Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный программист»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Одна из целей программы – скорейшее привлечение учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal и привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.
Иконка файла материала Рабочая программа.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Беслана СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР  ___________/Т.С. Гусалова/ «____»____________2019 г. УТВЕРЖДАЮ Директор  _____________/В.М. Арчегова/ Приказ № ___  от «___»____2019 г. Рабочая программа кружка «Юный программист» Преподаватель: Меликова Рита Исламбековнаг. Беслан, 2018 г.Содержание Пояснительная записка...........................................................................................................................4 Отличительные особенности программы...............................................................................................4 Актуальность и новизна программы......................................................................................................6 Цель программы.......................................................................................................................................7 Задачи программы...................................................................................................................................7 Условия достижения поставленных задач и цели.................................................................................8 Ожидаемые результаты и способы их проверки.................................................................................10 Организация деятельности учащихся..................................................................................................12 Тематическое планирование.................................................................................................................13 Список литературы................................................................................................................................15 Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы..............................15Пояснительная записка Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности.   Программа   построена   таким   образом,   чтобы   помочь   учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования.   Развивает   коммутативные   и   интеллектуальные   способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Одна из целей   программы   –     скорейшее   привлечение   учащихся   к   самостоятельному   и осмысленному   составлению   законченных   программ   на   языке  Pascal  и   привития основных   навыков   алгоритмической   и   программистской   грамотности:   ясного   и понятного   стиля,   надёжности   решений,   экономии   вычислений,   организации переборов и т.д. Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений   и   навыков,   которые   носят   общеинтеллектуальный   характер   и формирование   которых   –   одна   из   приоритетных   задач   современной   школы. Изучение   программирования   развивает   мышление   школьников,   способствует формированию   у   них   многих   приемов   умственной   деятельности.   Здесь   роль информатики   сродни   роли   математики   в   школьном   образовании.   Поэтому   не использовать   действительно   большие   возможности   программирования   для развития   мышления   школьников, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.   формирования   многих   общеучебных, Отличительные особенности программы Изучение программирования в курсе «Информатика и ИКТ» является самым сложным   периодом   обучения   в   данной   науке.   Для   детей   14­17   лет   научно изложенные   учебники   редко   привлекательны,   только   очень   пытливые   умы старательно разбирают непонятные слова, а затем уже и суть основного материала.Задача   учителя   стоит   в   разработке   такой   методики,   которая   максимально упростит   постижение   способности   программировать,   что   очень   важно   для большинства   людей   в   современном   техническом   мире.   Для   изучения программированияв   кружке«Юный   программист»,   можно   использовать   большее количество задач разного типа, чем в рамках общеобразовательного урока. В   программе   суть   усвоения   материала,   заключается   в   том,   что   дети последовательно   изучают   материал,   делая   при   этом     «маленькие   открытия». Учитель   должен   научить   их   элементам   эвристики   для   изучения   не   только информатики, но и любой другой науки.  Изучение  Pascal  начинается   сразу   с   конкретных   примеров.   Шаг   за   шагом воспитанники кружка проходят все стадии программирования. Содержание курса сочетает в себе три существующих сейчас основных подхода в обучении информатики в школе: 1. «пользовательский»   аспект,   связанный   с   формированием   компьютерной грамотности,   подготовкой   школьников   к практической деятельности в условиях широкого использования информационных   информационной   культуры, технологий. 2. алгоритмический (программистский) аспект, связанный в большей мере с развитием мышления учащихся. 3. кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих   закономерностей представлений   о   роли   информации   в   управлении, информационных процессов. В   основе   программы   кружка   осуществляется  интегрированный  подход  к изучению   темы,   что   позволяет   учащимся   глубже   овладеть   необходимыми знаниями.  Интегрирование ведётся сразу по трём направлениям: математика, физика и информатика.Несмотря на появление новых технологий PascalABC, во многом задуманный язык  для   обучения,  и   на  сегодняшний   день   остаётся  одним  из  самых   удобных средств для изучения программирования.  Программа направлена на изучение алгоритмов и систем программирования и  развитие алгоритмического стиля мышления, формирование знаний об одном из   формирование   умений   использовать   язык языков   программирования, программирования для записи алгоритмов решения простых задач.  Актуальность и новизна программы В наше компьютеризированное время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок является стартовой базой для изучения языка объектно­ориентированного   программирования.   Занятия   помогут   учащимся глубже   изучить   один   из   языков   программирования   и   приобрести   необходимый навык в составлении программ на Pascal. В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии. Программа   составлена   на   основе   книг   Л.М.   Климовой   «Pascal   7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач», КУДИЦ­Образ, 2003 г. ­ 528с. и «Паскаль для школьников» авторов Ушаков Д.М, Юркова Т.А, 2010г. ­ 256св них отражены основные этапы изучения  Pascal, а также решение типовых задач.  По   результатам   ЕГЭ   прошлых   лет     информатика   именно   в   области программирования   считается   наиболее   трудным   экзаменом   и   кружок,   как дополнительная   форма   обучения,     служит   ещё   одним   вариантом   подготовки учащихся.     Кроме   того,   для   участия   в   олимпиадах   по   программированию необходимы навыки выше базовой программы.Требования   высших   учебных   заведений   к   выпускникам   школ   существенно возросли   и   расширились,   поэтому   целью   кружка   является   оказание   помощи   в изучении   основ   программирования   и   подготовке   учащихся   к   поступлению   в конкретный ВУЗ. Цель программы Углубить   понятие   алгоритма   и   основных   алгоритмических   структур, алгоритмического   программирования.  Дать   учащимся   представление   о  решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике. Задачи программы Обучающие:  Формирование   навыков   работы   с   основными   алгоритмическими конструкциями   и   правилами   их   записи,   с   основными   способами   организации данных.   Формирование   знаний   у   учащихся   составлять   и   записывать   алгоритмы   с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.   Формирование навыков распознавания необходимости применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.   Формирование   умений   организовывать   данные   для   эффективной алгоритмической обработки.   Формирование знаний учащихся в разработке алгоритмов и реализации их на языке программирования Pascal.   Формирование умений у учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.  Развивающие:  формирование нового типа мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;  предоставление   возможности   узнать   новое   в   области   компьютерного программирования; формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека. Воспитательные:  развитие общекультурного уровня учащихся;  развитие   правильного   методологического   подхода   к   познавательной   и практической деятельности;  формирование знаний о роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;  формирование   навыков   сознательного   и   рационального   использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;  формирование эмоционально­ценностного отношения к миру, к себе;  воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;  воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей. Условия достижения поставленных задач и цели Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся от простого к   сложному.   В   основу   организации   учебного   процесса   положена   система лекционно­семинарских занятий. Основными являются комбинированные занятия.  Занятия   включают   лекционную   и   практическую   часть.   Практическая   часть курса реализуется через классно­урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.  Теоретическая   и   практическая   части   курса   изучаются   параллельно,   чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В теоретической части рассматриваются   основные   понятия   языка   программирования   Pascal,   основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие   логического   мышления,   на   реализацию   математических   способностей учащихся   в   ходе   составления   программ.   Основной   тип   занятий   –   практикум.Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.Ожидаемые результаты и способы их проверки В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями,  умениями и способами деятельности:  знают роль программного обеспечения и его виды;   знают   основные   алгоритмические   конструкции   и   правила   их   записи, знакомы с основными способами организации данных;   умеют   составлять   и   записывать   алгоритмы   с   использованием соответствующих алгоритмических конструкций;   умеют   распознавать   необходимость   применения   той   или   иной алгоритмической конструкции при решении задачи;   умеют   организовывать   данные   для   эффективной   алгоритмической обработки;   умеют   разрабатывать   алгоритмы   и   реализовывать   их   на   языке программирования Pascal;   умеют осуществлять отладку и тестирование программы.  Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):  способность к самосовершенствованию;  коммуникативная, социально – трудовая  компетенция;  информационно – технологическая компетенция;  ценностно – смысловая  компетенция;  ценностно­рефлексивная  компетенция;  информационно­технологическая  компетенция; коммуникативная  компетенция;  учебно­познавательная  компетенция;  общекультурная компетенция.Организация деятельности учащихся Формы организации деятельности учащихся: - групповые; - индивидуальные; - индивидуально­групповые. Технологии обучения: - лекционно­семинарская; - блочно­модульная. Особенности набора учащихся осуществляется по желанию детей и их родителей. Режим организации занятий: 1. общее количество часов в год – 72 часов;  2. периодичность занятий – 1 раз в неделю; 3. количество часов и занятий в неделю – 2. Формы организации занятий: - Беседа  - Лекция - Семинарские занятия - Практические занятия на компьютере Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в ходе выполнения учащимися практических работ.Тематическое планирование Название темы Кол­ во часов Знакомство с Pascal Техника безопасности. Среда программирования PascalABC.  Структура программы. Типы данных в Pascal.  Целый тип данных. Имена, арифметические операции и выражения.  Оператор   ввода   данных   (READ),   печати   на   экране   (WRITE), присваивания.  Перевод  формул  на язык  Pascal.Стандартные  математические функции и процедуры. Решение задач линейной структуры. Условный оператор Условный оператор (IF…Then…Else). Полный и неполный условный оператор. Операторные скобки (BEGIN… END). Вычисление значения функции по графику. Построение графика зависимости значений y от x. Решение задач. Циклы Цикл с параметром. Пошаговая отладка программ. Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел,  подсчет   количества   чисел,   удовлетворяющих   заданному условию, вычисление n! и an. Решение задач. Циклы с условиями. Циклы с предусловиемWHILE Цикл с постусловием REPEAT…UNTIL. Алгоритм Евклида. Решение задач. Вложенные циклы. Смешанные вложенные циклы. Решение задач. Вещественные типы данных Вещественные типы данных. Вычисления с заданной точностью. Решение задач. Массивы Массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. Нахождение суммы элементов. Подсчет   количества   элементов,   удовлетворяющих   заданному 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № темы 1 2 3 4 5 6 7­8 9­10 11 12 13 14 15­16 17 18­19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 3536 37 38­39 40 41­42 43­44 45 47 47 48­49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 условию. Поиск MIN (MAX) элемента.  Простейшие сортировки. Решение задач. Подпрограммы Подпрограммы. Глобальные и локальные переменные. Процедуры.  Функции.  Рекурсия. Решение задач. Строковые и знаковые типы данных Типы данных CHAR  и STRING.  Функции работы со строковыми переменными. Решение задач. Двумерные массивы Двумерные   массивы.   Базовые   алгоритмы:   заполнение   массива по строке и по столбцу Вывод на экран в виде таблицы. Нахождение   суммы   элементов   каждой   строки   и   каждого столбца. Работа с элементами массива. Подсчет   количества   элементов,   удовлетворяющих   заданному условию. Поиск MIN (MAX) элемента каждой строки или столбца, всего массива. Решение задач. Работы с файлами Ввод данных в файл. Вывод данных в файл. Текстовые файлы. Типизированные файлы. Нетипизированные файлы. Решение задач. 1 1 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Динамические переменные 64 65 66  Процедуры New и Dispose Процедуры GetMem иFreeMem Решение задач Решение задач углубленного (олимпиадного уровня) 67­70 71­72 Решение задач Резерв учебного времени 4 2 72 Итого1. Л.М. Климовой «Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач»,  Список литературы КУДИЦ­Образ, 2003 г. ­ 528с. 2. Паскаль для школьников» авторов Ушаков Д.М, Юркова Т.А, 2010г. ­ 256с 3. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 4. Окулов С.М. Задачи по программированию. ­ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 5. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.:  «Интеллект­центр», 2001.  6. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке  Pascal . М.: «Интеллект­центр», 2001.  7. Андреева Е.В. Турбо –Паскаль в школе. Сборник задач и контрольных работ , Москва,  1998 8. http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.  9. http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal ».  10. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html ­  40 уроков по Pascal .  http://www.metodist.lbz.ru – Методическая служба издательства БИНОМ. Лаборатория  Сайты  .  school    ­  collection    .  edu   ://   www   .  ru   ­ Единая коллекция ЦОР http  http://window.edu– Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.edu.ru– Федеральный портал «Российское образование» http://school.edu.ru– Российский общеобразовательный портал http://ege.edu.ru– Портал информационной поддержки единого государственного  1. знаний 2. 3. 4. 5. 6. экзамена http://experiment.edu.ru– естественно­научные эксперименты http://ict.edu.ru–  Информационно­коммуникационные технологии в образовании http://www.intuit.ru– Интернет­университет информационных технологий ИНТУИТ.ру 7. 8. 9. 10. http://www.rusedu.info– Информатика и ИКТ в образовании 11. http://iit.metodist.ru– сайт лаборатории информатики МИОО 12. http://ito.edu.ru–  Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» 13. http://algolist.manual.ru– Алгоритмы, методы, исходники 14. http://alglib.sources.ru– Библиотека алгоритмов 15. http://www.mathprog.narod.ru– Математика и программирование 16. http://www.computer­museum.ru– Виртуальный компьютерный музей 17. http://inf.1september.ru– Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября» 18. http://schoolinform.ucoz.net/load/rabochie_programmy/kruzhok_programmirovanie_na_pasc al/3­1­0­17   ­ Сайт учителя информатики Тупицкой Татьяны Викторовны Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы мультимедийные   ПК,   локальная   сеть,   интерактивная доска, принтер, сканер.   глобальная   сеть,   мультимедиапроектор,

Посмотрите также