Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В кружок «Веселый мяч” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивнооздоровительному направлению
кружок «Веселый мяч»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа кружка «Веселый мяч» разработана в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от
29.12.2012, Уставом школы, на основе Комплексной программы физического
воспитания учащихся 1 4 классов (В.И.Лях, А.А.Зданевич – М. Просвещение,
2010); Образовательной программы и учебного плана МБОУ средней школы №8 на
20162017 учебный год.
1 Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся
посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой
являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к
здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.
Задачи программы:
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, умения
контролировать своё поведение;
укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
развитие активности, настойчивости, решительности, творческой инициативы,
общей выносливости, силы и гибкости, овладение школой движений;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к
товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, стремления к
совершенству;
Содействие развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления) в
ходе двигательной деятельности
II Общая характеристика содержания программы кружка «Веселый мяч»
Кружок “Веселый мяч ” входит во внеурочную деятельность по направлению
спортивнооздоровительное развитие личности / для учащихся начальной школы/.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это
способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом,
формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности,
любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм
заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с
учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся
автоматически выполнять действия, подчиненные какомуто алгоритму.Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это
неотъемлемая часть любой национальной культуры. В кружок «Веселый мяч”
вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также
интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как:
внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему
развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и
психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции,
ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость,
коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные УУД:
1)принимать и сохранять поставленную задачу;
2)планировать(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
3) адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,
искать их причины и пути преодоления;
Познавательные УУД:
1)осознавать поставленную задачу;
2)понимать информацию, устанавливать причинноследственные связи, делать
обобщения, выводы;
Коммуникативные УУД:
1)вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе,
соблюдая правила этикета;
2)Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать
собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3)осуществлять совместную деятельность в командах с учётом конкретных учебно
познавательных задач
Предметные результаты:
1)формирование первоначальных представлений о значении спортивно
оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы исоциализации в обществе.
2)овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки,
подвижные игры и т.д.)
Ценностные ориентиры:
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она
необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий
великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным
средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их
быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве,
желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По
содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они
вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических
процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени
развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению
сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания,
восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают
произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание,
усидчивость).
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие
психических процессов, подвижные игры, спортивные игры
III Место учебного предмета в учебном плане
Программа кружка «Веселый мяч» в 1х и 4х классах рассчитана на 34 часа в каждой
параллели.
Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных
ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам
спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными
предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в
любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарногигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в
школе;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьмиФормы занятий:
беседы
игры
элементы занимательности и состязательности
Алгоритм работы с подвижными играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Требования ФГОС. Планируемые результаты.
Дети должны знать:
О способах и особенностях движения и передвижений человека;
О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о
способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования
закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Уметь:
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные навыки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
отвечать за свои поступки;
находить выход из стрессовых ситуаций.
Материальнотехническое обеспечение:
Спортивный зал;
Маты;
Гимнастические скамейки;
Мячи, обручи, кегли, прыгалки.Тематическое планирование.
Кружок «Веселый мяч» 4 класс
№
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
Тема
Виды учебной деятельности
Мир движений. Разучивание
специальных упражнений с мячом.
Игра «Стоп!»
формирование представления о мире
движений, их роли в сохранении
здоровья.
Беседа: «Красивая осанка».
Специальные упражнения с мячом.
Игра «Перестрелка», «Стоп!»
формирование правильной осанки,
развитие навыков бега
Выбираем бег.«Кто быстрее?»,
«Сумей догнать»
развитие скоростных качеств,
ловкости
Сила нужна каждому.«Кто
сильнее?», «Салки со стопами,
«Удочка с прыжками»
развитие силы и ловкости
Весёлая скакалка, игры «Медведь
спит», «Удочка».
развитие ловкости и внимания
Сила нужна каждому. «Очистить
свой сад от камней»,
развитие выносливости и силы
Скакалочкавыручалочка.«Удочка с
приседанием»,
развитие силы
Ловкая и коварная гимнастическая
палка.«Ноги выше от земли»,
«Выбегай из круга»
развитие быстроты и ловкости
Команда быстроногих «Гуси –
лебеди»,«Лиса и куры»,
развитие силы и ловкости
Выбираем бег. «Кто быстрее?»,
«Сумей догнать»
развитие скоростных качеств,
ловкости
Метко в цель.«Метко в цель»,
развитие меткости и координации13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
«Салки с большими мячами»
движений
Путешествие по островам.«Назови
имя», «Бездомный заяц», Лягушки в
болоте»
Развиваем точность
движений.«Вращающаяся скакалка»,
«Подвижная цель». «Воробушки и
кот»
«Бездомный заяц», «Подвижная
цель».
развитие меткости и координации
движений
развитие глазомера и точности
движений
развитие выносливости и ловкости
«Охотники и утки», «Перестрелка».
развитие выносливости и быстроты
Удивительная пальчиковая
гимнастика.«Метание в цель»,
«Попади в мяч»
развитие ловкости и быстроты
Развитие выносливости. "Бездомный
заяц», «Лошадки»
развитие выносливости, быстроты и
реакции
Развитие реакции. «Пустое место»,
«Часовые и разведчики»
развитие быстроты, скорости
Разучивание элементов игры
«Пионербол»
развитие быстроты, скорости,
реакции
Разучивание элементов игры
«Пионербол»
развитие быстроты, ловкости
Знакомство с разметкой площадки,
правила игры «Пионербол»
развитие быстроты, ловкости,23
Правила игры «Пионербол», игра по
упрощенным правилам
развитие скоростных качеств ,
ловкости
24
25
26
27
28
29
30
31
32
«Третий лишний» игра, », игра «Пионербол» по
упрощенным правилам
развитие скоростных качеств ,
ловкости
Упражнение « Высокие деревья». Подвижные
игры: «Кузнечики», «Лошадки». Игры по выбору
(футбол, «высекалы»).
Упражнение «Боксёры».
Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры:
«Ловишки», «Круговая лапта».
Прыжки, подвижные игры.
Эстафеты. Развитие скоростно
силовых способностей.
Подвижные игры. Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
способностей
Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда».
Метание набивного мяча. Эстафета с прыжками с
ноги на ногу.
Самостоятельные игры: футбол, прыжки через
скакалку, «классики».
Бег с преодолением препятствий. Эстафета с
прыжками.
Самостоятельные игры: футбол, прыжки через
скакалку, «классики».
Игра «Мышеловка», «У медведя во бору».
Круговая эстафета. Упражнения с набивным
мячом. Самостоятельные игры.
Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки».
Эстафета «Сбор урожая».
Соревнования по подвижным играм.
«Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши».
Игры по выбору.
Разучивание игры «Прыгай выше и дружнее».
Метание малого мяча.
Весёлые старты.
Подвижные игры. Метание малого
мяча в горизонтальную и
вертикальную цель . Метание
набивного мяча. Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
способностей
Равномерный бег. Преодоление
малых препятствий. Развитие
выносливости. Игры Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
способностей.
Подвижные игры. Метание
набивного мяча. Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
способностей
Равномерный бег. Чередование
ходьбы и бега Преодоление малых
препятствий. Развитие
выносливости. Игры Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
способностей.
Подвижные игры. Эстафеты.
Развитие скоростносиловых
способностей
Подвижные игры. Метание малого
мяча в горизонтальную и
вертикальную цель. Весёлые
старты.33
34
Весёлые старты.
«Ловишки с приседанием». Игры с мячом по
выбору.
Подвижные игры, эстафеты.
Развитие глазомера, выносливости,
скоростносиловых способностей.
Подвижные игры. Развитие
глазомера, выносливости,
скоростносиловых способностей