Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета «Физическая культура»
УМК «Школа России»
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «физическая культура» 1класс составлена
на основе нормативно – правовой базы:
Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 – 1
(редакция от 28.02.2012 № 11 – ФЗ).
Приказа Минобр науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении
и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»,
(ред. Приказов Минобр науки России от 26.11.2010 № 124, от
22.09.2011 № 2357).
Федерального базисного учебного плана (утверждённого приказом
Министерства образования РФ № 1312 от 9.03.2004 г).
Приказа Департамента образования, науки и
молодёжной
политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об
утверждении регионального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений
Воронежской области,
государственные
образовательные стандарты начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования.
Федерального
рекомендованных
учебников,
Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в образовательном
учреждениях на 20142015 учебный год: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г.
№253"Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего
образования"
Авторской программы В. И. Ляха, А. А. Зданевич. «Комплексная
программа физического воспитания 111 классов» издательство
«Просвещение», Москва 2011г.
реализующих
перечняПисьма МОиН РФ от 16.08.10г №0348 «О рекомендации к
использованию примерной основной образовательной программы
начального общего образования».
Письма МОиН РФ от 10.02.11г №03105 «Об использовании
учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях
(начальная школа) (М. Просвещение, 2011).
Учебного плана МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского
района Воронежской области на 20162017 учебный год.
Положения о рабочей программе МКОУ Куйбышевская ООШ.
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
Цели
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности
и формирование двигательного опыта, воспитание активности и
самостоятельности в двигательной деятельности;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических,
гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений
общеразвивающей направленности;
формирование умений проведения физкультурно
оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание
культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях
учебной, игровой и соревновательной деятельности;
воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей
физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
Задачи
В соответствии с требованиями учебной программы по
физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому
физическому развитию;
развитие координационных способностей;
формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
воспитание моральноволевых качеств;
воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
обучение детей правилам поведения во время занятий физическими
упражнениями;
развитие умения контролировать уровень своей двигательной
подготовленности.
Планируемые результаты освоения предметаУниверсальными компетенциями учащихся на этапе начального
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
— умения активно включаться в коллективную деятельность,
общего образования по физической культуре являются:
использовать средства для достижения еѐ цели;
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Личностными результатами освоения учащимися содержания
программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с
ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по физической культуре являются следующие умения:
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать
способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом
требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места
занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с
эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из
базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания
программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры.
— представлять физическую культуру как средство укрепления
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и
уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и
элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения; —
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной
целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий.
— подавать строевые команды, вести подсчѐт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на
необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного
исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять
их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных
условиях.
Учебно – тематический план изучения предмета (81ч)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Разделы и темы
Основы знаний о физической культуре, способы
физкультурной деятельности.
Легкая атлетика.
Подвижные игры.
Гимнастика с элементами акробатики.
Лыжная подготовка.
Всего:
Колво
часов
7
17
21
18
18
81
• Знания о физической культуре (7ч).
Содержание программы
Физическая культура как система разнообразных форм занятий
физическими упражнениями. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и
ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы
передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во
время занятий физическими упражнениями: организация мест
занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития
физической культуры и первых соревнований. Особенности
физической культуры разных народов. Связь физической
культуры с трудовой и военной деятельностью, с традициями и
обычаями народа.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние
на физическое развитие и развитие физических качеств.
Физическая подготовка и её связь с развитием основных
физических качеств. Характеристика основных физических
•
••
качеств: силы, выносливости, гибкости, координации.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты
сердечных сокращений.
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и
ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание
организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений
для развития основных физических качеств. Освоение подводящих
упражнений для закрепления и совершенствования двигательных
действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости
во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений
во время и после выполнения физических упражнений. Проведение
элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики (18ч)
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и
до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со
скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по
канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на
гимнастическом бревне.
Легкая атлетика(17ч)
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги, бег,
метание.
Лыжная подготовка(18ч)
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход,
чередование одновременного двухшажного с попеременным
двухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры(21ч)
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»:
«Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления»,
«Стрелки», «Кто дальше бросит».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник»,
«За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу
в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и
вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение
мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры:
«Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух
шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и
передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные
игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху
двумя руками впередвверх; нижняя прямая подача; подвижные игры:
«Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных
физических качеств.
«Утверждаю»
Директор школы
Калюжная К.К._________
Календарнотематическое планирование по физической культуре
1 класс
Тема урока
урока
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
ТБ на уроках лёгкой атлетики.
Ходьба обычная, на носках,
пятках. Игра «Быстро по своим
местам».
Бег с преодолением
препятствий. Игра «С кочки на
кочку», «Два Мороза». Развитие
силовых качеств.
Совершенствование навыков
бега. Медленный бег до 3 мин.
ОРУ. Игра «Кто быстрее встанет
в круг?»
Броски большого мяча на
дальность двумя руками. Игра
«Воробьи и вороны».
Прыжок в длину с места, с
разбега, с отталкиванием одной и
приземлением на две. Игра «
Мышеловка».
Игры на закрепление и
совершенствование навыков в
прыжках. Игра «Прыгающие
воробушки».
«Упражнения на внимание».
Подвижная игра «Охотники и
утки».
Подвижные игры с
баскетбольным мячом.
Подвижная игра «Передал —
садись».
Урок – игра «Внимание, на
старт».
Игра «Капитаны».
Дата
план факт
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
110.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Возникновение первых
соревнований. Зарождение
Олимпийских игр. Подвижная
игра «Горелки».
Строевые команды.
ТБ на уроках гимнастики с
элементами акробатики. Игра
«Змейка».
Группировка, перекаты в
группировке. Игра «Иголка и
нитка».
Кувырок вперед в упор присев.
Подвижная игра «Тройка».
Гимнастический мост из
положения лежа на спине. Игра
«Раки».
Стойка на лопатках. Игра «Через
холодный ручей».
Представление о физических
упражнениях.
Правила предупреждения
травматизма. Игра «Салки».
Стойка на носках, на одной ноге,
ходьба по гимнастической
скамейке. Игра « Пройди
бесшумно».
Передвижения по
гимнастической стенке. Игра
«Конникиспортсмены».
Подтягивание лежа на животе
по горизонтальной скамейке.
Игра «Отгадай, чей голос».
Перелезание через
гимнастического коня. Игра
«Охотники и утки».
Преодоление полосы
препятствий с элементами
лазанья и перелезания. Игра
«Посадка картофеля».
Акробатические комбинации.
Игра «Парашютисты».
ОРУ с гимнастической палкой.
Подвижная игра «Охотники и
утки».
Основная стойка. Группировка.
Перекаты в группировке. Игра
«Кузнечики».
Лазание по гимнастической
стенке и канату. Перелезание
через коня. Игра «Кузнечики».
Гимнастика с основами
акробатики. Игра «У медведя во
бору», «Бой петухов».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
127.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Гимнастика с основами
акробатики. Игра «Салки
догонялки», «Змейка».
Гимнастика с основами
акробатики. Игра «Пройди
бесшумно», «Через холодный
ручей».
Эстафета «Веселые старты».
Подвижная игра «Догонялки на
марше».
Основные физические качества
(сила, быстрота, выносливость,
гибкость). Игра «Слушай
сигнал».
Значение занятий на лыжах для
укрепления здоровья.
Дыхание при ходьбе.
ТБ при занятиях на лыжах.
Лыжная строевая подготовка.
Игра «Салки на марше».
Построение в шеренгу с лыжами
в руках. Переноска и надевание
лыж. Игра «Салки на марше».
Разучивание скользящего шага.
Игра «Салки на марше».
Передвижение скользящим
шагом. Повороты переступанием
на месте. Игра «Салки».
Передвижение скользящим
шагом. Игра «На буксире».
Историческое путешествие
«Зарождение древних
Олимпийских игр». Игра
«Салки».
Передвижение скользящим
шагом.
Игра «Салки на марше».
Передвижение скользящим
шагом. Игра «Салки на марше».
Передвижение на лыжах
ступающим и скользящим шагом.
Игра «На буксире».
Передвижение на лыжах
ступающим и скользящим шагом.
Игра «На буксире».
Передвижение на лыжах
ступающим и скользящим шагом.
Игра «Финские санки».
Попеременный двухшажный ход.
Игра «День и ночь».
Попеременный двухшажный ход.
Игра «По местам».
Спуск с небольшого склона.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
146.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Подъем лесенкой.
Игра «Кто дольше прокатится».
Спуск с небольшого склона.
Подъем лесенкой. Игра «Кто
быстрее взойдет в гору».
Попеременно двухшажный ход с
палками. Подъем елочкой. Игра
«Кто быстрее взойдет в гору».
Прохождение дистанции 1 км.
Подъем елочкой. Игра «По
местам».
Прохождение дистанции 1 км.
Подъем елочкой. Игра «По
местам».
Закрепление передвижений,
подъёмов, спусков. Игра
«Быстрый лыжник».
Закрепление передвижений,
подъёмов, спусков. Игра «Кто
дальше скатится с горки».
Лыжные эстафеты. Игра «За
мной».
Лыжные эстафеты. Игра
«Охотники и зайцы».
Влияние физических упражнений
на осанку. Приемы закаливания.
Игра «Салки».
Историческое путешествие
«Зарождение физической
культуры на территории Древней
Руси».
Бег на 30 метров. Прыжки в
длину с разбега. Подвижная игра
«Ловишка». ТБ на уроках лёгкой
атлетики.
Упражнение в беге на 60 метров.
Прыжки в длину с разбега.
Упражнение в прыжках в длину с
разбега. Подвижная игра
«Ловишка».
Упражнение в прыжках в длину с
разбега. Подвижная игра «За
мной».
Упражнение в беге. Метание на
дальность. Подвижная игра «За
мной».
Упражнение в беге. Метание на
дальность. Игра «Охотники и
зайцы».
Обучение прыжкам со скакалкой.
Подвижная игра «Кот и мыши».
Игры с использованием скакалки.
Подвижная игра «Невод».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
164.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
Обучение прыжкам в высоту.
«Челночный» бег. Подвижная
игра «Невод».
Обучение прыжкам в высоту.
Подвижная игра «Невод».
Кроссовая подготовка. Обучение
бегу на 30 метров. Игра «Бросай,
поймай».
Кроссовая подготовка. Обучение
бегу на 60 метров. . Подвижная
игра «За мной».
Кроссовая подготовка. Обучение
бегу на 100 метров. . Подвижная
игра «За мной».
Эстафеты с мячами. Игра
«Бросай, поймай». ТБ на уроках
подвижных игр.
Игра «Третий лишний». ОРУ.
Развитие выносливости.
Эстафеты. ОРУ. Игра
«Пятнашки». Развитие
прыжковых качеств.
Игра «Воробьи и вороны».
Эстафеты. Развитие скоростно
силовых качеств.
Игра «Третий лишний». ОРУ.
Развитие выносливости.
Игра «Пятнашки» Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
качеств.
Игра «Воробьи и вороны». ОРУ.
Развитие выносливости.
ОРУ в движении. Игры: «Лисы и
куры», «Точный расчет».
Эстафеты.
Эстафеты. Развитие
координации. Игра «Гонка мячей
по кругу».
Игра «Гонка мячей по кругу».
Развитие координационных
способностей.
ОРУ. Игры «Паровозики»,
«Наступление». Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
способностей.
«Попади в мяч». Эстафеты. ТБ
при купании в водоемах во время
летних каникул.
8081. ОРУ. Игры «Кузнечики»,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2