Тема: Односоставные предложения
Цели: 1. закрепить знания о видах односоставных предложений;
2. развивать навыки самостоятельной работы учащихся;
3. прививать чувство любви к русскому языку и литературе
Ход урока:
1 Организационный момент
2 Работа по теме урока
На деньги ума не купишь
1. Обсуждение эпиграфа: лексическое значение и синтаксическая характеристика.
2. Учащиеся называют тему урока.
3. Терминологический диктант
а) предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое (двусоставное)
б)предложение,в котором есть только подлежащее, только сказуемое(односоставное)
в)предложение, в котором две и более грамматической основы(сложное)
г)предложение, в котором есть обращение, вводные слова, однородные члены, обороты(осложненное)
4. Фронтальный опрос. Слайды к каждому вопросу – На какие 2 группы делятся односоставные предложения?
– А они в свою очередь на какие группы делятся?
– Какое предложение называется назывным?
– Какое предложение называется неопределенно-личным?
– Какое предложение называется определенно-личным?
– Какое предложение называется безличным?
5. Выборочное списывание
(каждый ученик выписывает свою группу предложений,расставляя пропущенные знаки препинания и пропущенные буквы)
– Мне в душу пове..ло жизнью и волей
– Люблю дорожкою лесною (не)зная сам куда брести
– (Не)торопись (не)спеши под дождем. Забудем на миг неотложное дело
– И на обломках сам..властья напишут наши имена
6. Графический диктант
учитель диктует предложения, а ученики записывают только тип данного предложения (о-л; н-л; безл.)
- Еду, еду в чистом поле.
– Победим. И вернемся. И радость вернем.
– В воскресенье и то с делами прибегают.
– С моря веет свежестью.
– Стало трудно дышать в гуще ливня.
– У нас не курят.
– Ночь тихая-тихая.
– А вот и памятники воинской славы.
7. Замена предложений
(перестроить односоставные предложения в двусоставные)
– Пришла долгожданная зима.
– Снежное покрывало укрыло землю.
– На улице дует холодный ветер.
8. Анализ текста
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
– Какова теми стихотворения?( тема Родины)
– В каких словах выражается любовь к Родине?(аршином не измерить; особенная стать;можно верить)
– Что такое аршин?(1.старинная русская мера длины = 0,71м; 2.Линейка,планка такой длины для измерения)
– Как вы понимаете слово «стать»? (1.Телосложение, общий склад фигуры; 2.Перенос. Характер,внутренний склад).
– В каком значении используется в данном предложении?
Выделите структуру предложения:
1-е ---простое,односоставное,безличное,сказуемое выражено неопределенной формой глагола
2-е----сложное,бессоюзное,состоит из 3х частей: а)---односоставное,безличное
б)---односоставное,назывное
в)---односоставное,безличное
9. Подведение итогов.
10. Д/з - по слайдам записать предложения и определить их тип.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.