Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс является конкретизацией содержания образовательной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» Основной образовательной программы основного общего образования, результатом «вертикального» планирования теоретического материала, количества часов, темпов достижения конечных результатов по годам обучения.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2128 «ЭНЕРГИЯ»
Суздальская ул., д. 12 В, стр. 1, Москва, 111673
21
Телефон/Факс: (495) 70163
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
ГБОУ Школы № 2128
Протокол №1, август 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школы № 2128
_________________ Фролов К.А.
«___» _____________ 2017 г.
Рабочая программа
«Основы безопасности
жизнедеятельности»
(8 класс)
Рабочую программу подготовил учитель
кафедры гуманитарноразвивающего образования
и здоровьесбережения
Брянцев Владимир ГелиевичПолное наименование
Место учебного предмета в
структуре
основной
образовательной программы
школы
Нормативная
разработки программы
основа
МОСКВА, 2017
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности(8 класс)
Настоящая программа является конкретизацией содержания образовательной
области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ
Школы № 2128, результатом «вертикального» планирования теоретического
материала, количества часов, темпов достижения конечных результатов по
годам обучения.
1. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением Федерального учебнометодического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)).
2. Основная образовательная программа основного общего образования
ГБОУ Школы № 2128.
3.Примерная программа основного общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности
жизнедеятельности. Содержание образования: Сборник нормативно
правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана
Граф, 2007, с.6977
4. Комплексная программа общеобразовательных учреждений «Основы
безопасности жизнедеятельности 511 классы» под общей редакцией
Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2010.
8 класс – 1 час в неделю. Всего курс – 35 часов в год.
//
Количество часов для
реализации программы
Дата утверждения
Принята к реализации педагогическим советом ГБОУ Школы № 2128
26.06.2015 г. (протокол №1), Утверждена приказом директора школы от
01.09.2015 г. № ___
Изменена и принята к реализации педагогическим советом ГБОУ Школы №
2128 _______(протокол № __)
Составители рабочей программы – учительмежпредметной кафедры
гуманитарноразвивающего образования и здоровьесбережения: Брянцев В.Г.
Цель реализации программы Целью изучения и освоения программы является формирование у
подрастающего поколения россиян культуры безопасности
жизнедеятельности в современном мире в соответствии с
требованиями,
предъявляемыми Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб.
Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3е изд. – М.:
Просвещение, 2009.
Результаты освоения содержания предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» определяют те итоговые результаты, которые должны
демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую
функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности
овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке
Используемые учебники и
пособия
Требования к уровню
подготовки обучающихсяМетоды и формы оценки
результатов освоения
должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» в основной школе оцениваются по трем
базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и
представлены соответственно метапредметными,
предметными и
личностными результатами.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования должно быть
достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, необходимых
для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
–
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие
динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение
в достижении планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения
обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к
опорной системе знаний, необходимых для обучения в более старших
классах.
–
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана
для 8ых классовв соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования на основе:
1. Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
рекомендованной решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
2. Примерной программы основного общего образования по основам безопасности
жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования:
Сборник нормативноправовых документов и методических материалов. – М.: Вентана
Граф, 2007, с.6977
2. Комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы
безопасности жизнедеятельности 511 классы» под общей редакцией Смирнова А.Т.,
Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2010.
Программа ориентирована на использование учебника Смирнов А.Т. Основы
безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных
учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3е изд. –
М.: Просвещение, 2009.
Программа рассчитана на 1 час .В год 35 часов. В течение года запланировано:
Тестовых работ – 1
Контрольных работ 1
Общая характеристика учебного предмета«Основы безопасности
жизнедеятельности» 8 класс
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым явлением в нашей
повседневной жизни и требуют получения обучающимися знаний, умений, навыков и
компетенций личной безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально
сложного и технически насыщенного окружающего мира.Целью изучения и освоения программы является формирование у подрастающего
поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в
соответствии с требованиями,
предъявляемыми Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательным для изучения на уровне основного общего образования и является одной из
составляющих предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют возрастным
особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приемов умственной и
практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом
развивающего обучения.
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности», может быть
выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При составлении рабочих
программ в отдельных темах возможны дополнения с учетом местных условий и
специфики обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет обеспечивает:
освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в повседневной
жизнедеятельности;
понимание обучающимися личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности, ценностей гражданского общества, в том числе
гражданской идентичности и правового поведения;
понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как
индивидуальную и общественную ценность;
понимание необходимости следовать правилам безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
освоение обучающимися умений экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма,
терроризма и наркотизма;
освоение умений использовать различные источники информации и
коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из
различных источников;
освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на:
неопределенности;
освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной опасной
(чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
освоение умений использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты.
воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового
образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
формирование у обучающихсясовременной культуры безопасности
жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, убеждения в
необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности учитывает
возможность получения знаний через практическую деятельность и способствует
формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование,
проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно
аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология», «История», «Информатика»,
«Обществознание», «Физика», «Химия», «Экология», «Экономическая и социальная
география»,
«Физическая культура» способствует формированию целостного
представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания
предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и
окружающим миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а
также рационального использования учебного времени.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих
задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения
фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного
характера и адекватно противодействовать им
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей
оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих
возможностей
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс имеет цели:
усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное
поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидение возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных
источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Программа имеет модульную структуру, которая охватывает весь минимум
содержания.
Модуль I«Основы безопасности личности, общества и государства.Модуль
обеспечивает формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности
в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Модуль
решает задачи духовнонравственного воспитания обучаемых, формирования у них
индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а
также умений оказывать первую медицинскую помощь
Межпредметные связи
Курс представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях
и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал
других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и
экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В
физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во
время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за
счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и
самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком
уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и
индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность),
приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной
действительностью.
Основные методы обучения наблюдения, повседневный опыт, интуитивное
предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность
учащихся, интерактивное обучение обучение основанное на общении, компьютерные методы
обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и
т.д.)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение,
инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классногрупповое
занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении мозговая атака, обучение в
малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы,
методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные
виды объяснительноиллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Контроль результатов обучения
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы
учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль предлагается осуществлять в
форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют
учителю осуществить проверку знаний, а учащимся дают возможность подготовиться к
опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала. Итоговая
контрольная письменная работа проводится после изучения программы курса ОБЖ в
конце учебного года. Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения
учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании
выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о
полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально
тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения
материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух
основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе
практических.
Место предмета в базисном учебном плане.
Данная рабочая программа разработана для обучения учащихся 8 класса, рассчитана на
35часов, из расчета 1 час в неделю.
I.
Планируемые результаты освоения программы курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» 8 класс
В результате изучения курса выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и
продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды
и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на
улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать)
временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного
характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма,
экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или
захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого
скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и
значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению
своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера; безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма,
экстремизма,
наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность;анализировать влияние вредных
привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положениязаконодательных
актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при
формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернетресурсы и
другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.
II. Содержание программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8
класс
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с
неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации
вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми
приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и
др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и
велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и
последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства
пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и
оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках.
Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и
ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира,
улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя).
Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуацийЧрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи,
сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели,
снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные
пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
защита населения от них (аварии на радиационноопасных, химически опасных,
пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и
коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!».
Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской
Федерации
и
Терроризм, экстремизм, наркотизм сущность и угрозы безопасности личности и
Пути и средства вовлечения подростка в террористическую,
общества.
экстремистскую
Ответственность
несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических
актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве).
Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
наркотическую деятельность.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы
здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные
привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и
наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на
здоровье.Профилактика вредных привычек и их факторов.
Семья в современном
обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем
кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь
при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах,
отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные
заболевания,их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при
тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь
при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме.Особенности
оказания первой помощи при поражении электрическим током.
III.Тематическое планирование программы курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» 8 класс
№ п/п
раздела
Наименование темы
МОДУЛЬ
1
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Колич
ество
часов
8Раздел 1
Раздел 2
пассажира и велосипедиста.
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения
в местах с неблагоприятной экологической обстановкой,
предельно допустимые концентрации вредных веществ в
атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания. Основные правила
пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой химии,
персональными компьютерами и др.
Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения
пешехода,
Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и
последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре.
Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной
защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи
на воде. Правила безопасности в туристических походах и
поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы
бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила
безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира,
улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты.
Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита
населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни,
обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень),
крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели,
снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные,
торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и
эпифитотии).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и защита населения от них (аварии на
радиационноопасных, химически опасных, пожароопасных и
взрывоопасных,
транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному
поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание
всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
экономики,
объектах
Раздел 3 Основы противодействия терроризму, экстремизму и
наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм сущность и угрозы
безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения
экстремистскую и
подростка в террористическую,
наркотическую
деятельность.
Ответственность
несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность
при террористических актах и при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная
8
5МОДУЛЬ
2
Раздел 4
безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке
похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников. Личная безопасность при посещении массовых
мероприятий.
6
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая
активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и
их факторы (навязчивые действия, игромания употребление
алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье.Профилактика
вредных привычек и их факторов.
Семья в современном
обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав
ребенка.
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
7
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном
и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из
верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и
растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах,
отморожениях и общем переохлаждении.
Основные
неинфекционные
заболевания,их
профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая
помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при
укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке
сердечной деятельности.
при
коме.Особенности оказания первой помощи при поражении
электрическим током.
Первая помощь
и
инфекционные
Итоговое занятие
Итого:
1
35
Формы и средства контроля
Преобладающие формы контроля – опрос, беседа, работа в паре, работа в группе,
практические работы, анкетирование, тестирование. В процессе выполнения практических работ
оценивается самостоятельность, активность, стремление достичь определенных результатов.