Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
география
9 кл
20.06.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" предназначена для обучающихся 9 классов, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данная рабочая программа поможет при подготовке девятиклассников к итоговой аттестации. Курс предусматривает планомерное изучение и повторение материала по географии за 5-9 классы.
раб программа внеур деятельности Знатоки географии.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕСОРТЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
__________ С.М. Нагорная
«___»__________2019 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
___________Е.Н. Урманшина
Приказ от «___» ______ 2019 г. №____
Программа рассмотрена
на заседании МО
(протокол № __ от «___» ____ 2019 г.
Руководитель МО _____Н.И Арсаева
Программа рассмотрена
на заседании МС
(протокол №___ от «___»________2019 г.
Председатель МС ________С.М. Нагорная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Знатоки географии"
(наименование курса)
___________________ _______________________________________ _______________
Основное общее образование
(уровень общего образования)
___________________ _____ _________________________________________________
9 класс
(параллель, класс, где реализуется программа)
Ребенко Марина Владимировна, учитель географии
___________________ _____ _________________________________________________
(ФИО составителя программы)
0 п. Нижнесортымский
2019 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Знатоки географии" для 9 класса
создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), учебников по
географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И.
Алексеева, учебнометодического пособия Программы внеурочной деятельности (Григорьев
Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и
проблемноценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. —
М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — Работаем по новым стандартам), в соответствии с
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Нижнесортымская СОШ».
1.1. Цель реализации программы:
Развитие у обучающихся познавательных интересов и успешное усвоение учащимися
системы знаний в области географии к итоговой аттестации в 9 классе
1.2. Задачами реализации программы курса внеурочной деятельности являются:
1. формирование системы географических знаний;
2. понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества,
значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
3. понимание закономерностей размещения населения и территориальной
организации хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и
экологическими факторами;
4. изучение географии России, включая различные виды ее географического
положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в
их взаимозависимости;
5. формирование у обучающихся отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
6. формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного
поведения в окружающей среде.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
2.1. Основные разделы курса внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности содержит шесть разделов: географическая
информация, географические оболочки, путешествие по материкам, путешествие по России,
путешествие по родному краю, экология географии
2.2. Перечень форм организации учебной деятельности учащихся.
Основные принципы организации учебной деятельности учащихся при освоении
программы курса внеурочной деятельности «Знатоки географии»:
1 •
Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с
учебным процессом.
•
Принцип гумманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных
условий для развития способностей детей.
•
•
Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип обратной связи. Изучение каждого раздела должно заканчиваться
рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не
получилось, определить их настроение и перспективу.
•
Принцип успешности. Степень успешности определяет самочувствие человека,
его отношению к окружающим его людям, окружающему миру. В связи с тем, что программа
курса предполагает подготовку к итоговой аттестации, необходимо отмечать реальный успех
и реальные достижения обучающегося.
Форма организации: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное
тестирование.
Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а
также проверочных работ. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем,
имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе
самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год
вызывающих затруднения у значительного количества выпускников,
сдающих
государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя
имеет большое значение.
Формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и
географические диктанты, работы с контурными картами. По окончании курса проводится
итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ». Для оценивания результатов работы используется
шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе,
критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
2.3. Перечень методов организации учебной деятельности.
Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Каждое занятие, выстроенное в логике системнодеятельностного подхода, содержит
материал для изучения, задания различного характера, тесты, проблемные вопросы и задания,
предполагающие работу индивидуально, в парах и группах, алгоритм выполнения заданий.
2.4. Описание связи с учебными предметами, курсами.
Связь с учебными предметами осуществляется в части преемственности содержания
элементов образования, формирования межпредметных понятий. Материал заданий, материал
для изучения в программе данного курса внеурочной деятельности охватывает различные
предметные области (привлекаются научноучебные тексты по истории, географии,
обществознанию, литературе, физике, химии). Таким образом, содержание курса внеурочной
деятельности представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического
образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
2 3. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в 9 классах). Курс входит в
раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление «Подготовка к итоговой
аттестации».
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
4.1. Личностные результаты освоения курса.
•
овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
•
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира;
•
сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения
в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
4.2. Метапредметные результаты освоения курса.
4.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
•
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
•
4.2.2. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий,
контролируемом
пространстве Интернета;
различать способ и результат действия.
справочников (включая электронные,
цифровые),
• использовать различные приемы запоминания, в зависимости от вида информации;
•
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации различными
способами, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•
•
•
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлении,
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
4.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего речевые) средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
3 диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
•
•
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
•
•
•
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи;
4.3.Предметные результаты освоения курса.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Знатоки географии» учащиеся
научатся:
•
формировать представление о географической науке, ее роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в
том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
•
формировать первичные навыки использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
•
формировать представление и основополагающие теоретические знания о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
•
овладевать элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических параметров;
•
овладевать основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
•
овладевать основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
•
формировать умения и навыки использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
4 •
формировать представления об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
5. Содержание курса внеурочной деятельности
Название разделов
Элементы содержания образования
Раздел 1. Географическая
информация
Раздел 2. Географические
оболочки
Раздел 3. Путешествие по
материкам
Раздел 4. Путешествие по
России
Раздел 5. Путешествие по
родному краю
Раздел 6.
географии
Экология
населения
Биосфера.
планеты
Численность
Географические модели: глобус, географическая
карта, план местности, их основные параметры и
элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть)
Земля как планета. Форма, размеры, движение
Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера.
Атмосфера.
Географическая оболочка.
Современный
облик
Земля.
Происхождение материков и впадин океанов.
Соотношение суши и океана на Земле. Население
Земли.
Земли.
Человеческие расы, этносы. Материки и страны.
Основные черты природы Африки, Австралии,
Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки,
Евразии.
Особенности географического положения России.
Природа России. Население России. Хозяйство
России.
Природнохозяйственное районирование России.
Особенности географического положения ХМАО
Югры. Природа ХМАОЮгры. Население ХМАО
Югры. Хозяйство ХМАОЮгры.
Влияние хозяйственной деятельности на людей и
природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере,
литосфере.
Итого:
№
п/п
Номе
р
темы
6. Тематическое планирование
Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся
Колво
часов
3
6
12
8
3
3
35
Колво
часов
5 Раздел 1. Географическая информация
1
1.1.
Географические
открытия
Вспоминают первые
научные описания,
изобретения и открытия в географии, историю
глобуса, географических карт. Тренируются
по картам по путешествиям и географическим
открытиям в Древнем мире и на разных
материках.
Определяют масштаб плана, вспоминают
условные обозначения, определяют расстояние
по плану
Определяют географические координаты,
масштаб, изучают условные знаки на карте,
способы картографирования,
строение и развитие
Изучают состав,
Определяют полезные
литосферы.
ископаемые,
выясняют зависимость их
размещения от строения земной коры и
рельефа.
Вспоминают понятие гидросферы, ее состав и
строение.
Определяют взаимодействие
гидросферы с атмосферой и сушей.
Формулируют понятие «Мировой океан»,
изучают его части, выделяют признаки океанов
планеты
Вспоминают понятие «Атмосфера», Выясняют
ее состав, строение, циркуляцию. Соотносят
понятия «погода» и «климат», изучают
элементы погоды.
Выявляют взаимосвязь биосферы с другими
оболочками. Изучают разнообразие растений и
животных, особенности их распространения.
Формулируют понятие «почва», выделяют
условия почвообразования.
Выделяют различия между широтной
зональностью и высотной поясностью,
выясняют, в чем заключается цикличность и
ритмичность процессов.
Определяют по карте рельеф материка,
тренируются в определении климатических
поясов, погодных показателей по картам,
вспоминают природные зоны Африки,
описывают животный и растительный мир
материка.
Выясняют при помощи карт особенности
населения материка, знакомятся со странами
материка, определяют типы хозяйства разных
стран
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
2
3
1.2.
План местности
1.3.
Географические
модели
карта и глобус
Земли:
Раздел 2. Географические оболочки
4
2.1
Твердая оболочка
Земли – литосфера
5
6
7
8
2.2
Водная оболочка
Земли гидросфера
2.3
Океаны планеты
2.4
2.5
Воздушная
оболочка Земли –
атмосфера
Живая оболочка
Земли – биосфера
9
2.6
Глобальная
оболочка Земли –
геосфера
Раздел 3. Путешествие по материкам
10
3.1
Африка: основные
черты геологии и
природы
11
3.2
Африка: население,
хозяйство, страны 12
3.3
Австралия:
основные
черты
геологии и природы
13
3.4
14
3.5
15
3.6
16
3.7
17
3.8
Австралия:
население,
хозяйство, страны
Антарктида:
научные открытия,
геология, природа
Южная Америка:
основные
черты
геологии и природы
Южная Америка:
население,
хозяйство, страны
Северная Америка:
основные
черты
геологии и природы
18
3.9
19
3.10.
Северная Америка:
население,
хозяйство, страны
Евразия: основные
черты геологии и
природы
20
3.11
Европа: население,
хозяйство, страны
21
3.12
население,
Азия:
хозяйство, страны
Раздел 4. Путешествие по России
Определяют по карте рельеф материка,
тренируются в определении климатических
поясов, погодных показателей по картам,
вспоминают природные зоны Австралии,
описывают животный и растительный мир
материка.
Выясняют при помощи карт особенности
населения материка, знакомятся со странами
материка, определяют типы хозяйства разных
стран
Вспоминают историю открытия Антарктиды,
знакомятся с геологическим профилем
материка, знакомятся с научными открытиями
в Антарктиде.
Определяют по карте рельеф материка,
тренируются в определении климатических
поясов, погодных показателей по картам,
вспоминают природные зоны Южной Америки,
описывают животный и растительный мир
материка.
Выясняют при помощи карт особенности
населения материка, знакомятся со странами
материка, определяют типы хозяйства разных
стран
Определяют по карте рельеф материка,
тренируются в определении климатических
поясов, погодных показателей по картам,
вспоминают природные зоны Северной
Америки,
животный и
растительный мир материка.
Выясняют при помощи карт особенности
населения материка, знакомятся со странами
материка, определяют типы хозяйства разных
стран
Определяют по карте рельеф материка,
тренируются в определении климатических
поясов, погодных показателей по картам,
вспоминают природные зоны Евразии,
описывают животный и растительный мир
материка.
Выясняют при помощи карт особенности
населения материка, знакомятся со странами
материка, определяют типы хозяйства разных
стран
Выясняют при помощи карт особенности
населения материка, знакомятся со странами
материка, определяют типы хозяйства разных
стран
описывают
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 22
4.1
23
4.2
Географическое
положение России
Государственные
границы России
24
4.3
Геология России
25
4.4
Климат России
26
4.5
Природа России
27
4.6
Население России
28
4.7
Хозяйство России
29
4.8
Природно
хозяйственное
районирование
России
особенности
Определяют по карте географическое
положение России, изучают ее территорию и
акваторию
Тренируются в определении государственных
границ России, изучают административно
территориальное устройство нашей страны.
Повторяем часовые пояса.
Выяснить
геологического
строения рельефа России.
Определить
распространение крупных форм рельефа на
территории страны.
перечислить
Вспомнить типы климатов,
факторы их формирования. Соотнести климат
с хозяйственной деятельностью людей.
Тренируются в определении природных зон
России, соотносят растительный и животный
мир с природной зоной. Вспомнить понятие
«тип почвы». Определить по карте типы почв
России. Сформулировать меры по сохранению
плодородия почв.
«численность»,
Повторить
населения».
«половозрастной
Перечислить народы и основные религии
России, используя карты атласа.
Выявить
особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства России,
определить природноресурсный потенциал и
важнейшие территориальные сочетания
природных ресурсов.
Изучить
природнохозяйственное
районирование России при помощи карт
атласа.
состав
понятия
Раздел 5. Путешествие по родному краю
30
5.1
Изучить историю заселения и освоения Ханты
Мансийского автономного округаЮгры.
При помощи карт атласа определить
природноклиматические условия ХМАО
Югры, выявить разнообразие животного и
растительного мира.
Знакомятся с основными направлениями
хозяйства ХМАОЮгры. По картам атласа
определяют
основных
месторождений нефти и газа.
расположение
понятия
Вспоминают
природопользования,
определяют виды
воздействия человека на природу, выделяют
основные
История заселения
и освоения ХМАО
Югры
Природно
климатические
условия ХМАО
Югры
Хозяйство ХМАО
Югры
31
5.2
32
5.3
Раздел 6. Экология географии
33
6.1
Влияние
хозяйственной
деятельности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 34
6.2
35
6.3
на
человека
природу планеты
Природопользовани
е
Стихийные
явления:
природные
антропогенные
и
положительное и отрицательное влияние
человека на природу
Вспомнить понятие «природопользование»,
сформулировать
правила
природопользования.
Познакомиться с классификацией стихийных
бедствий. Сформулировать основные правила
поведения и предотвращения стихийных
бедствий.
основные
1
1
7. Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательной
деятельности
7.1. Учебнометодическое обеспечение.
География. 56 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина. 4е изд. М.: Просвещение, 2017. 191 с.: ил., карт. (Полярная
звезда).
1 География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина. 4е изд. М.: Просвещение, 2017. 256 с.: ил., карт. (Полярная
звезда).
2 География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина. 3е изд. М.: Просвещение, 2016. 265 с.: ил., карт. (Полярная
звезда).
3 География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина. 5е изд. М.: Просвещение, 2018. 240 с.: ил., карт. (Полярная
звезда).
4 География. Атлас. 56 классы. – М.: Просвещение, 2017.32 с.
5 География. Атлас. 7 класс. – М.: Просвещение, 2017.48 с.
6 География. Атлас. 89 классы. – М.: Просвещение, 2017.48 с.
7 Николина В.В. География. Проекты и творческие работы. 59 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, Е.К Липкина. М.: Просвещение, 2012.
176 с.
8 Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
9 Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
10 Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
11 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru
12 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru
Программное обеспечение:
13
14.1. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. М.: Просвещение, 2011.
14.2. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная
звезда». 59 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / В.В. Николина, А.И.
Алексеев, Е.К. Липкина. 2е изд., дополн. М.: Просвещение, 2013. 112 с.
9 7.2. Материальнотехническое обеспечение.
Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:
•
учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование, в том числе
комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения
демонстраций и практических занятий;
стенды для постоянных и временных экспозиций;
комплект технических и информационнокоммуникативных средств обучения:
•
•
— аппаратура для записи и воспроизведения аудио и видеоинформации;
— компьютер;
— мультимедиапроектор;
— интерактивная доска;
— коллекция медиаресурсов, в том числе электронные учебники, электронные
приложения к учебникам, обучающие программы;
— выход в Интернет;
•
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий
(таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем
разделам школьного курса географии;
•
•
комплект экраннозвуковых пособий и слайдов;
библиотека учебной,
программнометодической,
справочноинформационной и научнопопулярной литературы;
учебнометодической,
•
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации
самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение
которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к
уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования.
Знать/понимать:
основные географические понятия и термины;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения;
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
10 географические особенности природы материков и океанов, а также географию
народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь
между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно территориального
устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей
хозяйства, природнохозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования
культурнобытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших
сырьевых и топливноэнергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших
регионов и стран мира;
находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических
проблем;
анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и
явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе
эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
определения поясного времени;
чтения карт различного содержания;
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее
использованию.
11
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знатоки географии" для обучающихся 9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.