Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
библиотека
6 кл
28.05.2018
Рабочая программа "Основы информационной грамотности" предназначена для учащихся 6-х классов, при прохождении которой учащиеся узнают структуру библиотеки, разницу между систематическим и алфавитным каталогами, научаться оформлять читательские формуляры, читательские дневники. узнают структуру книги, как можно отремонтировать книгу, а так же создадут свои книги. Научаться составлять викторины, делать тематические выставки.Рабочая программа по "Информационной грамотности учащихся" рассчитанная на 34 час, по 1 часу в неделю
рабочая программа по библиотеке.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
_________________ Директор школы
_________________ ________Н.А.Плотникова
от «___»________2017г. «___»____________2017г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в 6х классах
«Основы информационной грамотности
школьников»
Программа составлена
педагогомбиблиотекарем
Трофимовой В.В.
п.Айхал
20172018 уч.год. СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативные документы ………………………………………………… 3
2. Пояснительная записка …………………………………………………4
3. Цели и задачи курса ………………………………………………... .4
4. Формы и методы работы …………………………………………………5
5. Результаты изучения курса ………………………………………………….5
6. Организационные условия реализации программы ……………………….5
7. Содержание программы ……………………………………………….. 5
8. Материальнотехническое обеспечение ……………………………………8
9. Личностные и метапредметные результаты ………………………………. 8
10. Ожидаемые результаты курса ……………………………………………..9
11. Прогнозируемые результаты программы …………………………………. 9
12. Учебнотематический план ……………………………………………….. 9
13. Список используемой литературы …………………………………………11
2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Федеральный компонент государственного стандарта;
3. Образовательная программа МБОУ «СОШ№5» на 20172018уч.год;
4. Положение о Рабочей программе по курсу внеурочной деятельности МБОУ
СОШ№5;
5. Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, положения о Рабочей программе по курсу внеурочной
деятельности МБОУ СОШ № 5.
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный
характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий – все
эти факты обусловили необходимость формирования особой культуры – информационной
культуры личности.
Информационная грамотность – это способность найти, отобрать, систематизировать и
проанализировать информацию. Формирование информационной грамотности учащихся –
актуальная задача образовательного процесса. Динамичность процесса информатизации общества,
новая программа образования актуализируют значение специальной информационной подготовки
учащихся.
Реализация программы поможет дать учащимся знания, умения и навыки работы с
тиражированными документами. Учащиеся познакомятся с историей возникновения письменности
и книгопечатания, научаться работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, смогут не
заблудиться в каталогах и правильно составить библиографическое описание.
ЦЕЛИ программы:
Обучение детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами
литературы;
Привитие навыков поиска, анализа, синтеза информации;
Формирование умения правильно применять найденную информацию
ЗАДАЧИ программы:
Приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической
литературе и развить у них навыки самостоятельной работы с нею;
ознакомить учащихся с историей создания книги и историей развития библиотек и
библиотечного дела;
приобщить к правилам хранения и обращения с книгой, научить способам обнаружения и
устранения появившихся дефектов;
укрепить интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы.
Формы и методы работы
4 Деловая игра.
Учебное занятие.
Практическая работа.
Просмотр презентаций, энциклопедий, книг
Выставка.
Результатами изучения курса являются умения:
умение работать с алфавитным и систематическим каталогами;
знание справочного аппарата книги;
знание правил обращения с книгами и умение отремонтировать ее;
знание истории возникновения письменности и книгопечатания;
умение делать библиографическую запись, вести дневник читателя.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
учащиеся 6х классов;
общее количество часов 34;
периодичность и продолжительность занятий 1 раз в неделю по 1 часа;
наполняемость группы 10 человек.
Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это
принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью
тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся,
сделать ее интересной и увлекательной.
Школьникам в зависимости от задания предлагается индивидуальная, групповая или
коллективная
работа, что способствует усвоению и закреплению материала, развитию
познавательных способностей учащихся, умению применять полученные знания в новых условиях.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в библиотеке.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1год обучения – 20172018 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Краткое описание материала, изучаемого в теоретической и практической части.
Раздел
I .
Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление с курсом «Основы информационной грамотности школьников», основными темами,
которые будут изучаться в течении года.
Форма занятия: беседа – 1 ч.
Раздел
II .
Тема 2. История возникновения письменности.
Квипу, церы, пиктография, древнейшие системы письма. Глаголица и кириллица
5 Форма занятия: лекция, просмотр презентации – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Определить по рисункам виды письменности. Изготовить глиняную страничку с клинописью.
Изобразить на камне наскальный рисунок. Сделать выставку выполненных работ.
Тема 3. История развития книгопечатания.
Краткая история книгопечатания. Жизнь И.Гутенберга и И.Федорова. Первые печатные книги на
Руси.
Форма занятия: лекция, просмотр презентации – 1 ч.
Практическое занятие – 1ч.
Разрезные карточки и текспутаница, загадки, криптограммы.
Тема 4. История библиотек.
История знаменитых библиотек древности. Появление первой древнерусской библиотеки.
Монастырские библиотеки. Российская государственная библиотека в наши дни.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
Раздел
III
.
Тема 5. Справочный аппарат книги.
История титульного листа. Знакомство со сведениями, находящимися на титульном листе. Научно
справочный аппарат книги. Различные виды вспомогательных указателей.
Форма занятия: лекция, просмотр презентации – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Выдаются исходные данные, расположить их в книге там, где они должны быть. Викторина.
Тема 6. Обобщающее занятие.
Практическое занятие – 1 ч.
Игра, работа с карточками, реклама книги.
Раздел
IV
.
Тема 7. Расширенное представление о библиотеке.
Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал. Основные функции этих отделов.
Назначение читательского формуляра.
Форма занятия: беседа – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Викторина. Учащиеся выполняют роль библиотекаря, заполняя формуляры.
Тема 8. Алфавитный каталог.
Назначение алфавитного каталога.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Карточки с практическими занятиями. Задание: правильно, по алфавиту, расставить книги.
6 Тема 9. Систематический каталог.
Назначение систематического каталога.
Форма занятия: лекция 1 ч.
Тема 10. Расстановка фондов в школьной библиотеке.
Знакомство с фондом школьной библиотеки. Формировать навыки ориентировки в книжном
массиве.
Форма занятия: беседа – 1 ч.
Тема 11. Обобщающее занятие.
Практическое занятие – 1 ч.
Карточки с заданиями. Поиск литературы в фонде.
Раздел
V .
Тема 12. Периодические издания.
История возникновения газеты. Знакомство с газетами и журналами школьной библиотеки.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Игра. Работа с газетой.
Раздел
VI
.
Тема 13. Современные способы переработки и хранения информации.
Информация. Источники информации. Кодирование информации.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
VII
Раздел
.
Тема 14. Справочный фонд библиотеки.
Словари, справочники, энциклопедии. Познакомить с жизнью и деятельностью В.И.Даля.
Форма занятия: лекция, обзор книг – 2 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Викторина. Работа со словарями и энциклопедиями по карточкам.
Раздел
VIII
.
Тема 15. Основные формы работы с книгой. Библиографическая запись.
Понятие «библиографическая запись». Схемы библиографических описаний.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Работа по карточкам
Тема 16. Как читать книги.
Громкие чтения по книгам Паустовского.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
7 Тема 17. Дневник чтения.
Объяснить назначение дневника чтения.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Красиво оформить дневник чтения, сделать записи в дневнике по своим любимым книгам.
Раздел
IX
.
Тема 18. Книжные выставки.
Какие бывают выставки. Способы их оформления.
Форма занятия: лекция – 1 ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Подготовка и оформление тематической книжной выставки.
Тема 19. Интеллектуальные игры.
Составление и проведение викторин.
Форма занятия: практическое занятие – 1 ч.
Составить викторины по различным направлениям.
Тема 20. Бережное отношение к книге.
Правила обращения с книгами, ремонт книг.
Форма занятия: практическое занятие – 1 ч.
Раздел
X .
Тема 21. Обобщающее занятие. Заключительная игра.
Форма занятия: практическое занятие – 1 ч.
Тема 22. Изготовление книги своими руками.
Изготовить и оформить книжкумалышку.
Форма занятия: практическое занятие – 2 ч.
Материально – техническое обеспечение
Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.
Энциклопедии, книги
Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей).
Ожидаемые результаты:
В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры:
формируются умения самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, книги,
работать с различными видами текстов, находить информацию в словарях, энциклопедиях,
справочниках. На занятиях формируется читательская компетентность, помогающая осознать
себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
8 самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет
техникой чтения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
В результате изучения тем программы:
Обучающиеся
должны знать:
основы библиотечно – библиографических знаний
структуру и элементы книги;
навыки ремонта книг;
историю возникновения библиотек, первоначальные сведения о системе библиотек;
структуру cправочного аппарата книги;
современные способы передачи информации;
основные формы работы с книгой.
Обучающиеся
должны уметь:
Самостоятельно производить поиск нужной информации в различных видах изданий;
Использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце
книги, применяет справочный аппарат книги;
Самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана чтения;
При обнаружении в книге дефекта – уметь его устранить: переплести, подклеить книгу;
работать со справочной литературой и периодикой;
понимать значение специальных библиотечных терминов, определённых программой.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия
Теория
Кол
во
час.
Практика
Кол
во
час.
Введение. Ознакомление с курсом «Основы
информационной грамотности
школьников», основными темами, которые
будут изучаться в течении года.
Раздел I
Лекция
1
№
пп
1.
2.
История возникновения письменности.
Квипу, церы, пиктография, древнейшие
системы письма. Глаголица и кириллица
Раздел II
лекция
3. История развития книгопечатания.
Краткая история книгопечатания. Жизнь
И.Гутенберга и И.Федорова. Первые
печатные книги на Руси.
Лекция,
самосто
ятельная
работа
Определить по рисункам виды
письменности. Изготовить глиняную
страничку с клинописью. Изобразить
на камне наскальный рисунок. Сделать
выставку выполненных работ.
Разрезные карточки и текспутаница,
загадки, криптограммы
1
1
1
1
9 История библиотек.
История знаменитых библиотек древности.
Появление первой древнерусской
библиотеки. Монастырские библиотеки.
Российская государственная библиотека в
наши дни.
Беседа,
самосто
ятельная
работа
4.
5.
Справочный аппарат книги.
История титульного листа. Знакомство со
сведениями, находящимися на титульном
листе. Научносправочный аппарат книги.
Различные виды вспомогательных
указателей.
6.
Обобщающее занятие.
Расширенное представление о библиотеке.
Структура школьной библиотеки:
абонемент, читальный зал. Основные
функции этих отделов. Назначение
читательского формуляра.
7.
8. Алфавитный каталог.
9. Систематический каталог
Расстановка фондов в школьной
библиотеке.
Обобщающее занятие.
10
.
11
.
1
1
1
1
1
1
Выдаются исходные данные,
расположить их в книге там, где они
должны быть. Викторина.
Игра, работа с карточками, реклама
книги.
Викторина. Учащиеся выполняют
роль библиотекаря, заполняя
формуляры.
Карточки с практическими занятиями.
Задание: правильно, по алфавиту,
расставить книги.
Раздел III.
Лекция,
презента
ция
Раздел IV.
Лекция
Лекция,
Лекция
Беседа
Карточки с заданиями. Поиск
литературы в фонде.
Раздел V.
Периодические издания.
12
.
История возникновения газеты. Знакомство
с газетами и журналами школьной
библиотеки.
Беседа
1
Игра. Работа с газетой.
Современные способы переработки и
хранения информации.
Информация. Источники информации.
Кодирование информации.
13
.
Раздел VI.
Беседа
1
Раздел VII.
10
1
1
1
1
1
1 14
.
15
.
16
.
17
.
18
.
19
.
20
.
21
.
22
.
Справочный фонд библиотеки.
Словари, справочники, энциклопедии.
Познакомить с жизнью и деятельностью
В.И.Даля.
Основные формы работы с книгой.
Библиографическая запись.
Понятие «библиографическая запись».
Схемы библиографических описаний.
Как читать книги.
Громкие чтения по книгам Паустовского.
Беседа
1
Викторина. Работа со словарями и
энциклопедиями по карточкам.
Работа по карточкам
1
Раздел VIII.
Беседа,
просмот
р книг,
презента
ция
Беседа,
самосто
ятельная
работа
1
Дневник чтения.
Объяснить назначение дневника чтения.
лекция
Раздел IX.
Беседа
Беседа
Раздел X.
Книжные выставки.
Какие бывают выставки. Способы их
оформления.
Интеллектуальные игры.
Составление и проведение викторин.
Бережное отношение к книге.
Обобщающее занятие.
Изготовление книги своими руками.
1
1
1
Красиво оформить дневник чтения,
сделать записи в дневнике по своим
любимым книгам.
Подготовка и оформление
тематической книжной выставки
Составить викторины по различным
направлениям.
Правила обращения с книгами, ремонт
книг.
Заключительная игра.
Изготовить и оформить книжку
малышку.
17
ИТОГО
34
1
1
1
1
1
1
1
2
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Чирва А. Книга в твоих руках: Кн. Для учащихся, М.: Просвещение, 1985, 144 с., ил.
2. Моргенштерн И.Г., Уткин Б.Т. Занимательная библиография, М.: Книжная палата, 1987г.
3. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке, М.: Книга, 1977г.
4. Глухов А.Г., Лавринович И.И., Юным друзьям книги, М.: Молодая гвардия, 1965г.
5. Лисунский О.Г., Бабаев Э.Г., Урнов Д.М., Книжные сокровища, М.: Красный пролетарий, 1989г.
6. Валькова В.Г., Библиотечнобиблиографические знания – школьникам: Практ.пособие, М.:
Книжная палата, 1989г.
11 12
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.