Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»
Оценка 4.8

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
18.10.2018
Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»
У обучающегося будут сформированы: • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации; • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие; • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»
ю.окр мир.docx
.  «Средняя общеобразовательная школа № 4»  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/________________ ____________ г. УТВЕРЖДЕНА приказом от ___________г. №_____ директор _________/_____________ Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 «В»__ класс на 2017 ­2018 учебный год (УМК «Школа России») Составитель: ФИО Муртаханова Эльмира Арсланалиевна учитель начальных классов , первой квалификационной категории г.Хасавюрт 2017­2018 учебный год Наименование учебного предмета: «Окружающий мир» Класс: 4 Срок реализации программы, учебный год: 2017­2018 Пояснительная записка Количество часов по учебному плану: 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недель). Учебник:  Плешаков   А.А.,   Крючкова   Е.А.   Окружающий   мир.   В   2­х   частях.   Издательство "Просвещение". .         Нормативные акты и учебно­методические документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241) (далее ­ ФГОС начального общего образования);  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным   программам   – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014   №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015   № 576 «О внесении   изменений   в   федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   к   использованию   при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  № 253»; 6. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «СОШ  №4» 7. Учебный план МКОУ «СОШ №4»на 2017­2018 учебный год; 8. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности. Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы:  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина  России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих  представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном  устройстве Российской Федерации; • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за  свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны,  вкладом соотечественников в её развитие;  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской  гражданственности «Единство в многообразии»;  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего  человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и  «Всемирное культурное наследие»;  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и  разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и  сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их  взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том  числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её  современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и  личностный смысл учения;  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов  природы, будущее России;  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного  края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в  различные периоды истории;  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально­ нравственная отзывчивость,  понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества,  образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,  умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при  выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным  и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России,  вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и  родного края  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Обучающийся научится:  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по  изучаемой теме;  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для  раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);  • планировать свои действия;  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей  работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции  своей деятельности.  Познавательные Обучающийся научится:  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными  знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи  информации;  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,  Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов  (художественных и познавательных);  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для решения  учебных задач;  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную  информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;  • устанавливать причинно­следственные связи;  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными  нормами;  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов,  оформлении итогов проектных работ и пр.;  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач,  владеть общими приёмами решения учебных задач;  • моделировать экологические связи в природных сообществах.  Коммуникативные Обучающийся научится:  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и  вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;  • формулировать ответы на вопросы;  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,  вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в  ситуации столкновения интересов;  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;  • аргументировать свою позицию;  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на  позицию партнера в общении;  • признавать свои ошибки, озвучивать их;  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении  заданий;  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом  возрастных особенностей, норм); • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;  • составлять рассказ на заданную тему;  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его  участников;  партнёру.  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; • использовать речь для регуляции своего действия;  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится:  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской  Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по  фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны; • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы  государства;  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и  государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них —  Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав  ребёнка;  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран; • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о  традициях и праздниках народов России;  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;  • проводить несложные астрономические наблюдения;  • изготавливать модели планет и созвездий;  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной  книги;  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на  карте природных зон России — основные природные зоны;  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику  природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в  Красную книгу России;  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью  моделей;  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие  экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных  парков России; • давать краткую характеристику своего края;  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом­ определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью  моделей;  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных  сообществах;  края;  • рассказывать об охране природы в своём крае;  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники  информации о прошлом;  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте  времени»;  • читать историческую карту;  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко  характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям  прошлого, сохранившимся до наших дней;  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по  иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды  истории, места некоторых важных исторических событий;  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях  истории России;  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных  событий в истории России;  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о  них;  • описывать облик Москвы и Санкт­Петербурга в разные века, узнавать их  достопримечательности;  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;  • раскрывать связь современной России с её историей;  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и  подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в  прошлом и настоящем. Содержание учебного предмета, курса Название раздела (темы) Кол­во часов для изучения раздела, темы Рабоча я  Автор ская  Контрольные, практические работы и т.д. 1 Земля и  человечество  9 9 Содержание  учебной темы Мир глазами астронома.  Мир глазами географа.  Мир глазами историка.  Прошлое и настоящее глазами эколога. Всемирное наследие.  Практическая работа: движение Земли вокруг Природа России  10 10 Родной край –  часть большой  страны  15 2 15 Страницы  Всемирной  истории  Страницы  истории России  5 20 5 20 своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой  звёздного мира, поиск и показ изучаемых  объектов на глобусе и географической карте,  знакомство с историческими картами. Равнины и горы России. Моря, озера и реки  России. Природные зоны России. Зона  арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и  человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Практическая работа: поиск и показ на  физической карте равнин и гор России; поиск и  показ на физической карте морей, озёр и рек  России; поиск и показ на карте природных  зон  России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их  приспособленности к условиям жизни в  Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в  зоне пустынь, в зоне субтропиков. Наш край. Поверхность нашего края. Водные  богатства нашего края. Наши подземные  богатства. Земля­кормилица. Жизнь леса. Жизнь  луга. Жизнь в пресных водоемах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.  Экскурсии: знакомство с формами земной  поверхности в нашем крае; знакомство с  растениями и животными леса, их  распознавание в природных условиях с помощью  атласа­определителя; знакомство с  растениями и животными луга, их  распознавание в природных условиях с помощью  атласа­определителя; знакомство с  растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью  атласа­определителя. Практическая работа: знакомство с картой  края; рассматривание образцов полезных  ископаемых своего края, определение их  свойств; рассматривание гербарных экземп­ ляров растений разных сообществ, их  распознавание с помощью атласа­ определителя; знакомство с культурными  растениями края. Наши проекты. Начало истории человечества. Мир древности:  далекий и близкий. Средние века: время рыцарей  и замков. Новое время: встреча Европы и  Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси.  Страна городов. Из книжной сокровищницы  Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья.  Куликовская битва.  Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты  России. Петр Великий.  Михаил Васильевич  Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная  война 1812 года. Страницы истории XIX века.  Россия вступает в XX век.  Страницы истории  1920–1930­х годов. Великая Отечественная война  и Великая Победа. Страна, открывшая путь в  космос. Основной закон России и права человека. Мы –  граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Наши проекты. Современная  Россия   Итого  9 68 1 4 9 68 Календарно ­ тематическое планирование № п/п Название  разделов, тем Кол­во часов Виды, формы контроля По Фактически Земля и человечество (9 ч) плану 1. Мир глазами астронома  2. Планеты Солнечной системы. Практическая работа «Движение Земли» 3. Звездное небо – Великая книга Природы 4. Мир глазами географа 5. Мир глазами историка 6. Когда и где? 7. Мир глазами эколога 8. Мир глазами эколога 9. Сокровища Земли под охраной человечества 1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»Равнины и горы России 2. Моря, озера и реки России 3. Природные зоны России 4. Зона арктических пустынь 5. Тундра 6. Леса России 7. Лес и человек 8. Зона степей 9. Пустыни 10. У Черного моря 1 1 Текущий Практическа я работа№1 Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий 1 1 1 1 1 1 1 Природа России (10ч) 1 Текущий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Родной край – часть большой страны ( 15 ч) 1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».Наш край 2. Поверхность нашего края 3. Экскурсия №1 «Поверхность нашего края» 4. Водные богатства нашего края 5. Наши подземные богатства Практическая работа  «Полезные ископаемые» 6. Земля­кормилица 7. Экскурсия №2 в лес и на луг 8. Жизнь леса 9. Жизнь луга 10. Жизнь в пресных водах 11. Экскурсия №3 к водоему 12. Растениеводство в нашем крае. Практическая  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий Текущий Текущий Текущий Практическая работа №2 Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Практическая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 работа «Культурные растения» 13. Животноводство в нашем крае 14. Проверочная работа №1 за первое полугодие 15. Презентация проектов  1 1 1 работа №3 Текущий Итоговый Тематически й  Страницы Всемирной истории (5 ч) 1.Начало истории человечества 2.Мир древности: далекий и близкий 3. Средние века: время рыцарей и замков 4.Новое время: встреча Европы и Америки 5. Новейшее время: история продолжается сегодня 1 1 1 1 1 Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Страницы истории России (20 ч) 1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян 2. .Во времена Древней Руси 3 Страна городов 4. Из книжной сокровищницы Древней Руси  5. Трудные времена на Русской земле 6. Русь расправляет крылья   7. Куликовская битва 8. Иван Третий  9. Мастера печатных дел 10. Патриоты России  11. Петр Великий   12. Михаил Васильевич Ломоносов 13. Екатерина Великая 14. Отечественная война 1812 года  15. Страницы истории XIX века  16. Россия вступает в XX век   17. Страницы истории 1920–1930­х годов  18. Великая Отечественная война и Великая Победа  19. Великая Отечественная война и Великая Победа  20.Страна, открывшая путь в космос 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Современная Россия ( 9 ч) 1. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека 2.Мы – граждане России 3. Славные символы России 1 1 1 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 4.Такие разные праздники 5. Путешествие по России 6.Путешествие по России 7. Путешествие по России 8. Проверочная работа №2 за второе полугодие 9.Презентация проектов 1 1 1 1 1 Текущий Текущий Текущий Текущий Итоговый  Тематически й  Перечень приложений к программе:  Лист корректировки учебной программы  Критерии оценки  Контрольно­измерительные материалы  Список, рекомендуемой для учащихся литературы  Лист корректировки учебной программы Дата  Причины коррекции Что скорректировано Приложение 1 Подпись  зам.директора по  УВР Приложение 2 Критерии оценки по окружающему миру Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе (К1)            "5" ­ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки  или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. "4" ­ ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. "3" ­ ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные  нарушения в логике изложения материала. "2" ­ ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения  учебного материала. Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:             Ошибки:  неправильное   определение   понятий,   замена   существенной   характеристики   понятия несущественной;      нарушение   последовательности   в   описании   объектов   (явлений),   если   она   является существенной; неправильное   раскрытие   причины,   закономерности,   условия   протекания   того   или   иного явления, процесса; неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам; незнание   фактического   материала,   неумение   самостоятельно   привести   примеры, подтверждающие высказанное суждение; неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.               Недочёты:    преобладание при описании объекта несущественных признаков; неточности в определении назначения прибора, его использование; неточности при нахождении объектов на карте. Оценивание результатов теста (К 2) 80 – 100% ­ оценка «5»; 60 – 80% ­ оценка «4»; 40 – 60% ­ оценка «3» 0 – 40% ­ оценка «2» Проект(К3) Значимость и актуальность темы; самостоятельность работы над проектом; полнота и правильность  раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; артистизм и выразительность выступления при  защите проекта; раскрытие содержания проекта во время презентации; ответы на вопросы во время  защиты проекта; качество выполнения продукта проектной деятельности. Контрольно­измерительные материалы  Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты. 4 класс, М.: Просвещение, 2013 Приложение 3 Приложение 4 Список, рекомендуемой для учащихся литературы  Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс, М.: Просвещение, 2013  Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетраь. 4 класс, М.: Просвещение, 2013  Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас­определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004  Плешаков   А.   А.   Зеленые   страницы:   Книга   для   учащихся   начальных   классов.   –   М.: Просвещение, 2005  Плешаков   А.   А.   Великан   на   поляне,   или   Первые   уроки   экологической   этики:   Книга   для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005            Электронное приложение к учебни

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» _4 класс УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир»  _4 класс УМК «Школа России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2018