РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
3 кл
05.03.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса уровень: базовый Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки вежливости» разработана для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №2» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО  Протокол заседания ШМО  учителей начальных классов    от «___»  ______2018 г.  №______        ____________ Н.М.Макогон  СОГЛАСОВАНО   Заместитель директора  по УВР ________О.Н.Хотина  «____»__________2018 г. УТВЕРЖДЕНО Директор  МБОУ «Петровская школа №2» ______________И.Н.Кузьменко  Приказ № ________  от  «______ »_____________2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса уровень: базовый на  2018/2019 учебный год Составлена:                                                                                учителем начальных классов                                                                                Арифовой М.Ю. 2018 год СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная  записка 2. Планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета 3. Содержание учебного  предмета 4. Тематическое планирование, календарно­тематическое  планирование 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                   Рабочая   программа  по   внеурочной   деятельности  «Уроки   вежливости»  разработана   для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования,  с   учётом   концепции   духовно­ нравственного   воспитания   и   планируемых   результатов   освоения     образовательной   программы начального общего образования.          Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. 2. 3. 4. 5. 6.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).  Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17   декабря   2010   г.   N   1897   «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного общего образования(с изменениями и дополнениями).   Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации   от   12.05.2011г.   №03­296   «Об   организации   внеурочной   деятельности   при введении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего образования». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09­3564 «О   внеурочной   деятельности   и   реализации   дополнительных   общеобразовательных программ». Образовательная   программа   начального   общего   образования   МБОУ   «Петровская   школа №2»   Красногвардейского   района   Республики   Крым   (ФГОС),   утвержденная   приказом МБОУ «Петровская школа №2» от 31.08.2015 г. №290 Составлена  на основе авторской программы  А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах»  в соответствии с требованиями   примерных программ по внеурочной деятельности   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего   образования   (Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010)           Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам   и   правилам   общения,   нести   моральную   ответственность   за   свои   действия   и   поступки. Нравственное   взросление   младших   школьников   связано,   прежде   всего,   с   тем,   что   идеи   добра   и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.  Цели программы – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения   и   взаимоотношений,   основ   мировоззрения   и   самовоспитания,  формирование   навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование нравственных качеств.           Задачи программы: ­ развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие; ­ предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру; ­ научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; ­ прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству. Принципы:  ­ доступность, познавательность и наглядность; ­ учёт возрастных особенностей; ­ сочетание теоретических и практических форм деятельности; ­ усиление прикладной направленности обучения; ­ психологическая комфортность.           Данная программа позволяет учащимся познакомиться с основными знаниями в области этики и  этикета и закрепить их на практике.           Программа состоит из 4 крупных разделов: 1. Этика общения 2. Этикет 3. Этические нормы отношений с окружающими 4. Этика отношений в коллективе игровые элементы,  игры,  дидактический и раздаточный материал,  пословицы и поговорки,                                                  Условия реализации программы       Программа предполагает как групповые занятия, так и проведение массовых мероприятий. Для  успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ:       физкультминутки,         рифмовки,  считалки,  ребусы,  кроссворды,  головоломки, сказки. творческие проекты  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   должно   обеспечивать   усвоение   ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально­ ценностного   постижения   действительности   и   общественного   действия   в   контексте   становления идентичности гражданина России. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов  — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и∙т.∙п.), первичного понимания   социальной   реальности   и   повседневной   жизни.   Для   достижения   данного   уровня результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие   обучающегося   со   своими   учителями     как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй   уровень   результатов  —   получение   обучающимися   опыта   переживания   и   позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий   уровень   результатов  —   получение   обучающимся   начального     опыта   самостоятельного общественного   действия,   формирование   у   младшего   школьника   социально   приемлемых   моделей поведения.   Только   в   самостоятельном   общественном   действии   человек   действительно   становится гражданином,   социальным   деятелем,   свободным   человеком.   Для   достижения   данного   уровня результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие   обучающегося   с   представителями   различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов   обеспечивает   появление   значимых эффектов  духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   —   формирование   основ идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление   духовного   и   социально­психологического   здоровья,   позитивного   отношения   к   жизни, доверия к людям и обществу и т. д. В   результате   прохождения   программного   материала     к   концу   3   класса   обучающиеся должны знать:  Отличие понятий «этика» и «этикет».  Правила этикета и вежливости  Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.  Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.  Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.  Правила этики и культуры речи.  О совести как основе нравственности.  О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.  О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена)..  Уметь:  Уважать   себя,   верить   в   свои   силы   и   творческие   возможности,   признавая   это   право   и   за другими.  Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.  Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.  Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.  Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.  Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.  Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.  Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.  Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.  Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: У выпускника будут сформированы: ­ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и   поступков окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ­ развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ­ эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: ­  морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе   учёта   позиций   партнёров   в   общении,   ориентации   на   их   мотивы   и   чувства,   устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ­  эмпатии как осознанного понимания чувств   других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные ууд: Выпускник научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера   сделанных   ошибок,   использовать   предложения   и   оценки   для   создания   нового,   более совершенного результата,  использовать  запись  (фиксацию)  в  цифровой  форме  хода  и  результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; Познавательные ууд: Выпускник научится: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные,   цифровые),   в   открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные ууд: Выпускник научится: ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание,   владеть   диалогической   формой коммуникации; ­   допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Этика общения (8 часов)             Доброе слово,  что ясный день.  Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова.  Игра «Волшебный цветик ­ семицветик».  Если вы вежливы. Разговор о вежливости. Игра «Вежливо ­ невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки­загадки.  Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».  Да здравствует мыло душистое. Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в  виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило  этики. Применение правила. Подарок коллективу. Урок­сюрприз.  Игры. Чаепитие. Если песни петь, с ними веселей.  Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Подумай о других. . Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Чтение отрывка из сказки  Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты  хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Раздел 2. Этикет (10 часов) Повседневный этикет. Беседа: «Что такое этикет?» Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма».  А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно ­ нельзя». Весёлые правила хорошего тона. Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с  картинками. Сценки­миниатюры. Сказка об Этикете.  Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Знакомство с таблицами о правильном поведении за  столом.  Приглашение к столу. Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где  действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников». Просим к столу. Новогодний праздник. Урок­сюрприз.  Игры. Чаепитие. Вот школа, дом, где мы живем. Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом,  поведение в столовой, на уроке  Вот магазин, куда идем.  Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций. Дороги, транспорт, пеший путь. Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с  правилами этикета в транспорте.             Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (7 часов) Любимый уголок родной природы.  Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.             У каждого народа свои герои. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов. .            Я люблю маму милую мою. Стихотворение   Лившица   «Разговор».   Благинина   «В   тишине».   Собирательный   образ   мамы. Выставка рисунков. Поделки.  Люби всё живое.  Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на   лужайке».  Народные изречения о природе. Подари другому радость.  Игра «Хоровод». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость». Со взрослыми и сверстниками. Фотогалерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом».  Советы­пословицы о добре. Добрый совет другу.  Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было  крика, чтобы нравилось быть дома Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов) Мой класс – мои друзья. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».  Коллектив начинается с меня. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что  плохим? Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое  уважение; вызвать симпатию.  Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг». О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек» Общее и особенное для мальчиков и  девочек. Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному  коллективу. Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время,  какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на  будущее и цель, как достичь намеченное. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел Количество часов Раздел 1. Этика общения Раздел 2. Этикет Раздел 3. Этика отношений с окружающими Раздел 4. Этика отношений в коллективе  Итого: 8 10 7 9 34 № 1. 2. 3. 4. КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Кол. ч. Дата проведения По плану По факту Раздел 1. Этика общения (8 ч.) 1 Доброе слово,  что ясный день. 2 Если вы вежливы. 3 Да здравствует мыло душистое. 4 Когда идёшь по улице. 5 Подарок коллективу. 6 Если песни петь, с ними веселей. 7 Подумай о других 1 1 1 1 1 1 1 04/09 11/09 18/09 25/09 02/10 09/10 16/10 8 Подумай о других Раздел 2. Этикет (10 ч) 9 Повседневный этикет. 10 Весёлые правила хорошего тона. 11 Весёлые правила хорошего тона. 12 Сказка об Этикете.  13 Приглашение к столу. 14 Просим к столу. Новогодний праздник. 15 Вот школа, дом, где мы живем 16 Вот магазин, куда идем. 17 Дороги, транспорт, пеший путь. 18 Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23/10 06/11 13/11 20/11 27/11 04/12 11/12 18/12 25/12 15/01 22/01 Раздел 3. Этика отношений с окружающими (7 ч) 19 Любимый уголок родной природы.  20 У каждого народа свои герои. 21 Люби всё живое. 22 Подари другому радость 23 Со взрослыми и сверстниками 24 Я люблю маму милую мою. 25 Как решать семейные проблемы. 1 1 1 1 1 1 1 29/01 05/02 12/02 19/02 26/02 05/03 12/03 Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 ч) 26 Мой класс – мои друзья. 1 26/03 27 Коллектив начинается с меня. 28 Как жить в коллективе? 29 Самолюб никому не люб. 30 О дружбе мальчиков и девочек. 31 О дружбе мальчиков и девочек. 32 Помоги понять себя. 33 Помоги понять себя. 34 Скажи себе сам. Итого: 02/04 09/04 16/04 23/04        30/04 07/05 14/05 21/05 1 1 1 1 1 1 1 1  34ч. Приложение 1 Диагностика нравственной воспитанности  Методика №1: диагностика нравственной самооценки. Инструкция:  Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10­ть  высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны  (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла;  если вы больше согласны, чем не согласны ­ оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны ­  оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны ­ оцените ответ в 1 ­н бал. Напротив номера  вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. ­ 3; 2. ­ 4 и т.д.  Текст вопросов:  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей. 6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.  7. Если кого­то в классе дразнят, то я его тоже дразню.  8. Мне приятно делать людям радость.  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы. Обработка результатов:  Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:  Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала ­ 2 единицы, в 2 бала ­ 3  единицы, в 1 бал ­ 4 единицы.  В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом.  Например, 4 бала ­ это 4 единицы, 3 бала ­ 3 единицы и т.д.  Интерпретация результатов:  От 34 до 40 единиц ­ высокий уровень нравственной самооценки.  От 24 до 33 единиц ­ средний уровень нравственной самооценки.  От 16 до 23 единиц ­ нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.  От 10 до 15 единиц ­ низкий уровень нравственной самооценки.  Методика №2: Диагностика этики поведения. Инструкция:  Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать  и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".  Текст:  1. Когда я вижу кого­то из ребят в нелепой ситуации, то я...  2. Если кто­то надо мной смеется, то я...  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...  4. Когда меня постоянно перебивают, то я...  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...  Интерпретация:  Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие,  агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.  Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления.  Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.  Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат:  Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.  Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение,  угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств,  отношения без агрессии и грубости.  Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный  результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.  Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям. Инструкция:  "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10­ти желаний, выбрать из которых можно  только 5­ть" Список учитель заранее выписывает на доске.  Список желаний:  1. Быть человеком, которого любят.  2. Иметь много денег.  3. Иметь самый современный компьютер.  4. Иметь верного друга.  5. Мне важно здоровье родителей.  6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.  8. Иметь доброе сердце.  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.  Интерпретация:  Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.  Пять положительных ответов ­ высокий уровень.  4­е, 3­й ­ средний уровень.  2­а ­ ниже среднего уровня.  0­1 ­ низкий уровень.  Методика №4: Диагностика нравственной мотивации. Инструкция:  "Я прочитаю вам 4­е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"  Вопросы:  1. Если кто­то плачет, то я.  A) Пытаюсь ему помочь.  Б) Думаю о том, что могло произойти.  В) Не обращаю внимания.  2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6­7, и говорит, что у него нет такой игры.  A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.  Б) Отвечу, что не могу ему помочь.   В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.  Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.  3. Если кто­то в компании расстроился из­за того, что проиграл в игру.  А) Я не обращу внимания.  Б) Скажу, что он размазня.  В) Объясню, что нет ничего страшного.  Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.  4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:  A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.  Б) Обижусь в ответ.  В) Докажу ему, что он не прав.  Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1­а, 2­г, 3­в, 4­а.  Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала ­ высокий  уровень 2, 3 бала ­ средний уровень, 1 бал ­ низкий уровень  Приложение 2 Анкетирование  родителей Анкета № 1 1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время? 2. Какие игры предпочитает? 3. Какие виды развлечений больше любит? 4. С кем чаще играет? 5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.) 6. Какие обязанности имеет дома? 7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя,  дядя, старший брат, сестра? 8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у  телевизора, у компьютера? 9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? 10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка? 11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка? 12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания,  поощрения, дружеские контакты и т.д.) 13. Анкета № 2 Можете ли вы: 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? 2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст? 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы? 5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? 6. Поставить себя на место ребенка? 7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц? 8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не  вмешиваетесь? 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка? 13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть? Варианты ответов:  могу и всегда так поступаю – 3 балла;  могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;  не могу – 1 балл.       От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.       От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.       Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка. Анкета № 3 1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет? А) хорошей организации быта; Б) радости общения; В) покоя и защищенности. 2. Что более всего заботит вас в семье? А) здоровье детей; Б) хорошая учеба; В) трудовое участие детей в жизни семьи; Г) настроение детей и причины его изменения. 3. Одинок ли ваш ребенок в семье? А) да; Б) нет; В) не знаю. 4. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую? А) да; Б) нет; В) не знаю. 5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка  наиболее значимой? А) быть материально обеспеченным человеком; 6. Б) иметь много друзей.  Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в  семье? А) да; Б) нет; В) не знаю. 7. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи? А) да; Б) нет; В) не знаю. 8. Что для вашего ребенка вечер дома? А) радость общения; Б) возможность быть самим собой; В) мучения и пытка. Анкета № 4 1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка 2. За что хвалите, за что наказываете? 3. Как поощряете? Как наказываете? 4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся? Анкетирование учащихся Анкета № 1 1. Какие качества твоего характера родителям нравятся? 2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают? 3. Как тебя поощряют, за что? 4. Как тебя наказывают, за что? 5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся? 6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие? Анкета № 2 1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям? 2. Стараешься ли контролировать свое поведение? 3. Каких поощрений ждешь от родителей? 4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье? 5. Хватает ли тебе общения с родителями? 6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями? 7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать? 8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?                Опросник  « Знатоки Этикета» Приложение  1 .     Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И Цель: проверить знания детей в области этикета. 1.Как вы думаете, что такое этикет? а) это просто чей­то нрав; б) благодарность за что­нибудь; в) совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям,  форма общения. 2. Что такое мимика и жесты? а) они являются неподготовленными заранее выражением чувств и внутреннего состояния  человека в данный конкретный момент; б) это свободное дополнение к речи, которые позволяют более точно и полно передать  настроение и ощущения говорящего; в) они отражают подсознание человека, истинные ощущения, которые возникают у него в  данный момент. 3. Можно ли трогать руками музейные экспонаты? а) можно, если вы уверены в прочности материала, из которого они изготовлены; б) нежелательно; в) ни в коем случае. 4. При встрече со своим хорошим другом, вы…. а) издалека кричите: « Привет! »; б) обнимаете друг друга; в) сравнявшись, обмениваетесь крепким доверительным рукопожатием. 5. Какая часть тела, на ваш взгляд, чаще всего применяется в качестве средства  невербального общения? а)  ступни; б)  ноги; в) руки; г) кисти рук; д) плечи. 6. На что вы обращаете своё внимание в первую очередь, когда видите своё отражение в витрине  магазина или зеркале? а) на то, как сидит одежда; б) на причёску; в) на походку; г) на осанку; д) ни на что. 7. Что вы думаете о человеке, если он часто прикрывает рот рукой при разговоре или смехе? а) такому человеку есть, что скрывать; б) наверное, у него некрасивые зубы; в) ему стыдно. 8. При разговоре с человеком вы прежде всего обращаете внимание на … а) на его глаза; б)  на рот; в) на руки; г) на его позу. 9. Как вы считаете, можно ли по внешнему виду узнать человека? а) да; б) нет; в) не знаю. 10. Какая мимика и жесты, по вашему мнению, имеет одинаковое значение во всём мире? (дайте  три ответа) а) качание головой; б) кивание головой; в) сморщивание носа; г) сморщивание лба; д) подмигивание; е) улыбка. 11. Как вы считаете, можно ли контролировать свою  мимику и другие невербальные средства общения? а) да; б) нет; в) в некоторых случаях.. 12. Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее ? а) нет; б) нужно; в) желательно, но не обязательно. 13. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями? а) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену; б) лицом к сидящим; в) боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену. 14. Как выразить свой восторг от концерта? а) громким свистом и топаньем ног; б) криками «браво» и вставанием; в) громкими, ритмичными аплодисментами. 15. Как следует принимать подарки? а) поблагодарить, не раскрывая подарка;      б) развернуть, порадоваться и поблагодарить; в) развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей. 16. Можно ли, вручив имениннику подарок и выслушав его слова его благодарности,  обсуждать подаренную вещь? а) можно, если она сама вам по душе; б) нельзя; в) можно обсуждать всё, что угодно, кроме цены вашего подарка. 17. Как вы считаете, можно ли в условиях домашней вечеринки танцевать в тапочках? а) можно; б) нежелательно; в) ни в коем случае. Подсчитайте необходимое количество баллов. 1.     а­2               б­3          в­4 2.     а­2               б­4          в­3 3.     а­3               б­3          в­4 4.     а­4               б­3          в­4 5.     а­1               б­2          в­3            г­4 6.     а­2               б­1          в­3            г­2           д­1 7.     а­4               б­3          в­2 8.     а­4               б­3          в­3            г­2 9.     а­4               б­3          в­2 10.   а­1               б­1          в­2            г­2            д­1                е­2 11.   а­1               б­3          в­2 12.   а­2               б­4          в­1 13.   а­3               б­4          в­2 14.   а­1               б­3          в­3 15.   а­2               б­4          в­3 16.   а­3               б­4          в­3 17.   а­2               б­3          в­4 Если вы набрали  более  56  баллов, то можно с уверенностью сказать, что вы знаток этикета, наблюдательный и чуткий человек, обладаете хорошей интуицией и способностью понимать других людей. Однако вы слишком полагаетесь на интуицию и не склонны доверять словам, невербальным средствам общения вы доверяетесь больше. Если вы набрали от 34­55 баллов, то нужно сказать, что вы неплохо разбираетесь в людях, хорошо расшифровываете невербальные «сигналы». Однако, к сожалению, вы совершенно не используете   эту   информацию   в   практической   жизни.   Вы   больше   всего   склонны   верить сказанным словам, воспринимая буквально то, что вам сказали, чем язык мимики и жестов. Вам стоит больше доверять своей интуиции, а не просто принимать на веру всё сказанное. Если вы набрали от 11­33 баллов, то, к сожалению, вы совсем не знаете правил этикета и не обращаете никакого внимания на невербальные сигналы, для вас они абсолютно не понятны. Поэтому вам, как правило, необыкновенно трудно правильно оценивать поступки людей. И дело  вовсе не в  том, что вы на это не способны.  Просто вы не придаёте этому аспекту должного значения.     Приложение  3 «Умеете ли вы общаться с людьми». Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И. Цель: выявить глубину знаний по разделу «Мир хороших манер», «Я и другие люди».  Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста. 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? Да/нет 2. Вы легко поддерживаете разговор даже с незнакомым человеком? Да /нет 3. Вы умеете быть внимательным к человеку? Да/нет 4. Давать советы – ваше самое любимое занятие? Да/нет 5. Если человек вам несимпатичен – вы это сразу покажете? Да/нет 6. Вы часто проявляете негативные эмоции? Да/нет 7. По каждому вопросу вы имеете свое мнение? Да /нет 8. Сможете ли вы поддержать разговор на не знакомую вам тему? Да/нет 9. Быть в центре внимания­ ваша цель? Да/нет 10. Вы умеете понятно и доступно объяснить что­то слушателю? Да/нет.  За каждый ответ «да»  на вопросы 1,2,3,7,8,10 засчитайте себе по 2 балла. Если вы набрали менее 6 баллов – общаться с вами не самое большое удовольствие. Если вы набрали от 6 до 10 баллов – многие будут стремиться общаться с вами. Если вы набрали максимум – 12 баллов, и при этом отвечали на вопросы вполне искренне, вы – король общения!  Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде? Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.  Цель: выявить глубину усвоенных знаний по разделу «Культура внешнего вида». Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста. 1. Вы аккуратно складываете свою одежду? Да – 3 балла Не всегда – 2 балла Нет – 1 балл 2. Одежду на завтра вы готовите с вечера? Да – 3 балла Не всегда – 2 балла Нет – 1 балл 3. Оторвавшуюся вешалку на куртке вы пришиваете сразу? Да – 3 балла Не всегда – 2 балла Нет – 1 балл 4. Придя, домой вечером, вы: Сразу переодеваетесь и аккуратно убираете все вещи на место – 3 балла Просто засовываете одежду в шкаф, не складывая её – 2 балла. Ходите дома в уличной одежде и снимаете её только на ночь, разбросав как попало – 1 балл. 5. После прихода домой вы сразу моете и чистите обувь? Да – 3 балла Делаете это, но утром – 2 балла Это делает кто­то за вас – 1 балл. 6.Свои вещи вы стираете сами? Да – 3 балла Не всегда – 2 балла Нет – 1 балл 7. Вы стрижетесь не менее одного раза в полгода? Да – 3 балла Реже  – 2 балла Вообще не слежу за своей прической – 1 балл 8. Вы принимаете душ ежедневно? Да – 3 балла Реже  – 2 балла Раз в неделю – 1 балл 9. Вы пользуетесь гигиеническими косметическими средствами каждый день? Да – 3 балла Реже  – 2 балла Только когда вам кто­то напомнит об этом – 1 балл 10. Вы каждый день меняете хотя бы частично свою одежду? Да – 3 балла Через день – 2 балла От случая к случаю – 1 балл Если вы набрали от 20 до 30 баллов – вы довольно стильны, аккуратны и привлекательны. Если у вас менее 15 баллов – обязательно обратите внимания на свою одежду и прическу.                  Усвоили ли вы правила этикета в гостях? Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.  Цель: выявить глубину усвоенных знаний по правилам этикета в гостях. Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста. 1. Вы пришли в гости. Вас посадили за стол. Около тарелки лежит накрахмаленная салфетка. Что вы будете с ней делать: а) положите её на колени; б) заправите за воротник? 2. Вы пришли в гости. В комнате много людей. Как вы поздороваетесь:  а) с каждым мужчиной за руку, с каждой женщиной – перекинувшись парой слов; б) кивнув всем гостям сразу? 3. Соседка справа завела с вами разговор, но вам нравится соседка слева. Что вам следует делать: а) продолжать беседовать с соседкой справа; б) поддерживать беседу с обеими? 4. Вам подали отбивные котлеты: а) вы сразу разрежете всю котлету на кусочки; б) постепенно будете отрезать по одному кусочку и сразу их съедать. 5. Можно ли критиковать блюда, приготовленные хозяйкой: а) нет; б) да? 6. Ваше любимое кушанье стоит далеко. Что вы сделаете: а) сами будете тянуться, чтобы положить его на тарелку; б) попросите передать? 7. Хлеб из хлебницы вы возьмете вилкой: а) да; б) нет, рукой? 8. У вас на тарелке осталось немного гарнира. Вы: а) кусочком хлеба поможете насадить его на вилку; б) доедите его с помощью ножа и вилки. С помощью таблицы подсчитайте заработанные вами баллы ответы а б 1 5 0 2 5 0 3 0 5 4 0 5 5 5 0 6 0 5 7 5 0 8 5 0 Более 30 очков.  Вы молодцы. В гостях вы всегда будете чувствовать себя замечательно, не задумываясь, правильно или нет вы что­то делаете. 20­29 очков. Тоже хороший результат. Со временем вы усвоите всю науку, а пока и того, что вы знаете, вполне достаточно, чтобы чувствовать себя воспитанным человеком. 11­19 очков. Значит, усвоили чуть больше половины из всего, всего того, что с вами изучали. Вам нужно еще немножко попрактиковаться. Менее   10   очков.   Это   плохо.   В   гостях   неловкость   будете   испытывать   если   не   вы,   то   все остальные.           Усвоили ли вы правила этикета  в общественных местах ? Опросник составлен на основе материалов Шемшуриной А.И.  Цель: выявить глубину усвоенных знаний по правилам поведения в обществе. Тест  проводится с учащимися младшего школьного возраста. 1.   С вами на улице поздоровался незнакомый человек. Вы ответите? Да/нет. 2.   Вы выходите из подъезда, за вами идет кто­то еще. Придержите ли вы двери? Да/нет. 3.   Садясь в автобус, вы пролезете вперед, расталкивая всех, потому что очень торопитесь? Да/нет. 4.   Вы здороваетесь везде, куда приходите, прямо с порога? Да/нет. 5.   Вы проходите в театре к своим местам, повернувшись лицом к сидящим? Да/нет. 6.   Если вы хотите что­то показать своему другу на улице, вы сделаете это указательным  пальцем? Да/нет. 7.   Вам звонят по телефону. Ошиблись номером. Вы сразу бросите трубку? Да/нет. 8.   Вы сидите на концерте классической музыки. Вам нравится мелодия. Станете ли вы  подпевать, вслух? Да/нет. 9.   Можно ли громко разговаривать в музейном зале, даже если нет других посетителей? Да/нет.  10.Вы хотите пойти на выставку, но все заняты. Прилично ли будет пойти одному? Да/нет.  Теперь проверьте себя. Правильными ответами являются следующие: 1, 2, 4, 5, 10 ­ «да»; 3, 6, 7, 8, 9 ­ «нет». Каких ответов у вас больше? Правильных? Это замечательно. Неправильных? Вам лучше взять в руки книжку по этикету, так как, похоже, вы проспали все занятия. Приложение 4. Методика, «Какой у нас коллектив». (разработана профессором А. Н. Лутошкиным) Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. Ход   проведения.  Школьникам   предлагаются   характеристики   различных   уровней   развития коллектива: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986) «Песчаная россыпь»        Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи» Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того,, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости,   рассыпчатости   группы.   Группа   эта   существует   формально,   не   принося   радости,   и удовлетворения всем, кто в нее входит.  «Мягкая глина»                   Известно,   что   мягкая   глина   —   материал,   который   сравнительно   легко   поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе,   классе,   ученическом   коллективе   может   быть   командир   или   организатор   дела,   этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском   глины,   если   к   нему   не   приложить   усилий.   Когда   мягкая   глина   оказывается   в   руках неспособного   человека,   она   может   принять   самые   неопределенные   формы.   В   группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.       Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения   разные   —   доброжелательные,   конфликтные.   Ребята   по   своей   инициативе   редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по­настоящему его некому поддержать. «Мерцающий маяк»         В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс  выбран   правильно,   «так   держать!»  Заметьте,   маяк  горит  не  постоянно,  а   периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».               Формирующийся   коллектив   озабочен,   чтобы   каждый   шел   верным   путем.   В   таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.   Но   желание   —   это   еще   не   все.   Дружба,   товарищеская   взаимопомощь   требуют постоянного   горения,   а   не   одиночных,   пусть   даже   частых   вспышек.   В   группе   есть   на   кого опереться.   Авторитетны   «смотрители»   маяка,   те,   которые   не   дадут   погаснуть   огню,   — организаторы, актив.              Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении   трудностей,   не   всегда   хватает   сил   у   некоторых   членов   группы   подчиниться коллективным   требованиям.   Недостаточно   проявляется   инициатива,   не   столь   часто   вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном кол­ лективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.   «Алый парус»                 Алый   парус   —   это   символ   устремленности   вперед,   неуспокоенности,   дружеской верности,   преданности   своему   долгу.   Здесь   действуют   по   принципу   «один   за   всех,   и   все   за одного».   Дружеское   участие   и   заинтересованность   делами   друг   друга   сочетаются   с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой   коллектив;   все   переживают   горечь,   когда   их   постигают   неудачи.   Коллектив   живо интересуется,   как   обстоят   дела   в   других   коллективах,   например,   в   соседних.   Бывает,   что приходят на помощь, когда их об этом попросят.         Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. «Горящий факел»               Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба,   единая   воля,   отличное   взаимопонимание,   деловое   сотрудничество,   ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.             Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому­ то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.                               Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.                 Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива;   что   поможет   стать   нам   более   сплоченным   коллективом.   В   этом   случае   педагог может получить   развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удов­ летворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.                                                                                                                       Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей  (Л.В. Байбородова).  Приложение  5. Цель:  выявить   уровень   социальной   адаптированности,   активности,   автономности   и нравственной воспитанности школьников. Ход   проведения.  Школьникам     предлагается   прочитать   (прослушать)   20   суждений   и оценить степень своего согласия их содержанием по следующей шкале:         4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда. 1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей. 2. Считаю, что всегда надо чем­то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 11. Если я что­то задумал, то обязательно сделаю. 12. Мне нравится помогать другим. 13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать 16. Переживаю неприятности других, как свои 17. Стремлюсь не ссориться с товарищами 18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие 19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20. Стараюсь защищать тех, кого обижают. Чтобы   быстрее   и   легче   проводить   обработку   результатов,   необходимо   изготовить   для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Обработка полученных данных.  Среднюю оценку социальной адаптированности воспитанников   получают при  сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой   Оценка   приверженности   подростков   гуманистическим   нормам   жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать   высокую   степень   социализированности   ребенка,   если   же   он   больше   двух,   но меньше   трех,   то   это   свидетельствует   о   средней   степени   развития   социальных   качеств.   Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный подросток (или группа подростков) имеет низкий уровень социальной адаптированности. Приложение 6. Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова). Цель: выявить уровень сформированности нравственных качеств у учащихся. Ход   проведения:  классному   руководителю   предлагается   оценить   уровень сформированности у учащихся нравственных качеств личности. Оценивание осуществляется по пятибалльной системе: 5 – ярко выраженное качество; 4 – качество проявляется; 3 – качество больше проявляется, чем не проявляется; 2 – качество меньше проявляется, чем не появляется; 1 – качество не проявляется. Оцениваются следующие качества личности:  любознательность,  вежливость,  доброжелательность,  общительность,  уважение к людям,  дисциплинированность,  жестокость,  зависть,  грубость,  агрессивность. Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой) Цель:  определить   уровень   нравственной   воспитанности   учащихся   и   выяснить   особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Ход проведения.  Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале: Приложение 7. 1 балл — согласен в очень незначительной степени; 2 балла — частично согласен; 3 балла — в общем согласен; 4 балла — почти полностью согласен; 5 баллов — совершенно согласен.              Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц   («а»   и   «б»,   «в»   и   «г»)   и   выбрать   ту   из   пары,   с   содержанием   которой   согласен   в наибольшей степени. Предлагаются следующие пословицы: 1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест; в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; г) что за честь, коли нечего есть. 2. а) не хлебом единым жив человек; б) живется, у кого денежка ведется; в) не в деньгах счастье; г) когда деньги вижу, души своей не слышу. 3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; б) где счастье плодится, там и зависть родится; в) кто хорошо живет, тот долго живет; г) жизнь прожить — не поле перейти. 4. а) бояться несчастья и счастья не видать; б) людское счастье, что вода в бредне; в) деньги — дело наживное; г) голым родился, гол и умру. 5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает; б) береженого Бог бережет; в) на Бога надейся, а сам не плошай; г) не зная броду, не суйся в воду. 6. а) всяк сам своего счастья кузнец; б) бьется как рыба об лед; в) хочу — половина могу; г) лбом стены не прошибешь. 7. а) добрая слава лучше богатства; б) уши выше лба не растут; в) как проживешь, так и прослывешь; г) выше головы не прыгнешь. 8. а) мир не без добрых людей; б) на наш век дураков хватит; в) люди — всё, а деньги — сор; г) деньгам все повинуются. 9. а) что в людях живет, то и нас не минет; б) живу как живется, а не как люди хотят; в) от народа отстать — жертвою стать; г) никто мне не указ. 10. а) всякий за себя отвечает; б) моя хата с краю, я ничего не знаю; в) своя рубашка ближе к телу; г) наше дело — сторона. 11. а) сам пропадай, а товарища выручай; б) делай людям добро, да себе без беды; в) жизнь дана на добрые дела; г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. 12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей; б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода; в) доброе братство лучше богатства; г) черный день придет — приятели откажутся. 13. а) ученье — свет, неученье — тьма; б) много будешь знать, скоро состаришься; в) ученье лучше богатства; г) век живи, век учись, а дураком помрешь. 14. а) без труда нет добра; б) от трудов праведных не наживешь палат каменных; в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит; г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат. 15. а) на что и законы писать, если их не исполнять; б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет; в) где тверд закон, там всяк умен; г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло. Обработка полученных данных.  Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу   по   смыслу.   Ценностные   отношения   человека   к   жизни,   к   людям,   к   самому   себе конкретизируются   в   отдельных   пословицах   и   в   тексте   методики   располагаются   следующим образом: 1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни; 2) а, в — незначимость материального благополучия в жизни, б, г — материально благополучная жизнь; 3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь; 4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни; 5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни; 6) а, в — самоопределение в жизни, б, г — отсутствие самоопределения в жизни; 7) а, в — стремление к достижениям в жизни, б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни; 8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям; 9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям; 10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям; 11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям; 12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы; 13) а, в — значимость ученья, б, г — незначимость ученья;  14) а, в — значимость труда, б, г — незначимость труда; 15) а, в — значимость соблюдения законов, б, г — незначимость соблюдения законов. Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г"  Основной принцип оценивания полученных результатов   —   сравнение   сумм   баллов   или   количества   выборов.   Более   высокие   оценки   или большее   количество   выборов   по   ответам   «а»   и   «в»   свидетельствует   об   устойчивости   жела­ тельных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.             Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц  «а»,  «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.                Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся   предъявляются   отдельным   текстом   либо   пословицы   под   буквами   «а»   и   «б»,   либо пословицы под буквами «в» и «г».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ» для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2019