Учебная программа кружка по русскому языку
для учащихся 8-х классов
Культура речи
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Составила учитель Костик И.В.
п.Чикшино
2017 год
Пояснительная записка
Данная учебная программа рассчитана на учащихся 8 классов общеобразовательных школ. На курс отводится 35 часов (1 час в неделю).
Кружок «Культура речи» направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приѐмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаѐтся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Цель кружковых занятий: повышение уровня устной и письменной речевой культуры учащихся.
Задачи курса:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повысить общую языковую культуру;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения еѐ соответствия литературным нормам.
Основные принципы организации кружка:
- принцип добровольности ;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 8 классов, так и все желающие.
На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.
Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий кружка - 60 мин.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;-создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка; - вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.
- выразительно читать: различать звуки в слове, отчѐтливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся .
Критерии оценивания результатов
Монологическая речь. Критерии оценки
• степень реализации коммуникативной задачи;
• логичность и последовательность высказывания;
• завершенность высказывания;
• умение выражать свое отношение / мнение;
• использование адекватных связующих элементов;
• выбор языковых и речевых средств в соответствии с ситуацией / темой / проблемой общения;
• разнообразие используемых языковых и речевых средств (в пределах продуктивного языкового минимума, определяемого программой);
• лексико-грамматическая и фонетическая правильность речи;
• использование компенсаторных умений в случае затруднений в общении;
• беглость речи; объем высказывания.
Шкала оценки сформированности умений монологической речи
Отметка |
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Коммуникативная задача не решена. Высказывание сводится к отдельным словам и словосочетаниям. |
2 |
Коммуникативная задача не решена. В высказывании отсутствуют логика и связность. Используемые языковые и речевые средства не соответствуют ситуации / теме / проблеме. Объем высказывания значительно ниже программных требований. Речь очень медленная, со значительным количеством пауз. Допущено значительное количество ошибок, препятствующих коммуникации. |
3 |
Коммуникативная задача решена частично. В высказывании отсутствуют логика и последовательность изложения. Оно носит незавершенный характер. Используемые языковые и речевые средства часто не соответствуют ситуации / теме / проблеме. Объем высказывания значительно ниже программных требований. Речь небеглая, со значительным количеством пауз. Компенсаторные умения не используются. Допущено значительное количество произносительных, лексических и грамматических ошибок, затрудняющих коммуникацию. |
4 |
Коммуникативная задача решена частично. В высказывании значительно нарушена логика и последовательность изложения. Оно носит незавершенный характер, отсутствует вывод. Используемые языковые и речевые средства не всегда соответствуют ситуации / теме / проблеме. Объем высказывания ниже программных требований. Речь небеглая, со значительным количеством пауз. Компенсаторные умения не используются. Допущен ряд произносительных и лексических ошибок и значительное количество грамматических ошибок, затрудняющих коммуникацию. |
5 |
Коммуникативная задача решена не полностью. В высказывании |
|
значительно нарушены логика и последовательность изложения. Отсутствует вывод, не выражено свое отношение к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые языковые и речевые средства не всегда соответствуют ситуации / теме / проблеме, они недостаточно разнообразны. Объем высказывания ниже программных требований. Речь недостаточно беглая. Компенсаторные умения не используются. Допущен ряд произносительных, лексических и грамматических ошибок, частично влияющих на процесс коммуникации. |
6 |
Коммуникативная задача в основном решена. Высказывание носит завершенный характер, но имеются нарушения логики и последовательности изложения. Отсутствует вывод, не выражено свое отношение к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые языковые и речевые средства не всегда соответствуют ситуации / теме / проблеме, они недостаточно разнообразны. Используемые связующие элементы не всегда адекватны решаемой задаче. Объем высказывания несколько ниже программных требований. Речь недостаточно беглая. Компенсаторные умения используются недостаточно. Допущен ряд произносительных, лексических и грамматических ошибок, частично влияющих на процесс коммуникации. |
7 |
Коммуникативная задача решена относительно полно. Высказывание носит завершенный характер, но имеются незначительные нарушения логики и последовательности. Отсутствует вывод, есть затруднения в выражении своего отношения к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые языковые и речевые средства в основном соответствуют ситуации / теме / проблеме, но их разнообразие ограничено. Используемые связующие элементы в основном адекватны решаемой задаче. Объем высказывания соответствует программным требованиям. Речь достаточно беглая. В случае затруднений используются компенсаторные умения. Допущены отдельные произносительные, лексические и грамматические ошибки. |
8 |
Коммуникативная задача решена относительно полно. Высказывание носит завершенный характер, построено логично и связно. Есть затруднения в выражении своего отношения к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые языковые и речевые средства соответствуют ситуации / теме / проблеме и варьируются в пределах изученного материала. Используемые связующие элементы в основном адекватны. Объем высказывания соответствует программным требованиям. Речь беглая. В случае затруднений используются компенсаторные умения. Допущены |
|
отдельные произносительные, лексические и грамматические ошибки, не препятствующие коммуникации. |
9 |
Коммуникативная задача решена полностью. Высказывание построено логично и связно и имеет завершенный характер. Выражено свое отношение к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые языковые и речевые средства соответствуют ситуации / теме / проблеме и варьируются в пределах изученного материала. Используются адекватные связующие элементы. Объем высказывания соответствует программным требованиям. Речь беглая. В случае необходимости используются компенсаторные умения. Допущены единичные произносительные и грамматические ошибки, не препятствующие коммуникации. |
10 |
Коммуникативная задача решена полностью. Высказывание построено логично, связно и имеет завершенный характер. Выражено свое отношение к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые языковые и речевые средства соответствуют ситуации / теме / проблеме и варьируются в пределах изученного материала. Используются адекватные связующие элементы. Объем высказывания соответствует программным требованиям. Речь беглая. Допущены единичные произносительные ошибки, не препятствующие коммуникации. |
Диалогическая речь.
Критерии оценки
• степень реализации коммуникативной задачи;
• умение инициировать и поддерживать беседу по предложенной ситуации / теме / проблеме;
• быстрота реакции;
• умение выражать свое отношение / мнение;
• выбор языковых и речевых средств в соответствии с ситуацией / темой / проблемой общения;
• разнообразие используемых языковых и речевых средств (в пределах продуктивного языкового минимума, определяемого программой);
• использование речевых клише для оформления реплик;
• лексико-грамматическая и фонетическая правильность речи;
• использование компенсаторных умений в случае затруднений в общении;
• количество реплик.
Шкала оценки сформированности умений диалогической речи
Отметка |
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Коммуникативная задача не решена. Диалогическое общение сводится к отдельным словам и словосочетаниям. Учащиеся не умеют поддержать беседу. |
2 |
Коммуникативная задача не решена. Реакция на реплики собеседника практически отсутствует. Количество реплик не соответствует программным требованиям. Допущено значительное количество ошибок, препятствующих коммуникации. |
3 |
Коммуникативная задача решена частично. Диалогическое высказывание в значительной степени не соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме. Учащийся испытывает значительные затруднения в поддержании беседы. Используемые в репликах языковые и речевые средства часто не соответствуют ситуации / теме / проблеме. Количество реплик значительно ниже программных требований. Компенсаторные умения не используются. Допущено значительное количество произносительных, лексических и грамматических ошибок, препятствующих коммуникации. |
4 |
Коммуникативная задача решена частично. Диалогическое высказывание в значительной степени не соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме. Учащийся характеризуется медленной реакцией и испытывает значительные затруднения в поддержании беседы. Используемые в репликах языковые и речевые средства не всегда соответствуют ситуации / теме / проблеме, они недостаточно разнообразны. Количество реплик ниже программных требований. Компенсаторные умения не используются. Допущен ряд произносительных, лексических ошибок и значительное количество грамматических ошибок, затрудняющих коммуникацию. |
5 |
Коммуникативная задача решена не полностью. Диалогическое высказывание недостаточно соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме. Учащийся характеризуется недостаточно быстрой реакцией, испытывает затруднения в поддержании беседы. Не выражает своего отношения к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые в репликах языковые и речевые средства не всегда соответствуют ситуации / теме / проблеме, они недостаточно разнообразны. Для оформления реплик не всегда используются речевые клише. |
|
Количество реплик ниже программных требований. Компенсаторные умения не используются. Допущен ряд произносительных, лексических и грамматических ошибок, частично влияющих на процесс коммуникации. |
6 |
Коммуникативная задача в основном решена. Диалогическое высказывание в основном соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме. Учащийся характеризуется недостаточно быстрой реакцией, но в основном умеет поддержать беседу, что свидетельствует об умении поддержать беседу. Не выражает свого отношения к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые в репликах языковые и речевые средства не всегда соответствуют ситуации / теме / проблеме, они недостаточно разнообразны. Для оформления реплик не всегда используются речевые клише. Количество реплик несколько ниже программных требований. Недостаточно используются компенсаторные умения. Допущен ряд произносительных, лексических и грамматических ошибок, частично влияющих на коммуникацию. |
7 |
Коммуникативная задача решена относительно полно. Диалогическое высказывание соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме. Учащийся характеризуется достаточно быстрой реакцией и умением поддержать беседу. Есть затруднения в выражении своего отношения к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые в репликах языковые и речевые средства в основном соответствуют ситуации / теме / проблеме, но их разнообразие ограничено. Для оформления реплик используются речевые клише. Количество реплик соответствует программным требованиям. В случае затруднений в общении используются компенсаторные умения. Допущены отдельные произносительные, лексические и грамматические ошибки. |
8 |
Коммуникативная задача решена относительно полно. Диалогическое высказывание соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме. Учащийся характеризуется достаточно быстрой реакцией и умением поддержать беседу. Есть затруднения в выражении своего отношения к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые в репликах языковые и речевые средства соответствуют ситуации / теме/ проблеме и варьируются в пределах изученного материала. Для оформления реплик используются речевые клише. Количество реплик соответствует программным требованиям. В случае затруднений в общении используются компенсаторные умения. Допущены отдельные произносительные, лексические и грамматические ошибки, не препятствующие коммуникации. |
9 |
Коммуникативная задача решена полностью. Диалогическое высказывание соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме, характеризуется быстротой реакции. Учащийся умеет инициировать и поддерживать беседу. В высказывании выражено свое отношение к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые в репликах языковые и речевые средства соответствуют ситуации / теме / проблеме и варьируются в пределах изученного материала. Для оформления реплик используются речевые клише. Количество реплик соответствует программным требованиям. В случае необходимости в общении используются компенсаторные умения. Допущены единичные произносительные, лексические и грамматические ошибки, не препятствующие коммуникации. |
10 |
Коммуникативная задача решена полностью. Диалогическое высказывание соответствует предложенной ситуации / теме / проблеме, характеризуется быстротой реакции. Учащийся умеет инициировать и поддерживать беседу. В высказывании выражено свое отношение к обсуждаемой теме / проблеме. Используемые в репликах языковые и речевые средства соответствуют ситуации / теме / проблеме и варьируются в пределах изученного материала. Для оформления реплик используются речевые клише. Количество реплик соответствует программным требованиям. В случае затруднений в общении используются компенсаторные умения. Допущены единичные произносительные ошибки, не препятствующие коммуникации. |
Оценка сформированности умений письменной речи. Критерии оценки
• соответствие письменного высказывания коммуникативной задаче;
• логичность, последовательность и связность письменного высказывания;
• выбор языковых и речевых средств в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• разнообразие используемых языковых и речевых средств (в пределах продуктивного языкового минимума, определяемого программой);
• лексико-грамматическая и орфографическая правильность письменного высказывания;
• объем письменного высказывания (в соответствии с программными требованиями).
Шкала оценки сформированности умений письменной речи
Отметка |
Показатели оценки результатов учебной деятельности |
1 |
Коммуникативная задача не решена. Письменное высказывание сводится к отдельным словам и словосочетаниям. |
2 |
Коммуникативная задача не решена. В высказывании отсутствуют логика и связность. Используемые языковые и речевые средства не соответствуют коммуникативной задаче. Объем высказывания значительно ниже программных требований. Допущено значительное количество различных ошибок, препятствующих коммуникации. |
3 |
Коммуникативная задача решена частично. В высказывании отсутствуют логика и последовательность изложения. Оно носит незавершенный характер. Используемые языковые и речевые средства часто не соответствуют решаемой коммуникативной задаче. Объем высказывания значительно ниже программных требований. Допущено значительное количество орфографических, лексических и грамматических ошибок, затрудняющих коммуникацию. |
4 |
Коммуникативная задача решена частично. В высказывании значительно нарушены логика и последовательность изложения. Оно носит незавершенный характер. Используемые языковые и речевые средства не всегда соответствуют решаемой коммуникативной задаче. Объем высказывания ниже программных требований. Допущен ряд орфографических и лексических ошибок и значительное количество грамматических ошибок, затрудняющих коммуникацию. |
5 |
Коммуникативная задача решена не полностью. В высказывании значительно нарушена логика и последовательность изложения. Используемые языковые и речевые средства не всегда соответствуют решаемой коммуникативной задаче, они недостаточно разнообразны. Объем высказывания ниже программных требований. Допущен ряд орфографических, лексических и грамматических ошибок, частично влияющих на коммуникацию. |
6 |
Коммуникативная задача в основном решена. Высказывание носит завершенный характер, но имеются нарушения логики и последовательности изложения. Используемые языковые и речевые средства не всегда соответствуют решаемой коммуникативной задаче, они недостаточно разнообразны. Используемые связующие элементы не всегда адекватны. Объем |
|
высказывания соответствует программным требованиям. Допущен ряд орфографических, лексических и грамматических ошибок, частично влияющих на коммуникацию. |
7 |
Коммуникативная задача решена относительно полно. Высказывание носит завершенный характер, но имеются незначительные нарушения логики, связности и последовательности. Используемые языковые и речевые средства в основном соответствуют решаемой коммуникативной задаче, но их разнообразие ограничено. Используемые связующие элементы в основном адекватны. Объем высказывания соответствует программным требованиям. Допущены отдельные орфографические, лексические и грамматические ошибки. |
8 |
Коммуникативная задача решена относительно полно. Высказывание носит завершенный характер, построено логично и последовательно. Используемые языковые и речевые средства соответствуют решаемой коммуникативной задаче и варьируются в пределах изученного материала. Используемые связующие элементы в основном адекватны. Объем высказывания соответствует программным требованиям. Допущены отдельные орфографические, лексические и грамматические ошибки, не препятствующие коммуникации. |
9 |
Коммуникативная задача решена полностью. Высказывание построено логично и связно и имеет завершенный характер. Используемые языковые и речевые средства соответствуют решаемой коммуникативной задаче и варьируются в пределах изученного материала. Используются адекватные связующие элементы. Объем письменного высказывания соответствует программным требованиям. Допущены единичные орфографические и грамматические ошибки, не препятствующие коммуникации. |
10 |
Коммуникативная задача решена полностью. Высказывание построено логично и связно и имеет завершенный характер. Используемые языковые и речевые средства соответствуют решаемой коммуникативной задаче и варьируются в пределах изученного материала. Используются адекватные связующие элементы. Объем письменного высказывания соответствует программным требованиям. Допущены единичные орфографические ошибки, не препятствующие коммуникации. |
№ п/п |
Название тем курса
|
Всего часов |
Содержание занятия и виды деятельности учащихся |
1. 2. |
Что такое культура речи? |
2 |
Понятие "культура речи". 2 уровня речевой культуры. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М.Пешковского. Беседа. Сопоставление плана, тезисов и конспектов статей. |
3. 4. |
Задача культуры речи. |
2 |
4 основных аспекта понятия культуры речи. Лекция, тренировочные упражнения. |
5. 6. 7. |
Типы речевой культуры. |
3 |
10 типов речи. Диалог с собой. Составление плана. Подбор материала. |
8. |
Особенности устной публичной речи. |
1 |
Термин "ораторская речь", "публичная речь". Беседа. |
9. 10. |
Оратор и его аудитория. |
2 |
Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора. Работа со словарѐм. Коллективная работа в группах. |
11. 12. |
Ораторское искусство России |
2 |
Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачѐва, М.Ломоносова, М.М.Сперанского. Подбор материала. |
13. 14. |
Произносительные нормы русского языка. |
2 |
Термин "орфоэпия".Основные черты русского литературного произношения. Классификация стилей. Выполнение игровых упражнений. |
15. 16. |
Требования к правильной речи. |
2 |
Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи. Высказывание своей точки зрения. |
17. 18. |
Интонация. |
2 |
Интонация как семантикостилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики. Тренировочные упражнения. |
19. 20. |
Ударение. |
2 |
Синтагматическое членение предложения и логическое ударение. Работа с карточками над синтагматическим ударением. Упражнения с текстами, |
|
|
|
скороговорками. |
21. 22. |
Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. |
2 |
Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Беседа по вопросам. |
23. 24. |
Правила художественной декламации. |
2 |
Задачи, цели декламации. Беседа. Чтение стихотворений и отрывков прозаических отрывков. |
25. 26. |
Словарный состав русского языка. |
2 |
Упражнения в выявлении лексических пластов художественных произведений. Подготовка докладов. |
27. 28. 29. |
Выразительность русской речи. |
3 |
Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Выполнение тестовых заданий. |
30. 31. |
Благозвучие. |
2 |
Важное свойство устной речи. Практикум. Исправление ошибок в сочинениях учащихся. |
32. 33. |
Этикетные формулы русского языка. |
2 |
Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка. Составление памяток. Подбор материала. Игровые задания. |
34. 35 |
Итоговые занятие в форме конференции учащихся. |
2 |
Подведение итогов работы кружка. |
Содержание программы
1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского,
С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.
Форма занятия: викторина.
2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.
Форма занятия: лекция.
3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека .
Форма занятия: проект.
4. Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь.
Форма занятия: беседа.
5. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора.
Форма занятия: турнир.
6. Ораторское искусство России. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачѐва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского.
Форма занятия: устный журнал.
7. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей.
Форма занятия: игра.
8. Требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи.
Форма занятия: интерактивный опрос "микрофон".
9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке. Основные принципы риторики.
Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.
10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение.
Форма занятия: практическая.
11. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Информативная насыщенность. Логичность речи. Точность и ясность речи. Чистота речи.
Форма занятия: дискуссия.
12. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации. Форма занятия: беседа.
13. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений.
Форма занятия: семинар.
14. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. Форма занятия: лекция, тест.
15. Благозвучие. Важное свойство устной речи.
Форма занятия: практикум.
16. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка.
Форма занятия: ролевая игра.
17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.
Список литературы
Бердникова ЕД., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.
Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.
Колесов ВЗ. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.
Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.
Милаславский И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.
Норман Б.Х. Язык — знакомый незнакомец. — Минск., 1987.
Розенталъ Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.
Скворцов ЛЛ. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.
АкишинаАЛ.,Формановская Н.И. Этикет русского письма.—М., 1981.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб, завел. — М., 2006.
ВведенскаяЛА. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
Введенская Л А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону 2001.
ГойхманОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма — Л 1978. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М.. 1994.
Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.
Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.
Минеева СЛ. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.
Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М., 1994.
Розентпалъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.
Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.
Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.