Данная рабочая программа учителя-логопеда составлена в свете требований ФГОС НО для обучающихся 1-4-х классов на основе программ А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой. Подробно описана основная нормативная документация, в содержании описаны личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УД, представлено календарно-тематическое планирование логопедических занятий.
Рабочая программа по логопедии 18-19 уч.г..docx
1 СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативная
2. Планируемые
документация………………………………………..3
результаты…………………………………………..4
3. Содержание учебного
предмета…………………………………...5
4. Календарнотематическое
планирование…………………………9
2 1. Нормативная документация
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных
классов с нарушениями
устной речи в освоении ими
общеобразовательных программ по родному русскому языку и
составлена с учётом рекомендаций и методических разработок
логопедовпрактиков
Г.Г. Ефименковой,
Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ
предметной области русский язык в начальной школе (система
учебников «Перспектива»).
А.В. Ястребовой,
организации
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма
пункта
«Об
общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г.
№ 2 и
Инструктивнометодического письма «О работе учителялогопеда при
общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б.
Бессоновой. М.,1996г.
логопедического
работы
Нормативные акты и учебнометодические документы, на основе
которых разработана данная программа:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008
№ АФ150/06 «О создании условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
инвалидами»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования
4. Письмо Министерства
образования и науки Российской
Федерации № ВК452/07 от 11.03.16
5. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599
от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с
ОВЗ
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические
требования
организации обучения в
общеобразовательных учреждениях".
условиям
и
к
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.328615
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
3 обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
8. Устав Башкирского лицея № 136 им. М. Искужина.
2.Планируемые результаты.
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по
звуковому составу;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить
слова на слоги, переносить части слова при письме;
различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные,
свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
различать предложение, словосочетание, слово;
анализировать слова по звуковому составу;
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать
слово по составу (несложные случаи);
писать под диктовку предложения и тексты;
правильно читать вслух целыми словами;
соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение,
необходимую интонацию;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по
содержанию тексты – самостоятельно.
устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
дифференцировать звуки по акустическому сходству;
4 подбирать к слову родственные слова;
владеть навыками словообразования и словоизменения;
подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
дифференцировать предлоги и приставки;
составлять распространенные предложения;
определять тему рассказа,
предложений в тексте;
составлять план связного высказывания.
последовательность и связность
По окончании 4 класса:
должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил
правописания, связанных с полноценными представлениями о
морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные
слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в
зависимости от существительных);
учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного
языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,
парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и
формы слова;
учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку,
суффикс;
учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на
виды) члены предложения;
учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать
на реплики, поддерживать разговор);
учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и
письменно,
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию,
составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в
соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой
системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у
детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их
всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления
коммуникативной функции языка и
в
общеобразовательной школе.
успеваемости
5 3.Содержание учебного курса
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи,
помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению
обучающимся 1 4 классов.
Данный курс способствует формированию у учащихся
предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма,
системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной
деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» –
курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого
общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи,
пониманию информации разной модальности, содержащейся в
предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам
и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция
нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения
общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной
школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного
изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком
и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую
образовательную область, в которой изучение русского языка
сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным
образованием.
Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся
по программе НОО
№
п/п
1.
2.
3.
Разделы
Количество часов
1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4
б
Диагностика учащихся
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Коррекция устной и письменной
речи
51 49 53 49 53 51 52 51 52 51
5
1
ИТОГО:
53 51 55 51 55 53 54 53 54 53 53
С
учащимися, зачисленными на логопедические занятия,
проводятся групповые (не более 35 человек) и индивидуальные
занятия. Периодичность логопедических занятий 23 раза в неделю, в
зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового
занятия 35 40 минут (1 класс первое полугодие и второе полугодие
6 соответственно), 40 минут (2 4й класс), 1520 мин продолжительность
индивидуального занятия. Сроки коррекционной работы определяются
степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп схожестью
нарушений речевого развития, уровня психического развития,
возрастным критерием.
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с
содержанием школьной программы по русскому языку и чтению.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько
этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий
или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это
необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение
обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов
языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры
речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных
сторон речи (получения речевого профиля), построения системы
индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп,
отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением
зрения используется тестовая методика диагностики устной и
письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльноуровневой
системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой
карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая
коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как
можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна
носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные
дефекты характер.
Логопедическая диагностика учащихся.
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи.
Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа.
Подготовительный этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций,
готовности к
психологических предпосылок и коммуникативной
обучению.
Основной этап
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1) На фонетическом уровне;
2) На лексико грамматическом уровне;
3) На синтаксическом уровне.
7 1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений на
базе развития фонематического восприятия, совершенствование
звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и
синтезе.
2. Коррекционная работа на лексикограмматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых
слов, относящихся к различным частям речи, формирования
представлений о морфологических элементах слова, навыков
морфемного анализа и синтеза слов.
3. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение,
развитие,
совершенствование грамматического
оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических
конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем
установления последовательности высказывания, отбора языковых
средств, совершенствования навыка строить и перестраивать
предложения по заданным образцам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: осознание языка как
основного средства человеческого общения; восприятие русского языка
как явления национальной культуры; понимание того, что правильная
устная и письменная речь является показателем индивидуальной
культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические
высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на
позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать
различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в
диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения
и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной
школе являются: овладение начальными представлениями нормах
8 (орфоэпических,
русского литературного языка
лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять
орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить,
сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые
единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение; способность контролировать свои действия,
проверять написанное.
9 4. Календарнотематическое и перспективное планирование логопедических занятий для
учащихся 1 4х классов с ФНР, ФФНР, ОНР
№
п/п Логопедические
занятия
Содержание работы
Личностные
УУД:
(примерные)
Учебно
познавательны
й
интерес к
новому
учебному
материалу;
ориентация на
понимание
причин успеха
в учебной
деятельности
Познавательны
е
УУД:
(примерные)
Уметь находить
заданный звук
в словах и
обозначать его
фишкой,
выбирать букву
правильно,
писать
элементы букв
делать
звуковой
анализ этих
слов, различать
звуки и буквы,
слоги и слова,
слово и
предложение,
выделять части
слова, главные
и
второстепенны
е члены
10
Коммуникативны
е
УУД:
(примерные)
Адекватно
использовать
речевые
средства,
строить
монологическое
высказывание,
использовать
речь для
регуляции
своего действия
Регулятивные
УУД:
(примерные)
Оценивание
правильности
выполнения
действий,
в
сотрудничеств
е с учителем
ставить новые
учебные
задачи;
осуществлять
констатирующи
й
и
прогнозирующи
й
контроль
по результату
и способу
действия;
аргументирова
ть и
координироват предложения
различать
части речи, и
т.д.
ь свою
позицию.
Задачи
Выявление недостатков в
формировании устной и
письменной речи
1. Развитие общих речевых
навыков.
11
Виды работ,
игры и упражнения
Индивидуальная диагностика
1.
«Одуванчик», «Бабочки»,
Игрыподдувалочки:
«Чья
1.
2.
Диагностика устной и
письменной
речи.
Уровень подготовки к
школе
речевых
Уточнение
возможностей детей. Правила речи.
В мире звуков. Звуки
окружающего мира.
общих
для
Комплекс
упражнений
развития
артикуляционных
органов.
Артикуляционная
гимнастика.
3.
4.
5.
Упражнения
дыхания.
для
Развитие
понятием
2. Знакомство с понятиями
физиологическое и речевое
дыхание.
3. Знакомство с понятием темп
речи.
4. Знакомство с
интонационная
выразительность.
5. Знакомство с Правилами
речи.
1.
общего
физического слуха, умения
слушать и слышать.
2. Развитие умения различать
звуки окружающего мира.
Развитие общих речевых
навыков.
2. Знакомство с понятиями
физиологическое и речевое
дыхание.
3. Знакомство с понятием темп
речи.
4. Знакомство с
интонационная
выразительность.
5. Знакомство с Правилами
речи.
1.
общего
физического слуха, умения
понятием
Развитие
12
птичка дальше улетит» и т.п.
2. «В лесу», «Не разбуди Катю».
3. Скороговорки.
4. «Маша и медведь», «Теремок»
(озвучь героев).
5. «Определи с какой интонацией
сказана фраза (. ? !)», «Скажи с
разной интонацией».
«Звуки
«Звуки комнаты»,
1.
улицы», «Звуки кухни» и т.п.
2. «Что звучало?» (предметы), «Кто
как голос подает?» (животные),
«Звуки природы».
1.Упражнение «Сделать трубочку»
2.Упражнение «Открыть широко
рот»
3.Упражнение «Почистить зубы»
(наверху и внизу)
1.«Надуй шарик» Дети надувают
щеки и медленно выдыхают, Артикуляционная
гимнастика.
слушать и слышать.
2. Развитие умения различать
звуки окружающего мира.
(шарик
руками
помогая
надувается).
2.«Задуй свечу» Губы вытянуты
трубочкой,
идет направленная
струя воздуха.
3.«Подуй в окошко (на язычок»)
Язык чуть выдвинут вперед и
широкий лежит на нижней губе.
Посередине образуется желобок.
Воздух идет через желобок,
прикрытый верхней губой.
6.
7.
для
Упражнения
дыхания.
Артикуляционная
гимнастика.
для
Упражнения
дыхания.
Артикуляционная
гимнастика.
Развитие общих речевых
навыков.
2. Знакомство с понятиями
физиологическое и речевое
дыхание.
3. Знакомство с понятием темп
речи.
4. Знакомство с
интонационная
выразительность.
5. Знакомство с Правилами
речи.
общего
1.
физического слуха, умения
слушать и слышать.
2. Развитие умения различать
звуки окружающего мира.
понятием
Развитие
Силовая гимнастика:
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по
возможности удерживая губами
воздух в ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш,
стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоим углам
рта сразу или поочередно.
Силовая гимнастика :
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по
возможности удерживая губами
воздух в ротовой полости;
13 в) удерживать губами карандаш,
стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоим углам
рта сразу или поочередно.
1. Развитие умения различать
звуки окружающего мира и
звуки речи.
1.«Что звучало?»
2. «Кто сказал?», «Узнай по
голосу».
8.
речи.
Звуки
Дифференциация
понятий «речевые» и
звуки.
«неречевые»
Упражнения
для
дыхания.
Артикуляционная
гимнастика.
9.
Артикуляционная
гимнастика.
10. Дыхание. Дыхательная
гимнастика.
Голосообразование.
Голосовая гимнастика.
Отработка упражнений
артикуляционной
1. Знакомство со строением
артикуляционного аппарата.
2.
общей
гимнастики.
1.
Тренировка плавного
выдоха. Развитие силы и
длительности выдоха.
2. Дифференциация ротового
и носового вдоха и выдоха.
3. Знакомство с понятиями
плавность речи и тембр
голоса,
модуляция голоса
(высота).
4. Знакомство с понятием сила
14
Работа с зеркалами и
1.
логопедическими профилями.
2. Артикуляционные упражнения.
«Футбол»,
1. «Задуй свечу»,
«Кораблики», «Кто дальше?».
2. Упражнения: «Нос нос», «Нос
рот», «Рот нос», «Рот рот».
3. Дыхание с задержкой под счет.
4.
Дыхательноголосовые
упражнения с модуляцией голоса:
«Укачиваем Катю», «В лесу!». голоса (тише, громче).
11. Общая моторика. Речь с
движением.
1. Развивать общую моторику,
чувство ритма, координацию
движений.
12. Мелкая
моторика.
Пальчиковая
гимнастика.
1. Развивать общую моторику,
чувство ритма, координацию
движений.
13. Слуховое восприятие и
внимание.
Фонематический слух.
Вербальная память.
Развивать
слуховое
внимание и
1.
восприятие,
память.
2. Развивать фонематический
слух.
3.
память.
Развивать вербальную
15
Ходьба и маршировка в
Пальчиковая гимнастика с
1.
различных направлениях.
Игры с передвижением под музыку.
2. Игры с мячом.
3. Гимнастика мозга: «Кнопки
мозга»,
«Умные движения»,
«Ленивые
восьмерки»,
«Перекрестные движения» и т.д.
4. «Расскажи стихи руками».
1. Пальчиковая гимнастика.
2.
предметами.
3. Игры и задания с различными
предметами (мозаика, шнуровка,
счётные палочки, спички, пуговицы,
верёвочки, пластилин и т.д.)
1.
«Повтори ритм»,
позвонили?».
2. «Доскажи словечко», «Рифмы».
3. «Назови слово» (на заданный
звук), «Отгадай звук», «Найди
место звука в слове».
4. «Запомни и повтори», «Цепочка
слов» (3 слова; 6 слов), «Что
изменилось?», «Повтори и добавь».
кто сказал?»,
«Где
«Отгадай, 14. Зрительное восприятие,
внимание и память.
Логическое мышление.
15. Зрительно
пространственные и
временные
представления.
Зрительномоторная
координация.
Графические
упражнения.
16. Предложение. Слово.
17. Звуки и буквы.
18.
Гласные и согласные.
Развивать логическое
Развивать зрительное
внимание и
Развивать зрительные,
и
1.
восприятие,
память.
2.
мышление.
1.
пространственные
временные
представления детей.
2.
моторную координацию.
3. Развивать графомоторные
навыки детей.
Развивать зрительно
и
предложение.
Речь
Упражнение в составлении
предложений. Предложение и
слово.
Связь слов в
предложении.
Дифференциация понятий
«слово» «предложение».
Грамматическая
основа
предложения.
Развитие
анализа и синтеза
Уточнение
артикуляторных
гласных и согласных звуков
акустико
признаков
звукобуквенного
16
1. «Что изменилось?», «Дорисуй
фигуру», «На что похоже?» и т.п.
2. «Запомни и нарисуй» и т.п.
3. Игры и упражнения с сериями
картинок, лото и т.п.
1. Рисование бордюров, узоров.
2. Графические диктанты.
3. «Повтори движение» (стоя
рядом), «Сделай как я» (стоя
напротив).
4. «Круглый год», «Вчера, сегодня,
завтра», «Утро, день, вечер, ночь»,
«Что сначала, что потом» и т.п.
5. «Четыре точки» и другие игры с
карандашом.
Упражнение в выделении главных
слов в предложении. Упражнение в
выделении предложений из
рассказа.
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы. Согласные
звуки и буквы. 19. Звукобуквенный анализ
Слоговой
и синтез.
анализ и синтез.
Ударение.
20. Согласные.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных
21. Согласные.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных
22. Различение звонких
глухих согласных звуков
23. Различение шипящих –
свистящих звуков.
Развитие
анализа
Слогообразующая
гласных. Понятие «слог».
звукобуквенного
и
синтеза.
роль
звукобуквенного
Развитие
анализа и синтеза.
Гласные I и II ряда Твердые и
мягкие согласные перед
гласными I и II ряда. Первый
способ обозначения мягкости.
Мягкий знак как способ
обозначения
мягкости
согласных (в конце слов).
Второй способ обозначения
мягкости.
Развитие
анализа и синтеза
Уточнение
артикуляторных
согласных звуков.
звукобуквенного
Развитие
анализа и синтеза Уточнение
акустикоартикуляторных
признаков согласных звуков.
акустико
признаков
звукобуквенного
24. Различение аффрикат. Развитие
звукобуквенного
анализа и синтеза
Уточнение
акустико
17
Упражнения:
понятие «слог»;
слогообразующая роль гласного;
звукобуквенный анализ и синтез
односложных
(далее
различной слоговой структуры)
Тренировочные упражнения на
различение твердых и мягких
согласных.
слов
Тренировочные упражнения на
различение твердых и мягких
согласных.
Упражнение в различении звуков в
слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи.
Упражнение в различении звуков в
слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи.
Упражнение в различении звуков в
слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи. 25. Различение соноров.
26. Состав
слова.
Словообразование.
27. Словоизменение.
Согласование слов.
28. Предлоги.
29. Дифференциация
предлогов и приставок.
30. Предложение.
признаков
артикуляторных
согласных звуков.
Развитие
звукобуквенного
анализа и синтеза Уточнение
акустикоартикуляторных
признаков согласных звуков.
Формирование
навыка
словообразования с помощью
приставки и суффикса.
общего
и
о предлогах
Формирование
навыка
словоизменения, согласования
различных частей речи по
числам, родам, падежам
Формирование
понятия
употреблении их в речи.
общего
Формирование
понятие
о предлогах,
приставках и употреблении
их в речи.
Формирование
значения слова
Усвоение предложения как
единицы речи.
смыслового
18
Упражнение в различении звуков в
слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи.
Упражнение
Тренировочные упражнения в
подборе родственных слов и
выделении корня и других частей
слова.
в
формировании навыка подбора
родственных
слов,
словообразовании
Тренировочные упражнения в
словоизменении и согласовании.
Тренировочные упражнения в
выделении и написании е
предлогов.
Тренировочные упражнения в
выделении предлогов и приставок
их применение на письме.
Упражнение в употреблении
образных слов при описании
предмета, синонимов, антонимов.
Упражнения в выделении главных 31.
Текст.
Обучение письменному ответу
на вопросы
32. Итоговая проверочная
работа.
33. Диагностика
уровня
устной и письменной
речи.
Оценить усвоение пройденных
тем
Выявление недостатков в
формировании устной и
письменной речи
слов в предложении и постановке
вопросов к ним.
Упражнение в составлении плана
изложения.
в
составлении
самостоятельном
плана изложения.
Проверочный диктант
Упражнение
Индивидуальная диагностика
Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 14х классов по коррекции
звукопроизношения
Постановка
Введение поставленных звуков в речь
Речевой материал
№
п\п
произношения
звуков
1. Формирование
артикуляторной
базы.
2.
Постановка звуков.
развитие
Формирование
и
развитие и
артикуляторной базы,
совершенствование
сенсомоторных
функций, психологических предпосылок
и коммуникабельности, готовности к
обучению.
Закрепление имеющегося уровня
звукового анализа и синтеза.
Артикуляционные
упражнения.
Упражнения и задания для
развития психических процессов.
Составляется из
произносимых звуков
правильно
Насыщается вновь поставленным
упражнений
звуком.
Из
3.
Продолжение
постановки звука,
Введение в речь первого поставленного
звука;
19 отработка
(автоматизация) .
звука
4.
Дифференциация
звуков сходных по
звучанию.
а) закрепление звука в устной речи: в
слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и письменный анализ и синтез
слов.
Дифференциация изученного и
поставленных раннее звуков.
исключаются звуки близкие к
поставленному
(например
закрепляется л исключаются л',
если ребенок не произносит р, р'
также)
Насыщается дифференцируемыми
звуками и закрепляемым звуком. Из
упражнений исключаются близкие,
еще не отработанные звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в
зависимости от временного периода их постановки. При этом предусматривается постепенное
усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление
поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и
больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития
произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в
письме,
речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу
звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических
групп.
фонетической
недостатками
связанные
с
стороны
Календарнотематическое планирование логопедических занятий для учащихся 12х классов
с ОНР, ФНР, ФФНР
Дата
№
п/п
Предложение
1.
Тема занятия
Примечания
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
20 2.
Предложение и слово.
Дифференциация понятий «слово» «предложение».
Связь слов в предложении.
Звуки и буквы. Гласные и согласные
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Звукобуквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.
10.
11.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Уточнение гласного а.
Уточнение гласного о.
Уточнение гласного у.
Уточнение гласного ы.
Уточнение гласного и.
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.
Звукобуквенный анализ и синтез односложных слов.
12.
13.
14.
15.
Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез двухсложных слов со
слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез трехсложных слов со
слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез четырехсложных слов.
Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов различной
слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.
Согласные
Дифференциация твердых и мягких согласных
16.
17.
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и
II ряда. Первый способ обозначения мягкости.
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.
Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких
21 18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
согласных.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «а я».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «о ё».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».
Дифференциация гласных «о у».
Дифференциация гласных «ёю».
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце
слов). Второй способ обозначения мягкости.
Разделительный мягкий знак.
25.
Различение звонких глухих согласных звуков
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Звуки [б], [б׳], буква «Б».
Упражнение в различении [Б] [П] в слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи.
Звуки [в], [в׳], буква «В».
Упражнение в различении [В] [Ф] в слогах, словах, предложениях
в устной и письменной речи.
Звуки [г], [г׳], буква «Г».
Звуки [к], [к׳], буква «К».
Различение звонких и глухих [Г] [К] в устной и письменной речи.
Звуки [х], [х׳], буква «Х».
Различение [Г][К][Х] в устной и письменной речи.
Звуки [д], [д׳], буква «Д».
Звуки [т], [т׳], буква «Т».
Звук [ж], буква «Ж».
Звук [ш], буква «Ш».
Различение звонких и глухих [Ж] [Ш] в устной и письменной речи.
Звуки [з], [з׳], буква «З».
22 Звуки [с], [с׳], буква «С».
Различение звонких и глухих [З] [С] в устной и письменной речи.
41.
42.
Различение шипящих – свистящих звуков
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Различение аффрикат
50.
Различение [Ж] [З] в устной и письменной речи.
Различение [Ш] [С] в устной и письменной речи.
Звук [щ], буква «Щ».
Различение [Щ] [С’] в устной и письменной речи.
Звук [ч], буква Ч.
Звук [ц], буква Ц.
Различение [Ч] [Ц] [С] в устной и письменной речи.
51.
Различение согласных [Ч] [Т’] в слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи.
Различение согласных [Ч] [Щ] в слогах, словах, предложениях в
устной и письменной речи.
Различение соноров
52.
53.
54.
Итоговая проверочная работа
55.
Итоговый диктант.
Звуки [р], [р׳], буква «Р».
Звуки [л], [л׳], буква «Л».
Различение [Р] [Л] в устной и письменной речи.
56.
Диагностика устной и письменной речи.
23
Количество часов на
каждом этапе работы
зависит от уровня
подготовки детей и их
речевых
возможностей
потребностей.
и Календарнотематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3х классов с ОНР
Дата
Примечания
Тема занятия
№
п/п
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов
1.
2.
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация
понятий «слово» «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении
главных слов в предложении.
Слово. Смысловое значение слова.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Синонимы.
Словаприятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).
Антонимы.
Слованеприятели, которые имеют противоположное значение.
Омонимы.
Словаблизнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
Многозначные слова.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении
второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями.
Составление предложений по опорным словам.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Состав слова
24 Словообразование
Родственные слова. Корень
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Приставка
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Родственные слова. Корень слова.
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и
выделении корня.
Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе
однокоренных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.
Родственные слова и слова с омонимичными корнями.
Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с
омонимичными корнями.
Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы
«Безударные гласные».
Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и
соединительную гласную "о" или "е" между ними.
Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной
гласной в сложных словах.
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении приставок.
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в
речи.
Приставки пространственного значения.
Приставки временного значения.
Многозначные приставки.
Приставки, сходные по буквенному составу.
25 36.
37.
38.
Словоизменение. Согласование слов
39.
30.
31.
32.
33.
Суффикс
34.
35.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Предлоги
49.
50.
51.
Разделительный твердый знак.
Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.
Разделительный мягкий знак.
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно
ласкательные суффиксы.
Суффиксы профессий.
Суффикс прилагательных.
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в
речи.
Морфологический состав слова. Закрепление материала.
Употребление имен существительных в форме единственного и
множественного числа.
Употребление имен существительных разного рода.
Употребление имен существительных в косвенных падежах.
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
Согласование прилагательных и существительных в падеже.
Согласование глагола и существительного в числе.
Согласование глагола и существительного в роде.
Согласование глагола и существительного во времени.
Тренировочные упражнения в выделении предлогов.
Предлоги у, около, к, от, по.
Предлоги на, над, под, с (со), изпод.
26
Количество часов 52.
53.
Предлогив (во), из, за, изза.
Предлоги между, возле, перед.
Итоговая проверочная работа
54.
55.
Итоговый диктант.
Диагностика устной и письменно речи
на каждом этапе
работы зависит от
уровня подготовки
детей и их речевых
возможностей и
потребностей.
Календарнотематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4х классов с ОНР
Тема занятия
Примечания
Дата
№
п/п
Повторение
1.
2.
3.
Повторение «Состав слова»
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение. Ударный и безударный слог.
Корень. Родственные слова.
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов
Приставка. Образование новых слов.
Окончание.
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.
Правописание безударных гласных в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов
27 12.
13.
14.
Части речи
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
Дифференциация предлогов и приставок.
Разделительный Ъ и Ь.
Имя существительное. Изменение существительных по числам.
Род имени существительного. Изменение существительных по родам.
Дифференциация существительных разного рода.
Практическое употребление существительных в форме
единственного и множественного числа именительного падежа.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн.
числа именительного и винительного падежей.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн.
числа винительного и родительного падежей.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн.
числа дательного падежа.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн.
числа творительного падежа без предлога.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн.
числа предложного падежа.
Имя прилагательное.
Согласование существительных и прилагательных в числе.
Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с
существительными в роде и числе.
Глагол.
Согласование существительных и глаголов в числе и роде.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени.
28 27.
28.
29.
30.
Предложение
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Текст
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени.
Понятие о неопределенной форме глагола.
Согласование глагола и существительного в роде, числе
Согласование глагола и существительного во времени.
Речь. Предложение как единица речи.
Слово. Смысловое значение слова.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.
Связь слов в предложении.
Упражнение в установлении связей слов в предложении.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении
главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении
второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями.
Составление предложений по опорным словам.
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной
смысловой последовательности.
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные
предложения.
Упражнение в делении текста на отдельные предложения.
Составление связного текста из деформинованных предложений.
Деление текста на части и озаглавливании их.
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на
вопросы.
Работа над изложением. Составление плана изложения.
29 48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
Написание изложения по самостоятельно составленному плану.
Работа над сочинением. Составление плана рассказа.
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.
Сочинение по данному началу и концу.
Сочинениеповествование.
Сочинениеописание.
Сочинениерассуждение.
Итоговая проверочная работа.
56. Диагностика устной и письменной речи
Сочинение
изложение
или
30 31
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.