Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8
г. Петровска Саратовской области»
Итоговый проект
Памятка
«Алгоритм составления метафор»
Автор:
Пономарѐв Кирилл
– учащийся 8 б класса МБОУ «СОШ№8 г. Петровска»
Научный руководитель: Хребтищева Елена Юрьевна учитель русского языка и литературы
МБОУ«СОШ №8 г. Петровска
Саратовской области»
Адрес: 412545 г. Петровск, Саратовской области,
ул. Спартака, д.3
тел.29-3-55
Петровск, 2018
Паспорт проекта
Тема проекта |
Памятка «Алгоритм составления метафор» |
Возрастная категория учащихся |
8б класс МБОУ «СОШ№8 г. Петровска» |
Руководитель |
Хребтищева Е.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№8 г. Петровска» |
Цель проекта |
Создать памятку «Алгоритм составления метафор» |
Задачи проекта |
изучить научную литературу по данной теме; проанализировать текст Троепольского Г.Н. из открытой базы ФИПИ, ОГЭ ; создать памятку «Алгоритм составления метафор», написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Олега Михайловича Бушко: «Метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство». |
Гипотеза решения проблемы |
Если мы составим понятную памятку, то нам легче будет распознавать метафору в тексте |
Группы для реализации проекта |
Индивидуальный проект |
План работы |
1. Изучить литературу по теме проекта 2. Проанализировать материал по теме исследования 3. Создать памятку «Как распознать метафору» 4.Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Олега Михайловича Бушко: «Метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство». |
Источники информации |
1. Аристотель. Об искусстве поэзии.М., 1957. - 254 с. 2. Дэвидсон Д. Что означают метафоры.М., 1990. - 193 с. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 7000 слов/под редакцией Шведовой 4. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993. - 246 с. |
Продукт (продукты) проекта (прилагается) |
памятка «Алгоритм составления метафор» |
Форма защиты проекта |
Презентация
|
|
Оценка |
Подпись члена жюри |
Расшифровка |
Баллы за самостоятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы за знания предмета исследования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы - регулятивных действий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы - Коммуникативные действия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговые баллы |
|
|
|
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
Введение 4
Глава 1. Метафора – фигура речи 5
Глава 2. МЕТАФОРА и еѐ окружение 6
Глава 3. Анализ текста Троепольского Г.Н. из Открытой базы ФИПИ, 8 ОГЭ
Заключение 9
Список литературы 10 Приложение 1. Задания ОГЭ 11
Приложение 2. Текст Троепольского Г.Н.
Приложение 3. Сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания 12 русского писателя Олега Михайловича Бушко: «Метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство».
Приложение4. Памятка «Алгоритм составления метафор» 14 ВВЕДЕНИЕ
Вы знаете, как создаются загадки?
Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака. Например, а с чем можно сравнить одуванчик? (солнышко, облачко…) Вы помните загадки про одуванчик? Капли солнца спозаранку Появились на полянке. Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Держит девочка в руке Облачко на стебельке.
Скажите, а в какой-нибудь загадке сказано, что одуванчик похож на солнышко, облачко? Но здесь ведь явно есть сравнение, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.
Основополагающий вопрос проекта: Как распознать метафору?
Цель нашего проекта: составить памятку «Алгоритм составления метафор» Задачи проекта:
изучить научную литературу по данной теме;
проанализировать текст Троепольского Г.Н. из открытой базы ФИПИ, ОГЭ ; создать памятку «Алгоритм составления метафор», написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Олега Михайловича Бушко: «Метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство».
Объект исследования – текст Троепольского Г.Н. из открытой базы ФИПИ, ОГЭ
Предмет исследования – метафора
Гипотеза: Если мы составим понятную памятку, то нам легче будет распознавать метафору в тексте
Содержание проекта с кратким описанием форм и методов работы:
Для достижения цели проекта решено было изучить научный материал по теме проекта, проанализировать текст Троепольского Г.Н. из открытой базы ФИПИ, ОГЭ и составить памятку
Для достижения цели мы использовали методы исследования, наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
Древнегреческий философ и учѐный Аристотель писал: «Метафора – это проявление способности человека подмечать сходство предметов и явлений окружающего мира». [1]
«Метафора – (греч., буквально – перенесение) – один из основных тропов художественной речи. Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов».
А.П.Квятковский «Поэтический словарь»
«Метафора – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии…»
Словарь русского языка
«Метафора обогащает наше представление о данном предмете, привлекая для его характеристики новые явления, расширяя наше представление о его свойствах.
Отсюда – познавательное значение метафоры.
Литературная энциклопедия Метафорой может быть существительное: «золото волос";
прилагательное: «заячий характер" — метафорический эпитет;
глагол и его формы (причастие и деепричастие): "там, где сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры".
В основе образования метафоры лежит принцип сравнения различных предметов действительности, однако сравнительные союзы в метафоре отсутствует, поэтому ее иногда называют «сокращенным сравнением» (Гегель). В метафоре можно выделить два компонента: объект характеристики (объясняемое) и средство сравнения
(объясняющее), причем сравниваться могут различные явления (живое -живое, живое - неживое, неживое- живое, неживое – неживое) по многим признакам.
В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, запаху, динамике, размеру, звуку, назначению, настроению, действию, впечатлениям, ощущениям и т. п.
типы метафор
Метафоры, в которых описываемый объект прямо сопоставляется с другим объектом - метафоры-сравнения: («фарфоровые колокольчики ландыша"); метафоры, в которых описываемый объект замещен другим объектом - метафорызагадки: ("били копыта по клавишам мерзлым" - вместо "по булыжникам");
метафоры, приписывающие описываемому предмету (явлению) свойства другого предмета (явления): («любовь погасла").
А знаете ли вы
Развѐртывание метафоры – это стилистический приѐм, основанный на усложнении метафоры за счѐт увеличения количества слов-носителей метафорического образа: «Земля — дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. И не только произведений гениев! Сколько обычаев, милых традиций. Сколько всего накоплено, сохранено. Сколько возможностей. Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами…» (Д.С.Лихачѐв)
Метафора («перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Своими горькими слезами /Над нами плакала весна.
Развѐрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всѐ чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав».[2]
(«переименование»,«имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно
слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.
Метонимию следует отличать от метафоры, с которой еѐ нередко путают: метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот) а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха.
Пример: «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны» (часть заменяет целое). Смысл метонимии в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Таким образом, метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой — большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не заметны в данном явлении непосредственно.
Мены встречали его голубые глаза.
Я всю тарелку съел.
Он на серебре и золоте ел.
Завоеватели везли фарфор и бронзу.
Я всего Пушкина наизусть знаю. [2]
а — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с
одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:
Единственное число вместо множественного: «Всѐ спит — и человек, и зверь, и птица».
(Гоголь);
Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин);
Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чѐм-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен);
Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский)
(вместо: солнце);
Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь)
(вместо: деньги). [2]
, прозопопея) — троп, приписывание свойств и
признаков одушевлѐнных предметов неодушевлѐнным. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
Полночь в моѐ городское окно/ Входит с ночными дарами. /(А.Твардовский).
Мороз сковал реку.
Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утѐс". [2]
В заданиях ОГЭ встречаются вопросы, связанные с умением находить в текстах метафору, сравнение и олицетворение:
№ |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
троп |
1 |
Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. |
метафора, мысль вспыхнула - слово в переносном значении |
2 |
Он уже думал о солдате как о своѐм отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. |
метафора, слово в переносном значении |
3 |
Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом... |
метафора, слово в переносном значении |
4 |
Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул... |
метафора, слово в переносном значении |
5 |
Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю. |
метафора, слово в переносном значении |
6 |
Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. |
метафора, слово в переносном значении |
7 |
Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. |
метафора, слово в переносном значении |
8 |
У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. |
метафора, слово в переносном значении |
9 |
Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то. |
сравнение, сопоставление с помощью сравнительного союза СЛОВНО |
10 |
Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернѐтся и покатится вместе с нами, как перекати-поле! |
сравнение, сопоставление с помощью сравнительного союза КАК |
11 |
Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.
|
сравнение, сопоставление с помощью сравнительного союза КАК |
12 |
Он летел стрелой. |
сравнение, сопоставление с помощью существительного в Т.п. |
13 |
Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. |
олицетворение , неживому предмету придаются признаки одушевлѐнности |
14 |
Но сумерки сгущались. |
олицетворение , неживому предмету придаются признаки одушевлѐнности |
Метафору можно назвать сокращенным сравнением: в одном слове совмещены и предмет, и образ. Метафора определяется только в контексте, значение которого препятствует возникновению отчетливого представления в ряду первичного значения слова.
Субъективные ассоциации, возникающие при сосредоточении внимания на потенциальном значении метафорического слова, приводят к «реализации метафоры», т.е к попытке осмыслить и примирить слова в их первичном значении. Такая реализация метафоры создает комический эффект. (представьте лебединую шею у девушки и жемчужину вместо рта ?)
Метафора есть не только явление поэтического стиля, но и общеязыковое. Множество слов в языке образованы метафорически или применяются метафорически, причем переносный смысл слова рано или поздно вытесняет смысл, слово понимается только в своем переносном значении, которое тем самым уже не сознается как переносное, так как первоначальный прямой его смысл уже потускнел или даже совсем утратился. Такого рода метафорическое происхождение вскрывается в отдельных, самостоятельных словах (коньки, окно, привязанность, пленительный, грозный, осоветь), но еще чаще в словосочетаниях (крылья мельницы, горный хребет, розовые мечты, висеть на волоске). Напротив, о метафоре, как явлении стиля, следует говорить в тех случаях, когда в слове или в сочетании слов сознается или ощущается и прямое, и переносное значение. Такие поэтические метафоры могут быть: во-первых, результатом нового словоупотребления, когда слову, применяющемуся в обычной речи в том или ином значении, придается новый для него, переносный смысл (напр., «И канет в темное жерло за годом год»; «..стан оправленный в магнит» -- Тютчев); во-вторых, результатом обновления, оживления потускневших метафор языка (напр., «Ты пьешь волшебный яд желаний»; «Змеи сердечной угрызенья» -- Пушкин). [4]
В основе метафоры лежит сравнение. Значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Трудно? Но интересно. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. [1]
1. Аристотель. Об искусстве поэзии.М., 1957. - 254 с.
2. Дэвидсон Д. Что означают метафоры.М., 1990. - 193 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 7000 слов/под редакцией Шведовой
4. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993. - 246 с.
1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2) Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил. 4) Он сел на своѐ место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он уже думал о солдате как о своѐм отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3) Это моего отца убили... — закричал Авалбѐк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. 4) Он был рад, что мать не видит его слѐз.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посѐлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
3) Всѐ время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинѐные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестѐр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжѐлую работу? 4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать.
4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тѐма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовѐт: – Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тѐма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. 4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора:
1) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, — и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю. 4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
2) Это были глаза другого человека. Они были не отчаянные, а печальные и потеряли голубой цвет.
3) Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица. 4) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.
2) Прошѐл до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
3) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно. 4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
8.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.
2) Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать.
3) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота.
4) – Придѐтся извиниться, – грустно сказал отец.
9.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Вода в Истье была ласковой и смешливой.
2) Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.
3) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперѐд. 4) Холод клокотал уже в груди.
10.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям.
2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.
3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернѐтся и покатится вместе с нами, как перекати-поле! 4) Ветер валил с ног.
11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело...
2) Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.
3) Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолѐт, и беспокойно переговаривались между собой.
4) Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.
12.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Да, тяжѐлое ваше дело.
2) Он летел стрелой.
3) Всѐ равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! 4) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
13.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.
3) И слѐзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струѐй. 4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.
14.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Но сумерки сгущались.
2) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.
3) Сергей шѐл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. 4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.
Приложение 2
(1)Жалобно и, казалось, безнадѐжно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь тудасюда, – искал мать. (2)Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
(3)Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещѐ не понимал в жизни ровным счѐтом, а матери всѐ нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. (4)Вот он и пытался задавать грустные концерты. (5)Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.
(6)Но на четвѐртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. (7)Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку. (8)Имени своего он ещѐ не знал, но через неделю точно установил, что он – Бим.
(9)Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». (10)И всѐ же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шѐрстке тѐплые, ласковые пальцы. (11)Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – весѐлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовет или прогоняет.
(12)Так они и жили вдвоѐм в одной комнате. (13)Бим рос крепышом. (14)Очень скоро он узнал, что хозяина зовут «Иван Иваныч». (15)Умный щенок, сообразительный.
(16)Глаза Ивана Иваныча, интонация, жесты, чѐткие слова-приказы и слова ласки были руководством в собачьей жизни. (17)Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. (18)Вот, например, стоит он перед окном и смотрит, смотрит вдаль и думает, думает. (19)Тогда Бим садится рядом и тоже смотрит, и тоже думает. (20)Человек не знает, о чѐм думает собака, а собака всем видом своим говорит: «Сейчас мой добрый друг сядет за стол, обязательно сядет. (21)Походит немного из угла в угол и сядет, чтобы водить по белому листку палочкой, а та будет чуть-чуть шептать. (22)Это будет долго, потому посижу-ка и я с ним рядом». (23)Затем ткнется носом в теплую ладонь. (24)А хозяин скажет:
– (25)Ну, что, Бимка, будем работать, – и правда садится.
(26)А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдѐт на свой лежак в угол и будет ждать. (27)Будет ждать взгляда, слова, жеста. (28)Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью, разгрызть которую невозможно, но зубы точить – пожалуйста, только не мешай.
(29)Но когда Иван Иваныч закроет лицо ладонями, облокотившись на стол, тогда Бим подходит к нему и кладѐт разноухую мордашку на колени. (30)И стоит. (31)Знает, погладит. (32)Знает, другу чтото не так.
(33)Но не так было на лугу, где оба забывали обо всѐм. (34)Здесь можно бегать стремглав, резвиться, гоняться за бабочками, барахтаться в траве – всѐ было позволительно. (35)Однако и здесь после восьми месяцев жизни Бима всѐ пошло по командам хозяина: «поди-поди!» – можешь играть, «назад!» – очень понятно, «лежать!» – абсолютно ясно, «ап!» – перепрыгивай, «ищи!» – разыскивай кусочки сыра, «рядом!» – иди рядом, но только слева, «ко мне!» – быстро к хозяину, будет кусочек сахара. (36)И много других слов узнал Бим до года. (37)Друзья всѐ больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.
(38)Так тѐплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. (39)В этом основа, соль дружбы.
(По Г. Троепольскому)*
* Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995) – известный русский советский писатель, в творчестве которого звучит призыв любить и беречь природу. Самое известное произведение писателя – повесть «Белый Бим Чѐрное ухо».
Приложение 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя Олега Михайловича Бушко: «Метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство».
Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, не прибегая к специальным средствам выразительности. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием писателя Олега Михайловича Бушко: «Метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство».
Подтвердим это примерами из текста Г.Н. Троепольского. В предложении 4 для передачи состояния собаки автор использует метафору «задавать грустные концерты», которая ярко передает, как чувствует себя десятимесячный щенок, оставшийся без матери. Метафора служит для создания художественного образа. Концерты – это завывания щенка, его скуление.
А в предложении 39 используется метафора «соль дружбы» образно рисует суть дружбы, подсказывая нам, что друг – это не только тот, кто рядом тогда, когда тебе хорошо, но и тогда, когда надо разделить вместе трудности, невзгоды. Для этого необходимо съесть пуд соли.
Итак, метафора это способ выразить смысл в сжатой и оригинальной форме и одно из средств, помогающее нам понять авторский замысел.
Чтобы лучше видеть метафоры в тексте, надо понять алгоритм их составления.
Приѐм II
Алгоритм составления метафор
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.