Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Оценка 4.6
Разработки курсов +1
docx
воспитательная работа
1 кл
23.06.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс
В данной программе прописаны задачи курса «Давайте дружить» 1 класс. Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Давайте дружить» составлена на основании и с использованием нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
соц.культурное.docx
Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Давайте дружить»  составлена на основании и с использованием нормативных  документов: Федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального общего образования 2009 г,  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина    России.                             Начальная  школа  —  это  важный  этап  в  жизни  ребёнка,  связанный  с  изменением ведущей  деятельности  ребёнка;    освоением  новой  социальной позиции; принятием и освоением  ребёнком  новой  социальной  роли  ученика;  формированием  способности  к организации  своей  деятельности;  изменением  которая приобретает  черты  адекватности  и  рефлексивности; с моральным развитием, которое существенным  образом  связано  с  характером  сотрудничества  с  взрослыми  и сверстниками,  общением  и  межличностными  отношениями  дружбы,  становлением основ  гражданской идентичности и мировоззрения. самооценки  ребёнка,  Важными являются: • центральные  психологические  новообразования,  формируемые  на  данной ступени  образования:  словесно­логическое  мышление,  произвольная  память, произвольное  внимание,  письменная  речь,  анализ,  рефлексия  содержания, оснований  и  способов  действий,  планирование  и  умение  действовать  во внутреннем  плане,  знаково­символическое  мышление,  осуществляемое  как моделирование существенных связей и отношений объектов; • развитие  целенаправленной  и  мотивированной  активности  обучающегося, направленной  на  овладение  учебной  деятельностью,  основой  которой  выступает формирование  устойчивой  системы  учебно­познавательных  и  социальных мотивов и личностного смысла учения. Опыт  показывает,  что  проблемы  учащихся  учебные,  коммуникативные, личностные во многом связаны:  с   не   пониманием   себя,   своей   сущности,   своего   места   в   системе  школьных отношений, с несформированной позицией школьника;  с отсутствием определенных знаний, умений, навыков, способов,  необходимых для продуктивной деятельности;  с недостаточным пониманием роли собственных усилий для  преодоления препятствий и достижения успеха. Сознавая  важность  личностного  развития  в  младшем  школьном  возрасте,  мы ставим  целью  программы:  создание  условий  для  раскрытия  позитивного личностного  потенциала  и  формирование  социальной  компетентности  учащихся 1 начальной ступени. Задачи:  Развитие позитивной самооценки учащегося;  Расширение   знаний школьников о   чувствах и   эмоциях,развитие  умений распознавать свои состояния и управлять ими;  Формирование навыков сотрудничества;  Освоение способов саморазвития, формирование психологической  грамотности и культуры мышления. Под  позитивной  самооценкой  мы  понимаем  положительное  отношение  к  своему «внутреннему  Я»,  принятие  себя,  своих  качеств,  возможностей,  способностей, особенностей  своей  деятельности.  Самооценка  формируется  в  единстве рационального,  отражающего  знания  человека  о  себе,  и  эмоционального, отражающего  то,  как  он  воспринимает  и  оценивает  эти  знания,  в  какой  общий итог.  Формирование  самооценки  связано  с  активными  действиями  ребенка,  с самонаблюдением  и  самоконтролем.  Игры,  занятия,   общение  постоянно обращают  его  внимание  на  самого  себя,  ставят  его  в  ситуации,  когда  он должен  как­то  отнестись  к  себе  –  оценить  свои  умения  что­то  делать, подчиняться  определенным  требованиям  и  правилам,  проявлять  те  или  иные качества  личности.  Осознание  не  появится  автоматически:  надо  учить  ребенка видеть  и  понимать  себя,  учить  координировать  свои  действия  с  действиями других  людей,  согласовывать  свои  желания  с  желаниями  и  потребностями окружающих. Особенности  восприятия  своих чувств  и эмоциональных  состояний  другого человека связаны с общим уровнем социальнокультурного развития,  способностью адекватно  опознавать  вид  эмоционального  состояния  и  степенью  обобщенности эмоциональных  представлений.  Формирование  способности  восприятия  и осознания  эмоциональных  состояний  происходит  в  процессе  коммуникативного общения  и  обусловлено  личным  опытом  ребенка.  Обучение  пониманию эмоционального  мира  связано  с  бережным отношением  к своей и чужой жизни. Освоение опыта  сотрудничества  со  сверстниками  повышает  эффективность учебной  деятельности  младшего  школьника,  способствует  формированию позитивной  самооценки  и  уверенности  в  себе.  Умение  сотрудничать  включает умение  слушать,  вступать  в  диалог,  умение  задавать  вопросы,  участвовать  в коллективном  обсуждении  проблем,  отстаивать  свою  точку  зрения,  умение интегрироваться  в  группу,  строить  продуктивное  взаимодействие,  учитывая позиции  других  людей.  Только  взаимодействуя  со  сверстником,  ребенок  может стать,  действительно,  равным  партнером.  Сверстник  выступает  объектом сравнения  с  собой,  это  та  мерка,  которая  позволяет  оценить  ребенку  себя  на уровне реальных возможностей. 2 Освоение  способов  саморазвития,  включает    непрерывное  самопознание, другими, развитие  личностных  качеств,  на  основе  с  формирование  психологической  грамотности  и  культуры  мышления. взаимодействия  нормы:  вежливость,  доброжелательность,  знания о нормах отношений к другому человеку и правилах коммуникации: тактичность, Программа  «Давайте дружить»  является  открытой:  в  нее  можно  добавлять новые темы и фрагменты занятий. Изменения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. Ожидаемые результаты Результаты  первого  уровня  (приобретение  школьниками  социальных  знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни):  ­ уважительное отношение другу; ­ правила:  перебивать», «право на точку зрения».  взаимодействии: ­ правила   группового   взаимодействия:   «безоценочность»,   «активность», «инициативность»,  «один  говорит  –  другие  молчат»,  «хочешь  сказать  –  подними руку»,  «не  перебивай»,  «каждый  имеет  право  на  свою  точку зрения». ­ правила  планирование, распределение функций, подведение итогов. знания о правилах конструктивной групповой работы и социально­  ролевом «уважать  мнение  приветливость,  деятельности:  коллективной  «внимательно  другого»,  «не слушать»,  творческой  постановка  цели, ­ знание особенностей поведения в социальных ролях:  «ученик», «учитель», знание  общественно  порицаемых  качеств  личности  человека:  ложь, знание  позитивных  качеств  личности:  гуманизм,  человечность,  честь, знание  эмоций  человека:  радость,  гнев,  страх,  удовольствие,  интерес, «родитель».  печаль, грусть, горе, смущение, стыд, вина и др.;  совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность и др.  предательство, лень,  грубость, трусость и др. Результаты  второго  уровня  (формирование  позитивного  отношения  школьника  к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности  в целом):  человеку, к школе, к дружбе, к совместной деятельности.  необходимости  определённого  поведения,  обусловленного  представлениями  о  добре и зле,  о должном и недопустимом, формирование  у ребенка  объективной  нравственной самооценки и нравственного самосознания,  укрепление жизненного  оптимизма;  развитие  ценностного  отношения  к  себе,  к  психологическому  здоровью, к формирование  основ  нравственного  самосознания  личности  (совести) формирование     у     школьников     основ морали, осознанной  3 —  способности  младшего  школьника  формулировать  собственные  нравственные обязательства,  осуществлять  нравственный  самоконтроль,  требовать  от  себя выполнения  моральных  норм,  давать  нравственную  оценку  своим  и  чужим поступкам; формирование у  ребенка осознания нравственного смысла учения Результаты  третьего уровня (приобретение школьниками опыта  самостоятельного социального  действия): ­ умений  общаться:  вступать  в  контакт,  поддерживать  общение,  умение отстаивать  свою  точку  зрения,  задавать  вопросы,  слушать  и  слышать  другого, следовать  инструкциям,  доводить  задание  до  конца,  осознавать  свои  чувства  и справляться  со  своими  эмоциями,  просить  помощи,  говорить  и  принимать комплименты, проявить  заботу  о  другом,  предложить  помощь,  делиться; ­ умений  добиваться  своих  целей:  ставить  цель,  планировать,  прогнозировать результат,  оценивать, контролировать, довести до конца; ­ умения  вести  себя  в  соответствии  с  принятой  ними  по  правилам,  адекватно принимать социальную роль; ­ умения  адекватно  оценивать  себя  и  свои  возможности  через  координацию  свои действия  с  действиями  других  людей,  согласования  своих  желаний  с желаниями и потребностями окружающих; ­ умения  открыто  выражать  и  отстаивать  свою  нравственно  оправданную позицию,  проявлять  критичность  к  собственным  намерениям,  мыслям  и поступкам; ­ умения  совершать  самостоятельные  поступки  и  действия  на  основе нравственной морали; ­ умения постоять за себя.  Структура занятий: 1. Ритуал  приветствия  является  важным  моментом  работы  с  группой, позволяющим  сплачивать  детей,  создавать  атмосферу  группового  доверия  и принятия. 2. Рефлексия  прошлого  занятия  предполагает,  что  дети  вспоминают,  чем  они занимались в последний раз, что запомнилось, зачем они это делали. 3. Разминка является средством воздействия на эмоциональное   состояние  детей, уровень  на продуктивную групповую деятельность. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение или снять чрезмерное напряжение. 4. Основная  часть  представляет  собой  совокупность  психотехнических упражнений  и  приемов,  направленных  на  решение  задач  развивающего комплекса.  Последовательность  предполагает  чередование  деятельностей,  смену важную  функцию  выполняет  их  активности,  настройки  4 психофизического состояния детей. 5. Заключительная  часть  предполагает  ретроспективную  оценку  занятия  в  двух аспектах:  эмоциональном  и  смысловом.  Дети  дают  эмоциональную  обратную связь  друг  другу  и  психологу;  сами  или  с  помощью  взрослого  отвечают  на вопрос  как  может  помочь  им  в  жизни  полученный  опыт  переживаний  и взаимоотношений. Форма  проведения  –  групповое  занятие  с  использованием  видеоматериалов, ролевых игр, упражнений, бесед, обсуждений, лекций. Оценка результатов: 1. Наблюдение 2. Взаимодействие с педагогами и родителями 3. Диагностические методики 1. Содержание деятельности Вводное занятие.  Введение в мир психологии Беседа   о   том,   что   такое   психология,   зачем   она   нужна   человеку. Понятия дружба и взаимопомощь. Введение правил работы в группе. Практическая часть:  знакомство.  Представление себя, своего имени. Тема «Я первоклассник» Имена  ребят  моего  класса.  Ласковое  обращение,  добрые    и  обидные  слова. Зачем мне нужно ходить в школу. Мои друзья. Мои успехи и неудачи.  Что я люблю делать. Мое время. Моя семья. Мои обязанности. Практическая  часть:  рисование;  изготовление  коллажей;  сочинение  историй; подвижные  игры  и  игры,  развивающие  комплекс  «произвольности»,  побуждающие активность  реакции; прослушивание  сказок  (Н.  Селезнева  «Про  Колю»,  Е.  Жарова  «Кто  самый лучший»,  Н.  Овечкина  «Про  Белоцветик»,  П.  Дидык  «Фло»,  А.  Пугачева «Снежинка», Е Елпидинская «Козленок Хрюпигав»), обсуждение. сообразительность,  ребенка,  ловкость,  быстроту  Тема «Мы ­ разные» Люди  отличаются  друг  от  друга  своими  качествами.  Положительные  качества. Любовь.  Сердечность  и  доброта.  Дарим  доброту.  Какими  качествами  мы похожи,  какими  отличаемся.  Аккуратность.  Чистоплотность.  Темные  и  светлые качества.  Очищаем свое сердце. Практическая  часть:  упражнения  «что  хорошо,  что  плохо»,  «мои  качества», «никто  не  знает,  что  я»,  «комплименты»  и  др.;  прослушивание  сказок («Пятерка  и  доброе  сердце»,  «Я  не  такой  как  все»,  «Хвостатик», 5 «Маленький котенок», «Часы», «О подзорной трубе», О. Гавриченко «Цветок по  имени Незабудка»), рисование; проигрывание ситуаций. Тема «Мои чувства» Мое  состояние.  Мимика  и  жесты.  Радость,  как  ее  доставлять  другим  (слово, прикосновение,  взгляд).  Грусть.  Страх,  как  с  ним  справиться.  Гнев,  с  какими чувствами  он  дружит.  Может  ли  гнев  принести  пользу?  Обида.  Боль.  Разные чувства. Практическая  часть:  изображение  чувств;  узнавание  эмоциональных  состояний других  людей;  установление  связи  эмоций  с  телом;  рисование  чувств,  лепка; создание  коллажей  и  галереи  чувств;  прослушивание  историй  и  сказок, обсуждение; техники оказания поддержки, выражения чувств. Тема «Мои друзья» Дружба  и  друзья.  Что  помогает  и  что  мешает  дружбе.  Одиночество. Знакомство. Помогаем  сами  и  принимаем  помощь.  Просим  прощения.  Я  –  член команды, на меня можно положиться. Практическая  практические упражнения,  направленные  на  обучение  способам  вступления  в  контакт  и поддержания  умения присоединиться  к  группе,  умения  принять  отказ,  просить  прощения;  просмотр отрывков из мультфильмов; рисование; «построение скульптур». игры­драматизации;  представления  обсуждение  и  разговора,  часть:  себя  при  знакомстве,  Тема «Я и родители» Я  и  мои  родители.  Я  могу  просить  прощения.  Почему  родители  наказывают детей? Практическая  часть:  рисунок  семьи;  неоконченные  предложения; разговор от  имени  маски; инсценировки  ситуаций; работа с  чувствами; работа со сказкой А.  Шмидт «Простить  маму»; портрет мамы. Заключительное занятие Вспоминается все, чему научились, подводятся итоги. Практическая  часть:  полюбившиеся  упражнения,  обсуждение  «каким  я  буду через год», совместный рисунок. 2. Планируемые результаты: Данная   воспитательная   программа   нацелена   на   достижение   следующих воспитательных  результатов: 6  первоначальный   опыт   постижения   ценностей   гражданского   общества, национальной истории и культуры;  нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со   сверстниками,   старшими   и   взрослыми   в   соответствии   с   общепринятыми младшими   детьми, нравственными нормами;   потребности   и   начальные   умения   выражать   себя   в   различных   доступных   и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;  первоначальные   представления   о   роли   физической   культуры   и   спорта   для здоровья человека, его образования, труда и творчества;  первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;  Вся работа по социализации поможет ребенку:  • Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в  обществе;  • Научиться чувствовать и понимать других людей;  • Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как  условию духовно­нравственного развития человека;  • Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле. Примерные   результаты   служат   ориентировочной   основой   для   проведения тестовых   исследований,   составления   портфолио   младшего   школьника   в   целях определения эффективности воспитательной деятельности. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и  методики:  педагогический мониторинг  тестирование  микроисследования  собеседования 3. Тематическое планирование  7 Темы № 1 Вводное занятие 2 Я­ первоклассник 3 «Мы разные» 4 5 «Мои друзья» 6 « Я и родители» 7 Заключительное занятие «Мои чувства» Количе­ ство часов 1 7 3 14 5 2 1 Календарно – тематический план Темы занятий № Дата  Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Мой класс. Какие ребята в моем классе Мои друзья в классе Мои успехи в школе Моя учебная сила Люди отличаются друг от друга Качества людей Я желаю добра Что такое чувства? Радость Радость. Как ее доставить другому? Жесты и мимика Радость можно передать прикосновением Радость можно передать взглядом Грусть Страх Страх, его относительность Как справиться со страхом? Преодоление страха Гнев. С какими чувствами он дружит? Обида Разные чувства 8 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Что значит быть другом? Какой я друг? Мои друзья Как сберечь дружбу? Один за всех и все за одного Я и мои родители. Я умею просить прощение Подведение итогов 26 27 28. 29. 30. 31. 32 33. 9 Список использованной литературы 1. М.А.Бантова, Г.В.Бельтикова Концепция и программы для начальных классв.  М.: Просвешение, 2009 ­1ч 2. Аверина Н.Г. О духовно­нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 ­ №11 – С. 68­71 3. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999­ №4.­ С.78­80 4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. ­ М.: Просвещение, 1988­ 354с.  5. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина  Медиаобразование в школе ­ 1999­№3 ­  С.23­ 26. 6. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной  деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева ­Ленинград, 1989  ­265с.   7. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы  психологии./.Р.С.Немов – М.: Владос, 2000; ­ 436с. 8. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик //  Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.:  Инноватор, 1996.­ Вып.6. – С. 56 – 70. 9. Педагогика  школы/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977­387с. 10.. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000. 11. Галузинский, В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. – Киев:  Радянськая школа, 1982. 12.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как. ­ М.,2005. 13. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. ­ М., 2004. 14. Кузнецова, Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн.  для учителя. – М.: Просвещение, 1988. 15.Натанзон, Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001. 16. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. –  М.,2001. 10 11

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социокультурного направления «Давайте дружить»  1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2019