Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Занимательная математика" рассчитана для учащихся 4 класса. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю и включает следующие темы занятий:
1 Царство математики 7
2 Мир задач 4
3 Логические задачи. 10
4 Упражнения на быстрый счет. 4
5 Переливания 2
6 Выпуск математической газеты
1
7 Математическая олимпиада. 5
8 Итоговое занятие 1
Итого 34
МОУ «РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА» г.АЛУШТА
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы
Сидунов А.И.____________ ____________________ Протокол №_____________
« » 2016г « » 2016г « » 2016г
Зам.директора по УВР на заседании М\О
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
"Занимательная
математика"
Направление: общеинтеллектуальное
4 класс
Учитель: Бышук В.В.
учитель начальных классов
высшей категории.
Колво часов в год: 34 часа
В неделю: 1 час
20162017 уч. г.Пояснительная записка.
Рабочая программа
«Занимательная математика» рассматривается в рамках
реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее –
программа) составлена на основе
авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.,
(программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика» Е.Э.
Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 14 классы / под ред.
Виноградовой. М.: ВентанаГраф, 2013. 192с.).
учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» на 20162017 уч.год.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и
развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся,
для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех
знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его; выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в
содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
Индивидуально личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностносмысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания,
развлечения загадки, задачишутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 4045 минут
Место кружка в учебном плане.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения: Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаковосимволические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми.Учебнотематический план
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
Кво часов
Царство математики
Мир задач
Логические задачи.
Упражнения на быстрый счет.
Переливания
Выпуск математической газеты
Математическая олимпиада.
Итоговое занятие
Итого
7
4
10
4
2
1
5
1
34
Содержание программы
1. Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
2. Мир задач ( 4 часа)
Задачишутки, задачизагадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания( 1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
3. Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошкимышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
4. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
5. Переливания.(2 часа)
6. Выпуск математических газет ( 1 час)
7. Математическая олимпиада. (5 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и
др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
8. Итоговое занятие
Календарно тематическое планирование занятий кружкаТема занятий
№
п/п
Дата
Факт
Количе
ство
часов
Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой.
Высказывания великих людей о
математике. Информация об ученых.
Решение интересных задач. Веселая
викторина.
Из истории чисел. Арабская нумерация
чисел и действия с ними.
Из истории чисел. Римская нумерация
чисел и действия с ними.
Математические игры.
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй
сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа.
Свойства четных и нечетных чисел
Четные и нечетные числа.
Решение задач: Странный отчет. Случай в
сберкассе.
1
1
1
1
1
1
1
Мир задач ( 4 часа)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Логические задачи. (10 часов)
Задачишутки, задачизагадки.
Таинственные задачи.
Задачишутки, задачизагадки.
Задачи на определение возраста.
Задачи, решаемые с конца.
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания.
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая
монета. Золушка.
12 Истинностные задачи.
Василиса Прекрасная. Рыцари света и
рыцари тьмы.
13 Несерьезные задачи.
Зеленые человечки. Сломанная нога.
Странное создание.
14 Логика и рассуждения.
Торговцы и гончары. Странный разговор.
Шляпы.
Задачи с подвохом.
Кошкимышки. Головоломка с ногами.
Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание
фигур. Игра «Попробуй раздели»
15
16
17
18
Задачи на разрезания и
складывание фигур. Головоломка
"Танграм"
1
1
1
1
1
1
1
1
1
219
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Задачи на разрезания и
складывание фигур. Составление
фигур из частей Колумбова яйца
Математические ребусы
1
2
Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти
чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
Задачи на переливание
Задачи на переливание
Выпуск математической газеты
Переливания.(2 часа )
1
1
1
Математические олимпиады. (5 часов)
29 Подготовка и участие в
математических олимпиадах
30 Подготовка и участие в
математических олимпиадах
31 Подготовка и участие в
математических олимпиадах
Конкурс «Лучший математик»
Конкурс «Знатоки математики»
32
33
34 Итоговое занятие
Всего
1
1
1
1
1
1
34
1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов
должны знать:
инварианты;
правила решения ребусов;
правила математического соревнования;
алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:
решать ребусы;
решать задачи на инварианты;
задачи на взвешивания;
решать задачи на логику;
решать арифметические задачи;
решать задачи на переливания.
Способны решать следующие жизненнопрактические задачи:
2.
решать задачи на разрезания и складывание фигур.
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них
проблем.
уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
Литература:
1.
2.
3.
4.
математической литературы, 2006г.
5.
6.
7.
8.
9.
Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. М.: ВАП, 1994
Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука,Главная редакция физико
Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2е издание, Ростовна Дону,»Феникс»,2006.
Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., СанктПетербург, 1996, «МИК»
В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.