РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
экология
Взрослым
22.04.2018
Рабочая программа дисциплины ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» разработана на основе:
1) ФГОС среднего общего образования и примерной общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» (базовый уровень), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Демартамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259)
2) Примерной программы УД Экология для специальностей СПО, М., ФИРО, 2015.
Программа ЭКОЛОГИЯ 2016-17.doc
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «КаменскУральский педагогический колледж»
Согласовано:
Заведующий информационнометодическим
центром ____________О.Л. Артёмова
«____»_______________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ»
для специальности
39.02.01
Социальная работа
Преподаватель Вислобокова М.В.
г. КаменскУральский 2016
2 Рабочая программа дисциплины ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» разработана
преподавателем Вислобоковой М.В. на основе:
1) ФГОС среднего общего образования и примерной общеобразовательной
учебной дисциплины «Экология» (базовый уровень), в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо
Демартамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06259)
2) Примерной программы УД Экология для специальностей СПО, М., ФИРО,
2015.
3) Рабочей программы дисциплины ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ». Разработчик
ГБПОУ СО «КаменскУральский
Ежова И.А., преподаватель
педагогический колледж» первая КК
Рецензент ______________________________________________________
Рассмотрена на заседании НМС ГБПОУ СО «КаменскУральский
педагогический колледж» (Протокол №___ от _____2016) и рекомендована
к утверждению.
Утверждена
педагогический колледж» (№_______от _______2016).
приказом по ГБПОУ СО «КаменскУральский
3 Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 8
3. Условия реализации учебной дисциплины 15
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 17
4 1. Паспорт рабочей программы УД
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ»
является частью примерной основной профессиональной образовательной
программы по специальностей 39.02.01 «Социальная работа», 44.02.01
«Дошкольное образование», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в
начальном образовании» (углубленная подготовка).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по
выбору из обязательной предметной области «Физическая культура,
экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего
общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего
общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО
соответствующего профиля профессионального образования.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Экология» направлено на достижение
следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и
особенностях их функционирования в условиях нарастающей
антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии
5 как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в
формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
экологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; определять состояние экологических систем
в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить
наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью
их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей
развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными
источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального
природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и
окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению
оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил
поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
•
личностных:
Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
6 Л2. готовность к продолжению образования, повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности, используя полученные
экологические знания;
Л3. объективное осознание значимости компетенций в области экологии
для человека и общества;
Л4. умения проанализировать техногенные последствия для окружающей
среды, бытовой и производственной деятельности человека;
Л5. готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения
экологической направленности, используя для этого доступные источники
информации;
Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить
самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Л7. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области экологии;
метапредметных:
М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной
деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
М2. применение основных методов познания (описания, наблюдения,
эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного
воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
М3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их
достижения на практике;
М4. умение использовать различные источники для получения сведений
экологической направленности и оценивать ее достоверность для
достижения поставленных целей и задач;
предметных:
П1. сформированность представлений об экологической культуре как
условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и
природы, экологических связях в системе «человек—общество —
природа»;
П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать
и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
7 П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и
обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах
сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
П5. сформированность личностного отношения к экологическим
ценностям, моральной ответственности за экологические последствия
своих действий в окружающей среде;
П6. сформированность способности к выполнению проектов экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической
безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их
экологической культуры.
На основании ФГОС СПО студент, освоивший программу «Экология»
включающими в себя
должен обладать общими компетенциями,
способность:
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 4.Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационнокоммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
8 Максимальная учебная нагрузка –54 часа, в том числе: обязательная
аудиторная учебная нагрузка – 36 часов; самостоятельная работа – 18
часов.
9 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия и контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа
Подготовка индивидуальных сообщений, разработка
слайд презентаций, работа с дополнительной литературой
54
36
18
18
18 часов
Промежуточная
дифференцированного зачёта
аттестация
в
форме
2
10 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОЛОГИЯ»
Наименование
разделов и тем
1
Введение
Раздел 1.
Тема 1.1
Общая экология
Тема 1.2
Социальная
экология
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся
Количество
часов
макс./ауд
Учебные
действия
История развития экологии. Роль экологии в формировании современной картины мира и в
практической деятельности людей.
2
Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Содержание учебного материала
Среда обитания и факторы среды. Популяция.
Экосистема. Биосфера.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Экосистемы планеты Земля»
Содержание учебного материала
Предмет изучения социальной экологии. Демография и проблемы экологии.
Лабораторные работы
Практические занятия
Выделить основные черты среды, окружающей человека на примерах: 1.Природные ресурсы,
используемые человеком. 2.Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. 3. Загрязнение
среды.
3
1
1
13/8
1
1
3
1
1
1
4
1
2
3
11 Тема 1.3
Прикладная
экология
Раздел 2.
Тема 2.1
Среда обитания
человека
Тема 2.2
Городская среда
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Экологические проблемы: региональные и глобальные.
Причины возникновения, возможные способы решения глобальных экологических проблем.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
по теме «Экология как научная дисциплина»
Самостоятельная работа обучающихся
Составить схему «Основные источники загрязнения окружающей среды»
СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
4
1
1
1
2
18/12
5
Содержание учебного материала
Окружающая человека среда и ее компоненты.
Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.
Лабораторные работы
Практические занятия
Сформулировать основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.
Определить компоненты контроля за качеством воздуха, воды, продуктов питания.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение «Нормы качества воды в городских квартирах»
Содержание учебного материала
Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских
условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.
Экологические вопросы строительства в городе. Экологическая безопасность строительных материалов.
Контроль за качеством строительства.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в
городе.
1
1
2
3
1
2
1
6
12 Лабораторные работы
Практические занятия
Проанализировать экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Привести
примеры способов утилизации твердых бытовых отходов..
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему «Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов»
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
Практические занятия
Определить особенности среды обитания человека в условиях сельской местности.
Выявить экологические проблемы сельского хозяйства и его, определить пути решения.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Содержание учебного материала
Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».
Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».
Лабораторные работы
Практические занятия
Сформулировать глобальные экологические проблемы и определить способы их решения.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу «Глобальные экологические проблемы человечества»
Содержание учебного материала
Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и
взаимовлияние.
Экологические след и индекс человеческого развития.
2
3
1
1
9/6
1
1
3
1
1
Тема 2.3
Сельская среда
Раздел 3
Тема 3.1
Возникновение
концепции
устойчивого
развития
Тема 3.2
Устойчивость и
развитие
7
8
9
13 Раздел 4
Тема 4.1.
Природоохранная
деятельность
Тема 4.2.
Природные ресурсы
и их охрана
Лабораторные работы
Практические занятия
Проанализировать способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и
развитие».
Контрольные работы
по теме «Концепция устойчивого развития»
Самостоятельная работа обучающихся
ОХРАНА ПРИРОДЫ
Содержание учебного материала
История охраны природы и экологические проблемы в России. Типы организаций, способствующих
охране природы.
Лабораторные работы
Практические занятия
Привести определения и выявить основные признаки заповедника, заказника, национального парка,
памятника природы. Привести примеры особо охраняемых природных территорий.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию «Вымирающие животные и растения России»
Содержание учебного материала
Природнотерриториальные и социальноэкономические аспекты экологических проблем.
Лабораторные работы
Контрольные работы
Практические занятия
Описать природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных
ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России.
Привести примеры управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных
биоценозов).
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему «Мировые запасы пресной воды».
1
1
10/6
10
1
1
2
1
2
1
2
11
14 Дифференцированный зачёт
Всего обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося, ч:
Всего самостоятельная работа обучающегося, ч:
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, ч:
2
36
18
54
15 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
16 №
п/п
1
Содержание
обучения
Введение
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в
формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.
Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего
профессионального образования.
2
3
4
5
6
7
8
9
1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Общая
экология
Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.
Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере
Социальная
экология
Прикладна
я экология
Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные
черты среды, окружающей человека
Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их
возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду
2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Среда
обитания
человека
Городская
среда
Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных
компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям,
касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных
источников, включая рекламу
Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека
среды
Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного экотопа
современного человека. Умение определять экологические параметры современного
человеческого жилища.
Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации
строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города
Сельская
среда
Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях
сельской местности
3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Возникнове
ние концеп
ции
устойчивог
о развития
Устойчивос
ть и
развитие
Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее
возникновения.
Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся
понятия «устойчивое развитие»
Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции
«Устойчивость и развитие». Умение различать экономическую, социальную,
культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого
развития по отношению к окружающей среде
4. ОХРАНА ПРИРОДЫ
10
Природоо
хранная
деятельно
сть
Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций,
способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической
ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения
антропогенного воздействия на природу
11 Природные
ресурсы и
их охрана
Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием,
измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее
потребности в охране
17 3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;
Оборудование учебного кабинета:
1. Столы и стулья для обучающихся
2. Стол и стул для преподавателя
3. Магнитная доска
4. Шкафы для хранения оборудования и литературы
5. Учебное оборудование для проведения занятий:
1. Набор таблиц по экологии.
2. Интерактивная доска
3. Ноутбук
4. Проектор
5. Электронные образовательные ресурсы
Наборы мультимедийных презентаций по темам:
«Адаптации живых организмов к условиям окружающей среды»;
«Животный мир региона»;
«Состояние атмосферы»;
«Природные ресурсы»;
«Урал», «Растения Урала»;
«Вымирающие животные России»;
«Памятники природы Урала»;
«Заповедники, заказники, национальные парки».
6. Учебные фильмы по темам:
«Воздействие шума на организм человека»;
«Строительство дорог»;
«Переработка полезных ископаемых»;
«Утилизация твёрдых бытовых отходов».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Литература, обязательная для студентов
1. Экологический практикум, Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. [Текст]
2012.
2. Основы экологической безопасности производств, Кривошеин Д.А., Дмитренко
В.П., Федотова Н.В. [Текст]: 2015.
18 3. Общая экология, Дроздов В.В. [Текст]: 2011.
4. Экологический маркетинг [Текст]: учебное пособие, Прокопенко О.В., Осик
Ю.И., 2015.
5. Краткий курс общей экологии, Часть 12, Миркин Б.М., Наумова Л.Г. [Текст]:
2011.
6. Основы медикоэкологической безопасности, Викторов А.А., Гладких В.Д.,
Ксенофонтов А.И., Смирнов В.В. [Текст]: 2011.
7. Экология. [Текст]: Учебник для 10 (11) классов. Под ред. Черновой Н.М. (11е
изд., испр. М.: 2007, 304с.)
8. Основы экологии. [Текст]: Учебник для 10 (11) классов. Под ред. Черновой Н.М.
(6е изд., стер. М.: 2002, 304с.)
9. Большаков, В.Н. Региональная экология. Текст]: учеб. для 1011 кл. общеобр.
учр. Екатеринбург: Сократ, 2000.
Дополнительная литература
1. Алексеев, С.В. Экология [Текст]: учебное пособие для учащихся 1011 классов
общеобразовательных учреждений разных видов / С.В. Алексеев. – СПб.: СМИО
Пресс, 1997. – 320 с.: ил.
2. Валова, В.Д. Экология [Текст]: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее
образование (базовый уровень)/В.Д. Валова. – М.: БИНОМ, 2012.
3. Пивоваров, Ю.П. Экология и гигиена человека [Текст]: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.Г.
Подунова — М., 2014.
4. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности [Текст]: учебное пособие для образовательных учреждений
начального профессионального образования / Е. И. Тупикин. 6е изд., стер.
Москва: Академия, 2008. 379 с.
19 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов,
исследований.
Раздел 1.
Экология как
научная
дисциплина
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Л1,Л3,М4.
Освоенные умения:
Умеет:
выявлять общие закономерности действия факторов
среды на организм;
выделять основные черты среды, окружающей
человека;
выявлять региональные экологические проблемы и
указывать причины их возникновения, а также
возможные пути снижения последствий на
окружающую среду.
Усвоенные знания:
знает смысл понятий: популяция, экосистема, биосфера,
экологические проблемы, природные ресурсы, загрязнение
окружающей среды.
Формы и
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
Текущий
контроль в
форме:
опроса;
тестирования;
подготовки
сообщения;
работы с
научно
популярными,
публицистически
ми источниками
информации;
практической
работы.
20 Исследовательск
ий проект
в
Итоговый
контроль
форме
ДИФФЕРЕНЦИ
ПРОВАННОГО
ЗАЧЕТА
Раздел 2.
Среда обитания
человека и
экологическая
безопасность
Раздел 3.
Концепция
устойчивого
развития
Л4, Л7, М2.
Освоенные умения:
Умеет:
формировать собственную позицию по отношению к
сведениям, касающимся понятия «комфорт среды
обитания человека»;
определять экологические параметры современного
человеческого жилища.
осуществлять
естественнонаучной
информации, содержащейся в сообщениях СМИ,
ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях.
поиск
Усвоенные знания:
знает смысл понятий: среда обитания человека,
экологическая безопасность,
Знает знание экологических требований к уровню
шума, вибрации, организации строительства жилых и
нежилых помещений, автомобильных дорог в
условиях города;
Знание основных экологических характеристик
среды обитания человека в условиях сельской
местности.
Л1,Л5, М1.
Освоенные умения:
Умеет:
формировать собственную позицию по отношению к
касающимся понятия «устойчивое
сведениям,
развитие»;
работать с естественнонаучной информацией,
содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах
Интернета, научнопопулярных статьях: владеет
методами поиска, выделяет смысловую основу и
оценивает достоверность информации;
различать экономическую, социальную, культурную и
экологическую устойчивость;
вычислять индекс человеческого развития по
отношению к окружающей среде;
Усвоенные знания:
Знает:
положения
основные
концепции устойчивого
развития и причин ее возникновения.
основные способы решения экологических проблем в
рамках концепции «Устойчивость и развитие».
21 Раздел 4.
Охрана природы
Л2, Л6, М3.
Освоенные умения:
Умеет:
определять состояние экологической ситуации окру
жающей местности и предлагать возможные пути
снижения антропогенного воздействия на природу;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки;
делать выводы на основе экспериментальных данных,
представленных в виде графика, таблицы или
диаграммы;
пользоваться основными методами научного позна
ния: описанием, измерением, наблюдением — для
оценки состояния окружающей среды и ее
потребности в охране природы.
содержащейся в
анализирует информацию,
сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно
популярных статьях: владеет методами поиска,
выделяет смысловую основу и оценивает
достоверность информации;
Усвоенные знания:
Знает:
историю охраны природы в России и основных типов
организаций, способствующих охране природы.
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен уметь:
применять знания по экологии при изучении
профессиональных модулей и в профессиональной
деятельности;
логически мыслить, обосновывать место и роль эколо
гических знаний в практической деятельности людей,
развитии современных технологий; определять состояние
экологических систем в природе и в условиях городских и
сельских поселений; проводить наблюдения за природными и
искусственными экосистемами с целью их описания и
выявления естественных и антропогенных изменений;
использовать приобретенные знания и умения по экологии
в повседневной жизни для оценки последствий своей
деятельности (и деятельности других людей) по отношению
к окружающей среде,
здоровью других людей и
собственному здоровью; соблюдению правил поведения в
природе;
анализировать
развития природоохранной
деятельности; в ходе работы с различными источниками
информации;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения
влияния на функционирование и развитие организма
человека;
пути
22 должен знать:
основные положения и терминологию экологии;
историю возникновения и развития экологии как
естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в
формировании картины мира; о методах научного познания;
об экологических системах и особенностях их
функционирования в условиях нарастающей антропогенной
нагрузки;
о необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей
среде, собственному здоровью.
23 Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
2. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
3. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
4. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы
исчерпаемости.
5. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
6. История и развитие концепции устойчивого развития.
7. Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну
проблему.
8. Основные экологические приоритеты современного мира.
9. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: воз
можные способы решения проблем.
10.Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
11.Популяция как экологическая единица.
12.Причины возникновения экологических проблем в городе.
13.Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
14.Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
15.Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
16.Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
17.Система контроля за экологической безопасностью в России.
18.Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
19.Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
20.Структура экологической системы.
21.Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
22.Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
23.Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.17 «ЭКОЛОГИЯ» для специальности 39.02.01 Социальная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.