Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" рассчитана для учащихся 4 класса. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю и включает следующие темы занятий: 1 Царство математики 7 2 Мир задач 4 3 Логические задачи. 10 4 Упражнения на быстрый счет. 4 5 Переливания 2 6 Выпуск математической газеты 1 7 Математическая олимпиада. 5 8 Итоговое занятие 1 Итого 34
Иконка файла материала кружок математики 4 класс.docx
МОУ «РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА»  г.АЛУШТА «Утверждаю»                                                «Согласовано»                                         «Рассмотрено» Директор школы                        Сидунов А.И.____________                        ____________________                           Протокол №_____________ «      »                          2016г                          «     »                    2016г                             «       »                        2016г       Зам.директора по УВР                             на заседании М\О Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Занимательная математика"   Направление: общеинтеллектуальное 4 класс  Учитель: Бышук В.В. учитель начальных классов высшей категории. Кол­во часов в год: 34 часа В неделю: 1 час 2016­2017 уч. г.Пояснительная записка. Рабочая   программа     «Занимательная   математика»   рассматривается   в   рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.          Рабочая  программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»  (далее – программа) составлена на основе   авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа   внеурочной   деятельности  «Занимательная   математика»   Е.Э. Кочуровой. //  Сборник программ внеурочной деятельности: 1­4 классы / под ред. Виноградовой. ­ М.: Вентана­Граф, 2013. ­ 192с.).   учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» на 2016­2017 уч.год.      Отличительной   особенностью   данной   программы   является   то,   что   программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим   содержанием,   сколько   новизной   и   необычностью   математической ситуации,   что   способствует   появлению   у   учащихся   желания   отказаться   от   образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.        Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для   формирования   элементов   логической   и   алгоритмической   грамотности, коммуникативных   умений   младших   школьников  с  применением   коллективных   форм организации   занятий   и   использованием   современных   средств   обучения   Создание   на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками   исследовательской   деятельности   позволят   обучающимся   реализовать   свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание   программы   «Занимательная   математика»   направлено   на   воспитание интереса   к   предмету,   развитие   наблюдательности,   геометрической   зоркости,   умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое  воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;   развитие краткости речи;   умелое использование символики;   правильное применение математической терминологии;   умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений,  сосредоточивая внимание только на количественных;   умение делать доступные выводы и обобщения;   обосновывать свои мысли. Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются:  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений;   формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;   формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;   формирование пространственных представлений и пространственного воображения;   привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях. Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика». Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;  воспитание чувства справедливости, ответственности;  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Универсальные учебные действия:  сравнивать   разные   приёмы   действий,   выбирать   удобные   способы   для   выполнения конкретного задания;  моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения   числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;  применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;  анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;  включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,   высказывать собственное мнение и аргументировать его; выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в  пробном действии;  аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные     мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в  содержании программы (раздел «Основное содержание») Принципы реализации программы:   Индивидуально ­ личностный подход к каждому ребенку;   Коллективизм;   Креативность (творчество);  Ценностно­смысловое равенство педагога и ребенка;    Научность;   Сознательность и активность учащихся;   Наглядность.  Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания,  развлечения ­ загадки, задачи­шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др. Методы:  Взаимодействие;   Поощрение;   Наблюдение;   Коллективная работа;   Игра.  Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.  Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40­45 минут Место кружка в учебном плане. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,  интересные математические факты, способные дать простор воображению. Требования к результатам освоения: Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать  задачи, делать выводы.  Решать задачи на смекалку, на сообразительность.  Решать логические задачи.  Работать в коллективе и самостоятельно.  Расширить  свой математический кругозор.  Пополнить свои математические знания.  Научиться работать с дополнительной литературой. Универсальные учебные действия  Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,  данные и искомые числа (величины).  Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на  рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.  Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково­символические средства для моделирования ситуации.  Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.  Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.  Воспроизводить способ решения задачи.  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.  Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.  Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.  Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).  Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения  задачи.  Конструировать несложные задачи. Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль   осуществляется в формах: ­ тестирование; ­ практические работы; ­ творческие работы учащихся; ­ контрольные задания. Самооценка   и   самоконтроль   определение   учеником   границ   своего   «знания   ­ незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.       Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной   динамики   качества   усвоения   предмета   ребёнком   и   не   допускает сравнения его с другими детьми.Учебно­тематический план Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. №  п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема К­во часов Царство математики Мир задач Логические задачи. Упражнения на быстрый счет. Переливания Выпуск математической  газеты      Математическая олимпиада. Итоговое занятие Итого  7 4 10 4 2 1 5 1 34 Содержание программы 1.         Царство математики ( 7 часов) О математике с улыбкой. ( 2 часа) Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых, Решение интересных задач. Веселая викторина. Из истории чисел. (2 часа) Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними. Математические игры. ( 1 час) Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число» Четные и нечетные числа. (2 часа) Свойства  четных и нечетных чисел  Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. 2. Мир задач ( 4 часа) Задачи­шутки, задачи­загадки. (2 часа)  Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста: Задачи, решаемые с конца. (1 час)  Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? Задачи на взвешивания( 1 час) Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. 3. Логические задачи. (10 часов) Истинностные задачи. (1 час) Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.Несерьезные задачи.  (1 час) Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. Логика и рассуждения(1 ч.) Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. Задачи с подвохом.(1 час) Кошки­мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа) Математические ребусы (2 часа) 4. Упражнения на быстрый счет. (4 часа) Вычисли наиболее удобным способом.  Умножение на 9 и на 11.  Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.  Использование изменения порядка счета. 5. Переливания.(2 часа) 6. Выпуск математических газет ( 1 час) 7. Математическая олимпиада. (5 часов) Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др. Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики. 8. Итоговое занятие Календарно ­тематическое планирование занятий кружкаТема занятий №  п/п Дата Факт  Количе ство  часов Царство математики ( 7 часов) О математике с улыбкой.  Высказывания великих людей о  математике. Информация об ученых. Решение интересных задач. Веселая  викторина. Из истории чисел. Арабская нумерация  чисел и действия с ними. Из истории чисел. Римская нумерация  чисел и действия с ними. Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй  сосчитать!»  Игра «Задумайте число» Четные и нечетные числа.  Свойства  четных и нечетных чисел  Четные и нечетные числа.  Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. 1 1 1 1 1 1 1 Мир задач ( 4 часа) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Логические задачи. (10 часов) Задачи­шутки, задачи­загадки.   Таинственные задачи. Задачи­шутки, задачи­загадки.   Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца.   Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. 12 Истинностные задачи.  Василиса Прекрасная. Рыцари света и  рыцари тьмы. 13 Несерьезные задачи.   Зеленые человечки. Сломанная нога.  Странное создание. 14 Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. Задачи с подвохом. Кошки­мышки.   Головоломка   с   ногами. Проверка тетрадей. Задачи на разрезания и складывание  фигур. Игра «Попробуй раздели» 15 16 17­ 18 Задачи на разрезания и  складывание фигур. Головоломка  "Танграм" 1 1 1 1 1 1 1 1 1 219 20­ 21 22 23 24 25 26 27 28 Задачи   на   разрезания   и складывание   фигур.  Составление фигур из частей Колумбова яйца Математические ребусы 1 2 Упражнения на быстрый счет. (4 часа) Вычисли наиболее удобным способом.  Умножение на 9 и на 11.  Легкий способ умножения первых десяти  чисел на 9.  Использование изменения порядка счета. Задачи на переливание Задачи на переливание Выпуск математической газеты Переливания.(2 часа  ) 1 1 1 Математические олимпиады. (5 часов) 29 Подготовка и участие в  математических олимпиадах  30 Подготовка и участие в  математических олимпиадах 31 Подготовка и участие в  математических олимпиадах Конкурс «Лучший математик» Конкурс «Знатоки математики» 32 33 34 Итоговое занятие Всего  1 1 1 1 1 1 34 1.         В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов  должны знать:  инварианты;  правила решения ребусов;  правила математического соревнования;  алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.       должны уметь:  решать ребусы;  решать задачи на инварианты;   задачи  на взвешивания;  решать задачи на логику;  решать арифметические задачи;  решать задачи на переливания.       Способны решать следующие жизненно­практические задачи: 2. решать задачи на разрезания и складывание фигур. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;  самостоятельно   действовать   в   ситуации   неопределенности   при   решении   актуальных   для   них проблем.   уметь принять правильное направление в решении текстовых задач; приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач; повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка Литература: 1. 2. 3. 4. математической литературы, 2006г. 5. 6. 7. 8. 9. Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.­ М.: ВАП, 1994 Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука,Главная редакция физико­ Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". ­ М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998; Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2­е издание, Ростов­на­ Дону,»Феникс»,2006. Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005. Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт­Петербург, 1996, «МИК» В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.

Посмотрите также