н. Корлюгова, учебная программа. 2–74классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА­ ПРЕСС, 2014. Заказчиком которой выступает Минфин России. Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реали­  зующим интересы обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. Программа рассчитана на 1 час с вариативностью на 0,5 часа составлена на 34/35 часов. Рассчитана на учащихся 2­4 классов. Цель и задачи программы: Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются раз­     формирование опыта применения полученных знаний и умений для ре­   шения элементарных вопросов в области экономики семьи.    Основные содержательные линии курса:     витие экономического образа мышления, воспитание ответственности и  нравственного поведения в области экономических отношений в семье,  • деньги, их история, виды, функции;  • семейный бюджет.  осуществлять   поиск   и   использование   информации   необходимой   для Задачи программы: Формируемые компетенции  результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;  определять актуальные и потенциальные источники доходов;    анализировать   структуру   собственных   (семейных)   доходов   и   расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость   своего   домохозяйства,   планировать   семейный   и   личный   бюджет, планировать сбережения;  уменьшению рисков;  выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по    оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи   с   кредитной   нагрузкой   на   семью,   определять   эффективную   процентную ставку по кредиту;    оценивать   риски   при   инвестировании,   сравнивать   доходность   различных инвестиционных   продуктов,   выбирать   типовые   методы   и   способы   выполнения задач по инвестированию средств;  защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;   ситуации финансового мошенничества. оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке; оценивать   их   эффективность   и   качество,   описывать   алгоритм   действий   в  сравнивать возможности ­ оценивать соотношения уровня расходов и степени Основные содержательные линии курса: 1) деньги, их история, виды. функции; 2) семейный бюджет. ми математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и  задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей  и включают задачи, практические задания, игры, мини­исследования и  проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с  текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и пред­ ставления информации и публичных выступлений.  ность»: • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие  в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семей­ ном бюджете;  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых  отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в  области семейных финансов;  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности  за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений,  Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курса­               Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамот­                   понимание финансового положения семьи;            Познавательные:       • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в  разных игровых и реальных экономических ситуациях.   Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая гра­ мотность»: • освоение способов решения проблем творческого и поискового  5 характера: работа над проектами и исследования; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.  Регулятивные: • понимание цели своих действий в проектной и исследователь­ ской деятельности;  • составление простых планов с помощью учителя; • оценка правильности выполнения действий: знакомство с крите­ риями оценивания, самооценка и взаимооценка;  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, ро­ дителей.    представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых  опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;    установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;            • проявление познавательной и творческой инициативы;            Коммуникативные:                       Предметные результаты изучения курса:                     • составление текстов в устной и письменной формах;  • готовность слушать собеседника и вести диалог;  • готовность признавать возможность существования различных  точек зрения и права каждого иметь свою;  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и  оценку событий;  • умение договариваться о распределении функций и ролей в со­ вместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение  окружающих.  • понимание и правильное использование экономических терминов;  • представление о роли денег в семье и обществе;  • умение характеризовать виды и функции денег;  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой се­ мейный бюджет;  6 • определение элементарных проблем в области семейных финан­ сов и путей их решения;  • проведение элементарных финансовых расчётов.    Методы преподавания    При изучении курса предполагается преобладание активных и ин­   терактивных методов обучения. Мозаика   Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или ре­   шении задач.                                              • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответ­ ствует количеству задач.  • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе  лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соот­ ветствующие номеру задачи.  • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом  оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают за­ дачу (задачи), соответствующую их номерам.  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представ­ ляет свою задачу остальным членам команды.  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения за­ дач, в которых они не были экспертами.  «Один — два — вместе»  Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяс­ нением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в груп­ пах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет  собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе  индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи  каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вы­ рабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз  постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться  четырьмя участниками.  Дерево решений При выполнении заданий по классификации, например товаров и  услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного от­ дыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится верши­ ной вниз.              Мозговой штурм                        Мини­исследование В групповых проектах, например организации праздника в клас­ се, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от  количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от  группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование  идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чёт­ ко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором  этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей  не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по со­ держанию, оценке и отбору. Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную  жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности,  ние цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных  результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на раз­ ных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных изме­ рительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для  проведения мини­исследования используется один источник, резуль­ таты представляются в простой форме, например в виде таблицы или  короткого текста.  Кейс  Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от  кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации  с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых  решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию  из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших  детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.  Аукцион  Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в  форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных уче­ ников. Игра проходит по следующим правилам: • У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и      исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффектив­  ным методом обучения. Любое исследование предполагает определе­                                       т. п.).                                Mind­map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схе­   реводах термин может звучать по­разному: карта ума, карта разума, карта памяти,  интеллект­карта, майнд­мэп. Эта техника позволяет на­ • Право ответа на вопрос покупается.  • Стартовая цена простого вопроса —  5 баллов, сложного —  10 бал­ лов.  9 • Цена может меняться с шагом 5 баллов.  • Окончательная цена определяется в результате торгов.  • При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто  отвечал, при неверном — вычитается.  Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них  необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количе­ ства участников), которая будет проверять начисление баллов самими  участниками игры или вести собственные ведомости.  Диаграмма связей (интеллект­карта, ментальная карта, карта па­ мяти, карта разума, mind­map) матического изображения какой­то идеи или системы. В русских пе­ глядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвя­ щегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозго­ вых штурмах1.  Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функ­ ции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д.  Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственны­ ми рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные про­ граммы построения диаграмм. Специально для детей предназначена  программа Kidspiration (i­Pad).  10 Диаграмма связей .                       Для младших школьников задания можно дифференцировать.   Формы оценивания                                         Текущая аттестация: • устный опрос;  • тестовые задания;  • решение задач;  • решение кроссвордов и анаграмм;  • мини­исследования;  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.  Итоговая аттестация: • викторина;  • тест.  Внеурочная деятельность: • творческая работа;  • проект.  Система оценивания 11 Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на  критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс  оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев  лежат универсальные учебные действия.  Критерии оценивания:     A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни  семьи; понимание и правильное использование экономических терминов. B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых    таблиц, схем и диаграмм.        C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий    и причинно­следственных связей.    D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка    цели, подбор источников информации с помощью учителя.    E. Определение позитивных и негативных последствий решений и    действий.      F. Представление результатов: соответствие темы и содержания,  структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение          задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.  G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразитель­ ных средств, качество оформления.  Программа реализуется через следующие формы занятий:  • • • • • ситуационная игра,  образно­ролевые игры,  исследовательская деятельность,  урок­практикум, дискуссия, обсуждение. Ситуационные   игры   —  это   подвид   активного   социально­психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях. Образно­ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д. Исследовательская   деятельность  ­   это   деятельность,   главной   целью   которой является   образовательный   результат,   она   направлена   на   обучение   учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Урок­практикум  –   это   уроки   формирования   умений   и   навыков,   на   которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы. Деловая   игра   –  метод   осуществления   образования,   при   котором   имитируется принятие   решений   руководящими   работниками   или   специалистами   в   различных деловых   ситуациях,   нередко   при   наличии   конфликтных   ситуаций   или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица),   принимающих   решения   вступают   в   диалог   организатором   игры   или   с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема ­ решение – последствие (проблема) и т.д.» Дискуссионный   клуб–  метод   осуществления   образования,   при   котором периодически   организуется   дискуссионная   площадка,   обучающиеся   становятся участниками   дискуссий,   таким   образом   постепенно   вырабатываются   регламенты осуществления   обсуждения   ­   независимого,   объективного   анализа   тех   или   иных социальных   процессов,   в   качестве   участников   дискуссий   могут   приглашаться эксперты, специалисты, исследователи. Чтобы   интерактивная   форма   занятия   была   эффективной   и   продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:   обсуждения;    постоянно поощряются   за   активное   участие   в   работе,   предоставляется   возможность   для самореализации. в работу вовлечены все участники; используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обеспечивается   психологическая   подготовка   участников: Учебно­тематический план для 2 класса № Тема занятия занятия Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают 1­4 5­8 9­12 Что такое деньги и откуда они взялись. Рассмотрим  деньги поближе. Какие деньги  были раньше в  России. 13­16 Защита от  подделок Теоретическая Часть Практическая часть Форма занятия 5 1 1 1 1 13 3 3 3 3 Беседа Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия 17­18 Современные деньги России и других стран. Тема 2. Из чего  складываются доходы в  семье. 19­22 Откуда в семье  деньги. Тема 3. Почему семьям  часто не хватает денег на  жизнь и как этого  избежать. 23­26 На что тратятся  деньги. Тема 4. Деньги счёт  любят, или как управлять  своим кошельком, чтобы  он не пустовал. 27­30 31­34 Как умно  управлять своими  деньгами. Как делать  сбережения. Итого часов: 34  9 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 3 3 3 6 3 3 25 Сюжетно – ролевая игра Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Учебно­тематический план для 3 класса № Тема занятия занятия Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают 1­4 Что такое деньги и откуда они взялись. Теоретическая Часть Практическая часть Форма занятия 5 1 13 3 Беседа 5­8 9­12 Рассмотрим  деньги поближе.  Какие деньги  были раньше в  России. 13­16 Защита от  подделок 17­18 Современные деньги России и других стран. Тема 2. Из чего  складываются доходы в  семье. 19­22 Откуда в семье  деньги. Тема 3. Почему семьям  часто не хватает денег на  жизнь и как этого  избежать. 23­26 На что тратятся  деньги. Тема 4. Деньги счёт  любят, или как управлять  своим кошельком, чтобы  он не пустовал. 27­30 31­34 Как умно  управлять своими  деньгами. Как делать  сбережения. Итого часов: 34  1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 9 Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Сюжетно – ролевая игра Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия 3 3 3 1 3 3 3 3 6 3 3 25                               Учебно­тематический план для 4 класса № Тема занятия занятия Тема 1. Что такое деньги  и какими они бывают Теоретическая Часть Практическая часть Форма занятия 10 10 Как появились деньги. История монет. 1­4 5­8 9­12  Бумажные  деньги. 13­16 Безналичные  деньги. Валюты. 17­20 Тема 2. Из чего  складываются доходы в  семье. 21­24 Откуда в семье   берутся деньги. Тема 3. Почему семьям  часто не хватает денег на  жизнь и как этого  избежать. 25­29 На что семья   тратит  деньги. Тема 4. Деньги счёт  любят, или как управлять своим кошельком, чтобы  он не пустовал. 30­34 Как правильно  планировать  семейный  бюджет. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 Беседа Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Сюжетно – ролевая игра Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Беседа, практические занятия Итого часов: 34  16 18 Содержание программы и примерный перечень компетенций Т Е М А 1 . Ч ТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ  И КАКИМИ ОНИ  БЫВАЮТ         Вклады до востребования являются своеобразным «кошельком» —  деньги можно снять в любой момент, но процент по вкладу очень не­ велик (например, 0,01% в Сбербанке). Проценты по срочным вкладам  значительно выше (например, 8%), но начисляются только по истечении определённого срока. Если клиент забирает деньги раньше, он полно­ стью или частично теряет проценты. В некоторых странах за снятие де­ нег со счёта раньше срока, указанного в договоре, клиента наказывают  штрафом. Процентная ставка зависит от срока и величины вклада. Чем  больше срок и сумма, тем выше могут быть проценты.  Принципами кредитования являются срочность (кредит даётся на  определённый срок), платность (выплачиваются проценты) и возврат­ ность (кредит должен быть возвращён). Существуют различные виды  кредитов: потребительский кредит, кредит на приобретение автомоби­ ля, ипотечный кредит, кредит на образование и т.д.  Современные банки используют платёжные карты. Дебетовая карта  позволяет истратить только сумму, имеющуюся на счёте. Кредитная кар­ та даёт возможность истратить больше в пределах лимита, установлен­ ного банком.                                  Т Е М А 1 . ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ  И  КАКИМИ  ОНИ  БЫВАЮТ                           Жизненные ситуации                       Занятие 5 Цель занятия: рассмотреть понятие валюты и объяснить, как пере­ считать цены товаров, используя валютный курс.  Ключевой вопрос: Зачем нужна иностранная валюта?  2 — 3 класс Современные деньги Росии и других стран (1 час) Основные понятия Доллары. Евро.  4 класс Валюты (1 час) Основные понятия Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.  Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.  • Чтение литературы, просмотр фильмов.  • Посещение обменного пункта.  • Поездка за границу.  Компетенции • Приводить примеры валют.  29 • Объяснять, что такое резервная валюта.  • Объяснять понятие валютного курса.  • Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.  Содержание Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Цена одной валюты,  дневной жизни мы обычно используем обратный курс рубля — цену доллара,  стоит 35 р. Чтобы определить прямой курс, надо единицу разделить на это    выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. В повсе­   евро или другой валюты, выраженную в рублях. Например, 1 долл.    значение — 1 р. стоит 1/35 долл. (примерно 3 цента). Центральный банк  ну. Её стоимость = 0,55 х курс доллара + 0,45 х курс евро.            Источником иностранной валюты в стране является экспорт её то­ варов и иностранные инвестиции. Иностранцы могут организовывать  собственные предприятия (прямые инвестиции) или покупать ценные  бумаги (портфельные инвестиции).  ТЕМА 2.  ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ Занятие 6 Цель занятия: рассмотреть источники доходов и объяснить, что  влияет на размер доходов.  Ключевой вопрос: От чего зависят доходы семьи?  2 — 3 класс Откуда в семье деньги (2 часа) Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная  плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. По­ собие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.  4 класс Откуда в семье берутся деньги (2 часа) Основные понятия Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми­ нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. По­ требительская корзина. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность.  Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.  33 Т Е М А 2 . И З Ч Е гО  СКЛАДЫВАЮТС Я ДОХОД Ы  В  С Е М Ь Е                                           Жизненные ситуации             • Знакомство с работой родителей.  • Обсуждение с дедушками и бабушками пенсии и льгот пенсионерам.  • Обучение родителей на курсах повышения квалификации, тре­ нингах и т. п.  • Обсуждение с родителями размера и порядка получения карман­ ных денег. • Рождение брата или сестры.  • Обсуждение в семье покупки товаров в кредит.  • Сдача квартиры в аренду или аренда квартиры.  • Открытие вклада.          • Покупка акций.                                                  • Знакомство с бизнесом родителей (родственников, знакомых).  Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.  • Объяснять причины различий в заработной плате.  • Объяснять, как связаны профессии и образование.  • Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.  • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при­ водить примеры пособий.  • Объяснять, что такое процентный доход.  Содержание Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый  период. Чаще всего российские семьи ориентированы на ежемесячные  доходы. Источники доходов: работа по найму, собственность, предпри­ нимательская деятельность и выплаты государства.  Основным доходом современного человека является заработная  плата. Её получает человек, работающий по найму, наёмный работник.  Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная  плата зависит от количества произведённой продукции, а повремен­ ная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты полу­ чают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополни­ 34 тельное вознаграждение — премия. Размер заработной платы зависит  от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организа­ ции, в которой работает человек.  ПОЧЕМУ СЕМЬЯМ ЧАСТО НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ И КАК                      ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ Занятие 7 Цель занятия: рассмотреть направления расходов и объяснить  степень их необходимости.  Ключевой вопрос: Почему люди тратят деньги?  2 — 3 класс На что тратятся деньги (2 часа) Основные понятия Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда.  Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Дол­ ги. Вредные привычки. Хобби.  4 класс На что семьи тратят деньги (2 часа) Основные понятия Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные  услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные  40 расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас­ ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.  • Выбор покупки.  • Проезд на транспорте, посещение парикмахерской, химчист­ ки и т. п.  • Снятие показаний счётчиков водоснабжения и электроэнергии, ввод данных в                      Жизненные ситуации         компьютер.          • Сравнение цен на товары в разных магазинах.  • Поиск и покупка товаров в Интернете.  • Оплата услуг курьеров.  • Ремонт квартиры.  Т Е М А 3 . П О Ч Е М У С Е М Ь Я М  Ч АС ТО Н Е  Х В АТА Е Т                                        одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, меди­ Д Е Н Е Г Н А  Ж И З Н Ь И КА К  Э ТО ГО  И З Б Е ЖАТ Ь • Подготовка брата или сестры к поступлению в университет.  • Покупка билетов на самолёт, стоимость которых существенно за­ висит от срока, сезона, дня недели.  • Обсуждение в семье планов на отдых.  • Воздействие рекламы.  • Участие в промоакции.  • Получение бонусов, наклеек и т.п.  Компетенции • Объяснять причины, по которым люди делают покупки.  • Описывать направления расходов семьи.  • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.  • Сравнивать и оценивать виды рекламы.  • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие ре­ шений о покупке.  • Составлять собственный план расходов.  Содержание Нужда человека в каком­либо товаре или услуге, желание его по­ лучить называются потребностью. Люди расходуют деньги на питание, покупку цинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и  пр. На решение о той или иной покупке оказывают влияние степень необ­ ходимости, цена, собственные вкусы и предпочтения, советы знакомых, 41 реклама. Покупки предметов первой необходимости, которые соверша­ ются ежедневно, еженедельно, не требуют долгих размышлений и часто  совершаются автоматически. Если речь идёт о новинке или о товаре, цена  которого составляет существенную долю в расходах, то люди начинают  собирать информацию, сравнивать различные варианты, марки, моде­ ли, цены в разных магазинах и т.п. Некоторые товары имеют гарантийный  срок, в течение которого потребитель может предъявить претензии, если  обнаружит дефекты. Существует Закон «О защите прав потребителей».  Расходы можно разделить на необходимые, желательные и пре­ стижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные,                           сезонные и переменные. Планирование и учёт расходов по­   зволяют избежать лишних трат.  КО Ш Е Л Ь КО М , Ч ТО Б Ы О Н Н Е П УС ТО В А Л ТЕМА 4.  ДЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ  Т Е М А 4 . Д Е Н Ь Г И СЧ Ё Т Л Ю Б Я Т, И Л И КА К У П РА В Л Я Т Ь С В О И  М       КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ                                   Жизненные ситуации Занятие 8 Цель занятия: рассмотреть понятие семейного бюджета, правила  его составления и ситуации равенства или отличия доходов и расходов.  Ключевой вопрос: Почему полезно составлять бюджет семьи?  2 — 3 класс Как умно управлять своими деньгами (2 часа) Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.  Как делать сбережения (2 часа) Основные понятия Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижи­ мость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.  4 класс Как правильно планировать семейный бюджет (2 часа) Основные понятия Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения  (накопления). Долг.  49 • Участие в обсуждении семейного бюджета.  • Обсуждение в семье покупки товаров в кредит.  • Поход с родителями в банк для того, чтобы снять или положить  деньги.  • Обсуждение размера карманных денег, планирование собствен­ ного бюджета.  Компетенции • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.  • Объяснять последствия образования долгов.  Содержание Бюджет — план доходов и расходов семьи, фирмы, государства.  Семьи ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых про­ блем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Суще­ ствует несколько мотивов, по которым люди стремятся сделать сбере­ жения. К ним относятся желание накопить деньги на крупную покупку,                    • Составлять семейный бюджет на условных примерах.              создание страхового запаса на случай непредвиденных обстоятельств                            и получение дополнительного дохода, например при вложении денег в  банк или приобретении ценных бумаг.  Семьи, которые избегают долгов, при превышении расходов над  доходами должны либо сократить расходы, либо найти дополнительный  источник доходов. В противном случае образуются долги. Деньги можно  занять у родственников или знакомых или взять кредит в банке. В любом  случае деньги берутся на определённый срок и надо быть уверенным, что  по истечении этого срока семья сможет деньги вернуть. Если занимаются  небольшие суммы у знакомых, проценты обычно не платят. Банковский  кредит сопровождается выплатой процентов. При крупных кредитах мо­ жет потребоваться залог — квартира или другое имущество для обеспе­ чения возврата занятой суммы. При принятии решения о займе необхо­ димо тщательно продумать свои возможности его погашения. Список рекомендуемой литературы    1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариин­ ско­Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu.  ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie­1.pdf 2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. —  Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги до­ ступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны              страховые компании и страховые услуги? / Ав­             2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/                     7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учеб­       «Кейс», 2010.      Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.  magazine/article/204/ 5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном  процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/ 6. Прутченков А.С. Кейс­метод в преподавании экономики в школе —  http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007_2.pdf торский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект­ Центр, 2010.  3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект­ Центр, 2010.  4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель  ное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная  область «Технология». — М.: ВИТА­ПРЕСС, 2002.  8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО  9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Ка­ глер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Интернет­источники http://zanimatika.narod.ru/ 5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» —  http://festival.1september.ru/ 6. Сайт «Интеллект­карты. Тренинг эффективного мышления» —  http://www.mind­map.ru 1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Соци­ ология. Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/ index.html По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе  56 может быть использована игра «Карл» (создание собственной фирмы и  навыки предпринимательства).  2. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru Содержит учебно­   Методика                 методические материалы для школьного курса                      «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —            экономики от начальной до старшей школы. Раздел «Инфотека» вклю­ чает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и тесты, статисти­ ческие данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит  большое количество ролевых игр и моделирующих упражнений для  учащихся основной и старшей школы. Также на сайте имеется путево­ дитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов  российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному обра­ зованию.  3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономи­ ческий журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru 4. Сайт Сайт посвящён истории, философии, технике создания и приме­ нения интеллект­карт (mind­map, карты разума, карты мышления, мен­ тальные карты, диаграммы связей).  7. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/ lib/mindmap/economic/ Сайт посвящён разработке интеллект­карт, содержит галерею карт, созданных              на компьютере и вручную, в том числе и по экономике.                  Methods/tamberg4   8. Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/ finrisk/46­uprrisk/186­metodderresh 9. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster.  57 ru/q/23959 10. Портал для счастливых нижегородских родителей «НН Мама».  Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ 1. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http:// www.gks.ru/ 2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/   3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money 4. Cайт журнала  8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» — http://www.cls­ laws/zpp.php 6. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности  http://www.dostatok.ru  7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata­i­rabota.ru/zhurnal­rabota­i­ Актуальная информация, статистика         «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru 5. Сайт Общества защиты прав  потребителей — http://ozpp.ru/         zarplata   kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php            9. JobFair.ru — карьерный проект по поиску вакансий и работы для            strahovaniay.php         студентов и молодёжи, ярмаркам вакансий, стажировкам выпускников и  составлению резюме. Статья «Новые профессии XXI века» — http://www.  jobfair.ru/articles/102 10. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/ 11. Сайт «Всё о страховании» — http://www.o­strahovanie.ru/vidi­ 12. Сайт страховой компании «Уралсиб» (о ДМС) — http://www.  uralsibins.ru/moscow/retail/dms/index.wbp  13. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»  (о страховании школьников) 14. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса  «Формирование финансовой грамотности у учащихся 2-4 классов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017