В данной программе предоставлен материал, основанный на Адаптированной примерной основной образовательной программе под редакцией Л.Б. Баряевой и Л.В. Лопатиной. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА « Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях логопедического пункта». Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопункте для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для дошкольников с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени. Срок реализации данной программы рассчитан на 4 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в условиях
логопедического пункта»
Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития
от 5 до 7 лет в логопункте для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для дошкольников с
недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени. Для детей с
недоразвитием речи системного характера тяжелой степени составляются
индивидуальные коррекционноразвивающие маршруты.
Срок реализации данной программы рассчитан на 4 года.Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………..........3
ГЛАВА I. Содержание коррекционноразвивающей программы……………………….....23
ГЛАВА II. Работа учителя логопеда с родителями ………………………………….......24
ГЛАВА III. Взаимодействие учителялогопеда с участниками коррекционно
педагогического процесса …………………………………………………………................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………......30
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………….........32
2ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные
речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т.
Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у
дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от
полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико
грамматического и фонетикофонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б.,
Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся
неуспевающими учениками только изза своего аномального речевого развития, что
препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой программы являются положения,
разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.Е.Левиной, В.И.Лубовским,
Л.Е.Журовой, Т.Б.Филичивой, Г.В.Чиркиной и другими.
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы логопедической
работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также
учитываются теоретические положения "Программы воспитания в детском саду" под
редакцией М.А.Васильевой и опыт работы, представленный в современных коррекционно
развивающих программах Министерства Образования РФ, научнометодических
рекомендациях: Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Курдвановской Н.В., Кисловой Т.Р. и др.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативноправовыми
документами:
1. «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник
действующих нормативноправовых документов и программнометодических материалов.
Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
2. Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 205807 ин/204 «Об
учителяхлогопедах и педагогахпсихологах» (о продолжительности рабочего дня
учителялогопеда) с. 137 – 140.
3. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и
дополнениями, внесенными федеральными законами.
4. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124ФЗ от
24.07.1998.
6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление
правительства РФ №666 от 12.09.2008г.
7. Нормативные документы детского сада.
8. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/9016 «О психолого
медикопедагогическом консилиуме».
Коррекционнопедагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи
организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально
типологическими особенностями развития воспитанников,
объединяющей
характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи,
3обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или
физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального
слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени
позволяют определить цель, задачи,
выраженности, структуры речевого дефекта
содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программы является построение системы коррекционноразвивающей
работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5
до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех
специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший
дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в
профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
Изучение уровня речевого, познавательного, социальноличностного,
физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в
логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с
каждым ребёнком.
Систематическое проведение необходимой профилактической и
коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и
подгрупповых занятий.
Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной
работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей
информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации
полноценной речевой среды.
Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого
развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому
развитию дошкольников в семье).
Коррекционноразвивающая работа строится на общедидактических и
специфических принципах.
Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности,
который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим
недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая
закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и
взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности,
концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп
по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него
знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач
обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы
4специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе
психиатра и учителялогопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя логопеда,
педагога психолога, музыкального руководителя, руководителя физического
воспитания, медицинского работника МБДОУ, воспитателей.
В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а
общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют
речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под
руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении
речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи
тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы,
характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного
гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания
осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массо
вого детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим,
патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее
развитие детей.
Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития
от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для
дошкольников с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени. Для
детей с недоразвитием речи системного характера тяжелой степени составляются
индивидуальные коррекционноразвивающие маршруты.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
5ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию
образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей
детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарнотематическом
планировании.
Реализация содержания образовательной области осуществляется через
регламентируемые (занятия) и нерегламентируемые виды деятельности (режимные
моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования,
экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).
При планировании занятий учительлогопед и воспитатель учитывают тематический
принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой
темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых
возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками,
яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учительлогопед и
воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря,
формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного
высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание
условий для практического применения формируемых знаний.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые
(диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в
содержание всего коррекционнообразовательного процесса и в индивидуальные
маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле",
где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом
обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах
детей. Для диагностики используют методики логопедического обследования
Н.В.Нищевой.
Сроки проведения
мониторинговых исследований: 1я половина сентября,2я
половина мая.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития,
соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в
усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим
его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
6ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Характеристика речи детей 47 лет с нарушенным звукопроизношением. Состояние
звукопроизношения характеризуется следующими особенностями:
искаженное
произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с
нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина –
несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические
нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному
аппарату, мелкой и общей моторики. Такая форма нарушения, как отсутствие звука или
замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих
фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка
формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. Характерно
неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у
нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с
ошибками. Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями
речи являются необходимым условием для успешной коррекции.
Отражая специфику работы в логопункте и учитывая основную его направленность,
задачи речевого развития включены во все разделы.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:
I. Смысловая сторона речи
1. Развитие словаря
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
3. Развитие связной речи и речевого общения
II. Звуковая сторона речи:
1. Развитие просодической стороны речи
2. Коррекция произносительной стороны речи
3. Работа над слоговой структурой слова
4. Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового
анализа и синтеза.
III . Обучение элементам грамоты.
IV. Развитие высших психических функций.
V. Развитие общей и мелкой моторики.
Длительность коррекционного периода составляет:
Для детей третьего уровня ОНР – 2 года,
Для детей с НРСХ – 3 года
Учебный год в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
начинается первого сентября и условно делится на три периода:
период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
I
II период — декабрь, январь, февраль, март;
III период — апрель, май.
71я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление
документации.
2я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.
Форма организации непосредственно образовательной деятельности – подгрупповая
(по 56 детей) и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст
детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по
характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться
в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное
время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.
Количество занятий, реализующих коррекционноразвивающие задачи, меняется в
зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов
подгрупповых занятий.
В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:
Для старшей группы:
- формирование лексикограмматических представлений (1 занятие в неделю, всего
10 занятий);
- формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте
(1 занятие в неделю, всего 10 занятий);
- развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий).
Для подготовительной группы:
- формирование лексикограмматических представлений (2 занятия в неделю,
всего 20 занятий);
- формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте
(2 занятия в неделю, всего 20 занятий);
- развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий).
ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ:
Для детей старшей группы:
- формирование лексикограмматических представлений (2 занятия в неделю, всего
28 занятий);
- формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте
(2 занятия в неделю, всего 28 занятий);
- развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 14 занятий)
Для детей подготовительной группы:
-
формирование лексикограмматических представлений (1 занятия в неделю,
всего 14 занятий);
-
формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению
грамоте (3 занятия в неделю, всего 42 занятия);
-
Продолжительность подгрупповых занятий:
развитие связной речи (1 занятие в неделю, всего 14 занятий)
в старшей группе составляет не более 25 минут,
в подготовительной группе — не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.
8Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время
дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие (10
15 минут), восполняется более ранним выходом детей (на 1015 минут) на вечернюю
прогулку по сравнению с массовыми группами. Во время физкультурных и музыкальных
занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится.
Занятия с детьми проводятся в дневное время и один раз в неделю во вторую
половину дня.
Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.
Режим дня и сетка занятий учителялогопеда и воспитателя строятся с учетом
возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также
решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционноразвивающих задач и
регламентируются согласно нормативам «Санитарно эпидемиологических требований к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений. СанПин 2.4.1.304913», утверждённым Главным государственным врачом
Российской Федерации. (Максимально допустимый объем недельной образовательной
нагрузки для детей в старшей группе – 15, в подготовительной группе – 17 занятий.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и
подготовительной группах не превышает трех. Перерывы между занятиями не менее 10
минут).
Исключение фронтальных занятий из коррекционного процесса обусловлено
результативностью дифференцированного подхода к детям с НР через подгрупповую и
индивидуальную форму работу.
Данная рабочая программа предусматривает каникулы 2 раза в год (первые две
недели января и последняя неделя марта). В эти дни с детьми проводятся только
индивидуальные занятия.
910ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 ГО
ГОДА ЖИЗНИ
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей (первая половина сентября).
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Сбор анамнестических данных.
3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется
во всех видах деятельности с детьми.
Развитие словаря.
1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от
накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию
речевых средств.
2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
3. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой
основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и
видовых обобщающих понятий.
4. Расширение глагольного словаря на основе работы по освоению понимания
действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов.
5. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением
соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами.
6. Обеспечение понимания и использования в речи словантонимов.
7. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за) и
активизация их в речи.
8. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой,
наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и
порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь,
девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой,
восьмой, девятый, десятый).
9. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование грамматического строя речи.
1. Развитие навыков образования и практического использования в активной речи
глаголов
форм единственного и множественного числа имен существительных,
настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
2. Формирование навыка образования и употребления существительных в косвенных
падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.
3. Формирование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи
11существительные с уменьшительноласкательными суффиксами.
4. Формирование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов
с различными приставками.
5. Формирование навыка образования и использования в речи относительных
прилагательных.
6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
7. Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и
числительных с существительными в роде, числе, падеже.
8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации
действий, по картине и согласованию слов в предложении. Формирование навыка рас
пространения простого нераспространенного предложения однородными членами.
Развитие фонетикофонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2.Формирование навыка мягкого голосоведения.
3.Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на
координацию речи с движением.
4.Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в
специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию
свистящих и/или шипящих звуков.
2. Формирование правильного произношения свистящих и/или шипящих звуков и их
автоматизация в речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Формирование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и
воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонаций, цепочек слогов с
разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
2. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры односложных; двусложных и
трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных со стечением согласных
и двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами
(кафтан, кувшин), трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (рябина, желуди) и
использования их в речи.
3. Формирование понятия слог, умения оперировать им.
Формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового
анализа и синтеза.
1. Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия
звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый
согласный звук.
2. Формирование умения различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда звуков,
из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук;
различать гласные и согласные звуки.
3. Формирование умения различать на слух изучаемые согласные звуки по признакам:
12глухостьзвонкость, твердостьмягкость в ряду звуков, слогов, слов.
4. Формирование навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова.
Формирование умения определять место звука в слове.
5. Формирование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех
звуков (ам, бу, ни, мак, кит).
Обучение элементам грамоты.
1. Формирование представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Формирование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и
мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с
недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально
изображенных букв.
5. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых
слогов, слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Воспитание активного произвольного внимания к речи, развивать умения
вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и
своей речи.
2. Формирование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести
диалог, выслушивать друг друга до конца.
3. Обучение составлению рассказовописаний о предметах и объектах по образцу,
алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.
4. Формирование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью
педагога.
II ПЕРИОД
(декабрь, январь, февраль, март)
Развитие словаря.
1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения; умения
выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
2. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного
речевого запаса к активному использованию речевых средств.
3. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
4. Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой
основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родо
вых и видовых обобщающих понятий.
5. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению
понимания приставочных глаголов, возвратных и невозвратных глаголов.
6. Обогащение активного словаря относительными и притяжательными при
лагательными и прилагательными с ласкательными суффиксами.
7. Обеспечение понимания и свободного использования в речи словантонимов.
138. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и
активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в
речи.
9. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее притяжательных
местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
10.
Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной
речи форм единственного и множественного числа имен существительных, глаголов
настоящего времени, глаголов прошедшего времени.
2. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в
косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами.
3. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в
экспрессивной речи существительные с уменьшительноласкательными суффиксами,
суффиксами онок, енок, am, ят, прилагательных с уменьшительноласкательными
суффиксами , глаголов с различными приставками.
4. Формирование навыка образования и использования в речи относительных и притя
жательных прилагательных.
5. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
6. Формирование навыка согласования и использования в речи прилагательных и
числительных с существительными в роде, числе, падеже.
7. Формирование навыка составления и распространения простых предложений с
помощью определений.
Развитие фонетикофонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1.Дальнейшее формирование речевого дыхания и развитие длительного речевого
выдоха.
2.Формирование навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
3.Воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.
4. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное,
совершенствование интонационной выразительности речи.
5. Формирование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и
ослаблению).
6. Формирование четкости дикции.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Закрепление правильного произношения свистящих, шипящих в речевой
деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию
правильной артикуляции сонорных звуков.
3. Формирование правильных укладов аффрикат и сонорных звуков, автоматизация
поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой
и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
141. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним
закрытым слогом (котенок, снегопад).
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и
синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков
звукового анализа и синтеза.
1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий
согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
2. Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки.
3. Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость
звонкость, твердостьмягкость в ряду звуков, слогов, слов.
5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из
трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом):
Обучение элементам грамоты.
1. Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
2. Ознакомление с буквами.
3. Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка
и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
4. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с
недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально
изображенных букв.
5. Формирование навыка осознанного чтения слов с пройденными буквами.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание, слышать ошибки в чужой и в своей речи.
2. Совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог,
занимать активную позицию в диалоге.
3. Совершенствование умения составлять рассказыописания о предметах и объектах
по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и
по сюжетной картине.
4. Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и с
небольшой помощью педагога.
III ПЕРИОД
(апрель, май)
Развитие словаря.
1. Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определенной
ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.
2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
3. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы
по формированию родовых и видовых обобщающих понятий.
154. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых
лексических тем, приставочных глаголов.
5. Закрепление навыка употребления относительных прилагательных, притяжательных
прилагательных и прилагательными с ласкательными суффиксами.
6. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами
антонимами и словамисинонимами.
7. Формирование представления о многозначности слов на основе усвоения устойчивых
словосочетаний и речевых конструкций.
8. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значений простых
предлогов.
9. Активизация освоенных ранее других частей речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложнопадежные
формы с существительными единственного и множественного числа.
2. Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена
прилагательные.
3. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм.
4. Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с
притяжательных прилагательных,
продуктивными суффиксами ов, ев, ан, ян,
прилагательных с ласкательными суффиксами.
5. Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с
существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и
числе в именительном падеже.
6. Совершенствования навыка употребления простых предлогов и отработка
словосочетаний с ними.
7. Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений.
8. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной
опорой.
9. Обучение составлению сложносочиненных предложений.
10.
11.
Развитие фонетикофонематической системы языка и навыков языкового
Обучение составлению предложений с противительным союзом а.
Обучение составлению сложноподчиненных предложений.
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1.Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого
выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.
2. Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
3. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой
деятельности.
4. Совершенствование интонационной выразительности речи и качеств голоса (силы,
тембра, способности к усилению и ослаблению) в инсценировках, играхдраматизациях,
театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности.
5. Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных
текстов с отработанными звуками.
16Коррекция произносительной стороны речи.
1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих,
йотированных звуков, аффрикат, звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата.
3. Формирование правильных укладов звуков, автоматизация поставленных звуков в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в игровой и свободной
речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением
согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического
использования их в предложениях и коротких рассказах.
2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и
синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков
звукового анализа и синтеза.
1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, звонкий
согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
2.Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков.
3.Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту
образования, по глухостизвонкости, твердостимягкости в ряду звуков, слогов, слов.
4. Совершенствование умения определять место звука в слове.
5. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в
определенной позиции (начало, середина, конец слова).
6. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из
трех звуков (ах, хо, фи, уха, мак, кит, лось).
Обучение грамоте.
1.Ознакомление с буквами.
2.Совершенствование навыка составления этих букв из палочек, выкладывания из
шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и
в воздухе.
3.Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с
недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально
изображенных букв.
4.Совершенствование навыка осознанного чтения слов.
Развитие связной речи и речевого общения.
1.
Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи.
Стимуляция собственных высказываний детей — вопросов, ответов, реплик, являющихся
основой познавательного общения.
2.
Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказыописания,
загадкиописания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного
рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование
умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе,
взаимосвязь его отдельных частей.
3.
Совершенствование навыка пересказа.
174.
Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и
рассказывать об этом.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ГО
ГОДА ЖИЗНИ
I ПЕРИОД
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Обследование детей (первая половина сентября).
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Сбор анамнестических данных.
3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций осуществляется
во всех видах деятельности с детьми.
Развитие словаря.
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и
обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2.
увеличительными суффиксами.
Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и
3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами,
словамиантонимами и словамисинонимами.
4. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с
переносным значением.
5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными
суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.
186. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.
7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из
за, изпод.
8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм,
наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные
единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым
лексическим темам.
2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные
единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных
конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим
темам.
3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и
имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим
темам.
4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с
увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к
существительным.
6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в
разных временных формах.
7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по
демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений
однородными членами.
8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных
предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.
9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без
предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).
Развитие фонетикофонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной
голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой
деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать
форсирования голоса.
2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче,
умеренно громко, тихо, шепотом.
3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту
тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.
4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.
5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи.
191. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого
аппарата.
2. Формирование правильных укладов звуков,
дальнейшая автоматизация
поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах — в
игровой и свободной речевой деятельности.
3. Уточнение произношения звука в слогах, словах, предложениях, небольших
текстах, свободной игровой и речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных
слов со стечением согласных и однимдвумя закрытым слогами (листопад, апельсин).
2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи
односложные слова со стечением согласных (сноп, лист).
3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи
двусложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко).
4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного,
двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и
синтеза.
1.Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать
гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
2.Закрепление представлений о твердостимягкости, глухостизвонкости согласных и
умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим
признакам и месту образования.
3.Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ
и синтез слов типа мак, осы, лис.
4.Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык,
бобр, липа, лист, клин.
Обучение грамоте.
1.
Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова с пройденными
буквами.
2. Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слоги, слова с
этими буквами.
3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка;
лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные»
буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
4. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях.
Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на
них полно и кратко.
3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадкиописания о
деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и
домашних животных по заданному плану.
204. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному
или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени
действия и лица рассказчика.
5. Совершенствование
навыка
серии картин и по картине по
составленному плану.
II ПЕРИОД
(декабрь, январь, февраль, март)
составления
по
заданному или коллективно
рассказов
Развитие словаря.
1.Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и
обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2.Обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами,
словами в переносном значении, однокоренными словами.
3.Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами,
относительными и притяжательными прилагательными;
прилагательными,
обозначающими моральные качества людей; прилагательными с противоположным
значением.
4.Пополнение словаря однородными определениями.
5.Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.
6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми
сложными предлогами (изза, изпод, между, через, около, возле).
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена
существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
2. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с
увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
3. Формирование умения образовывать и использовать имена прилагательные в
сравнительной степени.
4.Закрепление
и
числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные
определения к существительным.
прилагательные
согласовывать
умения
5.Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего
простого и будущего сложного времени.
6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по
вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений
однородными членами.
7.
Совершенствование навыков составления сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.
8.
Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без
предлогов и с простыми предлогами.
Развитие фонетикофонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
21Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.
2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи
в игровой и свободной речевой деятельности.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.
2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех
поставленных ранее звуков.
3. Уточнение произношения звуков в слогах, словах, предложениях, небольших
текстах, свободной игровой и речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых
слогов и использовать их в активной речи.
2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного,
двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков
звукового анализа и синтеза.
1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости —
мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой
анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не
расходится с произношением): лужа, кран, болт, лиса, винт, крик.
4. Ознакомление с новыми звуками. Формирование умения выделять эти звуки на
фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Обучение грамоте.
1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова,
предложения с пройденными буквами.
2. Ознакомление с буквами. Формирование умения осознанно читать слова,
предложения с этими буквами.
3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка;
лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные»
буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.
4. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
Развитие связной речи и речевого общения.
1.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию
принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать
вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и
объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно
составленному плану.
3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о
22переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.
4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по
коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением
времени действия и лица рассказчика.
III ПЕРИОД
(апрель, май)
Развитие словаря.
1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и
обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными
словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.
3. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словамисинонимами и словами
антонимами.
4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными
суффиксами, относительными; прилагательными с противоположным значением.
5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.
6. Пополнение словаря отглагольными существительными.
7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из
за, изпод, между, через, около, возле).
8.Закрепление понятия слово и умения оперировать им.
Совершенствование грамматического строя речи.
1.
Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее
грамматических категорий.
2.
Совершенствование умения образовывать и использовать имена
существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
3.
Совершенствование умения образовывать и использовать имена
прилагательные в сравнительной степени.
4.
5.
Закрепление умения подбирать определения к существительным.
Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме
будущего простого и будущего сложного времени.
6.
Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с
существительными и числительных с существительными.
совершенствование
Дальнейшее
7.
распространения
навыков
их
составления
однородными
простых
членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
предложений
и
8. Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без
предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем
предложений.
Развитие фонетикофонематической системы языка и навыков языкового
анализа и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
1. Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.
232. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение
по силе, высоте, тембру).
3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи
в свободной речевой деятельности.
Коррекция произносительной стороны речи.
1. Продолжение работы по совершенствованию и активизации движений речевого
аппарата.
2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные
слова сложной звукослоговой структуры (погремушка, колокольчик, велосипедист,
регулировщик).
2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов,
состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Совершенствование фонематических представлений,
навыков звукового анализа и синтеза.
1.Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
2.Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости — мягкости,
звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования.
3. Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять
звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание
слов не расходится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина.
4. Ознакомление со звуками. Формирование умения выделять эти звуки из слов,
подбирать слова с этими звуками.
Обучение грамоте.
1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений.
2. Ознакомление с новыми буквами.
3. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать
изографы.
4. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами,
различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг
на друга.
5. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
Развитие связной речи и речевого общения.
1. Повышение речевой коммуникативной культуры и развитие речевых
коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого
общения.
2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о
предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно
составленному плану.
3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о
переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.
244. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности.
Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и
последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые инте
ресные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы,
окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
5.
Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту
литературного произведения и задавать их.
6.
Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов по коллективно
составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и
времени действия.
Лексико
строй речи
Связная речь
Месяц
Лексическая
тема
Сентябр
ь
Овощи
Фрукты
Календарно – тематическое планирование
коррекционно – развивающей работы
Формирование
фонетической
стороны речи
грамматический
Развитие
слухового
восприятия на
неречевых
звуках
Количественные
числительные один,
одна
Рассказописание об
овощах
Развитие
слухового
восприятия на
речевых звуках
Существительные
единственного и
множественного
числа в
именительном
падеже
Описательные
рассказы
о фруктах
Октябрь
Садогород
Звук У
Дифференциация
предлогов на, в
Составление рассказа
по картине «На
огороде».
Осень
Звук А
Глаголы 3го лица
единственного и
множественного
числа настоящего
времени
Пересказ рассказа
«Осень» по картинно
графическому плану
25Деревья
Звуки А, У
Родительный падеж
единственного числа
существительных без
предлога и с
предлогом У
Пересказ сказки
Орлова «Каштанчик»
Грибы
Звук И
Дифференциация
предлогов на, под
Составление
описательных
рассказов
Ноябрь
Домашние
птицы
Звук Н
Перелетные
птицы
Звук М
Игрушки
Звук П
Поздняя
осень
Звук Т
Декабрь Домашние
животные
Звук К
Образование
существительных ед.
и мн. числа с
помощью суффиксов
– онок, ёнок
Пересказ рассказа по
серии сюжетных
картинок «Как утки
курам помогли»
Существительные с
уменьшительно
ласкательным
значением
Описательный
рассказ по картинно
графическому плану
Именительный
падеж
множественного
числа
существительных
Составление
описательного
рассказа об
игрушках по карт.
графическому плану
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде, числе¸ падеже
Составление
рассказов об осени по
предложенному
плану.
Родительный падеж
множественного
числа
существительных
Рассказ о домашних
животных и их
детенышах
26Зима
Звуки КТ
Согласование
существительных с
глаголами ед. и мн.
числа настоящего
времени
Составление рассказа
«Зима» по опорным
словам и картинкам
Зимующие
птицы
Звуки ПТ
Предлоги на, с
Новый год
Звуки ПТК
Предлоги в – из
Рассказ по серии
картинок «Как дети
помогали птицам»
Пересказ рассказа
«Новогодний
праздник»
Зимние
забавы
Звук Х
Количественные
числительные два,
две
Составление
предложений по
картинно
графическим схемам.
Январь
Дикие
животные
Звуки КХ
Образование
сложных
прилагательных,
притяжательных
прилагательных,
существительных с
помощью суффикса
–ищ
Пересказ «Заяц и
белка зимой»
Одежда
Звук О
Притяжательные
местоимения мой,
моя
Пересказ рассказа «
Про мальчика
Сережу»
Февраль Посуда
Звук Х’
Существительные
множественного
числа в родительном
падеже
Чтение сказки
«Федорино горе»
27Мебель
Звук П’
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде и числе
Пересказ сказки «Три
медведя»
Транспорт
Звук Т’
Приставочные
глаголы
Беседа по картинкам
«Ехали мы ехали»
День
защитника
отечества
Звук К’
Использование
существительных в
им. падеже ед. и мн.
числа, в
творительном
падеже ед. числа, в
родит. падеже мн.
числа
Чтение рассказа
«Собакасанитар»
Ранняя весна Звук Ы
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде и числе
Пересказ русской
народной сказки
«Заюшкина избушка»
Профессии Звуки ЫИ
Март
Использование
существительных в
им. падеже ед. и мн.
числа, в
творительном
падеже ед. числа, в
родит. падеже мн.
числа
Составление рассказа
«Профессия» по
плану
Семья
Звук Л’
Сравнительная
степень
прилагательных
Составление расказа
по картине «Семья на
прогулке»
Птицы
Звуки Л’Й
Образование
существительных в
родительном падеже.
Составление
повествовательного
рассказа
«Скворечник»
28Весна
Звук В
Космос
Звук Ф
Апрель
Хлеб
Звук Ф’
Насекомые Звуки ФВ
Май
День победы Звук С
Образование
сравнительной
степени
прилагательных
Составление
описательного
рассказа «Весна
идет»
Согласование
числительных с
существительными
Заучивание
стихотворения
«Космонавт»
Образование сущ. с
уменьшительно
ласкательными
суффиксами,
прилагательных от
существительных
Драматизация сказки
«Колобок»
Винительный падеж
сущ. в единственном
числе
Составление
рассказа по
картинкам. Рассказ
«Сороконожка»
Притяжательные
прилагательные с
суффиксом –й (на –
ий, ья)
Чтение рассказа
«Этот День Победы»,
беседа по его
содержанию
Цветы
Звуки СС`
Предлог в
Заучивание
стихотворения
«Колокольчики»
Лето
Звук З
Согласование
прилагательных с
существительными в
роде и числе
Пересказ отрывка
«Сказка о рыбаке и
рыбке»
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.
29Этапы
Основное содержание
Результат
Организационный
Основной
Заключительный
Исходная психологопедагогическая
и логопедическая диагностика детей
с нарушениями речи.
Формирование информационной
готовности педагогов ДОУ и
родителей к проведению
эффективной коррекционно
педагогической работы с детьми.
Решение задач, заложенных в
индивидуальных и
групповых(подгрупповых)
коррекционных программах.
Психологопедагогический и
логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение(при
необходимости – корректировка)
меры и характера коррекционно
педагогического влияния
участников коррекционно
образовательного процесса.
Оценка качества и устойчивости
результатов коррекционноречевой
работы ребенком (группой детей).
Определение дальнейших
образовательных(коррекционно
образовательных перспектив
выпускников группы для детей с
нарушениями речи.
Составление индивидуальных
коррекционноречевых
программ помощи ребенку с
нарушениями речи в ДОУ и
семье.
Составление программ
групповой(подгрупповой)
работы с детьми, имеющими
сходные структуру речевого
нарушения и/или уровень
речевого развития.
Составление программ
взаимодействия специалистов
ДОУ и родителей ребенка с
нарушениями речи.
Достижение определенного
позитивного эффекта в
устранении у детей отклонений
в речевом развитии.
Решение о прекращении
логопедической работы с
ребенком(группой), изменение
ее характера или
корректировка
индивидуальных и
групповых(подгрупповых)
программ и продолжение
логопедической работы.
30В итоге коррекционной работы дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными
предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от
глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительноласкательных и
увеличительных форм существительных и проч.;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с
нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;
простые и сложные предлоги правильно употребляться;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексикограмматических
категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв,
слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой
системы.
31ГЛАВА II. РАБОТА УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все
большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и
семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие
домашние, к образовательновоспитательному процессу привлекаются родители, которые
участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театра
лизованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества,
объединяющего взрослых и детей.
В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей
открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно
развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации
родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в
письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка.
Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того,
чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем
развитии.
Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах
детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка
учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность детей родители
должны поддерживать и всячески стимулировать.
Родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать
детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания,
которые были сформированы ранее, становятся одной из основ домашней работы с
детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать
творческие игровые ситуации.
В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации
полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к
обучению в школе.
32ГЛАВА III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Основными задачами коррекционноразвивающей деятельности являются:
создание единого коррекционнообразовательного пространства;
оборудование предметноразвивающей среды, стимулирующей речевое и
личностное развитие ребёнка;
повышение уровня подготовки специалистов;
пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских
работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционнопедагогической работы с детьми, имеющими
тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного
взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал
ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не
удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОНР, которые
имеют отклонения не только в плане речевого развития, но и общего психического.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы
дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо
запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности
и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные
образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в
формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии
сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционнопедагогическом
процессе ДОУ. Он планирует и координирует психологопедагогическое сопровождение
детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно
использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления
коррекционноразвивающей работы и умело реализовывать личностноориентированные
формы общения с детьми.
Модель взаимодействия
субъектов коррекционнообразовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
Ребенок с ОНР
Логопед
Педагогический
коллектив ДОУ٭
Родители
33В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей
логике развертывания коррекционнообразовательного процесса и, следовательно, может
быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения
конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников –
реализуются в строго определенной последовательности (табл. 1).
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР
Этапы
Организационный Исходная
Основное содержание
психолого
педагогическая
и
логопедическая диагностика
детей с нарушением речи.
Формирование информационной
готовности педагогов ДОУ и
родителей к проведению
эффективной коррекционно
педагогической работы с
детьми.
Основной
Заключительный
.Решение задач, заложенных в
индивидуальных и групповых
(подгрупповых) коррекционных
программах.
Психологопедагогический и
логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение (при
–
необходимости
меры
корректировка)
и
характера
коррекционно
влияния
педагогического
участников
коррекционно
образовательного процесса.
Оценка качества и устойчивости
коррекционно
результатов
речевой работы
ребенком
(группой детей).
дальнейших
Определение
образовательных(коррекционно
образовательных перспектив
выпускников группы для детей с
Результат
Составление
индивидуальных
коррекционноречевых программ
помои ребенку с нарушениями
речи.
Составление
программ
групповой(подгрупповой) работы
с детьми, имеющими сходные
структуру речевого нарушения
и/или уровень речевого развития.
Составление
программ
взаимодействия
специалистов
ДОУ и родителей ребенка с
нарушениями речи.
определенного
Достижение
позитивного
в
эффекта
устранении у детей отклонений в
речевом развитии.
о
прекращении
Решение
логопедической работы
с
ребенком(группой), изменение ее
характера или корректировка
индивидуальных
и
групповых(подгрупповых)
программ и продолжение
логопедической работы.
34нарушениями речи.
35Преемственность в планировании деятельности логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с
детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и
логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач
программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой
коррекционной направленности образовательновоспитательного процесса и построения
«индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и
трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя
являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко
определены и разграничены (табл. 2).
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Таблица 2.
активности
Создание обстановки эмоционального
Задачи, стоящие
перед воспитателем
1.
благополучия детей в группе
Задачи, стоящие
перед учителемлогопедом
1. Создание условий для проявления
речевой
и
подражательности,
преодоления
речевого негативизма
2.
Обследование речи детей,
психических процессов, связанных с
речью, двигательных навыков
3.
Заполнение речевой карты,
изучение результатов обследования и
определение
уровня речевого
развития ребенка
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психологопедагогической
характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей
и сознательного восприятия речи
2. Обследование общего развития детей,
состояния их знаний и навыков по программе
предшествующей возрастной группы
3. Заполнение протокола обследования, изучение
результатов его с целью перспективного
планирования коррекционной работы
5. Воспитание общего и речевого поведения
детей, включая работу по развитию слухового
внимания
6. Расширение кругозора детей
6. Развитие зрительной, слуховой,
вербальной памяти
7. Активизация словарного запаса,
формирование обобщающих понятий
7. Уточнение имеющегося словаря детей,
расширение пассивного словарного запаса, его
активизация по лексикотематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, 8. Развитие представлений детей о времени и
36синтеза, сравнения предметов по их
составным частям,
признакам,
действиям
9. Развитие подвижности речевого
аппарата, речевого дыхания и на этой
основе работа по коррекции
звукопроизношения
10.
восприятия детей
Развитие фонематического
Формирование
11. Обучение детей процессам звуко
слогового анализа и синтеза слов,
анализа предложений
12. Развитие восприятия ритмико
слоговой структуры слова
13.
словообразования и словоизменения
14.
Формирование предложений
разных типов в речи детей по
моделям, демонстрации действий,
вопросам, по картине и по ситуации
15. Подготовка к овладению, а затем
и овладение диалогической формой
общения
навыков
16. Развитие умения объединять
предложения в короткий рассказ,
составлять
рассказыописания,
рассказы по картинкам, сериям
картинок,
пересказы на основе
материала занятий воспитателя для
закрепления его работы
пространстве,
предметов (сенсорное воспитание детей)
форме,
величине и цвете
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной
моторики детей
10.
Подготовка детей к предстоящему
логопедическому занятию, включая выполнение
заданий и рекомендаций логопеда
11. Закрепление речевых навыков, усвоенных
детьми на логопедических занятиях
12. Развитие памяти детей путем заучивания
речевого материала разного вида
13. Закрепление навыков словообразования в
различных играх и в повседневной жизни
14. Контроль за речью детей по рекомендации
логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Развитие диалогической речи детей через
использование подвижных, речевых, настольно
печатных игр,
сюжетноролевых и игр
драматизаций, театрализованной деятельности
детей, поручений в соответствии с уровнем
развития детей
16. Формирование навыка составления короткого
рассказа, предваряя логопедическую работу в
этом направлении
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Логопед
Использование упражнений на различение звуков
по высоте, вокальных упражнений.
Использование упражнений на развитие основных
движений.
Музыкальный
руководитель
37Проведение мониторинговых исследо
ваний, консультационных объединений.
Использование упражнений для выработки
правильного фонационного выдоха.
Работа над просодической стороной речи.
Планы совместной деятельности специалистов ДОУ
Мероприятия
Организационные мероприятия
Срок
Ответственные
Комплексное психологомедикопедагогическое
обследование детей ДОУ в ПМПК
Апрель
старшая
38
Заведующий ДОУ,
логопед,
медицинские
работники
Заведующий ДОУ,
логопед
Сентябрь
Логопед, старшая
медсестра
Апрель—
июнь
используемых
методических пособий,
в
Комплектование логопедических групп с учетом
рекомендаций ПМПК
Анкетирование родителей с целью
получения информации о раннем
психофизическом развитии детей и выявления
запросов, пожеланий
Обсуждение и утверждение годового плана
совместной работы участников коррекционно
педагогического процесса по преодолению
речевых нарушений и совершенствованию
познавательной сферы у детей
Выставка книг,
дидактических игр,
коррекционнопедагогической работе
Оформление стендов, папокпередвижек для
родителей с рекомендациями профильных
специалистов
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности
к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы
Особенности речевого и психофизического
развития детей с речевыми нарушениями
(семинар)
Специфика работы воспитателей,
специалистов с детьми логопедических групп
(семинарпрактикум)
Консультативноинформационная
воспитателям, специалистам, родителям:
— организация индивидуальных занятий с
ребенком;
В течение
года
помощь
Декабрь
Октябрь
Сентябрь
Логопед,
воспитатели
Специалисты,
логопед
Ежемесячно Логопед,
специалисты
Логопед,
медсестра
Ноябрь
Логопедмодель
Октябрь
Ноябрь
— методика проведения артикуляционной
гимнастики;
личностноориентированная
—
взаимодействия взрослого и ребенка;
— создание предметноразвивающей и
обогащенной речевой среды в логопедических
группах;
— консультации по запросам
Инновации в дошкольном специальном
образовании
Совместная коррекционнопедагогическая деятельность
различных
Обследование
психофизического развития детей
Составление индивидуальных планов (программ)
коррекционнопедагогической работы
Корректировка
календарнотематических
планов работы специалистов на основе
обобщенных данных, полученных в ходе об
следования, и других источников информации
Взаимопосещение занятий:
— групповых;
— индивидуальных;
—интегрированных
— II —
сторон
В течение
года
Сентябрь
Сентябрь—
октябрь
Декабрь—
апрель
Логопед
Заведующий
ДОУ, логопед
Логопед
педагоги
Воспитатели,
специалисты
То же
Специалисты
Логопед,
листы
специа
Проведение
собраний
тематических родительских
Участие в работе психологопедагогического
консилиума
Аналитические мероприятия
Проведение психологопедагогического и
логопедического мониторинга
Октябрь,
январь, май
В течение
учебного
года
Логопед,
воспитатели,
специалисты
Специалисты,
воспитатели,
родители
Декабрь —
апрель
Специалисты,
воспитатели
Анализ коррекционнопедагогической работы за
год. Определение задач на новый учебный год
(круглый стол)
Составление цифрового и аналитического отчета — II —
Выступление на итоговом педагогическом
совете
— II —
Май
То же
Логопед
— // —
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа позволяет построить систему коррекционноразвивающей работы
в старшей и подготовительной к школе логопедических группах ДОУ на основе полного
39взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей
дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной
задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и навыками речевого общения.
40БИБЛИОГРАФИЯ
1. Боровцова Л.А. Документация учителялогопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. ДЕТСТВО: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.
Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб.: ДетствоПресс, 2000
3. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»: Методические рекомендации, М, Баласс,
2007
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: ГномПресс, 1999.
5. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 57 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2007.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах
дошкольников со стертой формой дизартрии», СПБ, Образование, 1994г.
7.
Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах
для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993
8. Нищева Н.В. Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 47 лет). – СПб.:
ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005
10.
Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению
в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.:
ТЦ Сфера, 2003.
11.
Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.124903
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв.
Главным
государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5
летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год
обучения, М., «Альфа», 1993
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста»: Практическое пособие. М.: Айриспресс, 2004
15. «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий
центр, 2007
16. «Коррекционнопедагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./
под ред. Гаркуши Ю.Ф., М., 2002
17. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий
центр, 2003
41БИБЛИОГРАФИЯ для бюджета
1.«Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи», ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, под общей ред. Л.В.
Лопатиной, 2014 г.;
2. «Основная образовательная программа дошкольная образования «От рождения до
школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Москва, Мозаикасинтез, 2015 г.;
3. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.124903
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.);
4. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи», В.К.
Воробьева, АСТ «Астрель», Москва, 2005г.;
5. «Практическая коррекционная работа с детьми с ОНР», Москва, ВЛАДОС, 2014 г.;
6. «Преодоление задержки речевого развития у детей 23 лет» О.В. Шемякина,
Москва, издво ГНОМ, 2014 г.;
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная пальчиковая гимнастика и
дыхательноголосовые упраженения», Москва, издво ГНОМ, 2013 г.;
8. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», Н.Г. Метельская, Москва,
издво «ТЦ Сфера», 2014 г.;
9. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у
дошкольников. Алалия, дизартрия, ОНР», И.А. Смирнова, СПб, «Детство ПРЕСС»,
2004 г.;
10. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б.
Баряевой, СПб, ХОКА, 2007 г.;
11. «Речевое развитие дошкольников:
42БИБЛИОГРАФИЯ для внебюджета
1. 1. Нищева Н.В. Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической
группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 47 лет). – СПб.:
ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
2. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.124903
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.);
3.
43