Хребтищева Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ
«СОШ №8 г.Петровска» Саратовской области,
Русский язык: ГИА: Учебносправочные материалы для 9 класса(серия «Итоговый контроль: ГИА»)/ Т.Н.Роговик.- М.; СПб: Просвещение, 2011.- 173с.
Методические разработки для учащихся 8 класса (данные разработки могут быть использованы в разделе «Повторение изученного в 5-7 классах» в начале учебного года или в конце учебного года в разделе «Повторение изученного», а самое главное – на любом уроке с целью подготовки к ГИА)
1 урок БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ (слайд №1)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученное, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
Развивающий аспект: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование:
Рабочий лист урока Приложение 1, слайдовая презентация №1, медиапроектор для демонстрации слайдов
ХОД УРОКА
1). Организационный момент. Запись темы урока
2). Постановка задач урока
Анализ содержания тестовых заданий ГИА типа В2 (Демонстрационный вариант ГИА 2011) (слайд №2, 3)
Проанализируйте задание и определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов:
B2 |
Из предложений 2 – 3 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
(2)В бесконечном мраке ночи растворилась горная саванна, застыл воздух, притихло зверье, казалось, все вокруг замерло в ожидании нового дня... (3)Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель.
B2 |
Из предложений 30 – 32 выпишите слово с чередующейся в зависимости от глагольного суффикса безударной гласной в корне. (30) – О-о-о, Зурико, здравствуй, дорогой! (31) Скатывайся сейчас же вниз да захвати с собой пару гроздей!
(32) Я так и сделал, вытер о штаны липкие пальцы и пожал руку Илико.
Все ли орфограммы «Безударные гласные в корне» представлены в задании ГИА? Нет.
Здесь мы видим только орфограмму «Чередующаяся гласная в корне». Так или иначе, каждый раз мы анализируем орфограмму с точки зрения наличия в ней безударной гласной в корне. Нужно уметь отличать безударную гласную, которую можно проверить и чередующуюся гласную, где выбор гласной зависит от какого-то условия, а также не забывать о том, что есть непроверяемые безударные гласные, то есть, словарные слова.
(слайд №4)
Таким образом, задачи урока:
повторить орфограммы в корне; решать орфографические задачи по теме урока.
Приступим к реализации основной задачи. Предлагаю следующий план урока:
1. Теоретический опрос
2. Лексико-орфографическая работа
3. Тренировочная работа
4. Контроль
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
3). Работа по основной теме урока.
3. 1. Теоретический опрос.
Вспомним алгоритм написания гласной в корне (стр. 28, слайд №5) :
Вставь правильный ответ:
1. В русском языке чередуются… гласные в корне слова (а/а, е/и, и/а ) (слайд №6)
2. Выбор чередующихся гласных в корнях бер/бир, дер/дир, блест/блис, тер/тир им(ин)/а(я), кос/касс, лаг/лож зависит от …(суффикса –а-)(слайд №7)
3. Выбор чередующихся гласных в корнях раст/ращ/рос, скак/скоч, лаг/лож зависит от …(последнего согласного) (слайд №8)
4. Выбор чередующихся гласных в корнях гар/гор, зар/зор, клан/клон, плав/плов/плыв, твар/твор зависит от …(ударения) (слайд №9)
5. Выбор чередующихся гласных в корнях мак/моч, равн/ровн зависит от …(значения слова) (слайд №10)
3.2. Лексико-орфографическая работа / по вариантам или по группам/
2 группа(вариант) - самостоятельная работа с заданием:
Замените одним словом с орфограммой «Безударная гласная в корне» |
Слово |
Единица измерения времени, равная 60 секундам |
минута |
Лицо, имеющее право на пользование абонементом. |
абонент |
Часть какого-нибудь изделия |
деталь |
Тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление. |
адресат |
Выборный представитель, член выборного государственного учреждения |
депутат |
Крупная птица отряда вороновых с блестящим синевато-черным оперением |
ворона |
Человек, совершающий поездку в поезде, на пароходе и т. п., проезжающий |
пассажир |
1 группа(вариант) (совместно с учителем работа со слайдовой презентацией) Ассоциативный словарный слайд- диктант. Записать слова под диктовку, отметить, соответствует ли ассоциативная картинка значению слова (слайд №11):
Слова. Ассоциативные картинки.
Слайд №12 |
т…л…фон |
|
Слайд №13 |
к…мпьютер |
|
Слайд №14 |
с…нтябрь |
|
Слайд №15 |
в…н…грет |
|
Слайд №16 |
л…йт…нант |
|
Слайд №17 |
заг…л…вок |
|
Слайд №18 |
м…л…ко |
|
- Проверьте написанное. Слайд №19. Какие ассоциативные картинки, на ваш взгляд, оказались неверными? Объясните лексическое значение этого слова.
Винегрет (слайд №20)
Проверка. Группа №2. (слайд №21)
На какие орфограммы нам встретились слова? (слайд №22)
Уточним, как может быть сформулировано задание в ГИА по разобранным орфограммам : В2. Найдите слово с безударной гласной в корне, правописание которой определяется правилом о полногласии/неполногласии.
Или:
В2. Из предложений … выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
3.3. Тренировочная работа ( по группам) (слайд №23)
1 группа – выписывают слова с непроверяемой гласной в корне
2 группа – с проверяемой гласной в корне
3 группа – с чередующейся гласной в корне
4 группа - с безударной гласной в корне, правописание которой определяется правилом о полногласии/неполногласии
.
3.4. Контроль(слайд №24)
3.5.Анализ результатов, консультация
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли решить их? Выставление оценок за тестирование.
3.6.Домашнее задание (слайд №25)
1) Подготовьте устное выступление, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
2) Письменные задания по выбору:
Уровень 1. Самостоятельно составить тест из 4 заданий на основе отрывка из повести Пушкина «Капитанская дочка»
Уровень 2. тест выписать из текста стр 34, задание 2 слова
1. с непроверяемой гласной в корне
2. с проверяемой гласной в корне
3. с чередующейся гласной в корне
4. с безударной гласной в корне, правописание которой определяется правилом о полногласии/неполногласии
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.