Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
17.03.2018
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися 1-го класса с логопедическим заключением «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи», «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи», испытывающими трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции.Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися 1-го класса с логопедическим заключением «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи», «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи», испытывающими трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции.
Рабочая программа учителя.docx
к логопедическим занятиям по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителялогопеда
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
образования.
При составлении данной программы были использованы методические разработки по коррекционной работе с обучающимися,
имеющими речевые нарушения:
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.
Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.
Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.
Программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися
1го класса с логопедическим заключением «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи», «Фонетикофонематическое недоразвитие
речи», испытывающими трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной
сформированности речевой функции.
Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года. Логопедические занятия проводятся с третьей недели
сентября по третью неделю мая.
Программа реализуется при подгрупповой форме работы (не более 56 человек в каждой группе). Подгруппы комплектуются с
учетом возраста и характера нарушений.
55 Продолжительность подгруппового занятия – 35 минут. При необходимости могут проводиться индивидуальные занятия по коррекции
звукопроизношения, продолжительностью 15 – 20 минут, 23 раза в неделю.
Программа групповых занятий рассчитана на 83 ч в год (3 ч. в неделю).
Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений
речевого развития. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Последовательность изучения тем и количество часов, предусмотренные рабочей программой, являются примерными и определяются
конкретным составом группы. Количество необходимых занятий по одной теме может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в
зависимости от степени тяжести нарушения, и определяется логопедом в данной группе детей на основании объективных данных по
усвоению темы.
Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения срезовых и итоговых диагностических обследований.
Цель программы – коррекция нарушений устной речи, профилактика трудностей в формировании письма у обучающихся первых
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
классов.
Задачи программы:
•
•
•
•
коррекция звукопроизношения;
развитие фонематического восприятия;
развитие фонематического анализа и синтеза;
формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
•
• формирование связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме;
56 •
дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв;
• формирование и развитие грамматически правильной речи;
•
обогащение словарного запаса;
•
развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
Программа носит коррекционноразвивающий характер, предусматривает развитие и совершенствование психологических предпосылок
к обучению:
1) устойчивости внимания;
2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
3) способности к запоминанию;
4) способности к переключению;
5) навыков и приемов самоконтроля;
6) познавательной активности;
7) произвольности общения и поведения.
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Звуки и буквы (71 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Гласные 1го ряда (16 ч)
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие
преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление
количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого
57 слова со схемоймоделью, отражающей его звукослоговую структуру. Конструирование букв. Нахождение общего и различий между
буквами.
Гласные 2го ряда. Твердые и мягкие согласные (22 ч)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю). Дифференциация гласных (ы—и, а—я, э—е, у—ю,
о—ё, е – ю). Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы «ь» (в середине и в конце слова). Разделительный мягкий знак.
Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.
Звонкие и глухие согласные (24 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове,
представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных
согласных звуков ([б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з]—[с], [ж]— [ш]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (9 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]—[ш], [з]—[ж], [с][ц], [ч][щ], [ч]
[т`]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (9 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме.
Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (и—у,
и— ш, и – ц, б—д, п—т, л—м, к—н, ш – щ, ц – щ). Конструирование букв.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ
№
п/п
71
Тема занятия
Содержание коррекционной
работы
Развитие психических
процессов и навыков
учебной деятельности
Дата
проведения
занятия
Звуки и буквы
Предполага
емые сроки
проведения
Сентябрь
58 16
1
2
3
4
Речевые и неречевые звуки
Звуки и буквы. Гласные и
согласные звуки и буквы
Звукобуквенный анализ
слов
Звукобуквенный состав
слова
5
Слоговой состав слова
6
Слоговой анализ
Гласные Iго ряда
Знакомство со звуками (речевыми и
неречевыми). Дифференциация речевых
и неречевых звуков.
Уточнение знаний о гласных и согласных
звуках и буквах. Соотнесение букв со
звуком, его обозначающим.
Сопоставление слов, различающихся
одним звуком.
Развитие фонематического восприятия.
Звукобуквенный анализ слова
(выделение первого, последнего звука,
места звука в слове, количество звуков в
слове), соотношение между звуками и
буквами. Соотнесение звуков с
символами.
Развитие фонематического восприятия.
Составление слов из звуков,
дифференциация слов, отличающихся
одной буквой (звуком).
Уточнение знаний о гласных и согласных
звуках и буквах. Выделение гласных
звуков из слогов. Понятие о
слогообразующей роли гласных.
Определение количества и
последовательности слогов в слове.
Соотнесение количества слогов с
количеством гласных.
Определение количества и
Активизирование и
развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза).
Развитие слухового
внимания и восприятия.
Развитие умения
переключаться с одного
вида деятельности на
другой.
Развитие и
совершенствование
умения внимательно
слушать учителя
логопеда.
май
Сентябрь
октябрь
Сентябрь
3 неделя
Сентябрь
4 неделя
59 односложных слов
Слоговой анализ и
синтез двусложных
слов
Слоговой анализ и
синтез трехсложных
слов
7
8
9
Ударение в слове
10
Звук [а], буква А, а
последовательности звуков в слове,
слогов с опорой на гласный звук.
Соотнесение количества слогов с
количеством гласных. Подбор слов,
состоящих из одного слога.
Определение количества и
последовательности слогов в слове.
Деление слов на слоги с опорой на
гласный звук. Соотнесение количества
слогов с количеством гласных.
Составление и самостоятельный подбор
слов из двух слогов. Анализ слов с
открытыми и закрытыми слогами.
Определение количества и
последовательности слогов в слове.
Деление слов на слоги с опорой на
гласный звук. Соотнесение количества
слогов с количеством гласных.
Составление и самостоятельный подбор
слов из трех слогов. Анализ слов с
открытыми и закрытыми слогами.
Выделение ударного слога.
Смыслоразличительная роль
ударения.
Знакомство с буквой. Характеристика
звука. Соотнесение звука с буквой.
Конструирование буквы. Выделение
звука [а] в ряду гласных, слогах, словах.
Определение места звука в слове
(начало, середина, конец). Анализ
слогов, слов с данным звуком. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
Активизирование и
развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза).
Развитие слухового
внимания и восприятия.
Развитие умения
переключаться с одного
вида деятельности на
другой.
Развитие и
совершенствование
умения внимательно
слушать учителя
логопеда.
Развитие аналитических
способностей.
Развитие зрительного и
слухового восприятия и
оптического представле
ния.
Развитие способностей к
запоминанию,
Октябрь
1 неделя
Октябрь
2 неделя
60 11
Звук [о], буква О, о
12 Дифференциация а— о
13
Звук [у] и буква У, у
буквенного гнозиса. Отработка
написания буквы.
Знакомство с буквой. Характеристика
звука. Соотнесение звука с буквой.
Конструирование буквы. Определение
места звука в слове (начало, середина,
конец). Выделение звука из ряда
гласных, слогов, слов. Анализ слогов,
слов с данным звуком. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса. Отработка написания буквы
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных. Соотнесение звуков с
буквами. Различение букв по
оптическим и кинетическим признакам,
нахождение сходства и различия в
написании букв. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
Конструирование букв. Закрепление
оптического образа букв. Выделение
звуков из ряда гласных, слогов, слов.
Анализ слогов, слов с данными звуками.
Знакомство с буквой. Характеристика
звука. Соотнесение звука с буквой.
Конструирование буквы. Определение
места звука в слове (начало, середина,
конец). Выделение звука из ряда
гласных, слогов, слов. Анализ слогов,
слов с данным звуком. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений..
переключению.
Развитие аналитических
способностей.
Развитие зрительного и
слухового восприятия и
оптического представле
ния.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие способностей к
запоминанию,
переключению.
Формирование умения
целенаправленно и
последовательно
выполнять учебные
действия и адекватно
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
61 14 Дифференциация о—у
15
Звук [э], буква Э, э
16
Звук [ы] и буква ы
Отработка написания буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных. Соотнесение звуков с
буквами. Конструирование букв.
Выделение звуков из ряда гласных,
слогов, слов. Анализ слогов, слов с
данными звуками. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений..
Закрепление оптического образа букв.
Знакомство с буквой. Характеристика
звука. Соотнесение звука с буквой.
Конструирование буквы. Определение
места звука в слове (начало, середина,
конец). Выделение звука из ряда
гласных, слогов, слов. Анализ слогов,
слов с данным звуком. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
.Отработка написания буквы.
Знакомство с буквой. Характеристика
звука. Соотнесение звука с буквой.
Конструирование буквы. Определение
места звука в слове (начало, середина,
конец). Выделение звука из ряда
гласных, слогов, слов. Анализ слогов,
слов с данным звуком. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений..
Отработка написания буквы.
реагировать на контроль
и оценки со стороны
учителялогопеда.
22
Гласные IIго ряда. Твердые и мягкие согласные
Октябрь
4 неделя
Октябрь
декабрь
62 Согласные твердые и
мягкие. Понятие о гласных
I и II ряда.
Обозначение мягкости
согласных гласными II ряда
Звук [и] и буква И, и
17
(1)
18
(2)
19
(3)
20
(4)
Дифференциация
и ы в слогах, словах
Понятие о гласных I и II ряда.
Различение гласных I и II ряда на слух;
звуковой анализ слов.
Выбор гласных для обозначения
мягкости. Анализ словпаронимов:
сравнение слов по смыслу, звучанию,
написанию.
Знакомство с буквой. Характеристика
звука. Соотнесение звука с буквой.
Конструирование буквы. Определение
места звука в слове (начало, середина,
конец). Выделение звука из ряда
гласных, слогов, слов. Анализ слогов,
слов с данным звуком. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса. Отработка написания буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных [ы]—[и]. Соотнесение звуков с
буквами. Различение букв по
оптическим и кинетическим признакам,
нахождение сходства и различия в
написании букв. Конструирование букв.
Различение гласных [ы]—[и] в слогах,
словах. Выделение звуков из ряда
гласных, слогов, слов. Звуковой анализ
слогов, слов с данными звуками. Анализ
словпаронимов: сравнение слов по
смыслу, звучанию, написанию. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
буквенного гнозиса, оптических
представлений. Закрепление
оптического образа букв.
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие слухового и
зрительного восприятия,
внимания, слуховой
памяти. Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза).
Развитие зрительномоторной
координации.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
сти и способности к
переключению.
Развитие и
совершенствование
умения целенаправленно
Октябрь
4 неделя
Октябрь
5 неделя
63 21
(5)
Дифференциация
и ы в словах,
словосочетаниях
Буква Я, я.
22
(6)
23
(7)
Дифференциация а — я в
слогах, словах
Различение гласных [ы]—[и] в словах,
словосочетаниях. Выделение звуков из
слов, словосочетаний. Звуковой и
слоговой анализ слов. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса. Конструирование букв.
Развитие зрительнопространственной
ориентировки. Закрепление оптического
образа букв.
Соотнесение звука с буквой.
Конструирование букв. Выделение звука
из слова, определение места звука в
слове. Обозначение мягкости согласных
на письме при помощи гласной я.
Определение количества звуков и букв в
слове. Подбор слов с заданным
количеством звуков и слогов. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
буквенного гнозиса, оптических
представлений. Отработка написания
буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных [а] — [jа]. Соотнесение
звуков с буквами. Различение букв по
оптическим и кинетическим признакам,
нахождение сходства и различия в
написании букв. Конструирование букв.
Различение гласных [а] — [jа] в слогах,
словах. Обозначение мягкости на письме
с помощью гласной я. Определение
количества звуков и букв, слогов в
слове. Анализ словпаронимов:
и последовательно
выполнять учебные
действия и адекватно
реагировать на контроль
и оценки со стороны
учителялогопеда.
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие слухового
восприятия, внимания,
слуховой памяти.
64 24
(8)
Дифференциация а — я в
словах,
словосочетаниях
Буквы Е, е
25
(9)
Дифференциация э — е в
слогах, словах
26
(10
)
[а]—[jа]
сравнение слов по смыслу, звучанию,
написанию. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв
Соотнесение звуков с буквами.
Конструирование букв.
Различение
гласных
словах,
в
словосочетаниях. Обозначение мягкости
на письме с помощью гласной я.
Определение количества звуков и букв,
слогов в слове.
Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв
Соотнесение
буквой.
Конструирование букв.
Выделение
звука из слова, определение места звука
в слове.
Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи
гласной е. Определение количества
звуков и букв в слове. Подбор слов с
заданным количеством звуков и слогов.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлений. Отработка написания
буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных [э]— [jэ]. Соотнесение звуков
с буквами.
Различение букв по
оптическим и кинетическим признакам,
нахождение сходства и различия в
с
звука
Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза).
Развитие зрительномоторной
координации.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
сти и способности к
переключению.
Развитие и
совершенствование
умения целенаправленно
и последовательно
выполнять учебные
действия и адекватно
реагировать на контроль
и оценки со стороны
учителялогопеда.
Ноябрь
3 неделя
65 27
(11
)
Дифференциация э — е
в словах,
словосочетаниях
Буква Ю, ю
28
(12
)
в
[э]—[jэ]
написании букв. Конструирование букв.
Различение гласных [э]— [jэ]в слогах,
словах. Обозначение мягкости на письме
с помощью гласной е. Определение
количества звуков и букв, слогов в
слове. Анализ словпаронимов:
сравнение слов по смыслу, звучанию,
написанию. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв
Соотнесение звуков с буквами.
Конструирование букв.
Различение
гласных
словах,
словосочетаниях. Обозначение мягкости
на письме с помощью гласной е.
Определение количества звуков и букв,
слогов в слове. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв
буквой.
Соотнесение
Конструирование букв.
Выделение
звука из слова, определение места звука
в слове.
Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи
гласной ю. Определение количества
звуков и букв в слове. Подбор слов с
заданным количеством звуков и слогов.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлений. Отработка написания
звука
с
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие слухового
восприятия, внимания,
слуховой памяти.
Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза, сравнения,
Ноябрь
4 неделя
Ноябрь
4 неделя
66 Дифференциация у — ю
в слогах, словах
29
(13
)
Дифференциация у — ю в
словах, словосочетаниях
Буква Ё, ё
30
(14
)
31
(15
)
буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных [у]— [jу]. Соотнесение звуков
с буквами.
Различение букв по
оптическим и кинетическим признакам,
нахождение сходства и различия в
написании букв. Конструирование букв.
Различение гласных [у]— [jу]в слогах,
словах. Обозначение мягкости на письме
с помощью гласной ю. Определение
количества звуков и букв, слогов в
слове. Анализ словпаронимов:
сравнение слов по смыслу, звучанию,
написанию. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв
Соотнесение звуков с буквами.
Различение
Конструирование букв.
гласных [у]— [jу]
словах,
словосочетаниях. Обозначение мягкости
на письме с помощью гласной ю.
Определение количества звуков и букв,
слогов в слове. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв
буквой.
Соотнесение
Конструирование букв.
Выделение
звука из слова, определение места звука
в слове.
Обозначение мягкости
согласных на письме при помощи
звука
в
с
обобщения).
Развитие зрительномоторной
координации.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
сти и способности к
переключению.
Развитие и
совершенствование
умения целенаправленно
и последовательно
выполнять учебные
действия и адекватно
реагировать на контроль
и оценки со стороны
учителялогопеда.
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие слухового
восприятия, внимания,
слуховой памяти.
Декабрь
1 неделя
67 Дифференциация о — ё
в слогах, словах
32
(16
)
Дифференциация о — ё в
словах, словосочетаниях
33
(17
)
гласной ё. Определение количества
звуков и букв в слове. Подбор слов с
заданным количеством звуков и слогов.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлений. Отработка написания
буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных [о]— [jо]. Соотнесение звуков
с буквами. Различение букв по
оптическим и кинетическим признакам,
нахождение сходства и различия в
написании букв. Конструирование букв.
Различение гласных [о]— [jо] в слогах,
словах. Обозначение мягкости на письме
с помощью гласной ё. Определение
количества звуков и букв, слогов в
слове. Анализ словпаронимов.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлений. Закрепление
оптического образа букв.
Соотнесение звуков с буквами.
Конструирование букв. Различение
гласных [о]— [jо] в словах,
словосочетаниях. Обозначение мягкости
на письме с помощью гласной ё.
Определение количества звуков и букв,
слогов в слове. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв.
Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза, сравнения,
обобщения).
Развитие зрительномоторной
координации.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
сти и способности к
переключению.
Формирование умения
работать в определенном
темпе.
Развитие умения отвечать на
вопросы в точном
соответствии с инструкцией.
Совершенствование
умения целенаправленно
и последовательно
выполнять учебные
действия и адекватно
реагировать на контроль
Декабрь
2 неделя
68 Дифференциация ё – ю в
слогах, словах.
Дифференциация ё – ю в
словах, словосочетаниях
34
(18
)
35
(19
)
36
(20
)
Обозначение мягкости
согласных в конце слова
посредством мягкого знака.
Развитие
Уточнение и сравнение артикуляции
гласных [jо] [jу]. Соотнесение звуков
с буквами.
Конструирование букв.
Различение гласных [jо] [jу]в слогах,
словах. Обозначение мягкости на письме
с помощью гласных ё, ю. Определение
количества звуков и букв, слогов в
слове.
Анализ словпаронимов:
сравнение слов по смыслу, звучанию,
написанию.
навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв.
Соотнесение звуков с буквами.
Конструирование букв.
Различение
гласных [jо] [jу] в
словах,
словосочетаниях. Обозначение мягкости
на письме с помощью гласной ё, ю.
Определение количества звуков и букв,
слогов в слове. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв.
Определение места мягкого и твердого
звука в слове. Соотнесение количества
звуков и букв в слове.
Смыслоразличительная роль ь. Анализ
словпаронимов: сравнение слов по
смыслу, звучанию, написанию. Развитие
оптических представлений.
и оценки со стороны
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие слухового
восприятия, внимания,
слуховой памяти.
Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза, сравнения,
обобщения).
Развитие зрительномоторной
координации.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
сти и способности к
переключению.
Развитие умения работать в
определенном темпе.
Развитие умения отвечать на
вопросы в точном
соответствии с инструкцией.
Декабрь
3 неделя
69 37
(21
)
Обозначение мягкости
согласных в середине слова
посредством мягкого знака.
Разделительный мягкий
знак
Звуки [б][б`]. Буква Б, б
Звуки [п], [п`]; буква П, п
38
(22
)
24
39
(1)
40
(2)
41
(3)
Дифференциация [б], [б`]
[п], [п`] в слогах, в словах
Определение места мягкого и твердого
звука в слове. Соотнесение количества
звуков и букв в слове.
Смыслоразличительная роль ь. Анализ
словпаронимов: сравнение слов по
смыслу, звучанию, написанию. Развитие
оптических представлений.
Определение места мягкого и твердого
звука в слове. Соотнесение количества
звуков и букв в слове.
Анализ словпаронимов: сравнение слов
по смыслу, звучанию, написанию.
Развитие оптических представлений,
пространственной ориентировки.
Звонкие и глухие согласные
артикуляции
и
Соотнесение
Конструирование
Уточнение
характеристики звуков.
звуков с буквой.
букв.
Определение позиции звуков в слове
(начало, середина, конец), выделение
звуков из слогов, слов. Различие звуков в
словах, слогах, выделение слов с
данными звуками из предложений на
слух. Развитие навыка кинетического
образа буквы, буквенного гнозиса,
оптическопространственных
представлений. Отработка написания
буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков [б], [б`] [п], [п`].
Развитие умения применять
полученные знания в новых
ситуациях.
Развитие и
совершенствование
умения целенаправленно
и последовательно
Развитие слухового
восприятия, внимания,
слуховой памяти.
Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза, сравнения,
обобщения).
Развитие зрительномоторной
координации.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Декабрь
3 неделя
Декабрь
март
Декабрь
4 неделя
70 42
(4)
Дифференциация [б], [б`]
[п], [п`] в словах,
словосочетаниях
Звуки [в][в`]. Буква В, в
Звуки [ф][ф`]
Буква Ф, ф
Дифференциация [в], [в`] —
[ф], [ф`] в слогах, словах
Дифференциация [в], [в`]
— [ф], [ф`] в словах,
словосочетаниях
Звуки [г][г`]. Буква Г, г
Звуки [к][к`]. Буква К, к
43
(5)
44
(6)
45
(7)
46
(8)
47
(9)
48
(10
артикуляции
Соотнесение звуков с буквами.
Конструирование букв.
Различение звуков в слогах, словах,
словосочетаниях. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв.
и
Уточнение
характеристики звуков.
Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
в слове.
Конструирование букв.
Различие звуков в словах, слогах,
выделение слов с данными звуками из
предложений на слух. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптическопространственных
представлений. Отработка написания
буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков.
Соотнесение
звуков с буквами. Конструирование
букв. Различение звуков [в], [в`] — [ф],
[ф`] в слогах, словах, словосочетаниях.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлени
оптического образа букв.
и
Уточнение
характеристики звуков.
Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
Конструирование букв.
в слове.
Представлений.
Закрепление
артикуляции
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
сти и способности к
переключению.
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие наблюдательности в
процессе учебной
деятельности.
Развитие устойчивости
внимания.
Развитие памяти через
установку на запоминание.
Развитие умения работать в
Январь
3 неделя
Январь
4 неделя
71 )
49
(11
)
50
(12
)
51
(13
)
52
(14
)
53
(15
)
54
(16
)
Звуки [т] [т`]. Буква Т, т
Дифференциация [д], [д`]
— [т], [т`] в слогах, словах
Дифференциация [д], [д`]
— [т], [т`] в словах,
словосочетаниях
Дифференциация [г], [г`] —
[к], [к`] в слогах, словах
Дифференциация [г], [г`] —
[к], [к`] в словах,
словосочетаниях
Различие звуков в словах, слогах,
выделение слов с данными звуками из
предложений на слух. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Отработка написания буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков.
Соотнесение
звуков с буквами. Конструирование
букв. Различение звуков [г], [г`] — [к],
[к`] в слогах, словах, словосочетаниях.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлений.
Закрепление
оптического образа букв.
Звуки [д] [д`]. Буква Д, д Уточнение
артикуляции
и
характеристики
звуков.
Конструирование букв. Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
в слове. Различие звуков в словах,
выделение слов с данными
слогах,
звуками из
предложений на слух.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптико
пространственных
представлений.
Отработка написания буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Конструирование букв.
Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков [д],
[д`] — [т], [т`]
в слогах, словах,
Развитие навыка
словосочетаниях.
Январь
5 неделя
Январь
5 неделя
Февраль
1 неделя
72
Развитие слухового
восприятия, внимания,
слуховой памяти.
Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза, сравнения,
обобщения).
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы. Звуки [з][з`]. Буква З, з
Звуки [с] [с`]. Буква С, с
Дифференциация [з], [з`] –
[с], [с`] в слогах, словах
Дифференциация [з], [з`] –
[с], [с`] в словах,
словосочетаниях
Звук [ж], буква Ж, ж
Звук [ш] и буква Ш, ш
55
(17
)
56
(18
)
57
(19
)
58
(20
)
59
(21
)
60
(22
)
артикуляции
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв.
и
Уточнение
звуков.
характеристики
Конструирование букв.
Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
в слове. Различие звуков в словах,
слогах. Выделение слов с данными
звуками из
предложений на слух.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптико
пространственных
представлений.
Закрепление оптического образа букв.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Конструирование букв.
Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков [з],
в слогах, словах,
[з`] – [с], [с`]
словосочетаниях.
Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптических представлений.
Закрепление оптического образа букв.
и
Уточнение
звука.
характеристики
Конструирование букв.
Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
в слове. Выделение звука из слогов,
слов. Выделение слов с данными звуками
из
предложений на слух. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
оптических
буквенного
артикуляции
гнозиса,
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие наблюдательности в
процессе учебной
деятельности.
Совершенствование умения
работать в определенном
темпе.
Развитие умения отвечать на
вопросы в точном
соответствии с инструкцией.
Развитие умения применять
полученные знания в новых
ситуациях.
Совершенствование
умения целенаправленно
и последовательно
Февраль
3 неделя
Февраль
4 неделя
73 Дифференциация [ж]— [ш]
в слогах, словах
Дифференциация [ж]— [ш]
в словах, словосочетаниях
Дифференциация [с]— [ш]
61
(23
)
62
(24
)
9
63
(1)
Дифференциация [з]— [ж]
64
(2)
представлений. Отработка написания
буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Конструирование букв.
Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков [ж]
[ш] в слогах, словах, словосочетаниях.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлений.
Закрепление
оптического образа букв.
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты
словпаронимов.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Конструирование букв.
Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков [с]
—[ш] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях.
Выделение слов и
данными звуками из предложений.
Анализ
Развитие
навыка кинетического образа буквы,
оптических
буквенного
представлений.
Закрепление
оптического образа букв.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик
звуков.
Конструирование букв.
Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков [з]
—[ж] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях.
Выделение слов и
данными звуками из предложений.
гнозиса,
Развитие слухового и
зрительного восприятия,
внимания, слуховой
памяти. Развитие слухо
произносительных
дифференцировок.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
Март
1 неделя
Март
1 неделя
Март
апрель
Март
1 неделя
Март
2 неделя
74 Звук [ц], буква Ц, ц.
Дифференциация [с] [ц]
Звук [ч], буква Ч, ч.
65
(3)
66
(4)
67
(5)
гнозиса,
гнозиса,
артикуляции
словпаронимов.
Анализ
Развитие
навыка кинетического образа буквы,
буквенного
оптических
представлений.
Закрепление
оптического образа букв.
и
Уточнение
звука.
характеристики
Конструирование букв.
Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
в слове. Выделение звука из слогов,
слов. Выделение слов с данным звуком
из
предложений на слух. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
буквенного
оптико
пространственных
представлений.
Отработка написания буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков. Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков [с]
—[ц] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях. Выделение слов и
данными звуками из предложений.
Анализ словпаронимов. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
буквенного гнозиса, оптических
представлений. Закрепление
оптического образа букв.
и
Уточнение
звука.
характеристики
Конструирование букв.
Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
в слове. Выделение звука из слогов,
артикуляции
буквы.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза, сравнения,
обобщения).
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
сти и способности к
переключению.
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие наблюдательности в
процессе учебной
деятельности.
Развитие памяти через
установку на запоминание.
Совершенствование умения
работать в определенном
темпе.
Развитие умения отвечать на
вопросы в точном
соответствии с инструкцией.
Развитие умения применять
полученные знания в новых
ситуациях.
Развитие способности к пла
нированию предстоящей
деятельности.
Развитие познавательной
активности.
Совершенствование
умения целенаправленно
Март
3 неделя
75 Звук [щ] и буква Щ, щ
Дифференциация [ч] [щ]
68
(6)
69
(7)
чкчн.
артикуляции
слов. Выделение слов с данным звуком
из предложений на слух. Правописание
чачу,
Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса,
оптикопространственных
представлений. Отработка написания
буквы.
Уточнение
и
характеристики
звука.
Конструирование букв.
Соотнесение
звука с буквой, определение места звука
в слове. Выделение звука из слогов,
слов. Выделение слов с данным звуком
из предложений на слух. Договаривание
слов. Правописание ща щу. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
буквенного
оптико
пространственных
представлений.
Отработка написания буквы.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков. Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков [ч]
—[щ] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях. Выделение слов с
данными звуками из предложений.
Анализ словпаронимов. Правописание
чаща, чу щу. Составление слов,
словосочетаний, предложений. Развитие
навыка кинетического образа буквы,
буквенного гнозиса, оптических
представлений. Закрепление
оптического образа букв.
гнозиса,
и последовательно
выполнять учебные
действия и адекватно
реагировать на контроль
и оценки со стороны
учителялогопеда.
Март
3 неделя
76 70
(8)
71
(9)
9
72
(1)
73
(2)
74
(3)
75
(4)
76
(65
77
(6)
78
(7)
Дифференциация [ч] [ц]
Дифференциация [ч] [т`]
Дифференциация и—у
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков. Соотнесение
звуков с буквами. Различение звуков в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях. Выделение слов и
данными звуками из предложений.
Составление слов, словосочетаний,
предложений. Анализ словпаронимов.
Развитие навыка кинетического образа
буквы, буквенного гнозиса, оптических
представлений. Закрепление
оптического образа букв.
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам
Дифференциация И-Ш, и
— ш
Дифференциация И-Ц, и—
ц
Дифференциация б—д
Дифференциация П-Т, п—
т
Дифференциация Л-М, л
—м
Дифференциация К-Н, к—
н
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков. Соотнесение
звуков с буквами. Различение букв по
оптическим и кинетическим признакам,
нахождение сходства и различия в
написании букв. Развитие навыка
кинетического образа буквы, буквенного
гнозиса, оптических представлений.
Развитие зрительного
восприятия, внимания,
слуховой памяти.
Развитие зрительномоторных
координаций.
Развитие зрительно
пространственного
восприятия, анализа и
синтеза.
Формирование
оптического образа
буквы.
Развитие мыслительных
операций (анализа и
синтеза, сравнения,
обобщения).
Развитие контроля за
ходом своей деятельно
Апрель
1 неделя
Апрельмай
Апрель
2 неделя
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
Апрель
4 неделя
77 79
(8)
80
(9)
Дифференциация Ш-Щ,
ш-щ
Дифференциация Ц-Щ, ц-
щ
Развитие оптикопространственных
представлений. Конструирование букв.
сти и способности к
переключению.
Развитие умения
слушать, запоминать.
Развитие наблюдательности в
процессе учебной
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Таким образом:
К концу обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
78 К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы;
— соотносить букву со звуком и наоборот.
— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.
Результатами освоения данной рабочей программы является сформированность перечисленных ниже умений (УУД):
Личностные результаты:
79 соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект
поведения;
устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД:
сформулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
составлять плани определить последовательностьдействий;
выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели;
– внести необходимыеизменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
– выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения;
осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
Коммуникативные УУД:
внимательно слушать и слышать учителя логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его
инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи
в соответствии с полученной инструкцией;
целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на
контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
80 отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
обращаться к учителю логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
подводить итоги занятия;
соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог).
строить монологическое высказывание;
слушать собеседника.
Познавательные УУД (общеучебные):
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
найти и выделить необходимую информацию;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
осуществлять смысловое чтение.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы
(устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного
развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
В ходе реализации данной программы могут быть использованы следующие методические пособия:
1.
Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
81 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Дмитриев В. С., Дмитриев С. Д. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 127 с.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква.
Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. М.: Книголюб,
2003. 144 с. (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1.
Дифференциация гласных. М.: Книголюб, 2006. 112 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2.
Дифференциация звонких и глухих согласных. М.: Книголюб, 2005. 128 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3.
Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, РЛ. – М.: Книголюб, 2008. 144 с.
Кочеткова Н. А. Я различаю буквы о — а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочеткова. — М.: «Издательство «ГНОМ и
Д», 2005. — 40 с.
Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. М.: Издво Гном и Д, 2007.
Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. М.: Издательство
«ГНОМ и Д», 2006. 88 с.
Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2006. – 32с.
Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2011. – 32с.
Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с.
Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей,
психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. 256 с.
82 16.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителейлогопедов с
младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
83
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Рабочая программа учителя-логопеда по устранению недостатков устной речи и профилактике нарушений письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.