Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Оценка 4.6

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
17.03.2018
Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися 1-го класса с логопедическим заключением «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи», «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи», испытывающими трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции.Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися 1-го класса с логопедическим заключением «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи», «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи», испытывающими трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции.
Рабочая программа учителя.docx
к логопедическим занятиям по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма  Рабочая программа учителя­логопеда Рабочая   программа   разработана   на   основе  Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА образования.  При   составлении   данной   программы   были   использованы   методические   разработки   по   коррекционной   работе   с   обучающимися, имеющими речевые нарушения: ­ Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. ­ Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.  ­ Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.  ­ Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.  Программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися  1­го класса с   логопедическим заключением «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи», «Фонетико­фонематическое недоразвитие речи»,   испытывающими  трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года. Логопедические занятия проводятся с третьей недели сентября по третью неделю  мая. Программа  реализуется при подгрупповой форме работы (не более 5­6 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с учетом возраста и характера нарушений.  55 Продолжительность подгруппового занятия – 35 минут. При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 2­3 раза в неделю. Программа групповых занятий рассчитана на 83 ч в год (3 ч. в неделю).  Сроки   коррекционной   работы   определяются   степенью   тяжести   нарушения   речи;   комплектование   групп   –   схожестью   нарушений речевого   развития.   Периодичность   подгрупповых   и   индивидуальных   занятий   определяется   тяжестью   нарушения   речевого   развития. Последовательность   изучения   тем   и   количество   часов,   предусмотренные   рабочей   программой,   являются   примерными   и   определяются конкретным составом группы. Количество необходимых занятий по одной теме может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости   от   степени   тяжести   нарушения,   и     определяется   логопедом   в   данной   группе   детей   на   основании   объективных   данных   по усвоению темы. Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения срезовых и итоговых диагностических обследований. Цель программы –  коррекция нарушений устной речи, профилактика трудностей в формировании письма у обучающихся первых ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ классов. Задачи программы: • • • • коррекция звукопроизношения;  развитие фонематического восприятия; развитие фонематического анализа и синтеза;  формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем; • • формирование связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; 56 • дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв; • формирование и развитие грамматически правильной речи; • обогащение словарного запаса; • развитие анализаторов, участвующих в акте письма:  слухового, зрительного, кинестетического. Программа носит коррекционно­развивающий характер, предусматривает развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: 1)  устойчивости внимания; 2)  наблюдательности (особенно к языковым явлениям); 3)  способности к запоминанию; 4)  способности к переключению; 5)  навыков и приемов самоконтроля; 6)  познавательной активности; 7)  произвольности общения и поведения. Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:  Звуки и буквы (71 ч) СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Гласные 1­го ряда (16 ч) Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога,   соотнесение слышимого и произносимого 57 слова   со   схемой­моделью,   отражающей   его   звукослоговую   структуру.     Конструирование   букв.   Нахождение   общего   и   различий   между буквами. Гласные 2­го ряда. Твердые и мягкие согласные (22 ч) Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю). Дифференциация гласных (ы—и, а—я, э—е, у—ю, о—ё, е – ю). Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы «ь» (в середине и в конце слова). Разделительный мягкий знак. Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами. Звонкие и глухие согласные (24 ч) Уточнение   и   сравнение   артикуляции   звонких   и   глухих   согласных   звуков.   Оглушение   и   озвончение   парных   согласных   в   слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([б]­[п], [в]­[ф], [г]­[к],  [д]­[т], [з]—[с], [ж]— [ш]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами. Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (9 ч) Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]—[ш], [з]—[ж], [с]­[ц], [ч]­[щ], [ч]­ [т`]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами. Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (9 ч) Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (и—у, и— ш, и – ц, б—д, п—т, л—м, к—н, ш – щ, ц – щ). Конструирование букв.  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ № п/п 71 Тема занятия Содержание коррекционной  работы Развитие психических процессов и навыков учебной деятельности Дата проведения занятия Звуки и буквы Предполага ­емые сроки проведения Сентябрь­ 58 16 1 2 3 4 Речевые и неречевые звуки Звуки и буквы.   Гласные и  согласные звуки и буквы Звуко­буквенный анализ  слов Звуко­буквенный состав  слова 5 Слоговой состав слова 6 Слоговой анализ  Гласные I­го ряда Знакомство со звуками (речевыми и  неречевыми). Дифференциация речевых  и неречевых звуков. Уточнение знаний о гласных и согласных звуках  и буквах. Соотнесение букв со  звуком, его обозначающим.  Сопоставление слов, различающихся  одним звуком. Развитие фонематического восприятия. Звуко­буквенный анализ слова  (выделение первого, последнего звука,  места звука в слове, количество звуков в слове), соотношение между звуками и  буквами. Соотнесение звуков с  символами. Развитие фонематического восприятия.  Составление слов из звуков,  дифференциация слов, отличающихся  одной буквой (звуком). Уточнение знаний о гласных и согласных звуках  и буквах. Выделение гласных  звуков из слогов. Понятие о  слогообразующей роли гласных.  Определение количества и  последовательности слогов в слове.   Соотнесение количества слогов с  количеством гласных. Определение количества и  Активизирование и  развитие мыслительных  операций (анализа и  синтеза).  Развитие слухового  внимания и восприятия. Развитие умения  переключаться с одного  вида деятельности на  другой.  Развитие и  совершенствование  умения внимательно  слушать учителя­ логопеда. май Сентябрь­ октябрь Сентябрь  3 неделя Сентябрь 4 неделя 59 односложных слов  Слоговой анализ и  синтез двусложных  слов  Слоговой анализ и  синтез трехсложных  слов 7 8 9 Ударение в слове 10 Звук [а], буква А, а последовательности звуков в слове,  слогов с опорой на гласный звук.  Соотнесение количества слогов с  количеством гласных. Подбор слов,  состоящих из одного слога. Определение количества и  последовательности слогов в слове.  Деление слов на слоги с опорой на  гласный звук.  Соотнесение количества  слогов с количеством гласных.  Составление и самостоятельный подбор  слов из двух слогов. Анализ слов с  открытыми и закрытыми слогами. Определение количества и  последовательности слогов в слове.  Деление слов на слоги с опорой на  гласный звук.  Соотнесение количества  слогов с количеством гласных.  Составление и самостоятельный подбор  слов из трех слогов. Анализ слов с  открытыми и закрытыми слогами. Выделение ударного слога.  Смыслоразличительная роль  ударения. Знакомство с буквой. Характеристика  звука. Соотнесение звука с буквой.  Конструирование буквы. Выделение  звука [а]  в ряду гласных, слогах, словах. Определение места звука в слове  (начало, середина, конец).  Анализ  слогов, слов с данным звуком. Развитие  навыка  кинетического образа буквы,  Активизирование и  развитие мыслительных  операций (анализа и  синтеза).  Развитие слухового  внимания и восприятия. Развитие умения  переключаться с одного  вида деятельности на  другой.  Развитие и  совершенствование  умения внимательно  слушать учителя­ логопеда. Развитие аналитических  способностей.   Развитие зрительного и  слухового восприятия и  оптического представле­ ния. Развитие способностей к  запоминанию,  Октябрь  1 неделя Октябрь  2 неделя 60 11 Звук [о], буква О, о 12 Дифференциация а— о 13 Звук [у] и буква У, у буквенного гнозиса. Отработка  написания буквы.  Знакомство с буквой. Характеристика  звука. Соотнесение звука с буквой.    Конструирование буквы. Определение  места звука в слове (начало, середина,  конец). Выделение звука из ряда  гласных, слогов, слов. Анализ слогов,  слов с данным звуком. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы Уточнение и сравнение артикуляции  гласных. Соотнесение звуков с  буквами.    Различение букв по  оптическим и кинетическим признакам,  нахождение сходства и различия в  написании букв.  Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  Конструирование букв. Закрепление  оптического образа букв. Выделение  звуков из ряда гласных, слогов, слов.   Анализ слогов, слов с данными звуками. Знакомство с буквой. Характеристика  звука. Соотнесение звука с буквой.    Конструирование буквы. Определение  места звука в слове (начало, середина,  конец). Выделение звука из ряда  гласных, слогов, слов. Анализ слогов,  слов с данным звуком. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений..  переключению. Развитие аналитических  способностей.  Развитие зрительного и  слухового восприятия и  оптического представле­ ния. Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие способностей к  запоминанию,  переключению. Формирование умения  целенаправленно и  последовательно  выполнять учебные  действия и адекватно   Октябрь  2 неделя Октябрь  3 неделя 61 14 Дифференциация о—у 15 Звук [э], буква Э, э 16 Звук [ы] и буква ы Отработка написания буквы.  Уточнение и сравнение артикуляции  гласных. Соотнесение звуков с  буквами.   Конструирование букв.  Выделение звуков из ряда гласных,  слогов, слов.  Анализ слогов, слов с  данными звуками. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений..  Закрепление оптического образа букв. Знакомство с буквой. Характеристика  звука. Соотнесение звука с буквой.    Конструирование буквы. Определение  места звука в слове (начало, середина,  конец). Выделение звука из ряда  гласных, слогов, слов. Анализ слогов,  слов с данным звуком. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  .Отработка написания буквы.  Знакомство с буквой. Характеристика  звука. Соотнесение звука с буквой.    Конструирование буквы. Определение  места звука в слове (начало, середина,  конец). Выделение звука из ряда  гласных, слогов, слов. Анализ слогов,  слов с данным звуком. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений..  Отработка написания буквы.  реагировать на контроль  и оценки со стороны  учителя­логопеда. 22 Гласные II­го ряда. Твердые и мягкие согласные Октябрь  4 неделя Октябрь­ декабрь 62 Согласные твердые и  мягкие. Понятие о гласных  I и  II ряда.  Обозначение мягкости  согласных гласными II ряда Звук [и] и буква И, и 17 (1) 18 (2) 19 (3) 20 (4) Дифференциация  и­ ы в слогах, словах Понятие о гласных I и  II ряда.  Различение гласных I и  II ряда на слух;  звуковой анализ слов.  Выбор гласных для обозначения  мягкости.  Анализ слов­паронимов:  сравнение слов по смыслу, звучанию,  написанию. Знакомство с буквой. Характеристика  звука. Соотнесение звука с буквой.    Конструирование буквы. Определение  места звука в слове (начало, середина,  конец). Выделение звука из ряда  гласных, слогов, слов. Анализ слогов,  слов с данным звуком.  Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы.  Уточнение и сравнение артикуляции  гласных [ы]—[и]. Соотнесение звуков с  буквами.   Различение букв по  оптическим и кинетическим признакам,  нахождение сходства и различия в  написании букв. Конструирование букв.  Различение гласных [ы]—[и] в слогах,  словах.  Выделение звуков из ряда  гласных, слогов, слов.  Звуковой анализ  слогов, слов с данными звуками. Анализ  слов­паронимов: сравнение слов по  смыслу, звучанию, написанию. Развитие  навыка  кинетического образа буквы,  буквенного гнозиса, оптических  представлений. Закрепление  оптического образа букв. Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие слухового и  зрительного восприятия,  внимания, слуховой  памяти.  Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза).  Развитие зрительно­моторной координации.   Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ сти и способности к  переключению. Развитие и  совершенствование  умения целенаправленно  Октябрь  4 неделя Октябрь  5 неделя 63 21 (5) Дифференциация  и­ ы в словах,  словосочетаниях Буква Я, я. 22 (6) 23 (7) Дифференциация а — я в  слогах, словах Различение гласных [ы]—[и] в словах,  словосочетаниях.  Выделение звуков из  слов, словосочетаний.  Звуковой и  слоговой  анализ слов. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса.  Конструирование букв.  Развитие зрительно­пространственной  ориентировки. Закрепление оптического  образа букв. Соотнесение звука с буквой.   Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в  слове. Обозначение мягкости согласных  на письме при помощи гласной я.  Определение количества звуков и букв в слове.  Подбор слов с заданным  количеством звуков и слогов.  Развитие  навыка  кинетического образа буквы,  буквенного гнозиса, оптических  представлений. Отработка написания  буквы. Уточнение и сравнение артикуляции  гласных [а] — [jа]. Соотнесение  звуков с буквами.  Различение букв по  оптическим и кинетическим признакам,  нахождение сходства и различия в  написании букв. Конструирование букв.  Различение гласных [а] — [jа] в слогах,  словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной я. Определение  количества звуков и букв, слогов  в  слове.  Анализ слов­паронимов:  и последовательно  выполнять учебные  действия и адекватно  реагировать на контроль  и оценки со стороны  учителя­логопеда. Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие слухового  восприятия, внимания,  слуховой памяти.   64 24 (8) Дифференциация  а — я  в словах,  словосочетаниях Буквы Е, е 25 (9) Дифференциация  э — е  в слогах, словах 26 (10 ) [а]—[jа] сравнение слов по смыслу, звучанию,  написанию.   Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  Закрепление оптического образа букв Соотнесение   звуков   с   буквами. Конструирование   букв.  Различение гласных     словах,   в   словосочетаниях. Обозначение мягкости на   письме   с   помощью   гласной  я. Определение количества звуков и букв, слогов   в   слове.     Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Закрепление оптического образа букв Соотнесение     буквой. Конструирование   букв.  Выделение звука из слова, определение места звука в   слове.   Обозначение   мягкости согласных   на   письме   при   помощи гласной  е.  Определение   количества звуков и букв в слове.   Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптических представлений.   Отработка   написания буквы.  Уточнение   и   сравнение   артикуляции гласных [э]— [jэ].  Соотнесение звуков с   буквами.     Различение   букв   по оптическим и кинетическим признакам, нахождение   сходства   и   различия   в с   звука Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза).   Развитие зрительно­моторной координации.   Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ сти и способности к  переключению. Развитие и  совершенствование  умения целенаправленно  и последовательно  выполнять учебные  действия и адекватно  реагировать на контроль  и оценки со стороны  учителя­логопеда. Ноябрь 3 неделя 65 27 (11 ) Дифференциация  э — е    в словах,  словосочетаниях Буква Ю, ю 28 (12 )  в   [э]—[jэ] написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [э]— [jэ]в слогах,  словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной е. Определение  количества звуков и букв, слогов  в  слове.  Анализ слов­паронимов:  сравнение слов по смыслу, звучанию,  написанию. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  Закрепление оптического образа букв Соотнесение   звуков   с   буквами. Конструирование   букв.  Различение гласных     словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на   письме   с   помощью   гласной  е. Определение количества звуков и букв, слогов   в   слове.   Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Закрепление оптического образа букв   буквой. Соотнесение   Конструирование   букв.  Выделение звука из слова, определение места звука в   слове.   Обозначение   мягкости согласных   на   письме   при   помощи гласной  ю.  Определение   количества звуков и букв в слове.   Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптических представлений.   Отработка   написания   звука с Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие слухового  восприятия, внимания,  слуховой памяти.   Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза, сравнения,  Ноябрь 4 неделя Ноябрь 4 неделя 66 Дифференциация  у — ю    в слогах, словах 29 (13 ) Дифференциация  у — ю в  словах, словосочетаниях Буква Ё, ё 30 (14 ) 31 (15 ) буквы.  Уточнение   и   сравнение   артикуляции гласных [у]— [jу]. Соотнесение звуков с   буквами.     Различение   букв   по оптическим и кинетическим признакам, нахождение   сходства   и   различия   в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [у]— [jу]в слогах,  словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ю. Определение  количества звуков и букв, слогов  в  слове.  Анализ слов­паронимов:  сравнение слов по смыслу, звучанию,  написанию.  Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  Закрепление оптического образа букв Соотнесение   звуков   с   буквами.  Различение Конструирование   букв. гласных  [у]—   [jу]   словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на   письме   с   помощью   гласной  ю. Определение количества звуков и букв, слогов   в   слове.   Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Закрепление оптического образа букв   буквой. Соотнесение   Конструирование   букв.  Выделение звука из слова, определение места звука в   слове.   Обозначение   мягкости согласных   на   письме   при   помощи звука  в     с обобщения).   Развитие зрительно­моторной координации.   Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ сти и способности к  переключению. Развитие и  совершенствование  умения целенаправленно  и последовательно  выполнять учебные  действия и адекватно  реагировать на контроль  и оценки со стороны  учителя­логопеда. Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие слухового  восприятия, внимания,  слуховой памяти.   Декабрь  1 неделя   67 Дифференциация  о — ё    в слогах, словах 32 (16 ) Дифференциация о — ё   в словах, словосочетаниях 33 (17 ) гласной  ё.  Определение   количества звуков и букв в слове.   Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптических представлений.   Отработка   написания буквы.  Уточнение и сравнение артикуляции  гласных [о]— [jо]. Соотнесение звуков с буквами.  Различение букв по  оптическим и кинетическим признакам,  нахождение сходства и различия в  написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [о]— [jо] в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё. Определение  количества звуков и букв, слогов  в  слове.  Анализ слов­паронимов.   Развитие навыка  кинетического образа  буквы, буквенного гнозиса, оптических  представлений. Закрепление  оптического образа букв. Соотнесение звуков с буквами.   Конструирование букв. Различение  гласных [о]— [jо] в  словах,  словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё.  Определение количества звуков и букв,  слогов в слове. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  Закрепление оптического образа букв. Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза, сравнения,  обобщения).   Развитие зрительно­моторной координации.    Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ сти и способности к  переключению. Формирование умения  работать в определенном  темпе.   Развитие умения отвечать на  вопросы в точном  соответствии с инструкцией. Совершенствование  умения целенаправленно  и последовательно  выполнять учебные  действия и адекватно  реагировать на контроль  Декабрь  2 неделя 68 Дифференциация ё – ю в  слогах, словах. Дифференциация ё – ю в  словах, словосочетаниях 34 (18 ) 35 (19 ) 36 (20 ) Обозначение мягкости  согласных  в конце слова  посредством мягкого знака.       Развитие Уточнение   и   сравнение   артикуляции гласных [jо] ­ [jу]. Соотнесение звуков с   буквами.    Конструирование   букв. Различение гласных [jо]   ­   [jу]в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с   помощью   гласных  ё,   ю.  Определение количества   звуков   и   букв,   слогов     в слове.   Анализ   слов­паронимов: сравнение   слов   по   смыслу,   звучанию, написанию. навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Закрепление оптического образа букв. Соотнесение   звуков   с   буквами. Конструирование   букв.  Различение гласных  [jо]   ­   [jу]  в     словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на   письме   с   помощью   гласной  ё,   ю. Определение количества звуков и букв, слогов   в   слове.   Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Закрепление оптического образа букв. Определение места мягкого и твердого  звука в слове. Соотнесение количества  звуков и букв в слове.   Смыслоразличительная роль ь.  Анализ  слов­паронимов: сравнение слов по  смыслу, звучанию, написанию.  Развитие  оптических представлений.  и оценки со стороны  Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие слухового  восприятия, внимания,  слуховой памяти.   Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза, сравнения,  обобщения).   Развитие зрительно­моторной координации.   Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ сти и способности к  переключению. Развитие умения работать в  определенном темпе.   Развитие умения отвечать на  вопросы в точном  соответствии с инструкцией. Декабрь  3 неделя 69 37 (21 ) Обозначение мягкости  согласных  в середине слова посредством мягкого знака. Разделительный мягкий  знак  Звуки [б]­[б`]. Буква Б, б Звуки [п], [п`]; буква П, п 38 (22 ) 24 39 (1) 40 (2) 41 (3) Дифференциация [б],  [б`] ­  [п], [п`] в слогах, в словах Определение места мягкого и твердого  звука в слове. Соотнесение количества  звуков и букв в слове.   Смыслоразличительная роль ь.   Анализ  слов­паронимов: сравнение слов по  смыслу, звучанию, написанию. Развитие  оптических представлений. Определение места мягкого и твердого  звука в слове. Соотнесение количества  звуков и букв в слове.   Анализ слов­паронимов: сравнение слов  по смыслу, звучанию, написанию.  Развитие оптических представлений,  пространственной ориентировки. Звонкие и глухие согласные   артикуляции   и   Соотнесение    Конструирование Уточнение характеристики   звуков.   звуков   с   буквой. букв. Определение позиции звуков в слове  (начало, середина, конец), выделение  звуков из слогов, слов. Различие звуков в словах, слогах,   выделение слов с  данными звуками из предложений на  слух.  Развитие навыка  кинетического  образа буквы, буквенного гнозиса,  оптическо­пространственных  представлений. Отработка написания  буквы.   Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и характеристик звуков [б],  [б`] ­ [п], [п`]. Развитие умения применять  полученные знания в новых  ситуациях. Развитие и  совершенствование  умения целенаправленно  и последовательно  Развитие слухового  восприятия, внимания,  слуховой памяти.   Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза, сравнения,  обобщения).   Развитие зрительно­моторной координации.    Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Декабрь  3 неделя Декабрь ­ март Декабрь  4 неделя 70 42 (4) Дифференциация   [б],  [б`]  ­ [п], [п`] в словах,  словосочетаниях Звуки [в]­[в`]. Буква В, в Звуки [ф]­[ф`] Буква Ф, ф Дифференциация [в], [в`] — [ф], [ф`] в слогах, словах Дифференциация [в], [в`]  — [ф], [ф`] в словах,  словосочетаниях Звуки [г]­[г`]. Буква Г, г Звуки [к]­[к`]. Буква К, к 43 (5) 44 (6) 45 (7) 46 (8) 47 (9) 48 (10        артикуляции Соотнесение   звуков   с   буквами. Конструирование букв. Различение  звуков в слогах, словах,  словосочетаниях. Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  Закрепление оптического образа букв. и Уточнение характеристики   звуков.    Соотнесение звука с буквой,  определение места звука в   слове.   Конструирование   букв. Различие   звуков   в   словах,   слогах, выделение   слов   с   данными   звуками   из предложений   на   слух.   Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптическо­пространственных представлений.   Отработка   написания буквы.  Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и характеристик   звуков.   Соотнесение звуков   с   буквами.    Конструирование букв.  Различение звуков [в], [в`] — [ф], [ф`] в слогах, словах,  словосочетаниях. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптических представлени     оптического образа букв. и Уточнение характеристики   звуков.    Соотнесение звука с буквой,  определение места звука   Конструирование   букв. в   слове. Представлений. Закрепление   артикуляции      Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ сти и способности к  переключению.   Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие наблюдательности в  процессе учебной  деятельности.   Развитие устойчивости  внимания.  Развитие памяти через  установку на запоминание.  Развитие умения работать в  Январь 3 неделя Январь 4 неделя 71 ) 49 (11 ) 50 (12 ) 51 (13 ) 52 (14 ) 53 (15 ) 54 (16 ) Звуки [т] ­[т`]. Буква Т, т Дифференциация [д], [д`]  — [т], [т`] в слогах, словах Дифференциация [д], [д`]  — [т], [т`] в словах,  словосочетаниях Дифференциация [г], [г`] — [к], [к`] в слогах, словах Дифференциация [г], [г`] — [к], [к`] в словах,  словосочетаниях Различие   звуков   в   словах,   слогах, выделение   слов   с   данными   звуками   из предложений   на   слух.   Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Отработка написания буквы.  Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и характеристик   звуков.   Соотнесение звуков   с   буквами.    Конструирование букв.  Различение  звуков [г], [г`] — [к], [к`]  в слогах, словах,  словосочетаниях. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптических представлений.  Закрепление оптического образа букв. Звуки [д] ­[д`]. Буква Д, д Уточнение     артикуляции   и характеристики звуков. Конструирование   букв.  Соотнесение звука с буквой,  определение места звука в   слове.    Различие   звуков   в   словах,    выделение   слов   с   данными слогах,   звуками   из  предложений   на   слух. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптико­ пространственных представлений. Отработка написания буквы.  Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и характеристик звуков.   Конструирование   букв.  Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [д], [д`]   —   [т],   [т`]      в   слогах,   словах, Развитие   навыка словосочетаниях.    Январь 5 неделя Январь 5 неделя Февраль 1 неделя 72 Развитие слухового  восприятия, внимания,  слуховой памяти.   Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза, сравнения,  обобщения).   Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы. Звуки [з]­[з`]. Буква З, з Звуки [с] ­[с`]. Буква С, с Дифференциация [з], [з`] –  [с], [с`] в слогах, словах Дифференциация [з], [з`] –  [с], [с`] в словах,  словосочетаниях Звук [ж], буква Ж, ж Звук [ш] и буква Ш, ш 55 (17 ) 56 (18 ) 57 (19 ) 58 (20 ) 59 (21 ) 60 (22 )   артикуляции кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Закрепление оптического образа букв. и Уточнение   звуков. характеристики   Конструирование   букв.  Соотнесение звука с буквой,  определение места звука в   слове.    Различие   звуков   в   словах, слогах.   Выделение   слов   с   данными звуками   из  предложений   на   слух. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптико­ пространственных представлений. Закрепление оптического образа букв. Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и характеристик   звуков. Конструирование   букв.  Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [з],  в   слогах,   словах, [з`]   –   [с],   [с`] словосочетаниях.  Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса,   оптических   представлений. Закрепление оптического образа букв.   и Уточнение   звука. характеристики   Конструирование   букв.  Соотнесение звука с буквой,  определение места звука в   слове.    Выделение   звука   из   слогов, слов. Выделение слов с данными звуками из  предложений   на   слух.   Развитие навыка     кинетического   образа   буквы,   оптических буквенного     артикуляции гнозиса, Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие наблюдательности в  процессе учебной  деятельности.   Совершенствование умения  работать в определенном  темпе.   Развитие умения отвечать на  вопросы в точном  соответствии с инструкцией. Развитие умения применять  полученные знания в новых  ситуациях. Совершенствование  умения целенаправленно  и последовательно  Февраль 3 неделя Февраль 4 неделя 73 Дифференциация [ж]— [ш]  в слогах, словах Дифференциация [ж]— [ш]  в словах, словосочетаниях Дифференциация [с]— [ш] 61 (23 ) 62 (24 ) 9 63 (1) Дифференциация [з]— [ж] 64 (2) представлений.   Отработка   написания буквы.  Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и характеристик звуков.   Конструирование   букв.  Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [ж] ­  [ш]  в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка   кинетического образа буквы,   буквенного   гнозиса,   оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.   Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты   слов­паронимов. Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и характеристик   звуков. Конструирование   букв.  Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [с] —[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.    Выделение   слов   и данными   звуками   из   предложений. Анализ   Развитие навыка     кинетического   образа   буквы,   оптических буквенного   представлений. Закрепление оптического образа букв. Уточнение   и   сравнение   артикуляции   и   характеристик звуков. Конструирование   букв.  Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [з] —[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.    Выделение   слов   и данными   звуками   из   предложений. гнозиса,   Развитие слухового и  зрительного восприятия,  внимания, слуховой  памяти.  Развитие слухо­ произносительных  дифференцировок.   Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  Март 1 неделя Март 1 неделя Март­ апрель Март 1 неделя Март 2 неделя 74 Звук [ц], буква Ц, ц. Дифференциация [с] ­ [ц] Звук [ч], буква Ч, ч.  65 (3) 66 (4) 67 (5) гнозиса,       гнозиса,   артикуляции   слов­паронимов. Анализ   Развитие навыка     кинетического   образа   буквы, буквенного     оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.   и Уточнение   звука. характеристики   Конструирование   букв.  Соотнесение звука с буквой,  определение места звука в   слове.    Выделение   звука   из   слогов, слов.  Выделение слов с данным звуком из  предложений   на   слух.   Развитие навыка     кинетического   образа   буквы, буквенного оптико­ пространственных представлений. Отработка написания буквы.  Уточнение и сравнение артикуляции и  характеристик звуков. Соотнесение  звуков с буквами. Различение звуков [с] —[ц] в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях.  Выделение слов и  данными звуками из предложений.   Анализ слов­паронимов. Развитие  навыка  кинетического образа буквы,  буквенного гнозиса, оптических  представлений. Закрепление  оптического образа букв.   и Уточнение   звука. характеристики   Конструирование   букв.  Соотнесение звука с буквой,  определение места звука в   слове.    Выделение   звука   из   слогов, артикуляции буквы.  Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза, сравнения,  обобщения).   Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ сти и способности к  переключению.   Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие наблюдательности в  процессе учебной  деятельности.   Развитие памяти через  установку на запоминание.  Совершенствование умения  работать в определенном  темпе.   Развитие умения отвечать на  вопросы в точном  соответствии с инструкцией. Развитие умения применять  полученные знания в новых  ситуациях. Развитие способности к пла­ нированию предстоящей  деятельности.  Развитие познавательной  активности.  Совершенствование  умения целенаправленно  Март 3 неделя  75 Звук [щ] и буква Щ, щ Дифференциация [ч]­ [щ]  68 (6) 69 (7)    чк­чн.  артикуляции слов.  Выделение слов с данным звуком из  предложений на слух. Правописание ча­чу, Развитие   навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико­пространственных представлений.   Отработка   написания буквы.  Уточнение     и характеристики   звука. Конструирование   букв.  Соотнесение звука с буквой,  определение места звука в   слове.    Выделение   звука   из   слогов, слов.  Выделение слов с данным звуком из предложений на слух.   Договаривание слов. Правописание  ща   ­ щу. Развитие навыка     кинетического   образа   буквы, буквенного опти­ко­ пространственных представлений. Отработка написания буквы.  Уточнение и сравнение артикуляции и  характеристик звуков. Соотнесение  звуков с буквами. Различение звуков [ч] —[щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.  Выделение слов с  данными звуками из предложений.   Анализ слов­паронимов. Правописание  ча­ща, чу ­ щу. Составление слов,  словосочетаний, предложений.  Развитие навыка  кинетического образа буквы,  буквенного гнозиса, оптических  представлений. Закрепление  оптического образа букв.   гнозиса,     и последовательно  выполнять учебные  действия и адекватно  реагировать на контроль  и оценки со стороны  учителя­логопеда. Март 3 неделя 76 70 (8) 71 (9) 9 72 (1) 73 (2) 74 (3) 75 (4) 76 (65 77 (6) 78 (7) Дифференциация [ч] ­ [ц] Дифференциация [ч] ­ [т`] Дифференциация и—у Уточнение и сравнение артикуляции и  характеристик звуков. Соотнесение  звуков с буквами. Различение звуков в  слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях.  Выделение слов и  данными звуками из предложений.    Составление слов, словосочетаний,  предложений. Анализ слов­паронимов.  Развитие навыка  кинетического образа  буквы, буквенного гнозиса, оптических  представлений. Закрепление  оптического образа букв. Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам Дифференциация И-Ш, и — ш Дифференциация И-Ц, и— ц Дифференциация б—д Дифференциация П-Т, п— т Дифференциация  Л-М, л —м Дифференциация К-Н, к— н Уточнение и сравнение артикуляции и  характеристик звуков. Соотнесение  звуков с буквами. Различение букв по  оптическим и кинетическим признакам,  нахождение сходства и различия в  написании букв.  Развитие навыка   кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.  Развитие зрительного  восприятия, внимания,  слуховой памяти.   Развитие зрительно­моторных координаций.   Развитие зрительно­ пространственного  восприятия, анализа и  синтеза. Формирование  оптического образа  буквы.  Развитие  мыслительных  операций (анализа и  синтеза, сравнения,  обобщения).   Развитие контроля за  ходом своей деятельно­ Апрель  1 неделя Апрель­май Апрель 2 неделя  Апрель 2 неделя  Апрель 3 неделя  Апрель  4 неделя 77 79 (8) 80 (9) Дифференциация Ш-Щ, ш-щ Дифференциация Ц-Щ, ц- щ Развитие оптико­пространственных  представлений.  Конструирование букв. сти и способности к  переключению.   Развитие умения  слушать, запоминать.  Развитие наблюдательности в  процессе учебной  ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом: К концу обучения дети должны знать: — термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.); — все буквы и звуки родного языка; — отличительные признаки гласных и согласных звуков; — гласные и согласные звуки; — твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме; — пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости; — артикуляцию всех звуков; — сходство и различие всех сходных по начертанию букв; — элементы букв двух шрифтов; 78 К концу обучения дети должны уметь: — узнавать и различать гласные и согласные звуки; — обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; — использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; — различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; — производить фонетический разбор слова; — производить звукобуквенный разбор слогов и слов; — записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ; — подбирать слова на заданный звук; — сравнивать слова со сходными звуками; — строить звуковые схемы слогов и слов; — составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; — сравнивать элементы букв двух шрифтов; — уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов; — сравнивать сходные по начертанию буквы; — соотносить букву со звуком и наоборот. — самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки. Результатами освоения данной рабочей программы является сформированность перечисленных ниже умений (УУД): Личностные результаты: 79 ­ соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения; ­ устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные УУД: ­ сформулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; ­ составлять плани определить последовательностьдействий; ­ выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели; – внести необходимыеизменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; – выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения; ­ осуществлять контроль за ходом своей деятельности; ­ работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) Коммуникативные УУД: ­   внимательно   слушать   и   слышать   учителя   ­   логопеда,   не   переключаясь   на   посторонние   воздействия;   подчинять   свои   действия   его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика); ­ понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; ­ свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; ­ целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; 80 ­ отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ­ употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; ­ обращаться к учителю­ логопеду или товарищу по группе за разъяснением; ­ подводить итоги занятия; ­ соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог). ­ строить монологическое высказывание; ­ слушать собеседника. Познавательные УУД (общеучебные): ­ самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ­ найти и выделить необходимую информацию;  ­ осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ­ выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; ­ контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ­ осуществлять смысловое чтение.   Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе. В ходе реализации данной программы могут быть использованы следующие методические пособия: 1. Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 81 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Дмитриев В. С., Дмитриев С. Д. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 127 с. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь.  – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. ­ М.: Книголюб, 2003. ­ 144 с. ­ (Дидактический материал по коррекционной письменной речи) Ефименкова   Л. Н.   Коррекция   ошибок,   обусловленных   несформированностью   фонематического   слуха.   Выпуск   2.   Часть   1. Дифференциация гласных. ­ М.: Книголюб, 2006. ­ 112 с.  Ефименкова   Л. Н.   Коррекция   ошибок,   обусловленных   несформированностью   фонематического   слуха.   Выпуск   2.   Часть   2. Дифференциация звонких и глухих согласных. ­ М.: Книголюб, 2005. ­ 128 с. Ефименкова   Л. Н.   Коррекция   ошибок,   обусловленных   несформированностью   фонематического   слуха.   Выпуск   2.   Часть   3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Р­Л. – М.: Книголюб, 2008. ­ 144 с. Кочеткова Н. А. Я различаю буквы о — а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочеткова. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005. — 40 с. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. ­ М.: Изд­во Гном и Д, 2007. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. ­ М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. ­ 88 с. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2006. – 32с.  Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2011. – 32с.  Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с. Садовникова   И. Н.   Коррекционное   обучение   школьников   с   нарушениями   чтения   и   письма.   Пособие   для   логопедов,   учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. ­ 256 с. 82 16. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей­логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с. 83

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма

Рабочая программа учителя-логопеда  по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018