Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
математика +1
Взрослым
27.09.2018
Рабочая программа внеурочной деятелности "Весёлая матаматика" разработана в соответствии с ФГОС НОО. Программа позволяет учащимся ознакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать интелектуальному развитию.Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Раб. прог. по внеур. деят. (Весёлая математика)копия.docx
РАССМОТРЕНО
на заседании МС
Протокол № ______
от «____»
__________________ 2016
г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________В.В.
Синютина
«_____»_____________________201
6 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « Головинская
ОШ»
___________________Э.В.
Гусинская
Приказ №__________
от
«_____»____________________201
6 г.
Рабочая программа по внеурочной
деятельности
математического направления
«Весёлая математика»
Срок реализации программы: 20162017 учебный год
Составлена учителем начальных классов
МБОУ «Головинская ОШ»
Елюшкиной Натальей Викторовной Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Весёлая математика» разработана в
соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго
поколения для обеспечения развития познавательных и творческих способностей
младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в
интеллектуальных играх.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
способствовать расширению кругозора
развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать и развивать логическое мышление
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Общая характеристика курса
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций
и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Занятия
математического кружка должны
содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в
системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень
знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их
возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из
важнейших задач учителя начальных классов.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 17занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математической газеты « Кенгурёнок»;
участие в Всероссийской математической олимпиаде « Талантливые дети»;
знакомство с научнопопулярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Предполагаемые результаты :
повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся
формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками
информации
развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий :
выпуск математических газет «Кенгурёнок» с логическими заданиями, ребусами,
задачами, головоломками и т.д.
подготовка и проведение детьми « Математического КВНа»
участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы : участие в конкурсе «Талантливые
дети», «Кенгуру», олимпиадах разного уровня. Дата
План
Факт
Тематическое планирование
2, 3, 4 класс.
Тема занятия
Содержание занятия
Что дала
математика
людям? Зачем ее
изучать? Когда
она родилась, и
что явилось
причиной ее
возникновения?
системы
Старинные
записи чисел. Римские
цифры.
Упражнения,
игры, задачи.
Логические цепочки.
Логические задачи.
Математическая игра
«Домики»
Головоломки.
Арифметические
действия. Подготовка к
олимпиаде.
Нестандартные задачи
на
переливание
жидкости
Решение нестандартных
задач на взвешивание
предметов
Геометрические задачи.
Подготовка
к
олимпиаде.
Умножение.
Значение математики для людей. Зачем
изучать
математику? Из истории
математики.
Познакомить с старинными системами
записи чисел. Знакомство с римскими
цифрами. Решение примеров и задач.
Графическое решение логических задач.
Решение задач на логическое мышление
путём составления таблицы.
Познакомить с математической игрой
«Домики»,
организовать работу в
группах.
Знакомство
математическими
головоломками и способами их решения
Решение олимпиадных заданий.
с
Познакомить с различием между
стандартными и нестандартными
задачами. Решение задач на переливание
жидкостей, используя различные сосуды
Знакомство с решением нестандартных
задач на взвешивание предметов
Решение олимпиадных заданий.
Решение задач и упражнений на
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11
12
13
14
15
16
Упражнения, игры,
задачи.
умножение.
Деление. Упражнения,
игры, задачи.
Решение задач и упражнений на деление.
Познакомить с математической игрой
«Крестики и кружочки», работа в парах
Решение олимпиадных заданий.
Решение задач на нахождение времени.
с
Знакомство
правилами
математической игры «Три кошки»,
работа в парах
Решение заданий.
Математическая игра
«Крестики и кружочки»
Величины. Подготовка
к олимпиаде.
Время.
Упражнения,
задачи.
Математическая игра
«Три кошки»
Часы.
игры,
Экскурсия в
компьютерный класс.
Работа с
программой
« Знайка», «
Отличник».
17
Математический КВН
Закрепление полученных знаний
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград:
«Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для
детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С. Пб.: «Лань», 1995
10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными
игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 Приложение №1 Математические игры
Математическая игра «Домики».
За один ход нужно нарисовать в квадрате по клеточкам один домик – такой же, как заштрихованный,
но повёрнутый в любую сторону. Домики не должны касаться друг друга.
Математическая игра «Горки».
Начало игры в выделенной точке. Из этой точки начинают рисовать ломаную. За один ход обводят
какуюнибудь сторону маленького треугольника. Ломаная может пересекать и касаться себя, но
дважды обводить один отрезок нельзя. Математическая игра «Крестикикружочки».
Перед началом игры договариваются, у кого какой знак (крестик или кружочек). За один ход нужно
обвести одну сторону клеточки. Игрок, который обводит последнюю (оставшуюся необведённой)
сторону какойнибудь клеточки, рисует в ней свой знак и делает дополнительный ход. Таким образом,
за один ход игроку может посчастливится нарисовать сразу несколько своих знаков.
Математическая игра «Три кошки»
Эта игра похожа на «Морской бой». У каждого игрока – по два квадрата с пронумерованными
клеточками. В левом квадрате каждый втайне от другого рисует трёх кошек. Чтобы обнаружить, где
находятся кошки соперника, игрок задаёт один вопрос, на который можно ответить только «да» или
«нет», например: «В седьмой клеточке есть кошка?» или: «На первом этаже есть кошка?». Узнав, что
в клеточке есть кошка, игрок рисует её в соответствующем месте правого квадрата, в противном
случае, ставит в нём точку.
Приложение №2 Нестандартные задачи
1.Как тремя взвешиваниями определить одну фальшивую монету (более легкую) из 8? 10? 16? 17? 26?
27?
2. Из 80 одинаковых по виду монет одна – фальшивая (более легкая). Как ее определить четырьмя
взвешиваниями на чашечных весах?
3. Как на чашечных весах уравновесить кусок металла массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь: 1
г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? Гири можно класть на обе чашки весов. 4. Петя сказал однажды друзьям: "Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12
лет". Какого числа родился Петя?
5. Имеем 3 сосуда вместимостью 8, 5 и 3 л. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это
молоко на 2 равные части, используя остальные сосуды?
Приложение №3 Логические задачи
Избранные задачи из книги И.Г. Сухина "800 новых логических и математических
головоломок".
1.Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и
гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг
Путалка делает за 1 секунду?
2. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является
числом не простым, а составным?
3. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2
раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
4. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось
равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
5. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не
умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повестисказки А. Волкова "Волшебник
Изумрудного города".
6. Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и
не делится на 3.
7. Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число делилось на 9. Каково
оно?
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая математика" (2-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.