Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
обществознание
8 кл
24.09.2019
Мой внутренний мир восьмиклассников. Духовно - нравственное воспитание..Поведение в семье, личностные качества ребёнка. Об ошибках воспитания своего внутреннего мира. Привитие личностных качеств..уважение..любовь..жалость..доброта.. О доброте и зле своих поступков. прощать и просить прощение у взрослых. Мораль и чувство вины ..Солидарность. ученик и учитель их взаимоотношения..
8.docx
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема духовнонравственного воспитания в условиях современного
общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров,
обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным
последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и
наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В
Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России
определѐн современный национальный воспитательный идеал.
Это
компетентный гражданин России,
высоконравственный,
принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации. Работа по духовнонравственному воспитанию должна начинаться
в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и
правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском
коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои
знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает
переход внешних моральных требований во внутренние.
творческий,
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных
ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека
отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними
побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких
взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного
воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного
гражданина России.
направлений
Программа обеспечивает реализацию одного из
духовнонравственного воспитания и развития: воспитание нравственных
чувств и этического сознания школьника. Программа рассчитана на учащихся
6 – 9 классов, срок реализации 4 года: 35 часов в год (1 час в неделю) в 6 – 8
классах, 34 часа в год (1 час в неделю) в 9 классе. Всего – 139 часов.
Внеурочные занятия «нравственное воспитание» должны быть
эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать
в себя игровые элементы.
Необходимо использовать материалы художественной литературы, яркую наглядность и электронные ресурсы. В
качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок,
прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех,
кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника,
его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения,
объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы
пробудить у ребѐнка интерес к внутреннему миру человека, заставить
задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для нравственного совершенствования личности
обучающихся, формирования социального опыта младших подростков,
включение в проектную деятельность.
Задачи:
2.
1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей,
проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения,
демонстрации своего мнения окружающим.
Способствовать формированию у младших подростков культуры
общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга,
находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке
зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные
контраргументы.
Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей.
Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным
опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего
поколения – родителей, учителей.
3.
4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим
поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными
ценностями.
5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг
друга.
6. Включать детей в проектную деятельность. Реализация программы
предполагает формирование первоначального представления о базовых
ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед,
экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературномузыкальные
композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
7.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Программа духовнонравственного развития и воспитания реализуется
по нескольким направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и
основано на системе базовых национальных ценностей.
• представления об институтах гражданского общества, о
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о политическом устройстве
Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества,
о его важнейших законах;
возможностях участия граждан в общественном управлении;
• интерес к общественным явлениям, понимание активной роли
человека в обществе;
• ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; •
начальные представления о народах России, об их общей
исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
• элементарные представления о национальных героях и важнейших
событиях истории России и еѐ народов;
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи,
своего города; • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу,
России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на
улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни:
• представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли
образования,
• представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли
образования, труда и значении творчества в жизни человека и
общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учѐбе как виду творческой деятельности;
• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и
общества;
• навыки коллективной работы, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других
людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учѐбе,
небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в населѐнном пункте, в общественных
местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли
традиционных религий в развитии Российского государства, в
истории и культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим; • установление дружеских взаимоотношений в коллективе,
основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• бережное, гуманное отношение ко всему живому;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение
пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым,
аккуратным;
• стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть
упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
• представления о возможном негативном влиянии на морально
психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,
телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей,
членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• элементарные представления о единстве и взаимовлиянии
различных видов здоровья человека: физического, нравственного
(душевного),
социальнопсихологического (здоровья семьи и
школьного коллектива);
• элементарные представления о влиянии нравственности человека
на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к вредным привычкам.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде:
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам
жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях:
• представления о душевной и физической красоте человека; • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение
видеть красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
5. ПРИНЦИПЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Программа составлена на основе следующих принципов
духовнонравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность,
совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива,
социальной группы, общества, высшая норма нравственных
отношений, превосходная степень нравственного представления о
должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно
организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными
ориентирами человеческой жизни,
духовнонравственного и
социального развития личности. Аксиологический принцип. Ценности
определяют основное содержание духовнонравственного развития и
воспитания личности школьника. Принцип следования нравственному
примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного
воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности
должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный
опыт ребѐнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нѐм
нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений,
продемонстрировать ребѐнку реальную возможность следования
идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым
другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте
преобладает образноэмоциональное восприятие действительности,
развиты механизмы подражания,
способность к
идентификации. Принцип диалогического общения. В формировании
ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение
эмпатии, родителями
ребѐнка со
значимым взрослым.
внеучебной,
(законными
школьников со сверстниками,
представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла
жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим
человеком,
Принцип
полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс
развития и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомернодеятельностный характер.
Учащийся включѐн в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной
активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко
противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип
системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовнонравственное развитие обучающихся и
поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя
организацию учебной,
общественно значимой
деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их
духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на
основе воспитательных идеалов и ценностей. Перечисленные
принципы определяют концептуальную основу уклада школьной
жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаѐт ему жизненную,
социальную, культурную, нравственную силу педагог.
6.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Форма организации работы по программе в основном –
коллективная, а также используется групповая и индивидуальная
формы работы.
Теоретические занятия:
• беседы; лекции, дискуссии;
• классный час; час общения;
• литературномузыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• классные собрания.
Практические занятия:
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ • викторины;
• интеллектуальнопознавательные игры;
• трудовые дела;
• тренинги;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества,
музыкальных вечеров;
• сюжетноролевые игры;
• проект и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков
общения в совместной деятельности, проявлению их личностных
качеств.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников
как направление духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих
ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта
эмоциональноценностного постижения действительности и
общественного действия в контексте становления идентичности
гражданина России.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым
и П.В. Степановым.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной
жизни человека;
о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового
образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх;
о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки
социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о
правилах проведения исследования. 2. Результаты второго уровня
(формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных
отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,
труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. 3.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности
с другими детьми. С переходом от одного уровня результатов к другому
существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне
воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как
учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на
втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных
нравственно ориентированных поступков; на третьем уровне создаются
необходимые условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими
элементов опыта нравственного поведения и жизни. Переход от одного уровня
воспитательных результатов к другому должен быть последовательным,
постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации школьников. Достижение трѐх уровней воспитательных
результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ
российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей,
развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально
психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к
людям и обществу и т. д. Мониторинг результатов духовнонравственного
развития и воспитания обучающихся основной школы Программа
мониторинга рассчитана на ежегодное исследование, целью которого является
отслеживание динамики уровня сформированности духовнонравственного
развития и воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО.
Периодичность проведения – ежегодно в начале года «входная» и конце года
итоговая. Объект исследования – уровень сформированности
духовнонравственного развития обучающихся основной школы. Предмет
исследования – процесс психологопедагогического сопровождения духовно
нравственного развития обучающихся. Инструментарий мониторинга
представляет собой совокупность анкет, применение которых позволит
получить комплексную оценку уровня духовнонравственного развития и воспитания школьников. Мониторинг проводится классным руководителем.
При этом используется методика «Оценка уровня сформированности
нравственных качеств и развития социального опыта младших подростков»,
разработанная на основе опросника П.В. Степанова. Эта методика позволяет
создать «Диагностическую карту» класса и определить «Коэффициент уровня
сформированности нравственных качеств и развития социального опыта
обучающегося». Также оценка и коррекция развития личностных качеств
обучающихся в духовнонравственном направлении осуществляется в ходе
постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Мониторинг обучающихся представлен: Портфель (личные достижения);
Анкета для обучающихся; Анкета для родителей.
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Рабочая программа внеурочной деятельности по теме: "Мой внутренний мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.