Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
24.04.2017
Программа «Речь и культура общения» относится к образовательному направлению образовательно-воспитательной деятельности внеурочной работы.Тип программы – модифицированная.Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение.
Представленная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 3 класса.
3 - в класс Речь и культура общения Пилипенко И.И. 2016-2017 учебный год.docx
Миллеровский район
Ст. Мальчевская
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Протокол № 1 от 26 августа 2016г.
Руководитель ШМО: Е.Н.Бердникова
Рассмотрено
педагогическим советом школы
протокол № 1 от 30 августа 2016 г.
Председатель:________А.А.Зелинский
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ Мальчевская СОШ
приказ № 161 от 30 августа 2016г.
___________/А.А.Зелинский/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 3б класс
Количество часов: 1 час в неделю
Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна
Программа разработана на 20162017 учебный год.
Программа разработана на основе: Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Школа России». Русский язык. 14 классы: – 2 е издание. – М.: Просвещение, 2014 I. Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно – методические документы, на основании которых
разработана рабочая программа.
Программа «Речь и культура общения» относится к образовательному направлению
образовательновоспитательной деятельности внеурочной работы.
Тип программы – модифицированная.
Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по
русскому языку, имеющая большое образовательное значение.
Представленная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 3 класса,
является адаптивной и опирается на следующие нормативные документы:
Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЭ "Об образовании в
Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г №
1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12 мая 2011 года № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена
федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию, пр. от 08.04.2015
№1/15)
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 07.08.2015 года № 081228 «О направлении методических рекомендаций по
вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего
образования».
Авторская программа Т. А. Ладыженской по курсу «Речь и культура общения».
Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.
Изучение предмета «Речь и культура общения» важно с точки зрения реализации поставленных
стандартом целей образования.
Цель данной программы создание условий для формирования коммуникативноречевой
культуры учащихся: коммуникативным умениям, эффективным способам общения в разных
ситуациях, решению различных коммуникативных задач, которые ставит перед учениками сама
жизнь.
Цель программы реализуется через решение следующих задач:
формирование коммуникативноречевой компетентности, то есть сообщение учащимся
определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира
личности:
1) знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах
эффективного общения; 2) знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его
совершенствования;
3) сведения о речевом этикете;
4) сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах
хорошей речи;
5) знание основных законов порождения речевых высказываний;
6) знания о методах и способах работы над своей речью;
совершенствование следующих коммуникативных умений:
1) анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого
поведения;
2) реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;
3) захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность
реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;
4) адекватно реагировать на коммуникативные помехи;
5) гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;
6) анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную
практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни;
развитие всех видов речевой деятельности говорения, слушания, письма, чтения, а
также умений и навыков, лежащих в их основе;
развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением:
1) способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);
2) психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение,
речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;
3) фонематический слух;
4) чувство языка;
формирование собственно речевых умений и навыков, к которым относятся:
1) умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;
2) умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанровостилевой форме;
3) умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими
(произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими
нормами;
4) умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность
речевого воздействия;
формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию
доброжелательности, тактичности, деликатности.
II. Общая характеристика учебного предмета. Программа «Речь и культура общения» носит культурообразующий характер, что позволит
педагогу формировать у учащихся коммуникативноречевую культуру. Это будет способствовать
лучшей адаптации личности в постоянно меняющемся обществе, установлению взаимопонимания
между людьми, успешному социальному сотрудничеству, творческой самореализации.
Учебный предмет «Речь и культура общения» восполняет очень важную область школьного
образования. Этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического
гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального
состава российского общества» [Федеральный государственный стандарт начального общего
образования. 2009. с. 7]. Инновационный, практикоориентированный предмет помогает решать задачи
формирования универсальных действий на межпредметном уровне.
Подлежащий изучению материал вводится блоками, которые пронизывают весь курс «Речь и
культура общения» с 1 по 4 класс. Это следующие основные линии:
1. Общение. Культура и этикет общения.
2. Речь как средство общения. Культура речи. Качества хорошей речи.
3. Техника речи.
4. Культура речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания).
5. Текст. Стиль. Речевые жанры.
Программа «Речь и культура общения» является дополнением к основному курсу изучения
родного языка, а именно, дополняет курс лингвистики языка (но не заменяет его). Преподавание
данного курса основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и
развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои
высказывания в соответствии с изученными правилами.
Учебный курс «Речь и культура общения» позволит учителю начальных классов создать
условия для
формирования знаний о закономерностях мира общения, об особенностях
коммуникации в современном мире; осознания важности владения речью для достижения успехов в
личной и общественной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея
определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить свое
высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным
намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом
курса «Речь и культура общения» со своим содержанием и логикой построения.
Одним из результатов обучения курса «Речь и культура общения» является решение задач
воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы
ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их
душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в
заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту,
нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия,
чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание
служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным
наследием предшествующих поколений.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный курс рассчитан на 4 года обучения (14 классы) по 1 часу в неделю.
1 класс – 33 ч. 2 класс – 35 ч. 3 класс – 35 ч.
4 класс – 35 ч. Всего: 138 ч.
IV. Содержание учебного предмета.
Программа предполагает два направления деятельности:
формирование речевой
потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями, автором художественного
произведения и др.) и приспособление к такому общению. Причем первое направление является
ведущим на начальном этапе организации развития речи ребенка в школе. Это связано с тем, что
невозможно развивать речь ребенка, если он сам не будет субъектом этого процесса. Только
почувствовав потребность общаться с окружающими, ребенок встанет перед необходимостью
совершенствовать свою речь и развивать речевые способности.
Первое направление сохраняется как ведущее продолжительный период времени. Ребенок
должен убедиться в ценности и привлекательности речевого общения. Это возможно только в том
случае, если материал первых разделов программы будет не изучен, а прожит, проигран,
эмоционально прочувствован детьми. Именно в этот период необходимо создавать как можно больше
привлекательных речевых игровых ситуаций.
Второе направление может быть осуществлено лишь при условии качественной работы по
первому направлению. Оно призвано вооружить ребенка эффективными средствами речевого
общения:
умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать
конфликтные ситуации;
умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
способностью слушать и понимать других;
умением использовать речевые игры для организации своего досуга.
Работа по второму направлению также строится на материале речевых ситуаций. При
организации работы необходимо учесть, что основное время на занятии предусмотрено для общения
детей, а не для изложения материала педагогом. Учителю следует организовать групповую, парную
работу, диалог.
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
– первый «Общение», соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике
называлось общей риторикой;
– второй «Речевые жанры», соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в
дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»).
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое
называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах
речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной)
ситуации, ее компонентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как) – на основе чего
у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать
степень их реализации в общении.
Блок «Речевые жанры» дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как
разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной
коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те
жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации,
хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот
вид высказывания, которому следует учить. Для нас речевой жанр – дидактическая единица,
которая во многом определяет методику обучения:
знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы
употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.;
анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его
отдельных фрагментов (частей);
самостоятельное создание жанра на предложенную или найденную тему.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена
их взаимосвязь. Кроме того, как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с
углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных
речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, то
школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:
– большая часть времени выделяется на формирование коммуникативнориторических умений и
навыков;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа
инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для
говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух
типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его
эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда
оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию;
формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Содержание курса 3 класса
3й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной
(спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление планасхемы
услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста,
особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы,
шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к
непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений,
изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков.
Основная мысль текста. Структурносмысловые части в разных текстах.
Типы текстов. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении.
Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание
загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий
пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзывотклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила
пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из
исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве
(объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как
завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Умения
Понятийные и инструментальные знания
Общение
Для чего люди общаются.
Понятие о риторике.
Виды общения
У1. Определять, в какой мере учтены особенности устной и
письменной речи для эффективности общения (в изученных
пределах).
У2.
общения в устных высказываниях.
Уместно использовать изученные средства несловесного
Устное и письменное общение
(чем различаются).
Словесное и несловесное общение.
Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Речевая деятельность
У1. Слушать учителя, его объяснения.
У2. Быть хорошим слушателем.
У1. Анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее
свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие
ситуации общения.
У1. Анализировать речь говорящего с использованием изученных
правил.
У2. Уместно, умело использовать
громкость, темп речи в устных высказываниях.
Слушание.
Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь, и т.д.)
Вывеска.
Скороговорка.
Чистоговорка.
Считалка.
Загадка. насколько уместен избранный прием
Определять,
У1. Произносить жанры малых форм, учитывая их особенности.
У2. Сочинять считалки, загадки.
У1.
ознакомительного чтения для данной ситуации.
У2. Пользоваться подходящими
приемами ознакомительного чтения.
У1. Анализировать шрифтовые
выделения (в том числе и цветом)
в текстах учебников.
Чтение**. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом,
газетой).
Некоторые приемы ознакомительного чтения.
Письменная речь. Графическая
структура письменного текста:
шрифтовые выделения (о чем нам
говорят шрифт, иллюстрации).
У1. Замечать разные недочеты в речи говорящего.
У2. Исправлять замеченные ошибки.
Речь правильная и хорошая (эффективная)
Недочеты в речи.
Правильная и неправильная речь.
Речевой этикет
Определять степень вежливого поведения, оценивать его,
У1.
учитывая ситуацию общения.
У1.
Оценивать уместность использования выбранного способа
выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с
точки зрения ситуации общения.
У2.
соответствующие этикетные формы.
Вступать в контакт и поддерживать его, используя
В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).
Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности,
извинения.
Разговор по телефону.
ТЕКСТ
Речевые жанры
У1. Отличать текст как тематическое и смысловое единство от
набора предложений, записанных как текст.
У1. Определять тему и основную мысль текста.
У1. Определять по заголовку, о чем говорится в тексте; выделять в
тексте ключевые (опорные) слова; определять по абзацным отступам
смысловые части текста.
У2. Выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать заголовок
к тексту; cоблюдать красную строку в записях текстов.
Что такое текст.
Тема и основная мысль текста.
Текст и заголовок текста.
Ключевые (опорные) слова.
Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Этикетные речевые жанры
Использовать уместно различные средства выражения
У2.
вежливости в этикетных жанрах.
Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами
У2.
вежливости.
Приветствие.
Прощание.
Благодарность.
Извинение.
Этикетные диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
2й класс
Основные понятия
Инструментальные знания
3й класс
1. Общение
4й класс
Для чего люди общаются. Понятие
о риторике.
Чему учит риторика. Речевая
ситуация: кто говорит (пишет) –
Разные цели (задачи)
общения. Твои цели (задачи)
общения. Общение–
общительный человек. Твоя
Разные речевые ситуации. Учет
речевой ситуации для
успешного общения. кому (адресат) – что, с какой
целью. Твои речевые роли. Твой
адресат (кому ты говоришь –
пишешь).
общительность.
Устное и письменное общение.
Словесное (вербальное) и
несловесное (невербальное)
общение. Жесты, мимика, темп,
громкость в устной речи.
Общение в быту (обыденное,
повседневное). Тон речи.
Вежливая речь (словесная
вежливость). Способы выражения
приветствия, прощания,
благодарности, извинения.
Вежливые (этикетные) слова
(словосочетания). Тон вежливой
речи. Обращение к знакомым и
незнакомым людям. Способы
выражения просьбы. Вежливый
отказ (в просьбе). Способы
выражения согласия.
Говорим – слышим.
Говорить – слушать: читать –
писать (что общего, чем
отличаются).
Слушание. Учимся слушать
учителя, его объяснения.
Приемы слушания: фиксация
заголовка и непонятных слов.
Сигналы (словесные и
несловесные) внимательного
слушателя.
Говорение. Голос, его окраска,
громкость, темп устной речи.
Правила для говорящих (для
собеседников).
Основной тон, смысловое
ударение.
Виды общения
Общение в официальной
(деловой) обстановке (класс,
музей, кабинет директора
школы и т.д.). Уместность
употребления несловесных
средств.
Речевой этикет
Вежливо – невежливо – грубо.
Одобрение, похвала
(комплимент). Приглашение,
поздравление (устное и
письменное). Способы
выражения.
Общение для контакта и для
сообщения информации.
Особенность употребления
несловесных средств.
Вежливая оценка. Вежливое
возражение. Утешение,
сочувствие. Способы
выражения.
Основные виды речевой
деятельности, их связь.
Приемы слушания: составление
опорного конспекта (в форме
таблицы, схемы, с
использованием рисунков,
символов).
Особенности говорения.
Речевая деятельность
Говорить – писать: слушать –
читать (что общего, чем
отличаются).
Приемы слушания:
составление плана. Запись
ключевых (опорных) слов.
Неподготовленная и
подготовленная устная речь.
Особенности
неподготовленной речи.
Способы подготовки к
устному высказыванию (в
разных ситуациях общения).
Чтение. Ознакомительное чтение
(мы знакомимся с книгой,
журналом, газетой).
Приемы чтения: постановка
вопросов к отдельным частям
текста; к непонятным словам;
Приемы чтения: составление
опорного конспекта (как при
слушании). Некоторые приемы
ознакомительного чтения.
Изучающее чтение (учимся читать
учебный текст).
Приемы чтения: постановка
вопроса к заголовку, выделение
ключевых слов (в связи с
пересказом).
Письменная речь. Графическая
структура письменного текста:
шрифтовые выделения (о чем нам
говорит шрифт).
Способ правки пересказа и других
текстов, вычеркивание ненужного
(лишнего).
составление плана.
Способы правки текста:
замена слов, словосочетаний,
предложений, включение
недостающего.
Использование приемов
взаиморедактирования.
Правильная и хорошая (эффективная) речь
Недочеты в речи.
Правильная и неправильная речь
Речь хорошая (эффективная).
Что такое текст.
Тема и заголовок текста. Разные
заголовки. Ключевые (опорные)
слова. Красная строка для
выделения смысловых частей
текста.
Приветствие
Прощание
Благодарность
Извинение
Тема и основная мысль исходного
текста.
Нормы – что это такое. Зачем
нужны нормы.
Нормы произносительные,
орфографические, нормы
грамматические и др.
2. Речевые жанры
Текст
Тематическое единство как
признак текста.
Основная мысль текста.
Основные структурно
смысловые части в разных
текстах.
Начальное (первое) и
конечное (последнее)
предложения разных текстов.
Этикетные речевые жанры
Согласие
Просьба – отказ
Скрытая просьба
Приглашение
Комплимент (похвала)
Поздравление
Вторичные речевые жанры
Особенности пересказа как
вторичного текста.
Подробный пересказ
(устный).
Нормативные словари (в т.ч. и
для школьников).
Основные признаки текста,
смысловая цельность и
связность текста.
Возражение
Утешение – сочувствие
Запрет
Оценка
Сжатый пересказ сказанного
собеседником.
Опорный конспект. Тексты отвечающие на вопрос
«почему?».
Тексты, отвечающие на вопрос
«какой?».
Рассказ, сказочная история по
сюжетной картинке, по началу.
Сжатый пересказ (устный).
Сжатый пересказ
(письменный).
Выборочный (подробный)
пересказ фрагмента текста.
Типы текстов
Рассуждение, его смысловые
части.
Рассуждение – объяснение.
Рассуждение –
доказательство.
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
Несколько доказательств
(аргументов в рассуждении).
Цитата в рассуждении.
Описание в учебной речи.
Описание в объявлении.
Описаниезагадка.
Сравнительное описание с
задачей обобщения.
Сравнительная
характеристика
(элементарная).
Невыдуманный рассказ о
себе.
Небылицы.
Рисунки, ключевые слова как
приемы подоготовки,
создание и исполнение
рассказа.
Факты (научные, житейские,
конкретные, обобщенные) в
рассуждении.
Вступление и заключение в
рассуждении.
Деловое и художественное
описание.
Словарная статья.
Рассказ как речевой жанр, его
структура, особенности.
Речевые информационные жанры
Вывески
Объявления
Аннотация
Хроника, информационная
заметка.
Фотография в газетном тексте.
Подпись к фотографии
Речевые жанры малых форм (для развития креативноречевых способностей)
Скороговорка – чистоговорка; перевертыш, загадка, считалка, закличка и т.д.
Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях
к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения
достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в
динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности
и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»
и т.д. [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009
с. 78];
– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать
собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий»; «…готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться
на «использование знаковосимволических средств представления информации для решения
учебных и практических задач» и т.д. [Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования 2009 с. 810] ;
– на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными
представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач» и т.д. [Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования 2009 с. 10]
Таким образом, «Речь и культура общения», как предмет филологического цикла, помогает
решению задач, которые ставятся ФГОС НОО при обучении русскому языку и литературному
чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Речь и культура общения» достигаются
учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
3й класс
Личностными результатами изучения курса «Речь и культура общения» является
формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий:
имеющихся критериев;
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения
(выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ
текста;
– осуществлять информационную переработку научноучебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой
ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление
и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для
успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
К концу обучения 3 класса
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к
концу 3 класса
Обучающиеся должны знать /понимать/:
виды общения
особенности устной и письменной речи
окраску голоса
виды периодических изданий
ключевые и опорные слова в тексте
речевые жанры
Обучающиеся должны уметь:
анализировать и оценивать общение /корректность речевого поведения, уместность использования различных словесных форм/
ориентироваться в ситуациях общения
вступать в различные виды контакта
уместно использовать словесные и несловесные средства общения
выразительно читать и говорить при общении
работать с различными видами периодических изданий
находить ключевые и опорные слова в тексте
работать с текстом
Ученик получит возможность:
критически оценивать соответствие вежливых слов добрыми делами;
определять, когда нарушения норм характеризуют говорящего, а также затрудняют общение;
пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями;
оценивать высказанную похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств
выражения;
оценивать поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации. Календарнотематическое планирование «Речь и культура общения» 3 класс
Тип
занятия
Элементы
содержания
Предметные
результаты
Личностные и метапредметные результаты
Дата
план.
Дата
факт.
Кол
во
час
ов
1
№ п/п
Тема урока
1.
Общение. Часть
I. (17 ч) Наука
риторика (4 ч)
Наука риторика.
Комбини
рованны
й
Рассказывать о науке
риторике, её задачах,
значении в жизни
людей и т.д.
7.09.16
14.09.16
Знать,
для
чего люди
общаются.
Иметь
понятие
риторике.
о
Знать:
типы
и
разновидности
тестов;
монолог
диалог.
и
Уметь:
отличать
устные
письменные
тексты.
и
текстов
после
перерабатывать
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: формулировать тему
урока
предварительного
обсуждения.
Познавательные:
информацию.
Коммуникативные:
осознавать
разнообразие
(жанров),
продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные:
определять степень
успешности выполнения своей работы и
работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные:
осуществлять
информационную переработку научно
учебного текста: составлять его план.
Коммуникативные: учиться подчинять
своё высказывание задаче взаимодействия
2.
Что мы помним о
речевой ситуации.
1
Комбини
рованны
й
Приводить примеры
успешного общения в
жизни людей и в
литературных
произведениях
Анализировать свою
и чужую речь (в
летний период) с
помощью анкеты. 3.
Твои
речевые
роли. Повторение.
1
Комбини
рованны
й
и
Устное
письменное
общение, чем
различаются.
Словесное и
несловесное
общение.
Называть
общения.
задачи
Называть некоторые
коммуникативные
профессии.
Анализировать
высказывание
с
точки зрения его
соответствия
речевой задаче.
4.
С какой целью?
Зачем? Задачи
общения.
1
Комбини
рованны
й
Реализовывать
высказывание
учётом
коммуникативной
задачи
с
Приводить
примеры задач
общения и
речевых ролей
коммуниканто
в
21.09.16
28.09.16
(текст,
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: критически осмысливать
свой опыт общения, выявлять причины
удач и неудач при взаимодействии.
Познавательные:
осуществлять
информационную переработку научно
учебного текста: составлять его план.
Коммуникативные:
анализировать
информацию, представленную в разных
формах
схема,
извлекать
иллюстрация и др.),
необходимые
решения
коммуникативных задач сведения
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные:
анализировать
информацию, представленную в разных
(текст,
формах
схема,
иллюстрация и др.).
Познавательные:
осуществлять
информационную переработку научно
учебного текста: составлять его план.
таблица,
таблица,
для 5.
Учимся говорить
(5ч)
1
Неподготовленна
я речь.
Комбини
рованны
й
Различать
подготовленную и
неподготовленную
речь.
Анализировать
примеры
неподготовленной
речи
Отличать
подготовленн
ую
и
неподготовлен
ную речь
6.
Подготовленная
речь
1
Комбини
рованны
й
Называть
приёмы
подготовки устного
высказывания.
Знать
особенности
неподготовлен
ной речи;
Коммуникативные:
необходимые
коммуникативных задач сведения
для
извлекать
решения
5.10.16
12.10.16
осознавать
таблица,
Личностные:
свою
ответственность за произнесённое или
написанное слово.
Регулятивные:
анализировать
информацию, представленную в разных
(текст,
формах
схема,
иллюстрация и др.).
Познавательные:
осуществлять
информационную переработку научно
учебного текста: составлять его план.
Коммуникативные:
в предложенных
коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать
уместные,
речевые
средства.
Личностные:
свою
ответственность за произнесённое или
написанное слово.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
осуществлять
Познавательные:
информационную переработку научно
учебного текста: составлять его план.
в предложенных
Коммуникативные:
эффективные
осознавать
задач; 7.
Приемы
подготовки
1
Комбини
рованны
й
Отличать
подготовленн
ую
и
неподготовлен
ную речь
Демонстрировать
уместное
использование
приёмов подготовки,
которые важны с
точки
зрения
достижения задачи
высказывания.
8.
Говорим
подробно, кратко
1
Комбини
рованны
й
Приводить примеры
ситуаций,
когда
следует
говорить
подробно, а когда –
кратко
Осознавать
важность
соблюдения
норм
(орфоэпическ
их,
лексических,
грамматическ
их)
для
успешного
общения
9.
Похвала,
комплимент.
1
Комбини
рованны
Оценивать похвалу с
точки зрения её
Знать,
такое
что
задач;
эффективные
коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать
уместные,
речевые
средства.
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Коммуникативные:
в предложенных
коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать
уместные,
речевые
средства.
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Коммуникативные:
в предложенных
коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать
уместные,
речевые
средства.
Личностные: понимать необходимость
добрых дел, подтверждающих добрые
эффективные
эффективные
задач;
19.10.16
26.10.16
9.11.16 й
комплимент.
Уметь
выразить
похвалу.
правдивости
и
отобранных средств
выражения.
Выразить похвалу и
ответить на неё в
соответствии
с
коммуникативной
ситуацией.
10. Слушаем,
1
вдумываемся
(2 ч)
Комбини
рованны
й
Слушаем,
вдумываемся.
Называть
слушания.
задачи
Формулировать свою
как
задачу
слушателя
в
конкретной
ситуации.
Демонстрировать
уместное
использование
сигналов
внимательного
слушателя.
Знать задачи
слушания.
Уметь
использовать
приемы
слушания;
оценивать
свои
особенности
как
слушателя.
задач;
схемами,
эффективные
слова.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
моделями.
таблицами,
в предложенных
Коммуникативные:
коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать
уместные,
речевые
средства.
Личностные:
свою
ответственность за произнесённое или
написанное слово.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
моделями.
таблицами,
Коммуникативные:
в предложенных
коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать
уместные,
речевые
средства.
эффективные
осознавать
схемами,
задач;
11. Слушаем
по
1
разному.
Комбини
рованны
й
Демонстрировать
использование
приёмов слушания,
в
эффективных
Знать задачи
слушания.
Уметь
использовать
осознавать
Личностные:
свою
ответственность за произнесённое или
написанное слово.
Регулятивные: умение использовать язык
16.11.16
23.11.16 предложенных
риторических
задачах.
Оценивать
особенности
слушателя.
свои
как
приемы
слушания;
оценивать
свои
особенности
как
слушателя.
12. Учимся читать,
писать (3 ч)
1
Читаем учебные
тексты
Комбини
рованны
й
Анализировать роль
различных
выделений в учебных
текстах.
Уметь
выразительно
читать
и
говорить при
общении
13. Учимся писать,
1
редактировать
Комбини
рованны
й
Перерабатывать
прочитанный
текст,
учебный
определяя его тему,
основную мысль,
составляя план.
Объяснять,
зачем
Знать
основные
способы
правки текста
(замена слов,
словосочетани
й,
предложений;
задач;
схемами,
эффективные
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
моделями.
таблицами,
Коммуникативные:
в предложенных
коммуникативных ситуациях, опираясь на
изученные правила общения, выбирать
уместные,
речевые
средства.
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
моделями.
таблицами,
Коммуникативные:
осознавать
разнообразие
(жанров),
продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач
Личностные:
свою
ответственность за произнесённое или
написанное слово.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
задачах,
ориентироваться в целях,
осознавать
схемами,
задач;
задач;
текстов
30.11.16
7.12.16 нужно исправлять
текст.
исключение
ненужного,
вставка
т.д.).
и
14. Как исправить
текст? Правка
текста.
1
Комбини
рованны
й
Называть некоторые
приёмы
редактирования
(вставка;
слова,
словосочетания и
т.д.;
исключение
ненужного и т.д.).
замена
Вносить правку в
свой и чужой текст,
пользуясь
изученными
приёмами.
Давать определение
вежливости
Анализировать свою
и чужую степень
вежливости
(вежливо–
невежливо–грубо) в
разных ситуациях.
Комбини
рованны
й
15. Вежливое
общение (2 ч)
1
Что
вежливость.
такое
Вежливо,
невежливо, грубо.
тему,
Уметь
перерабатыват
ь
текст,
определять
его
основную
мысль,
составлять
план; вносить
правку
в
текст.
Знать
определение
вежливости.
14.12.16
21.12.16
задач;
текстов
схемами,
осознавать
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
моделями.
таблицами,
Коммуникативные:
осознавать
разнообразие
(жанров),
продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач
Личностные:
свою
ответственность за произнесённое или
написанное слово.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные: умение работать с
моделями.
таблицами,
Коммуникативные:
осознавать
разнообразие
(жанров),
продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач
Личностные: оценивать свою вежливость,
определять степень вежливости при
общении людей.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
таблицами,
моделями.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
схемами,
схемами,
текстов
задач; 16. Добрые дела –
добрые слова. А
ты вежлив?
1
Комбини
рованны
й
Оценивать
соответствие
вежливых
добрым делам.
слов
17.
18
Текст. Часть 2.
Разные тексты (2
ч)
2
Комбини
рованны
й
Проверь
себя.
Тексты разные
нужны.
Называть признаки
текста, типы текстов.
Объяснять,
чем
отличаются устные и
письменные тексты.
Характеризовать
разные тексты с
точки зрения их
коммуникативных
задач,
употребления.
сферы
Уметь
анализировать
свою и чужую
степень
вежливости
(вежливо–
невежливо–
грубо)
разных
ситуациях.
в
Знать
признаки
текста, типы
текстов.
Уметь
отличать
устные
письменные
тексты
и
11.01.17
18.01.17
25.01.17
задач;
схемами,
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения
Личностные: оценивать свою вежливость,
определять степень вежливости при
общении людей.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
таблицами,
моделями.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
таблицами,
моделями.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения
схемами,
задач; 19
Диалог и монолог. 1
Комбини
рованны
й
Различать диалог и
монолог.
Анализировать
диалог и монолог с
точки
зрения
речевого поведения
коммуникантов.
Знать
особенности
диалога
монолога,
различать
диалог
монолог
и
и
20 Правильная
речь (3 ч)
Пиши правильно!
1
Комбини
рованны
й
как
норм
Объяснять,
нарушение
мешает
взаимопониманию,
успешному общению
Уметь
пользоваться
орфографичес
ким,
орфоэпически
м и толковым
словарём.
21
Произноси
правильно!
1
Комбини
рованны
Определять,
нарушение
как
норм
Замечать
разные
задач;
схемами,
Личностные: понимать необходимость
добрых дел, подтверждающих добрые
слова.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
таблицами,
моделями.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные:
умение работать с
таблицами,
моделями.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
схемами,
задач;
1.02.17
8.02.17
15.02.17 й
характеризует
говорящего
пишущего.
или
недочеты в
речи
говорящего
22
Употребляй слова
правильно!
1
Комбини
рованны
й
Демонстрировать
умение пользоваться
орфографическим,
орфоэпическим и
толковым словарём.
Исправлять
замеченные
ошибки
23 Правила
1
успешного
пересказа (4 ч)
Комбини
рованны
й
Определять способы
сжатия текста при
сравнении
с
способ
исходным:
Знать,
что
такое сжатый
текст. Уметь
реализовывать
задач;
схемами,
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
моделями.
таблицами,
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
умение работать с
Познавательные:
таблицами,
моделями.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
схемами,
задач;
22.02.17
1.03.17 Пересказ.
исключения
подробностей
и
способ обобщённого
изложения текста.
сжатый текст,
пользуясь
способом
исключения
подробностей
и способом
обобщения
24
Выбери нужное.
Выборочный
пересказ.
1
Комбини
рованны
й
Уметь
выделять в
тексте
материал,
относящийся
к
выборочному
пересказу.
и
Реализовывать
сжатый
текст,
пользуясь способом
исключения
подробностей
способом
обобщения.
Выделять в исходном
тексте
материал,
относящийся к теме
выборочного
пересказа
25
Цитата
пересказе.
в
1
Комбини
рованны
й
Реализовывать
выборочный
(подробный
и
Уметь
использовать
цитаты
в
задач;
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные:
осуществлять
подробный,
краткий и выборочный
пересказ текста.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные:
подробный,
пересказ текста.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
осуществлять
краткий и выборочный
задач;
15.03.17
22.03.17 пересказе.
что
Знать,
такое
аннотация
сжатый) пересказ на
основе
произведённой
выборки
текста.
частей
и
Определять
необходимость
уместность
использования
цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ
эффективные
цитаты.
Определять
в
аннотации те части, в
которых
сжато
говорится об авторе,
событиях,
героях
книги.
26
Кратко о книге.
Аннотация.
1
Комбини
рованны
й
27 Поздравляю
тебя… Вас (2 ч)
1
Комбини
рованны
й
Анализировать
структуру
поздравления
–
Знать
особенности
этикетных
задач;
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные: аргументировать свою
точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные:
продуцировать
рассуждение, соблюдая его структуру:
тезис,
вывод.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные: понимать необходимость
добрых дел, подтверждающих добрые
слова.
аргументы,
задач;
5.04.17
12.04.17 Поздравляю кого?
С чем? Как?
Желаю кому?
Чего? Как?
жанров
комплимента,
поздравления
устного
письменного.
и
Оценить
поздравление с точки
зрения
его
соответствия
речевой ситуации.
28
1
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8
Марта!
Комбини
рованны
й
Реализовывать
поздравление
в
устной и письменной
форме с праздником
(с днём рождения,
успехом и т.д.) и
отвечать на устное
поздравление.
Уметь
реализовывать
поздравление
в устной и
письменной
форме
с
праздником и
отвечать на
устное
поздравление .
29
Учись объяснять
и доказывать (2
ч)
1
Рассуждение,
Комбини
рованны
й
Анализировать
известные структуры
рассуждений, в том
числе рассуждение с
Уметь
объяснять
роль правила
и цитаты в
задач;
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
продуцировать
Познавательные:
соблюдая его структуру:
рассуждение,
тезис,
аргументы,
вывод.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения
Личностные: понимать необходимость
добрых дел, подтверждающих добрые
слова.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
продуцировать
Познавательные:
рассуждение, соблюдая его структуру:
тезис,
вывод.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
аргументы,
задач;
19.04.17
26.04.17 вывод
рассуждении.
в
выводом.
рассуждении.
Объяснять
роль
правила и цитаты в
рассуждении.
30
Правило и цитата
в доказательстве.
1
Комбини
рованны
й
Моделировать
рассуждения,
пользуясь правилами
и цитатами как
доказательствами.
Уметь
объяснять
роль правила
и цитаты в
рассуждении.
31 Что общего –
чем отличаются
1
Комбини
рованны
Анализировать
сравнительные
Знать правила
сравнения, их
задач;
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
анализировать
Познавательные:
структуру рассуждения,
выявлять
уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные: аргументировать свою
точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
задач;
3.05.17
10.05.17 (2 ч)
Сравни и скажи.
й
описания,
структуру
их
структуру
Называть правила
сравнения.
Реализовывать
сравнительные
описания сходных
предметов, понятий
с учётом задачи
сравнения.
32
Правила
сравнения.
1
Комбини
рованны
й
Определять способ
построения
сравнительного
описания:
последовательное
или параллельное
сравнение.
Уметь
определять
способ
построения
сравнительног
о описания:
последователь
ное
или
параллельное
сравнение.
17.05.17
задач;
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные: продуцировать тексты
сравнительного описания в зависимости
от задачи сравнения (выявления сходства
и/или различия), последовательной или
параллельной
структуры.
Коммуникативные: понимать основание
разницы двух заявленных точек зрения,
двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них или
отстаивать собственную точку зрения.
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
способность
учебных
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные: продуцировать тексты
сравнительного описания в зависимости
от задачи сравнения (выявления сходства
и/или различия), последовательной или
параллельной структуры.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
задач; 33
Подведём итоги.
Риторический
праздник
1
Комбини
рованны
й
Создать
ситуацию
успеха.
Разыгрывать
риторические игры.
Проверять, как
научились
произносить
высказывания в
нужном темпе, с
заданной
громкостью, с
определённой
интонацией; как
научились
произносить
правильно слова, в
которых часто
делают
ошибки;
пользоваться
несловесными
средствами общения.
24.05.17
задач;
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле.
Личностные:
осознавать важность
соблюдения правил речевого этикета для
успешного общения,
установления
добрых, уважительных взаимоотношений.
Регулятивные: умение использовать язык
с целью поиска необходимой информации
в различных источниках для решения
учебных
способность
ориентироваться в целях,
задачах,
средствах и условиях общения.
Познавательные: продуцировать тексты
сравнительного описания в зависимости
от задачи сравнения (выявления сходства
и/или различия), последовательной или
параллельной структуры.
Коммуникативные: работать с соседом
по парте, в малой группе, в большой
группе: распределять между собой работу
и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле. VII. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
№
№
п/п
Наименование
Необходимое
колво
Количе
ство
1
2
3
1
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с
тематикой, определенной в программе по риторике.
Словари по русскому языку:
фразеологизмов, морфемный, словообразовательный.
толковый,
Комплект таблиц "Словарные слова"
Экранно звуковые пособия
(цифровые)
Мультимедийные
образовательные
ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по
возможности) диски, сайты:
Зизевская Н. В. Детская риторика. http://metodsovet.su
Интернет – ресурсы:
Д
Д
Д
Д
http
:// www
. school
2100.
ru /
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1
ПК в сборе User
2 МФУ НР LJM 1120 MFP
3
4
Проектор М/М Erson EB582
Колонки Genius
Д
Д
Д
Д
1
4
1
1
1
1
1 Для учителя:
Литература
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I.
Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской
Федерации. – М. 2004.
2. Государственный образовательный стандарт (национальнорегиональный
компонент)
образования в период детства, основного общего и среднего (полного) образования Свердловской
области 1999, Екатеринбург.
3. Ладыженская Т.А., Салькова Л.В., Курцева З.И. и др. Детская риторика: в рассказах и
рисунках. 3 класс. – М.: Баллас. 1996. – 112 с.
4. Речь и культура общения. Методические разработки. Часть 1. Журнал «Педсовет» № 5 –
1996. 16 с.
5. Речь и культура общения. Методические разработки. Часть 2. Журнал «Педсовет» № 10 –
1996. 16 с.
6. Речь и культура общения. Методические разработки. Часть 3. Журнал «Педсовет» № 5 –
1996. 16 с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты
второго поколения)
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В
2х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
9. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская Программа «Риторика» для четырехлетней начальной
школы.
Для учащихся:
1. Ладыженская Т.А., Салькова Л.В., Курцева З.И. и др. Детская риторика: в рассказах и
рисунках. 3 класс. – М.: Баллас. 1996. – 112 с.
VIII. Результаты освоения учебного предмета.
Предмет «Речь и культура общения», как предмет филологического цикла, помогает решению
задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Личностными результатами изучения курса «Речь и культура общения» является формирование
следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго,
уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости
от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных
местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Речь и культура общения»является формирование
следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с
задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов,
оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые
и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис,
убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы
информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научноучебного текста: составлять опорный
конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную
составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Речь и культура общения» является формирование
следующих умений:
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения
коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной
школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в
соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Речь и культура общения" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.