РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» предназначенной для изучения основ бухгалтерского учета в банковской деятельности, в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО): - 080110.02 Контролер банка
Организация-разработчик: |
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области (ГБОУ НПО РО ПУ № 56) профессиональное училище № 56 |
Разработчик:
Абрамова Е. В., преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ НПО РО ПУ № 56
Рекомендована ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №____________
от «____»__________20__ г.
Рецензенты:
1. _____________________
2. _____________________
Рассмотрена на заседании методической комиссии
Протокол № _1_ от «_28_» _августа_ 2014г.
Председатель МК __________ _М. В. Алдохина
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БАНКАХ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» предназначена для изучения основ бухгалтерского учета в банках в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС).
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию системы знаний в области тенденций развития государственных и муниципальных финансов и денежно-кредитных отношений.
Программа учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета в банках» может быть использована при освоении профессий СПО «Контролер банка», в дополнительном профессиональном образовании при наличии основного (общего) образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: данная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу основной образовательной программы.
1.3. Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
· освоение знаний о действующих правилах бухгалтерского учета банковской деятельности коммерческих банков;
· развитие экономического мышления, потребности в получении информации для принятия управленческих решений;
· воспитание ответственности за управленческие решения;
· овладение умением оформлять документально банковские операции и отражать их на счетах бухгалтерского учета.
· формирование способностей применять бухгалтерскую информацию для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· ориентироваться в плане счетов бухгалтерского учета;
· группировать хозяйственные средства по составу и размещению, по источникам формирования и целевому назначению;
· группировать счета бухгалтерского баланса по разделам актива и пассива;
· присваивать номера лицевым счетам;
· составлять документацию аналитического учета;
· анализировать содержание документов синтетического учета;
· составлять бухгалтерcкие проводки по отражению в учете кассовых и депозитных операций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· метод бухгалтерского учета и его элементы;
· строение и классификацию бухгалтерских счетов;
· задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;
· основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, документы синтетического и аналитического учета;
· принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;
· основные принципы организации документооборота, виды банковских документов, требования к их оформлению и хранению.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 96 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
68 |
в том числе: |
|
практические занятия |
34 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
28 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) |
- |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Организация бухгалтерского учета в кредитных организациях |
|
|
|
||
Тема 1.1. Организация работы бухгалтерской службы кредитной организации |
Содержание учебного материала |
6
|
|
||
1 |
Характеристика бухгалтерского учета и учетно-операционной работы в кредитных организациях. |
1 |
|||
2 |
Принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях. |
||||
3 |
Основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в кредитных организациях. |
||||
4 |
Основные задачи и организация работы бухгалтерской службы в кредитной организации. Структура, функции и задачи ее подразделений. |
||||
5 |
Должностные обязанности главного бухгалтера и других работников бухгалтерской службы. Организация рабочего дня бухгалтерской службы. |
||||
6 |
Учетная политика кредитной организации: содержание, характеристика основных элементов, порядок оформления. |
||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания: Изучение Положения Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» |
6 |
||||
Тема 1.2. Особенности бухгалтерского учета в банках |
Содержание учебного материала |
10
|
|||
1 |
План счетов кредитных организаций, его назначение и принципы построения. |
1 |
|||
2 |
Счета первого и второго порядка, разделение расчетных счетов клиентов по признакам собственности и видам деятельности. |
||||
3 |
Понятие и содержание рабочего плана счетов, парные счета, счета без признака счета. Порядок нумерации лицевых счетов. |
||||
4 |
Характеристика разделов плана счетов кредитной организации: балансовые счета, счета доверительного управления, внебалансовые, счета для учета срочных операций, счета депо. |
||||
5 |
Объекты бухгалтерского учета и их классификация. Основные элементы бухгалтерского учета в банке: двойная запись, бухгалтерские проводки, бухгалтерские счета. |
||||
6 |
Структура активного и пассивного счета. |
||||
7 |
Назначение бухгалтерского баланса коммерческого банка. Структура бухгалтерского баланса коммерческого банка. |
||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия Изучение Плана счетов кредитных организаций Группировка счетов актива и пассива. Отражение операций банка по основным балансовым счетам. Составление баланса. |
8 |
||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания: Оформить схемы счетов актива и пассива |
3 |
||||
Тема 1.3. Аналитический и синтетический учет в банках |
Содержание учебного материала |
3
|
|||
1 |
Организация аналитического учета в банке. Документы аналитического учета. Лицевые счета. Схема нумерации лицевых счетов. |
1 |
|||
2 |
Синтетический учет. Документы синтетического учета. |
||||
3 |
Взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета и порядок их сверки. |
|
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия Присвоение номеров лицевым счетам в зависимости от их назначения. Составление выписки из лицевого счета. Составление оборотных ведомостей. |
8 |
||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания: Оформить схему нумерации лицевых счетов. |
3 |
||||
Тема 1.4. Документация и документооборот банков
|
Содержание учебного материала |
4
|
|||
1 |
Виды банковских документов, их характеристика. Требования к оформлению документов. |
1 |
|||
2 |
Основные реквизиты документов. Порядок проверки и подписания документов работниками кредитной организации. |
||||
3 |
Основные принципы организации документооборота в кредитных организациях. Порядок формирования и хранения документов. |
||||
4 |
Порядок отражения в бухгалтерском учете исправительных записей |
|
|||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия Открытие лицевого счета клиента Проверка правильности заполнения банковских документов, внесение исправительных записей в них |
4
|
||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания: Оформить таблицу «Виды банковских документов, их характеристика» |
3 |
||||
Тема 1.5. Внутрибанковский контроль |
Содержание учебного материала |
2
|
|||
1 |
Организация, задачи, значение и виды внутрибанковского контроля. |
1 |
|||
2 |
Порядок проведения последующего контроля. |
||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия
|
не предусмотрено |
||||
Контрольная работа |
1 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания: Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» |
4 |
||||
Раздел 2. Учет кассовых операций |
|
|
|
||
Тема 2.1. Организация кассовой работы в банке |
Содержание учебного материала |
4
|
|
||
1 |
Организация работы и учет операций вечерних касс. Учет инкассированной денежной выручки.. |
1 |
|||
2 |
Организация работы операционных касс, расположенных вне помещений банка |
||||
3 |
Порядок приема и выдачи денежной наличности от организаций, учет операций. |
||||
4 |
Организация работы с денежной наличностью по обслуживанию населения, учет операций. |
||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия Отражение на счетах бухгалтерского учета кассовых операций |
4 |
||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат «Организация работы с денежной наличностью при использовании программно-технических комплексов» |
4 |
||||
Раздел 3. Учет привлеченных депозитов |
|
|
|
||
Тема 3.1. Учет депозитных операций |
Содержание учебного материала |
2
|
|
||
1 |
Характеристика счетов по учету депозитных операций |
1 |
|||
2 |
Оформление и учет депозитов юридических лиц и граждан |
||||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия Отражение на счетах бухгалтерского учета депозитных операций |
4 |
||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания: Особенности и характеристика выпуска сберегательных сертификатов |
4 |
||||
Дифференцированный зачет |
4 |
|
|||
ИТОГО: |
96 |
||||
|
|
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по основам бухгалтерского учета в банках.
Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя; настенная доска; посадочные места по количеству обучающихся; шкафы для комплектов наглядных пособий, макетов и образцов изучаемых документов; дидактических материалов; учебно-планирующая документация, учебно-методические материалы.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: нет.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: нет.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Золотова Е.А. Учет и операционная деятельность в коммерческих банках: учебное пособие – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2011 г.
2. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: Учебное пособие / Л. В. Усатова, М. С. Сероштан, Е. В. Арская. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011 г., 391 с.
Дополнительные источники:
1. Мерцалова А. И. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях: учебное пособие / А. И.Мерцалова, А.Л.Лазаренко.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011 г.
2. Шевчук Д. А. Учет в банках. Серия: Зачет и экзамен. М. Изд-во «Феникс» , 2007 г
Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации - www.cbr.ru.
Электронный ресурс Министерства финансов РФ.-Режим доступа: www.minfin.ru
Межбанковская расчетная система: www.ibclearing.ru
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: www.consultant.ru
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийс должен знать: · метод бухгалтерского учета и его элементы; · строение и классификацию бухгалтерских счетов; · задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях; · основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях; · документы синтетического и аналитического учета; · принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций; · порядок нумерации лицевых счетов; · основные принципы организации документооборота, виды банковских документов, требования к их оформлению и хранению. Обучающийся должен уметь: · ориентироваться в плане счетов бухгалтерского учета; · группировать хозяйственные средства по составу и размещению, по источникам формирования и целевому назначению; · группировать счета бухгалтерского баланса по разделам актива и пассива; · присваивать номера лицевым счетам; · составлять документацию аналитического учета; · анализировать содержание документов синтетического учета; · составлять бухгалтерcкие проводки по отражению в учете кассовых и депозитных операций. |
Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, работа по карточкам, беседа.
Тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, беседа.
Тестирование, устный опрос, работа с литературой, диалог.
Самостоятельная работа, наблюдение, беседа.
Тестирование, практическая работа, устный опрос
Работа с литературой, наблюдение, беседа.
Тестирование, практическая работа, устный опрос, устный опрос, тестирование.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.