Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
информатика
8 кл
13.02.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист» - это кружковая работа с одаренными детьми по информатике. Язык программирования Pascal. Главной обучающее задачей программы является формирование навыков работы с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
Рабочая программа.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Беслана

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________/Т.С. Гусалова/

«____»____________2019 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________.М. Арчегова/

Приказ № ___

от «___»______2019 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка
«Юный программист»

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Меликова Рита Исламбековна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Беслан, 2018 г.


 

Содержание

Пояснительная записка. 3

Отличительные особенности программы. 3

Актуальность и новизна программы. 5

Цель программы. 6

Задачи программы.. 6

Условия достижения поставленных задач и цели. 7

Ожидаемые результаты и способы их проверки. 8

Организация деятельности учащихся. 9

Тематическое планирование. 10

Список литературы. 13

Перечень средств ИКТ. 13

 

 

 


 

Пояснительная записка

Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Одна из целей программы –  скорейшее привлечение учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal и привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Отличительные особенности программы

Изучение программирования в курсе «Информатика и ИКТ» является самым сложным периодом обучения в данной науке. Для детей 14-17 лет научно изложенные учебники редко привлекательны, только очень пытливые умы старательно разбирают непонятные слова, а затем уже и суть основного материала. Задача учителя стоит в разработке такой методики, которая максимально упростит постижение способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире. Для изучения программированияв кружке«Юный программист», можно использовать большее количество задач разного типа, чем в рамках общеобразовательного урока.

В программе суть усвоения материала, заключается в том, что дети последовательно изучают материал, делая при этом  «маленькие открытия». Учитель должен научить их элементам эвристики для изучения не только информатики, но и любой другой науки.

Изучение Pascal начинается сразу с конкретных примеров. Шаг за шагом воспитанники кружка проходят все стадии программирования.

Содержание курса сочетает в себе три существующих сейчас основных  подхода в обучении информатики в школе:

1.       «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

2.       алгоритмический (программистский) аспект, связанный в большей мере с развитием мышления учащихся.

3.       кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении, закономерностей информационных процессов.

В основе программы кружка осуществляется интегрированный подход к изучению темы, что позволяет учащимся глубже овладеть необходимыми знаниями.

Интегрирование ведётся сразу по трём направлениям: математика, физика и информатика.

Несмотря на появление новых технологий PascalABC, во многом задуманный язык для обучения, и на сегодняшний день остаётся одним из самых удобных средств для изучения программирования.

Программа направлена на изучение алгоритмов и систем программирования и  развитие алгоритмического стиля мышления, формирование знаний об одном из языков программирования, формирование умений исполь­зовать язык программирования для записи алгоритмов решения про­стых задач.

 

Актуальность и новизна программы

В наше компьютеризированное время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок является стартовой базой для изучения языка объектно-ориентированного программирования. Занятия помогут учащимся глубже изучить один из языков программирования и приобрести необходимый навык в составлении программ на Pascal.

В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии.

Программа составлена на основе книг Л.М. Климовой «Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач», КУДИЦ-Образ, 2003 г. - 528с. и «Паскаль для школьников» авторов Ушаков Д.М, Юркова Т.А, 2010г. - 256св них отражены основные этапы изучения Pascal, а также решение типовых задач.

По результатам ЕГЭ прошлых лет  информатика именно в области программирования считается наиболее трудным экзаменом и кружок, как дополнительная форма обучения,  служит ещё одним вариантом подготовки учащихся.  Кроме того, для участия в олимпиадах по программированию необходимы навыки выше базовой программы.

Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились, поэтому целью кружка является оказание помощи в изучении основ программирования и подготовке учащихся к поступлению в конкретный ВУЗ.

Цель программы

Углубить понятие алгоритма и основных алгоритмических структур, алгоритмического программирования. Дать учащимся представление о решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике.

Задачи программы

Обучающие:

·     Формирование навыков работы с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

·     Формирование знаний у учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

·     Формирование навыков распознавания необходимости применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

·     Формирование умений организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.

·     Формирование знаний учащихся в разработке алгоритмов и реализации их на языке программирования Pascal.

·     Формирование умений у учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.

Развивающие:

·     формирование нового типа мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;

·     предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;

·     формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

Воспитательные:       

·     развитие общекультурного уровня учащихся;

·     развитие правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;

·     формирование знаний о роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;

·     формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;

·     формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;

·     воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;

·     воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Условия достижения поставленных задач и цели

Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся от простого к сложному. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Основными являются комбинированные занятия.

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.

Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

 

 


Ожидаемые результаты и способы их проверки

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

·     знают роль программного обеспечения и его виды;

·     знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;

·     умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

·     умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

·     умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;

·     умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

·     умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

·        способность к самосовершенствованию;

·        коммуникативная, социально – трудовая  компетенция;

·        информационно – технологическая компетенция;

·        ценностно – смысловая  компетенция;

·        ценностно-рефлексивная  компетенция;

·        информационно-технологическая  компетенция;

·        коммуникативная  компетенция;

·        учебно-познавательная  компетенция;

·        общекультурная компетенция.


Организация деятельности учащихся

 

Формы организации деятельности учащихся:

-  групповые;

-  индивидуальные;

-  индивидуально-групповые.

Технологии обучения:

-   лекционно-семинарская;

-   блочно-модульная.

Особенности набора учащихся осуществляется по желанию детей и их родителей.

Режим организации занятий:

1.   общее количество часов в год – 72 часов;

2.   периодичность занятий – 1 раз в неделю;

3.   количество часов и занятий в неделю – 2.

 

Формы организации занятий:

-   Беседа

-   Лекция

-   Семинарские занятия

-   Практические занятия на компьютере

Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в ходе выполнения учащимися практических работ.

 

 

 

 


 

Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Кол- во часов

Знакомство с Pascal

1

Техника безопасности. Среда программирования PascalABC.

1

2

Структура программы.

1

3

Типы данных в Pascal.

1

4

Целый тип данных.

1

5

Имена, арифметические операции и выражения.

1

6

Оператор ввода данных (READ), печати на экране (WRITE), присваивания.

1

7-8

Перевод формул на язык Pascal.Стандартные математические функции и процедуры.

2

9-10

Решение задач линейной структуры.

2

Условный оператор

11

Условный оператор (IFThenElse).

1

12

Полный и неполный условный оператор.

1

13

Операторные скобки (BEGIN… END).

1

14

Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x.

1

15-16

Решение задач.

2

Циклы

17

Цикл с параметром.

1

18-19

Пошаговая отладка программ.

2

20

Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел,

подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an.

1

21

Решение задач.

1

22

Циклы с условиями. Циклы с предусловиемWHILE

1

23

Цикл с постусловием REPEATUNTIL.

1

24

Алгоритм Евклида.

1

25

Решение задач.

1

26

Вложенные циклы.

1

27

Смешанные вложенные циклы.

1

28

Решение задач.

1

Вещественные типы данных

29

Вещественные типы данных.

1

30

Вычисления с заданной точностью.

1

31

Решение задач.

1

Массивы

32

Массивы.

1

33

Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран.

1

34

Нахождение суммы элементов.

1

35

Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию.

1

36

Поиск MIN (MAX) элемента.

1

37

Простейшие сортировки.

1

38-39

Решение задач.

2

Подпрограммы

40

Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные.

1

41-42

Процедуры.

2

43-44

Функции.

2

45

Рекурсия.

1

47

Решение задач.

1

Строковые и знаковые типы данных

47

Типы данных CHAR  и STRING.

1

48-49

Функции работы со строковыми переменными.

2

50

Решение задач.

1

Двумерные массивы

51

Двумерные массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива по строке и по столбцу

1

52

Вывод на экран в виде таблицы.

1

53

Нахождение суммы элементов каждой строки и каждого столбца.

1

54

Работа с элементами массива.

1

55

Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию.

1

56

Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива.

1

57

Решение задач.

1

Работы с файлами

58

Ввод данных в файл.

1

59

Вывод данных в файл.

1

60

Текстовые файлы.

1

61

Типизированные файлы.

1

62

Нетипизированные файлы.

1

63

Решение задач.

 

Динамические переменные

64

Процедуры New и Dispose

1

65

Процедуры GetMem иFreeMem

1

66

Решение задач

1

Решение задач углубленного (олимпиадного уровня)

67-70

Решение задач

4

71-72

Резерв учебного времени

2

Итого

72

 


 

Список литературы

 

  1. Л.М. Климовой «Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач», КУДИЦ-Образ, 2003 г. - 528с.
  2. Паскаль для школьников» авторов Ушаков Д.М, Юркова Т.А, 2010г. - 256с
  3. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Окулов С.М. Задачи по программированию. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.
  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.
  7. Андреева Е.В. Турбо –Паскаль в школе. Сборник задач и контрольных работ , Москва, 1998
  8. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
  9. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».
  10. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .

 

Сайты

1.         http://www.metodist.lbz.ru – Методическая служба издательства БИНОМ. Лаборатория знаний

2.         http://www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция ЦОР

3.         http://window.edu– Единое окно доступа к образовательным ресурсам

4.         http://www.edu.ru– Федеральный портал «Российское образование»

5.         http://school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал

6.         http://ege.edu.ru– Портал информационной поддержки единого государственного экзамена

7.         http://experiment.edu.ru– естественно-научные эксперименты

8.         http://ict.edu.ru–  Информационно-коммуникационные технологии в образовании

9.         http://www.intuit.ru– Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру

10.     http://www.rusedu.info– Информатика и ИКТ в образовании

11.     http://iit.metodist.ru– сайт лаборатории информатики МИОО

12.     http://ito.edu.ru–  Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»

13.     http://algolist.manual.ru– Алгоритмы, методы, исходники

14.     http://alglib.sources.ru– Библиотека алгоритмов

15.     http://www.mathprog.narod.ru– Математика и программирование

16.     http://www.computer-museum.ru– Виртуальный компьютерный музей

17.     http://inf.1september.ru– Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»

18.     http://schoolinform.ucoz.net/load/rabochie_programmy/kruzhok_programmirovanie_na_pascal/3-1-0-17   - Сайт учителя информатики Тупицкой Татьяны Викторовны

 

 

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы

мультимедийные ПК, локальная сеть,  глобальная сеть, мультимедиапроектор, интерактивная доска, принтер, сканер.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Пояснительная записка Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности

Пояснительная записка Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности

Для изучения программированияв кружке«Юный программист», можно использовать большее количество задач разного типа, чем в рамках общеобразовательного урока

Для изучения программированияв кружке«Юный программист», можно использовать большее количество задач разного типа, чем в рамках общеобразовательного урока

Актуальность и новизна программы

Актуальность и новизна программы

Задачи программы Обучающие: ·

Задачи программы Обучающие: ·

У словия достижения поставленных задач и цели

У словия достижения поставленных задач и цели

Ожидаемые результаты и способы их проверк и

Ожидаемые результаты и способы их проверк и

Организация деятельности учащихся

Организация деятельности учащихся

Тематическое планирование № темы

Тематическое планирование № темы

28Решение задач. 1

28Решение задач. 1

Поиск MIN ( MAX ) элемента каждой строки или столбца, всего массива

Поиск MIN ( MAX ) элемента каждой строки или столбца, всего массива

Список литературы Л.М

Список литературы Л.М
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019