РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП 12 Тепловые двигатели для специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование(базовый уровень) предназначена для освоения студентами второго курса с целью освоения со схемами и принципами работы паровых и газовых турбин, парогазовых установок и двигателей внутреннего сгорания.
Приложение к ППССЗ специальности
13.02.02 Теплоснабжение и
теплотехническое оборудование
Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства
Минобразования Чувашии
02/0206
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
ОП 12 Тепловые двигатели
для специальности
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
(базовый уровень)Чебоксары 2017 г.Согласовано
Зам.директора по УМР
«____» _________
_________/
Рассмотрено
ЦК «Архитектура зданий и
комплексные
градостроительные решения»
Председатель
____________Тихонова В.Г.
Протокол №01
от «30» августа 2017г.
Разработано на основе ФГОС
по специальности
(специальностям) СПО,
утвержденного приказом
Минобрнауки РФ от 28 июля
2014 г. N 823 рег. в Минюсте
РФ 25 августа 2014 г.
Регистрационный N 33824
Разработчики:
Тихонова В.Г., преподаватель первой
квалификационной категории ________________________/подписьСОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
____
___
___1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 12 Тепловые двигатели
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с
ФГОС по специальности (специальностям) СПО входящим в состав укрупненной группы
профессий 13.00.00 Энерго и теплоэнергетика по направлению подготовки 13.02.02
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.
Рабочая программа может быть использована в рамках реализации программ
переподготовки кадров в учреждениях СПО и в дополнительном профессиональном
образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по профессиям на
базе среднего (полного) общего и профессионального образования рабочих предприятий
энергетического комплекса без ограничений по стажу работы в части освоения тепловых
двигателей.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
учебная дисциплина ОП 12 Тепловые двигатели относится к разделу Общепрофессиональные
дисциплины (ОП.00) профессионального цикла (П.00) профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять параметры паровых турбин по заданным условиям;
определять параметры газовых турбин по заданным условиям;
определять параметры двигателей внутреннего сгорания по заданным
условиям;
определять параметры оборудования тепловых электрических станций по
заданным условиям.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
устройство, принцип действия, характеристики паровых;
устройство, принцип действия, характеристики газовых турбин;
устройство, принцип действия, характеристики двигателей внутреннего сгорания;
устройство, принцип
электрических станций
действия, характеристики оборудования
тепловых
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий
теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения.
ПК 3.1. Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем
тепло и топливоснабжения.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если
предусмотрено)
Промежуточная аттестация в форме (указать)
120
80
40
40
экзамен2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.12 Тепловые двигатели
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
Объем
часов
Уровень
освоения
предусмотрены)
2
Турбины со ступенями скорости и давления
Рабочий процесс в паровой турбине. Преобразование энергии на лопатках
Содержание
1 Основные понятия. Устройство турбин. Основные детали турбин (статора и ротора)
2
3 Основные потери энергии пара в турбинах
4 Мощность и КПД паровой турбины
Практические занятия
1 Практическое занятие №1. Изучение основных деталей паровых турбин
2 Практическое занятие №2. Изучение работы пара на рабочих лопатках
Самостоятельная работа
1
2 Основные потери в турбинной ступени. Относительный КПД на лопатках ступени
3 Схема паровой турбины с активной и реактивной ступенью
Содержание
1 Классификация паровых турбин. Основные особенности многоступенчатых турбин
Практические занятия
1 Практическое занятие №3. Изучение реактивных многоступенчатых турбин
Самостоятельная работа
1
Содержание
1 Понятие о регулировании мощности турбины. Защитные устройства паровых турбин
Практические занятия
Турбины со ступенями скорости и давления
1
Раздел 1. Паровые
турбины
Тема 1.1. Принцип
действия и основные
элементы паровых турбин
Тема 1.2. Типы паровых
турбин
Тема 1.3. Регулирование и
защита паровых турбин
3
28
8
2
2
2
2
4
2
2
6
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
21 Практическое занятие №4. Изучение способов регулирования паровых турбин.
Сравнение систем регулирования, регуляторы прямого и непрямого действия
Самостоятельная работа
1 Схемы регулирования конденсационных и теплофикационных турбин
2 Изучение защитных устройств паровых турбин. Автомат безопасности
Содержание
1 Принцип действия и основные элементы конденсационных устройств
2 Устройство конденсаторов, пароэжекторных установок, насосов
Практические занятия
1 Практическое занятие № 5
Выполнение схем конденсационных установок и масляных систем.
2 Практическое занятие № 6
Расчеты расхода охлаждающей воды, необходимой для работы конденсаторов.
Самостоятельная работа
1 Смазочные масла и схемы маслоснабжения турбин
Тема 1.4.
Конденсационные
устройства и масляные
системы паровых турбин
Раздел 2. Газотурбинные
установки (Г.Т.У.)
Газотурбинные установки (ГТУ). Рабочий процесс Г.Т.У. Достоинства и недостатки.
Содержание
1
2 Основные элементы и пример выполнения Г.Т.У.
3
Практические занятия
Регулирование и защитные устройства Г.Т.У.
Практическое занятие № 7
Выполнение схем газовых турбин.
Практическое занятие № 8
Выполнение схем сложных газотурбинных установок (ГТУ).
Самостоятельная работа
1
2
Г.Т.У. разомкнутого процесса со сгоранием при постоянном давлении
Г.Т.У. разомкнутого процесса со ступенчатым сгоранием при постоянном давлении
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
4
2
2
4
2
2
4
4
10
6
2
2
2
4
2
2
5
3
2Раздел 3. Двигатели
внутреннего сгорания
(Д.В.С.)
Раздел 4. Тепловые
электрические станции
Содержание
1 Классификация двигателей. Основные понятия и определения. Основные узлы и
механизмы Д.В.С.
2 Двигатели с внешним смесеобразованием
3 Двигатели с внутренним смесеобразованием. Сравнение двухтактных двигателей с
четырехтактными.
4 Мощность и КПД двигателей.
5 Основные элементы топливоподачи Д.В.С. Системы питания двигателей
6 Смазка и охлаждение Д.В.С.
7
Практические занятия
1 Практическое занятие № 9
Регулирование двигателей внутреннего сгорания
Выполнение схем различных ДВС.
2 Практическое занятие № 10. Определение эксплуатационных характеристик ДВС.
3 Практическое занятие №11
Выбор элементов и узлов САР для различных ДВС.
Самостоятельная работа
1
2
Термодинамические циклы поршневого двигателя внутреннего сгорания
Выявление экономичности двигателей внутреннего сгорания, способы ее повышения
Содержание
1
Классификация ТЭС. Энергетические и экономические показатели тепловых
электрических станций (ТЭС) Технологическая и тепловая схема паротурбинной
электростанции
Виды и назначение вспомогательного оборудования ТЭС, перспективы развития ТЭС
2
Практические занятия
20
14
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
10
6
4
22
4
2
2
18
2
21 Практическое занятие № 12
Выполнение графиков электрических нагрузок ТЭС.
2 Практическое занятие № 13
Выполнение графиков тепловых нагрузок ТЭС.
3 Практическое занятие № 14
Анализ эффективности влияния отдельных факторов на экономичность ТЭС.
4 Практическое занятие № 15
Построение принципиальных тепловых схем ТЭС.
5 Практическое занятие № 16
Выбор числа и типов котельных агрегатов на основании расчетов.
6 Практическое занятие № 17
Выбор паровых турбин на основании расчетов.
7 Практическое занятие № 18
Выбор насосов ТЭС на основании расчетов
8 Практическое занятие № 19
Выбор теплообменников ТЭС на основании расчетов
9 Практическое занятие № 20
Расчеты систем водоснабжения ТЭС
Самостоятельная работа
1 Порядок построения различных схем ТЭС (основные требования к построению).
Методика расчета тепловых схем ТЭС. Выбор типа и числа котельных агрегатов на
основании расчета. Выбор паровых турбин. Составление принципиальной тепловой
схемы ТЭС.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
11
113 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
учебного кабинета Тепловые двигатели
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
наглядные пособия, плакаты, макеты.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
мультимедийный проектор
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
4.1. Уровень усвоения дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Должен уметь:
определять параметры
паровых
по
турбин
заданным условиям;
определять параметры
газовых
турбин по
заданным условиям;
определять параметры
двигателей внутреннего
сгорания по
заданным
условиям;
определять параметры
оборудования
тепловых
электрических станций по
заданным условиям
без затруднения определяет
параметры паровых турбин по
заданным условиям;
без дополнительных указаний
определяет
параметры
газовых турбин по заданным
условиям;
без дополнительных указаний
определяет
параметры
двигателей внутреннего
сгорания по
заданным
условиям;
без затруднения определяет
параметры
оборудования
Форма контроля:
защита индивидуальных
проектных работ;
Методы контроля:
индивидуальный
фронтальный опрос;
практическая проверка;
экзамен
Форма оценки
пятибалльная
итепловых
станций
условиям
электрических
по
заданным
четко называет принципы
характеристики
четко называет принципы
характеристики
действия,
паровых турбин;
действия,
газовых турбин;
действия,
двигателей
сгорания;
четко называет принципы
действия, характеристики
оборудования тепловых
электрических станций
четко называет принципы
характеристики
внутреннего
Форма контроля:
защита индивидуальных
проектных работ;
Методы контроля:
индивидуальный
фронтальный опрос;
практическая проверка;
экзамен
Форма оценки
пятибалльная
и
Должен знать:
устройство,
действия,
паровых турбин;
устройство,
действия,
газовых турбин;
устройство,
действия,
двигателей
сгорания;
действия,
оборудования
электрических станций
устройство,
принцип
характеристики
принцип
характеристики
внутреннего
принцип
характеристики
принцип
характеристики
тепловых
4.2. Оценка компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки
результата
1
2
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
демонстрация интереса к будущей
специальности
активность и инициативность студента
в процессе освоения программы
эффективность и качество
выполненной самостоятельной работы
Формы и методы
контроля и
оценки
3
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программыОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
выбор и применение методов и
способов решения профессиональных
задач в области эксплуатации
теплотехнического оборудования;
точность подбора критериев и
показателей оценки эффективности и
качества выполнения работ.
обоснованность принятия решений
стандартных и нестандартных
профессиональных задачах в области
эксплуатации теплотехнического
оборудования;
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.
скорость, техничность и
результативность поиска необходимой
информации для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития .
адекватность использования
различных источников, включая
электронные
работа с диагностическими и
измерительными
компьютеризированными приборами и
устройствами;
результативность поиска информации
с помощью информационно
коммуникационных технологий в
профессиональной деятельности
взаимодействие с обучающимися,
преподавателями, мастерами,
руководителями практик от
предприятия в ходе обучения
ясность и аргументированность
изложенного собственного мнения
правильность выбора стратегии
поведения при организации работы в
команде
результативность взаимодействия с
коллегами, руководством и
потребителями
Экспертная
оценка на
практических
занятиях при
выполнении работ.
Наблюдение в
ходе практики.
Экспертная
оценка на
практических
занятиях при
выполнении работ.
Наблюдение в
ходе практики.
Самоконтроль в
ходе постановки и
решения проблем.
Экспертная
оценка на
практических
занятиях при
выполнении работ.
Наблюдение в
ходе практики.
Самоконтроль в
ходе постановки и
решения проблем.
Наблюдение и
оценка на
практических
занятиях и при
прохождении
практики
Наблюдение и
оценка на
практических
занятиях и при
прохождении
практикиОК 7. Брать на себя ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
профессиональные
Результаты
(освоенные
компетенции)
ПК 1.1. Осуществлять пуск и
останов теплотехнического
оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
Наблюдение и
оценка на
практических
занятиях и при
прохождении
практики
Наблюдение и
оценка на
практических
занятиях и при
прохождении
практики. Отчет
по практике.
Оценка решений
ситуационных
задач.
воспитание организаторских
способностей;
самоанализ и коррекция результатов
собственной работы
адекватность самоанализа
собственной деятельности и
деятельности членов команды
организация самостоятельных занятий
при изучении профессионального
модуля
результативность внеаудиторной
самостоятельной работы при изучении
профессионального модуля
систематическое изучение
нормативных источников,
периодических изданий, электронных
ресурсов в области профессиональной
деятельности
анализ инноваций в области
эксплуатации теплотехнического
оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
Основные показатели оценки
результата
Формы и методы
контроля и оценки
осуществляет пуск и
останов теплотехнического
оборудования и систем
тепло и топливоснабжения
Стандартизированный
контроль (тестирование);
самоконтроль.
Форма оценки:
накопительная
пятибалльная оценка
владеет, не владеет
ПК 1.2. Управлять режимами
работы теплотехнического
оборудования и систем тепло и
топливоснабжения
ПК 1.3. Осуществлять
мероприятия по предупреждению,
локализации и ликвидации аварий
теплотехнического оборудования
и систем тепло и
топливоснабжения.
управляет режимами
работы теплотехнического
оборудования и систем
тепло и топливоснабжения
осуществляет мероприятия
по предупреждению,
локализации и ликвидации
аварий теплотехнического
оборудования и систем
тепло и топливоснабжения.
ПК 3.1. Участвовать в наладке и
испытаниях теплотехнического
оборудования и систем тепло и
топливоснабжения.
участвует в наладке и
испытаниях
теплотехнического
оборудования и систем
тепло и топливоснабжения.