Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
информатика
8 кл
13.02.2019
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»
Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Одна из целей программы – скорейшее привлечение учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal и привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.
Рабочая программа.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Беслана СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР  ___________/Т.С. Гусалова/ «____»____________2019 г. УТВЕРЖДАЮ Директор  _____________/В.М. Арчегова/ Приказ № ___  от «___»____2019 г. Рабочая программа кружка «Юный программист» Преподаватель: Меликова Рита Исламбековна г. Беслан, 2018 г. Содержание Пояснительная записка...........................................................................................................................4 Отличительные особенности программы...............................................................................................4 Актуальность и новизна программы......................................................................................................6 Цель программы.......................................................................................................................................7 Задачи программы...................................................................................................................................7 Условия достижения поставленных задач и цели.................................................................................8 Ожидаемые результаты и способы их проверки.................................................................................10 Организация деятельности учащихся..................................................................................................12 Тематическое планирование.................................................................................................................13 Список литературы................................................................................................................................15 Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы..............................15 Пояснительная записка Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности.   Программа   построена   таким   образом,   чтобы   помочь   учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования.   Развивает   коммутативные   и   интеллектуальные   способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Одна из целей   программы   –     скорейшее   привлечение   учащихся   к   самостоятельному   и осмысленному   составлению   законченных   программ   на   языке  Pascal  и   привития основных   навыков   алгоритмической   и   программистской   грамотности:   ясного   и понятного   стиля,   надёжности   решений,   экономии   вычислений,   организации переборов и т.д. Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений   и   навыков,   которые   носят   общеинтеллектуальный   характер   и формирование   которых   –   одна   из   приоритетных   задач   современной   школы. Изучение   программирования   развивает   мышление   школьников,   способствует формированию   у   них   многих   приемов   умственной   деятельности.   Здесь   роль информатики   сродни   роли   математики   в   школьном   образовании.   Поэтому   не использовать   действительно   большие   возможности   программирования   для развития   мышления   школьников, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.   формирования   многих   общеучебных, Отличительные особенности программы Изучение программирования в курсе «Информатика и ИКТ» является самым сложным   периодом   обучения   в   данной   науке.   Для   детей   14­17   лет   научно изложенные   учебники   редко   привлекательны,   только   очень   пытливые   умы старательно разбирают непонятные слова, а затем уже и суть основного материала. Задача   учителя   стоит   в   разработке   такой   методики,   которая   максимально упростит   постижение   способности   программировать,   что   очень   важно   для большинства   людей   в   современном   техническом   мире.   Для   изучения программированияв   кружке«Юный   программист»,   можно   использовать   большее количество задач разного типа, чем в рамках общеобразовательного урока. В   программе   суть   усвоения   материала,   заключается   в   том,   что   дети последовательно   изучают   материал,   делая   при   этом     «маленькие   открытия». Учитель   должен   научить   их   элементам   эвристики   для   изучения   не   только информатики, но и любой другой науки.  Изучение  Pascal  начинается   сразу   с   конкретных   примеров.   Шаг   за   шагом воспитанники кружка проходят все стадии программирования. Содержание курса сочетает в себе три существующих сейчас основных подхода в обучении информатики в школе: 1. «пользовательский»   аспект,   связанный   с   формированием   компьютерной грамотности,   подготовкой   школьников   к практической деятельности в условиях широкого использования информационных   информационной   культуры, технологий. 2. алгоритмический (программистский) аспект, связанный в большей мере с развитием мышления учащихся. 3. кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих   закономерностей представлений   о   роли   информации   в   управлении, информационных процессов. В   основе   программы   кружка   осуществляется  интегрированный  подход  к изучению   темы,   что   позволяет   учащимся   глубже   овладеть   необходимыми знаниями.  Интегрирование ведётся сразу по трём направлениям: математика, физика и информатика. Несмотря на появление новых технологий PascalABC, во многом задуманный язык  для   обучения,  и   на  сегодняшний   день   остаётся  одним  из  самых   удобных средств для изучения программирования.  Программа направлена на изучение алгоритмов и систем программирования и  развитие алгоритмического стиля мышления, формирование знаний об одном из   формирование   умений   использовать   язык языков   программирования, программирования для записи алгоритмов решения простых задач.  Актуальность и новизна программы В наше компьютеризированное время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок является стартовой базой для изучения языка объектно­ориентированного   программирования.   Занятия   помогут   учащимся глубже   изучить   один   из   языков   программирования   и   приобрести   необходимый навык в составлении программ на Pascal. В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии. Программа   составлена   на   основе   книг   Л.М.   Климовой   «Pascal   7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач», КУДИЦ­Образ, 2003 г. ­ 528с. и «Паскаль для школьников» авторов Ушаков Д.М, Юркова Т.А, 2010г. ­ 256св них отражены основные этапы изучения  Pascal, а также решение типовых задач.  По   результатам   ЕГЭ   прошлых   лет     информатика   именно   в   области программирования   считается   наиболее   трудным   экзаменом   и   кружок,   как дополнительная   форма   обучения,     служит   ещё   одним   вариантом   подготовки учащихся.     Кроме   того,   для   участия   в   олимпиадах   по   программированию необходимы навыки выше базовой программы. Требования   высших   учебных   заведений   к   выпускникам   школ   существенно возросли   и   расширились,   поэтому   целью   кружка   является   оказание   помощи   в изучении   основ   программирования   и   подготовке   учащихся   к   поступлению   в конкретный ВУЗ. Цель программы Углубить   понятие   алгоритма   и   основных   алгоритмических   структур, алгоритмического   программирования.  Дать   учащимся   представление   о  решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике. Задачи программы Обучающие:  Формирование   навыков   работы   с   основными   алгоритмическими конструкциями   и   правилами   их   записи,   с   основными   способами   организации данных.   Формирование   знаний   у   учащихся   составлять   и   записывать   алгоритмы   с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.   Формирование навыков распознавания необходимости применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.   Формирование   умений   организовывать   данные   для   эффективной алгоритмической обработки.   Формирование знаний учащихся в разработке алгоритмов и реализации их на языке программирования Pascal.   Формирование умений у учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.  Развивающие:  формирование нового типа мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;  предоставление   возможности   узнать   новое   в   области   компьютерного программирования;  формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека. Воспитательные:  развитие общекультурного уровня учащихся;  развитие   правильного   методологического   подхода   к   познавательной   и практической деятельности;  формирование знаний о роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;  формирование   навыков   сознательного   и   рационального   использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;  формирование эмоционально­ценностного отношения к миру, к себе;  воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;  воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей. Условия достижения поставленных задач и цели Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся от простого к   сложному.   В   основу   организации   учебного   процесса   положена   система лекционно­семинарских занятий. Основными являются комбинированные занятия.  Занятия   включают   лекционную   и   практическую   часть.   Практическая   часть курса реализуется через классно­урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.  Теоретическая   и   практическая   части   курса   изучаются   параллельно,   чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В теоретической части рассматриваются   основные   понятия   языка   программирования   Pascal,   основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие   логического   мышления,   на   реализацию   математических   способностей учащихся   в   ходе   составления   программ.   Основной   тип   занятий   –   практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Ожидаемые результаты и способы их проверки В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями,  умениями и способами деятельности:  знают роль программного обеспечения и его виды;   знают   основные   алгоритмические   конструкции   и   правила   их   записи, знакомы с основными способами организации данных;   умеют   составлять   и   записывать   алгоритмы   с   использованием соответствующих алгоритмических конструкций;   умеют   распознавать   необходимость   применения   той   или   иной алгоритмической конструкции при решении задачи;   умеют   организовывать   данные   для   эффективной   алгоритмической обработки;   умеют   разрабатывать   алгоритмы   и   реализовывать   их   на   языке программирования Pascal;   умеют осуществлять отладку и тестирование программы.  Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):  способность к самосовершенствованию;  коммуникативная, социально – трудовая  компетенция;  информационно – технологическая компетенция;  ценностно – смысловая  компетенция;  ценностно­рефлексивная  компетенция;  информационно­технологическая  компетенция;  коммуникативная  компетенция;  учебно­познавательная  компетенция;  общекультурная компетенция. Организация деятельности учащихся Формы организации деятельности учащихся: - групповые; - индивидуальные; - индивидуально­групповые. Технологии обучения: - лекционно­семинарская; - блочно­модульная. Особенности набора учащихся осуществляется по желанию детей и их родителей. Режим организации занятий: 1. общее количество часов в год – 72 часов;  2. периодичность занятий – 1 раз в неделю; 3. количество часов и занятий в неделю – 2. Формы организации занятий: - Беседа  - Лекция - Семинарские занятия - Практические занятия на компьютере Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в ходе выполнения учащимися практических работ. Тематическое планирование Название темы Кол­ во часов Знакомство с Pascal Техника безопасности. Среда программирования PascalABC.  Структура программы. Типы данных в Pascal.  Целый тип данных. Имена, арифметические операции и выражения.  Оператор   ввода   данных   (READ),   печати   на   экране   (WRITE), присваивания.  Перевод  формул  на язык  Pascal.Стандартные  математические функции и процедуры. Решение задач линейной структуры. Условный оператор Условный оператор (IF…Then…Else). Полный и неполный условный оператор. Операторные скобки (BEGIN… END). Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x. Решение задач. Циклы Цикл с параметром. Пошаговая отладка программ. Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел,  подсчет   количества   чисел,   удовлетворяющих   заданному условию, вычисление n! и an. Решение задач. Циклы с условиями. Циклы с предусловиемWHILE Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL. Алгоритм Евклида. Решение задач. Вложенные циклы. Смешанные вложенные циклы. Решение задач. Вещественные типы данных Вещественные типы данных. Вычисления с заданной точностью. Решение задач. Массивы Массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. Нахождение суммы элементов. Подсчет   количества   элементов,   удовлетворяющих   заданному 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № темы 1 2 3 4 5 6 7­8 9­10 11 12 13 14 15­16 17 18­19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38­39 40 41­42 43­44 45 47 47 48­49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 условию. Поиск MIN (MAX) элемента.  Простейшие сортировки. Решение задач. Подпрограммы Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. Процедуры.  Функции.  Рекурсия. Решение задач. Строковые и знаковые типы данных Типы данных CHAR  и STRING.  Функции работы со строковыми переменными. Решение задач. Двумерные массивы Двумерные   массивы.   Базовые   алгоритмы:   заполнение   массива по строке и по столбцу Вывод на экран в виде таблицы. Нахождение   суммы   элементов   каждой   строки   и   каждого столбца. Работа с элементами массива. Подсчет   количества   элементов,   удовлетворяющих   заданному условию. Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива. Решение задач. Работы с файлами Ввод данных в файл. Вывод данных в файл. Текстовые файлы. Типизированные файлы. Нетипизированные файлы. Решение задач. 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Динамические переменные 64 65 66  Процедуры New и Dispose Процедуры GetMem иFreeMem Решение задач Решение задач углубленного (олимпиадного уровня) 67­70 71­72 Решение задач Резерв учебного времени 4 2 72 Итого 1. Л.М. Климовой «Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач»,  Список литературы КУДИЦ­Образ, 2003 г. ­ 528с. 2. Паскаль для школьников» авторов Ушаков Д.М, Юркова Т.А, 2010г. ­ 256с 3. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 4. Окулов С.М. Задачи по программированию. ­ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.:  «Интеллект­центр», 2001.  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке  Pascal . М.: «Интеллект­центр», 2001.  7. Андреева Е.В. Турбо –Паскаль в школе. Сборник задач и контрольных работ , Москва,  1998 8. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.  9. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».  10. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html ­  40 уроков по Pascal .  http://www.metodist.lbz.ru – Методическая служба издательства БИНОМ. Лаборатория  Сайты  .  school    ­  collection    .  edu   ://   www   .  ru   ­ Единая коллекция ЦОР http  http://window.edu– Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.edu.ru– Федеральный портал «Российское образование» http://school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал http://ege.edu.ru– Портал информационной поддержки единого государственного  1. знаний 2. 3. 4. 5. 6. экзамена http://experiment.edu.ru– естественно­научные эксперименты http://ict.edu.ru–  Информационно­коммуникационные технологии в образовании http://www.intuit.ru– Интернет­университет информационных технологий ИНТУИТ.ру 7. 8. 9. 10. http://www.rusedu.info– Информатика и ИКТ в образовании 11. http://iit.metodist.ru– сайт лаборатории информатики МИОО 12. http://ito.edu.ru–  Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» 13. http://algolist.manual.ru– Алгоритмы, методы, исходники 14. http://alglib.sources.ru– Библиотека алгоритмов 15. http://www.mathprog.narod.ru– Математика и программирование 16. http://www.computer­museum.ru– Виртуальный компьютерный музей 17. http://inf.1september.ru– Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября» 18. http://schoolinform.ucoz.net/load/rabochie_programmy/kruzhok_programmirovanie_na_pasc al/3­1­0­17   ­ Сайт учителя информатики Тупицкой Татьяны Викторовны Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы мультимедийные   ПК,   локальная   сеть,   интерактивная доска, принтер, сканер.   глобальная   сеть,   мультимедиапроектор,

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019