Рабочая программа разработана на основе:
• ФГОС основного общего образования;
• Образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьуренская сш имени Н.Г. Варакина;
• Учебного плана МКОУ Устьуренская сш имени Н.Г. Варакина;
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности , знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию .Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания .
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Метапредметные результаты прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной
ступени обучения) между русским языком и другими предметами:
в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм |
в литературе: звукопись, рифма, антитеза, устойчивое выражение |
в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, диалект, национальный язык |
в истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ |
в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение |
в музыке: голос, тон, речитатив, тембр |
в русском языке: звуки речи, функция языка, речь |
в анатомии: речевой аппарат |
в русском языке: описание по картине |
в изобразительном искусстве: живопись |
в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное |
в математике: количество, число, дробь |
Предметные результаты
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари
2. Содержание курса внеурочной деятельности .
№ |
|
|
Формы организации и |
Кол- |
|
Раздел
|
Содержание
|
виды деятельности
|
во часов
|
1 |
Занимательная |
Разночтение слов в звучании и |
Игровая деятельность |
7 |
|
фонетика.
|
написании. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
|
Работа в команде. Сюжетно – ролевая игра: «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает». Решение метаграмм. Сюжетно – ролевая игра «Стань ведущим»
|
|
2 |
Занимательное |
О чём рассказывает |
Игровая деятельность |
7 |
|
словообразование.
|
словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный |
Работа в команде. Решение кроссвордов. Представление |
|
|
|
состав слова. Этимология слов. Работа со |
собственных |
|
|
|
словарями. Сказочные превращения
|
презентаций «Знаете ли вы…» Ролевая игра «Раз, два, три-говори!»
|
|
|
|
Как пунктуационные знаки помогают |
Игровая, |
3 |
3 |
Занимательное |
передавать смысл высказывания. |
познавательная |
|
|
правописание |
Путеводные звёзды орфографии.
|
деятельность
|
|
|
(Орфография. |
|
Составление и |
|
|
Пунктуация) -
|
|
разгадывание кроссвордов. Викторина по теме. Лингвистическая игра «Мудрено сотворено»
|
|
|
Занимательная |
Братство глагольное. Служу всегда, |
Игровая, |
14 |
4
|
морфология
|
служу везде, служу я в речи и в письме. Главнее главного. Действую по-разному. |
познавательная деятельность |
|
|
|
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. Грамматике учиться всегда пригодится Разряд, становись в ряд! Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Узнай меня по суффиксу! Суффиксы наречий. Наречия в загадках. Некогда или никогда? Правописание не и ни в |
Анализ текста. Работа в команде. Ролевая игра «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Составление сборника «Это интересно».Написание |
|
|
|
наречиях. Работа с текстом.
|
лингвистических
|
|
|
|
Будешь вежлив ты со мной. Слова |
сказок «Не любо- не |
|
|
|
вежливости, междометия. Создаём |
слушай, а врать не |
|
|
|
ребусы. Уточню, укажу, на вопрос |
мешай» . Игра «Кто |
|
|
|
отвечу. Разряды частиц. Игры на |
быстрее?» Конкурс на |
|
|
|
внимание. Союз. То же, так же иль за то? Правописание союзов. Дидактические игры с союзами Союз. То |
восстановление деформированного |
|
|
|
же, так же иль за то? «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Не могу не знать = я знаю! Значение и роль частицы в тексте.
|
текста.
|
|
|
|
Заговори, чтоб я тебя увидел. Речевой |
Рефлексивно- |
|
5.
|
Культура речи.
|
этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. Функциональные |
оценочная деятельность |
3
|
|
|
разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. Правила речевого |
Анализ текста. Составление своего |
|
|
|
этикета. Формулы речевого этикета
|
текста. Работа в команде
|
|
|
Всего
|
|
|
34
|
3. Тематическое планирование.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.