Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень
Оценка 4.9

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
физика
7 кл
10.02.2017
Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - 7 физика.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ермаковская средняя общеобразовательная школа Утверждена                         Приказ по школе № _______   от  «___» ___________ 20     г.                                                             Директор школы: ____________ Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 ­9  классов, базовый уровень                                                                                           Разработана Мазанковой С.В.                                                                                          учителем физики                                                                                           высшей квалификационной категории д. Ермаково 2016 Пояснительная записка  Рабочая программа учебного курса  физики для 7 ­ 9 классов составлена на основе:  1. Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного образования (приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897) 3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа   /   (сост.   Е.С.   Савинов).   –   2­е   изд.   –   М.:   Просвещение,   2014.­   (Стандарты   второго поколения). 4. Программы   курса   физики   для   7—9   классов   образовательных   организаций   (авторы   А.   В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник). 5. Федерального  перечня  учебников,     рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении   федерального   перечня   учебников,   рекомендуемых   к   использованию   при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»); 6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г «576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего,   основного общего, среднего общего образования, утверждённых приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03 2014г №253;  7. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 года № 08­ 1786 «О рабочих программах учебных предметов»; 8. Письма   Департамента   образования   Ярославской   области   «О   направлении   информации   по вопросам   обучения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья»   от   07.09.2016   г. №ИХ.24­4331/16; 9. Методического письма о преподавании учебного предмета физики в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015/2016 уч.г; 10. Учебного   плана   основного   общего   образования   МОУ   Ермаковской   средней общеобразовательной школы на 20016/2017 учебный год. 11. Учебного   плана   основного   общего   образования   МОУ   Ермаковской   средней общеобразовательной школы на 20016/2017 учебный год для обучающихся с ОВЗ. Общая характеристика учебного предмета Школьный курс физики — системообразующий для естественно­научных предметов,  поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов  химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом  познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах  происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование  основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить  лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать  эксперимент самостоятельно. Цели изучения физики в основной школе следующие:  усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;  формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для  построения представления о физической картине мира;   систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях  процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования  достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;  формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных  методов его изучения;  организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;  развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к  расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:  знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и  явлений природы;  приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых  явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;  формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,  лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных  приборов, широко применяемых в практической жизни;  овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,  эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат  экспериментальной проверки;  понимание учащимися отличий научных данных от не проверенной информации, ценности  науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека. Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно­научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса— объединение изучаемых  фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию  материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов. Изучение строения  вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о  возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула— атом; строение атома—  электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона  Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления. В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений.  Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются  электромагнитные и световые явления. Курс физики 9 класса расширяет и систематизирует знания  по физике, полученные учащимися в 7 и 8 классах, поднимая их на уровень законов. Новым в содержании курса 9 класса является включение астрофизического материала в  соответствии с требованиями ФГОС. Место предмета в учебном плане В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часа, в том числе в 7, 8, 9 классах по 68 учебных часов из  расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует  курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии.  Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:  сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и  творческих способностей учащихся;  убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования  достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;  самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;  готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и  возможностями;  мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно­ориентированного подхода;  формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и  изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной  деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей  деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;  понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,  теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными  действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной  проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;  формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в  словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание  прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с  использованием различных источников и новых информационных технологий для решения  познавательных задач;  развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности  выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на  иное мнение;  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;  формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,  представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по  темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы,  создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно­деятельностный подход. В  соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения  развивающих целей образования— знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в  процессе познавательной деятельности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности  учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно­исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности: 1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами,  так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на  повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не  только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других; 2) учебно­исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом,  чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными  группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе  целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают  нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к  другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в  коллективе; 3) организация учебно­исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание  различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы  практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному  виду деятельности. СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Введение (4 ч) Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание  физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени,  температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность  измерений. Физика и техника. ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. Определение цены деления измерительного прибора. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание физических терминов: тело, вещество, материя; —умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние,  промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности  измерения; —понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие  частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно­кинетических  представлений. ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. Определение размеров малых тел. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов,  малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; —владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел; —понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в  молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; —умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и  дольные единицы; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана  окружающей среды). Взаимодействия тел (23 ч) Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость.  Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел.  Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести.  Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на  других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.  Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 7. Измерение силы трения с помощью динамометра. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и  неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение; —умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем,  плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в  противоположные стороны; —владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от  времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения  скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности  (нормального давления); —понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука; —владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути,  времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости,  равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой; —умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела; —умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот; —понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и  способов обеспечения безопасности при их использовании; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана  окружающей среды). Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно­ кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля.  Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления.  Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел.  Воздухоплавание.  ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление  жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в  сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и  увеличения давления; —умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу  Архимеда; —владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема  вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы  Архимеда; —понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон  Паскаля, закон Архимеда; —понимание принципов действия барометра­анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса,  гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании; —владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и  стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования  законов физики; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана  окружающей среды). Работа и мощность. Энергия (13 ч) Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага.  «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия.  Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного  вида механической энергии в другой; —умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД,  потенциальную и кинетическую энергию; —владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч,  для равновесия рычага; —понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; —понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения  безопасности при их использовании; —владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности,  условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана  окружающей среды). Итоговая контрольная работа (1 ч) Резервное время (2 ч) 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Тепловые явления (23 ч) Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и  теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения  энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная  теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно­кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах.  Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические  проблемы использования тепловых машин. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. 3. Измерение влажности воздуха. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение,  теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы  внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости  при испарении, кипение, выпадение росы; —умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную  теплоту плавления вещества, влажность воздуха; —владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности  воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления  насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества; —понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра,  двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их  использовании; —понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых  процессах и умение применять его на практике; —овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества  теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты  парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана  окружающей среды). Электрические явления (29 ч) Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники,  диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.  Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие  электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока.  Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.  Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического  тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. 5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 6. Регулирование силы тока реостатом. 7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. 8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание  проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока; —умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд,  электрическое сопротивление; —владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади  поперечного сечения и материала; —понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон  сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца; —понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента,  аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения  безопасности при их использовании; —владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления  проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого  проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии  конденсатора; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана  окружающей среды, техника безопасности). Электромагнитные явления (5 ч) Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током.  Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.  Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический  двигатель. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 9. Сборка электромагнита и испытание его действия. 10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали,  взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие  магнитного поля на проводник с током; —владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана  окружающей среды, техника безопасности). Световые явления (10 ч) Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение  света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света.  Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз  как оптическая система. Оптические приборы. ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 11. Получение изображения при помощи линзы. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света,  образование тени и полутени, отражение и преломление света; —умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы; —владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от  расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на  зеркало; —понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон  отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света; —различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и  оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и  рассеивающей линзой; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана  окружающей среды). Итоговая контрольная работа (1 ч) Резервное время (2 ч) 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Законы взаимодействия и движения тел (23 ч) Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного  движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение,  перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и  гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное  падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс.  Закон сохранения импульса. Реактивное движение. 1 В квадратные скобки заключен материал, не  являющийся обязательным для изучения. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. 2. Измерение ускорения свободного падения. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение,  смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; —знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность  движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость],  реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и  ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное  ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс; —понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения,  закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике; —умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения  которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие  космических ракет­носителей; —умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном  движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана  окружающей среды). Механические колебания и волны. Звук (12 ч) Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная  система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания].  Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные  колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные  волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).  Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо; —знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания,  колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия  его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная  частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник; —владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний  маятника от длины его нити. Электромагнитное поле (16 ч) Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного  поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция  магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление  индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор  переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.  Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые  организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи  и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления.  Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 4. Изучение явления электромагнитной индукции. 5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света  атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения; —знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии  магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны,  электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели  преломления света; —знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило  Ленца, квантовых постулатов Бора; —знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор,  спектроскоп, спектрограф; —[понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей]. Строение атома и атомного ядра (11 ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа­, бета­ и гамма­излучения.  Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение  зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования  частиц. Протонно­нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел.  Изотопы. Правила смещения для альфа­ и бета­распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.  Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных  излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром. 7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. 8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона. 9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность,  ионизирующие излучения; —знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа­, бета­ и гамма­частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протоннонейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома  урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная  доза, период полураспада; —умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и  установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных  нейтронах; —умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром; —знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа,  закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения; —владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости  мощности излучения продуктов распада радона от времени; —понимание сути экспериментальных методов исследования частиц; —умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана  окружающей среды, техника безопасности и др.). Строение и эволюция Вселенной (5 ч) Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы.  Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Предметными результатами обучения по данной теме являются: —представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы; —умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы; —знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и  источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет); —сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими  параметрами планет­гигантов и находить в них общее и различное; —объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной,  открытой А. А. Фридманом. Итоговая контрольная работа (1 ч) Резервное время (2 ч) Общими предметными результатами обучения по данному курсу являются: —умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения,  планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять  результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между  физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей  результатов измерений; —развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,  различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и  формулировать доказательства выдвинутых гипотез. Планируемые образовательные результаты по темам Механические явления Выпускник научится: • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства  или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение,  свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция,  взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное  давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое  движение; • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь,  скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая  энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого  механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её  распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их  обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с  другими величинами; • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и  принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III  законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом  различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; • различать основные признаки изученных физических моделей: материаль­ная точка, инерциальная  система отсчёта; • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного  тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон  Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,  скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая  энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого  механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и  скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и  формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты. Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения  норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и  физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических  последствий исследования космического пространства; • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер  фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса,  закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон  Архимеда и др.); • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на  основе эмпирически установленных фактов; • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе  имеющихся знаний по механике с исполь­зованием математического аппарата, оценивать реальность  полученного значения физической величины. Тепловые явления Выпускник научится: • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или  условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении),  большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие,  испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные  способы теплопередачи; • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:  количество теплоты, внутренняя энергия, темпера­тура, удельная теплоёмкость вещества, удельная  теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного  действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии;  различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел; • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие  физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная  теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания  топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи  выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты. Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при  обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм  экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последст­вий  работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлект­ростанций; • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях; • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер  фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и  ограниченность использования частных законов; • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на  основе эмпирически установленных фактов; • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, раз­решать проблему на основе  имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать  реальность полученного значения физической величины. Электрические и магнитные явления Выпускник научится: • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные  свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов,  нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие  магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и  преломление света, дисперсия света; • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины:  электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила  линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их  обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину  с другими величинами; • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы:  закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом  различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и  формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое  сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное  расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при  последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи  выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты. Выпускник получит возможность научиться: • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения  безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и  соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных  явлениях; • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер  фундаментальных законов (закон сохранения электри­ческого заряда) и ограниченность  использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.); • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых  гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе  имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и  оценивать реальность полученного значения физической величины. Квантовые явления Выпускник научится: • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или  условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение  линейчатого спектра излучения; • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость  электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно  трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;  указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять  значение физической величины; • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения  энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа,  закономерности излучения и поглощения света атомом; • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,  ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров. Выпускник получит возможность научиться: • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик  ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического  поведения в окружающей среде; • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип  действия дозиметра; • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и  пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза. Элементы астрономии Выпускник научится: • различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд; • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира. Выпускник получит возможность научиться: • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет­гигантов; малых тел  Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях  звёздного неба; • различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, темпера­тура), соотносить цвет звезды с её  температурой; • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы. Интернет­поддержка курса физики     физический «Естественнонаучные Название сайта  Коллекция ЦОР Коллекция эксперименты»: физика Мир физики: физический эксперимент Сервер   кафедры   общей   физики   физфака МГУ:   практикум   и демонстрации Уроки по молекулярной физике Физика в анимациях. Интернет уроки. Физика в открытом колледже Газета   «Физика»   Издательского   дома «Первое сентября» Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии Задачи по физике с решениями Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина Заочная   физико­техническая   школа   при МФТИ Кабинет   физики   Санкт­Петербургской академии   постдипломного   педагогического образования Кафедра и лаборатория физики МИОО Квант: математический журнал  Информационные преподавании   физики: Филипповой Классная физика: сайт учителя физики Е. А. Балдиной Краткий справочник по физике научно­популярный   сайт   И. технологии   физико­ в   Я.       1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Мир физики: физический эксперимент Электронный адрес http://school­collection.edu.ru http   ://   experiment  .  ru –  .  edu    http  http   ://   demo  ://   genphys      .  home    .  phys    .  nov   .  ru  .  msu   .  ru      .  ru   /  mkt  .  narod    .  nad   .  ru  ://   marklv  ://   physics http  http  http://www.interneturok.ru/distancionno http://www.physics.ru http://fiz.1september.ru http://experiment.edu.ru  ://   www   .  gomulina   http  http://fizzzika.narod.ru  .  orc   .  ru http   ://   elkin52.narod.ru http   ://   www   .  school    .  mipt    .  ru http  http   .  edu   ://   www   .  delfa    ://   fizkaf.narod.ru  .  net http   ://   kvant.mccme.ru http   ://   ifilip.narod.ru    ://   class http   .  ru http://www. physics.vir.ru  ­  fizika    .  narod 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Образовательный сервер «Оптика» Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана Онлайн­преобразователь единиц измерения Региональный центр открытого физического образования     физического   факультета СПбГУ Сервер   кафедры   общей   физики   физфака МГУ: физпрактикум и демонстрации Теория   относительности:   Интернет­учебник по физике Термодинамика:   электронный   учебник   по физике для 7­го и 8­го классов Уроки по молекулярной физике Физика в анимациях Физика в Интернете: журнал «Дайджест» Физика вокруг нас Физика для учителей: сайт В. Н. Егоровой Физика.ру: преподавателей физики Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина Физикомп: в помощь начинающему физику Электродинамика: учение с увлечением Элементы: сайт фундаментальной науке Эрудит: биографии учёных и изобретателей   сайт   для   учащихся   и популярный о         http  http   .  home    ://   demo  ://   optics.ifmo.ru  .  nov   .  ru http://www. physics­regelman.com http   ://   www.decoder.ru http://www. phys.spb.ru http://genphys. phys.msu.ru http   ://   www   .  relativity    .  ru http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I­NET/ http://marklv.narod.ru/mkt/ http://physics.nad.ru http://fim.samara.ws http://physics03.narod.ru http   .  ru  ://   fisika  .  home    .  nov    http   ://   www.fizika.ru http  http  http   ://   www.physica.ru  ://   physicomp.lipetsk.ru  ://   physics.5ballov.ru http  http   ://   www.elementy.ru  ://   erudit.nm.ru Формы оценивания и нормы оценок       Контроль и оценка результатов является весьма существенной составляющей процесса обучения. Система   контроля   ставит   не   только   цель   проверки   знаний   и   выработку   умений   и   навыков   по конкретной теме, а определяет более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить   пути   их   устранения.   Мною   используются   следующие   виды   контроля:   текущий, тематический и итоговый. Формы и методы контроля: устный опрос, письменная контрольная работа и практическая работа, зачет. Оценка устных ответов обучающихся   Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. «5» ставится:  если   обучающийся   полно   раскрыл   содержание   материала   в   объеме, предусмотренном программой и учебником;  изложил   материал   грамотным   языком   в   определенной   логической «4» ставится: «3» ставится: «2» ставится: последовательности, точно используя терминологию и символику;  показал   умение   обучающегося   иллюстрировать   теоретические   положения конкретными примерами, применять их при выполнения практических заданий;  продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов.  если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков;  в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа, исправленные после замечания учителя;  допущены 1­2 недочета при освещении основного содержания ответа.  если   обучающийся   неполно   и   непоследовательно   раскрыл   содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умении достаточны для дальнейшего усвоения программного материала;  если у обучающегося имелись затруднения или им были допущены ошибки в определении   понятия,   использовании   информационной   терминологии, выкладках, исправленные после нескольких вопросов учителя;  если обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня.  если обучающийся не раскрыл основное содержание учебного материала;  обнаружил  не знание  или  непонимание  большей  или  наиболее  важной  части учебного материала;  допустил и не исправил  даже после наводящих вопросов учителя ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, выкладках;  обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить на один из поставленных вопросов. Оценка контрольных работ     Содержание   и   объем   материала,   подлежащего   проверке   в   контрольной   работе,   определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:   грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;  погрешность  отражает   неточные   формулировки,   свидетельствующие   о   нечетком представлении рассматриваемого объекта;   недочет  – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;   мелкие погрешности  – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.    работа   выполнена   полностью,   нет   пробелов   и   ошибок   (возможна   неточность, описка,   которая   не   является   следствием   незнания   или   непонимания   учебного материала).  работа   выполнена   полностью,   но   допущена   ошибка   или   есть   два   недочета   в «5» ставится: «4» ставится: «3» ставится: «2» ставится: решении задачи.  в работе допущено более одной ошибки или двух­трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.  в   работе   допущены   существенные   ошибки,   выявившие,   что   обучающийся   не обладает обязательными умениями по проверяемой теме в полной мере или, если работа показала полное их отсутствие и значительная часть работы выполнена не «5» ставится: «4» ставится: «3» ставится: «2» ставится: самостоятельно. Оценка практических (лабораторных) работ, опытов если обучающийся:    правильно   определил   цель   опыта   и   выполнил   работу   в   полном   объеме   с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;  самостоятельно   и   рационально   выбрал   и   подготовил   для   опыта   необходимое оборудование,   все   опыты   провел   в   условиях   и   режимах,   обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;  научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из  опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;  проявляет   организационно­трудовые   умения   (поддерживает   чистоту   рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);  эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. если ученик выполнил требования к оценке «5», но:  опыт   проводил   в   условиях,   не   обеспечивающих   достаточной   точности измерений;  было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета;  эксперимент   проведен   не   полностью   или   в   описании   наблюдений   из   опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные. если обучающийся:  правильно  определил  цель  опыта; работу выполняет  правильно  не менее чем наполовину,   однако   объем   выполненной   части   таков,   что   позволяет   получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;  подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;  опыт   проводился   в   нерациональных   условиях,   что   привело   к   получению результатов   с   большей   погрешностью;   или   в   отчете   были   допущены   в   общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;  допускает грубую ошибку, которая исправляется по требованию учителя. если обучающийся:  не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил   нужное   оборудование   и   объем   выполненной   части   работы   не позволяет сделать правильных выводов;  опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;  в   ходе   работы   и   в   отчете   обнаружились   в   совокупности   все   недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;  допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.  Оценка зачетов В   зачёте   содержится     две   части:   обязательная   (базовая)   и   дополнительная.   Обязательная   часть предусматривает   применение   знаний   в   знакомой   ситуации,   выполнение   простых   вычислений   и решение задач по известному образцу. Дополнительная часть включает в себя набор из нескольких задач   различного   уровня   сложности.   В   зависимости   от   своего   уровня   подготовки   ученик   сам выбирает какие задачи ему решать. Причем сам ребенок решает: решить ему простую задачу или сложную. Возможно, среди предложенных задач он встретит подобные тем, что были решены на уроках ранее. Итоги проверки позволяют сделать анализ успешности усвоения основных элементов знаний и приобретения умений всеми учащимися класса.  Таблица оценивания Отметка “3” “4” “5” Обязательная часть (базовый уровень) 3 балла (3задач и) 3 балла (3задач и) 3 балла (3задач и) Дополнительная часть ­ 2 балла (1задач а) 5 баллов (2задач и) Оценка умений проводить наблюдения «5» ставится: «4» ставится: «3» ставится: «2» ставится: если обучающийся:  правильно по заданию учителя провел наблюдение;  выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);  логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. если обучающийся:  правильно по заданию учителя провел наблюдение;  при   выделении   существенных   признаков   у   наблюдаемого   объекта   (процесса) назвал второстепенное;  допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. если обучающийся:  допустил неточности и 1­2 ошибки в проведении наблюдений по заданию  учителя;  при   выделении   существенных   признаков   у   наблюдаемого   объекта   (процесса) выделил лишь некоторые;  1­2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. если обучающийся:  допустил 3­4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;  неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);  допустил 3­4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. Тематическое планирование 7 класс Количество часов на изучение темы Название темы Всего Контрольные  работы Из них Зачеты Лабораторны е  работы Физика и физические методы изучения природы. Первоначальные   сведения   о строении вещества. Взаимодействие тел. Давление   твердых   тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия. Повторение материала   пройденного 4 6 23 21 13 1 1 1 5 2 2 1 1 1 2 2 УМК «Физика. 7 класс» 1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин). 2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов). 3. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова). 4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова). 5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон). 6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон). 7. Электронное приложение к учебнику  Обоснование выбора УМК для реализации программы Программа   курса   физики   для   7—9   классов   образовательных   организаций   (авторы   А.   В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).       Выбор мною УМК по физике был обусловлен рекомендациями Министерства образования РФ. Достоинством   учебника   являются   подробно   описанные   и   снабженные   рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи, рекомендуемые программой по физике, ясность, краткость и доступность изложения. Все главы содержат богатый иллюстрированный материал.  Задачники содержат   качественные,   расчетные   и   экспериментальные   задания, сгруппированные   по   темам,   изучаемым   в   каждом   классе   в   соответствии   с   действующей программой   по   физике.   В   каждый   раздел   включено   достаточное   количество   задач   разного уровня сложности. К расчетным задачам в конце книги приведены ответы, к некоторым даны указания или решения. Адаптация содержания, форм, методов и приемов для обучающихся с ОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.   Группа   обучающихся   с   ОВЗ   способна   усвоить   содержание   курса   физики   7 класса,   но   для   этого     необходимо   использовать   определенные   методические   приемы. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка  учащегося. Мною используются следующие методические приемы: ­ Поэтапное разъяснение заданий. ­ Последовательное выполнение заданий. ­ Повторение учащимся инструкции к выполнению задания. ­ Обеспечение  техническими средствами обучения. ­ Близость к учащимся во время объяснения задания. Перемена видов деятельности ­ Подготовка учащихся к перемене вида деятельности. ­ Чередование занятий и физкультурных пауз. ­ Предоставление дополнительного времени для завершения задания. ­ Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. ­ Работа на компьютерном тренажере. ­ Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. ­ Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями. ­ Дополнение печатных материалов видеоматериалами. ­ Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.   Использование   индивидуальной   шкалы   оценок   в   соответствии   с   успехами   и затраченными усилиями. ­ Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки. ­ Разрешение переделать задание, с которым он не справился. ­ Оценка переделанных работ. ­ Использование системы оценок достижений учащихся.

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета физика для 7 -9 классов, базовый уровень

Рабочая программа учебного предмета  физика для 7 -9  классов, базовый уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017