Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Беслана
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ___________/Т.С. Гусалова/ «____»____________2019 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор _____________/В.М. Арчегова/ Приказ № ___ от «___»______2019 г.
|
Рабочая программа кружка
«Юный программист»
Преподаватель:
Меликова Рита Исламбековна
г. Беслан, 2018 г.
Содержание
Пояснительная записка. 3
Отличительные особенности программы. 3
Актуальность и новизна программы. 5
Цель программы. 6
Задачи программы.. 6
Условия достижения поставленных задач и цели. 7
Ожидаемые результаты и способы их проверки. 8
Организация деятельности учащихся. 9
Тематическое планирование. 10
Список литературы. 13
Перечень средств ИКТ. 13
Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Одна из целей программы – скорейшее привлечение учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal и привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучение программирования в курсе «Информатика и ИКТ» является самым сложным периодом обучения в данной науке. Для детей 14-17 лет научно изложенные учебники редко привлекательны, только очень пытливые умы старательно разбирают непонятные слова, а затем уже и суть основного материала. Задача учителя стоит в разработке такой методики, которая максимально упростит постижение способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире. Для изучения программированияв кружке«Юный программист», можно использовать большее количество задач разного типа, чем в рамках общеобразовательного урока.
В программе суть усвоения материала, заключается в том, что дети последовательно изучают материал, делая при этом «маленькие открытия». Учитель должен научить их элементам эвристики для изучения не только информатики, но и любой другой науки.
Изучение Pascal начинается сразу с конкретных примеров. Шаг за шагом воспитанники кружка проходят все стадии программирования.
Содержание курса сочетает в себе три существующих сейчас основных подхода в обучении информатики в школе:
1. «пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
2. алгоритмический (программистский) аспект, связанный в большей мере с развитием мышления учащихся.
3. кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении, закономерностей информационных процессов.
В основе программы кружка осуществляется интегрированный подход к изучению темы, что позволяет учащимся глубже овладеть необходимыми знаниями.
Интегрирование ведётся сразу по трём направлениям: математика, физика и информатика.
Несмотря на появление новых технологий PascalABC, во многом задуманный язык для обучения, и на сегодняшний день остаётся одним из самых удобных средств для изучения программирования.
Программа направлена на изучение алгоритмов и систем программирования и развитие алгоритмического стиля мышления, формирование знаний об одном из языков программирования, формирование умений использовать язык программирования для записи алгоритмов решения простых задач.
В наше компьютеризированное время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок является стартовой базой для изучения языка объектно-ориентированного программирования. Занятия помогут учащимся глубже изучить один из языков программирования и приобрести необходимый навык в составлении программ на Pascal.
В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии.
Программа составлена на основе книг Л.М. Климовой «Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач», КУДИЦ-Образ, 2003 г. - 528с. и «Паскаль для школьников» авторов Ушаков Д.М, Юркова Т.А, 2010г. - 256св них отражены основные этапы изучения Pascal, а также решение типовых задач.
По результатам ЕГЭ прошлых лет информатика именно в области программирования считается наиболее трудным экзаменом и кружок, как дополнительная форма обучения, служит ещё одним вариантом подготовки учащихся. Кроме того, для участия в олимпиадах по программированию необходимы навыки выше базовой программы.
Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились, поэтому целью кружка является оказание помощи в изучении основ программирования и подготовке учащихся к поступлению в конкретный ВУЗ.
Углубить понятие алгоритма и основных алгоритмических структур, алгоритмического программирования. Дать учащимся представление о решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике.
Обучающие:
· Формирование навыков работы с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
· Формирование знаний у учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
· Формирование навыков распознавания необходимости применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
· Формирование умений организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
· Формирование знаний учащихся в разработке алгоритмов и реализации их на языке программирования Pascal.
· Формирование умений у учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.
Развивающие:
· формирование нового типа мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
· предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;
· формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Воспитательные:
· развитие общекультурного уровня учащихся;
· развитие правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;
· формирование знаний о роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
· формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
· формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
· воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
· воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся от простого к сложному. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Основными являются комбинированные занятия.
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.
Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
· знают роль программного обеспечения и его виды;
· знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;
· умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
· умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
· умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
· умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;
· умеют осуществлять отладку и тестирование программы.
Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):
· способность к самосовершенствованию;
· коммуникативная, социально – трудовая компетенция;
· информационно – технологическая компетенция;
· ценностно – смысловая компетенция;
· ценностно-рефлексивная компетенция;
· информационно-технологическая компетенция;
· коммуникативная компетенция;
· учебно-познавательная компетенция;
· общекультурная компетенция.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповые;
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые.
Технологии обучения:
- лекционно-семинарская;
- блочно-модульная.
Особенности набора учащихся осуществляется по желанию детей и их родителей.
Режим организации занятий:
1. общее количество часов в год – 72 часов;
2. периодичность занятий – 1 раз в неделю;
3. количество часов и занятий в неделю – 2.
Формы организации занятий:
- Беседа
- Лекция
- Семинарские занятия
- Практические занятия на компьютере
Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в ходе выполнения учащимися практических работ.
№ темы |
Название темы |
Кол- во часов |
Знакомство с Pascal |
||
1 |
Техника безопасности. Среда программирования PascalABC. |
1 |
2 |
Структура программы. |
1 |
3 |
Типы данных в Pascal. |
1 |
4 |
Целый тип данных. |
1 |
5 |
Имена, арифметические операции и выражения. |
1 |
6 |
Оператор ввода данных (READ), печати на экране (WRITE), присваивания. |
1 |
7-8 |
Перевод формул на язык Pascal.Стандартные математические функции и процедуры. |
2 |
9-10 |
Решение задач линейной структуры. |
2 |
Условный оператор |
||
11 |
Условный оператор (IF…Then…Else). |
1 |
12 |
Полный и неполный условный оператор. |
1 |
13 |
Операторные скобки (BEGIN… END). |
1 |
14 |
Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x. |
1 |
15-16 |
Решение задач. |
2 |
Циклы |
||
17 |
Цикл с параметром. |
1 |
18-19 |
Пошаговая отладка программ. |
2 |
20 |
Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an. |
1 |
21 |
Решение задач. |
1 |
22 |
Циклы с условиями. Циклы с предусловиемWHILE |
1 |
23 |
Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL. |
1 |
24 |
Алгоритм Евклида. |
1 |
25 |
Решение задач. |
1 |
26 |
Вложенные циклы. |
1 |
27 |
Смешанные вложенные циклы. |
1 |
28 |
Решение задач. |
1 |
Вещественные типы данных |
||
29 |
Вещественные типы данных. |
1 |
30 |
Вычисления с заданной точностью. |
1 |
31 |
Решение задач. |
1 |
Массивы |
||
32 |
Массивы. |
1 |
33 |
Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. |
1 |
34 |
Нахождение суммы элементов. |
1 |
35 |
Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. |
1 |
36 |
Поиск MIN (MAX) элемента. |
1 |
37 |
Простейшие сортировки. |
1 |
38-39 |
Решение задач. |
2 |
Подпрограммы |
||
40 |
Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. |
1 |
41-42 |
Процедуры. |
2 |
43-44 |
Функции. |
2 |
45 |
Рекурсия. |
1 |
47 |
Решение задач. |
1 |
Строковые и знаковые типы данных |
||
47 |
Типы данных CHAR и STRING. |
1 |
48-49 |
Функции работы со строковыми переменными. |
2 |
50 |
Решение задач. |
1 |
Двумерные массивы |
||
51 |
Двумерные массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива по строке и по столбцу |
1 |
52 |
Вывод на экран в виде таблицы. |
1 |
53 |
Нахождение суммы элементов каждой строки и каждого столбца. |
1 |
54 |
Работа с элементами массива. |
1 |
55 |
Подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию. |
1 |
56 |
Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива. |
1 |
57 |
Решение задач. |
1 |
Работы с файлами |
||
58 |
Ввод данных в файл. |
1 |
59 |
Вывод данных в файл. |
1 |
60 |
Текстовые файлы. |
1 |
61 |
Типизированные файлы. |
1 |
62 |
Нетипизированные файлы. |
1 |
63 |
Решение задач. |
|
Динамические переменные |
||
64 |
Процедуры New и Dispose |
1 |
65 |
Процедуры GetMem иFreeMem |
1 |
66 |
Решение задач |
1 |
Решение задач углубленного (олимпиадного уровня) |
||
67-70 |
Решение задач |
4 |
71-72 |
Резерв учебного времени |
2 |
Итого |
72 |
Сайты
1. http://www.metodist.lbz.ru – Методическая служба издательства БИНОМ. Лаборатория знаний
2. http://www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция ЦОР
3. http://window.edu– Единое окно доступа к образовательным ресурсам
4. http://www.edu.ru– Федеральный портал «Российское образование»
5. http://school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал
6. http://ege.edu.ru– Портал информационной поддержки единого государственного экзамена
7. http://experiment.edu.ru– естественно-научные эксперименты
8. http://ict.edu.ru– Информационно-коммуникационные технологии в образовании
9. http://www.intuit.ru– Интернет-университет информационных технологий ИНТУИТ.ру
10. http://www.rusedu.info– Информатика и ИКТ в образовании
11. http://iit.metodist.ru– сайт лаборатории информатики МИОО
12. http://ito.edu.ru– Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании»
13. http://algolist.manual.ru– Алгоритмы, методы, исходники
14. http://alglib.sources.ru– Библиотека алгоритмов
15. http://www.mathprog.narod.ru– Математика и программирование
16. http://www.computer-museum.ru– Виртуальный компьютерный музей
17. http://inf.1september.ru– Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»
18. http://schoolinform.ucoz.net/load/rabochie_programmy/kruzhok_programmirovanie_na_pascal/3-1-0-17 - Сайт учителя информатики Тупицкой Татьяны Викторовны
мультимедийные ПК, локальная сеть, глобальная сеть, мультимедиапроектор, интерактивная доска, принтер, сканер.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.