Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
библиотека
6 кл
28.05.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Рабочая программа "Основы информационной грамотности" предназначена для учащихся 6-х классов, при прохождении которой учащиеся узнают структуру библиотеки, разницу между систематическим и алфавитным каталогами, научаться оформлять читательские формуляры, читательские дневники. узнают структуру книги, как можно отремонтировать книгу, а так же создадут свои книги. Научаться составлять викторины, делать тематические выставки.Рабочая программа по "Информационной грамотности учащихся" рассчитанная на 34 час, по 1 часу в неделю
рабочая программа по библиотеке.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ПРИНЯТО                                                                                         УТВЕРЖДАЮ _________________                                                                          Директор школы _________________                                                                          ________Н.А.Плотникова от «___»________2017г.                                                                  «___»____________2017г. Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6­х классах «Основы информационной грамотности школьников» Программа составлена педагогом­библиотекарем Трофимовой В.В. п.Айхал 2017­2018 уч.год. СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативные документы        ………………………………………………… 3 2. Пояснительная записка            …………………………………………………4 3. Цели и задачи курса                 ………………………………………………... .4 4. Формы и методы работы          …………………………………………………5 5. Результаты изучения курса     ………………………………………………….5 6. Организационные условия реализации программы     ……………………….5 7. Содержание программы            ……………………………………………….. 5 8. Материально­техническое обеспечение     ……………………………………8 9. Личностные и метапредметные результаты     ………………………………. 8 10. Ожидаемые результаты курса       ……………………………………………..9 11. Прогнозируемые результаты программы     …………………………………. 9 12. Учебно­тематический план       ……………………………………………….. 9 13. Список используемой литературы     …………………………………………11 2 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1. Закон РФ «Об образовании»; 2. Федеральный компонент государственного стандарта; 3. Образовательная программа МБОУ «СОШ№5» на 2017­2018уч.год; 4. Положение о Рабочей программе по курсу внеурочной деятельности МБОУ  СОШ№5; 5. Санитарно­эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных   учреждениях   (утверждены   постановлением   Главного государственного санитарного врача  РФ от 29.12.2010г. № 189). 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положения о Рабочей программе по курсу внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5. Вхождение   человеческой   цивилизации   в   эпоху   информационного   общества,   глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий – все эти   факты   обусловили   необходимость   формирования   особой   культуры   –   информационной культуры личности. Информационная   грамотность   –   это   способность   найти,   отобрать,   систематизировать   и проанализировать   информацию.   Формирование   информационной   грамотности   учащихся   – актуальная задача образовательного процесса. Динамичность процесса информатизации общества, новая программа образования актуализируют значение специальной информационной подготовки учащихся. Реализация   программы   поможет   дать   учащимся   знания,   умения   и   навыки   работы   с тиражированными документами. Учащиеся познакомятся с историей возникновения письменности и книгопечатания, научаться работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, смогут не заблудиться в каталогах и правильно составить библиографическое описание. ЦЕЛИ программы:  Обучение   детей   рациональным   приемам   работы   с   любыми   типами   и   видами литературы;  Привитие навыков поиска, анализа, синтеза информации;  Формирование умения правильно применять найденную информацию ЗАДАЧИ программы:  Приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической  литературе и развить у них навыки самостоятельной работы с нею;    ознакомить учащихся с историей создания книги и историей развития библиотек и  библиотечного дела; приобщить к правилам хранения и обращения с книгой, научить  способам обнаружения и  устранения появившихся дефектов; укрепить интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы. Формы и методы работы 4  Деловая игра.  Учебное занятие.  Практическая работа.  Просмотр презентаций, энциклопедий, книг  Выставка.   Результатами изучения курса  являются умения: умение работать с алфавитным и систематическим каталогами; знание справочного аппарата книги; знание правил обращения с книгами и умение отремонтировать ее; знание истории возникновения письменности и книгопечатания; умение делать библиографическую запись, вести дневник читателя.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:  учащиеся 6­х классов;  общее количество часов­ 34;  периодичность и продолжительность занятий ­ 1 раз в неделю по 1 часа;  наполняемость группы ­ 10 человек.        Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов,   кроссвордов,   загадок,   вопросов   и   игр.   Это   позволяет   разнообразить   работу   учащихся, сделать ее интересной и увлекательной.                 Школьникам   в   зависимости   от   задания   предлагается   индивидуальная,   групповая   или коллективная     работа,   что   способствует   усвоению   и   закреплению   материала,   развитию познавательных способностей учащихся, умению применять полученные знания в новых условиях.         Занятия проводятся 1 раз в неделю  в  библиотеке. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1год обучения – 2017­2018 учебный год. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Краткое описание материала, изучаемого в теоретической и практической части. Раздел     I  . Тема 1. Вводное занятие.  Ознакомление с курсом «Основы информационной  грамотности школьников», основными темами,  которые будут изучаться в течении года. Форма занятия: беседа – 1 ч. Раздел     II   .  Тема 2. История возникновения письменности. Квипу, церы, пиктография, древнейшие системы письма. Глаголица и кириллица 5 Форма занятия: лекция, просмотр презентации – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Определить   по   рисункам   виды   письменности.   Изготовить   глиняную   страничку   с   клинописью. Изобразить на камне наскальный рисунок. Сделать выставку выполненных работ.  Тема 3. История развития книгопечатания. Краткая история книгопечатания. Жизнь И.Гутенберга и И.Федорова. Первые печатные книги на Руси. Форма занятия: лекция, просмотр презентации – 1 ч. Практическое занятие – 1ч. Разрезные карточки и текс­путаница, загадки, криптограммы. Тема 4. История библиотек. История знаменитых библиотек древности. Появление первой древнерусской библиотеки.  Монастырские библиотеки. Российская государственная библиотека в наши дни. Форма занятия: лекция – 1 ч. Раздел     III   .  Тема 5. Справочный аппарат книги. История титульного листа. Знакомство со сведениями, находящимися на титульном листе. Научно­ справочный аппарат книги. Различные виды вспомогательных указателей. Форма занятия: лекция, просмотр презентации – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Выдаются исходные данные, расположить их в книге там, где они должны быть. Викторина. Тема 6. Обобщающее занятие. Практическое занятие – 1 ч. Игра, работа с карточками, реклама книги. Раздел     IV   . Тема 7. Расширенное представление о библиотеке. Структура школьной библиотеки: абонемент,  читальный зал. Основные функции этих отделов.  Назначение читательского формуляра. Форма занятия: беседа – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Викторина. Учащиеся выполняют роль библиотекаря, заполняя формуляры.  Тема 8. Алфавитный каталог. Назначение алфавитного каталога. Форма занятия: лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Карточки с практическими занятиями. Задание:  правильно, по алфавиту, расставить книги. 6 Тема 9. Систематический каталог. Назначение систематического каталога. Форма занятия: лекция ­ 1 ч. Тема 10. Расстановка фондов в школьной библиотеке. Знакомство с фондом школьной библиотеки. Формировать навыки ориентировки в книжном  массиве. Форма занятия: беседа – 1 ч. Тема 11. Обобщающее занятие. Практическое занятие – 1 ч. Карточки с заданиями. Поиск литературы в фонде. Раздел     V   . Тема 12. Периодические издания. История возникновения газеты. Знакомство с газетами и журналами школьной библиотеки. Форма занятия: лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Игра. Работа с газетой. Раздел     VI   . Тема 13. Современные способы переработки  и хранения информации. Информация. Источники информации. Кодирование информации. Форма занятия: лекция – 1 ч.  VII Раздел       . Тема 14. Справочный фонд библиотеки. Словари, справочники, энциклопедии. Познакомить с жизнью и деятельностью В.И.Даля. Форма занятия: лекция, обзор книг – 2 ч. Практическое занятие – 1 ч. Викторина. Работа со словарями и энциклопедиями по карточкам.        Раздел   VIII    .     Тема 15. Основные формы работы с книгой. Библиографическая запись. Понятие «библиографическая запись». Схемы библиографических описаний. Форма занятия: лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Работа по карточкам Тема 16. Как читать книги. Громкие чтения по книгам Паустовского. Форма занятия: лекция – 1 ч. 7 Тема 17. Дневник чтения. Объяснить назначение дневника чтения. Форма занятия: лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Красиво оформить дневник чтения, сделать записи в дневнике по своим любимым книгам. Раздел     IX   . Тема 18. Книжные выставки. Какие бывают выставки. Способы их оформления. Форма занятия: лекция – 1 ч. Практическое занятие – 1 ч. Подготовка и оформление тематической книжной выставки. Тема 19. Интеллектуальные игры. Составление и проведение викторин. Форма занятия: практическое занятие – 1 ч. Составить викторины по различным направлениям. Тема 20. Бережное отношение к книге. Правила обращения с книгами, ремонт книг. Форма занятия: практическое занятие – 1 ч.            Раздел   X   .   Тема 21. Обобщающее занятие. Заключительная игра. Форма занятия: практическое занятие – 1 ч. Тема 22. Изготовление книги своими руками. Изготовить и оформить книжку­малышку. Форма занятия: практическое занятие – 2 ч.        Материально – техническое обеспечение  Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.  Энциклопедии, книги  Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей).       Ожидаемые результаты:        В процессе освоения  курса у  школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются   умения   самостоятельно   пользоваться   справочным   аппаратом   учебника,   книги, работать   с   различными   видами   текстов,   находить   информацию   в   словарях,   энциклопедиях, справочниках. На занятиях   формируется читательская компетентность, помогающая   осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности  для своего 8 самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения,  знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. В результате изучения тем программы: Обучающиеся      должны знать:        ­ основы библиотечно – библиографических знаний ­ структуру и элементы книги; ­ навыки ремонта книг; историю возникновения библиотек,  первоначальные сведения о системе библиотек; структуру cправочного аппарата книги;  современные способы передачи информации; основные формы работы с книгой. Обучающиеся      должны уметь:  Самостоятельно производить  поиск нужной информации в различных видах изданий;   Использовать комментарии (авторские, переводчика, редактора, подстрочные) в конце  книги, применяет справочный аппарат книги;  Самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана чтения;  При обнаружении в книге дефекта – уметь его устранить: переплести, подклеить книгу; работать со справочной литературой и периодикой; понимать значение специальных библиотечных терминов, определённых программой. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                Тема занятия Теория  Кол ­во час. Практика  Кол ­во час. Введение. Ознакомление с курсом «Основы информационной  грамотности  школьников», основными темами, которые  будут изучаться в течении года. Раздел I Лекция 1   № пп 1. 2.  История возникновения письменности. Квипу, церы, пиктография, древнейшие  системы письма. Глаголица и кириллица Раздел II лекция 3. История развития книгопечатания. Краткая история книгопечатания. Жизнь  И.Гутенберга и И.Федорова. Первые  печатные книги на Руси. Лекция,  самосто ятельная работа Определить по рисункам виды  письменности. Изготовить глиняную  страничку с клинописью. Изобразить  на камне наскальный рисунок. Сделать выставку выполненных работ. Разрезные карточки и текс­путаница,  загадки, криптограммы 1 1 1 1 9 История библиотек. История знаменитых библиотек древности.  Появление первой древнерусской  библиотеки. Монастырские библиотеки.  Российская государственная библиотека в  наши дни. Беседа,  самосто ятельная работа 4. 5. Справочный аппарат книги. История титульного листа. Знакомство со  сведениями, находящимися на титульном  листе. Научно­справочный аппарат книги.  Различные виды вспомогательных  указателей. 6.  Обобщающее занятие. Расширенное представление о библиотеке. Структура школьной библиотеки:  абонемент,  читальный зал. Основные  функции этих отделов. Назначение  читательского формуляра. 7. 8. Алфавитный каталог. 9. Систематический каталог Расстановка фондов в школьной  библиотеке.  Обобщающее занятие. 10 . 11 . 1 1 1 1 1 1 Выдаются исходные данные,  расположить их в книге там, где они  должны быть. Викторина. Игра, работа с карточками, реклама  книги. Викторина. Учащиеся выполняют  роль­ библиотекаря, заполняя  формуляры. Карточки с практическими занятиями. Задание: правильно, по алфавиту,  расставить книги. Раздел III. Лекция,  презента ция Раздел IV. Лекция Лекция,  Лекция Беседа Карточки с заданиями. Поиск  литературы в фонде. Раздел V. Периодические издания. 12 . История возникновения газеты. Знакомство с газетами и журналами школьной  библиотеки. Беседа 1 Игра. Работа с газетой. Современные способы переработки  и  хранения информации. Информация. Источники информации.  Кодирование информации. 13 . Раздел VI. Беседа 1 Раздел VII.   10 1 1 1 1 1 1 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 . 21 . 22 . Справочный фонд библиотеки. Словари, справочники, энциклопедии.  Познакомить с жизнью и деятельностью  В.И.Даля. Основные формы работы с книгой.  Библиографическая запись. Понятие «библиографическая запись».  Схемы библиографических описаний. Как читать книги. Громкие чтения по книгам Паустовского. Беседа 1 Викторина. Работа со словарями и  энциклопедиями по карточкам. Работа по карточкам 1 Раздел VIII.   Беседа,  просмот р книг,  презента ция Беседа,  самосто ятельная работа 1 Дневник чтения. Объяснить назначение дневника чтения. лекция Раздел IX.   Беседа  Беседа  Раздел X.   Книжные выставки. Какие бывают выставки. Способы их  оформления. Интеллектуальные игры. Составление и проведение викторин. Бережное отношение к книге. Обобщающее занятие.  Изготовление книги своими руками. 1 1 1 Красиво оформить дневник чтения,  сделать записи в дневнике по своим  любимым книгам. Подготовка и оформление  тематической книжной выставки Составить викторины по различным  направлениям. Правила обращения с книгами, ремонт книг. Заключительная игра. Изготовить и оформить книжку­ малышку. 17 ИТОГО 34 1 1 1 1 1 1 1 2 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Чирва А. Книга в твоих руках: Кн. Для учащихся, ­ М.: Просвещение, 1985, ­ 144 с., ил. 2. Моргенштерн И.Г., Уткин Б.Т. Занимательная библиография, ­ М.: Книжная палата, 1987г. 3. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке, М.: Книга, 1977г. 4. Глухов А.Г., Лавринович И.И., Юным друзьям книги, М.: Молодая гвардия, 1965г. 5. Лисунский О.Г., Бабаев Э.Г., Урнов Д.М., Книжные сокровища, М.: Красный пролетарий, 1989г. 6.   Валькова   В.Г.,   Библиотечно­библиографические   знания   –   школьникам:   Практ.пособие,   М.: Книжная палата, 1989г. 11 12

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Основы информационной грамотности школьников» ( 6 класс, библиотека)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018